Какие травы собирать на ивана купала

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

В ночь Ивана Купалы (с 6 на 7 июля) начинается охота за целебными травами. Как в народе говорят, именно в это время травы и цветы наполняются целебной силой, а также единственный раз в году зацветает папоротник и указывает место, где спрятан клад. В старину верили, что на Ивана Купалу деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шелестом листьев, беседуют друг с другом и животные, и даже травы.

Стараться надо собрать такие целебные травы, как лабазник, иван-чай, чернобыльник, ромашка, тысячелистник, полынь, чабрец, мята. Из этих трав наутро и делаем чайный отвар. Он поможет при заболеваниях печени, нервных расстройствах, гастрите, головных болях. Особых правил при сборе трав нет. По словам известной тюменской травницы Лидии Суриной, сейчас собирают травы вместе с цветком и стеблем – берется все, кроме корня. Корни копают осенью.

Особое внимание обратите на лопух и картофель. Травница Лидия Сурина говорит: "Мало кто знает, что цветки обыкновенной картошки очень целебны – их отвар рекомендуется пить при опухолях. А примочки из отвара лопуха обладают целебными свойствами при кожном заболевании – фурункулезе. Само название этого растения происходит от слова "опухоль".

Собираем травы уже после того, как на них высохнет роса, но успеть надо до 12 часов дня. Кстати, по народным приметам в ночь с 6 на 7 июля магическими свойствами обладает и утренняя роса. Росой полезно умываться. Она омолаживает кожу, а прогулки босиком по росе успокаивают нервную систему и предотвращают стрессы и депрессии.

Травница считает, что именно в ночь на Ивана Купалу, прежде чем сорвать травку, нужно мысленно помолиться и попросить у цветка и Бога разрешение взять растение. Так что на старт, внимание, марш - за целебными травами!

В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купалу. Поэтому знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи и собирали целебные коренья и травы на весь год. Наибольшим вниманием пользовались:


1. Петров-крест — трава, похожая на простой горох без стручков (Крест находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет и от колдунов, и от нечистой силы.)


Петров крест мало кто видел в природе, хотя он вовсе не редкость. Дело в том, что это растение появляется на свет лишь на короткое время весной - всего на несколько недель. К лету вся надземная часть отмирает, и только в почве сохраняются живые корневища - толстые, белые, разветвленные, уходящие в глубину. Корневища примечательны тем, что густо покрыты с поверхности видоиз-мененными листьями, напоминающими маленькие мясистые ковшики.

С лечебной целью используют траву и корни, собранные во время цветения. Это замечательное противоопухолевое средство, которое дает хорошие результаты лечения при сочетании с болиголовом, аконитом (борцом), прострелом, Молочаем Палласа и др. лекарственными препаратами. Петров крест используют при заболеваниях почек, печени (гепатит, цирроз, рак), при отечности, водянке и асците, при гинекологических заболеваниях, для регулирования овуляции яйцеклетки, мышечного тонуса матки и стимуляции оплодотворения яйцеклетки, то есть при бесплодии.


2. Чертогон (сейчас - чертополох, татарник, на фото справа)) — трава с теми же свойствами: ее втыкают в трещину над воротами и калиткой — от колдунов, и под крышами — для изгнания чертей. Чертогон-трава - гонит бесов, порчу, всякие болезни целит и девичью зазнобу унимает.

Чертополох курчавый - Семейство Астровые - Asteraceae или Сложноцветные.

Народные названия: басурманская трава, бодяк красноголовый, волчец, дедовник, драпач, еж, колкий арепейник, колючник, репей колючий, татарник, царь-мурат, чертогон, шишебарник.

В русской народной медицине отвар травы использовали как кровоостанавливающее средство, при нервных расстройствах, при гонорее, отвар соцветий и листьев применяли при золотухе. В народной медицине многих стран Запада и Востока отвар корней используют при лечении неврозов, бессоннице, эпилепсии. В народной медицине Беларуси, а также нанайской народной медицине применяют дым сухой травы для окуривания детей при испуге или в ваннах из травы купают нервных детей; отвар верхушек растения дают пить детям при конвульсиях. При бронхиальной астме рекомендуют курить высушенные измельченные листья чертополоха или дышать дымом от его листьев, положенных на тлеющие угли.

В китайской медицине соцветия применяют при простуде, кашле и ревматизме. В тибетской медицине и народной медицине Забайкалья препараты из соцветий или корней назначают при гастроэнтеритах, поносах, простуде, бронхитах, воспалении легких, а также как рвотное. Свежий сок из листьев растения используется для промывания гнойных ран и язв для их быстрейшего заживления. Для этих целей рекомендуют прикладывать к ранам кашицу из свежей измельченной травы.


Сбор № 1. При почечно-каменной болезни. Полынь обыкновенная (чернобыль, трава) — 10 г, толокнянка (листья) — 15 г, хвощ полевой (трава) — 10 г, морковь (семена) — 15 г, укроп (плоды) — 10 г. 12 г смеси настаивать в протопленной духовке 12 часов в 2 стаканах воды. Кипятить 5 минут, процедить. Принимать по 0,5 стакана 4 раза в день через час после еды.

4. Зяблица — помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно выдержать в молоке. Другие названия: кормовый, дикий (Ярославская область), журавлиный, мышиный и воробьиный горошек, гусинец, гороховник, зяблица или журавлина (Vicia sativa L.)


Вика кормовая - Vicia sativa L - кормовый/дикий/журавлиный/мышиный/воробьиный горошек/ - гусинец/гороховник/зяблица/журавлина - на фото слева.

В надземной части растения содержится до 30% протеина, более 3% жира, до 300 мг% аскорбиновой кислоты, до 15 мг% каротина.

В народной медицине применяют как мягчительное, ранозаживляющее, кровоостанавливающее средство.

Как растение, плоды которого съедобны, было известно издавна. В прошлом в неурожайные годы население Польши, Болгарии, Югославии, Румынии употребляло семена горошка мышиного в пищу. Из зрелых семян мололи муку, которую использовали в качестве добавки в хлебопечении, из этой муки варили каши, похлебки. Семена по вкусу напоминают чечевицу. Перед использованием в пищу их необходимо тщательно промыть и отварить или вымочить в содовом растворе. В Англии отвар растения давали грудным детям как прикорм.

Ивановские травы (иванские травы, купальские травы)

- 3435

Ивановские травы (иванские травы, купальские травы) - свежая растительность - травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор и использование которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы.

По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник, расцветает" (костромск.; АРЭМ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 72). Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу, появлялись бутоны, "цветут в продолжении трех минут, давая по три цветка" (вятск.; Верещагин Гр. 1898. С. 114).

Эти цветы и травы, как считает народ, - волшебные, они могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень сложно, поскольку их охраняет нечистая сила. Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника, который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу. С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику. Наличие у человека арарат-травы также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день Ивана Купалы между заутренней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась еще и в том, что "арарат"-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды двух рек - Оки и Москвы.

В купальскую ночь искали также волшебные траву-неведимку - ее использовали для того, чтобы стать невидимым, - перелет-траву, одолень-траву.

Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с ее помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну оставляли нетронутой до "страшных вечеров" (см. Святки). По поверью, в ней обязательно должны поселиться черти. Чтобы заставить чертей повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну с молитвой и очертить около нее круг "огарком" от первой лучины, зажженной осенью. Черти, живущие в ней, предложат исполнить все пожелания в обмен на обещание оставить их в покое (Макаренко А.А. 1993. С. 64).

В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы обладало чудодейственной силой; по словам сибирских крестьян, в это время "любая травка пользительна быват" (Макаренко А.А. 1993. С.64). Лучшим, но и наиболее опасным, временем для сбора ивановской травы считалась ночь на Ивана Купалу, а точнее - полночь. Как правило, в это время добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только "знающие" люди, к которым относились владеющие магической практикой, т.е. колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся, по народным представлениям, "чистыми", т.к. они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью.

В традиции существовали определенные правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и увеличение их магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течении нескольких дней, а во время сбора снимали нательные крестики. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губ. запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала заготовления трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: "Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву" (вятск.; Верещагин Гр. 1898. С. 115). В Сибири "знающие" крестьяне собранные ночью растения специально клали под "Иванову росу", полагая, что в этом случае их магические свойства увеличатся (Макаренко А.А. 1993. С. 64). С этой же целью травы, в основном лекарственные, носили в церковь для освящения.

Принесенные домой ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое осмыслялось в традиционном мировоззрении как пограничное пространство: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, предлагали крестьянам для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, для использования в любовной магии. Каждый сорт трав употребляли с определенной целью. Так, трава "зяблица" помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы дивий сил и мария-магдалина советовали применять от тоски, богородицкой травой окуривали отелившихся коров.

О свойствах некоторых ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от "знающих" людей, они предпочитали собирать эти травы днем или, лучше, на восходе солнца, "под росу", стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: "Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 254).

Были известны и другие приемы, направленные на сохранение магических свойств ивановских растений. Так, траву чернобыльник, заплетали в плети и клали под "иванову" росу, приговаривая: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 255). Владелец травы, известной под названием "плакун", считавшейся лучшим оберегом от нечисти, должен был прийти в храм, встать у алтаря, реже в алтаре, лицом к востоку, или так, чтобы корень травы, который он держал в руках, был обращен к востоку, и произнести заговор: "Плакун, плакун! Плакал ты долго…". В результате этих действий "слезная" сила чародейского растения направлялась против различных вредоносных проявлений, для защиты своего владельца (Криничная Н.А. 1997. С. 32-33). Из освященного плакуна также изготавливали крест, который привязывали к кресту на гайтане (бисерное украшение) или к шелковому поясу. Считали, что в этом случае он отгоняет от хозяина бесов и нечисть. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы (купальская ночь), три раза с молитвой обходил свой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы "колдунья обожглась и не проникла в дом" (Болонев Ф.Ф. 1975. С. 78).

В любовной магии использовали траву "терлич". Девушкам для привлечения парней советовали положить ее за пазуху и сказать: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!" (Некрылова А.Ф. 1989. С. 255).

Повсеместно в день Аграфены Купальницы и Ивана Купалы в лесах и полях собирали травы и цветы, ломали ветки, которые в течение праздника служили украшением поселений. Как правило, за ними отправлялись девушки, к которым зачастую присоединялись молодки - женщины, вышедшие замуж минувшей зимой. В Псковской губ., собирая растения, девушки и молодки ходили по полю в "рядок" по 5-6 человек, взявшись за руки, и "играли" песни, непременно сопровождавшие сбор трав:
"Пойдем, девки, лугом,
Станем, девки, кругом,
Сорвем по цветочку,
Совьем по веночку,
Куда их денем?
Невестам оденем".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 186. № 235).

В некоторых местах вместе с девушками за травами ходили и парни.

Растения, среди которых наиболее часто встречались Иван-да-Марья и купаленка (желтоголов), приносили в деревню охапками. В храмах, жилищах и дворах, а в ряде мест и около них, травы рассыпали по полу или по земле, клали к окнам и иконам. Девушки из принесенной травы делали букеты, плели венки и вязали веники. В Новгородской губ. существовал обычай составлять букет во время ритуального купания из взятых с собой цветов-смолянок. Букеты, венки и веники также украшали церковные, жилые и хозяйственные помещения внутри, а иногда и снаружи. Некоторым растениям, вносимым в дом, придавали особое значение. Так, тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу - основное, несущее бревно потолка, ивановскую траву богатку. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и било молнией". В целом, украшение освященной, а иногда и не освященной, ивановской травой избы и двора понималось во многих локальных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.

Ритуальная ивановская зелень, а также изготовленные из нее букеты, венки и веники, использовавшиеся для украшения, после праздника обычно засушивали и хранили, используя в дальнейшем приписываемую им магическую силу. Повсеместно бытовало поверье, что эти травы способствуют сохранению и укреплению здоровья. На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.

Ивановские растения считались и лучшим средством от различных неприятностей. Сохраненную травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии. Растение Иван-да-Марья рекомендовали вложить в углы избы; в этом случае, "вор не войдет в дом: брат с сестрой будут говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой" (Макаренко А.А. 1993. С. 65). Жители Архангельской губ. использовали ивановские травы в быту: по их мнению, это было эффективное средство для борьбы с тараканами, блохами и прочими насекомыми. В ряде мест дымом ивановских растений окуривали дом и двор, изгоняя из него нечистую силу.

Венки, свитые из ивановских трав, являлись одним из наиболее популярных девичьих головных уборов купальского праздника, с ними был связан ряд гаданий. Для изготовления головных венков чаще всего использовали цветы и листья Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травки, медвежьего уха, ромашки. Венки, сплетенные из Ивановой головки, так в уральских губерниях называли растение мать-и-мачеху, носили на кладбище.

Вениками в день Ивана Купалы украшали отелившихся коров; они же выполняли защитную функцию: оберегали животных от нечистой силы.

Веники и траву для мытья в банях заготавливали, как правило, отдельно от других ивановских трав. Их делали из березовых веток, сломанных в день Аграфены Купальницы (рубить ветви, или срезать их ножом запрещалось), с прибавлением ивановских цветов. В Вологодской губ. ивановский веник составляли следующим образом: взяв по одной ветке от деревьев разных пород: березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, прибавляли к ним по цветку от разных растений. Процесс изготовления нередко сопровождался припевкой:
"Приехала Купаленка
На семьдесят тележеньках,
Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья, богатства и почести".
(вологодск.; Агапкина Т. 1994. С 112).

Как правило, ивановскими вениками парились в банях "для здоровья". Жители Вологодской губ. верили, что, натирая тело в жарко натопленной бане веником, составленным из разных трав, среди которых непременно должен находиться папоротник, они избавляются от каких бы то ни было болезней на год. Кроме того, с их помощью, как считали молодые люди, можно добиться успеха в любви. Именно с этой целью девушки парились в бани купальскими вениками, и мылись водой, настоянной на ивановских травах, надеясь, что их тело будет "молодиться", кожа и лицо станут чистыми, белыми и красивыми.

В целом, все растения, собранные девушками, способствовали увеличению их привлекательности в глазах противоположного пола. Об этом поется и в одной из купальских песен, сопровождавших это обрядовое действие:
"На цветного Ивана в саду девки гуляли.
В саду девки гуляли, они зелья копали,
Они зелья копали, у тятеньки пытали:
Тата, тата, ранненький, скажи, что эта за зелья?
- Эта зелья-коренья, - дьявольская красота,
Дьявольская красота, мальчишская сухота,
Ссохли-здохли мальчишки, три дня хлеба не ели,
Три дня хлеба не ели, на девушек глядели".
(Песни Псковской земли. 1989. С. 184-185. № 229).

Букеты, венки, веники использовали в гаданиях, подобно троицким венкам. Их спускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем: если утонет - к беде, поплывет - к счастью. Веники, по выходу из бани, кидали через плечо или на крышу бани; затем смотрели: куда веник комлем повернет - туда и замуж выйдешь. Такие же действия совершали и при гадании на смерть; в том случае если веник падал вершиной к погосту, считалось, что гадающая умрет. Букеты трав, составленные на каждого члена семьи, подвешивали вечером накануне Ивана Купала к матице. Утром смотрели: завявший букет сулил неприятности, а свежий - счастье. В Псковской губ. заготовленные заранее венки вручали самой красивой девушке - "купале". Предварительно ее раздевали до нага, окутывали зеленью с головы до ног, и вели с завязанными глазами в лес. В лесу вокруг "купалы" водили хороводы, пели песни. В завершении она раздавала заветные венки подругам, по которым они судили о своей судьбе: свежий венок сулил богатую веселую жизнь, завявший и сухой - бедность, несчастную судьбу и смерть (АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1.).

Традиционно в ночь на Ивана Купалу девушки и молодые женщины специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о своем женихе необходимо было сорвать в полночь 12 или 24 вида трав. Среди них чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда. Собранные растения гадающая девушка несла домой, стараясь избегать встреч с кем-либо и не разговаривая. Этой же ночью она клала их под подушку, рассыпав или предварительно связав в букет, в платок с кольцом (тобольск.), или вплетала в косу (нижегородск.), приговаривая: "Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!". В Костромской губ. девушки клали под подушку только подорожник и обращались к нему: "Трипутник-путник, живешь при дворе, видишь малого и старого, скажи моего суженного!" (Традиционные обряды и обрядовый фольклор Поволжья. 1985. № 385). С помощью трав можно было узнать, выйдет ли девушка в текущем году замуж или нет. Для этого следовало нарвать в полночь букет трав, положить его на ночь под подушку, а утром сосчитать сколько видов трав оказалось в букете. Если их было двенадцать, то говорили, что гадающая девушка обязательно выйдет замуж в течение последующего года.

Используя ивановскую зелень и цветы, девушки гадали о своей судьбе, судьбе близких, благосостоянии семьи, будущем урожае. Цветы, называвшиеся богаткой засовывали за матицу, загадав на каждого члена семьи. На утро замечали: чей цветок распуститься - тот будет счастлив (если цветок принадлежал девушке - она выйдет замуж), если чей-то цветок завял - того ждут несчастья. Совершая ритуальное омовение в день Ивана Купалы, девушки входили в воду с цветами Иван-да-Марья и отпускали их: если цветок тонул, это предвещало смерть его обладательницы (петербургск..).

Зимина Татьяна Александровна

Похожие:

Сказания о добрых и злых растениях пришли к нам из седой старины. Сколько о них сложено легенд, песен и рассказов! Добрые травы ласково называли.

Для профилактики заболеваний печени и желчнокаменной болезни рекомендуется пить такие чаи: Смешать 2 ст.л. корня ревеня, 3 ст.л. корзинок.

Шалфей:Отличным стимулятором половой функции как мужчин, так и женщин, в том числе и стимулятором яичников является витамин Е. Витамином Е богаты.

Природа наградила нас чудесными травами, способными очистить организм. Многие лекарственные травы обладают несколькими очистительными свойствами.

В апреле наступает пора собирать первые травы, почки, цветы, листья, кору деревьев. Каждый травник знает, что апрельские травы обладают особой силой и.

Новые статьи

ТИС — дерево, используемое в качестве универсального апотропея в магии южных и западных славян . Согласно поверью, известному в Сербии, тис — это.

Это хвойное вечнозеленое дерево относится к семейству сосновых, насчитывает около 40 видов и растет преимущественно в горах, реже на равнинах.

Спартанская красота легендарного растения – в чувственных сиреневых цветах, защищённых кольчугой острых зелёных шипов. Таков он, чертополох – он же.

ЛЕЩИНА (лесной орех)— кустарник, плоды, ветки и древесина которого широко используются в продуцирующих целях. Венки из лещины клали на сосуд, в.

Последние статьи

Папоротник (купоротник, кочедыжник, скатерник-кочедыжник) - растение, которое по народному поверью, расцветает один раз в году в ночь на Ивана.

Крыжовник - одна из самых вкусных летних ягод, содержащих в себе необходимые для нас элементы. Мало кто знает, но крыжовник обладает многими.

Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих


Праздник Солнцеворота — Иван Купала, праздник самого длинного дня и самой короткой ночи. Это был праздник лета и зеленых трав. Славяне опоясывались зеленой растительностью (цветочными перевязями, травами), надевали на голову травяные и цветочные веночки, кружились в хороводах и распевали песни. Было принято разводить костер, в середине которого крепить шест с пылающим колесом - символом Солнца.

Когда на Руси было принято христианство, то этот праздник приурочили ко дню рождения человека, крестившего Иисуса на реке Иордан, Иоанна Предтечи, который родился 7 июля. С тех пор праздник Ивана Купалы и Иоанна Крестителя были объединены как связанные с водой. Дата празднования больше не совпадает с астрономическим солнцестоянием, то есть не колеблется. Именно поэтому сегодня каждый школьник знает, какого числа праздник Ивана Купала.

В самую короткую летнюю ночь накануне этого праздника проводятся обряды, связанные с огнем, с травами и, конечно же, с водой. Бытует мнение, что праздник Ивана Купалы является и праздником всех ведьм! Именно поэтому в купальскую ночь не рекомендуется спать, поскольку вся нечисть (ведьмы, русалки, лешие, водяные) оживают. От Карпат и до севера Руси праздновался этот таинственный, мистический и довольно разгульный праздник! До сих пор считается, что в загадочную купальскую ночь деревья оживают и перемещаются с места на место, разговаривая друг с другом шелестом своих листьев. Травы в эту ночь наполняются особенной, колдовской силой!

Конечно же, самым главным растением магической ночи накануне Ивана Купалы считался знаменитый папоротник — Перунов огнецвет, жар-цвет, купирод или чертова борода, как называли его в народе. Он внушал людям, с одной стороны, восторг своей неслыханной магической силой, с другой — суеверный страх перед всем неизведанным и опасным. А папоротник, действительно, слыл опасным, загадочным и непостижимым явлением природы, особенно когда зацветал в ночь летнего солнцеворота.

перунов цвет.jpg

кувшинка белая.jpg

Конечно, все наслышаны про одолень-траву, но мало кто связывает название этой волшебной травки с обыкновенной белой кувшинкой. Мать Сыра Земля с живой водой тот цветок породили – оттого есть мощь у него против нечистой силы в водах и в полях, и на земле вообще, оттого равна у него сила на водяницу (водяную нечисть) и на поляницу (полевую).

одолень.jpg

В старину рекомендовалось рвать цветки кувшинки с ласковыми словами, заткнув уши. Ни в коем случае не дозволялось срезать их, так как при этом якобы стебель кувшинки истекает кровью, а тот, кто это сделает, будет видеть тяжёлые, кошмарные сны. С корневищем кувшинки в руках пастухи обходили поле, чтобы при пастьбе предохранить скот от пропажи, а отвар его, говорят, возжигал пламя ответной любви.

Было и другое название у неё — русалочий цветок. Поскольку с закатом бутоны кувшинки, которая очень любит солнце, закрываются и опускаются в воду, а наутро появляются, но лишь при ясной погоде, возникло поверье, что ночью они превращаются в прекрасных русалок, а на свету — опять в цветы.

чабрец.jpg

Верили, что если носить при себе веточку чабреца, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительностью, упорством и храбростью, принесет победу во всех начинаниях. В дом будет приходить добро гораздо чаще, если перед ним растет чабрец.

плакун.jpg

Рыбаки окуривали дербенником сети для богатого улова (его дубильные свойства предотвращают гниение сетей) В наши дни дербенник широко используется и в народной, и в официальной медицине для лечения желудочно-кишечных, эндокринных заболеваний, ран и даже эпилепсии. Кроме того, это растение — замечательный медонос.

полынь.jpg

Особым почетом на купальскую ночь окружен был чернобыльник (полынь обыкновенная) Народ дал ей выразительные названия: нехворощь, глистник, горечь, дикий перец, вдовья трава, божье дерево, трава Святого Иоанна, чернобыльник, абсент, вермут, белые венички, емшан (или евшан) и др. О некоторых из народных названий полыни хочется рассказать подробнее.

В средние века полынь обыкновенная ассоциировалась с Иоанном Крестителем потому, что она начинает цвести в конце июня (Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю - 24 июня). И еще - по преданию, он носил пояс, свитый из ее стеблей, когда жил в пустыне.Накануне же Иванова дня люди делали из полыни венки и надевали их на головы в надежде, что в течение года не будут болеть голова и глаза. А еще верили, что такого же эффекта можно добиться, если посмотреть сквозь пучок полыни на пламя Купальского костра. Сокровенный венок (тот, который украшал всю ночь у костра чучело Купалы) вешали в доме над дверью, чтобы ссоры и несчастья обходили его стороной. Очень плохой приметой считалось, если такой венок падал или разрывался - это указывало на то, что на семью наслано злое колдовство. Еще полынь считалась приворотным зельем. Стоило только во время игр хлестнуть полынью избранника, и он уже на других не обращал внимания.

Полынь является особой травкой на Купалу, так как именно с её помощью отпугивают русалок, которые, как известно, особенно активны в это время. Полынь развешивают в домах и вокруг домов, а также добавляют в костры. Русалки и злые духи просто на дух не переносят вида, вкуса и запаха этой травки, потому дым и курения от чернобыльника помогают очистить жилище и пространство, где находятся люди, к примеру, купальские поляны, где собирается народ для празднования. Чернобыльник растёт очень медленно, так что если собираете траву — старайтесь не вырывать её вместе с корнем. Полынь рвут на Купалу (также на убывающей луне) и хранят в хорошо проветриваемых помещениях. Хорошо если в доме будет висеть пучок полыни — он будет отпугивать колдовские чары и злых духов (а еще и блох). … и конечно же, крапива.

крапива обн.jpg

Мудрые люди говорят, что человек, который хоть малый кусочек крапивы на себе носит, здоров будет да всякая хворь его стороной обойдет. Защищает крапива и от навий, да от злых чар, особенно если листик крапивы прикасается к телу.

Крапивная ниточка или браслет на правой руке помогут вылечить болезни желудка и дыхания. На правой руке стоит носить крапиву и тем, кто хочет зачать и родить здорового ребенка. Кроме того, крапива на правой руке будет обладать успокаивающим действием.

Предания разных народов повествуют о многочисленных травах-оберегах: тирлич-трава, арарат-трава, разрыв-трава, одолень-трава, скакун-трава. Существуют ли они на самом деле?

травы.jpg

Вера в магическую силу трав существовала испокон веков и продолжает жить в сердцах людей по сию пору — на эту тему написано несметное количество книг, всевозможных травников и энциклопедий, на основе трав создано большое количество лекарств и биологически активных добавок, целые косметические линии и отдельные парфюмерные средства.

По старинным рецептам травников создаются настойки и бальзамы, травяные чаи и оздоровляющие напитки. И особое место в этом царстве полезных растений, безусловно, занимают купальские (ивановские) травы.

Другая часть ритуалов — благодарственные. Собираясь срывать растения, следовало непременно обратиться к Матери-Земле — испросить разрешения воспользоваться ее щедрыми дарами и поблагодарить за все, чем она одарила. Современному человеку все это может показаться просто любопытными сказками, забавными легендами…

Но, тем не менее в XX веке научными исследованиями было доказано, что растения реагируют на прикосновение, звук и даже на эмоции. Каждое из них обладает уникальной энергетикой, способной взаимодействовать с человеческой, усиливая и изменяя ее. Поэтому не стоит безоглядно отметать старые традиции и устои, возможно, люди эмпирическим путем гораздо раньше нас пришли к тому, что наукой было обнаружено только спустя века.

сборщики.jpg

Читайте также: