Конспект развитие речи в средней группе урожай

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

Воспитатель: Валько Л.В.

Цель: формирования грамматического строя речи.

Совершенствовать грамматический строй речи;

Учить составлять предложения с однородными членами;

Учить образовывать слова с помощью суффиксов.

Развивать связную речь мышление;

Продолжать формировать навык потребления слов единственном и множественном числе.

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа: учить составлять прилагательные из существительных; преобразовывать слова с помощью суффиксов.

Росла в темнице

Люди в руки брали, Косы срывали. (Морковь)

Я длинный и зеленый,

Вкусный и зелёный

Вкусный и сырой

Кто же я такой? (Огурец)

Сочные и крупные,

Вот такие круглые,

А потом краснеют. (Помидор)

- Как можно это назвать одним словом? (Овощи)

- какие ещё овощи вы знаете?

- Где растут овощи? (- На грядке.)

- Значит у Копатыча что растет на грядках? (- Овощи).

- Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него, какой он. Только у меня есть ещё одно условие: вы будете не просто перечислять, а постараетесь выстроить предложение. Например:

Морковь (свёкла, репа, капуста) выросла- (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок,) - (какой?)- вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….

- Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, какой овощ исчез.

- Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор- помидорчик; морковь- морковочка;

Огурец- огурчик; тыква- тыковка;

Лук- лучок; свекла- свеколка;

Чеснок- чесночок; капуста- капустка;

Горох- горошек; картошка- картошечка;

Какие вы молодцы, а теперь давайте присядем, за столы, перед вами лежат, картинки. Задание такое вам буду называть один овощ, а вы выберете ту картинку, где много овощей и назовете их.

- Славна подружились мы, а сейчас предлагаю в огород, навестить Копатыча

Срежем мы кочан капусты,

Копатыч:- Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, вы знаете, всё умеете, но вот это незадача, подскажите мне пожалуйста, как я могу назвать блюда из овощей.

- Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Сок из моркови-морковный Суп из гороха-гороховый

Сок из капусты-капустный Суп из картофеля- картофельный

Сок из свеклы-свекольный

Салат из огурцов-огуречный.

Копатыч: - Мой друг, Бараш, очень любит сочинять стихи, но на этот раз они у него получились какие-то странные. Может быть вы послушаете и скажете, чего не хватает?

Данный материал будет полезен для педагогов детских учреждений для закрепления знаний по теме овощи - фрукты. Отдельные части занятия можно использовать в сюжетных играх.
Задачи:
- учить детей различать овощи и фрукты по внешнему виду, вкусу, закреплять знания о месте их произрастания;
- учить составлять рассказ используя схему;
- уточнить представления о пользе овощей и фруктов для здоровья человека;
- активизировать словарь по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными, развивать связную речь;
- воспитывать любознательность, доброжелательность, ценность здорового образа жизни.

Воспитатель:
- Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что помогает нам быть здоровыми, сильными, радостными и красивыми. Послушайте стихотворение.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
Помни истину простую
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
От простуды и ангины помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон
Хоть и очень кислый он.
(Стук в дверь.) Воспитатель: - Ребята, слышите, кто-то стучит? Я посмотрю, кто это.
Мишутка заезжает в зал на машине.
Воспитатель. Это Мишутка к нам в гости приехал. Давайте поздороваемся с ним. Мишутка: Здравствуйте! А вот и я!
Только очень болен я.
У меня усталый вид,
Очень голова болит.
Воспитатель: А вот мы не унываем
И улыбка на лице
Потому что принимаем
Витамины А, В, С.
Мишутка: А что такое витамины? И где они находятся?
Дети: Это полезные для организма вещества. Они есть в овощах и фруктах .
Мишутка: А что такое овощи и фрукты? Я их никогда не видел.
Воспитатель: Ребята, поможем Мишутке узнать про овощи и фрукты? (Да)
Мишутка: Ах, какая-то красивая коробка. А что в ней лежит?
Воспитатель: А что лежит в коробке, Мишутка, ты узнаешь, если дети отгадают загадки. Присаживайтесь на стульчики. И Мишутку посадим с нами.
1. Круглое румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко). Яблоко – это овощ или фрукт?
2. Растут на грядке зеленые ветки, а на них красные детки. (помидор)
3. В шкуре желтой кислый он, называется (лимон)
4. Он совсем-совсем зеленый и овальный удлиненный. Помидора верный брат, так и просится в салат. (огурец)
5. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели (лук)
6. Я румяную матрешку от подруг не оторву, подожду пока матрешка упадет сама в траву. (груша)
Дети, что же лежало в коробке? (Овощи и фрукты).
Мишутка спрашивает у детей: яблоко – это овощ? А лук- это фрукт?
Мишутка: Ребята, я совсем запутался, где овощи, а где фрукты.
Воспитатель: Давайте поможем Мишутке запомнить, где овощи, а где – фрукты. Для этого мы с вами отвезем овощи в овощной магазин, а фрукты – во фруктовый. Мишутка, ты дашь нам для перевозки свой грузовик?
Мишутка: Дам, я не жадный.
Воспитатель: Выходи, Маша. Выбирай овощ или фрукт и расскажи Мишутке о нем, глядя на эту схему.
Дети (по одному) выходят и берут 1 овощ. Рассказывают о нем по схеме:


Подготовила Варина Татьяна Викторовна,
воспитатель средней группы:

Цель : Формирование представлений детей о полезной пище ; об овощах и фруктах , как о витаминосодержащих продуктах питания .

1. Обобщить знания детей об овощах и фруктах; расширить представление о них, как о продуктах питания , в которых содержатся витамины.

3. Развивать связную речь, умение отвечать на поставленные вопросы.

4. Активизировать употребление в речи существительных с обобщающим значением ( овощи , фрукты ) .

5. Учить детей образовывать прилагательные от названия фруктов; существительные с уменьшительно – ласкательным названием овощей .

1. Развивать логическое мышление, творческое воображение, чувство ритма.

Воспитывать у детей заботливое отношение к своему здоровью. Формировать интерес и потребность к правильному питанию.

Оборудование : муляжи овощей и фруктов, мешочек, корзинки, маски овощей, мяч, карточки фруктов, разноцветные кастрюли, шаблоны фруктов , свежие фрукты в мешочке.

Ход занятия: Дети сидят в группе на стульчиках. В группу заходят гости:( воспитатели …)

Все вместе: Здравствуйте!

Мне хотелось, чтобы и вы друг другу пожелали здоровья. Становитесь скорее в кружок

Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок!- ( дети подают руки рядом стоящим)

Станем с тобою мы вместе в кружок!- ( идут по кругу, взявшись за руки)

Дружно по кругу с тобою пойдем-

Здороваться вместе начнем!

Здравствуйте, здравствуйте, ручки, - хлоп-хлоп.- (хлопают руками)

Здравствуйте, здравствуйте, ножки, - топ-топ.- ( топают ногами)

Здравствуйте, наши коленки, - тук-тук.- (постукивают кулачками по коленям)

Здравствуйте, пухлые щечки, - пух-пух.- (похлопывают ладошками по щечкам)

Здравствуй, дружочек, здравствуй дружок!- ( дети подают руки рядом стоящим)

Будем здоровы с тобою, дружок – ( поднимают сцепленные руки вверх)

Воспитатель : Будем все здоровы, дети. Садитесь на стульчики.

Воспитатель : Кто же это стучит, кто же к нам в гости идет. Ребята, к нам в гости пришел Дракончик Болейкин из страны Болейкино, жители этой страны постоянно болеют, потому что едят вредные для здоровья продукты: чипсы, фаст-фуды, шоколадные батончики, пьют газированную воду, кока-колу. А Дракончик Болейкин не хочет болеть и принес целый мешочек полезных продуктов, о которых совсем ничего не знает. Поможем ему во всем разобраться?

Воспитатель: Замечательно. Сейчас мы узнаем, что же в этом мешочке? Мы ж ребята молодцы! Будем на ощупь узнавать, что находится в мешочке и рассказывать Дракончику Болейкину об этом продукте - какой он формы, цвета, какой он на вкус, полезный или вредный. Будьте внимательны, не спешите, подходите по одному.

Ребёнок достает из мешка овощ или фрукт , называет его и подбирает прилагательные к этому слову (круглый, красный, полезный, вкусный).

Молодцы! Всё верно вы рассказали о продуктах, только вот, Дракончик Болейкин совсем не знает, где овощи, а где фрукты. Поможем ему узнать? Я предлагаю вот в эту корзину положить только овощи , а в эту корзину – фрукты . У кого овощи , вы должны положить овощи в эту корзину . А фрукты должны положить в эту корзину. Все меня поняли? Будьте внимательны.

Дети : Да.

(Дети подходят и кладут овощи и фрукты в корзины )

Воспитатель : Молодцы! Ребята, скажите Дракончику Болейкину, что здесь лежит.

Дети : Овощи

Воспитатель : Правильно. Давайте скажем Дракончику Болейкину, что в этой корзине…..

Дети : Фрукты .

Воспитатель : Все вместе скажем, что в этой корзине : фрукты . Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему надо есть овощи и фрукты? (Ответы детей).

Воспитатель: В ходе нашего путешествия мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. И для этого мы будем активными, внимательно слушать меня и своих друзей.

Вы согласны? Ну, тогда поехали. ( Под музыку дети двигаются по группе)

Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на этой станции?

Дети: Об овощах.

Воспитатель: Ребята, а где растут овощи ?

Дети: На грядке, в огороде.

Что же растет на огороде мы сейчас уточним. Берите маски и будем играть. (Раздать маски овощей)

Воспитатель: Ребята, предлагаю еще поиграть в игру.

Я буду бросать вам мяч и называть овощ , а вы должны назвать его ласково и бросить мне мяч обратно, например, баклажан – как ласково будет… баклажанчик. Понятно? Все готовы?

Слова для преобразования: Огурец, морковь, горох, помидор, лук, свёкла, репа, чеснок, перец, капуста.

Воспитатель : Дети, Дракончик Болейкин не знает как собирать овощи на огороде. Давайте научим его. Внимательно смотри, Дракончик.

Мы пойдём в огород, (шагать на месте)

Много там всего растёт: (развести руки в стороны)

Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)

Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)

Толстая репка (поставить руки на пояс)

Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)

Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)

Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)

Воспитатель : Молодцы, все правильно показали.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше в путь. Садитесь в поезд, поехали.

Воспитатель: Дети, а где растут фрукты ?

Дети: На дереве в саду.

Воспитатель: Правильно.

Мы сегодня в сад пойдём,

Фрукты разные найдём , (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты собирать . (хлопают в ладоши)

Груши, яблоко и сливы, (указательным пальцем правой руки

Виноград и апельсины, ( по очереди загибают пальцы на левой руке )

Будем с дерева срывать, (протягивают руки вперед ладонями вверх )

Всех знакомых угощать! (протягивают руки вперед ладонями вверх)

Воспитатель: Молодцы урожай большой собрали. Наверное, все устали, садитесь на стульчики, отдохните.

Воспитатель: Молодцы ребята, А сейчас предлагаю рассказать о фруктах, а вы мне поможете, подскажите фрукты. Хорошо?

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Воспитатель: Ребята, вы не подскажи-ка Дракончику Болейкину , а что можно приготовить из фруктов.

Дети: Сок, компот, варенье

Воспитатель: Молодцы, я предлагаю вам поиграть в интересную игру, я буду показывать вам фрукт, а вы должны ответить какой сок, варенье из него можно приготовить.

Слова для преобразования: слива, яблоко, вишня, абрикос, персик, апельсин и т.д.

Воспитатель : Молодцы, интересно было, но нам пора отправляться дальше в путь.

Воспитатель : Готовы? Поехали.

Воспитатель: Полезные продукты - овощи и фрукты мы собрали, о витаминах поговорили, и я предлагаю вам превратиться в маленьких поварят.

Воспитатель: А что мы должны сделать перед тем, как начать готовить. Правильно – помыть руки и овощи . (Имитация мытья рук)

Мы капусту рубим, рубим! ( ребенок изображает рубящие движения топор,

двигая прямыми ладошками вверх и вниз)

Мы морковку трем, трем! ( правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-

вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)

Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что

Мы капусту жмем, жмем! (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)

Воспитатель: Капуста готова. Какой витамин в квашеной капусте?

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые кастрюли у меня есть. Какого они цвета? (Демонстрация плоскостных изображений овощей и фруктов , кастрюль: зеленая и оранжевая )

Дети : зеленого, оранжевого

Воспитатель: Давайте в них что-нибудь приготовим нам на обед? Что мы можем сварить из овощей, а из фруктов? ( Ответы детей .)

Воспитатель : Я предлагаю в зеленой кастрюле сварить суп, что для этого в нее нужно положить? ( Ответы детей .). Правильно, овощи.

Воспитатель : А в оранжевой кастрюле мы сварим компот, для этого мы должны положить в кастрюлю какие продукты? ( Ответы детей .). Правильно, фрукты .

Воспитатель: Все поняли? Что кладем в зеленую кастрюлю, а в оранжевую? Правильно . Молодцы!

Воспитатель: Каждый по очереди подходит и берет необходимые продукты, и кладет их возле кастрюли?

Воспитатель: Готовы, давайте начинаем.

Воспитатель : Потрудились вы на славу, присядьте, отдохните. (дети садятся на стульчики). Проверим приготовленные блюда: суп (перечислить овощи ), компот (перечислить фрукты ). Замечательные поварята у нас, правильно приготовили.

Воспитатель : Ребята, вы такие молодцы!

Воспитатель : Теперь Дракончик Болейкин знает, что нужно есть, чтобы не болеть. Давайте напомним ему, какие продукты надо есть, чтобы не болеть. ( Ответы детей .). Правильно -овощи и фрукты; полезные продукты. Подскажите: где растут фрукты, а овощи ( Ответы детей. ). Что можно приготовить из овощей, а что из фруктов ( Ответы детей .). Какие витамины есть в овощах и фруктах? ( Ответы детей. ) Витамины А, В, С.

Воспитатель: Дракончик Болейкин, наш тебе совет:

Быть здоровыми хотите? Фрукты, овощи любите,

Все без исключения – В этом нет сомнения!

Воспитатель: Дети, Дракончик Болейкин что-то хочет сказать . (слушает на ушко). Он говорит вам спасибо за помощь, желает вам не болеть и дарит вам подарочек.

Вам понравилось сегодня играть?

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: А наше путешествие подошло к концу, я вам желаю, чтобы ваше здоровье было всегда крепким.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: Формировать представление детей об овощах, (название, где растет) закрепить представление о фруктах, умение классифицировать овощи и фрукты. Упражнять в счете, закрепить представления о цвете и форме.

Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать дружелюбные отношения между детьми, желание помогать друг другу, общаться со сверстниками, договариваться. Воспитывать самостоятельность, инициативность.

Речевое развитие: Активизировать словарный запас детей, упражнять в умении составлять описательный рассказ по предмету, формировать умение образовывать числительные, развивать диалогическую речь

Физическое развитие: Активизировать двигательную активность детей, формировать чувство ритма, умение выполнять движения синхронно.

Материал и оборудование: Корзиночки разных размеров и разного цвета, морковка (красная, желтая, оранжевая), огурцы, аудио картотека, фрукты, интерактивная доска, игра - презентация.

Воспитатель: Ребятки, сегодня к нам пришел гость. А вот кто этот гость, вы сейчас догадаетесь сами. Послушайте загадку:

Любит морковку. (Заяц)

Ну-ка Зайка попляши, попляши, попляши, (выполняют приседания)

Деткам ушки покажи, покажи, покажи.

Вот какие наши ушки, наши ушки, наши ушки,

На макушке наши ушки, наши ушки, наши ушки. (показывают ушки ручками)

Ну-ка Зайка попляши, попляши, попляши, (выполняют приседания)

Деткам лапки покажи, покажи, покажи, (трясут ножками)

Мы на лапках прыгаем, прыгаем, прыгаем, (выполняют прыжки)

Хвостиками дрыгаем, дрыгаем, дрыгаем. (виляют хвостиками)

Ну-ка Зайка попляши, попляши, попляши, (выполняют приседания)

Деткам танец покажи, покажи, покажи,

Ножками потопаем, потопаем, потопаем, (топают)

В ладоши мы похлопаем, похлопаем, похлопаем. (хлопают)

А теперь мы улыбнемся, улыбнемся, улыбнемся,

И в кружочек соберемся, соберемся, соберемся, (собираются в кругу)

А теперь мы разойдемся, разойдемся, разойдемся. (расходятся на места)

Мы чуть-чуть поприседаем, приседаем, приседаем, (приседают)

Головами покиваем, покиваем, покиваем. (наклоны головы влево - вправо)

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы знаете, что любят кушать зайчики? (Ответы детей).

- Правильно, и морковку и капустку, и кабачок. Все это, одним словом можно назвать овощи. А где же, растут овощи?

(Овощи растут в огороде, на грядках)

Зайчик: Ребята, я предлагаю вам, отправится со мной в огород и собрать урожай.

Воспитатель: Угадайте, что это за овощ.

Хрустящая и сладкая,

Выросла на грядке,

В землице носик,

Наружу хвостик. (Морковка)

- Смотрите ребята, сколько морковки выросло на нашей грядке. Вот так урожай. Да ее, ведь собирать пора. Вот вам корзиночки, нужно собрать морковку того цвета, какого у вас корзиночки. Машенька, морковку какого цвета, ты будешь собирать? (спросить 2 - 3 детей)

(детям раздаются корзиночки красные, желтые и оранжевые)

Давайте дружно посчитаем.

Раз, два, три скорей морковку собери.

Воспитатель: Молодцы ребята.

(пересыпает морковку зайчику в корзинку)

(Под музыку дети двигаются по группе, подходят к грядке с огурцами)

- Смотрите, вот еще одна грядка. Отгадайте, что здесь растет?

На грядке заплетается,

Растет, растет - старается,

Зеленый. (Огурец)

- Смотрите ребята, какие огурцы выросли на грядке.

(Рассматривание и составление описательного рассказа)

- Что это? (Это огурец) Какой он формы? (Огурец овальной формы) Какого цвета? (Огурец зеленого цвета, а хвостик желтого) Какой на вкус? (На вкус огурец хрустящий) Какой на ощупь? (Огурец твердый, жесткий, шершавый, колючий)

- Давайте ребята, возьмем огурцы в руки и посчитаем у кого сколько.

У Маши один огурец.

У Саши два огурца.

У Кати три огурца.

У Вовы четыре огурца.

У Жени пять огурцов.

Зайчик: Ребята, а я знаю веселую зарядку про огурчики. Давайте немного разомнемся.

Физ. минутка

Огуречик, огуречик, (ручки в стороны)

Ну совсем как человечек, (ножки в стороны выполняют качание с ноги на ногу)

Он на грядочке растет (присели на корточки)

Выше к солнышку ползет (медленно поднимаются вверх)

Вот и бабочки слетелись (бег на месте, взмахи руками)

На огурчики уселись. (приседание)

Приползла к ним гусеничка, (показывают гусеницу)

Это бабочкам сестричка. (показывают бабочек)

По огурчикам ползет (показывают гусеницу)

И сестриц своих зовет (движения руками)

(Воспитатель вносит большую корзину с овощами и фруктами)

Воспитатель: Ребята, пока вы играли, я решила вам помочь и собрала весь урожай, а когда возвращалась, встретила ежика, он как раз возвращался из сада, где собирал фрукты. Ребята, представляете, ежик передал для вас угощения. У меня оставалось немного места в корзине, вот туда я фрукты и положила. Теперь нам с вами нужно разобрать овощи в корзину к зайчику, а фрукты в нашу корзину.

Зайчик: Молодцы ребята, славно поиграли, и урожай с огорода собрали. Спасибо вам. А мне пора в лес, лесные друзья давно уже меня заждались. До свидания!

(Зайчик уходит с корзинкой овощей)

Воспитатель: До свидание зайчик! Спасибо за интересное путешествие. А нам пора возвращаться в детский сад.

(Под музыку дети шагают по группе)

- Вот мы и пришли в нашу группу.

(Ответы детей)

- Давайте вспомним, что же мы делали сегодня?

- Кому, что больше понравилось? Кто узнал сегодня, что то новое?

(Активизация детей на дальнейшую продуктивную деятельность)

- Ребята, давайте немного отдохнём, а потом нарисуем все, что с нами приключилось сегодня, и покажем нашим родителям.

Читайте также: