Кому принадлежал собранный урожай в родовой общине
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 19.09.2024
Род (родовая община) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на действительном или предполагаемом кровном родстве и совместном ведении хозяйства. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Родоплеменная организации общества характеризуется следующими особенностями:
2. Производство и потребление было коллективным;
3. Технологический уровень общественного производства был низок и обеспечивал самые насущные потребности рода;,
4. Отсутствие избыточного продукта;
5. Частной собственности в современном понимании не существует.
Род отличался внутренним единством, социальные различия проводились по 2-м основаниям: пол и возраст, этим определялась функциональная роль членов общества. Половые отношения носили полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя – матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду. Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола , и археологи часто находят первобытные статуэтки , изображающие человека , из кости и камня , где хорошо видны типично женские очертания . Система преобладания роли женщины называется матриархатом , что в переводе с греческого означает матеревластие.
Вопрос5.Патриархальная родовая община. Причины перехода к патриархату.
Опорными центрами в борьбе мужчин за преобладающее влияние в общине являлись мужские дома, возникшие при матриархате в связи с обособлением полов. В мужских домах жила неженатая молодежь, достигшая половой зрелости и прошедшая инициацию. Мужские дома были местом сбора мужчин родовой общины, где они проводили свое свободное время.
В переходный период от матриархата к патриархату из мужских домов развились мужские союза с качественно новым социальным значением. Союзы были направлены на ликвидацию влияния женщин, которых они терроризировали. Мужские союзы охраняли своих членов и их собственность, обеспечивали им влиятельное положение в общине. В их функциях прослеживаются элементы общественной власти. Впоследствии они превратились из органа, способствовавшего становлению патриархата, в орган утверждения власти богатой родовой верхушки. Членство в союзе стало определяться богатством. Внутри союзов появилось ранговое деление. Вступление в союз и продвижение по ступеням рангов определялись размерами богатства. В совет союза входили наиболее богатые, а следовательно, наиболее влиятельные люди. Беднякам союз не был доступен. В союзе старшинство уступило место богатству и путь к власти лежал через имущественное накопление. Показательны в этом отношении хорошо сохранившиеся тайные мужские союзы Меланезии.
Формирование патриархальных отношений сопровождалось также появлением патриархальной семьи, состоящей из потомков мужчины (сыновья, внуки, правнуки со своими детьми). В состав этих семей входили рабы. В исторической литературе патриархальную семью называют семейной или домашней общиной.
Семейная община являлась экономической ячейкой общества, она совместно вела хозяйство на родовой земле. Руководил всей жизнью семьи старейший мужчина. В своей деятельности он советовался со всеми взрослыми членами семейной общины. Члены домашней общины жили в общем жилище, питались из одного котла, совместно трудились и владели имуществом.
Когда ведение единого домашнего хозяйства в разросшейся большой семье оказывалось затруднительным, семейная община делилась на части. Каждая часть с течением времени превращалась в новую патриархальную семью, которая жила отдельно и самостоятельно вела домашнее хозяйство. Группа родственных патриархальных семей, образовавшихся в результате разделения одной семейной общины, получила в истории название патронимии. Совокупность патриархальных семей и патронимии составляла патриархальную родовую общину, экономическая сущность которой заключалась в обеспечении своих членов средствами производства, хозяйственной взаимопомощью, общественной солидарностью. Род выступал в качестве верховного собственника земли, разделенной между патронимиями и семьями. Патриархальная родовая община не была хозяйственной ячейкой.
Родовое начало поддерживалось общностью происхождения (от одного генеалогического корня), совместным поселением и культом. Для решения общеродовых дел время от времени созывалось собрание глав патриархальных семей. Родовая община имела главу религиозного культа и хранителя родовых преданий, традиций.
Патриархат, как и матриархат, является универсальной стадией. Отдельные буржуазные историки, искажая закономерный путь исторического развития, утверждают, что одни народы начали свой путь с развития матриархата, другие — с патриархата. Те, которые, по их мнению, стали развиваться с матриархата, отстали в своем развитии. Народы же, начавшие развитие с патриархата, дошли до высших стадий общественного развития. Подобные утверждения лишены основания. Все начали с матриархата. Темп развития племен зависел от различных причин внутреннего и внешнего характера. В основе перехода от матриархата к патриархату лежит рост производительных сил, приведший к дальнейшему усовершенствованию ранее развитых форм хозяйства. Этнографический материал показывает, что становление отцовского рода происходит на любой хозяйственной основе, достигшей определенного уровня развития, например на базе специализированного охотничье-рыболовческого хозяйства (у племен северо-западного побережья Северной Америки). Наиболее благоприятным и широко распространенным является переход к отцовскому роду на земледельческой и скотоводческой основе.
Реликтовыми представителями патриархата являются, например, береговые чукчи, занимавшиеся охотой на морского зверя, и оленные чукчи. Чукчи имели рабов из военнопленных и покупных, знали имущественное неравенство. На стадии патриархата находились также папуасы горы Хаген Новой Гвинеи, у которых обнаружено зачаточное оросительное огородничество, стада свиней, первые рабы, деление свободных на бедных и богатых. Богатые имели до 40 свиней, покупали несколько жен.
Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.
Махатма Ганди
Изучение общественного строя восточных славян в период 6-9 века важен, поскольку он позволяет отследить процессы изменения в обществе, приведшие к формированию государственности. Этот период характеризуется жизнью населения в племенах, но они были не едиными.
До образования государства у восточных славян было 2 общественных строя. Изначально это была родовая община, а затем ее сменила соседская община. Разберемся в чем разница между ними
Что такое родовая община
Понять суть родовой общины можно по рисунку, приведенному ниже.
Основную ячейку общества составлял род. Род (отсюда слово родственники) - семья или группа семей. Семьи составляли племена. а племена заключали союзы друг с другом. Так было начиная с 6 века нашей эры.
При родовой общине было 2 типа имущества:
- частное - инструменты, животные и так далее.
- общественное - земля, реки и озера, леса, охотничьи угодья и так далее.
Вопрос распределения того, кто чем пользуется из общественного имущества у восточных славян в племенах не стоял, поскольку племя включало в себя кровных родственников. Часто земля перераспределялась каждый код, чтобы у всех были равные возможности.
Что такое соседская (территориальная) община
С 7 по 9 века родовая община была полностью вытеснена соседской общиной. Иногда ее также называют территориально. Теперь племена формировались не на основе семей или клана семей. Теперь в племя мог войти любой, и люди были уже не родственниками друг другу, а просто соседями. Таким был общественный строй у восточных славян в 7-9 веке нашей эры.
Появление соседской общины стало основной для разложения общества на классы, а также для появления социальных конфликтов. В этот период все больше начинает укрепляться понятие частной собственности. Все, что находилось в общественном пользовании, при родовой общине потихоньку переходит в руки отдельных владельцев.
Формирование неравенства
- они распределяли продовольствие. Племя собирает урожай, нарочитая чадь говорит кто сколько может взять. Естественно большая часть остается себе.
- они распределяют военные трофеи. Военные походы приносили трофеи. Большая их часть оставалась у знати.
В результате чем больше проходило времени, тем больше богатели одни и беднели другие. Тем более, что к 9 веку власть уже передавалась (не официально, но все же) по наследству. В это же время появляются купцы, ремесленники и родовая знать.
Управление племенами и общинами
Рассматривая общественный строй восточных славян нужно обратить внимание на структуру его управления. Тем более, что с развитием соседской общины роль правления становится все более заметной. Общая структура управления племенами может быть представлена в виде схемы.
Первым металлом, из которого люди научились отливать орудия труда, была медь.
а) зерно, молоко, мясо — слова, связанные с земледелием и животноводством
б) глиняный горшок, шерстяная ткань, бронзовый топор — слова, связанные с ремеслами
Что связывает эти два ряда слов? Почему вы так считаете?
Эти два ряда слов связывает развитие обмена и торговли, так как у людей возникла необходимость в обмене между земледельцами, животноводами и ремесленниками.
Как они назывались? Как они изготавливались?
Мотыга | Медный топор (медь можно было расплавить в костре) |
Серп (изготавливался из камня) | Плуг |
О каких новых знаниях и занятиях людей свидетельствуют эти орудия труда? Чем они отличались от орудий труда первобытных собирателей и охотников?
Люди научились обрабатывать металлы. Медь, например, была прочнее и долговечнее рога и кости. Кроме того, медные части можно было быстро заточить или переплавить заново.
Слева — родовая, справа — соседская.
Соседскую общину можно определить по признакам: земли общины разделены на участки, которые получала для обработки каждая семья; семьи имели свой скот, жилище.
Люди продолжали вместе пользоваться пастбищами, лесами, водоемами.
Из кого состояла родовая община и соседская община? Кто трудился в родовой общине и соседской общине? кому принадлежал собранный урожай родовой общины и соседской общины? существовала ли равенство в родовой общины и соседской общине
Родовая община состояла из членов племени, а соседская община уже могла быть частью государства;
В родовой общине трудились все, а в соседской общине трудились либо рабы, либо простые люди;
В родовой общине собранный урожай принадлежит всей общине, а в соседской общине урожай принадлежит вельможе;
Равенство было только в родовой общине, в соседской общине уже существовало классовое неравенство.
Читайте также: