Кому молились древние греки чтобы урожай был богатым

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

На уроке обобщаются представления учащихся о религии древних греков. Учащиеся вновь встречаются с общей закономерностью: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы. В религии греков получили отражение природа Греции, занятия ее населения, общественные отношения (в частности, жизнь родовой знати) (В религии древних греков отсутствуют ясно выраженное освящение неравенства и идея загробного воздаяния).

Варианты начала урока: I. А; Б 2. II. Б 2. III. Б 1. Вопросы и задания:

На доске до урока желательно написать для учащихся опорные слова: дом, владения, работы, поденщик, вождь трудится, состязание, пир.

Б. 1. Вспомните материал предшествующего урока: а) расскажите о развитии сельского хозяйства и ремесел в Греции в XI-IX вв. до н. э.; б) что вам известно о мореплавании греков? в) расскажите о жизни греческих племен; г) опишите хозяйство знатных людей; д) кому принадлежала власть в греческих племенах? е) какой порядок жизни существовал в Греции три тысячи лет назад?

2. Вспомните причины возникновения религии. Вы знаете, что сотни тысяч лет первобытные люди не имели религиозных верований. Почему возникают эти верования? Учащиеся помнят, что в основе религиозных верований лежит неумение объяснить явления природы. Но от внимания школьников часто ускользает то, что древние люди находились в большой зависимости от сил природы, они объясняли с помощью религии прежде всего те явления, которые влияли на их жизнь. Последняя мысль нуждается в повторном рассмотрении.

План изучения: 1. Отражение природы и занятий греков в религии. 2. Отражение в ней общественных отношений.

1. В религии греков получили отражение те явления природы, от которых зависела жизнь людей. Эта мысль конкретизируется на примерах.

1) Главным богом у греков был Зевс (учитель либо предлагает рассмотреть рис. 3, стр. 115, либо приступает к работе с аппликациями Ф. П. Коровкина). Это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой-удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя на землю. Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков? (Что вы знаете о дождях и грозах в Греции?Какой вред и какую пользу они приносили грекам?) Учащимся необходимо вспомнить, как засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах, а молнии могли поразить людей и скот, вызвать пожар. Развивая мысли, высказанные учащимися, учитель воссоздает типичную для Греции картину.

Главный храм Зевса находился в Олимпии, в Южной Греции (не путать с горой Олимп на севере страны). Один раз в четыре года здесь устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал великую победу над своим отцом Кроном.

В далекие времена, говорится в мифе, миром правил бог Крон. Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Поэтому, как только у жены Крона, богини Реи, рождался ребенок, Крон проглатывал его. Когда же родился Зевс, Рея решила обмануть Крона и подала ему камень, завернутый в пеленки. Не заметив обмана, Крон проглотил камень. Зевс вырос и возмужал. Он восстал против своего отца и в жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.

Великолепный, украшенный колоннами храм производил сильное впечатление (рассматривается рис. на стр. 116). Для него решили создать статую Зевса, равной которой не было в Греции. В Олимпию пригласили знаменитого скульптора Фидия. Он .изобразил Зевса сидящим на троне, верхняя часть его тела обнажена, нижняя закутана в плащ. В левой руке бог держит жезл с изображением орла - священной птицы; в правой - фигурку крылатой Ники, богини победы. Одежда и венок на голове Зевса из сверкающего золота. Верхняя часть туловища и ноги покрыты пластинками из слоновой кости. Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал жизненность фигуре Зевса.

Греков привела в восторг работа скульптора Фидия. Статую объявили одним из семи чудес света (Сохранились развалины мастерской Фидия и, самого храма. Статуя Зевса не уцелела, дошли лишь ее описания и изображения на древних монетах. См.: Нейхардт А. А., Шишова И. А. Семь чудес света).

2) Бога моря Посейдона изображали могучим обнаженным мужчиной с горделивой и величавой осанкой (либо рассматривается рис. 3 на стр. 115, либо к доске прикрепляется аппликация). Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем - вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. Вспомните, кто из героев мифов и как поссорился с Посейдоном. Почему греки наряду с Зевсом особенно почитали Посейдона? Выслушав учащихся (они вспоминают о развитии мореплавания в Греции), учитель рисует картину кораблекрушения.

Представьте себе: плывут на корабле греческие мореходы. Поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло нескольких гребцов. Корабль дал течь. Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?! Кому молятся греки о спасении корабля?

Почему сейчас никто не верит в морских богов? (В древности люди были намного невежественнее, чем ныне; суда наших дней несоизмеримо совершеннее греческих кораблей; современные моряки располагают точными картами и приборами.)

3) Бог Аид - брат Зевса и Посейдона - властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. Какое явление природы отражено в сказании об Аиде?

Продолжая работу с рис. 3 на стр. 115 (или аппликациями),'учитель показывает на двух-трех примерах (§ 27, п. 2), что в религии греков отразились также и их занятия.

Желательно сказать подробнее о Дионисе - покровителе виноградарства и виноделия. Учитель напоминает, что на почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Изображали его в венке из виноградных листьев, с гроздьями винограда в руках. Греки думали, что Дионис странствует по земле окруженный толпой лесных богов - хвостатых, козлоногих и козлорогих сатиров. Желательно упомянуть о весенних и зимних празднествах в честь Диониса, поскольку из этих празднеств возникли театральные представления.

Скульпторы древней Греции умели высекать из мрамора или отливать из бронзы фигуры людей. Богов изображали в виде сильных и прекрасных мужчин и женщин. Рассматривается рис. 1, стр. 114: вечно юный красавец Аполлон - бог искусства. Он был и богом света; золотыми стрелами грозит Аполлон всему злому, порожденному мраком. С натянутым луком в левой руке изобразил Аполлона греческий скульптор (лук на статуе не сохранился).

По всей Греции почитали Афину - богиню мудрости, воительницу, охранявшую города, покровительницу ткачества. Скульптор представил Афину величественной девой в длинной одежде и шлеме. На ее протянутой руке крылатая Ника (победа может улететь от того, кто не сумеет удержать ее). У ног Афины большой круглый щит, внутри которого извивается священная змея.

2. Учитель отмечает, что в религии греков получил отражение порядок жизни людей в древности. Объясняется, что греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми. Эта мысль отражена на рис. 3 (стр. 115): выше всех по своему положению Зевс, ему подчинены другие олимпийские боги и низшие божества - сатиры и нимфы.

Нужно подчеркнуть, что религия греков, как и религия народов древнего Востока, учит, что боги наказывают тех, кто хочет изменить установленный ими порядок жизни. Последняя мысль раскрывается с помощью мифа о Прометее (§ 27, п. 4).

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок истории в 5 классе 2016/2017 учебный год.

Учитель: Люлькович Наталья Николаевна,

Тема: Религия древних греков

Цели: дать представление об особенностях религии древних греков, характерных чертах древнегреческого пантеона богов; развивать умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания, анализировать литературные произведения древности и делать выводы; воспитывать интерес к античной культуре.

Планируемые результаты:

- предметные: выявлять причинно- следственные связи между условиями жизни древних греков и их занятиями; оценивать ключевые события и явления, памятники культуры крупнейших цивилизаций Древней Греции;

- личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; оценивать роль мифологии в истории человечества; осознавать важность изучения истории.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

I . Организационный момент

II . Мотивационно-целевой этап

Подобно другим народам древности, греки верили во многих богов, боялись и почитали их. Те в свою очередь покровительствовали их занятиям. Чтобы задобрить богов, греки приносили им жертвы, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.

Прошло несколько тысяч лет. Опустели склоны горы Олимп, исчезли густые леса. Люди больше не молятся олимпийским богам. Остались лишь легенды о них. Изучая мифы древних греков, ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим силам и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить.

Правы ли ученые? Попробуем выяснить это на нашем уроке. Мы уже говорили о религии народов других стран. Вспомните, что такое религиозные верования. Выделите ключевые слова в этом определении. (Ученики выполняют задание, выделяя ключевые словосочетания вера в сверхъестественное, вера в богов.)

Как вы думаете, почему возникает вера в богов? Чем вы можете объяснить различия в образах богов, существовавших в древних странах, историю которых вы изучали?

Сегодня мы продолжаем знакомиться с духовным миром древних греков, его важнейшей частью – религией.

Проблемные вопросы. Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? Чем объяснить существование богов в Греции?

III . Работа по теме урока

По представлениям древних греков, землю со всех сторон окружает Мировой океан. Из него поднимаются и в него опускаются небесные светила: луна, солнце, звезды. У западных вод океана стоит могучий титан Атлант, поддерживающий плечами небесный свод. Тут же, в дивном саду, живут дочери Атланта: они стерегут золотые яблоки – плоды вечной юности. В самых глубоких недрах земли, ниже Аида, находится мрачный Тартар – кромешная бездна. Здесь томятся побежденные врагами титаны.

Как, по представлению греков, возник мир? Сначала из Хаоса появилась Гея – земля и Уран – небо. От них произошли могучие и Грозные титаны, циклопы и страшные великаны. Титан Крон, бог времени, сверг своего отца и воцарился в мире. В наказание за такое преступление Крона на Земле появились богини мщения эринии и божества: Танатос - смерть, Эрида - раздор, Апата - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - мрачный сои. Крон боялся, что его дети поступят с ним так же, как он поступил со своим отцом, и поэтому приказал своей жене приносить ему всех новорожденных младенцев. Он безжалостно проглатывал всех своих детей. Последнего сына – Зевса – жена Крона Рея спасла. Вместо него она дала проглотить мужу камень, завернутый в пеленку. Когда Зевс вырос, он восстал против отца и заставил его вернуть всех проглоченных им детей. Зевс и его братья победили и низвергли титанов в мрачный Тартар, а сами поделили между собой мир.

Боги, как считали греки, населяли нашу землю более 3 тыс. лет назад. Они мало чем отличались от людей. Но они никогда не старели и не умирали, за что были прозваны бессмертными. Греки объясняли это регулярным потреблением двух продуктов питания, которые были доступны исключительно богам: нектара и амброзии, напоминавшей овсянку. Вино боги не пили.

Они могли легко менять свое физическое обличье, превращаясь в мужчину, женщину, животное и т. д., и использовали эту замечательную способность чаще всего для того, чтобы провести людей и сыграть с ними злую шутку. Но богов все же можно было распознать.

- Кто знает, как ?

Во-первых, боги никогда не моргали. Во-вторых, у них не было тени. В-третьих, они не отражались в воде и зеркале.

1 ) дать характеристику главных богов Греции;

Слайд 1. Главным богом у греков был Зевс – бог неба, грома и молний. Его символом был орел. Бога изображали могучим мужчиной средних лет. Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния и хлынут потоки дождя на землю.

- Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков?

- Что вы знаете о дождях и грозах в Греции?

- Какой вред и какую пользу они приносили грекам?

Слайд 2. Бога моря Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой. Взмахнет он своим грозным трезубцем – вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря.

Представьте себе, плывут на корабле греческие мореходы. Поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает, как щепку, ветер сломал мачту, водой смыло нескольких гребцов. Корабль дал течь. Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?

- Кому молятся греки о спасении корабля?

- Почему Посейдон играл столь важную роль в религии греков?

Слайд 3. Бог Аид – брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного царства мертвых. Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца, там всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали.

- Почему Аид играл такую важную роль в религии греков?

Слайд 4. На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитнича семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.

Слайд 5. В самом низу своеобразной лестницы стояли низшие существа – сатиры и нимфы.

Греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватавшей власть над остальными богами и людьми. Выше всех по своему положению, как мы выяснили, были Зевс, Посейдон и Аид. Три брата поделили между собой власть над миром. З евс стал господствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в царстве мертвых. Земля же находилась в их общем владении.

Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны, способны на бесчестный поступок (Афина подала Ахиллесу копье во время его поединка с Гектором. Посейдон преследовал Одиссея). В то же время они помогают своим любимцам (Гефест выковал оружие для Ахиллеса, Афродита помогала Парису, а Афина – Ахиллесу и Одиссею).

Большую часть времени боги пируют, за исключением Гефеста, занятого кузнечным делом. Они ссорятся между собой, ругаются, а случается, воруют и дерутся. В одном мифе рассказывается, что Гермес украл у Аполлона коров, в другом – что Зевс, рассердившись на свою жену богиню Геру, подвесил ее между небом и землей и три дня хлестал молниями. Когда бог-кузнец Гефест попытался заступиться за мать, Зевс так толкнул его, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.

- Итак, почему именно эти божества появились в Древней Греции?

- Как связаны религия, природные условия и занятия древ них греков?

(Заполнение таблицы.) Боги и богини Греции

Имя бога (богини)

Бог неба, царь богов и людей

Бог царства мертвых

Вестник богов, покровитель дорог и путников

Бог солнечного света, покровитель искусств

Богиня природы и покровительница охоты

Богиня красоты и любви

Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни

Бог огня и кузнечного дела

Царица богов и защитница семейного очага

Прочитать мифы о богах и ответить на вопросы:

Миф и Деметре (пункт 2.)

- Какие силы природы отразили греки в этом мифе?

- Почему греки почитали богиню земледелия Деметру?

Миф о Дионисе (стр. 136)

- Что можно узнать из мифа о Дионисе и жизни древних греков?

Миф о Прометее (п.3).

- Что мы узнали из мифа о Прометее?

- Что привлекает вас в герое Прометее?

I V . Закрепление изученного материала.

- О каких богах мы с вами сегодня узнали? Проверим, насколько хорошо вы их запомнили. Для этого сыграем в игру. Вы должны определить, имя какого бога следует ставить на место пропуска.

Задание 1 . Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли . Он властвует над морями, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с ним прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую он похитил у ее отца. Бог …. увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксос. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог бог. найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин. За эту услугу бог . поместил дельфина на небо (включил в число небесных созвездий). Похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней бог . (Посейдон.)

Задание 2. Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, бог . Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. В его царстве протекает леденящая река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Там струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты. По мрачным полям носятся легкие тени умерших. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехголовый пес Цербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды ни одну душу обратно, туда, где светит солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве бога. (Аид.)

Задание 3. Бог света и покровитель искусства, поэзии и музыки, златокудрый бог. родился на острове Делос. Мать его Латона, преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе. Уныло подымались его скалы без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили здесь приют и оглаша ли окрестности своим печальным криком. Но вот родился бог света и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Вся природа вокруг ликовала после рождения бога. (Аполллон.)

Задание 4. Зевс узнал, что у богини разума Метис будет двое детей: дочь и сын необычайного ума и силы. Мойры, богини судьбы, открыли Зевсу тайну, что сын богини Метис свергнет его с престола и отнимет у него власть над миром. Испугался великий Зевс. Чтобы избежать грозной судьбы, он, усыпив богиню Метис, проглотил ее. Через некоторое время почувствовал Зевс страшную головную боль. Тогда он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову, чтобы избавиться от невыносимой боли и шума в голове. Взмахнул Гефест топором, мощным ударом расколол череп Зевсу, не повредив его, и вышла на свет из головы громовержца могучая воительница, богиня . В полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом предстала она пред изумленными очами богов-олимпийцев. В бою непобедимая, покровительствует героям Греции и дает им свои мудрые советы богиня . (Афина.)

V. Подведение итогов урока

Вам может понравиться Все решебники

ГДЗ Никольский 11 класс

ГДЗ Босова 8 класс

ГДЗ Колесов 8 класс

ГДЗ Мякишев 11 класс

ГДЗ Мордкович 11 класс

ГДЗ Forward 6 класс

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

Древние греки называли себя эллинами, а свою страну Элладой. Сегодня мы тоже употребляем эти названия, когда говорим о Древней Греции.

Вспомните! Где располагался Древний Египет? Какие природные особенности оказывали влияние на занятия жителей этого государства?

1. Балканский полуостров, его природа

Балканский полуостров и прилегающие к нему острова омываются Средиземным морем.

Климат на Балканском полуострове благоприятный. Зимой здесь достаточно тепло - температура редко опускается ниже 4 градусов тепла, а летом, в июле, градусник показывает 30-40 градусов. Зимой дуют холодные ветры, летом дожди выпадают редко, и почти все небольшие реки пересыхают.

Древняя Греция


Найдите на карте Балканский полуостров и определите, какие моря омывают его с востока, запада и юга. Назовите острова вокруг Балканского полуострова, которые обозначены на карте.


Природа Балкан. Современное фото

На Балканском полуострове богатая растительность. Почти половину его покрывают колючие кустарники, широколиственные и хвойные леса. В долинах растут вечнозеленые оливковые деревья (маслины). В древности здесь водилось много диких животных: кабаны, олени, лисицы, возможно и африканские львы. Со временем этих животных почти полностью истребили.

Горные хребты разделили Грецию на отдельные районы: Северную, Среднюю и Южную Грецию (Пелопоннес).

Найдите на карте (с. 113) гору Олимп. Опишите ее расположение. Назовите области Древней Греции, которые находились в каждой из трех частей. В каких случаях горы могли помочь людям, а в каких — помешать?

2. Занятия древних греков

Население Балканского полуострова занималось земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой. Земледелие было хлопотным и тяжелым занятием. Чтобы получить урожай, греческому земледельцу нужно было преодолеть много трудностей. Сначала он должен был найти подходящее место для посевов. Таких мест на Балканском полуострове немного. К тому же слой плодородной почвы здесь очень тонкий. Нередко сильные дожди смывали зимой плодородный слой земли и оставляли земледельцу голые камни.


Земледельцы за работой. Роспись на вазе

Древние греки занимались также скотоводством. Из домашних животных самыми распространенными были козы и овцы, которые давали людям мясо, шкуры и шерсть.

Недра земли, богатые полезными ископаемыми, хранили мрамор, золото, серебро, медь, железо. Их добывали и использовали при изготовлении ремесленных изделий.

Посмотрите на карту и назовите области и острова близ Балканского полуострова, богатые названными полезными ископаемыми.

3. Древние греки и море


Древнегреческие мореплаватели. Фреска


Древнегреческий корабль

Жители побережья занимались рыбной ловлей и торговлей.

● Древняя Греция была разделена горами на отдельные районы.

● Основными занятиями греков были скотоводство, земледелие и мореплавание.

● Греки были хорошими мореходами.

Вопросы и задания

1. С помощью карты опишите особенности Балканского полуострова (см. памятку № 6). 2. Что общего было в природе Греции и Египта, Индии, Китая? Чем отличалась природа Греции от природы других стран Древнего мира? 3. Чем занимались жители Балканского полуострова? 4. Пользуясь картой, текстом учебника и источника, составьте рассказ о том, как путешествовали древние греки. 5. Подумайте, как можно получить дополнительную информацию о природе Греции.

Вот пятьдесят уже минуло дней после солнцеворота,

И наступает конец многотрудному, знойному лету.

Самое-то и время для плавания: ни корабля ты

Не разобьешь, ни людей не поглотит пучина морская.

. Море тогда безопасно, в воздух прозрачен и ясен .

. Но воротиться обратно старайся как можно скорее:

Не дожидайся вина молодого и ливней осенних,

И наступленья зимы.

Какое время года и почему греки считали наиболее благоприятным для плавания?

Читайте также: