Кладовая солнца как настя собирала клюкву

Обновлено: 07.07.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Разберёмся в прочитанном.

I - 3. Удивительное в жизни детей. ОТВЕТ. Удивительно, что дети смогли жить без родителей дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, тёлушке, козе, курах, овцах и поросёнке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.

I – 4. Авторское отношение к спору детей. ОТВЕТ. Автор относится к ссоре детей отрицательно, с горечью и показывает это с помощью психологического параллел и зма - через описание природы : ссора детей предваряется ссорой т е терева-косач а с в о роном.

I – 5. Авторское отношение к тому, что Митраша попал в беду; почему он попал в беду? ОТВЕТ. Митраша хотел найти чудесную палестинку во что бы то ни стало. Пришвин рисует мальчика смелым, бесстрашным, опытным лесником. Он не боится неизведанного. Но при этом он упрям и самоуверен. Симпатии автора на стороне брата. Мужичок слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это еще не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

ОТВЕТ. Хмарь – это мгла, полоса тумана. Серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними (как и автор) . Ещё не возник спор между детьми, но всё вокруг охватывает тревожная напряжённость, как бы предвещая драматические события: горячее солнце пересекла пополам холодная синяя стрелка случившегося в небе облака; ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.

В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов: 1) быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы; 2) сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли. обычная история кончилась и начинается сказка. С первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.

Почему писатель назвал это произведение сказкой-былью, ведь главными героями являются реальные дети, с которыми автор познакомился в деревне Усолье? Так определил жанр произведения сам писатель. Дело в том, что сказка и быль неразделимы в его творчестве — в этом суть писательской манеры Пришвина. Сказка была написана и опубликована в 1945 г., в самые первые дни после войны. Её главные герои — брат и сестра Весёлкины, Настя и Митраша. Внимательный читатель заметит, что авторская характеристика образа Насти достаточно полная и выразительная, и образ этой не по годам мудрой девочки остаётся в душе надолго.

Внешность и характер

Понятно, что такими их воспитали родители. Настя постоянно вспоминает наставления и советы отца. Автор пишет, что она делала всё так, как и её мать: вставала ещё до восхода солнца, по трубе пастуха; выгоняла стадо, а затем начинала хлопотать по хозяйству, готовила обед — и так справлялась с домашними делами.

Образ жизни

Настя и её брат — сироты. Отец их погиб на войне, а мать умерла от болезни. Но они не чувствуют себя одинокими и беззащитными — сначала им помогали соседи, а затем дети сами научились хозяйничать.

Насте 12 лет. Она с братом живёт в селе, недалеко от города Переславля-Залесского в Ярославской области. Хозяйство у них большое: корова Зорька, коза Дереза, телушка Дочка, овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен… С таким хозяйством не каждый взрослый справится, а тут дети. Но Настя с детства была приучена к труду, а сноровку приобрела уже в процессе самостоятельной жизни.

В поход за клюквой

Стрелка компаса привела Митрашу в Слепую елань, самое погибельное место Блудова болота, где затягивало людей и скот. И болото стало засасывать мальчика.

И в этот момент она увидела собаку Травку — это было напоминание о любви и верности. Настя возвращается к правде жизни и человечности.

К счастью, Травка помогла Митраше спастись, вытащила его из болота, а для Насти это происшествие стало жизненным уроком. Она корила себя за свой поступок, за проявленную жадность, из-за которой забыла о брате. Всю собранную клюкву она отнесла в детский дом, где во время войны жили эвакуированные ленинградские дети.

Вывод

Жизнь детей показана в сказке в единстве с окружающим их миром — так, по мнению Пришвина, и должно существовать всё живое. В этом — правда жизни. Образ Насти убеждает в этом читателей. Человек способен на многое, если он наделён чувством ответственности перед людьми и природой, если он прислушивается к голосу своего сердца, если всегда спешит на помощь другим, если с детства приучен к осознанному и созидательному труду.

Характеристика образа Насти может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Аннотация. Этот урок позволит говорить с детьми об очень сложной философской проблеме поиска смысла жизни. Начинается разговор с героев-животных: у собаки Травки и волка Серого помещика своя правда.

Чьи жизненные принципы выбрать, к чему это может привести человека на его непростом жизненном пущ когда человек перестаёт быть человеком? Над этими и многими другими вопросами заставляет задуматься сказка-быль Пришвина.

кладовая солнца

Ключевые слова: правда, смысл жизни, добро, верность, жизнь для других, злость, эгоизм, ненависть, жизнь для себя, любовь, верность.

1 . Создание проблемной ситуации.

— Давайте вспомним, как жили Настя и Митраша.
— Что вы можете сказать об их отношении друг к другу? Они жили и работали очень
дружно, помогали друг другу, заботились друг о друге, заботились о своём хозяйстве.
— На чью правду похоже их представление о жизни: на правду Травки или правду волка?
— Но жизнь так устроена, что она постоянно ставит человека перед какими-то преградами, перед трудностями, проверяет человека на прочность, на верность своим убеждениям, своим принципам. Что в данном произведении послужило проверкой для детей? Их поход за клюквой, их спор, ссора и то, как они вышли из затруднительной ситуации.)
— Что послужило причиной их ссоры? Они начали спорить, по какой тропе идти.
— Что мы здесь видим вместо дружбы, заботы друг о друге? Как дети себя ведут в
этом эпизоде? Какие чувства испытывают по отношению друг к другу? Разозлились, рассердились друг на друга; не хотели слушать друг друга, не желали подчиниться другому; каждый в данный момент думал только о себе; Настя даже плюнула вслед брату.

Задания для второй группы

З. Подведение итогов

Экспозиция

  • Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
  • Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.

Завязка

  • девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
  • Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.

Главный герой Митрашка

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Как выглядит тайга

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Тема и конфликт

  • единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
  • верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
  • прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

  • приблизительно ему 10 лет;
  • невысокого роста, но плотного телосложения;
  • ребенок плечист и силен не по годам.

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Читайте также: