Конспект посев семян редиса в старшей группе

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.

Цель: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию. Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Ожидаемый результат: развитие у детей умения действовать согласно алгоритму, умения доказательно объяснять результат, полученный в ходе эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях; совместно с детьми создать пособие для закрепления полученных знаний.

Особенности проекта:

  • по составу участников: детско-взрослый, групповой
  • по виду: исследовательско-творческий
  • по типу: познавательно-развивающий
  • по сроку реализации: средней продолжительности

Проведена работа воспитателя по подготовке проекта:

Совместно с детьми и родителями был разработан проблемно-тематический план проекта:

  1. Какие бывают семена?
  2. Где люди выращивают семена?
  3. Как прорастает семя?
  4. Что происходит с семенами дикорастущих растений?
  5. Для чего нужны семена?
  6. Семена – герои литературных произведений.

Также совместно с детьми составлена схема деятельности для достижения цели:

  • к кому обращаться за помощью (воспитатели, родители, бабушки и дедушки)
  • где найти информацию (энциклопедии, книги, детские телепередачи)
  • какие предметы использовать (лупы, дневник наблюдений)
  • с какими предметами научиться работать (линейки, пинцеты)

Реализация проекта:

Воспитатель - родители

Воспитатель – дети

Родители – дети

  • рассматривание иллюстраций в кулинарных книгах
  • привлечение детей к приготовлению салатов
  • подбор семян для составления коллекции в группе
  • помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки
  • привлечение детей к выращиванию рассады для огорода и цветника
  • изготовление поделок из семян
  • сочинение стихов о посадке семян
  • чтение и обсуждение детской литературы по теме

Дети (самост. деятельность)

  • рассматривание иллюстраций с изображением семян и растений, которые из них выросли
  • рассматривание энциклопедий и книг
  • создание рисунков и поделок по теме
  • заполнение дневника наблюдений за ростом гороха
  • использование дидактических игр в самостоятельной игровой деят-ти
  • рассматривание семян

Воспитатель – дети – родители



  • презентация проекта Презентация 2, Презентация 3

Итог проекта

На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за посадками, применяя полученные умения и навыки. В мини-огороде на окне появился не только горох, но и лук, помидоры, огурцы Рисунок 3. Ребята с радостью участвовали в создании коллекции семян, в изготовлении творческих работ, привлекали к данной деятельности родителей (сочинение стихов, подбор загадок, книг, изготовление поделок из семян). У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано.



Продукт проекта

Перспектива развития

Предложенная работа по развитию познавательной активности детей позволяет предоставить детям возможность самостоятельного познания окружающего мира.


Цель: Активизировать мыслительные процессы и связную речь детей, используя графические символы.

Задачи: Учить грамматически правильно строить свои ответы, используя предложенный алгоритм. Закреплять умение выделять существенные отличительные признаки семян разных растений. Развивать мелкую моторику рук. Развивать начала социальной компетентности (уметь внимательно слушать собеседника, не перебивать, дружно работать в парах).

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в организованную им лабораторию.

- Сегодня мы, как настоящие ученые, будем с вами сравнивать и исследовать семена разных растений. Что нам для этого понадобится? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям занять места в лаборатории и проверить все ли необходимые предметы есть на столах. Отмечает, что появился новый предмет: пинцет. Объясняет его предназначение.

- Каких только семян нет на нашей планете?! Хотелось бы мне узнать, хорошо ли вы разбираетесь в семенах?

- Сегодня нам будет помогать волшебный экран. Рассказывать о семенах вы будете по схемам.

- Ребята, посмотрите на волшебный экран. Сначала мы узнаем, семена какого растения появятся на экране. А потом об этих семенах вы будете составлять рассказ.

Но сначала давайте вспомним о символах, что они означают на схеме. (2-й слайд)

Чьи семена?

Какого они размера?

Какого они цвета?

Какую имеют форму?

Какие семена на ощупь?

Что еще знаете об этих семенах?

Выслушиваются рассказы детей по слайдам презентации:

(3-й слайд) Эти желтые ребятки сидели дружно все в початке.

Ответят даже карапузы: Чьи семена здесь? (кукурузы)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена кукурузы, рассмотреть через лупу, описать семена кукурузы по графическому алгоритму (2-й слайд), с помощью пинцета (можно помогать руками, если не получается) положить 10 семян в пузырек (дети работают в парах, помогая друг другу).

(4-й слад) Эти семечки вкусны

Догадайтесь, чьи они? (тыквы)

Проводится аналогичная работа. Затем детям предлагается поработать в парах: один ребенок закрывает глаза, а другой кладет ему в руку семечко кукурузы или тыквы (нужно на ощупь отгадать какое семя в руке). Дети меняются ролями.

(5-й слайд) Словно важные синьоры,

Полны семянок ….(помидоры)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена помидор, рассмотреть через лупу, описать семена по графическому алгоритму (слайд 2), с помощью пинцета в пустой пузырек положить 10 семян помидора.

Предложить сравнить пузырьки с семенами помидора и кукурузы. Каких семян кажется больше? Почему? Делается вывод (семена кукурузы крупнее семян помидора).

(6-й слайд) Из таких семян отборных

Летом вырастет … (подсолнух)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена подсолнуха, рассмотреть через лупу, узнать, что внутри у семени, с помощью пинцета положить 10 семян в пустой пузырек.

(7-й слайд) Желтенькие, длинненькие

Чьи семянки. (дынькины)

Выбирают семена дыни и огурца, сравнивают, описывают любые по желанию, кладут по 10 семян в разные пузырьки.

(9-й слайд) Очень сахарный на вкус

Вырос из семян… (арбуз)

Воспитатель предлагает выбрать из тарелочки семена арбуза, рассмотреть через лупу, описать по алгоритму, положить 10 семян в пузырек.

  • Семена кукурузы гладкие, а семена помидора… (шершавые)
  • Семена дыни – желтые, а семена огурца - … (белые)
  • Семена помидора шуршат, а семена кукурузы … (стучат)
  • Семена арбуза тоньше, а семена кукурузы … (толще)
  • У тыквы семена светлые, а у подсолнуха … (темные)

Воспитатель предлагает детям посмотреть на пузырьки с семенами и ответить на вопрос. Какие из представленных здесь семян самые крупные, а какие самые мелкие? Как можно об этом догадаться? (крупные семена занимают больше места в пузырьке, а мелкие – меньше)

Физ. минутка

Возьмем, семечко одно,
Положим в ямку мы на дно!
Ты не бойся, дорогое,
Ничего, что там темно.

(Дети опускаются на корточки)

К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли.
Вот весною, в ранний час,
Семечко взошло у нас.

Из земли росток явился:

- Здравствуй, солнце, я - родился!

(Дети поднимают руки над головой, машут кистями рук)

Мал еще росток-ребенок,
Только вышел из пеленок!

(Дети опускают руки вниз)
(Дети наклоняют головы в разные стороны)

- Вам понравилось в нашей лаборатории?

- Что нового, интересного узнали?

- А у меня для вас еще одна загадка:

«По форме, словно капелька, семечко у … (яблока)

Показывает разрезанное яблоко с семенами.

Через несколько лет это семечко может превратиться в прекрасное дерево. В какое дерево оно превратится? (в яблоню) И угостит всех вкусными… (яблоками).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить детей правильно сажать семена помидор. Закрепить знания о том, из каких частей состоит растение (корень, стебель, лист). Воспитывать бережное отношение к растениям. Формировать чувство ответственности за порученное дело.

Словарная работа: познакомить детей со словами приусадебный участок, рассада.

Материал к занятию: семена томатов, одноразовые стаканчика, земля, лейка с водой, салфетки.

Ход занятия: Воспитатель обращается к детям с вопросами:

- Какое сейчас время года? (весна).

- Какие работы проводят ваши мамы в огороде? (ответы детей)

- Правильно, сажают овощи, цветы. А чтобы вырастить овощи, что сначала делают? (отвечают)

Выслушав ответы детей, и уточнив их, воспитатель говорит:

- Сегодня мы будем учиться сажать помидоры.

В огороде он живет,

Овощ это, не зверёк.

Круглый, красненький сеньор,

Это спелый помидор.

Чем полезны помидоры? Это овощ или фрукт? Где растут помидоры в саду или огороде? (ответы детей)
Давайте рассмотрим с вами, как будут расти наши семена.

После посадки в землю они будут прорастать. (Показ слайда №1)

Потом появится маленький стебелек и листочки. Это называется рассада. (Показ слайда №2)

Все лето на солнышке помидоры будут расти, на них появятся цветочки. (Показ слайда №3)

И только потом помидоры. (Показ слайда №4)

Какого цвета спелые помидоры? (Ответы детей).

Сейчас мы пройдем к месту работы, и я покажу вам, как надо сажать семена. (Отдельно оборудован стол, на котором стоят: одноразовые стаканчики, земля в мешочке, тарелочки с семенами, лейка с водой). Вместе с воспитанниками воспитатель рассматривает рабочее место, рассказывает о каждом предмете, стоящем на столе. Затем объясняет и показывает, как сажать семена.

В стаканчик насыпаем землю, делаем пальчиком небольшую ямочку в земле, в центре стаканчика, кладем туда одно семя помидора и присыпаем землей. Аккуратно поливаем из леечки водой.

На каждый стаканчик я прикреплю небольшую табличку с именем того, кто посадил помидор. Ваша задача после посадки наблюдать и ухаживать за рассадой, как она будет расти, поливать ее.

А когда рассада вырастит большой, мы ее отдадим старшим школьникам, они высадят ее на школьном приусадебном участке, будут ухаживать за ней. А когда поспеют помидоры, наш повар приготовит из них вкусный салат. Дети под руководством воспитателя приступают к посадке семян. Педагог помогает и подсказывает.

Устали? Давайте немного отдохнем.

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капусту ловко,

И в корзине от земли

Вам подарок принесли. (Выполняют вместе с воспитателем движения согласно тексту.)

Понравилось вам наше занятие? Что мы с вами сажали? Как нужно ухаживать за растениями? (ответы детей)


Редис — однолетние или двулетние растения из рода Редька семейства Капустные. Редис с точки зрения классификации растений — группа разновидностей вида Редька посевная (Raphanus sativus), имеет международное научное название Raphanus sativus var radicula.

Редис — съедобное растение, выращивается как овощ во многих странах мира. Его название происходит от латинского redix- корень.

В пищу обычно употребляют корнеплоды, которые имеют диаметр от 2,5 см. Они покрыты тонкой кожурой, окрашены в красный, розовый или бело-розовый цвет. Корнеплоды редиса имеют острый вкус.

В редисе содержится множество витаминов и полезных микроэлементов: аскорбиновая кислота (около 25 мг), витамин Е (0,1 мг), витамины группы В, калий (255 мг), фосфор (45 мг), хлор (43 мг), кальций (38 мг), магний (14 мг), натрий (11 мг), железо (не более 1–2 мг), марганец и медь (по 0,16 мг), а также бор (менее 0,1 мг).

Прародительница современного редиса — редька, была известна во времена фараона Хеопса, есть надписи на его гробнице.

В Европе редис впервые появился в XVI веке: любитель экзотики Пётр 1 велел завезти его в Россию. Овощ с трудом прижился на российских землях. Долгое время его посадки использовались лишь для отделения одной грядки от другой. В этом помогала его ранняя всхожесть. А уже позже овощ занял своё достойное место среди других сельскохозяйственных культур.

Редис, как и все цветковые растения, развивается из семени. Он относится к двудольным растениям. Семя редиса состоит из семенной кожуры и зародыша. В состав зародыша входит зародышевый корешок, зародышевый стебелёк, почечка и две семядоли. К полному созреванию семени семядоли обычно бывают вложены одна в другую и обхватывают собой корешок. У редиса запасным веществом являются, в основном, жиры.

В процессе развития растения редиса проходит два периода роста: вегетативный и репродуктивный. В процессе вегетативного роста есть следующие фазы: прорастание семян и появление всходов, начальный рост розетки листьев и корней, формирование корнеплодов.

Репродуктивный период: стеблеобразование, цветение и образование семян.

У двулетних растений репродуктивный период происходит на второй год, но при очень раннем посеве семян редиса растение может пройти оба периода за 1 год.

На развитее овощных растений большое влияние оказывает не только интенсивность света, но и продолжительность освещения. Для того чтобы растения вовремя зацвели и дали плоды, они нуждаются в определённой продолжительности светового дня. Для овощных культур это является одним из главных факторов, влияющих на урожайность.

Редис — растение длинного светового дня, то есть цветёт и даёт семена, когда световой день длинный (более 14–16 часов). Такой длинный день наступает в нашей местности после 11 мая. Если редис сеять в это время, то он будет цвести. Но нам не надо цветения, а надо чтобы образовались корнеплоды. Поэтому мы сеем редис ранней весной.

Цель: выяснить, как развивается редис при длинном и коротком световом дне.

24 июня я посадил семена редиса в 2 грядки по 12 семян в каждую, расстояние между семенами было 2–3 см, а глубина 2 см. Проростки появились 28 июня. С момента появления проростков, я стал закрывать 2 грядку светонепроницаемым ящиком каждый день в 20 часов вечера, а в 8 часов утра — открывал. Таким образом, растения на второй грядке находились в условиях освещения 12 часов в сутки. Я ухаживал за растениями одинаково: поливал их и пропалывал сорняки. Результаты наблюдений записывал в таблицу.

Звучит тихая музыка (звуки природы) и в зал входит воспитатель с детьми.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

Ребята! Давайте улыбнёмся нашим гостям и скажем им Доброе утро!.

( Музыка в зале становится чуть громче)

Ребята! Слышите какая прекрасная музыка звучит, птички чирикают, словно говорят нам о приходе весны .

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

А как мы с вами определили что к нам в гости уже пришла весна.

( дети называют признаки весны).

А вот Даша тоже хочет вам рассказать о весне.

Весна – это время когда просыпается, расцветает природа.

Но и забот у людей весной много. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь. В саду - окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима - с запасами.

(Воспитатель достаёт из сундучка ковёр – самолёт). Присаживайтесь поудобней. Ребята, что-то самолёт наш не взлетает? наверно нужно сказать волшебные слова.

(дети предлагают свои варианты).

Может надо по внимательней прочитать письмо.

( Воспитатель ещё раз читает письмо) .

Чтобы наш ковёр самолёт взлетел, нам нужно отгадать загадки от весны).

Появился из-под снега, увидал кусочек неба,

Самый первый, самый нежный.

Чистый маленький ….. (подснежник).

Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый …. (ручей)

Я раскрываю почки в зелёные листочки

Деревья одеваю, посевы поливаю

Движения полна,

Зовут меня …. (весна)

Ну, ребята, молодцы! Крепко держитесь, и представим что мы летим высоко- высоко. Под нами проплывают города, и сёла, леса, луга, поля, прекрасная земля.

( Дети смотрят слайды).


Дети внимание ! Мы приземляемся. Вот мы и посмотрели как на земле хозяйничает весна и как весной трудятся люди. А явам предлагаю пройти в наш маленький уголок природы. Смотрите! Какие прекрасные цветы в нашем уголке. Они нас радуют круглый год. Вот на улице может лежать снег, а у нас в группе могут цвести цветы. А что нужно растениям чтобы они росли ( дети – почва,свет, вода)

Посмотрите, какие маленькие яркие конверты у меня в руках.



Как вы думаете, что в них? (семена цветов)

- Как вы догадались? (на конвертах нарисованы цветы)

- Где растут цветы? (в лесу, в саду, в поле, на лугу)

- Как называют цветы, которые растут в поле (на лугу, в саду, в лесу? (полевые, луговые, садовые, лесные)

- Для чего люди выращивают цветы? (для красоты, пользы) –

Чтобы на клумбах и дачных участках цветы распустились пораньше, люди выращивают их через рассаду. Давайте побудем маленькими садоводами.

1,2,3,4,5-
Начинаем колдовать!
Наши дети изменились-
В садоводов превратились!

Давайте оденем фартучки, чтобы не замарать одежду.

-Давайте высыплем семена на тарелочки и рассмотрим их через лупу.



Это семена бархатцев. Какие они? (тонкие, длинные). Это семена астры. Какие они? (мелкие, тонкие, как капельки).

- Мы возьмём ящик с землей. Палочкой проведем на земле линии – это бороздки. Они помогут нам ровно посадить семена.

- Что будем делать дальше? (класть семена, поливать). Далее польем эти бороздки.

- Теперь бросаем семена. Близко не кладем, ведь когда рассаду будем сажать на участки, то корни можно повредить. Далее засыпаем бороздки землей.

- Работать будем в парах. Договоритесь, друг с другом, кто какую работу будет выполнять. Приступайте к работе.


- Что нужно, чтобы семена хорошо росли? (полив, свет, тепло).

- Спасибо ребята, теперь будем ждать, когда появятся всходы, будем за ними ухаживать, и, надеюсь, вырастим крепкую и здоровую рассаду. А летом и наши цветы украсят клумбы на нашем участке.

А на память о том, что вы сегодня были начинающими садоводами вам небольшой подарок, (детям на шею одеваются маленькие кристаллики в виде цветочка)

Кто растения сажает

Их никогда не обижает

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: