Каждый пустяк даже ловля карасей или прогулка по грибы разрастался в веселый пустяк

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

(29)Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой. (30)Дурачествам не было конца. (31)Каждый пустяк, даже ловля карасей или прогулка в лес по грибы, разрастался в весёлое событие. (32)С утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот. (ЗЗ)Случалось, он не затихал до позднего вечера. (34) Каждая забавная человеческая черта или смешное слово подхватывались всеми и служили толчком для шуток и мистификаций.

(35)Больше всех доставалось Левитану. (З6
)Его постоянно обвиняли во всяческих смехотворных преступлениях и, наконец, устроили над ним суд. (37)Антон Чехов, загримированный прокурором, произнёс обвинительную речь.

1. Стояла тяжёлая жара, небо обкладывали грозы, а дождя не было.

2. Дачники дурачились, играли, пели, тем самым мешая Левитану работать.

3. Левитан очень хотел принимать участие в развлечениях дачников, но не мог, поскольку был беден.

4. Левитан рано ложился спать, чтобы на рассвете идти на рыбалку, а под окнами шумел сухой бурьян.

(7)Особенно томительны были сумерки. (8)На балконе соседней дачи зажигали свет. (9)Ночные бабочки тучами бились о ламповые стёкла. (10)На крокетной площадке стучали шары. (11)Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:

(12) Мой голос для тебя и ласковый, и томный.

(18)Но Левитан был беден, почти нищ. (19)Клетчатый пиджак протёрся вконец. (20)Юноша вырос из него. (21)Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы. (22)Всё лето Левитан ходил босиком. (23)Куда было в таком наряде появиться перед весёлыми дачниками!

(24)И Левитан скрывался. (25)Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, — в лодке ему никто не мешал.

(26). И вот мечты о беззаботной жизни наконец сбылись.

(27) Левитан сдружился с художником Николаем Чеховым, подружился с чеховской семьёй и прожил три лета рядом с нею.

(28) В то время Чеховы проводили каждое лето в селе Бабкине около Нового Иерусалима.

(29)Семья Чеховых была талантливой, шумной и насмешливой. (30)Дурачествам не было конца. (31)Каждый пустяк, даже ловля карасей или прогулка в лес по грибы, разрастался в весёлое событие. (32)С утра за чайным столом уже начинались невероятные рассказы, выдумки, хохот. (ЗЗ)Случалось, он не затихал до позднего вечера. (34) Каждая забавная человеческая черта или смешное слово подхватывались всеми и служили толчком для шуток и мистификаций.

(49) Вначале это казалось шуткой, но со временем стало ясно, что в этом весёлом слове заключён точный смысл: оно выражало собою то особое обаяние пейзажа Средней России, которое из всех тогдашних художников умел передать на полотне один Левитан.

(50) . На рассвете Левитан уходил с Антоном Павловичем удить рыбу на Истру. (51)Для рыбной ловли выбирали обрывистые берега, заросшие кустарником, тихие омуты. (52)Левитан шёпотом читал стихи Тютчева. (53)Чехов делал страшные глаза и ругался тоже шёпотом — у него клевало, а стихи пугали осторожную рыбу.

(54) То, о чём Левитан мечтал ещё в Салтыковке, случилось: игры в горелки, сумерки, когда над зарослями деревенского сада висит тонкий месяц, яростные споры за вечерним чаем, улыбки и смущение молодых женщин, их ласковые слова, милые ссоры, дрожание звёзд над рощами, крики птиц, скрип телег в ночных полях, близость талантливых друзей, близость заслуженной славы, ощущение лёгкости в теле и сердце.

(55) Несмотря на жизнь, полную летней прелести, Левитан много работал. (56)Стены его сарая — бывшего курятника — были сверху донизу завешаны этюдами. (57)В них на первый взгляд не было ничего нового — те же знакомые всем извилистые дороги, что теряются за косогорами, перелески, дали, светлый месяц над околицами деревень, тропки, протоптанные лаптями среди полей, облака и ленивые реки.

(58)Знакомый мир возникал на холстах, но было в нём что-то своё, не передаваемое скупыми человеческими словами.

(59)Картины Левитана вызывали такую же боль, как воспоминания о страшно далёком, но всегда заманчивом детстве.

(По К. Паустовскому *)


I. Образовательные: отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения на письме и правильного чтения в устной речи.

II. Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.

Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к языку.

Слово учителя А теперь послушайте притчу:

Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.

-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

-Все в твоих руках!

-Ребята, скажите, как поступил ученик?

-Он выпустил бабочку.

-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно.

Это в ваших руках!

3. Определение целей урока

Буквенный диктант. На слух записать первые буквы слов грамматических основ:

Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул! (хорошо)

Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы должны: хорошо видеть уточняющие члены в предложении, хорошо и активно работать на уроке; показать хорошие знания в конце урока.

3. Актуализация опорных знаний.

И начинаем мы сегодняшний урок с теоретической минутки.

-Что такое обособление? Обособление – значит выделение, в том числе и пунктуационное.

-Какие члены предложения могут быть обособлены?

Уточнить – сделать точнее. С. Ожегов.

Словарь синонимов русского языка.

Уточнение – служение объема понятия, его ограничение. Д. Розенталь.

Уточняющими могут быть любые члены предложения – и главные, и второстепенные. И еще одно: уточняющие и уточняемые являются одним и тем же членом предложения.

Роль интонации в предложениях с уточняющими членами
В предложениях с уточняющими членами очень важна интонация. Если уточняющей интонации нет, в некоторых случаях возможно двоякое понимание предложения, его смысла.

Например:
1) В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и ее маленький братишка.
Сколько человек сидело в лодке?

Если интонация уточняющая, тогда Аня — сестра говорящего, значит всего в лодке три человека.

Если интонация перечислительная, то получается, что сестра — еще один человек, разместившийся в лодке, то есть всего четыре человека. Не зная точно ситуацию, контекст, мы не можем с уверенностью ответить на вопрос, так как предложение допускает двойное толкование.
2) Снег лежал высоко в горах. Снег лежал высоко, в горах.
Первое предложение не имеет интонации уточнения, запятая не ставится.

Второе предложение произносится с интонацией уточнения, запятая нужна. Здесь знак зависит от того, что и как именно хотел сказать автор. Допустимы оба толкования.

-Как расставляем знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения?

Запись предложений, где разные по виду обстоятельства, стоящие рядом, не являются уточняющими (весьма распространенная ошибка, которую допускают школьники).


1) произошло нечто странное. 2) Вдруг за поворотом появился грузовик. 3) Около полудня на левом берегу реки мы заметили избушку и решили устроить здесь привал.

4. Практическая работа учащихся

Задание 1. Выборочное письмо. Определить, какие члены предложения могут уточняться?

1. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков). – обстоятельство времени 2. Тихо, с боязнью, она говорила ему что-то странное (А. М. Горький).- обст образа действия 3. Камушки были когда-то найдены на пляже, у моря. – обс места 4. Гаврик осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят, шине­ли (В. Катаев). – определение 5. Некоторые растения, например росянка, питаются насекомыми. – подлежащее 6. Надо жить потребностями дня, то есть забыться (Л. Толстой) – сказуемое.

Задание 2. Творческий диктант. Уточнить выделенный член предложения при помощи слов то есть, или, например.

Языкознание изучает родственные и неродственные языки. (Лин­гвистика.) Пунктуация имеет глубокие традиции в отечественном языкозна­нии. (Наука об употреблении знаков препинания.) Некоторые жидкости при замерзании расширяются. (Вода.)

Шутка – минутка

1. Под каким названием Михаил Ломоносов объединил части слова: существительное, прилагательное и числительное? А) имя б) фамилия в) отчество г) профессия

2. Какое из этих слов мужского рода? А) мышь б) лень в) тюль г) тень

3, Что ищут, чтобы уклониться от работы? А) существительное б) предлог в) прилагательное г) междометие

Какое из этих названий островных жителей написано неправильно? А) мальтиец б) корсиканец в) сицилиец г) кипрец Киприот

Задание 3. . Работа с текстом. Коллективная работа

- Чтение про себя. – Чего не хватает? (Пропущены орфограммы, знаки препинания)

- Списывая, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы

- Какие орфограммы и пунктограммы повторили? (Вывод)

- К какому стилю речи относится текст? Доказать.

- Что получится, если не будет в тексте обособленных и уточняющих членов?

В…сной _ в середине апреля _ дыш…тся ле…ко. В л…су _ под д…ревьями _ ещё л…жит сне… . А на южных склонах _ на проталинах _ появляется первая тра…ка. Всё пахнет весной. Каждая травинка _ источающая горьковатый ар…мат _ раду…тся солнцу. Б…рюзовое небо отражается в серебряном зерк…ле р…ки _ освободившейся ото льда.

Задание 4 Работа в парах Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания. Определить синтаксическую роль уточняющих членов предложения.

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1)Болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи.

2)Всходила ясная луна, и звёзд на небе становилось больше.

3)Дополнение – второстепенный член предложения.

4)Вечером, на детской площадке, играли весёлые малыши.

5. Подведение итогов.. Поиграем!

Угадайте слово, используя предложения предыдущего задания.

1) В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку.

2) Из определения второго предложения возьмите корень.

3) Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения.

4) Окончание возьмите у обстоятельства четвёртого предложения.

- Как это слово связано с темой сегодняшнего урока?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- Какие члены предложения могут быть уточняющими?

- Как они выделяются на письме, в устной речи?

6Дом задание Напишите сочинение-миниатюру о роли обособленных и уточняющих членах в тексте.

Карта урока

Тема: Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.

Задание 1. Выборочное письмо. Определить, какие члены предложения могут уточняться?

1. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков). 2. Тихо, с боязнью, она говорила ему что-то странное (А. М. Горький). 3. Камушки были когда-то найдены на пляже, у моря. 4. Гаврик осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят, шине­ли (В. Катаев). 5. Некоторые растения, например росянка, питаются насекомыми. 6. Надо жить потребностями дня, то есть забыться (Л. Толстой)

Задание 2. Творческий диктант. Уточнить выделенный член предложения при помощи слов то есть, или, например.

Языкознание изучает родственные и неродственные языки. (Лин­гвистика.) Пунктуация имеет глубокие традиции в отечественном языкозна­нии. (Наука об употреблении знаков препинания.) Некоторые жидкости при замерзании расширяются. (Вода.)

Задание 3. . Работа с текстом. Коллективная работа

- Списывая, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы Что получится, если не будет в тексте обособленных и уточняющих членов?

В…сной в середине апреля дыш…тся ле…ко. В л…су под д…ревьями ещё л…жит сне… . А на южных склонах на проталинах появляется первая тра…ка. Всё пахнет весной. Каждая травинка источающая горьковатый ар…мат раду…тся солнцу. Б…рюзовое небо отражается в серебряном зерк…ле р…ки освободившейся ото льда.

Задание 4 Работа в парах Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания. Определить синтаксическую роль уточняющих членов предложения.

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1)Болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи.

2)Всходила ясная луна, и звёзд на небе становилось больше.

3)Дополнение – второстепенный член предложения.

4)Вечером, на детской площадке, играли весёлые малыши.

5. Подведение итогов.. Поиграем!

Угадайте слово, используя предложения предыдущего задания.

1) В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку.

2) Из определения второго предложения возьмите корень.

3) Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения.

4) Окончание возьмите у обстоятельства четвёртого предложения.

- Как это слово связано с темой сегодняшнего урока?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- Какие члены предложения могут быть уточняющими?

- Как они выделяются на письме, в устной речи?

6Дом задание : Напишите сочинение-миниатюру о роли обособленных и уточняющих членов в тексте.

Уточняющие члены предложения Урок в 11 классе

№ слайда 1

Уточняющие члены предложения Урок в 11 классе

Расставить ударения в словах Брала, начатый, банты, донельзя, цемент, клеить, ша

№ слайда 2

Расставить ударения в словах Брала, начатый, банты, донельзя, цемент, клеить, шасси, на торте, премированный, просверлит.

Проверим ударения в словах Брала, начатый, банты, донельзя, цемент, клеить, шасс

№ слайда 3

Проверим ударения в словах Брала, начатый, банты, донельзя, цемент, клеить, шасси, на торте, премированный, просверлит.

Определить часть речи 1. Обыкновенно2. Беж3. Написана4. Трое5. Мимо (них)6. Ввид

№ слайда 4

Определить часть речи 1. Обыкновенно2. Беж3. Написана4. Трое5. Мимо (них)6. Ввиду (неприятностей)7. Расстилая8. Нарисованные9. Ах

Проверим части речи 1. Обыкновенно - наречие2. Беж - прилагательное3. Написана -

№ слайда 5

Проверим части речи 1. Обыкновенно - наречие2. Беж - прилагательное3. Написана - причастие4. Трое - числительное5. Мимо (них) - предлог6. Ввиду (неприятностей) - предлог7. Расстилая - деепричастие8. Нарисованные - причастие9. Ах - междометие

Расставьте знаки препинания 1. Весенний день с ярким солнцем звенящими капелями

№ слайда 6

Расставьте знаки препинания 1. Весенний день с ярким солнцем звенящими капелями был наполнен радостью.2. Озаренные сиянием луны палатки казались иссиня-белыми.3. Он мечтал о поездке в Италию вторую родину художников.

Проверим знаки препинания 1. Весенний день, с ярким солнцем, звенящими капелями,

№ слайда 7

Проверим знаки препинания 1. Весенний день, с ярким солнцем, звенящими капелями, был наполнен радостью.2. Озаренные сиянием луны, палатки казались иссиня-белыми.3. Он мечтал о поездке в Италию - вторую родину художников.

Уточняющее обстоятельство места Далеко,/ в лесу,/ раздавались удары топора.

№ слайда 8

Уточняющее обстоятельство места Далеко,/ в лесу,/ раздавались удары топора.

Уточняющее обстоятельство времени Поздно вечером,/ часов в одиннадцать,/ я вышел

№ слайда 9

Уточняющее обстоятельство времени Поздно вечером,/ часов в одиннадцать,/ я вышел в сад.

Уточняющее обстоятельство образа действия Он наивно,/ по-детски,/ вытер пальцами

№ слайда 10

Уточняющее обстоятельство образа действия Он наивно,/ по-детски,/ вытер пальцами глаза.

Уточняющее определение со значением цвета, размера, возраста Длинная, /в несколь

№ слайда 11

Уточняющее определение со значением цвета, размера, возраста Длинная, /в несколько верст,/ тень ложилась на горы.

Уточняющее сказуемое Озеро было широкое, /более пятисот метров./

№ слайда 13

Уточняющее сказуемое Озеро было широкое, /более пятисот метров./

Уточняющее подлежащее Каждый пустяк,/ даже ловля карасей или прогулка по грибы,/

№ слайда 14

Уточняющее подлежащее Каждый пустяк,/ даже ловля карасей или прогулка по грибы,/ разрастался в веселый пустяк.

Закрепление материала 1. Вчера на хуторе произошло нечто странное.2. Вдруг за по

№ слайда 15

Закрепление материала 1. Вчера на хуторе произошло нечто странное.2. Вдруг за поворотом появился грузовик.3. Я ничего не слышал кроме шума листьев.4. Там неподалеку от ущелья охотники увидели лося.

Проверим знаки препинания 1. Вчера на хуторе произошло нечто странное.2. Вдруг з

№ слайда 16

Проверим знаки препинания 1. Вчера на хуторе произошло нечто странное.2. Вдруг за поворотом появился грузовик.3. Я ничего не слышал, кроме шума листьев.4. Там, неподалеку от ущелья, охотники увидели лося.

Домашнее задание Параграф 89, упражнение 406

№ слайда 17

Домашнее задание Параграф 89, упражнение 406

Спасибо за работу

№ слайда 18

Читайте также: