Колядки в детском саду без подготовки

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Автор: Кожурова Евгения Александровна

Населенный пункт: Смоленская область, г. Рославль

Приобщение детей к традициям своего народа осознается современным обществом жизненно важной проблемой. В силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Данное мероприятие поможет возродить культурные традиции Родины, познакомить с русскими народными колядками и народными играм.

Разработка будет полезна воспитателям старших и подготовительных к школе групп.

Данную тему я выбрала так как считаю необходимым возрождать русскую народную культуру, наши дети должны знать ее истоки. Необходимо воспитывать любвь к своей Родине. Дошкольный возраст – это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории своей страны.

Не должны быть забыты и русские народные подвижные игры. Наше современное время- время компьютеризации и технологий, которые поглощают сознание детей, увлекая в мир компьютерной, воображаемой игры. А.П. Усова говорит о том, что игры, которые дети заимствуют друг у друга (младшие от старших) созданы народом так же, как сказки и песни. Поэтому они и называются народные и передаваться должны из поколения в поколение.

Целью развлечения является:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность.

- Познакомить с обрядом колядования, рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.

-Познакомить с русскими народными подвижными играми

- Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, колядки, развивать интонационную выразительность речи.

- Побуждать у детей интерес к театрально- игровой деятельности, создавая условия для её проведения.

- Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.

- Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине, воспитать патриотизм.

- Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.

- Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, развивать интерес к оздоровительным упражнениям, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся, конечно, колядки:

Так повелось на белом свете

Уж много лет подряд

В такой чудный, добрый вечер

С небес к нам ангелы летят

Они несут добро, надежду,

Бланословенье в каждый дом

Всех с новым годом поздравляю

И с благодатным рождеством!

Колядовщик 1: Коляда – моляда, зашла в новы ворота!

Колядовщик 2: А за ней и мороз, через тын перерос!

Колядовщик 3: Принес он холод. Так что дед Архип стал молод!

Колядовщик 4: Мороз не велик. Да стоять не велит!

Колядовщик 5: Не велит мороз стоять. Нам пора колядовать!

Все: Кто не даст лепешки разобьем окошки,

Кто не даст ватрушки расстукаем кадушки!

Здравствуйте, гости дорогие!

1-й колядовщик с козой поет:

С гусем не дружу я,

Больно щиплет в попу…

Жду по гороскопу.

Где ты, козочка, ходила?

Где ты, милая, бродила?

Ходила я по свету, сил уж больше нету! (падает)

Как же козочке помочь, ведь волшебна эта ночь!?

Чтобы козу оживить, нужно ее хорошо накормить!

А нашей козочке немного и нужно:

Горячую плюшку, и большую ватрушку!

Вот вам угощенье – пироги да печенье,

Пряники, конфетки. Покушайте детки.

(Хозяева угощают Козу с колядовщиками сладостями.)

Все: Мир и счастье вашему дому, а мы пойдем к другому.

Ну, хватит, полный мешок наколядовали. Пойдем греться.

Будем вечер коротать, будем петь да плясать, в игры играть.

Русские народные подвижные игры для детей:

1. “ К нам коза пришла ”

Двое взрослых образуют ворота (можно привлечь родителей). Через ворота дети проходят с песней. На слова: “ А самого маленького оставила”, ворота закрываются. Пойманные дети присоединяются к водящим.

К нам коза пришла, коляду привела

Сама прошла, всех детей провела,

А самого маленького оставила.

Для игры необходимы колечко и длинная лента. На ленту надевают колечко. Концы сшивают или связывают , чтобы колечко свободно проходило через узел. Ребята встают в круг и берутся за ленту двумя руками. В центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети (или ведущий игры) говорят такие слова:

«Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Я иду кольцо искать!

Для игры нужно хотя бы 7-8 участников, но если народу больше, то играть веселее!

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

«Унес волк гусенка,

За ручки, за ножки,

Прочь за ворота,

Заиграй в свой рожок!

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Нужно обязательно добежать до другой, расположенной на противоположном конце.

1.Щербак А. К гармонии через движение! //Дошкольное воспитание. - 1998. – №3– с.6- 8.

2.И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза. – 240 с.

3.Асташина, М.П. Фольклор в физическом воспитании детей дошкольного возраста: автореферат дис. . канд. пед. наук/ М.П. Асташина,- Омск, 1997.- 19с.

5.Кузина, Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды,- 2-е изд./ Т.Ф.Кузина, Г.И.Батурина.- М.: Школьная Пресса, 2001.- 144с.

6. Ивлева Л. Ряжение в русской традиционной культуре.- СПб, 1994.

7.Негирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. – М.: Сов. Россия, 1990.

8. Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч. IV –V. – М.: Русская книга, 1999.


Ряженые: дети подготовительной группы, воспитатель, муз. руководитель идут по детскому саду, заходят в каждую группу с песнями, шутками, прибаутками.

Пришла Коляда, отворяй ворота!

Коляда — колядица, я Христова девица

А я зорю зоревала и цветочки собирала

Вас с праздничком поздравляла! Коляда!

Открывайте сундучки, доставайте пяточки!

Не дадите пышку, мы сведем мартышку.

А чей это дом ворота с замком

А на этих воротах два соколика сидят.

А первый сокол, то Иван господин

А вторая соколина, то Настасья господина.

Вы не будете дарить, мы не будем вас хвалить.

А вы будете дарить и мы будем вас хвалить.

1.Выходи, боярин, выходи, хозяин!

Принимай гостей со всех волостей.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Жеребца с хвостом.

3.Выноси добро во двор.

Как на улице мороз

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать.

На прощание примите наши поздравления и пожелания.

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

Чтоб здоровенькими были, много- много лет бы жили!

Счастья будет вам горой, и везенья воз большой.

Чтоб гостей невпроворот было в доме целый год!

На столе всегда пирог, легких вам всегда дорог!

После поздравления все группы приглашаются в музыкальный зал.

Под веселую музыку дети заходят в зал.

Ведущая: Здравствуйте, люди добрые! С Новым годом! С новым счастьем! Чтоб здоровы были! Много лет чтоб жили! В старину на Руси был такой праздник, называется

Дети: Коляда!

Ведущая: Праздник этот самый длинный, он веселый и старинный, наши предки пили, ели, веселились три недели.

От Рождества до Крещенья, приготовив угощенье

Пели разные колядки, по дворам ходили в святки,

Наряжались и шутили, праздник ждали и любили,

Так давайте же сейчас встретим мы его у нас!

  1. День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой,

Наступило Рождество, начинаем торжество!

  1. Коляда идет к нам в дом и мешки несет с добром

Кто подаст нам больше всех, ждет того большой успех!

  1. Коляда — маляда, уроди пирога, уроди пшеничку на всякую птичку,

Отворяйте сундуки, вынимайте пяточки,

По копеечке давайте, малым деткам раздавайте!

Ведущая: Ребята, нынче святки! Не пойти ль нам на колядки?

По залу пройдем, коляду споем.

  1. Пришла коляда, отворяй ворота! Эй, хозяева, спешите, ворота отворите!

Отворяйте поскорей! Приглашайте гостей!

  1. Здравствуйте, хозяева добрые! Приглашайте гостей, со всех волостей!

Хлебом — солью встречайте, да сладко угощайте!

Или хлеба ломтину, или денег полтину,

Или курочку с хохолком, или петушка с гребешком,

Дайте детям пятачок, а мы вам счастья мешок!

  1. Дайте нам кило конфет, целый год вам жить без бед!

А кто не даст пирога, тому курячья нога,

Пест, да лопата, корова горбата!

За любое угощенье будет радость и веселье!

Ведущая: Долго мы колядовали, даже ноженьки устали,

Всю деревню обходили, про Федотью то, забыли!

Дети подходят к домику и стучат в окно.

Кто даст пирога, тому двор живота!

Дай кулички сдобненькой.

Подавай, не ломай,

Все по целой подавай.

Если крошечку уронишь,

То и бога не замолишь.

Не подашь лепешки —

Не подашь пирога —

Уведем корову за рога

Что Федотья наварила, что родима напекла?

Выноси — ка поскорей, не морозь же ты детей!

Федотья не выходит.

Ведущая: Никто нас не услышал. А давайте поиграем, а кто водит, посчитаем!

Считалкой выбирается ведущий.

Инцы-брынцы, не хочу!

Инцы-брынцы, вон пойду!

Ребенок ведущий игры:

Встанем вместе мы в кружок,

Будем мы катать клубок.

У кого клубок замрет,

Тот тогда плясать пойдет.

Дети стоят по кругу. Ведущий игры катит клубок вперед. К кому клубок подкатился, тот выходит в центр круга и пляшет под музыку и аплодисменты детей.

Услышав шум, из домика выходит Федотья.

Федотья: Это что же вы так расшумелись?

Ведущая: Мы к тебе в гости пришли, в дверь стучали, а ты Федотья что ль глухая?

Выноси нам угощенье!

Федотья: Ишь, какие шустрые!

Вы сначала мои загадки отгадайте,

А потом уж угощенье объедайте!

Без рук, без зубов, а кусается. (Мороз)

Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

Текло, текло и под стекло. (Река подо льдом)

Молодцы, ребятки отгадали все загадки. Получите угощенье! Дает детям конфеты.

Ведущая: Святки празднует народ, становитесь в хоровод!

За горою за крутою,

За рекою за быстрою,

За горою за крутою,

За рекою за быстрою

Стоят леса дремучие,

Во тех лесах огни горят,

Огни горят пылающие,

Вокруг огней люди стоят,

Люди стоят колядуют:

«Ой коляда, коляда,

Ты бываешь, коляда,

После хоровода ведущая достает старинный сундучок.

Ведущая:

Ребята, а на святки еще и гадали!

Сундучок, сундучок, скажи нам дружок,

Что сбудется, станется, плохое пусть останется!

Из — за двери голос Б.Яги:

Печка — то топится, пирожков хочется!

Ведущая: Ребята, что это за голос? Оглядывается.

Под музыку входит Б.Яга.

Б.Яга: Печка — то топится, пирожков хочется!

Ведущая: Явот тебе дам пирожка! Ух, нечистая сила!

Б.Яга: Амне погадайте, я тоже счастья хочу!

Ведущая: Так и быть, доставай!

Б.Яга достает из сундучка веточку.

Б.Яга: Растолкуй, что это значит?

Ведущая: Да это помело тебе новое будет в этом году!

Б.Яга: Ясвою метелку, ни на какую новую не променяю!

Ведущая: Авы, ребята, хотите узнать, что вас ждет в новом году?

Ведущая идет к зрителям с сундучком, в нем лежат звездочки с предсказаниями. Зрители достают звездочки.

Б.Яга еще раз пытается заглянуть в сундучок.

Б.Яга: Атам для меня колечка нет?

Ведущая: Какое колечко? Да кто тебя замуж возьмет? Тебе лет — то сколько?

Б.Яга: Ах, так! Я сейчас вам устрою праздник! (Отбирает у ведущей сундучок.) Пока вы со мной не поиграете, сундучок я не отдам!

Б.Яга играет с детьми:

Б.Яга: Так и быть, забирайте свой сундучок, я сегодня добрая! Отдает сундучок. За то, что вы со мной поиграли и с праздника не прогнали, есть у меня для вас угощенье. (Раздает детям.)

Ведущая: Приходите на Крещенье, в доме будет угощенье,

И дадим святой водицы вам, в честь праздника, умыться.

И с собой еще нальем, чтоб и ваш стал чистым дом!

Соль святую к образам, чтоб жилось богато вам!

Б.Яга:

В день морозный на Крещенье, приходите ко мне в дом,

С пирогами чай попьем!

Под музыку все уходят из музыкального зала.

Основные термины (генерируются автоматически): ведущая, коляда, Яга, пирог, ребенок, сундучок, гость, дом, музыкальный зал, Рождество.

Похожие статьи

Рождество теперь идет. Вместе с веселым Рождеством. Гости спешат в наш дом!

В центр зала выходят двое детей подготовительной группы. Читают стихотворение.

5. Дети в шапочках животных под р.нар.мелодию выходят в центр зала, читают колядки.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам, дорогие наши христославы! Какие замечательные слова, какая чудесная колядка! А наши дети песню про Рождество споют.

Под фонограмму покидают зал. КОЛЯДКИ детей для сотрудников детского сада

Сценарий фольклорного праздника к 8 Марта для детей.

Сценарий вечера при свечах, посвященного Новому году.

Ведущий 1: «И в доме — Рождество. Пахнет натёртыми полами и ёлкой.

В холодном зале таинственно темнеет ёлка, за ней — огоньки лампадок — звёздочки.

Хотите послушать колядки? У нас в гостях сегодня христославы, которые их исполнят. ( Выступление учащихся, поющих колядки ). Ведущий 3: Еще одним традиционно святочным развлечением было гадание.

Зал украшен под русскую избу: столы, скамейки, сундук, самовар. Ход мероприятия: (входит первая Хозяюшка в русском народном костюме).

Поскорее наряжайтесь и на посиделки собирайтесь! Звучит русская народная мелодия, входят дети в русских народных костюмах.

Традиционные зимние детские забавы в новогодних.

Сценарий праздника на улице для детей всех возрастов.

Ведущий. Это к нам кто в гости пожаловал?

В каждом доме оценили хлопоты-старанье. На столе стоят БЛИНЫ! А рядышком ЛЕПЁШКИ!

Ход праздника: Дети входят в зал под музыку и встают в хоровод вокруг ёлки. Ведущий.

В оформленный по теме зал входит ведущий. Дети сидят на стульчиках.

Ведущий: Баба-Яга не во всех сказках злая, во многих она путника и накормит и спать уложит, и дорогу

волшебная вода, воспитатель, ребенок, заколдованный лес, ребята, волшебный сундучок, детский сад.

Цель: создание веселого праздничного настроения посредством народных игр, плясок, танцев и колядок.

Задачи: - формировать стремление активно участвовать в развлечениях, испытывать чувство веселья и радости;

- расширять представления о народных и православных праздниках;

- развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам;

- воспитывать интерес к народным традициям;

- осуществлять работу о традициях, расширять и уточнять знания детей по данной теме, используя музыкально-дидактические игры.

Предварительная работа:

- знакомство с народными праздниками, православными традициями (рассказы, беседы, рассматривание картин);

- чтение художественной литературы (русские народные сказки);

- разучивание закличек, песен, игр;

- украшение площадки для приема гостей - колядующих для игр.

Действующие лица: Ведущие (Снеговики), Хозяйка, Медведь, Коза.

Колядовщики – дети старшего дошкольного возраста.

Ход развлечения.


Под веселую музыку дети собираются на площадке детского сада.


Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!

Настроение у всех отличное? (-да), веселится готовы? (-да).

Ребята, а есть ли в году время лучше, чем наша красавица-зима?

Хоть она снежная и холодная, зато, посмотрите, как она разукрасила деревья и дорожки у нас в детском саду. Внимание!

Наш праздник начинается. А вот и первые гости пожаловали!

Выходят 3 снеговика (ведущие).

1 вед.: Что за шум у нас в саду?

Это же ряженые идут, нам веселье несут!

2 вед.: Все на Святки, все на Святки,

Все пришли сюда ребятки!

3 вед.: Это что такое – Святки?

Вы не слышали, ребятки?

1 вед.: Что ж придется рассказать

И, конечно, показать!

2 вед.: Собирайся народ, на наше представление!

3 вед.: Веселись, народ! Всем будет угощение!

1 вед.: Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

2 вед.: Наши предки пели, ели,

Веселились две недели.

3 вед.: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Все (вместе): Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!


1 вед.: Ой, ребятки, нынче Святки,

Не пора ль нам спеть колядки?

К ведущим подходят дети-колядовщики .


Вместе они идут к домику, где их встречает Хозяйка.

Хозяйка: Здравствуйте, гостюшки!

Здравствуйте, милые! С чем пожаловали?

Колядовщики (вместе): Пришла Коляда, отворяй ворота!

Дети-колядовщики:

1. Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять.

3. Мы пришли вас прославлять

Да хозяйку величать.

4.Ой, коляда, коляда,

Всем здоровья принесла.

6.Кто даст пирога -

Тому полон хлев скота.

7.Кто не подаст лепешки -

У того разобьем окошки,

8.Кто не подаст ватрушки -

Под оконце подбегала,

10.Что бабулям напекла,

То всем и отдала.

11.Не щипай, не ломай,

А по целому давай.

12.Ой, коляда, коляда,

Всем добра нам принесла.

Хозяйка: О рада я, радёшенька, что вы к нам пришли

И добрые пожелания принесли!

А сейчас выходи, честной народ!

Становись, да поскорей, чтобы было веселей!

Хозяйка: Тише, тише! Кто-то там постучался в двери к нам!


Коза и Медведь (вместе): Сеем, сеем, посеваем,

С праздником вас поздравляем.

Коза: Открывайте сундучки, доставайте пятачки.

Медведь: Открывайте свой буфет и давайте нам конфет.

Хозяйка: Ишь, какие вы шустрые. Сначала повеселите нас.

Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,

Повесели гостей немножко.

Медведь: Давай, Коза, покажем,

Как мы лихо пляшем! (топает ногами)

Коза: А сейчас пойдём плясать

Наши ножки разминать.

Медведь: И вы не смотрите, с нами пляшите.


Коза: А ну-ка, Медведь, покажи, как старики да старушки пляшут.

Медведь: Вот так, вот так, потихонечку,

Вот так, вот так, полегонечку.

Медведь имитирует движения пляски, держась за спину.

Коза: А сейчас покажи-ка, Медведь, как парни да девки пляшут.

Медведь. Вот так, вот так, да вприсядочку,

Вот так, вот так, да вприскочечку.

Медведь выполняет плясовые движения - пружинящие, с выставлением ноги на пятку, поскоками по кругу.

1 вед.: Коза и Медведь! Какие вы веселые!

2 вед.: Оставайтесь с нами на празднике!

3 вед.: Ребята средней группы, выходите и крепче за руки беритесь.

Дети встают в круг и выполняют движения по тексту:

"Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,

Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.

А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите, карусель, остановите.

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!".

1 вед.: А сейчас приглашаются ребята старшей группы.

Ведущий ведет шеренгу по кругу, спиралевидными движениями, приближаясь к центру площадки со словами:

«Уж я улком шла, клубок ниточек нашла.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок далее-дале-дале, нитка доле-доле-доле,

2 вед.: Ребята подготовительной группы, теперь ваша очередь поиграть.

Дети стоят в кругу.

Водящий держит в руках голубую ленту и идет за кругом со словами:

«Заря-заряница, красная девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Затем водящий кладет ленту между двумя игроками и говорит:

Два игрока бегут в разные стороны за кругом.

При возвращении каждый пытается схватить голубую ленту.)

3 вед.: Молодцы, ребята! А сейчас…

Дружно встанем мы в кружок, поиграем мы в снежок.

Дети по кругу передают несколько снежков и под музыку выполняют танцевальные движения.

Сценарий развлечения в ДОУ

Ведущая: 7 января – светлый праздник Рождества. Праздновали 12 дней –называли эти дня святки. 12 дней по количеству месяцев в году. Со всех сторон слышны колядки, щедровки, игры и пляски. Этими веселыми песнями желали всем людям всех земных благ. Молодежь наряжалась в костюмы.

Ребенок: День сегодня не простой –

Праздник к нам пришел святой!

Ребенок: Эй, боярышни красивые!

Эй, девицы несписивые!

Двери шире распахните- ка,

Да гостей к себе пустите – ка.

К вам соседи ваши близкие;

Не высокие, не низкие,

Не широкие не узкие,

Мы пришли к вам не с помехою,

А с весельем и потехою!

Ведущий: Эй, спешите все сюда!

В гости коляда пришла!

Будем прыгать забавляться. Вы колядки знаете? А Щедровки?

Тогда садитесь по - удобнее, да смотрите по - внимательней. Я историю одну поведаю.

1 Сцена.

Музыка. Кружатся огоньки, вьюга. Улица в селе ночью. Сугробы, елки. Месяц. Появляется Чертик.

Черт: Никому я не нужен в эти новогодние праздники. Сегодня ночь перед Рождеством. Завтра придется мне, поджавши хвост, убираться отсюда восвояси. Но сегодня-то ночь моя! (потирает руки) Куда бы пойти? (крутит хвост) Может к Солохе? Вон у нее печка топится, тепло, наверно, уютно… Однако, месяц как ярко светит! Какой он красивый, как кусок сыра! Подарю-ка я его Солохе, по старой памяти… (хватает месяц, обжигается, одергивает руки, хватает вновь, перекидывает из рук в руки, подкидывает и, хихикая, убегает)

Чуб: Как бы нам не опоздать! (проходит на край сцены)

Пацюк: Смотри, смотри, Кум! (обнимает Чуба за плечи и показывает на небо)

Чу б: Что? ( возится с поясом на одежде)

Пацюк : Как что? Месяца-то нет!

Чуб (рассеянно): В самом деле … нет месяца!

Пацюк: То-то что нет. Тебе, небось, и нужды нет!

Чуб : А что мне делать прикажешь? (икает)

Пацюк: А-а! (машет рукой) Сидел в хате, глядел в окно: ночь – чудо! Светло, снег блещет при месяце. Всё было видно, как днем. Не успел выйти за дверь – и вот, хоть глаз выколи!

Чуб: Так, пожалуй, останемся дома? (сладко потягивается)

Пацюк: Нет уж, Кум, пойдем! Надо идти. (стоит в нерешительности)

Чуб : Ну? Чего стоим, кого ждем? Давно хотел тебя спросить, Кум: а чем ты мажешь сапоги?

Пацюк: Дё-ёгтем… Нас же Солоха ждет. С вареникми.

Чуб: Нееееее я домой!

Пацюк: Как знаешь!

Чуб: И зачем спросил я сдуру, чем он мажет сапоги. (Уходит)

2 Сцена.

Музыка. Хата Чуба и его дочери Оксаны. Оксана у зеркала.

Оксана: И что это людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша! (кокетничает) Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Будто хороши мои черные косы. (хохочет) Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кому буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!

Появляется Вакула: Чудная девушка! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится! Да еще и хвалит себя вслух!

Оксана: Вы поглядите на меня: как я плавно выступаю! Какое платье у меня красивое, какие ленты расписные! Всё это накупил мне мой отец для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!

Вакула : Во дает! (подходит к Оксане, она его увидела).

Оксана: Ты зачем сюда пришел? (грозно) Что молчишь? Хочешь, чтобы я выгнала тебя лопатой? Что, кузнец, сундук мой готов? (высокомерно)

Вакула : Будет готов, моё сердечко, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько я возился около этого сундука: две ночи не выходил из кузницы. Ни у одной красавицы не будет такого! (подходит ближе) Не сердись, дай хоть поговорить с тобой!

Оксана : Кто ж тебе запрещает, говори! (садится на лавку)

Вакула: Позволь и сесть возле тебя? (присаживается рядом)

Оксана: Садись, коли не шутишь. (отворачиватся)

Вакула: Ненаглядная Оксана, позволь за руку держать тебя?

Оксана (вскакивает): Еще чего! Поди прочь, ты весь в саже, поди весь мой сарафан испачкал!

Вакула (в зал): Не любит она меня… (отходит)

Оксана (оживляется): А правда, что твоя мать ведьма?

Вакула (озадаченно): Да? Не замечал. А что?

Оксана (потеряв к нему интерес): Видишь, какой ты!

Вакула: Какой?

Оксана: Однако, где же девчата? Давно пора праздновать! Мне становится скучно.

Вакула: Забудь о них, моя красавица!

Оксана : Как бы не так! Воображаю, каких они наговорят смешных историй!

Вакула: Так тебе весело с ними?

Оксана (презрительно): Да уж веселее, чем с тобой. Слышишь, стучит кто-то… Кто там?

Вакула: А ты кого ждешь, радость моя?

Оксана : Колядовщиков, кого же еще, матушка вон сколько угощений им приготовила. (хохочет) Садись рядом колядки слушать будем.

Оксана: Здравствуйте, гости дорогие, проходите !

Ребенок: Коляда, коляда, отворяй- ка ворота,

Пришла Коляда, накануне Рождества!

С пышками, лепешками,

Со свиными ножками!

Ребенок: Коляда, коляда!

Жили – были три кота,

Три кота и котик,

Дайте срочно тортик!

Пусть Вам живется да все удается!

Ребенок: Дайте нам кило конфет,

Целый год нам жить без бед!

Кто детишек угощает,

Тому Бог помогает!

Ребенок: Эй, ребятки, нынче Святки,

Не пойти ль нам на колядки?

Там блины, козули,

И кисель в кастрюле!

Ребенок : Хозяин с хозяйкой,

много, много лет!

Ребенок: Дай Бог тому,

Кто в этом дому,

Ребенок: Ой, колядка, коляда.

Всем добра нам принесла.

Ребенок: Мы пришли вас прославлять,

Да хозяев величать.

Ой, колядка, коляда,

Всем здоровья принесла!

Оксана: Угощайтесь, гости, дорогие, открывайте свой мешок.

Вакула: Это что за народ, колядует и поет?

Становись – ка в круг народ,

Поведем- ка хоровод!

Оксана : В святые вечера люди колядовали и гадали . Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Достается мешочек, в нем разные вещи спрятаны. Оксана садится на стульчик по середине зала и говорит :

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется,

Вызывает детей по очереди, они достают один предмет.

Лента – к обновкам, купят вам много новых вещей, нарядов.

Морковь, капуста – к здоровью, весь год болеть не будете.

Пуговица – появится у вас в этом году братик или сестричка.

Карандаш – к успехам в учёбе.

Расчёска– весь год будете ходить опрятными и красивыми.

Гвоздь – часто будет у вас гость, или вы в гости будете ходить часто.

Две сцепленные скрепки – появятся у вас в этом году новые друзья.

Бусы – получите в этом году много подарков.

Конфета – весь год сладости есть будете.

Нитки – будете в этом году много путешествовать.

Свечка – работящими будете.

Ножницы детские – парикмахер

Книжка – писатель, учёный

Муз. инструмент – музыкант

Монета – бухгалтер, кассир, банкир.

Наташа: Э, Одарка! У тебя новые черевички? Ах, какие хорошие! И с золотом!

Одарка: А-а, это подарок… Нравится? (красуется)

Оксана (вздыхает): Хорошо тебе, Одарка, какие подарки тебе дарят!

Вакула : Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит.

Оксана: Ты? (надменно) Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые могла бы я надеть на свою ногу. Разве принесешь, которые носит царица.

Наташа (сварливо ): Да ты, наверно, смеешься?

Одарка (ревниво): Видишь, каких захотела!

Оксана: Да! Будьте все вы свидетельницами: если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которые носит царица,то вот моё слово – я выйду за него замуж!

Музыка: Все девушки с хохотом убегают.

Вакула : Смейся, смейся! Я сам смеюсь над собой. Будто на всем свете одна Оксана.. Да на селе много дивчат хороших. Что Оксана? Она никогда не будет хорошей хозяйкой! Только красоваться перед зеркалом мастерица! Куда только ум мой подевался… (уходит)

3 сцена

Музыка. Хата Солохи, матери кузнеца Вакулы.

Черт: Солохушка, голубушка, как хороша!

Солоха: Не подлизывайся, проказник!

Черт: Я тебе подарочек принес, ягодка моя.

Солоха: Ну, показывай, что там такое красивое?

Черт: Смотри! (достает месяц)

Солоха : Ого! Похоже на электричество!

Черт: А что это такое? Електричество?

Солоха: Эх ты, темнота необразованная! А еще темной силой называешься… И чему вас только в аду учат?

Черт: Ой, Солошенька, ничему не учат. Я даже в школу не ходил, представляешь?

Солоха: И читать не умеешь?

Черт: Не-еа-а! (утирает глаза хвостиком, всхлипывает)

Солоха: Бедненький! Дай за ушком почешу. (чешет)

Черт: Одна ты меня понимаешь… (стук в дверь) Ой! Кто это к тебе в такую погоду?

Солоха : И то верно. (вглядывается) Да это Вакула, сынок мой.

Черт (бьется в конвульсиях ): Оё-ё-ё-ёй! Конец мне настал, горемычному. Кузнец еще в прошлый раз обещал оторвать мне хвост. (мечется)

Солоха: За что же? Трусохвостик ты мой…

Черт: Да так. Было дело. После расскажу, если захочешь… (крутится вокруг своей оси) У тебя нет шапки-невидимки? Как же я без хвоста-то? Нет-нет, только не это!

Солоха : Лезь в мешок, скорее. Если Вакула тебя увидит – тебе не сдобровать!

Черт : Где? Куда? Солошечка, спаси! (лезет в мешок и прячется)

Пацюк : Здоровеньки булы, Солоха!

Солох а: И тебе не болеть! Зачем пожаловал, Пацюк?

Вакула: У нас дела. Собери-ка нам поесть чего-нибудь.

Солоха: Вареники со сметаной будете?

Пацюк и Вакула (хором): Будем!

Вакула: Пацюк, я знаю, что ты про разную нечистую силу ведаешь. Помоги мне черта сыскать, чтобы он меня в Петербург к царице отнес.

Пацюк: А зачем тебе в Петербург?

Вакула: Черевики мне царицыны надобны. Такая у меня невеста, другие надевать отказывается.

Пацюк: Бывает… (поглаживает усы)

Вакула : С другой стороны, оно, конечно, э-э… Но и жениться-то хочется, аж спасу нет!

Пацюк: Женись, бедолага: попадется хорошая жена – будешь счастливым, попадется… (кивает куда ушла Солоха) не очень – станешь философом! (хлопает Вакулу по плечу)

Вакула : Помоги мне, а? Как мне быть? (Солоха приносит вареники)

Пацюк ест вареники

Пацюк: А ты в тот мешок-то загляни… Удачного полета! (Уходит к Солохе)

Вакула (открывает мешок и достает за ухо Черта) : Ага! Вот ты где! Попался!

Черт: Вот это я, называется, в гости зашел… (пятится) Полегче на поворотах, любезный!

Вакула : Я тебе сейчас покажу любезного! (наступает)

Черт : Вишь, какой шутник! Ну, полно, довольно уже шалить!

Вакула : А я с тобой и не думал шутить. Вези меня в Петербург к царице во дворец. А не то… (хватает Черта за хвост) хуже будет!

Черт: Я понял, понял. Глаза только закрой, а то голова закружится.

Вакула: Я тебе закрою (грозит кулаком) Меня не обманешь!

Черт: Помилуй, Вакула! Все, что хочешь, для тебя сделаю. Только за хвост не дергай. Чертей и кошек за хвост дергать нельзя, ты в курсе?

Вакула: Все сказал? Отвезешь меня к царице, останется твой хвост в целости-сохранности.

Черт : Ну, надо так надо! Тогда держись! Полетели! (летят, улетают).

Выходят Солоха и Пацюк.

Солоха: Ох, любезный мой, сейчас щедровальники придут, слышишь щедровка уже звучит.

Ребенок: Щедрый вечер, добрый вечер!

Добрым людям на здоровья!

Солоха: И вам всего доброго, что же вы в сенях стоите проходите, проходите!.

Ребенок: Что ты, тетка, наварила,

Что ты, тетка, напекла?

Неси скорей до окна,

Не щипай, не ломай,

А по целому давай!

Ребенок : Щедрик – ведрик, дайте вареник,

Этого мало, дайте еще сало.

Ребенок: Щедровочка щедровала,

Под оконцем ночевала,

Чи баран, чи овца,

Ребенок: Добрый вечер!, Щедрый вечер!,

Добрым людям на здоровье.

Прилетел сокол, сел на оконце, кроил суконце.

А остаточки хозяевам на шапочки,

А обрезочки да на поясочки,

Ребенок: Сколько осиночек, столько вам свиночек,

Сколько елок, столько и коровок,

Сколько свечек, столько и овечек.

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой.

Пацюк: Спасибо, добрым людям, вот вам угощения!

Солоха: Поиграть с гостями надобно. Скидавай, валенки, гостей веселить будем.

Дети садятся на места.

4 Сцена

Вакула (вытаскивает Черта из-за кулисы): А ну, вези меня черт домой к Оксане, да поживей!

Черт (с обидой) : За хвост не дергай, оторвешь! (летят по сцене)

Черт : Всё, теперь пусти меня, я же выполнил наш уговор!

Вакула : Смотри, если еще про какое твоё озорство узнаю, хвост откручу! (черт взвизгивает и прячет хвост) Впредь мне под руку не попадайся!(уходит)

Черт : Ну, кузнец! (грозит кулаком) Что-то я устал сегодня мотаться по свету. (озирается) Темно-то как! А-а, это ведь я сам месяц Солохе подарил! Пойду-ка я к ней. Только она меня понимает.

Солоха: Где же это Вакулу черт носит?

Черт: Солоханька, дорогая моя! Ты как в воду глядишь! (воровато оглядывается)

Солоха: Ах, ты чертеняка хвостателький! Куда убежал давеча?

Черт : Носила меня нелегкая аж в Петербург к царице! Поистрепался весь (всхлипывает).

Солоха: Кто же тебя так загонял?

Черт : Солохушка, ты не поверишь… (плачет, утираясь хвостиком)

Солоха : Да ладно, говори уж, кто тебя обидел, маленький?

Черт: Ва-а-а-ку-у-у-ла-а-а! (плачет, трет кулачками глазки)

Солоха: Ну ты, озорник! Небось, опять что-нибудь удумал?

Черт: Солохочка! А где месяц, что я тебе подарил вчера?

Солоха: В горнице весит, да сверкает!

Черт: Солошенька, отдай ты мне месяц, я его назад на небо верну. А то меня кузнец совсем со свету сживет…

Солоха: Боишься?

Черт: Боюсь, аж зубки сводит! (стучит зубами) Да и к хвосту своему я привык…

Солоха: Ну, хорошо. Бери. (Черт снимает месяц и вешает его обратно)

Солоха: Пойдем, хороняка, заодно чайку попьем.

Черт: Ага! С вареньем ма-а-али-и-иновым… (уходят)

5 Сцена

Хата Оксаны, Оксана любуется собой.

Чуб: Ох, извела, хлопца.

Оксана : Да сама себя уже ругаю.

Чуб: Глядите, кто пожаловал! (все оборачиваются, входит Вакула). Собственной персоной…

Вакула: Помилуй, батько! Не гневайся, во всем каюсь. (кланяется)

Чуб: Ну, будет с тебя! (машет рукой) Говори, чего тебе хочется?

Вакула : Отдай Оксану за меня замуж!

Чуб: (довольно утирает усы): Добре! Присылай сватов!

Оксана: Ай! Вакула, живой!

Вакула: Погляди, какие я тебе черевики принес! Те самые, которые носит царица! (показывает)

Оксана : Нет! Нет! Мне не нужно черевиков! (хватает туфли, тянет к себе, Вакула – к себе) Я и без черевиков за тебя замуж пойду. (выхватывает туфли и убегает, Вакула за ней)

ЧУб: Какой ловкий этот кузнец! (смотрит на небо) Как ярко сегодня светит месяц, не то, что прошлой ночью!

Оксана: Да-а, пора праздник праздновать

Вакула: И то верно: с новой жизнью в Новый год! Ждем мальчишек - посевальщиков.

Читайте также: