Карточки семейства покрытосеменных растений

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

В настоящее время на Земле господствуют покрытосеменные, или цветковые растения. Они являются наиболее высокоорганизованным и многообразным отделом растений.

Покрытосемянность – главная отличительная особенность этих растений. Семязачатки у них всегда развиваются в завязи пестика. После оплодотворения завязь превращается в плод, а семязачатки в семена. Таким образом, семя всегда покрыто околоплодником. Другая важная особенность цветковых – двойное оплодотворение. Попав на рыльце пестика, пылинка делится и в ней образуется два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой с образованием зиготы, а другой – с центральной клеткой. Это слияние приводит к формированию эндосперма. Только цветковые растения имеют цветок.

Покрытосеменные растения существуют во всех возможных условиях обитания: в воде и на суше, в горах и низинах, болотах и пустынях. Они освоили различные почвы – плодородные и неплодородны, кислые и солёные. Их можно встретить в любых климатических поясах – от холодной тундры до жарких тропиков.

Классификация цветковых растений

Цветковые насчитывают свыше 450 семейств и 250 тыс. видов. В некоторых семействах всего по одному виду, а в других – тысячи. Представители многих семейств обитают только в тропиках. В нашей стране произрастают растения почти из 120 семейств.

Отдел Цветковые подразделяется на два класса: Однодольные и Двудольные, которые различаются по ряду признаков.

Автор: Иванова Оксана Анатольевна

Населенный пункт: Пермский край, п. Куеда

Тип урока – урок открытия нового знания

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, интерактивные.

Коммуникативные – строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты, осуществлять рефлексию своей деятельности;

Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; работать с натуральными объектами;

Личностные – формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы, научное мировоззрение; уметь выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; осознать необходимость бережного отношения к природе

Планируемые результаты: выделять оснавные признаки класса однодольные и двудольные; описывать отличительные признаки семейств класса; распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Фронтальный опрос учащихся:

  1. Царство Растения делится на 2 подцарства Высшие и низшие растения. В чем основное отличие высших и низших растений?
  2. Какие растения относят к высшим?
  3. Какие растения называют семенными?
  4. Какие растения относятся к голосеменным?
  5. Почему голосеменные растения получили такое название?
  6. Каковы основные отличия покрытосеменных от голосеменных?
  7. Каковы основные черты покрытосеменных растений?
  8. Почему покрытосеменные растения получили такое название?
  9. Почему покрытосеменные растения занимают господствующее положение на Земле?
  10. Что такое классификация растений?
  11. Какие группы (таксоны) мы используем при классификации растений?
  12. У меня в руках мой паспорт, который имеет фотографию, написано как меня зовут, где я родилась, по какому адресу я проживаю и т.д. Могу ли я поставить знак равенства между моим паспортом и классификацией растений? Если да, то почему, если нет, то тоже почему. (да, так как, используя классификацию (таксономические единицы) мы можем определить место растения в большом разнообразии представителей царства Растения и его особенности).
  1. Работа по теме урока

Посмотрите на кластер, который по мере изучения царства Растения заполнялся. Какие таксономические единицы мы в нем использовали? (Царство, подцарство, отдел).

Какие таксономические единицы нам необходимо изучить, чтобы классификация (паспорт) растения был (а) закончен(а)? (класс, семейство, род, вид)

Чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (изучать таксономические единицы для классификации покрытосеменных растений)

Сегодня на уроке мы будем работать в парах и микрогруппах по 3-4 человека. У вас на столе лежит пакет материалов с дополнительными источниками информации, карточка, которую вы будете заполнять по ходу урока. Итак, мы начинаем.

Какая таксономическая единица идет после отдела? (класс)

На какие классы можно разделить отдел Покрытосеменные растения? (на класс двудольные и класс однодольные)

На экране изображены 2 представителя покрытосеменных растений. Посмотрите на картинки и скажите, какое растение относится к классу однодольных, а какое к двудольным. По каким признакам растения сравнивались?

  • По количеству семядолей
  • По особенностям строения листьев
  • По характеру корневой системы
  • По строению цветка

Дидактический материал по ботанике

5. Пшеница. 6. Роза. 7. Лебеда. 8.Хвощ. 9. Одуванчик.

10.Томат.11.Клюква.13.Кукуруза. 14. Пионы.15.Свекла. 16. Яблоня. 17. Сосна.18. Василек.19.Огурец. 20. Лилия.

Кустарники отличаются от деревьев тем, что у них:

2. Много листьев

3. Много стволов разной длины и толщины

4. Лучше развита способность к вегетативному размножению.

1. Водоросль, мох, плаун, сосна.

2. Яблоня, горох, томат, огурец.

3. Жимолость, черемуха, смородина, малина.

4. Кукушкин лен, сфагнум, ламинария.

5. Василек, роза, календула, мокрица.

Какие утверждения верные.

1. Растения нужны, чтобы пользоваться их дарами.

2. Одно и то же растение может жить в любой среде.

3. На Земле имеются четыре среды жизни.

4. Водоросли обитают только в воде.

5. Высшие растения только цветковые.

6. Обмен веществ характерен для всех организмов.

7. Биология – наука о живой природе.

8. Внешний вид растений называют жизненной формой.

1. Вегетативное тело растений – побег, стебель, лист…………

2. Генеративное тело растений - семя, гамета, плод……

3. Травы: клевер, лебеда, пырей……………

4. Декоративные растения: лаватера, левкой, анютины глазки……….

5. Лекарственные растения: подорожник, ландыш, валериана………..

6. Ягодные растения: клюква, земляника, брусника…………

7. Однолетние растения: горох, фасоль,……………


лаватера

2. Опиши признаки растения.

3. Определи жизненную форму растения.

4.Определи правильные суждения:

А)Это цветковое растение.

В) Из цветка образуется плод и семя.

Б)Это дикорастущее растение.

Царство, ботаника.спора,организм, орган растения, вегетативное тело, генеративное тело,Жизненная форма растения,однолетние и двулетние растения.

Выпиши однолетние растения:

Выпиши культурные растения:

Огурец, земляника, овес, клевер, томат, баклажан, роза, подорожник, береза, тыква, дуб, кабачок.

Карточка №10


1. Рассмотри растения.

2. Продолжи фразу:

А)Эти растения называются……

Б) Они относятся к отделу…….,

В)У них семена развиваются в …..

Г)Хвойными эти растения называют, так как….

Д)На Урале растут хвойные растения……, а на юге………

Карточка №11


1.Дайте понятия: опыление, оплодотворение.

2.Какой вид опыления на рисунке?

3.Назови признаки растений, которые опыляются насекомыми .

Раздел 2. Клеточное строение растений.

Карточка № 1.

Выпишите признаки, которыми обладают живые организмы.

1.Питаются. 2.Имеют обмен веществ. 3.Дышат.

4.Растут. 5.Не стареют. 6. Не развиваются.7. Реагируют.

Впишите недостающие слова.

1. В результате деления образуются целые группы клеток, которые называются _________.

2. У многих высших растений проводящая система представлена____________, в стенках которых есть _____, облегчающие передвижение веществ.

3. Механическая ткань обеспечивает ____________.

4. Главный признак жизни клетки – это________________.

5. У некоторых растений таких как____,__________,_____, в тканях развиваются большие межклетники.

1. Для рассмотрения под микроскопом части изучаемого растения надо приготовить … .

2. Клеточная стенка, ограничивающая содержимое клетки, … .

3. Бесцветное вязкое вещество, в котором находятся все органоиды клетки, … .

4. Рост, размножение и жизнедеятельность клетки обеспечивает … .

5. Сложный процесс химических реакций, дающих клетке энергию, это … .

6. Основная структурная единица любого организма, обладающего всеми признаками живого, – … .

7. Ткань, осуществляющая передвижение растворенных веществ по растению, … .

8. Наука, изучающая царство растений, называется, … .

1. Чтобы тонкий препарат не высох, его кладут в каплю воды и сверху накрывают …

2. Полость с клеточным соком, содержащая сахара, другие органические вещества и соли, это … .

3. Зернистые образования различной формы и цвета в клетке, это … .

4. Темное плотное образование, являющееся основной частью клетки, это … .

5. Процесс, обеспечивающий рост растения, – это … .

6. Группы клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение, называется … .

7. Ткань, выполняющая в организме растения такие функции, как создание и накопление веществ, … .

8. Особенности живой природы и её разнообразие изучает наука … .

1. К низшим растениям относятся:

г) все перечисленное.

2. Содержание воды в листьях и стеблях клевера составляет:

3. Углеводы в клубнях картофеля это:

б) минеральные вещества;

г) все перечисленное.

4. Растение, содержащее много сахара:

в) сахарный тростник;

1. Белков особенно много в семенах:

2. Много крахмала содержат плоды:

3. Жиров много в семенах:

г) верны все ответы.

Раздел 3. Органы цветковых растений.

1.Как называются органы растения?

2.В чём сходство и отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?


1. Значение корня в жизни растений?

2. Какие виды корневых систем бывают и чем они отличаются? Нарисуй схему.

3. Назови зоны корня, и дай им характеристику. Подумай и составь таблицу, занеси в нее информацию.

1.Назовите верхний, рыхлый плодородный слой Земли, на котором растут растения? /почва/

2.Самый главный, из методов обработки почвы? /рыхление/

3.Самый верхний слой почвы? /перегной/

4. Профессия, связанная с агротехникой культурных растений. Агроном.

5.При помощи каких частей корневая система всасывает растворенные в воде минеральные соли? /корневые волоски/

6.Для какой цели окучивают картофель?/для образования придаточных корней/

7.Какая структура почвы лучше всего приспособлена для жизни растений? /мелкокомковатая/

Как называются растения?

Определи тип плодов.

Какое значение имеют плоды в природе и жизни человека?

1 строение растений

1.Каждое растение имеет вегетативные органы. Назови их.

2.Органы растений могут быть рассмотрены также исходя из их положения относительно поверхности земли. Назови надземные и подземные органы.

Подз

Корни растения подразделяют……………. Совокупность всех корней данного растения называется его……. Различают стержневые и мочковатые корневые системы. В стержневой корневой системе ……..корень. Мочковатая корневая система, напротив, состоит только из ………..корней, главный корень не выражен. Корни в корневой системе различаются по ……..

Подземные побеги. Прочти внимательно текст.

Нарисуй схему подземных побегов.

Корневищами называют подземные побеги, растущие более или менее горизонтально, реже вертикально и выполняющие функции запасания и вегетативного размножения.

Клубень – это утолщенный подземный побег, обладающий функциями запасания и вегетативного размножения.

Луковица – тоже подземный, реже полунадземный или надземный укороченный побег. Стебель представлен в нижней части луковицы в виде плоского образования – донца, от которого отрастают придаточные корни. Луковица обеспечивает сохранение влаги и питательных веществ на время зимнего или летнего периода покоя растений. После периода покоя растения обычно зацветают, используя накопленные в луковице запасные вещества


1. Рассмотри рисунок.

2. Как называется это растение.

3. Что обозначено буквами?

4.Назови вегетативные и генеративные органы растения.


Сделай описание строения листа

ландыша и малины.

Карточка №10


Определи жилкование листьев.

Объясни понятия: жилкование, листовая пластинка. Какое еще жилкование листьев известно тебе.

Карточка №11




Определи расположение листьев на стебле.

У каких растений такое листорасположение.

Карточка №12.

По наличию черешка

По количеству листовых пластин

Тип жилкования листьев

Карточка №13.

Отметь правильные утверждения.

Почка – это зачаточный побег.

Побег состоит из стебля и листьев.

Почка – зачаток генеративного побега.

У цветковых растений могут быть вегетативные и генеративные почки.

Побег – это система взаимосвязанных органов – стебля, листьев, почек.

Почечная чешуя – это лист растения.

Побег – основной орган растения.

Из всех почек вырастают боковые побеги.

Почки деревьев зимнее время называют спящими.

Раздел 4. Основные процессы жизнедеятельности.

1. Как называют способ вегетативного размножения растений, представленный

1) размножение видоизмененными

3) размножение отводками

2) размножение стеблевыми черенками 4)прививки в расщеп


9

На рисунке изображены результаты опыта, иллюстрирующего

наличие у растений процесса транспирации

передвижение по растению органических веществ

наличие у растений корневого давления

значение воды в жизни растений

1. Какой процесс изображен на рисунке?

2. Какое значение он имеет?

Пеларгония является хорошим объектом для наблюдения корневого давления. Для этого поставь следующий опыт: У растения срезается стебель на высоте 10 см, и на пенёк надеваются резиновая трубка, которая соединяет его со стеклянной трубкой, прикреплённой к линейке, вставленной в землю горшка. В трубку с помощью пипетки наливается немного воды и отмечается её уровень на линейке. Затем поливается земля в горшке тёплой водой .

Следи за поднятием воды в трубке .

Опиши свои наблюдения и сделай вывод .

Укоренённые в горшках черенки делят на три группы, по три растения в группе. Одну группу держат на поддонах, наполненных водой, другую поливают через день, третью поливают редко, но не допускают пересыхания земли.

В течении двух месяцев ведут наблюдения за ростом и развитием.

Данные заносят в таблицу:

Длина стебля (см)

Дата начала цветения

На основании полученных данных делается вывод, при каких условиях растение развивается лучше.

Объясняется причина этого явления и связь его с местообитанием растения на родине.

Выращивают отдельные группы укоренённых черенков:

А) при интенсивном солнечном свете.

Б) при слабом солнечном свете.

В) при очень слабом освещении.

Наблюдение за всеми вариантами опыта ведётся по следующей схеме:

Традесканция в горшке

Длина стебля (см)

Дата начала цветения

На основании наблюдений делаются выводы, при каких условиях растение лучше растёт и почему ?

Вегетативное размножение.

Растения способны воспроизводиться из таких частей и органов, как побег, почка или даже лист.

Размножение 3

Размножение 4

Какой вид размножения называют вегетативным.

На какие две группы можно разделить вегетативное размножение ?

Размножение

Составь рассказ на заданную тему.

1.Какой способ размножения растений изображен на рисунке.

2. Какие растения так размножаются.

Размнож усами

Карточка №10

Виды размножений

Размножение 5

Разин

Назови виды вегетативного размножения растений.

Карточка №11

Поливка

Составь правила на тему:

Карточка № 12

Составь правила на тему:

Пересадка

Раздел 5.Основные отделы царства растений.

Растения семейства лилейных можно узнать по

цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником

цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником

видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ

видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей

образованию плодов – ягода или коробочка

образованию плодов – орех или стручок

Распредели названия растений в таблице по значению.

сурепка, яблоня, помидор, хризантема, цинния, огурец, ярутка, слива, пырей, абрикос, кольраби, магнолия, патиссон, камелия, лебеда, айва, осот, алыча, перец, флокс, гладиолус, амброзия, черешня, лук.

Найди ошибку и исправь .

Грибы: маслята, головня, мукор, спирогира, лисички, росянка.

Водоросли: валлиснерия, спаржа, ламинария, хламидомонада, хлорелла, кладофора.

Голосеменные: ель, кедр, можжевельник, ясень, сосна, пихта.

Покрытосеменные: дуб, лиственница, каштан, просо, рис.

Найди в каждом семействе лишнее растение.

Прочти ключевое слово.

клевер луговой, донник, горох,клевер ползучий, земляника лесная

пастушья сумка, редька дикая, ежа сборная клоповник сборный

э ярутка полевая

манжетка обыкновенная нивяник обыкновенный

Прочитай текст. Запиши в тетрадь ответы на вопросы в скобках.

«Наступил август – последний летний месяц. Кое-где уже заметно дыхание осени.


К какому семейству относится это растение?

Назови признаки этого семейства.

Опираясь на ваши знания по прошлой теме, ответьте на вопросы:

- Чем отличается сфагнум от кукушкиного льна, по внешнему виду?

-Какое строение имеет лист сфагнум?

-В чем проявляется взаимосвязь его строения и выполняемой функции?

-Как размножается сфагнум?

Роль мохообразных в природе очень велика:

1. Выделяют кислород, участвуют в круговороте веществ и энергии на Земле.

2. Тесно связаны с другими растениями и животными, оказывают на них влияние.

3. Сфагновые болота – это место обитания многих животных, в том числе и ягодных растении (черника, клюква, голубика, брусника).

4. Болота являются резервуаром пресной воды и поддерживают водный баланс на территории.

5. Нередко осушение болот ведет к обмелению рек и озер, а также понижение грунтовых вод, не говоря о исчезновении растении и животных.

6. Мохообразные, очень чутко реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей и не способны жить в черте крупных городов, где атмосфера сильно загрязнена.

Папоротник

Как называется растение?

Где оно произрастает?.

Назови органы растения.

Раздел 5.Царство бактерии.

Спорообразование

При неблагоприятных условиях палочковидные бактерии способны образовывать споры. Спорообразование не является размножением, т.к. из каждой клетки формируется одна спора и число особей при этом не возрастает. Спора развивается внутри клетки бактерии: до 60% воды переходит в связанное состояние, протопласт сжимается и покрывается очень плотной оболочкой. Оболочка бывшей клетки разрушается и спора освобождается. Она способна сохранять жизнеспособность в течении многих лет (устойчива против высушивания, высоких и низких температур, ядовитых веществ). При наступлении благоприятных условий споры набухают, оболочки разрываются и молодые сформировавшиеся клетки выходят наружу. Таким образом, спора (у бактерий) - стадия переживания неблагоприятных условий. Вывод. Быстрое размножение, способность к спорообразованию обеспечили не только сохранение этих примитивных организмов с древнейших времен до наших дней (с архейской эры), но и их повсеместное распространение.

· размножаются через каждые 20-30 минут;

· потомство одного этого организма за 5 суток заполнило бы бассейны всех морей и океанов

· их можно встретить

в нефтяных водах на глубине 1700м

на дне океана (глубже 10 км),

в рассолах с концентрацией 250 г/л,

во льдах Арктике, где температура – 83 градуса

в горячих источниках, где температура +85-90 градусов

· они не погибают при большом давлении, после кипячения в условиях очень высокого вакуума.


Задания Д10 № 3001

Почему томаты и картофель относят к семейству паслёновых

Особенности, по которым растения делят на семейства, это строение цветка и плода.


Задания Д10 № 3002

Какую роль играют растения семейства бобовых в природе

Корни многих бобовых несут небольшие клубеньки, образованные разрастающейся тканью при внедрении в корень азотфиксирующих бактерий. Эти бактерии способны фиксировать атмосферный азот, которым они не только снабжают растение, но и обогащают им почву.

Бактерии формируют на корнях бобовых растений клубеньки, в которых образуют азот и превращают его в азотистые соединения, пригодные для усвоения растениями. Таким образом, почва с помощью этих растений обогащается азотом.

Собственно растения не обогащают почву. Их заслуга в том, что с ними вступают в симбиоз клубеньковые бактерии. Так что верный ответ 4.

. Ежегодно бобовые, живущие в симбиозе с бактериями, возвращают в почву не менее 100 — 140 кг/га азота.

Следовательно, это роль клубеньковых бактерий. а не совсем бобовых растений.Двойственный ответ.

Сидераты - это растения, которые выращиваются не для потребления в пищу, а исключительно для повышения плодородия земли. Их зеленую массу заделывают в почву для обогащения ее органическими веществами. Такой прием окультуривания почвы называется сидерацией, применяется он с давних времен и входит в систему органического земледелия.

Зеленые растения обогащают почву не только органикой, но и азотом, микроэлементами и по эффективности приравниваются к навозу. Корни рыхлят землю, улучшают структуру, водный и воздушный режим, оздоравливают ее.

К сидератам относятся в основном бобовые культуры: люпин, чина, донник, лядвенец, вика, сераделла, люцерна, клевер и др. Бактерии формируют на корнях бобовых растений клубеньки, в которых образуют азот и превращают его в азотистые соединения, пригодные для усвоения растениями. Таким образом почва с помощью этих растений обогащается азотом.

Читайте также: