Казнь посадкой на кол

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Чтобы последние минуты или часы жизни преступника показались ему самыми ужасными, казни выбирались наиболее изощренные и мучительные.

На кол

Этой казни так же удостаивались бунтовщики или государственные изменники. На кол был посажен, например, Иван Заруцкий, один из главных сообщников смуты времен Марины Мнишек. Для этого его специально привезли из Астрахани в Москву.

Сажание на кол.

Колесование

Колесование.

В последний раз колесование принялось для самых ярых приверженцев Пугачевского бунта.

Закапывание

Этот вид казни, чаще всего, применяли к женщинам, которые убили своих мужей. Обычно, их закапывали по горло (реже по грудь) в каком-нибудь наиболее оживленном месте. Например, на главной площади города или же местном рынке.

Закапывание.

Пока мужеубийца была еще жива, к ней приставляли специального охранника — часового. Он строго следил за тем, чтобы никто не проявлял к преступнице сострадания и не пытался ей помочь, дав еды или воды. А вот если прохожие хотели поиздеваться над смертницей — пожалуйста. Такое не возбранялось. Хочешь плюнуть в нее — плюй, хочешь пнуть — пни. Охранник лишь поддержит инициативу. Также любой желающий мог подкинуть несколько монет на гроб и свечи.

Обычно, через 3−4 дня преступница умирала от побоев или же у нее не выдерживало сердце.

Кипячение

Этот вид казни любил Иван Грозный. Преступника могли кипятить в воде, масле или даже в вине. Несчастного сажали в котел, уже наполненной какой-либо жидкостью. Руки смертника фиксировались в специальных кольцах, находящихся внутри емкости. Делалось это для того, чтобы жертва не смогла сбежать.

Кипячение.

Четвертование

Четвертование.

Вообще-то, точно также должны были казнить и Емельяна Пугачева. Но ему первым делом отсекли голову, а только потом конечности.

К четвертованию прибегали только в исключительных случаях. За поднятое восстание, самозванство, измену Родине, личное оскорбление государя или же покушение его жизнь.

Во все времена изменники, казнокрады и преступники подвергались наказанию. Но мало когда это было так жестоко, как в древние времена. Ещё 500 лет назад казни на Руси выглядели зверским, бесчеловечным ритуалом. Над жертвами изощрённо измывались, кровь по плахе текла рекой, а страдания несчастных могли длиться несколько часов. Особо впечатлительным просьба материал не читать.

"Как поймают изменника Якина — на кол посадить", — эта фраза звучит забавно только из уст киношного Ивана Грозного из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". При реальном царе ничего смешного в этой казни не было. Как правило, на кол отправляли за государственную измену (мнимую или выдуманную), за бунт или подстрекательство к нему.

Казнь Анны Чарбоньере во время резни пьемонтских вальденсов (1655). Гравюра из

Казнь Анны Чарбоньере во время резни пьемонтских вальденсов (1655). Гравюра из "Истории евангелической церкви Пьемонта" Самюэля Морленда, 1658 г. Фото © Public Domain

Кол — ствол дерева, который обтёсывали и заостряли на конце. Сперва обвинённого усаживали на острый край с небольшой уступки. Затем кол поднимали вертикально. Таким образом остриё медленно, но неизбежно проникало в тело несчастного, разрывая его внутренности, пока не добиралось до сердца. Особо тяжким обвиняемым мучения продлевали. На кол приделывали перегородку, так, чтобы остриё не добиралось до сердца, а жертва могла страдать несколько часов.

Врагов карали люто. Самые жестокие виды казни в Древней Руси

Фото © Wikimedia Commons

Казнь считалась довольно изощрённой и сложной для исполнения. Осуждённого привязывали к колесу так, чтобы места сочленения суставов оказывались в чётко определённых местах. Затем колесо вращали, а палач бил молотом, по очереди ломая осуждённому суставы, а в конце — позвоночник. В итоге несчастного, который был ещё жив, сгибали на колесе так, чтобы ступни его ног касались затылка. Его связывали и оставляли. Так он мог страдать ещё несколько часов — как считалось, в назидание другим.

Этот вид казни на Руси был исключительно женским. Им наказывали мужеубийц, так как вешать женщин было неэстетично, а отрубать голову долгое время считалось слишком гуманной и мужской казнью. Суть закапывания была в следующем: осуждённую выводили в людное место — на рынок или на площадь — и вкапывали по шею в землю. Яму засыпали так, чтобы на поверхности оставалась одна голова. Обвинённую запрещалось поить и кормить. Но разрешалось бить, кидать в неё камни и всячески унижать.

Женщина часто умирала за несколько дней от побоев. Но могла медленно гибнуть от голода и жажды, тогда казнь затягивалась на семь-восемь дней. Правило изменили лишь в конце XVII века, сделав его более "человеколюбивым", с поправкой на время. Некоторым женщинам заменяли закапывание на отрубание головы. Женщину, которая убила своего мужа в порядке самообороны, наказывали "милосердно" — отправляли на плаху.

Книга "Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Такая казнь, особенно популярная на Востоке и в Азии, применялась повсеместно: в Африке, Центральной Америке и даже в Европе, в славянских странах и германских племенах Карла Пятого, где кодекс Каролины предусматривал сажание на кол для матерей, виновных в детоубийстве. В России сажали на кол вплоть до середины XVIII века. В XIX веке сажание на кол по-прежнему практиковали в Сиаме, Персии и Турции, где в 30-х годах такого рода казни совершались публично.

Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней i_053.jpg

Персы также питали особую привязанность к этому виду смертной казни. Ксеркс, взбешенный непокорностью царя Леонида, который с тремястами спартанцами пытался преградить в Фермопилах путь персидской армии, приказал посадить греческого героя на кол.

Техника сажания на кол во всем мире была практически идентична, за исключением нескольких деталей. Некоторые народы, в том числе ассирийцы, вводили кол через живот, а выводили через подмышку или рот, но такая практика не получила широкого распространения, и в подавляющем большинстве случаев деревянный или металлический кол вводили через анус.

Приговоренного клали на живот на землю, разводили ноги и либо закрепляли их неподвижно, либо их держали палачи, руки пригвождали к земле копьями, или связывали за спиной.

В некоторых случаях в зависимости от диаметра кола анус предварительно смазывали маслом или надрезали ножом. Палач обеими руками втыкал кол так глубоко, как мог, а потом загонял его внутрь с помощью дубины.

Здесь открывался широкий простор для фантазии. Иногда в кодексах или приговорах уточнялось, что кол, введенный в тело на пятьдесят — шестьдесят сантиметров, нужно поставить вертикально в заранее подготовленную лунку. Смерть наступала чрезвычайно медленно, и приговоренный испытывал неописуемые мучения. Изощренность пытки заключалась в том, что казнь совершалась сама собой и более не требовала вмешательства палача. Кол все глубже проникал в жертву под действием ее веса, пока наконец не вылезал из подмышки, груди, спины или живота в зависимости от заданного направления. Иногда смерть наступала спустя несколько дней. Случаев, когда агония длилась больше трех дней, было предостаточно.

Точно известно, что кол, введенный через анальное отверстие и вышедший из живота, убивал медленнее, чем вышедший из груди или горла.

Нередко кол вбивали молотком, протыкая тело насквозь, задача палача в данном случае заключалось в том, чтобы он вышел изо рта. Помимо физических данных приговоренного, длительность агонии зависела от типа кола.

В некоторых случаях кол, вводимый в анальное отверстие, был хорошо заострен. Тогда смерть наступала быстро, поскольку он легко разрывал органы, вызывая внутренние повреждения и кровотечения летального характера. Русские обычно целили в сердце, что удавалось не всегда. Многие историки рассказывают, что один боярин, посаженный на кол по приказу Ивана IV, промучился целых два дня. Любовник царицы Евдокии после двенадцати часов, проведенных на колу, плюнул в лицо Петру I.

Персы, китайцы, бирманцы и жители Сиама заостренному колу предпочитали тонкий с закругленным концом, наносивший минимальные повреждения внутренним органам. Он не протыкал и не разрывал их, а раздвигал и оттеснял, проникая вглубь. Смерть оставалась неотвратимой, но казнь могла продлиться несколько дней, что с точки зрения назидательности было весьма полезно.

На колу с закругленным наконечником казнили Сулеймана Хаби в 1800 году за то, что он зарезал кинжалом генерала Клебера, главнокомандующего французскими войсками в Египте после отплытия Бонапарта во Францию.

Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней i_054.jpg

Сажание на кол в Персии. Гравюра. Частн. кол.

Возможно, это единственный в истории случай, когда западная юриспруденция прибегла к такому способу казни. Французская военная комиссия отступила от военного кодекса в пользу обычаев страны. Казнь прошла при большом стечении народа на эспланаде Каирского института при участии французского палача Бартелеми, для которого это был первый опыт подобного рода. Он справился с задачей сравнительно успешно: перед тем как приступить к забиванию молотком железного кола, счел необходимым надрезать анус ножом. Сулейман Хаби бился в агонии четыре часа.

Китайский способ насаживания на кол, как всегда, отличался особой изощренностью: в анальное отверстие забивали бамбуковую трубку, через которую внутрь вводили раскаленный на огне железный прут.

Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней i_055.jpg

На Востоке этот способ казни часто использовали для устрашения, сажая на кол пленников у стен осажденного города, чтобы посеять ужас в душах горожан.

Подобными акциями устрашения особенно славились турецкие войска. К примеру, именно так они действовали у стен Бухареста и Вены.

В те же годы в Дагомее девушек приносили в жертву богам, насаживая вагиной на заостренные мачты.

Во время войны в Испании наполеоновские войска сажали на кол испанских патриотов, те платили им тем же. Гойя запечатлел эти ужасные сцены в гравюрах и рисунках.

В 1816 году, после бунта, закончившегося убийством более пятнадцати тысяч человек, султан Махмуд II ликвидировал корпус янычаров. Многих обезглавили, но большинство подверглось казни на колу.

Смертная казнь. История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней i_056.jpg

Суд Камбиза. Картина Жерара Давида. 1498 г. Архивы СЕКА.

Сдирание кожи — казнь, заключающаяся в полном или частичном снятии кожи с осужденного. Особенно часто применялась в Халдее, Вавилоне и Персии.

Эту гнусную операцию осуществляли ножами и некоторыми другими режущими инструментами.


Период Гражданской войны навсегда останется в истории как время анархии, жестокости и разрухи. Именно эта эпоха подарила миру множество одиозных личностей, упивавшихся своей безграничной властью и дававших волю самым отвратительным порокам. Но нередко бывало и так, что жертвы этих маньяков восставали и тогда пощады мучителям не было.



Под Кемерово искоренял врагов революции красный командир-палач Григорий Рогов, в Хакассии вырезал людей целыми деревнями юный Аркадий Гайдар, а в причерноморских степях орудовал бывший одесский налетчик Григорий Котовский.


Shorik Hriply, Санкт-Петербург


Всех их сразу же уничтожали, чаще всего изрубив саблями или заколов штыками. Софья не жалела даже детей — ее бойцы без колебаний расправлялись с гимназистами. После расправы с классовым врагом назначалось местное самоуправление, в которое входили маргиналы — пьяницы, уголовники и бродяги.



Едва вдалеке появлялись красные знамена, на колокольнях деревенских церквей начинали бить в набат и все, кто мог держать оружие, занимали оборону. Часто на помощь приходили жители соседних деревень — такая взаимовыручка позволяла оказать серьезное сопротивление.



Когда вышли все, их сразу же взяли в кольцо китайцы и, щелкая затворами своих винтовок, стали оттеснять к церковной стене. Раздалась команда и прозвучал винтовочный залп. Среди народа раздался женский истошный вопль, а затем заголосили и все остальные женщины. Мужики, шокированные произошедшим, не могли прийти в себя от такой подлости комиссара. Выходило, что они ему выдали на смерть всех, кого уважали. Первыми на китайцев и остальных отрядников кинулись бабы, а потом опомнились и мужики, похватав оглобли и колья.



Немалую роль в победе добра над злом сыграла случайность — у красного пулеметчика заклинило затвор и расстрелять в упор нападавших не удалось. Не привыкший получать отпор, сброд Гельберг был перебит крестьянами или разбежался, а сама Софья Гельберг с ближайшим окружением попала в плен. Несмотря на увещевания и даже угрозы, местный сход был единодушен и женщину-палача и ее подручных приговорили к смерти.

Не было пощады и ее первому заместителю, имя которого история не сохранила. Очевидцы расправы описывали его как пожилого комиссара еврея с козлиной бородкой и в очках. Его сначала били смертным боем, выкололи глаза и сломали руки и ноги, а затем, едва живого, привязали к деревянным козлам и распилили пополам двуручной пилой. Китайцев и мадьяр, которых отлавливали по тамбовским лесам еще несколько дней, без затей перевешали на березах, на месте поимки.

Средневековая казнь, которой подвергли Софью Гельберг, официально была упразднена еще при Петре I. Последним, так лишили жизни Степана Глебова, которого царь приказал посадить на кол на Красной площади в Москве за связь со своей первой женой Евдокией Лопухиной в 1718 году. Но в народе такой жестокий способ казни использовался при самосудах еще в начале XX столетия, хотя применяли ее только для казни самых отъявленных мерзавцев.

Читайте также: