Консультация для родителей подготовка детей к детскому саду

Обновлено: 07.07.2024

Для большинства родителей вопрос о том, отдавать ли ребенка в детский сад, даже не стоит. Это решение естественное и рациональное. Чем раньше малыш социализируется и научится взаимодействию в коллективе, тем легче ему будет в дальнейшей жизни. Кроме того, для современных молодых мам рождение ребенка не означает отказ от карьеры и возможности самореализации. После того как малышу исполнится 3 года, они готовы вновь выйти на работу.

Но посещение детского сада − все же новый этап в жизни как ребенка, так и его родителей. Им необходимо подготовить ребенка к детскому саду заранее, чтобы ускорить и облегчить процесс его дальнейшей адаптации.

Когда начинать подготовку ребенка к детскому садику

Уже к 2 годам ребенок приобретает некоторую независимость от мамы и других взрослых. Он интенсивно развивается и готов к тому, чтобы самостоятельно удовлетворить некоторые свои потребности. К этому времени дети начинают отказываться от помощи во время еды, умывания, делают попытки самостоятельно одеваться.

Учитывая, что маме придется выйти на работу сразу после того как ребенку исполнится 3 года, отдать его в детский сад лучше за 3-4 месяца до этого события. Поэтому подготовка к детскому саду должна начаться заранее, хотя бы с 2-х лет.

В это время родители, как правило, уже точно знают, отдадут ли они ребенка в детский сад. Поэтому подготовка малыша будет вестись систематически и планомерно. За счет этого разлука с мамой и необходимость выполнять требования дисциплины, установленные в группе, не станут для него стрессом.

  • Он будет находиться среди незнакомых людей и рядом не будет никого из родных.
  • Многое ему предстоит делать самостоятельно, хоть воспитатели и будут готовы прийти на помощь.
  • Если дома малыш находился в центре внимания, в детском садике он окажется одним из многих.
  • Расширяется круг общения, ребенок становится членом коллектива, и ему потребуется умение взаимодействовать с другими людьми.
  • Незнакомая ранее женщина – воспитатель – становится тем человеком, которого нужно будет слушаться и чьи указания нужно будет исполнять.
  • Теперь ребенку потребуется строго соблюдать режим дня: играть, заниматься, гулять, есть и спать по установленному для всех расписанию.

Каждая из перечисленных проблем – направление подготовки ребенка к детскому садику. Чтобы минимизировать неизбежный стресс, перед тем как отдать малыша в детский сад, ему нужно будет привить:

  • начальные понятия о дисциплине и режиме дня;
  • умение бесконфликтного общения с другими детьми;
  • навыки самообслуживания;
  • умение внятно рассказать о своих потребностях.

Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Прежде всего сами родители должны воспринимать посещение детского садика не как неизбежное зло и повод для тревоги, а как следующий этап развития малыша. Если есть возможность выбора дошкольного учреждения, воспользуйтесь ею, посетив несколько садиков и почитав отзывы родителей. Это поможет и вам избавиться от неизбежных страхов, снизить чувство тревоги, вселит уверенность, что вы выбрали для малыша самый лучший и подходящий вариант.

Поэтому, когда вы начнете рассказывать крохе о том, что настанет день, и он будет ходить в детский сад, ваши слова будут искренними и убедительными. И даже если какие-то сомнения и тревоги у вас остались, делиться ими в присутствии ребенка не следует.

Рассказывайте малышу о том новом и интересном, что ждет его. Поскольку потребность в общении с подобными себе заложена в природе человека, возможность играть с другими детьми станет для ребенка хорошим стимулом. Рассказывайте о том, как вместе с другими ребятами они будут гулять, есть, спать, заниматься с воспитателем, как это будет весело и интересно. При этом подчеркивайте, что расписание дня едино для всех детей и ему нужно будет подчиняться, выполняя просьбы и указания воспитателя.

Подчеркивайте, что ходить в детский сад малыш будет только днем, а вечером его будут забирать мама или папа. Говорите с ним о том, что он растет и постепенно взрослеет. Что у взрослых есть обязанность ходить на работу, а у детей – ходить в детский сад, чтобы не оставаться дома одним, а ждать родителей вместе с другими ребятами в детском саду.

В беседах с другими взрослыми в присутствии ребенка упоминайте о том, что скоро ему уже предстоит пойти в детский сад. Пусть он воспринимает это как повод для гордости и похвалу. Подчеркивайте, что вы вместе с малышом готовитесь к этому событию, – учитесь самостоятельности, следуете режиму дня.

Как правило, даже если в семье не принято придерживаться определенного режима, для малыша его устанавливают с первых дней жизни. Но если дневной сон проблемой не является, то просыпается и ложится ребенок в семье обычно позже, чем это предусмотрено режимом дня, установленным в детских садах. Приведите его дневное расписание в соответствие с тем, которого он будет придерживаться в группе. Это поможет избежать нервных срывов и позволит малышу легче воспринимать смену обстановки.

Приучайте ребенка к тому, что мама не всегда должна быть рядом. Постепенно увеличивайте время, выделяемое для самостоятельных занятий. К трем годам он должен уметь оставаться, хоть и под присмотром, но один. Выделите ему специальный столик, за которым он будет рисовать, лепить, раскрашивать картинки.

Засыпать ребенок тоже должен сам, не нужно его убаюкивать и укачивать – в детском садике воспитатели этим заниматься не будут.

Поможет малышу быстрее адаптироваться и игра в детский сад. К ней можно привлекать и других детей, например, соседских или тех, что пришли к вам в гости со своими родителями. При этом воспитателем можно назначить самого малыша или кого-то из ребят, а родители, пожелавшие принять участие в игре, будут исполнять роли детей.

Как научить ребенка общению со сверстниками и воспитателем

Если у вас много родственников и друзей, которые часто бывают в доме, проблем с общением у ребенка будет меньше. Но в любом случае научиться взаимодействовать с другими детьми малыш сможет, посещая детские площадки, специальные развивающие занятия и даже оставаясь под присмотром воспитателей детских комнат в торговых центрах.

Используйте все возможности, чтобы он постепенно привыкал оставаться без мамы и не паниковал, когда ее заменяет другой взрослый. Для этого можно договориться с подругой и на некоторое время оставлять малыша у нее. Еще лучше, если это будет ваша знакомая, у которой тоже есть маленькие дети.

Научите ребенка своевременно обращаться за помощью к взрослым, если у него возникли трудности. Он не должен стесняться сообщать о своих потребностях, в том числе физиологических. Но он должен понимать, что не каждый раз воспитатель сможет сразу же среагировать на его просьбу, ведь остальные дети в группе тоже требуют внимания.

Приучайте кроху чувствовать себя членом коллектива, даже если этот коллектив – ваша семья. Пусть он принимает участие в распределении обязанностей по дому, например, поручите ему поливать цветы или насыпать корм кошке. Не лишайте его удовольствия посидеть со всеми за столом во время обеда, играйте вместе с ним в командные игры, привлекая к этому и гостей.

Что ребенок должен уметь до того, как пойти в детский сад

Научите его аккуратно пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашек и стаканов, не обливаясь. Он должен уметь пользоваться бумажными салфетками и носовым платком, вытирать руки и лицо, запачканные во время еды.

Подготовка ребенка к садику предполагает и владение основными навыками личной гигиены. Ребенок должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы. Выработайте у него полезную привычку мыть руки перед каждым приемом пищи. Важное умение – пользоваться горшком. Этому малыша нужно учить уже после того, как ему исполнится 1 год.

Позаботьтесь о том, чтобы, когда он пойдет в детский сад, у него была одежда и обувь на липучках, молниях и резинках, которую удобно надевать самому. Научите его самостоятельно снимать и надевать штанишки перед и после пользования горшком или унитазом со специальным детским сиденьем.

Интеллектуальное развитие ребенка перед детским садиком

Подготовка к детскому садику заключается и в том, чтобы малыш был подготовлен интеллектуально к общению со сверстниками и воспитателями. Если он будет отставать в развитии, ему будет просто неинтересно посещать свою группу.

Уже в 2-3 года дети способны воспринимать сюжет сказки или стихотворения, пересказывать его своими словами. Даже если у мамы нет много времени на то, чтобы читать крохе книжки, ему всегда можно проставить для прослушивания аудиоспектакль или сказку, соответствующие его возрасту.

Закаляйте ребенка перед детским садом

В большинстве случаев малыш, после того как пойдет в садик, начинает чаще болеть. Как правило, это простудные или инфекционные заболевания. Поэтому те несколько месяцев, что есть у родителей на подготовку к садику, стоит посвятить укреплению здоровья и иммунитета ребенка.

С этой целью позаботьтесь о том, чтобы все необходимые прививки малышу были сделаны как минимум за 2-3 месяца до того, как он начнет ходить в садик. После прививок иммунитет ребенок снижается, и это позволит восстановить его заблаговременно.

Обеспечьте ему полноценное и здоровое питание, исключите из рациона сладости, фаст-фуд, чипсы и пр. В меню малыша должны присутствовать натуральные каши, мясо, рыба и большое количество овощей. Блюда всегда должны быть свежеприготовленными. Избегайте давать ребенку жареную пищу – только отварные продукты или приготовленные на пару.

По утрам делайте с ним зарядку, вечером обливайте холодной водой, постепенно понижая ее температуру. Спать, даже в холодную погоду, ребенок должен при открытой форточке – просто контролируйте, чтобы он не раскрывался. Гулять с ним тоже нужно каждый день, не менее часа. И не слишком укутывайте его, чтобы на прогулке он смог нормально двигаться и не перегревался.

Выводы

Если ребенка с первых лет жизни родители приучают к самостоятельности и если для него в семье установлен распорядок дня, подготовка к детскому саду не вызовет никаких особых затруднений, да и адаптация малыша к новым условиям пройдет быстрее.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Этот вопрос волнует многих родителей, но к сожалению, его задают слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации (привыкания).

Физическое и психическое состояние у маленьких детей тесно взаимосвязаны между собой, поэтому трудное течение адаптации может сопровождаться болезнью.

Родители, как правило, винят Д.О.У., не предполагая, что причина – в их педагогической неосведомлённости, незнании, как правильно готовить детей к поступлению в Д.О.У., так как рассказы о Д.О.У. и наблюдения за детьми лишь внешняя сторона подготовки ребёнка.

Положительные стороны посещения ребёнком Д.О.У. заключается в том, что здесь более квалифицированно и последовательно, по определённой программе осуществляется всестороннее воспитание детей, имеются специальное оборудование (гимнастическое и другое), разнообразные пособия; как правило, не возникает проблем

с питанием. В коллективе сверстников дети едят с завидным аппетитом. Они более самостоятельны, рано овладевают посильными навыками самообслуживания.

Музыкальные занятия, проводимые подготовленным педагогом, способствуют их успешному эстетическому развитию.

В условиях общественного воспитания ребята привыкают уступать друг другу игрушки, оказывать помощь при одевании, раздевании и т.д.

Таковы только некоторые из достоинств воспитания в Д.О.У., не говоря уже о выигрыше родителей во времени, которое высвобождается благодаря Д.О.У. для их учёбы, работы, культурного проведения досуга (особенно для домохозяек). А всё это обогащает духовную жизнь семьи, способствует спокойному, дружественному микроклимату, важному как для самих родителей, так и для ребёнка.

Вместе с тем в группе Д.О.У., где на одного воспитателя приходится 15 –20 и более детей, каждому ребёнку не может быть уделено столько внимания, сколько он получает дома. Ничто не заменит ребёнку и родительскую ласку, теплоту, любовь, которые так важны для формирования личности. Семья даёт ребёнку много такого, чего не может в полной мере обеспечить Д.О.У.

Учитывая всё сказанное, мы настоятельно рекомендуем молодым родителям не бояться трудностей адаптационного периода; заранее готовя ребёнка к поступлению в детский сад, ясли, можно избежать их.

В чём должна состоять эта подготовка?

Прежде всего - во всестороннем воспитании ребёнка: физическом, умственном, нравственном, эстетическом, осуществляемом с учётом его возрастных особенностей и возможностей.

Необходимо с первых дней жизни ребёнка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, разумно одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха. Ни в коем случае не перегревать, не кутать, широко использовать для закаливания организма такие природные факторы, как вода, свежий воздух. С грудного возраста проводить воздушные ванны, обтирания и обливания. Взять за правило в любую погоду (кроме сильных морозов и проливных дождей) по несколько часов гулять с ребёнком. Массаж и гимнастика на первом году жизни, позднее физкультурные упражнения, достаточная двигательная активность ребёнка: ходьба с преодолением небольших препятствий, а затем бег, развитие таких движений, как лазанье, метание и других, - всё это будет способствовать укреплению здоровья ребёнка, предохранит от простудных заболеваний, снизит их вероятность в адаптационный период.

Надо позаботиться и о формировании навыков и привычек, в частности связанных с едой, научить ребёнка есть самостоятельно (с полутора лет), пить из чашки, пользоваться салфеткой.

Если малыш приучен засыпать при укачивании с соской, надо ещё до поступления в детский сад отучить его от этого.

Младшие дети уметь должны пользоваться горшком, а постарше – унитазом, при этом с учётом пола ребёнка.

Формируя у ребёнка познавательную активность, любознательность, игровые умения, родители помогут ему быстрее сориентироваться в группе при поступлении в детский сад, воспитателю же будет нетрудно заинтересовать ребёнка игрушками, вовлечь в игру или занятие. А это отвлечёт его от мыслей о родных, успокоит в момент расставания, поможет интересно и содержательно провести день.

Немаловажное значение имеет развитие речи. Ребёнок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с воспитателями и детьми, чувствует себя лучше, легче адаптируется, чем ребёнок, не владеющий речью. Но темп развития речи, особенно в первые два – три года жизни, различен, и, если ребёнок слабо владеет речью, это не должно стать препятствием для поступления в детский сад. Занимаясь с малышом, развивайте у него умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, выполнять поручения, рассказывать об увиденном. Следует обратить внимание и на произношение: когда речь ребёнка невнятна, он нервничает от того, что его не понимают.

Родители нередко сужают круг общения маленького ребёнка, ограничивая его членами семьи. Неудивительно, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, боятся посторонних людей. Очень важно уже с первого года жизни приучать ребёнка спокойно относиться к новым людям, постепенно расширять круг общения, не ограничивая его только близкими родственниками. Полезно, если гостья семьи подержит младенца на руках, позабавит его. Сначала лучше в присутствии матери, другого близкого лица. Впоследствии надо оставить малыша на непродолжительное время с новым человеком наедине. Всем своим поведением, улыбкой, словами выразить расположение к тому лицу, в общении с которым родители хотят вовлечь ребёнка. Целесообразно привлекать для этого отзывчивых, эмоциональных людей, способных расположить к себе ребёнка. Постепенно следует расширять круг лиц, вступающих в контакт с ребёнком, увеличивать продолжительность пребывания ребёнка без близких. Пусть его покормят, уложат спать. И уж ни при каких обстоятельствах не следует запугивать малыша чужими дядями и тётями, которые будто бы могут забрать его за непослушание.

Дети, общение которых до поступления в детский сад не ограничивалось близкими, у которых уже имелся опыт общения с более широким кругом людей, легко вступают в контакт со взрослыми в детском саду. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребёнка с окружающей обстановкой в первые же дни посещения им детского сада.

Воспитатель начинает включать ребёнка в игры с другими детьми, формирует навыки обращения с ними. Ребёнок узнаёт и учится выполнять простейшие правила: не отнимать игрушки, обмениваться ими, не нарушать игру других детей, уступать игрушку, играть рядом с другим ребёнком, а затем – и совместно. Побуждать ребёнка к контактам со сверстниками целесообразно только после того, как у него возникнет доверие и расположение к воспитателю.

Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых ещё до поступления имелся опыт общения не только со взрослыми, не являющимися членами семьи, но и со сверстниками. Родители могут помочь ребёнку приобрести такой опыт и необходимые навыки общения, Взаимодействия с другими детьми.

Полезно приглашать детей, с которыми ребёнок играет во дворе, к себе в гости, а также взрослых с детьми. Всё это поможет ребёнку при поступлении в детский сад быстрее и легче вступить в контакты с воспитателями и детьми, освоиться в новой обстановке.

До первого посещения ребёнком детского сада постарайтесь встретиться с воспитателем, расскажите о привычках вашего малыша, о его умениях, опыте общения, вкусах. В первые дни целесообразно приводить ребёнка не на весь день, а на несколько часов, лучше – во вторую половину дня. Тогда ему не придётся обедать и спать в детском саду. Кроме того, к этому времени часть детей заберут домой, и воспитатель сможет уделить ребёнку больше внимания.

Итак, подготовка ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение включает:

1) Укрепление здоровья: проведение закаливающих процедур, прогулки, регулярное проветривание жилых помещений, поддержание оптимального температурного режима в них, развитие двигательной активности, подбор одежды в соответствии с сезоном и температурой воздуха.

2) Формирование опыта и навыков общения со взрослыми и сверстниками.

3) Приучение к режиму дня.

4) Рациональное питание. Приближение домашнего рациона к рациону детского сада

5) Формирование навыков самообслуживания; культурно – гигиенических навыков и привычек.

6) Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.

7) Согласование тактики детского сада и семьи.

Соблюдение перечисленных положений поможет ребёнку безболезненно адаптироваться в детском саду.

Как подготовить ребенка к детскому саду, как пройти через период адаптации к нему, что нужно сделать родителям, чтобы выстроить хорошие отношения с воспитателями, и как помочь малышу подружиться с другими детьми в группе.

Готовим ребенка к детскому саду


Вы решили, что ваш ребенок пойдет в детский сад, и за решением следуют волнения. Для вас, любящих и заботливых родителей, вполне естественно переживать за то, как у малыша пройдет период адаптации, понравятся ли ему группа и воспитатели, сможет ли он привыкнуть к необычному для него меню и научиться чему-то новому и полезному. Конечно, и ребенок, и вы будете скучать друг по другу, особенно в первое время.

Мы расскажем, как легче пережить перемены в жизни, связанные с началом посещения вашим крохой детского сада.

С чего начать подготовку


Начинать морально готовить малыша к детскому саду стоит за некоторое время до первого его посещения, лучше за несколько месяцев. Например, если вы планируете отдать туда ребенка с осени, заговаривать на эту тему можно уже весной. Малышу, психологически не готовому к посещению детского сада, будет трудно адаптироваться к новым условиям, что повлияет на его дальнейшую социализацию.

Приучаем к детскому саду


Возможно, в первые дни вы будете оставлять ребенка только на несколько часов, постепенно увеличивая длительность пребывания. Не торопите события, если малышу понадобится время, чтобы научиться обходиться без вас до самого вечера. Впрочем, некоторые дети сразу готовы проводить большую часть дня в саду, и ваша неуверенность только смутит их.

Поэтому с первого дня следите за поведением и настроением ребенка, когда вы приходите за ним, а также справляйтесь у воспитателей о том, как малыш провел день. Исходите из ваших семейных обстоятельств и психологического состояния ребенка и остановитесь на золотой середине. Большинство детей окончательно адаптируется к новому укладу жизни в течение 1 – 2 месяцев.

  • По окончании рабочего дня, забирая ребенка из сада, старайтесь проводить вечер вместе: готовьте еду, накрывайте на стол, ужинайте вместе всей семьей, почитайте на ночь, посекретничайте перед сном. Пусть малыш видит, что с походом в детский сад в остальной его жизни ничего не изменилось: его все так же любят и так же заботятся о нем.
  • Ваши выходные теперь семейные дни. Хотя бы в первое время. Не перегружайте нервную систему ребенка отлучением его от вас с супругом и на неделе, и на уикенд, запланировав для себя встречи с друзьями, а для вашего чада — посещение бабушки с дедушкой. Придумайте на первые выходные что-то особенно интересное, желанное для малыша, будь то поход в парк аттракционов, изучение энциклопедии доисторических животных или поклейка фосфоресцирующих звезд на потолок в детской.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду. Что ему особенно нравится, что для него оказалось новым, с кем из ребят он готов подружиться, удается ли ему заснуть на тихий час, что вкусного на обед. Вы можете услышать много полезного, ведя простую беседу о разных аспектах детсадовской жизни: как воспитатели обращаются с детьми, что предпринимают, чтобы урегулировать конфликты между ними, разрешают ли не спать во время дневного сна и не есть нелюбимое блюдо.
  • Вы значительно облегчите пребывание своего малыша в детском саду, если будете внимательны к его рассказам по дороге домой и за ужином и по результатам сможете вовремя сообщить воспитательнице, что требовать от вашего чада съесть перловую кашу так же бесполезно, как заставлять его спать в тихий час, а самому малышу подсказать, как вести себя с согруппником, отбирающим у него игрушки.

Посещайте все мероприятия в детском саду: это не только будет лишним поводом испытать гордость за любимое чадо, но и даст последнему уверенность в том, что его жизнь за пределами дома является частью общего семейного пространства, а не существует отдельно от него.

Что делать, если ребенку тяжело отпускать вас


Тяжело уходить от ребенка, если он плачет, расставаясь с вами. Однако вы должны знать, что с высокой долей вероятности он успокаивается вскоре после вашего ухода и не вспоминает (внешне, по крайней мере) о вас до вашего возвращения. Переодеться, руки помыть, завтрак, занятия, потом прогулка — столько дел впереди! На слезы нет ни минуты.

Дайте малышу еще немного времени, чтобы он научился расставаться с вами. Это один из этапов взросления, рано или поздно через него проходят все. И если это случается поздно, то обычно тяготит обоих — и ребенка, и родителя. Если вы уверены, что малыш готов отпустить вас немного дальше от себя (вы же решили, что он в принципе психологически созрел для детского сада), действуйте решительно (однако не бессердечно).

  • Поддерживайте хороший контакт с воспитателями: когда вы приводите ребенка в сад и забираете его, разговаривайте с ними, интересуйтесь поведением вашего малыша, просите их рекомендаций, даже если они уверяют, что все в порядке. Вы строите прочный фундамент уважительных взаимоотношений с людьми, от которых во многом зависит благополучие вашего ребенка. Если малыш видит это, он и сам начнет испытывать к воспитателям больше доверия, что придаст дополнительный позитивный тон его отношению к детскому саду. И ему будет легче вас отпускать.
  • Если малыш привык дома спать с игрушкой, предложите ему одну из домашней коллекции и для детского сада, ту, которой он будет готов в случае необходимости поделиться. Любимую машинку или куклу брать с собой не стоит: на нее могут начать претендовать другие дети, она рискует потеряться или пострадать в ходе конфликта. Это общее правило для садика: ничего ценного, касается ли это игрушек или одежды (праздники, спектакли и прочие торжественные случаи — исключение).
  • Неплохой идеей будет также отнести несколько книг или игрушек (не самых важных) в группу: благодаря привычным вещам обстановка в детском саду станет хоть немного, но ближе к домашней. И наоборот, можно петь песни, которые дети разучивают в группе, читать те же книги, играть в те же игры — это тоже налаживает мосты между домом и садиком и снимает лишнее напряжение с ребенка.
  • Если вы видите, что ребенок безутешен утром, при расставании, и вечером, при встрече, а воспитатели подтверждают, что у него случаются приступы тоски по родителям, стоит подумать над смягчением режима дня. Можно попробовать позже уходить на работу, посвящая часть утра ребенку, навещать его в середине дня или забирать раньше вечером. Если вы отдали малыша в сад не из прихоти, а по семейным обстоятельствам, то все, что вы можете, — это смягчить его вхождение в новый уклад жизни. Обсудите с воспитателями, в какие моменты у ребенка случается упадок настроения и можно ли как-то на них повлиять.Сделайте время, которое вы проводите вместе утром и вечером, насыщенным совместными занятиями, и пусть они будут наполнены теплотой и поддержкой.

Настанет день — и ваш малыш убежит от вас из комнаты с индивидуальными шкафчиками в группу к новым друзьям, едва успев поцеловать маму в щеку. А вы будете вспоминать, как он, всхлипывая, прижимался к вам в самом начале.

Что делать, если родитель сам не готов отпустить ребенка


Если малыш пошел в детский сад в связи с вашим возвращением на работу, первое время окажется непростым и для вас. Вам даже может показаться, что никакие другие занятия на свете не могут сравниться по важности и наполненности с воспитанием ребенка, в чем вы не так уж и неправы. Но вам надо работать, а маленькому человеку необходимо социализироваться, поэтому давайте узнаем, как облегчить расставание с малышом для вас.

  • Имейте на рабочем месте самую любимую фотографию вашего ребенка. Если вы трудитесь не в офисе, держите фото малыша в кошельке, загрузите на рабочий стол мобильного телефона, вложите закладкой в книгу для чтения в дороге.
  • Позвоните в удобное время (тихий час, например) воспитателю в детский сад, если вам была предоставлена такая возможность. Поговорите с ним несколько минут, забирая вечером ребенка, узнайте, чем он занимается на протяжении дня. Скорее всего, вы услышите, что он прекрасно ладит с другими детьми, хорошо ест, помогает следить за порядком в группе и вообще большой молодец.
  • Поговорите с друзьями, коллегами по работе, у кого есть опыт отлучения от ребенка в связи с детским садом. Поспрашивайте, как они справлялись в первое время, что им особенно помогло. Вам нужна эмоциональная поддержка, чтобы пережить разлуку не хуже вашего малыша!
  • Встречайте ребенка вечером приветливо, уверенно и спокойно. Не допускайте, чтобы ваши переживания передались малышу. Обнимитесь, расцелуйте друг друга и приготовьтесь слушать рассказ о событиях прошедшего дня. Про себя скажите, что у вас было много работы, но это не мешает вам продолжать крепко его любить, а его фотография на столе поддерживает невидимую связь между вами.
  • Максимально фокусируйте внимание на позитивных сторонах дела. Ребенок проходит важный этап социализации, все, что он сейчас переживает, чрезвычайно важно для его психического развития. Пусть эта мысль поддерживает вас.

Как ребенку строить отношения с другими детьми


Дети посещают садик не только в силу семейных обстоятельств, но и для лучшей социализации и подготовки к следующему важному этапу — школе. Являясь ближайшим окружением малыша в течение дня, сверстники создают эмоциональный, интеллектуальный и социальный фон, в котором проходит становление личности каждого из них. Если ребенок дерется или кто-то проявляет агрессию по отношению к нему, нужно вовремя учиться справляться с такими ситуациями.

Навыки самоконтроля, которые начинают формироваться в этом возрасте (но будут продолжать развиваться все школьные годы), позитивный настрой, открытость, умение быть гибким, делиться, подстраиваться и договариваться — все эти необходимые качества не раз сослужат добрую службу ребенку, чтобы быть принимаемым другими детьми, считаться хорошим партнером по играм, а со временем и верным другом.

Наконец, способность разбираться в собственных чувствах и уважать чувства окружающих помогут ребенку выстраивать отношения с людьми, основанные на доверии и взаимопонимании, не попадать в ситуации, когда он может оказаться глух к личным потребностям и переживаниям других.

Как родителям строить отношения с воспитателями


Налаженный контакт родителей с воспитателями прямо или косвенно будет влиять на восприятие ребенком детского сада в позитивном ключе. Как выстроить взаимоотношения со взрослыми, фактически заменяющими малышу вас в течение дня?

Возраст, приходящийся на период посещения детского сада, — важнейшая веха в психическом развитии ребенка, этап выработки навыков взаимодействия с социальной средой, закладки основ характера, становления личности. То, как ваш малыш пройдет через все испытания на пути взросления, будет определять дальнейший его успех в жизни и социуме.

Закладывайте основы этого успеха с самого раннего детства, формируя в ребенке способность устанавливать, развивать и поддерживать хорошие социальные связи с другими людьми. Станьте лучшим помощником малышу в его адаптации к внешнему миру. И возможно, сад станет вашим лучшим помощником в воспитании ребенка!


1. Дать ребенку понять, что вы его любите, ноне можете уделять ему все свое время, потому что у вас есть другие важные дела; приводить в дом других детей, что бы ребенок знал: он не один в мире маленький, есть такие же и даже меньше.

3. Заранее узнать режим пребывания ребенка в детском саду и ввести новые режимные моменты дома. Ему не просто привыкнуть к новому окружению и новому режиму дня. Из-за этого он может отказаться от еды, от дневного сна, что повлечет за собой отсутствие аппетита, усталость, а значит, усложнит процесс адаптации.

4. Если есть возможность, следует как можно раньше познакомить малыша с детьми, посещающими детский сад, и с воспитателями группы.

5. Все волнующие вас проблемы, связанные с детским садом, обсуждать только при условии, что малыш вас не слышит. Он недолжен знать, что детский сад стал для мамы и папы источником определенных проблем. Иначе сад в воображении ребенка предстанет чем –то плохим, и он решит, что там его ничего хорошего не ждет.

6. Необходимо настроить ребенка как можно более положительно к поступлению в детский сад.

7. Следует подготовить ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему: это неизбежно потому, что он уже большой. Для ребенка очень важно, что вы его уже считаете взрослым, необходимо внушать ему: это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

8. Будьте спокойны и уверены накануне поступления ребенка в детский сад. Знайте, что все ваши переживания, тревоги передаются ребенку.

Читайте также: