Кому принадлежал собранный урожай в родовой общине

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Род (родовая община) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на действительном или предполагаемом кровном родстве и совместном ведении хозяйства. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Родоплеменная организации общества характеризуется следующими особенностями:

2. Производство и потребление было коллективным;

3. Технологический уровень общественного производства был низок и обеспечивал самые насущные потребности рода;,

4. Отсутствие избыточного продукта;

5. Частной собственности в современном понимании не существует.

Род отличался внутренним единством, социальные различия проводились по 2-м основаниям: пол и возраст, этим определялась функциональная роль членов общества. Половые отношения носили полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя – матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду. Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола , и археологи часто находят первобытные статуэтки , изображающие человека , из кости и камня , где хорошо видны типично женские очертания . Система преобладания роли женщины называется матриархатом , что в переводе с греческого означает матеревластие.

Вопрос5.Патриархальная родовая община. Причины перехода к патриархату.

Опорными центрами в борьбе мужчин за преобладающее влияние в общине являлись мужские дома, возникшие при матриархате в связи с обособлением полов. В мужских домах жила неженатая молодежь, достигшая половой зрелости и прошедшая инициацию. Мужские дома были местом сбора мужчин родовой общины, где они проводили свое свободное время.

В переходный период от матриархата к патриархату из мужских домов развились мужские союза с качественно новым социальным значением. Союзы были направлены на ликвидацию влияния женщин, которых они терроризировали. Мужские союзы охраняли своих членов и их собственность, обеспечивали им влиятельное положение в общине. В их функциях прослеживаются элементы общественной власти. Впоследствии они превратились из органа, способствовавшего становлению патриархата, в орган утверждения власти богатой родовой верхушки. Членство в союзе стало определяться богатством. Внутри союзов появилось ранговое деление. Вступление в союз и продвижение по ступеням рангов определялись размерами богатства. В совет союза входили наиболее богатые, а следовательно, наиболее влиятельные люди. Беднякам союз не был доступен. В союзе старшинство уступило место богатству и путь к власти лежал через имущественное накопление. Показательны в этом отношении хорошо сохранившиеся тайные мужские союзы Меланезии.

Формирование патриархальных отношений сопровождалось также появлением патриархальной семьи, состоящей из потомков мужчины (сыновья, внуки, правнуки со своими детьми). В состав этих семей входили рабы. В исторической литературе патриархальную семью называют семейной или домашней общиной.

Семейная община являлась экономической ячейкой общества, она совместно вела хозяйство на родовой земле. Руководил всей жизнью семьи старейший мужчина. В своей деятельности он советовался со всеми взрослыми членами семейной общины. Члены домашней общины жили в общем жилище, питались из одного котла, совместно трудились и владели имуществом.

Когда ведение единого домашнего хозяйства в разросшейся большой семье оказывалось затруднительным, семейная община делилась на части. Каждая часть с течением времени превращалась в новую патриархальную семью, которая жила отдельно и самостоятельно вела домашнее хозяйство. Группа родственных патриархальных семей, образовавшихся в результате разделения одной семейной общины, получила в истории название патронимии. Совокупность патриархальных семей и патронимии составляла патриархальную родовую общину, экономическая сущность которой заключалась в обеспечении своих членов средствами производства, хозяйственной взаимопомощью, общественной солидарностью. Род выступал в качестве верховного собственника земли, разделенной между патронимиями и семьями. Патриархальная родовая община не была хозяйственной ячейкой.

Родовое начало поддерживалось общностью происхождения (от одного генеалогического корня), совместным поселением и культом. Для решения общеродовых дел время от времени созывалось собрание глав патриархальных семей. Родовая община имела главу религиозного культа и хранителя родовых преданий, традиций.

Патриархат, как и матриархат, является универсальной стадией. Отдельные буржуазные историки, искажая закономерный путь исторического развития, утверждают, что одни народы начали свой путь с развития матриархата, другие — с патриархата. Те, которые, по их мнению, стали развиваться с матриархата, отстали в своем развитии. Народы же, начавшие развитие с патриархата, дошли до высших стадий общественного развития. Подобные утверждения лишены основания. Все начали с матриархата. Темп развития племен зависел от различных причин внутреннего и внешнего характера. В основе перехода от матриархата к патриархату лежит рост производительных сил, приведший к дальнейшему усовершенствованию ранее развитых форм хозяйства. Этнографический материал показывает, что становление отцовского рода происходит на любой хозяйственной основе, достигшей определенного уровня развития, например на базе специализированного охотничье-рыболовческого хозяйства (у племен северо-западного побережья Северной Америки). Наиболее благоприятным и широко распространенным является переход к отцовскому роду на земледельческой и скотоводческой основе.

Реликтовыми представителями патриархата являются, например, береговые чукчи, занимавшиеся охотой на морского зверя, и оленные чукчи. Чукчи имели рабов из военнопленных и покупных, знали имущественное неравенство. На стадии патриархата находились также папуасы горы Хаген Новой Гвинеи, у которых обнаружено зачаточное оросительное огородничество, стада свиней, первые рабы, деление свободных на бедных и богатых. Богатые имели до 40 свиней, покупали несколько жен.

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Изучение общественного строя восточных славян в период 6-9 века важен, поскольку он позволяет отследить процессы изменения в обществе, приведшие к формированию государственности. Этот период характеризуется жизнью населения в племенах, но они были не едиными.

До образования государства у восточных славян было 2 общественных строя. Изначально это была родовая община, а затем ее сменила соседская община. Разберемся в чем разница между ними

Что такое родовая община

Понять суть родовой общины можно по рисунку, приведенному ниже.

Общественный строй восточных славян при родовой общине

Основную ячейку общества составлял род. Род (отсюда слово родственники) - семья или группа семей. Семьи составляли племена. а племена заключали союзы друг с другом. Так было начиная с 6 века нашей эры.

При родовой общине было 2 типа имущества:

  • частное - инструменты, животные и так далее.
  • общественное - земля, реки и озера, леса, охотничьи угодья и так далее.

Родовая община: кто чем владел

Вопрос распределения того, кто чем пользуется из общественного имущества у восточных славян в племенах не стоял, поскольку племя включало в себя кровных родственников. Часто земля перераспределялась каждый код, чтобы у всех были равные возможности.

Что такое соседская (территориальная) община

С 7 по 9 века родовая община была полностью вытеснена соседской общиной. Иногда ее также называют территориально. Теперь племена формировались не на основе семей или клана семей. Теперь в племя мог войти любой, и люди были уже не родственниками друг другу, а просто соседями. Таким был общественный строй у восточных славян в 7-9 веке нашей эры.

Появление соседской общины стало основной для разложения общества на классы, а также для появления социальных конфликтов. В этот период все больше начинает укрепляться понятие частной собственности. Все, что находилось в общественном пользовании, при родовой общине потихоньку переходит в руки отдельных владельцев.

Формирование неравенства

  • они распределяли продовольствие. Племя собирает урожай, нарочитая чадь говорит кто сколько может взять. Естественно большая часть остается себе.
  • они распределяют военные трофеи. Военные походы приносили трофеи. Большая их часть оставалась у знати.

В результате чем больше проходило времени, тем больше богатели одни и беднели другие. Тем более, что к 9 веку власть уже передавалась (не официально, но все же) по наследству. В это же время появляются купцы, ремесленники и родовая знать.

Управление племенами и общинами

Рассматривая общественный строй восточных славян нужно обратить внимание на структуру его управления. Тем более, что с развитием соседской общины роль правления становится все более заметной. Общая структура управления племенами может быть представлена в виде схемы.

Первым металлом, из которого люди научились отливать орудия труда, была медь.

а) зерно, молоко, мясо — слова, связанные с земледелием и животноводством

б) глиняный горшок, шерстяная ткань, бронзовый топор — слова, связанные с ремеслами

Что связывает эти два ряда слов? Почему вы так считаете?

Эти два ряда слов связывает развитие обмена и торговли, так как у людей возникла необходимость в обмене между земледельцами, животноводами и ремесленниками.

Как они назывались? Как они изготавливались?

Мотыга Медный топор (медь можно было расплавить в костре)
Серп (изготавливался из камня) Плуг

О каких новых знаниях и занятиях людей свидетельствуют эти орудия труда? Чем они отличались от орудий труда первобытных собирателей и охотников?

Люди научились обрабатывать металлы. Медь, например, была прочнее и долговечнее рога и кости. Кроме того, медные части можно было быстро заточить или переплавить заново.

Слева — родовая, справа — соседская.

Соседскую общину можно определить по признакам: земли общины разделены на участки, которые получала для обработки каждая семья; семьи имели свой скот, жилище.

Люди продолжали вместе пользоваться пастбищами, лесами, водоемами.

Из кого состояла родовая община и соседская община? Кто трудился в родовой общине и соседской общине? кому принадлежал собранный урожай родовой общины и соседской общины? существовала ли равенство в родовой общины и соседской общине


Родовая община состояла из членов племени, а соседская община уже могла быть частью государства;

В родовой общине трудились все, а в соседской общине трудились либо рабы, либо простые люди;

В родовой общине собранный урожай принадлежит всей общине, а в соседской общине урожай принадлежит вельможе;

Равенство было только в родовой общине, в соседской общине уже существовало классовое неравенство.

Читайте также: