Конспект урока изо сбор урожая

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Подготовила: Осташова Анастасия Викторовна, преподаватель МАУ ДО Омутинская ДШИ, с.Омутинское.

  • Дать представление о гармоничном соотношении сезонного труда и развлечений в течение круглого года на примере русского земледельческого календаря.
  • Познакомить детей с праздниками и обычаями русского народа;
  • Воспитывать интерес и любовь к народным традициям;
  • научить приёмам и методам практической работы с различными материалами;
  • развивать самостоятельность, творческую активность;

Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанный нами дидактический материала можно использовать и на уроках рисования в школе, и на занятиях в художественных классах.

Когда мы говорим и календаре, мы имеем в виду разные календари: гражданские, церковные, лунные, огородные. А что же такое народный календарь?

Наши предки исстари занимались земледелием, поэтому культура в целом и основная масса праздников носила земледельческий характер. На протяжении многих веков крестьяне наблюдали за погодными явлениями, осмысляли полученный опыт и создавали обряды и нормы общественной жизни, также многое другое.

Так постепенно сложился народный календарь – это своего рода дневник и энциклопедия крестьянского быта сего праздниками и буднями.

Жизненный уклад земледельца определялся в первую очередь сменой времен года. Поворотными сроками солнечного календаря.

В конце декабря наступали зимние праздники – Рождество и Святки. Святки начинались в ночь с 24 на 25 декабря и продолжались 2 недели до Крещения. Святки отмечались всеми, но в основном это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов. Посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. По дворам ходили колядовщики с песнями, желающими богатого урожая и достатка. Колядовщиков сопровождали ряженые. Они наряжались в вывороченную мехом наружу овчинную шубу, лицо закрывали маской или мазали его сажей.

У многих народов мира переход от зимы к весне отмечен особыми празднествами – карнавалами. На это же время приходилась и русская Масленая неделя. Она справлялась за 7 недель до Пасхи. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – время блинов, оладушек, сырников, пирогов и пышек. Все эти лакомства получали в первую очередь дети. На детей, получивших первый блин, возлагалась особенно ответственный обряд – закликание весны.

Кульминация праздника – костры. В начале масляной недели мастерили куклу в полный рост, наряжали ее, в воскресенье Масленицу, как образ уходящей зимы, сжигали.

С полдня до самого вечера купались в реках, водоемах, пели песни, водили хороводы. Собирали целебные травы. Ближе к вечеру разжигали костры, через которые прыгали девушки и парни. Девушки также гадали на суженого: сплетали венки и пускали по реке. Если венок плыл и не тонул, то брак ожидался счастливым и удачным.

Существовало такое поверье: в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник; нашедший такой цветок, сможет отыскать любой клад.


Творческая деятельность учащихся.

1. Проанализируйте произведения художников на тему русских народных праздников.

3. Выберите сюжет, в котором можно передать наиболее характерные виды праздничного действия: угощение блинами на масленицу, хороводы на Ивана Купалу, пение колядовщиков возле домов односельчан, ярмарочные осенние торги.

4. До начала творческой работы решите, из каких материалов можно выполнить тот или иной мотив панорамы. Как лучше использовать свойства различных материалов для передачи материальности.

5. Изготовление различных элементов панорамы: фигур и декораций.

6. Завершающий этап работы над коллективной композицией связан с обобщением и объединением разных сюжетов в единую композицию.

Цель: учить изображать натюрморт с осенними фруктами с натуры.

Образовательные: учить последовательно вести изображение фруктов в натуре, учить анализировать форму предмета.

Воспитательные: воспитать уважение к людям труда.

Развивающие: развивать умения сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком; закрепление значения труда в жизни человека.

2.Вводная беседа 10 минут

3.Педагогический рисунок 30мин

4.Итог урока 4 мин.

Двадцать второе сентября.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Ильясовна. Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

2) проверка готовности к уроку:

У вас на столе должны лежать: альбом, акварельные краски, кисти, пенал.

3) постановка темы урока:

Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку:

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.

Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород?

Что выращивает ваша семья на огородах?

А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды?

Ребята, а какие вы знаете, фрукты?

Закончилось лето, и вы вместе с родителями, бабушками и дедушками убираете осенний урожай.

Расскажите о своих впечатлениях от наблюдений за уборкой осеннего урожая в саду и огороде.

Какими осенними работами заняты колхозники и горожане?

Отгадайте, какие фрукты мы сегодня будем рисовать.

Что за барышня такая

Смотрит с ветки, не моргая.

Синий сарафан на диво.

Верно, это слива.

Какова у сливы форма?

А какова цветовая окраска сливы?

Послушайте еще одну загадку:

Само с кулачок, красный бочок,
Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

А какая цветовая окраска у яблока?

Последнюю загадку послушайте:

Желтая лампочка висит

Скушать нам ее велит.

Какова у груши форма?

А какова цветовая окраска груши?

Выслушать ответы детей.

Ученики перечисляют названия фруктов, а учитель прикрепляет на доску названные фрукты.

В это время у земледельца много дел. Он убирает все засеянное и посаженное весной, запасает еду, готовит поля под будущий урожай. Осенью идет уборка урожая. Его убирают машинами - комбайнами. Осенью также убирают картофель и овощи: капусту, морковь, свеклу. После уборки урожая вносят удобрения на поля, а затем поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибает часть семян сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму. На некоторые вспаханные поля уже осенью высевают семена ржи и пшеницы. На огородах сеют морковь, петрушку, укроп.

В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью или специальной краской.

Осенью и в городах, и в селах люди заготавливают топливо на зиму, утепляют квартиры, закладывают на хранение фрукты и овощи. Земледельцы потрудились на славу. Вся страна благодарит своих кормильцев, без которых не могла бы расти и богатеть наша Родина.

Слива имеет овальную форму.

оранжево - красный цвет

Похожа на треугольник

зелено - желтый цвет

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

Работу веду от начала и до конца сразу краской - акварелью. Намечаю место каждого из предметов таким образом, чтобы между фруктами промежуток оказался меньше, чем поле вокруг них. Сразу же не просто определяю, где будет нарисован тот или иной предмет, но и выполняю вторую задачу - определяю форму, на которую он похож. Яблоко похоже на круг, грушу можно вписать в треугольник. Сливы похожи на овалы.

Тщательно определяю форму каждого из изображаемых предметов, при этом уточняю пропорции каждого фрукта.

Что это за поверхности?

Верно, это блики - самые освещенные места на предмете, куда солнечные лучи лучше всего попадают.

Около красного цвета у яблока проложим оранжево - красный цвет, грушу зальем зелено - желтым, а сливу - фиолетовым.

Теперь ведем работу еще более тонкими оттенками. Главная задача - выполнить наброски как можно ближе по цвету к натуральным. Рисунок закончен.

Выставка работ учащихся.

А сейчас перед вами лучшие работы ваших одноклассников. Эти работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

Вид деепричастий

Обучающие диктанты

На пахоте происходило обжорство: скворцы, галки, вороны хватали и хватали студенистых червей, обнажённых и порезанных плугом. Боязливые серые плишки и те промышляли на пахоте, вихляясь над бороздами. Даже малая мухоловка сидела на жерди и, дождавшись своего момента, спархивала вниз и, чего-то ухватив с земли, несла на городьбу и торопливо склёвывала. Лесные птички спускались с гор к огороду и терпеливо ждали, когда налопаются и задремлют важно, по-хозяйски вышагивающие по бороздам нарядные и сытые скворцы, напоминающие сельских купчиков. Не выдержав искушения, птахи, мелькнув над городьбой, уносили с борозды козявку, жука, личинку какую, а скворец уж непременно в погоню. (В. Астафьев.)

(96 слов. Гласные после шипящих и ц. Падежные окончания и суффиксы существительных. Сложные предложения.)

Задание Определите, в роли каких обстоятельств выступают в предложениях деепричастные обороты. Обозначьте пунктограммы. Подберите родственные слова к слову городьба.

Для справок.
Городьба (диалектн.) — ограда, изгородь.

Отставая от рыси на пять-шесть прыжков, неслась стая. Вожак, высокий и широкогрудый, бежал впереди. То подкидывая задние ноги к самой груди, то разжимаясь, как пружина, и распластываясь в полёте над сугробом, он мчался, распустив свой крупный и длинный хвост по ветру. Серая со светло-рыжим отливом шкура его топорщилась на загривке, стремительно перекатывалась по его узловатым и мощным мускулам. (В. Потиевский.)

(59 слов. Приставки. Сложные прилагательные. Суффиксы глаголов. Однородные члены.)

Задание Определите вид деепричастий и обозначьте у них суффиксы. Прокомментируйте пунктуацию при деепричастиях.

Проверочный диктант

3. Поздравления

Бабушка была уже в зале. Сгорбившись и опершись на спинку стула, она стояла у стенки и набожно молилась. Подле неё стоял папа. Обернувшись к нам, он улыбнулся, заметив, как мы, заторопившись, прятали за спины приготовленные подарки и, стараясь быть незамеченными, остановились у самой двери. Весь эффект неожиданности, на который мы рассчитывали, был потерян.

Подходя к креслу, я вдруг почувствовал, что нахожусь под тяжёлым влиянием непреодолимой одуревающей застенчивости, и, чувствуя, что у меня никогда недостанет духу поднести свой подарок, я спрятался за спину Карла Ивановича, который, поздравив бабушку, переложил коробочку из правой руки в левую, вручил её имениннице и отошёл, чтобы дать место Володе. (По Л. Толстому.)

(102 слова. Приставки. Буквы нн в существительных, прилагательных и причастиях.)

Задание Выпишите деепричастия в две колонки: совершенного и несовершенного вида. Укажите, от каких глаголов деепричастия образованы, определите вид глаголов.

Не с деепричастиями

Обучающий диктант

4. Зверь болен

Гепард вышел не спеша и сразу подошёл к поёнке. Долго и жадно лакал воду, не притронувшись к мясу, не обнюхав новое помещение, улёгся в самый дальний угол клетки. Мне показалось это странным. Обычно зверь прежде всего знакомится с новым местом, а этот сразу лёг. Уж не болен ли он? К сожалению, мои опасения оказались не напрасны. Когда утром пришёл служитель, гепард продолжал лежать на прежнем месте, а мясо так и осталось несъеденным. (В. Чаплина.)

(72 слова. Приставки. Глаголы на тся. Сложное предложение.)

Задание Обозначьте орфограмму "Не с деепричастиями". С какими еще словами употребляется в тексте частица не? Какие это части речи?

Творческий диктант

5. Возвращение домой

Ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам, падала на воду, кружилась над домами, над лесом, над горами, впархивала во дворы, сделав вид, что совсем она сюда случайно угодила, стремглав неслась по улице над самой дорогой, щебеча, чурлюкая, всех извещая, что прилетела она из дальних стран и так стремилась к родной сибирской деревушке, прошла сквозь такие расстояния, беды и бури, что совершенно теперь счастлива и, отпраздновав возвращение, порезвившись в радости, сразу же возьмётся за дело, отремонтирует гнёздышко над застрехой, высидит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся, что она всё будет играть, играть и совершенно потеряет голову. (В. Астафьев.)

(104 слова. Приставки. Суффиксы существительных, прилагательных и глаголов. Личные окончания глаголов. Обособление деепричастных оборотов.)

Задание Определите вид деепричастий. Подчеркните пунктограммы при деепричастных оборотах. Почему автор изобразил одним предложением возвращение ласточки в родные места? Выпишите из текста слова, передающие радостное состояние ласточки. К каким частям речи относятся эти слова?

Контрольный диктант

6. Ласточкины заботы

Домик, в котором мы жили, стоял на холме, круглосуточно продувался ветрами, был сух и крепок, как настоящий горец.

Под карнизом небольшой террасы лепились комья ласточкиных гнёзд. Ласточки стремительно и точно влетали в террасу, притормаживая, тянулись к ним жадные, крикливые птенцы. Их прожорливость могла соперничать только с неутомимостью родителей. Иногда, отдав корм птенцу, ласточка, слегка запрокинувшись, сидела несколько мгновений у края гнезда. Сидела неподвижно, и только голова осторожно поворачивалась во все стороны. Мгновение — и она, срываясь, падает, потом, плавно и точно вывернувшись, выныривает из-под террасы. (Ф. Искандер.)

(84 слова. Словарные слова. Гласные после шипящих и ц. Приставки. Суффиксы глаголов. Обособление деепричастных оборотов.)

Конспект урока ИЗО в 1 классе на тему: Осень. Осенний пейзаж



— Об этих изменениях расскажет нам стихотворение: Учитель читает стихотворение. Художница-Осень рисует пейзаж, Берёт в свои руки простой карандаш, Наносит им плавно дожди и ветра, И жар от горящего чудо костра. Сентябрь с ней в паре рисует картину, Кладёт ей грибы и орехи в корзину, Листвой устилает поля и луга, И птиц всех сгоняет на те берега. Художница-Осень закончив наброски, Представила будто она — Айвазовский, И свой карандаш обменяла на кисть, Чтоб сочные краски как море лились. Сентябрь и Осень – хорошая пара, Мне ночью об этом пропела гитара, Они дополняют друг друга искусно, Когда они рядом – им вместе не грустно. — Ребята, сегодня мы с вами ,как настоящие художники будем рисовать осенний пейзаж. — Кто из вас знает ,что такое пейзаж? (ответы детей)



-Пейзаж-это французское слово, которое обозначает изображение природной среды. (родной природы- лес, поле, озеро….море -морской пейзаж, горы-горный, космос-космический, сельский-деревня, лес, архитектурный-город, дома, сказочный-сказка, фантазия) — Пейзаж можно рисовать с натуры, например выехать на природу,а можно придумать самому. — Для того чтобы правильно нарисовать пейзаж нужно знать о трех законах линии горизонта, ближнем и дальнем планах. — А вы ребята знаете, что такое Линия горизонта?



— Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, нужно сначала провести Линию горизонта. — У края листа буде крупный и яркий БЛИЖНИЙ ПЛАН,а около линии горизонта ДАЛЬНИЙ ПЛАН мелкий и бледных цветов.



В рисовании существуют три правила,три закона,о которых помнит каждый художник создавая свою картину. ! 1правило: Все линии,удаляясь от наших глаз,стремятся слиться в точку на линии горизонта. ! 2 правило: Все предметы удаляясь от нас,уменьшаются в размерах,пока не Превратятся в точку на линии горизонта. ! 3 правило: Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта. — Ребята,а какие цвета мы будем использовать рисуя осенний пейзаж?



— Знакома ли вам эта картина? — Как зовут художника? — Название репродукции?



— В каком жанре изобразительного искусства работал художник-пейзаж,портрет,натюрморт? — Рассмотрите репродукцию и скажите,что на ней изображено? — Какие цвета использовал И.Левитан рисуя эту картину? — Кто может оказать линию горизонта на этой репродукции? — Покажите ближний план,что на нём изображено? — Покажите дальний план,что на нём изображено? — С помощью каких художественных средств художнику удалось передать осеннее настроение? Что особенно вам понравилось или не понравилось в картине? Физкультминутка: Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп хлопки над головой Мы топаем ногами, топ, топ высоко поднимаем колени Качаем головой головой вперед назад подвигать Мы руки поднимаем, мы руки опускаем руки поднять, опустить Мы низко приседаем и прямо мы встаем присесть и подпрыгнуть Руки вниз, на бочок. Разжимаем- в кулачок Руки вверх и в кулачок Разжимаем на бочок На носочки поднимайся Приседай и выпрямляйся Ноги вместе. ноги врозь. Самостоятельная работа учащихся: — А теперь вы поработаете самостоятельно. Нарисуете свой осенний пейзаж.
Учитель напоминает о правилах работы акварельными красками.(дети выполняют работу сначала простым карандашом,затем в цвете,при помощи акварели)


Итоги урока: — С каким жанром изобразительного искусства мы с вами сегодня познакомились? — Что такое пейзаж? — Что называется линией горизонта? — Какие законы вы узнали? — Как изображаются предметы на дальнем и ближнем планах? Оценка наиболее удачных работ. Выставка.


Рекомендуем посмотреть:

Рисование на тему Осень для детского сада Осенний праздник в 1 классе. Сценарий Беседа на тему: Осень для детей с ОВЗ, 1 класс Викторина на тему: Осень для детей 7-8 лет

Читайте также: