Когда созревают семена в шишках кедра кедровка выбирает не только

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Величав и могуч сибирский кедр. Он – один из символов тайги. И люди, и звери, и птицы любят вкусные, полезные кедровые орешки. Дерево живёт и плодоносит веками.

Из истории вы узнаете про: Кедр (кедровая сосна) Семейство Сосновые Сибирь Сосна обыкновенная Сосна пиния Кедр ливанский Кедр гималайский Семейство Сосновые Тайга Россия Китай Казахстан Монголия Старый кедр (кедровая сосна) Семейство Сосновые Царь Кедровые шишки и орехи Ханты Манси Кедровка Семейство Врановые Бурундук сибирский Семейство Беличьи + 18

Режим обучения доступен только авторизованным пользователям

Возможности режима обучения:

  • просмотр истории в виде слайдов
  • возможность прослушивания озвучки по каждому слайду
  • возможность добавить свою, детскую озвучку
  • тесты для детей, чтобы закрепить материал
  • специально подобранные коллекции картинок и видео для улучшения восприятия
  • ссылки на дополнительные обучающие курсы

Озвучка доступна в режиме обучения

Сибирский кедр – красивое вечнозелёное дерево. Относится к семейству сосновых из отдела хвойных. Другое его название – сосна сибирская кедровая. В России его зачастую просто называют кедром.

Полезные ссылки


Это дерево произрастает на материке Евразия. Оно широко распространено в тайге Сибири, Монголии, Китая, Казахстана.

Ученые относят сибирский кедр к роду сосен, а не кедров. Его близкие родственники – сосна обыкновенная (на картинке) и сосна пиния. А ливанский кедр или гималайский кедр более дальние родственники.

Цель: Создание условий для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.

- Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом;

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы по теме – Экология.

Спасибо за правильные ответы

А теперь предлагаю вашему вниманию загадки.

1. В поле дружно колосится
Золотистая . (пшеница)
2. Встал стеною до небес
Перед нами чудо. (лес)
3.Дом прозрачен, как окошко,
В доме том живут рыбешки. (Аквариум)
4. Большой подсолнух в небе,
цветет он много лет,
Цветет зимой и летом,
А семечек все нет. (солнце)
5. Вот за пеньком стоит бугорок,
А в нем – большой городок.
Что же это за городок? (муравейник)
6. Маленький-удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (гриб)
7. Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый . (мухомор)
8. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто . (листопад)
9. Тук-тук-тук с утра весь день.
Как стучать ему не лень?
Может, он немного спятил?
- Тук-тук-тук, - в ответ нам . (дятел)
10. Длинные ушки, быстрые лапки,
Серый, но не мышка.
Кто это. (зайчишка)
11. А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет,
И польет нам огород. (дождь)

Спасибо за правильные ответы

Ну а сейчас мы с вами порешаем экологические задачи.

1. Во время экскурсии ребята шли по лесной тропинке вдоль реки. Обратили внимание на обилие плодоносящих рябин. Переправившись на другой берег, пошли в обратном направлении. Дети заметили, что на этом берегу растут, совсем иные древесные породы и вовсе нет красивых плодоносящих рябин. И вдруг на опушке леса, выходящей к реке, обнаружили маленькие рябинки, растущие группами. Как они могли появиться здесь?

2. При составлении букетов из разных цветов можно наблюдать следующее: розы и гвоздики, помещенные вместе, теряют аромат; розы, и резеда тоже отрицательно влияют друг на друга и быстро вянут. Чем объяснить это явление? На злаковых лугах обычно встречаются мотыльковые (бобовые) растения: клевер, люцерна и др. Чем объясняется это сочетание растений в таком луговом сообществе?
3. В одном хозяйстве всю луговую траву скосили до цветения, а в другом – после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ для вскармливания животных и почему?

4. Весной часто можно видеть костры, в которых наряду с накопившимся за зиму мусором сжигают прошлогодние побуревшие листья растений, сухие остатки прошлогодней травы. Считается, что при этом быстрее и лучше будет расти новая, зеленая трава. Что на этот счет думают экологи? Согласны ли вы с такими действиями? Ответ надо обосновать.

5. Встречаются в наших лесах сказочно торжественные ельники – зеленомошники с толстым бархатно- мягким ковром зеленых мхов. О таких

лесах Н.А. Некрасов писал: «Темень тут вечная, тайна великая, солнце сюда не доносит лучей”. Объясните смысл слов поэта, опираясь на биологические особенности ели и мха.

6. На болотах часто растут сосенки. Но какой у них чахлый вид! Если спилить сосенку, то при диаметре ствола 7- 8 сантиметров, она имеет возраст более 100 лет. Чем объяснить такой медленный рост, ведь света, воды и минеральных веществ здесь достаточно?

7. Когда созревают семена в шишках кедра (сосны кедровой), птица кедровка выбирает не только лучшие шишки, но и вытаскивает из них лучшие семена. Часть съедает, а остальные зарывает про запас. Какое значение для жизни леса имеет такое поведение кедровки?

На этом мы завершаем наше собрание. Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Надеюсь, все узнали много интересного и полезного с обсуждения данной темы.

В Белоруссии около 2,5 миллиона гектаров неосушенных болот (12 % территории) и 450 тысяч гектаров песков. Эти 450 тысяч гектаров образовались в основном по двум причинам. Во-первых, из-за осушения болот, а во-вторых, из-за слишком интенсивной эксплуатации осушенных торфяников. В отличие от черноземов и даже просто суглинков торфяники относятся к почвам, которые чрезвычайно легко подвергаются ветровой эрозии. Обработка таких почв требует особой, нетрадиционной технологии, однако это стало ясно уже после того, как значительная территория бывших болот была загублена. Затраты на осушение болот неоправданны ни экономически, ни экологически. Болота – регуляторы климата, кладовые пресной воды, при их осушении гибнут плантации клюквы.

Задача 7.

Почему совпадают области распространения сибирского кедра (сосны сибирской) и птицы кедровки, дуба и сойки?

Задача 8.

Когда созревают семена в шишках кедра, кедровка выбирает не только лучшие шишки, но и вытаскивает из них лучшие семена. Часть из них съедает, остальные зарывает про запас. Какое значение для леса имеет такой режим питания кедровки?

Задача 9.

Почему весенние заморозки часто губят деревья, несмотря на то, что зимой они переносят более сильные морозы?

Задача 10. Береги природу.

Слой олова предохраняет консервные банки от коррозии. И валяются выброшенные туристами банки десятки лет, уродуя природу. Правда, на Севере это не проблема – при низких температурах олово рассыпается в порошок, и лишенное защиты железо быстро ржавеет и тоже рассыпается.

Как защитить от засорения консервными банками южные края, где нет морозов?

Ø Кстати

Утилизация отходов стала одной из самых актуальных задач по охране природы. В последние годы в этом направлении сделано много изобретений.

- Американские химики разработали простой и недорогой способ переработки пластиковых бутылок и пластмассового мусора в ценный полимерный материал – полиэстер.

- Немецкие специалисты создали материал, основу которого составляет лингин – побочный продукт целлюлозной промышленности. Во всем мире ежегодно скапливается до 50 миллионов тонн лингина. У арбоформа – так называется созданный материал – широкое применение: мебель, корпуса для часов, телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов.

· Точка роста

Как защитить природу от бытового мусора?

Задача 11.

Березу, вы конечно, знаете. А знаете, почему её ствол даже в сильную жару на солнце не нагревается?

Задача 12.

Тетерева живут на березах, питаясь березовыми сережками. Зимой, когда наступит вечер, тетерева падают камнем с берез в снег и остаются там до утра. Зачем птицы падают с дерева в снег?

Задача 13.

Как известно, кукушка не вьёт гнезда и не высиживает птенцов. Что заставляет кукушку бросать своих детей?

Задача 14.

Однажды я увидел странное зрелище: по муравейнику прыгал дрозд. Он разгребал верх муравьиной кучи, но не клевал муравьев. Дрозд вытянул крылья и так сидел минут 10. Позже на это место прилетела сойка, потом скворец, потом трясогузка. Почему едва ли не половина всех местных птиц прилетает на муравейник?

Задача 15.

– Мышка – трусишка, ты треска боишься?

– Ни крошечки не боюсь!

– А громкого топота?

– Ни капельки не боюсь!

– А страшного рёва?

– Нет!

– А чего же ты тогда боишься?

– Да тихого шороха.

Почему мышка ничего не боится, кроме тихого шороха?

Задача 16.

Ж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем это объяснить?

Задача 17.

В древнегреческом мифе о всепобеждающем Геракле и непобедимом Антее - сыне богини Земли Геи и бога морей Посейдона - рассказывается о том, почему нельзя было победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы все новые и новые силы.

Тайна же была такова: когда Антей чувствовал, что начинает ослабевать, он прикасался к Земле, своей матери, и обновлялись его силы. Но стоило только оторвать Антея от Земли и поднять его в воздух, как силы великана исчезали. Долго боролся Геракл с Антеем, несколько раз валил его на Землю, но силы у Антея только прибавлялись. Вдруг во время борьбы поднял могучий Геракл Антея на воздух - иссякли силы сына Геи, и Геракл задушил его.

Миф, отражающий миропонимание древних греков, весьма поучителен и для современных жителей Земли.

Чем? Какие уроки может извлечь житель современной цивилизации на Земле из мифа древних?

Задача 18.

Объясните, как вы понимаете зависимость жизни от солнечного света?

Задача 19.

Нас повсеместно окружают растения - в лесу, в городских парках и садах, аллеях и газонах, на полях и лугах, в воде и у воды. И дома в наших жилищах. Растения растут повсюду: они - зеленый наряд нашей планеты. Представьте на мгновение нашу жизнь без растений, без зелени и цветов, радующих нас многообразием и причудливостью форм, красок и ароматов. Наверняка от такой фантастической картины без деревьев, кустарничков и кустарников, без трав стало бы страшно? Растения - наши посредники между Солнцем и всеми живыми обитателями Земли.

Подумайте, почему от зеленого убранства пашей планеты зависит процветание жизни - всех животных, в там числе и человека?

Задача 20.

Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Белка живет на дереве, крот - под землей. Чтобы перебраться на новую квартиру, кроту пришлось бы влезать высоко на дерево, а белке спуститься под землю.

Смогли бы они это сделать? Почему?

Задача 21.

Наши хвойные деревья - вечнозеленые. И единственное среди них листопадное дерево, о котором в загадке говорится:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки.

Но, в отличие от елки.

Опадают те иголки.

Узкие и плоские, листья-хвоинки у этого дерева мягкие, нежные и с приходом осени желтеют, как листья берез, кленов, осин.

Как, по-вашему, отчего двойное дерево получило свое название, приближающее его к лиственным деревьям? Какую роль играет это приспособление хвойного дерева в распространении его в северных широтах?

Задача 22.

Желтые, красные, лиловые листья на деревьях и кустарниках говорят о том, что начинается осень, а значит и листопад. Какова его причина? Когда растениям не хватает воды, они желтеют. Похожее происходит осенью с листьями. Но ведь осень самое дождливое время года, и воды в почве много. А листья все равно меняют цвет и опадают. Почему?

Закончи: листопад – это приспособление ____________.

Задача 23.

Вспомните сказку о мышке-норушке, курочке-рябе и золотом яичке. Курочка-ряба жила дома у бабушки с дедушкой. Но, оказывается, в лесу тоже живут курочки-рябы только дикие. Оперение у них пестрое, рябое и состоит из сочетания черных, бурых, рыжих, серых и белых пятнышек и полос. Петушок отличается от курочек черным пятном пол клювом и более заметной красной полоской под глазом. Живут они в лесах, где есть ягодники и близ воды. Так как они чисто лесные птицы, то быстро исчезают там, где вырубают высокоствольные леса. Они не выносят открытого пространства и должны иметь над собой древесный полог.

Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем.
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Первый слайд презентации: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Слайд 2: Задачка 1

В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?

Задачка 1

Слайд 3: Задачка 2

Нередко можно услышать: «Неужели современная наука не может найти средство для уничтожения комаров, ведь от них столько неприятностей человеку и животным. Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно поступит человек, если им воспользуется?

Задачка 2

Слайд 4: Задачка 3

В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Как вы думаете: удалось ли таким образом достичь цели?

Задачка 3

Слайд 5: Кстати, многие экологические беды происходят по ошибке человека:

В одном из рыбных хозяйств были выпущены в пруды хищные рыбы-змееголовы, привезенные с Дальнего Востока для очистки прудов от сорной рыбы, мешающей разведению карпа. Сорную рыбу змееголовы быстро съели и быстро размножились. А когда стали голодать, принялись за… мальков карпа. Попробовали уничтожить змееголовов, спустив воду из прудов. Но оказалось, что змееголовы способны зарываться в ил и впадать в спячку на несколько месяцев, переживая длительную засуху.

Слайд 6

Цель урока: сформировать представление о процессах жизнедеятельности - росте и развитии.

Образовательная: изучить особенности роста и развития растительного организма, выявить факторы, влияющие на рост и развитие растений.

Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать; формирование навыков коммуникативного общения

Форма организации учебной деятельности: работа в парах, работа с текстами учебника, оформление схем, моделирование.

Методы и методические приемы обучения: частично поисковый, проблемный.

Оборудование: учебник, карточки с иллюстрациями.

Ключевые слова и понятия: корень: рост, развитие, экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные).

- формировать умения определять виды экологических факторов

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: зигота, семя, рост, развитие, экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах.

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Обратите внимание, перед вами лежит рабочие лист. Сегодня мы работаем с ним, а не в тетрадях. В течение урока вы его заполняете, а в конце урока сдаёте мне на проверку. За их оформление вы получите оценку. Прошу подписать Вас рабочий лист и поставить дату нашего занятия.

Проверка выполнения домашнего задания

И в начале урока давайте вспомним: о чем мы говорили на предыдущих занятиях:

- Как называется изучаемая нами глава?

- Какие основные процессы жизнедеятельности растений мы уже изучили?

- Питание, дыхание, фотосинтез.

Подготовка к работе на основном этапе

- Как Вы думаете, почему урок начинаем с этой пословицы? О каких процессах мы сегодня будем говорить?

Сформулируйте тему урока и запишите её в тетрадь.

- Давайте определимся с вопросами, которые сегодня будем разбирать (учитель записывает на доске план урока):

2. Факторы, влияющие на рост и развитие растений.

- Потому что весна - пора пробуждения природы.

- Определяют задачи урока:

1. Что такое рост и развитие?

2. Какие факторы влияют на рост и развитие растений?

Усвоение новых знаний и способов действий

- Для начала давайте повторим материал прошлых уроков. Перед Вами на слайде 5 предложений, прочитайте их и скажите, в каких высказываниях допущены ошибки.

- Сейчас я предлагаю Вам обратить внимание на слайд и посмотреть видео.

- Хорошо, мы выяснили что любе растение увеличивается в размере - растёт. Но происходят ли с ним ещё какие-либо изменения, или оно остаётся неизменным на протяжении всей жизни?

- Предлагаю Вам опять посмотреть видео и решить, какой процесс показан сейчас на экране?

- Давайте дадим определение, что такое развитие?

(Читают и находят ошибки)

- Рост - необратимое увеличение размеров и массы организма. (записывают в технологических листа)

- Во время роста растения меняют свои свойства.

- Развитие - это качественные изменения в строении и жизнедеятельности растения.

Первичная проверка понимания изученного

- Итак, растение претерпевает различные изменения в ходе индивидуального развития.

Но у всех ли растений эти процесс происходят одинаково. Почему? Что может повлиять на их рост и развитие?

- Ребята, сейчас Вы будете работать в парах. Перед вами лежат лист и рисунки, и я прошу Вас выбрать те из них, которые, по вашему мнению, необходимы для нормального роста и развития растения.

- Давайте посмотрим какие картинки вы выбрали для своего растения.

- Условия окружающей среды. Перечисляют.

(Отвечают на вопрос)

(Работают с ватманами в группах, демонстрируют и комментируют свою работу)

(Показывают свои картинки, обсуждаем)

Контроль знаний и способов действия

- Ребята, несмотря на многообразие факторов природы, которые мы сейчас рассмотрели, их можно разделить на группы. Как вы думаете, какие? Прошу вас распределить картинки на своих листах группами, уже по каким-то общим признакам.

- Влияние человека на окружающую среду, безусловно, огромное. И как это ни печально признавать, но чаще оно негативное. Ребята, как вы думаете, какой вред люди могут нанести природе своей деятельностью?

- За последние 20-30 лет с лица Земли исчезает в год по одному животному и в день - по одному растению. Над природой нависла угроза исчезновения многих видов, а это для биосферы - настоящая катастрофа. Поэтому во всем мире для охраны отдельных видов растений и животных была создана Красная книга.

- Получается, что на рост и развитие растений влияет множество факторов, и для того чтобы закрепить эти знания выполним следующую работу: на ваших листах есть 3 задания, и ваша задача ответить на них и отнести каждую ситуацию к какому-либо виду фактора.

- Читают учебник и записывают в тетрадь:

Дети самостоятельно формулируют вывод: существует 3 вида факторов, приводят примеры.

Каждая группа получает карточку, совещаясь отвечает на вопрос, и один человек зачитывает его и отвечает.

Подведение итогов занятия

Итак, наш урок подходит к концу, и я попрошу вас ответить на вопросы:

- Вернёмся к плану.

(Участвуют в беседе)

(Обсуждаем результаты урока)

И в конце урока предлагаю вам вернуться к своим карточкам и смоделировать картину выбрав и наклеив на лист с растением те процессы и факторы, которые могут повлиять на его рост и развитие.

(Моделируют и вешают на доску)

параграф №18, ответить на вопрос №3 после параграфа письменно.

Спасибо за урок!

1. В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие?

(Через несколько лет вокруг лагеря исчезли самые красивые растения, так как их срывали в первую очередь. Растения не образовывали семян, которые после цветения дают жизнь новому поколению.

2. Когда созревают семена в шишках кедра, кедровка выбирает не только лучшие шишки, но и вытаскивает из них лучшие семена. Часть из них съедает, остальные зарывает про запас. Какое значение для леса имеет такой режим питания кедровки? (Забытые кедровкой орешки дают всходы, при этом прорастают лучшие семена, спрятанные птицей)

Согласны ли вы с мнением писателя?

(Да, мы согласны с мнением писателя, так как на солнечном свету в зеленых частях растения из углекислого газа и воды в процессе фотосинтеза образуются органические вещества, которые затем употребляют в пищу животные и человек. Но и почва принимает участие в приготовлении пищи для животных и человека, так как снабжает растения водой с растворенными в ней минеральными веществами.)

Читайте также: