Какое значение имеет опыление в жизни растений

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Опыление. Его значение в жизни растения

Цели: познакомить со способами опыления цветковых ра­стений, раскрыть значение опыления, показать взаимосвязь опыления, оплодотворения и последующего образования се­мян; дать представление о различных приспособлениях расте­ний к тому или иному типу опыления; раскрыть преимущество перекрестного опыления по сравнению с самоопылением; дать представление о значении искусственного опыления для сель­ского хозяйства.

Ключевые слова и понятия: опыление, самоопыление, пере­крестное опыление, искусственное опыление; ветроопыляемые растения, насекомоопыляемые растения.

Актуализация знаний

(Для проведения эстафеты учитель должен подготовить три комплекта карточек, на которых крупным шрифтом написано название соцветия и более мелко — его описание.

Класс делится на три команды (например, по рядам). Перед каждым из рядов стоит стол или стул с комплектом карточек. Учи­тель засекает время с помощью секундомера.

По сигналу учащиеся берут по одной карточке с названием и описанием соцветия, подбегают к доске и рисуют схему этого соцветия. Если участнику эстафеты хорошо знаком материал, он может нарисовать соцветие, прочитав только его название. Если же материал усвоен не очень хорошо, то игрок будет вынужден прочитать описание этого соцветия, потратив время. После того как ученик изобразил соцветие на доске, он подбегает к столу, кладет на него мел или передает его в руки следующему члену команды и т. д.

Учитель фиксирует время, потраченное каждой командой на выполнение задания. За каждый неверный ответ дается штраф 15—20 с. Выигрывает команда, затратившая наименьшее время.)

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомним, какова основная функция цветка. (Размноже­ние, т. е. образование семян.)

Для образования семян необходимо, чтобы произошло опы­ление, а потом и оплодотворение.

Опыление — это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Если пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика того же цветка, такой способ называют самоопылением. Если же пыльца с одного цветка попадает на рыльце пестика другого цветка, такой способ называют перекрестным опылением. Перекрестное опыле­ние характерно для большинства растений.

Как вы думаете, в чем преимущество перекрестного опы­ления? (Ответы учащихся.)

Благодаря перекрестному опылению происходит перекомби- нация признаков отцовского и материнского организмов, вслед­ствие чего дочерние организмы приобретают большее разнообра­зие признаков, что повышает жизнеспособность вида в целом, так как дает им больше шансов выжить при возможных изменениях окружающей среды.


Как мы уже говорили, самоопыление в природе встречается крайне редко.

Как вы думаете, для чего растениям необходим такой спо­соб опыления? (Ответы учащихся.)

Самоопыление является гарантией того, что растение будет опылено.

Как вы думаете, какие приспособления могут быть у само­опыляемых растений? (Ответы учащихся.)

Обычно у таких растений тычинки длиннее пестиков, и пыль­ца с них под действием силы тяжести сама осыпается на пестики. Цветки картофеля и томатов раскрываются уже опыленными.

А какие приспособления могут быть у растений к пере­крестному опылению? (Учащиеся высказывают предполо­жения, учитель подводит итог.)

Специальные приспособления к перекрестному опылению


Тычинки короче пестиков (пыльца не осыпается на пе­стик);

тычинки и пестики в одном цветке созревают в разное время;

однополые цветки (тычинки и пестики находятся на разных цветках);

двудомные растения (женские и мужские цветки находятся на разных особях).

При перекрестном опылении пыльца с одного цветка на дру­гой может переноситься разными способами: с помощью ветра, воды, насекомых, птиц и даже млекопитающих.

Кто или что чаще всего принимает участие в переносе пыльцы растений при перекрестном опылении? (Ответы учащихся.)

Чаще всего растение опыляют насекомые или ветер. Растения, опыляемые насекомыми, называют насекомоопыляемыми.

Какие приспособления к опылению насекомыми могут встречаться у растений? (Учащиеся высказывают предпо­ложения, учитель подводит итог.)

Приспособления растений к опылению насекомыми


Крупный яркий околоцветник, привлекающий насекомых;

крупные, заметные соцветия;

выделение нектара особыми железами — нектарниками (нектар и пыльца являются пищей для многих насекомых);

запах, привлекающий насекомых (многих насекомых могут привлекать запахи, не приятные для человека);

выросты и крючочки на оболочке пыльцы, способствующие удержанию ее на теле насекомых.

Кроме того, у некоторых растений встречаются приспособле­ния к опылению конкретными насекомыми. Например, львиный зев и клевер приспособлены к опылению шмелями. Нектар у этих ра­стений находится очень глубоко, и пока шмель доберется до него, он обязательно оставит пыльцу на пестиках цветка. Цветок ду­шистого табака имеет сростнолепестный венчик, образующий глубокую воронку, поэтому нектар этих цветков доступен только для ночных бабочек-бражников, у которых есть специальный длинный хоботок

Цветки тропической лианы раффлезии Арнольди имеют запах тухлого мяса.

Как вы думаете, какими насекомыми опыляется это расте­ние? (Ответы учащихся.)

Этот запах привлекает различных мух. Многие цветки приспо­собились к опылению ночными насекомыми, поэтому их запах усиливается ночью, как, например, у ночной фиалки.

Растения, опыляемые ветром, называют ветроопыляемыми.

Как вы думаете, какими могут быть приспособления расте­ний к опылению ветром? (Ответы учащихся.)

Приспособления растений к опылению ветром


Растения цветут очень рано, до того как распустятся листья или одновременно с их распусканием. Это увеличивает ве­роятность попадания пыльцы на пестики;

околоцветник этих цветков слабо развит или вообще от­сутствует;

цветки мелкие, часто бывают собраны в большие соцветия;

образуется огромное количество пыльцы, так как это уве­личивает вероятность попадания ее на пестики;

пыльца мелкая, сухая, легкая;

ветроопыляемые растения растут большими группами.

Какие ветроопыляемые растения вы можете назвать? (От­веты учащихся.)

Ветроопыляемыми являются многие деревья: ольха, осина, береза, дуб, орешник. А также такие травы, как тимофеевка, рожь, кукуруза, пырей, осоки.

Кто еще может быть опылителем? (Ответы учащихся.)

В тропиках встречаются цветки, опыляемые птицами, напри­мер колибри и нектарницами. Эти цветки обычно не пахнут, так как у птиц обоняние развито слабо, но имеют яркие околоцветни­ки. Нектар у этих цветков водянистый, зато выделяется его очень много, что и привлекает птиц-опылителей.

Кроме птиц и насекомых, в опылении растений могут участ­вовать также и млекопитающие, например летучие мыши.

У некоторых водных и околоводных растений, таких, как эло­дея, роголистник, взморник, перенос пыльцы осуществляется при помощи воды.

Для повышения урожайности некоторых растений или вы­ведения новых сортов человек сознательно переносит пыльцу с тычинок одних цветков на рыльца пестиков других цветков. Опыление, которое происходит при участии человека, называют искусственным. Обычно его производят сухой мягкой кисточкой, при помощи которой снимают пыльцу с тычинок одних цветков и наносят на рыльца пестиков других

У некоторых растений, во избежание самоопыления, уче­ным приходится аккуратно вскрывать нераспустившийся цветок и удалять из него тычинки.



При выведении новых сортов, чтобы не занести на опыляемые цветки посторонней пыльцы, на них надевают специальные мешочки. При помощи искусственного опыления было выведено множество ценных сортов сельскохо­зяйственных и декоративных растений.

Закрепление знаний и умений

1.Прочитать параграф, знать основные термины.

2.Решить биологическую задачу.

Известно, что если в период цветения яблонь стоит холодная и дождливая погода, то урожай яблок будет крайне низким или его мо­жет не быть вообще. Объясните причину этого явления. Что необходимо предпринять, чтобы обеспечить урожай яблок при условии, что в период цветения погода остается неблагоприятной.

Творческое задание. Клевер является ценным кормовым расте­нием. После того как это растение было завезено в Австралию, местные фермеры обратили внимание на то, что при размножении он не дает семян. Необходимо объяснить, почему не образуют­ся семена, каким образом размножается клевер при отсутствии семян и что необходимо предпринять, чтобы у растения начали созревать семена.

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Найти в дополнительной литературе сведения о том, какими необычными способами может осуществляться опыление расте­ний. Подготовить небольшой доклад на эту тему.

Рассмотрев строение цветка, доказать, что он является ви­доизмененным побегом.

Биология 6 Типы опыления у растений

Опыление растений

Как пчелы опыляют цветы

Опыление растений ветром

Опыление растений насекомыми1

Опыление растений птицами

Искусственное опыление винограда - Часть 1

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Опыление растений — этап полового размножения семенных растений, процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика (у покрытосеменных) или на семяпочку (у голосеменных).

При этом тычинки — мужские органы, а пестик (семяпочка) — женский, и из него при удачном оплодотворении может развиться семя.

Типы опыления

Имеется два основных типа опыления: самоопыление, или идиога́мия (когда растение опыляется собственной пыльцой) и перекрёстное опыление , или ксенога́мия.

Перекрёстному опылению способствует разделение полов в цветке и распределение обоеполых и однополых цветков между растениями в популяции: однодомные и двудомные.

Перекрёстное опыление требует участия посредника, который бы доставил пыльцевые зёрна от тычинки к рыльцу пестика; в зависимости от этого различают следующие типы опыления:

Шмель, перепачканный в пыльце, на цветке крокуса

Опыление некоторых растений из семейства Рдестовые иногда осуществляется с помощью улиток.

Животные, которые осуществляют опыление, называются опылителями.

  • Абиотическое опыление
    • Анемофилия — опыление с помощью ветра, очень распространено у злаков, большинства хвойных и многих лиственных деревьев.
    • Гидрофилия — опыление при помощи воды, распространено у водных растений.

    Около 80,4 % всех видов растений имеют биотический тип опыления, 19,6 % опыляются при помощи ветра.

    Гейтоногамия — соседственное опыление, одна из форм самоопыления, опыление рыльца пестика одного цветка пыльцой другого цветка того же растения.

    По отношению растений к опылителям

    По отношению растений к имеющемуся спектру опылителей выделяют :

    • эуфилия — способность к опылению широким спектром специализированных опылителей;
    • олигофилия — приспособленность к опылению несколькими родственными таксонами или опылителями одной жизненной формы;
    • монофилия — опыление одним видом насекомых;

    С другой стороны выделяют следующие уровни приспособленности насекомых к опылению тех или иных растений:

    • полилектия — способность посещать широкий спектр растений различных семейств;
    • олиголектия — способность посещать ограниченную группу растений, как правило, представителей одного семейства или растений с одним типом цветка;
    • монолектия — облигатное посещение для питания одного вида или рода растений;

    Некоторые примеры разных типов опыления

    Томаты (факультативное самоопыление) — цветки имеют и пестики, и тычинки. Тычинки срослись так, что в большинстве случаев пестик оплодотворяется собственной пыльцой.

    У облепихи нужно обращать внимание на то, что плоды дают только женские кусты, но если поблизости не будет мужского куста облепихи, то и женское растение не сможет дать плодов. Обычно на 10 женских кустов достаточно одного мужского.

    Кукуруза — однодомное растение с однополыми цветками. Мужские цветки собраны на верхушке в соцветие метёлку, женские — в соцветие початок в пазухах листьев.

    Также однодомными растениями с однополыми цветками являются тыквенные — огурцы, тыква и т. п. У них на одном растении формируются цветки разного типа, хотя внешне и не так сильно отличающиеся. Но мужские цветки после опыления отмирают и опадают. Из женских в случае оплодотворения образуются плоды.

    Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

    Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

    Выберите документ из архива для просмотра:

    Выбранный для просмотра документ Опыление. Значение опыления..docx

    Опыление. Значение опыления

    Цель урока: создать условия для открытия учащимися знаний о процессах опыления цветковых растений, его способах и биологическом значении, приспособлениях цветков к различным способам опыления

    Задачи урока :

    Образовательные : познакомить учащихся с биологической сущностью опыления, различными способами опыления и приспособлениями цветковых растений к тому или иному типу опыления, формировать понимание значения опыления для цветковых растений, показать взаимосвязи организмов в природе

    Развивающие : развивать умение сравнивать, анализировать информацию, обобщать, наблюдать и делать выводы, развить коммуникативные качества, развивать навыки работы с учебником, таблицами, формирование навыков самостоятельной работы;

    Определить практическое значение искусственного опыления и его применение в сельском хозяйстве

    Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса, эстетическому воспитанию, прививать любовь и бережное отношению к дикой природе, способствовать эстетическому воспитанию детей.

    Планируемые результаты обучения

    Учащиеся должны знать:

    - что опыление - обязательное условие для оплодотворения;

    - что опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика;

    - отличие перекрестного опыления от самоопыления;

    - особенности перекрестного опыления;

    - признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений;

    - значение искусственного опыления в сельскохозяйственной практике;

    - значение терминов опыление, перекрестноопыляемые растения, насекомоопыляемые растения, ветроопыляемые растения, искусственное опыление.

    Учащиеся должны уметь:

    - различать насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения.

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Технология : технология проблемного обучения с элементами технологии развития критического мышления.

    Основные понятия : опыление, самоопыление, перекрестное опыление.

    Методы обучения: частично-поисковый; проблемного обучения; индивидуально-групповое обучение; самостоятельная работа с источниками информации и анализ новой информации; метод информационных технологий – презентация; уровневая дифференциация – разноуровневое домашнее задание.

    Какой орган растения мы изучаем? (слайд 3)

    Они прекраснее всего

    Что нам даёт природа на Земле.

    Но дар её бесценный,

    Для всех искусств цветок –

    Образчик неизменный.

    - Каково же строение цветка? Давайте назовём части цветка. (Слайд 4)

    - Какое из представленных растений имеет простой околоцветник, а какое двойной? (Слайд 5)

    - Для чего нужен околоцветник?

    - Назовите главные части цветка? (Слайд 6)

    - Какое значение они имеют?

    - Какое строение имеют тычинки? Пестик? (Слайд 7-8)

    - Как называют цветок, имеющий и тычинки и пестик? (Слайд 9)

    - Как называют цветок, имеющий только тычинки или только пестик? (Слайд 10)

    - Какие растения называются однодомными? Приведите пример. (Слайд 11)

    - Какие растения называются двудомными? Приведите пример. (Слайд 12)

    - Почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные как правило, расположены по одному? (Слайд 13)

    - Как называют группы цветков, расположенных в определённом порядке? (Слайд 14)

    - Какие соцветия вам известны? (Слайд 15)

    - Чем различаются соцветия кисть и метёлка?

    - В чём заключается биологическое значение соцветий? (Слайд 16)

    - Как называется соцветие у черёмухи, ландыша, капусты? (Слайд 17)

    - Как называется соцветие, в котором цветоножки выходят из вершины оси соцветия? (Слайд 18)

    ( Зелёные зубцы - чашечка;

    Белые стены – лепестки венчика;

    Пушистые подушечки – тычинки с пыльниками, которые ждут пчёл.) (Слайд 20)

    - Для чего они ждут пчёл? (для опыления.) (Слайд 21)

    - Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке? (что такое опыление, как оно происходит, какое значение оно имеет для растений)

    Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика . (Слайд 22)

    - Как вы думаете кто или что может перенести пыльцу? (насекомые, ветер, вода…) Значит, сегодня мы должны ещё рассмотреть виды опыления и выяснить особенности насекоопыляемых и ветроопыляемых растений. Ц ветковые растения в процессе длительной эволюции выработали различные приспособления для эффективного опыления. Существует несколько видов опыления: (Слайд 23)

    - Что такое самоопыление? Приведите примеры растений.

    - Что такое самоопыление? Для каких растений оно характерно?

    Для ответа на вопрос рассмотрите схему на слайде, прочитайте учебник с.107 про самоопыление. (Слайд 24

    ( Самоопыление – это когда пыльца из тычинок попадает на рыльце того же самого цветка. Самоопыление происходит у растений, в цветках которых есть и тычинки и пестики, обычно в закрытых бутонах , например, пшеница, горох, рис, ячмень .)

    Чаще всего в природе встречается перекрёстное опыление .

    - Что же такое перекрёстное опыление? Кто или что переносит пыльцу с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка? (Насекомые, птицы, ветер, вода)

    Приведите примеры растений. (слайд 25)

    Рассмотрите схему на слайде, прочитайте учебник с.107

    (Перекрёстное опыление происходит между цветками разных экземпляров. Растений одного вида. Пыльца с одного цветка должна попасть на рыльце пестика другого цветка.

    Перекрёстное опыление характерно для клевера, яблони, вишни )

    - Как вы думаете, при каком опылении потомство будет очень похоже на родителей, а при каком – нет? Почему?

    ( При самоопылении потомство будет очень похоже на родительское растение, т. К. опыление происходит при участии одного цветка, а при перекрёстном опылении будет несколько отличаться от родительского, т.к. имеют наследственные признаки двух родителей .)

    - При каком способе опыления молодые растения получают лучшую выживаемость в изменённых условиях обитания. Почему? ( при перекрёстном, так как соединяются признаки двух родителей и потомство получает новые свойства. при перекрёстном опылении новый организм объединяет в себе признаки отцовского и материнского организмов и будет более приспособлен к меняющимся условиям среды, чем организм, сформировавшийся при самоопылении. )

    Послушайте биологическую задачу: (слайд 26)

    Учёные провели эксперимент:

    Цветки гороха и яблони, когда они находились в фазе бутона, накрыли марлевыми мешочками. После цветения у гороха образовались плоды, а у яблони нет. Почему? Какой тип опыления характерен для гороха, а какой для яблони? (Горох опылился своей пыльцой внутри бутона, а яблоне нужна чужая пыльца, её переносят насекомые. Для гороха характерно самоопыление, а для яблони перекрёстное опыление)

    Мы познакомились с самоопылением, перекрёстным опылением. О братите внимание на схему, назовите отличительные черты каждого вида опыления .

    А теперь, познакомимся с особенностями строения цветов ветроопыляемых растений. Прочитайте учебник с.107 о ветроопыляемых растениях, выберите признаки цветов ветроопыляемых растений, перечислите признаки, приведите примеры растений. (слайд 27-28)

    Далее познакомимся с особенностями строения цветов насекомоопыляемых растений. Прочитайте учебник с.108 о насекомоопыляемых растениях, выберите признаки цветов насекомоопыляемых растений, перечислите признаки, приведите примеры растений (слайд 29-30)

    Заполняем таблицу вместе.

    Вопросов нет, все заполнили таблицу?

    Ребята, давайте разделимся на 2 группы.

    Каждой группе я даю набор растений. 1 группа среди предложенных растений выбирает ветроопыляемые и объясняет свой выбор. ( Неяркий околоцветник, цветки мелкие )

    2 группа выбирает насекомоопыляемые растения и объясняет свой выбор. ( Крупные цветки с ярким околоцветником)

    Кроме естественного опыления выделяют ещё искусственное опыление, его проводит человек. Определите по схеме с каким типом опыления оно сходно. Как вы думаете, для чего его проводят? ( Искусственное опыление используется человеком для выведения новых сортов, для повышения урожайности растений!) (слайд 33)

    Внимание на экран!

    Задание 1 .Вскоре после открытия Новой Зеландии и Австралии туда прибыли первые поселенцы из Европы. Они возделывали там поля и посеяли клевер, которого раньше на этих землях не было.

    Клевер пышно разрастался на плодородной почве, но семян не давал, и, следовательно, не размножался. Каждый раз для посева приходилось привозить новые семена из Англии. Почему? (обсуждение проблемы, выдвижение гипотез).

    Причиной бесплодия клевера оказалось отсутствие шмелей, опыляющих это растение. Только после того, как в Австралию и Новую Зеландию были завезены из Англии шмели, клевер стал давать богатые урожаи семян.) (слайд 34)

    Задание 2. Учёные давно обратили внимание на такую закономерность: весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветами, а летом – с белыми и жёлтыми. Как это можно объяснить?( слайд 35)

    Задание 4. Почему безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы не повлияет? ( рожь – ветроопыляемое растение, а пшеница – самоопыляемое) (слайд 37)

    Задание 5 . Хозяйка оборвала весь пустоцвет с огурцов, считая. Что от этих цветков нет никакой пользы. Правильно ли она поступила? ( Нет у огурцов - раздельнополые цветки, не будет опыления.) (слайд 38)

    Задание 6 . Цветки многих растений закрываются в дождливую погоду. Какое значение имеет это приспособление? ( В дождь насекомые-опылители не летают. Защита пыльцы от воды.) ( слайд 39)

    Задание 7 . Цветки растений ночной красавицы и душистого табака раскрываются с наступлением темноты. Какие приспособления к опылению они имеют? ( Аромат. Светлая окраска венчика привлекает внимание ночных насекомых) (слайд 40)

    Задание 8 . Какое растение лишнее ? (слайд 41-42)

    Рефлексия. (слайд 43)

    Давайте вспомним тему урока.

    - Какие цели вы ставили перед собой?

    -Какие цели реализованы и что этому способствовало?

    - Какие цели не реализованы?

    - Какие открытия сделали для себя?

    - Какая информация оказалась полезной?

    Мы справились с задачей урока, разобрали виды опыления цветковых растений. Каково же значение цветка? Что образуется на месте цветка? (цветок нужен для размножения, на месте цветка образуются плоды.) А вот как происходит чудесное превращение цветка в плод, как образуются семена, мы разберём на следующем уроке.

    Найдите ошибки.(слайд 44)

    Выполнение теста (верное – неверное утверждение)

    Оцените свои знания (лист самооценки)

    На ваших столах есть тест, решив который вы можете оценить свои знания по этой теме. Приложение 2,3

    1). Перекрёстное опыление происходит между цветками разных экземпляров растений одного вида.

    2). Ветроопыляемые растения имеют мелкие цветки с яркой окраской и ароматом.

    3). Ветроопыляемые растения цветут до распускания листьев.
    4). Насекомоопыляемые растения имеют в цветке невзрачный венчик.
    5). Самоопыление – опыление цветка собственной пыльцой.
    6). Искусственное опыление способствует снижению урожая культурных растений.
    7).Ольха – насекомоопыляемое растение.
    8)Яблоня – ветроопыляемое растение.

    9). Горох – самоопыляемое растение.
    10). Клевер могут опылять разные насекомые.

    А теперь обменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте работы и оцените друг друга за знания по теме опыление.

    Д. З. (слайд 45)

    Народная мудрость гласит: «Нет сада без пасеки, а плодов – без пчёл. Каков её биологический смысл?

    Сравнение насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

    Приложение 2

    Приложение 3

    Тест. Правильные утверждения отметьте знаком + , неправильные – знаком «–«

    1). Перекрёстное опыление происходит между цветками разных экземпляров растений одного вида.

    2). Ветроопыляемые растения имеют мелкие цветки с яркой окраской и ароматом.

    3). Ветроопыляемые растения цветут до распускания листьев.
    4). Насекомоопыляемые растения имеют в цветке невзрачный венчик.
    5). Самоопыление – опыление цветка собственной пыльцой.
    6). Искусственное опыление способствует снижению урожая культурных растений.
    7).Ольха – насекомоопыляемое растение.
    8)Яблоня – ветроопыляемое растение.

    9). Горох – самоопыляемое растение.
    10). Клевер могут опылять разные насекомые.

    опылителей они являются биотическими агентами, ответственными за половое размножение растений, которые нуждаются в них для транспорта и обмена пыльцы между их мужскими и женскими цветочными структурами. Большинство растений покрытосеменных растений для опыления зависят от позвоночных или беспозвоночных животных..

    Растения могут опыляться биотическими или абиотическими агентами. Абиотические агенты не устанавливают связи с растением и могут быть ветром или водой. Однако при биотическом опылении второй организм, опылитель, регулярно посещает цветок и устанавливает взаимодействие цветок-опылитель..


    Отношение между цветком и его опылителем является взаимным, так как обычно существует некоторый тип аттрактанта (запах и цвет) или прямое вознаграждение (нектар и пыльца) для опылителя, в то время как цветок использует животное для транспортировки своей пыльцы и размножения..

    Различные типы опылителей провоцируют расхождение в цветочных признаках, среди которых морфология, запах и цвет, размер, награда, фенология и другие. Каждая особенность эффективно выбирается из-за необходимости вознаграждения от определенных групп опылителей..

    Рудольф Якоб Камерриус был первым, кто наблюдал опыление бисексуальных цветов в 1694 году. Однако именно Доббс и Мюллер в 1750 и 1751 годах подробно описали перекрестное опыление и важность животных как насекомых для переноса пыльцы. придумав термин "опылители".

    • 1 Типы и их характеристики
      • 1,1-насекомые
      • 1.2 -Вертебрат

      Типы и их характеристики

      В настоящее время известны четыре типа биотических опылителей: насекомые, птицы, млекопитающие и рептилии..

      -насекомые

      Для насекомых цветы - это структуры, способные удовлетворить большую часть их потребностей в питании, получая большую часть энергии, которая им нужна, из углеводов нектара или пыльцы..

      жуки


      Жуки - это группа насекомых, наименее специализирующаяся на опылении и обычно устанавливающая отношения с цветами в тропических районах. Эти насекомые могут извлекать нектар и пыльцу только из плоских и открытых цветов, поскольку они не имеют специализированных буккальных структур..

      У жуков, питающихся цветами, тела покрыты волосками и чешуей, которые очень полезны для прилипания пыльцевых зерен. Растения рода Магнолия посещают многие жуки.

      Moscas


      Мухи или двукрылые являются более специализированными опылителями, чем жуками: благодаря своим небольшим размерам они достигают внутренней части цветов большинства видов, а поскольку у них есть специальные челюсти, они могут легко питаться нектаром..

      Эти насекомые ответственны за опыление видов растений, которые цветут в неблагоприятных условиях..

      Hymenoptera


      Перепончатокрылые являются одними из самых передовых, специализированных и экономически важных опылителей. В эту группу входят осы, муравьи и пчелы.

      осы


      Осы представляют самые разные жизненные циклы и имеют механизмы опыления, очень похожие на мухи. Они не имеют большой устной специализации, поэтому они могут получить доступ только к самым открытым цветам.

      Осы, как мухи, ищут нектар и пыльцу как часть своего рациона, но они не так специализированы, как пчелы, и распознают только один цвет и запах цветов. Эти насекомые представляют собой сложные сообщества: они приносят пищу своим молодым, которые могут облизывать челюсти после употребления нектара.

      В тропиках были показаны предупреждения, опыляющие виды орхидей, такие как Celosía argentea, однако до сих пор не было найдено видов растений, которые были опылены только осами..

      муравьи


      Муравьи в основном интересуются сахаром цветов, как самих цветов, так и нектаров. Несмотря на это, они настолько малы, что могут входить и выходить из цветов, даже не касаясь пыльников или клейма, кроме того, что их твердые и вощеные тела, кажется, не прилипают к пыльце, чтобы говорить о опылителях.

      Муравьи считаются нектарными ворами, а не опылителями, поэтому растения разработали неисчислимые механизмы, предотвращающие их доступ к цветку..

      Муравьи связаны главным образом с опылением растений в пустынных районах, например, посещение сочных поликарпоновых цветов для слизывания их нектара, с которым они также берут пыльцу..

      пчелы


      Пчелы - группа насекомых, лучше всего подходящих для опыления. Такие животные имеют широкий спектр поведения, от самых простых (таких как паразиты или одиночные пчелы) до самых сложных с высоко структурированными и иерархическими обществами..

      Жизнь пчел ориентирована на их функцию опылителей, доказательством этого являются их функциональные и морфологические характеристики, позволяющие находить и собирать нектар и пыльцу. У них отличное обоняние, которое помогает им различать часто встречающиеся виды цветов..

      Они могут создавать следы аромата на цветке, чтобы указать путь от улья к другим пчелам; Эти марки могут варьироваться от 1 до 20 метров в зависимости от вида.

      Пчелы чувствительны к сезонности, так как большинство из них используют солнце, чтобы сохранить свою ориентацию.

      чешуекрылых


      К чешуекрылым относятся бабочки и бабочки, которых больше отличает поведение, чем морфология. Бабочки имеют дневную привычку, а бабочки - сумеречную или ночную..

      У большинства основных видов есть челюсти, чтобы жевать пыльцу, в то время как у большинства развитых есть только длинная и тонкая всасывающая труба. Большинство бабочек питаются пыльцой, которую цветы извлекают, используя свой щечный или хоботковый аппарат в форме всасывающей трубки..

      Обонятельная привлекательность играет важную роль в цветах, которые опыляют мотыльков, они наполняют воздух тропической ночи потрясающими ароматами, которые могут быть узнаваемы мотыльками..

      Виды, посещаемые этими чешуекрылыми, обычно закрывают свои кнопки в течение дня и открывают ночью, чтобы позволить вход опылителя.

      -позвоночных животных

      Опылители позвоночных имеют большое значение на африканском и американском континентах. Это животные намного крупнее насекомых, обычно теплокровных и с разными потребностями в питании..

      Эти опылители нуждаются в большом количестве веществ, таких как белки, углеводы и жиры с большим количеством калорий, поэтому потребность в питании обычно покрывается другим источником пищи..

      Есть несколько случаев, когда птицы и летучие мыши питаются пыльцой, чтобы полностью покрыть потребность в белке..

      Иволги, колибри и даже тропические дятлы представляют кончик языка высокоспециализированными полосами в коллекции нектара и пыльцы, поэтому можно предположить, что, возможно, эти специализированные структуры и цветочные структуры могли развиваться вместе.

      колибри


      Колибри - главные птицы с характером опылителя. У них маленькие тела и чрезвычайно активный обмен веществ, поэтому они могут совершать многочисленные поездки на обширные цветочные поля, чтобы удовлетворить свои высокие потребности в питании..

      Колибри - территориальные птицы, способные железным способом защищать цветы с высоким содержанием нектара, особенно в период размножения..

      Цветами, которые предпочитают колибри, являются те, которые висят, открывая свои органы свободному пространству и имеют большие резервуары нектара внутри цветка. Примером этих цветов являются цветы рода Heliconia.

      Murciélagos


      Летучие мыши, как и птицы, имеют шероховатую поверхность с большой способностью переносить пыльцу. Эти животные быстро двигаются и преодолевают большие расстояния, когда выходят на корм. Пыльца была обнаружена в фекалиях летучих мышей с растений, находящихся на расстоянии более 30 км..

      Летучие мыши, специализирующиеся на употреблении пыльцы или нектара, имеют огромные глаза, обоняние более важное, чем обычно (септадо), и менее развито устройство сонара.

      У некоторых есть способность плавать или поддерживать полет, потребляя пыльцу из цветов, особенность, похожая на колибри.

      Большинство летучих мышей в Северной и Южной Америке, например, из рода Leptonycteris, покрывают все свои потребности в белке из пыльцы, этого достаточно как по количеству, так и по калорийности.

      важность

      Отношения растений и опылителей являются одним из важнейших классов взаимодействия растений и животных в природе. Растения не могли бы производить семена и размножаться, если бы не опылители, а без растений опылители не могли бы питаться нектаром, так что популяции животных и овощей исчезли бы без этого взаимодействия..

      Биотическое опыление является ключевым элементом биологического разнообразия в большинстве групп растений и даже животных и является важной экосистемной услугой для человека, поскольку большая часть потребления зерновых зависит от биотического опыления культурных сортов..

      Биотическое опыление необходимо для большинства диких растений, которые также обеспечивают пищу и питание для многих других организмов, от которых зависит человек..

      Сокращение популяций опылителей автоматически будет означать резкое сокращение видов растений, размножение которых зависит от этих факторов..

      Пчелы Apis mellifera являются наиболее экономически ценными опылителями для зерновых монокультур во всем мире, что также важно для кофе, фруктов и других семян..

      Читайте также: