Кластер технология в детском саду

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Цель данной технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс.

Технология РКМ позволяет решать задачи:

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

• актуализировать и обобщить имеющиеся у ребёнка знания по данной теме или проблеме;

• вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,

• побудить дошкольников к активной работе.

• получить новую информацию;

• соотнести с уже имеющимися знаниями.

На этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Здесь основным является:

• целостное осмысление, обобщение полученной информации;

• формирование у каждого дошкольника собственного отношения к изучаемому материалу.

Элементы новизны содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности.

Все приемы данной технологии универсальны. Их можно применять на всех стадиях (вызов, осмысление, рефлексия), можно интегрировать с любой образовательной деятельностью.

Эти приемы предполагают как индивидуальный вид работы, так и групповой.

Чтобы практически воплотить технологию, необходимо планировать образовательную деятельность, учитывая все три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

А сейчас опишем те приемы, которые мы применяем в образовательном процессе.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа (предложить картинку детям).

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой (выкладываются иллюстрации).

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Он достаточно широко используется в нашем дошкольном мире. И он, я считаю, уникален, потому что, развивает у дошкольников воображение, представление, умение анализировать и делать самостоятельные выводы. Детям предлагается слово, а они подбирают к нему слова - ассоциации.

Суть данного приема заключается в следующем: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это… (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

2. Сравни это… (На что это похоже? Чем отличается?)

3. Проассоциируй это… (Что это напоминает?)

4. Проанализируй это… (Как это сделано? Из чего состоит?)

5. Примени это… (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

а)имя существительное, тема

б)признак предмета(подбираем прилагательные) – два слова

г) фраза, выражающая отношение автора к теме

Нами разработана модель написания синквейна, в которой использованы графические символы понятные детям, т.к не все дети 5-6 лет умеют читать, она служит алгоритмом, который помогает детям составить синквейн. Как это происходит?

1 этап. На этом этапе вводится понятие: “слово-предмет”, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.

2 этап. Вводится “слово-признак”, предъявляется модель-прилагательное актуализируется адъективная лексика.

3 этап. “Слово-действие”, предъявляется модель-глагол, актуализируется предекативная лексика.

4 этап. Детям дается алгоритм составления синквейна.

2.Хитрая, рыжая

3.Обманывает, ворует, крадется

4.Она съела колобка

Гриб - лисичка

2.Большая, богатая

3.Кормит, охраняет, любит

4.Дом, в котором мы живем

Существует различные вариации для составления дидактического синквейна, которые способствуют разноплановому составлению заданий.

Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты:

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Пугает, охотиться, воет

По лесу рыщит, добычу ищет

Серенький бочок

Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем.

- красная – чувства, эмоции

- синяя – управление процессом

Применяемая нами технология РКМ, как мы уже говорили, является метапредметной, т.е. универсальной. Она интегрируется во все образовательные области по ФГОС.

На протяжении последних пяти лет, мы очень успешно и продуктивно используем такие развивающие технологии как: метод проектов, технология формирования исследовательского поведения дошкольников, и интеграция с ними универсальной технологии РКМ дошкольников оптимизировала развивающих эффект от их использования.

В результате проделанной нами работы по использованию ТРКМ как средства достижения современных целей образования, у детей сформированы такие личностные универсальные учебные действия, как:

- умение вырабатывать своё собственное мнение;

- способность анализировать тексты, проблемы;

- способность прийти к определённым умозаключениям;

- способность логично выстроить цепь доказательств;

- способность творчески выразить ценностное отношение к изучаемой теме.

Нами выделены положительные моменты использования ТРКМ. Мы остановимся на них подробнее.

- Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.

- Принимать продуманные решения.

- Учатся работать в группах и парах.

- Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.

- Формируются коммуникативные навыки.

- Дети не боятся высказывать своё мнение

- Учатся здоровой дискуссии.

- Удобно РКМ совмещать с другими технологиями: проектная деятельность, проблемное обучение и др.

- Психологически комфортная среда при реализации образовательных целей.

Данный опыт может быть использован в работе педагогов ДОУ старших и подготовительных групп, как для детей с недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей направленности.

Таким образом, подводя итоги, мы отмечаем, что технология развития критического мышления качественно изменяет всех участников образовательной деятельности (дети-педагоги-родители).

Список использованной литературы

1.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Просвещение- 1986.- с.234

3.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. Директор школы. – 2005. - № 4

4.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. - 2008 № 2 - с.29-31

5.Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе. - 2009 .

Метод кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Последовательность действий при составлении кластера:

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

3 : Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920 г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-метод нашел широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес -образовании, психологии. Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций (метод проектов, компьютерное моделирование, деловая игра, ситуационная задача, дискуссия, ролевая игра). Цель: Формирование кейсов в виде проблемных ситуаций в процессе освоения отдельных образовательных областей КЕЙС-МЕТОД (case study)

4 СУТЬ КЕЙС-МЕТОДА Состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. обучающийся должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики.

5 ВИДЫ СИТУАЦИЙ СИТУАЦИЯ-ОЦЕНКАСИТУАЦИЯ-ПРОБЛЕМА СИТУАЦИЯ-ИЛЛЮСТРАЦИЯ СИТУАЦИЯ-УПРАЖНЕНИЕ

6 ВИДЫ СИТУАЦИЙ Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности. Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель: провести анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения. Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие. Ситуация-упражнение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель: проанализировать данные ситуации и найденные решения, используя при этом приобретенные теоретические знания.

8 Этапы работы с кейсом Формы работы Введение в кейс Предварительное знакомство с ситуацией. Контроль знания содержания кейса (участники, их социальные роли, обстоятельства) Уточняющие вопросы от слушателей. Дополнительная информация от педагога

9 Этапы работы с кейсом Формы работы Анализ кейса В парах (или по 3 чел.) обсудить и ответить на вопросы педагога: В чем проблема (противоречие) ситуации? Существует ли удачное решение данной проблемы? (формирование или выбор правильного решения данной ситуации + подготовка аргументации)

10 Этапы работы с кейсом Формы работы Этап презентации решений Этап общей дискуссии Представление правильного решения кейса от каждой пары или малой группы с аргументацией Объединение схожих мнений. Критика и возражения оппонентов, дискуссия.

18 Правила работы с данным приёмом таковы: СТВОЛ ДЕРЕВА - тема ВЕТВИ - предположения ЛИСТЬЯ – обоснование этих предположений

22 Компетентность в общении - коммуникативная компетентность, которая включает в себя еще знание и понимание вербального и невербального языка общения, умение вступать в контакт, как со своими сверстниками, так и со взрослыми. коммуникация (обмен информацией), интеракция (обмен действиями), социальная перцепция (восприятие и понимание партнера).

24 Коммуникативные компетенции дошкольников : желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; умение менять стиль общения со взрослым и сверстником в зависимости от ситуации; умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию; умение решать конфликтные ситуации; умение конструктивно взаимодействовать и сотрудничать (договариваться, обмениваться, распределять действия); навыки диалогической и монологической речи; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Автор: Кузнецова Галина Александровна
В данной статье рассказывается о технологии "кластер" и её применении в детском саду.

Данная статья содержит описание всех этапов составлени кластера. В статье отражается аспекты использования кластеров в работе педагогов ДОУ.

Статья содержит краткое описание истории технологии "Кластер" и Данные о её основополагателе. В статье указаны основные принципы и правила создания кластеров.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

Автор: Кузнецова Галина Александровна

Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающими определенного свойства.

Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода кластеризации внес Майкл Юджин Портер - профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции.

Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Кластер в образовании может быть использован в трех аспектах:

- В представлении системы работы и социального партнерства учреждения (административный);

- В обобщении опыта работы педагога (самообразование);

- В организации образовательной деятельности педагога (образовательный).

Кластеризация предметных образовательных областей не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Педагогические технологии реализуются на практике непосредственно педагогом.

Поэтому от того, насколько он осознает смысл технологии, ее научные основы, как умеет их адаптировать к конкретным условиям или разрабатывать индивидуальные технологии, зависит не только результативность образовательного процесса, но и становление педагогической технологии в качестве способа профессионального мышления педагога и его деятельности.

Только от активности педагога, нацеленности на поиск, овладении и внедрении в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в его педагогической деятельности.

Готовность педагога меняться самому и менять ситуацию – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.

Читайте также: