Какие садовые дома не подлежат регистрации

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Коротко о главном.

Строения до 50 м 2 не облагаются налогом.

Садовые/дачные домики площадью до 50 м 2 регистрировать не нужно.

В список также входят навесы, колодцы, хозблоки, беседки, бытовки, небольшие бани.

О чем закон?
Всех дачников в России разделили на 2 типа: садоводы и огородники.
Все участки разделили на садовые и огородные.
Обычные населенные пункты под закон не попадают!
Суть:
№1 - собирать налог с тех дачников, у которых постройки более 50 м 2 по площади.
№2 - при правильном оформлении собственности + при выполнении определенных условий для проживания в доме можно будет прописаться.

На садовых участках: можно строить капитальные и жилые дома.
На огородных участках: можно возводить только некапитальные постройки.

Некапитальные постройки:
- не имеют основательного фундамента;
- теоретически можно разобрать или перевезти;
- нельзя зарегистрировать право собственности;
- строения с фундаментом площадью до 50 м 2 .

Капитальные постройки:
- имеют основательный фундамент;
- должны соответствовать СНиПам при размещении на участке;
- можно регистрировать (при этом придется платить налог);
- можно прописаться.

Что это означает?

Вы можете смело строить садовые домики, хозблоки или беседки!

Площадь до 50 м 2 ! И никакого налогообложения и регистрации.

Пример: вот этот домик 6х6 площадью 36 м 2 можно смело строить безо всяких разрешений.

Садовый домик 6 на 6 метров. Для дачи.

Как выявляются нарушения и самострои?
1. Аэрофотосъемка.
2. Специальные проверяющие комиссии.

Льготы.
1. Налог на 1 дом могут не платить пенсионеры и другие льготные категории населения.
2. Налоговый вычет - 50 м 2 . Если у вас дом 100 м 2 , то вы должны оплачивать налог только за 100-50=50 м 2 .

Главная налоговая льгота:
Налог не взимается с физических лиц, имеющих хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества.

Напомним, что до 1 марта 2021 г. садовые и жилые дома на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства и дачного строительства, можно регистрировать на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (ч. 12 ст. 70 ФЗ-218). При этом наличие уведомления о планируемом строительстве или реконструкции дома, а также уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта не требуется.

Однако ситуация может в корне поменяться благодаря инструктивному письму Минэкономразвития №26559-ВА/Д23и от 13.08.2019 (далее - Письму), адресованному высшим органам государственной власти субъектов РФ, Росреестру, ФГБУ "ФКП Росреестра" и др.

Минэкономразвития обращает внимание в Письме, что отказывать в регистрации права по причине наличия в ЕГРН ограничений на строительство на земельном участке можно, если такие ограничения были установлены на момент начала строительства, как это предусматривается п.1 ст. 222 "Самовольная постройка" ГК РФ.

В Письме также поручается территориальным органам Росреестра провести анализ приостановок кадастрового учета и регистрации прав на садовые и жилые дома на упомянутых земельных участках на предмет возможности возобновления учетно-регистрационных действий в связи с принятием закона 267-ФЗ (последнего варианта "дачной амнистии").

Письмо напоминает кадастровым инженерам об ответственности за внесение заведомо недостоверных сведений в технический план (п. 4 ст. 14.35 КОАП РФ, ст. 170.2 УК РФ). Полагаем, что речь про даты возведения домов, как будто бы кадастровый инженер в состоянии их проверять.

Сделаем некоторые выводы.

1. Миллионам людей предоставлен шанс до 1 марта 2021 года зарегистрировать жилые и садовые дома на садовых земельных участках, практически не принимая во внимание ограничения по ЗОУИТ. Почему именно так? Во-первых, потому, что затруднительно определить момент начала строительства дома. Ведь одна закрученная свая или выравнивание грунта - уже "начало строительства"? Во-вторых, большинству ЗОУИТ в ГКН всего несколько лет, а львиная доля домов в ЗОУИТ уже десятки лет как построены. В-третьих, "не проверять" - это не проверять. Денег у властей на компенсации собственникам участков из-за невозможности строиться на них - нет, поэтому самое правильное - всем "простить". В конце концов, все участки выделены администрациями, и никто бы их не брал, если бы знал заранее, что наступит зоуит, при котором единственным видом разрешенного использование станет выращивание трав.

2. Будут ли подходы Минэкономразвития, изложенные в Письме, реализовываться без дополнительных условий? Трудно сказать. Но даже если и с дополнительными условиями, все равно - это свет в окошке. Лучше так, чем никак.

3. По нашему мнению, срок как бы упрощенной регистрации домов в ЗОУИТ до 1 марта 2021 года может стать конечным. Например потому, что бесконечная упрощенная регистрация (напишем без кавычек) - это бесконечные возможные злоупотребления со стороны владельцев домов, которым затруднительно удерживаться от соблазна новые дома выдавать за построеные при царе Горохе.

5. Как было упомянуто выше, дата начала строительства садового или жилого дома на садовом земельном участке в соответствии с указаниями Письма является ключевой для неучета при регистрации прав ограничений по ЗОУИТ. Однако ни в декларации об объекте недвижимого имущества, ни в техническом плане эта дата не указывается. Поэтому, чтобы государственный регистратор принимал решение на основе поданных заявителем сведений, заявителю придется привирать и указывать в декларации дату завершения строительства - более раннюю, чем дата внесения ЗОУИТ в ЕГРН. Чтобы не порождать ненужную ложь, целесообразно предусмотреть в декларации об объекте недвижимого имущества графу с датой начала строительства дома, заполняемую при необходимости.

6. Поскольку строительство дома может длиться годами, а в ЕГРН в настоящее время внесено только около половины ЗОУИТ, сегодня застройщикам целесообразно позаботиться о приемлемых в соответствии с ГПК РФ доказательствах фактической даты начала строительства.

7. Как нам кажется, владельцы домов на садовых участках в ЗОУИТ находятся в неведении об открывшихся возможностях легализации их строений, и заинтересованы в получении информации из первых рук - от Росреестра и пр.

ЛПХ в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (пункт 2 статьи 4).

Таким образом, постройки, которые можно возводить на земельном участке под ЛПХ в границах населенного пункта, определяются местным градостроительным регламентом и правилами застройки и землепользования. Как правило, это: жилой дом; хозяйственные (подсобные, бытовые) помещения; некапитальные строения.

Упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества позволяет оформить права на: земельные участки, которые предоставлены гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительств; объекты недвижимости, построенные на таких земельных участках - это объекты индивидуального жилищного строительства (жилые дома) и другие объекты недвижимости (хозяйственные постройки, например, бани, сараи). В связи с чем, на земельном участке, выделенном для ведения личного подсобного хозяйства возможно зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости (хозяйственные постройки) в упрощенном порядке.

Для этого в территориальное отделение Росреестра нужно представить следующие документы:

заявление на государственную регистрацию прав;

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества;

технический план строения, который должен быть заказан у кадастрового инженера.

квитанция об оплате государственной пошлины.

Граждане, арендуя земельные участки (ЛПХ), имеют возможность в дальнейшем оформить указанные наделы в собственность.

В соответствии с пунктом 36 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", собственники строений приобретают земельные участки, на которых расположены строения этих собственников, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации для приобретения земельных участков собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из содержания указанного положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявленное в ней право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.

По смыслу указанных норм, возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для возложения на орган местного самоуправления обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка (ЛПХ) является существование спорного земельного участка как объекта земельных отношений.

Из общего смысла вышеприведенных норм земельного законодательства следует, что гражданин, владеющий земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды, вправе приобрести такой участок в собственность на возмездной основе только если земельный участок определен как объект земельных отношений, используется по назначению земельного участка и в собственности на указанном земельном участке находится строение, которое подпадает под характеристики объекта недвижимого имущества.

Неотъемлемым признаком здания, сооружения в соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации как объекта недвижимого имущества является то, что перемещение таких объектов, включая здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, без соразмерного ущерба их назначению невозможно.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей.

Поэтому при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.

Фото: Альберт Гарнелис/ТАСС

Нередко дачные или садовые дома юридически не являются жилыми. На дачный отдых этот факт никак не влияет. Но если собственник захочет прописаться в таком доме, то для этого потребуется перевести его из садового в жилой.

Вместе с экспертами Федеральной кадастровой палаты и юристами рассказываем, как это сделать и в чем плюсы такого перевода.

Садовый дом предназначен для временного пребывания человека, его еще можно назвать сезонным. Обычно такие дома расположены на землях сельхозназначения. Как правило, там нет коммуникаций: газа, центрального водопровода и электричества. Дома, которые строились до нулевых годов, были рассчитаны на летний сезон, некоторые с водонапорными башнями и электричеством на чайник, плиту и лампу.

Раньше для перевода садового дома в жилой нужно было в суде доказывать, что это единственное возможное место для проживания, а сам дом снабжен для этого всем необходимым. Процесс перевода был очень сложным, и его решили изменить.

В прошлом году процедуру перевода садовых домов в жилые упростили. Теперь она носит уведомительный характер — необходимо подать заявление в органы местного самоуправления, к которому приложить заключение по обследованию дома.

Фото:Евгений Разумный/Ведомости/ТАСС

Прописка, налоговый вычет и низкие тарифы ЖКХ

Инструкция от Федеральной кадастровой палаты

Перед тем как подать документы на перевод садового дома в жилой, необходимо провести его техническое обследование, подготовив межевой план и кадастровый паспорт. Сделать его может кадастровый инженер, стоимость подобных услуг, по оценкам экспертов, начинается от 20 тыс. руб.

После того как план и паспорт готовы, можно подавать документы на перевод — в местную администрацию или многофункциональный центр (МФЦ).

Этап 1. Сбор пакета документов

Для признания садового домика жилым собственнику необходимо предоставить в уполномоченный орган местного самоуправления или в МФЦ пакет документов:

— заявление о признании садового дома жилым (единой утвержденной формы такого заявления нет). В нем указать кадастровый номер садового дома, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, почтовый адрес заявителя или адрес его электронной почты и способ получения решения муниципалитета об изменении назначения помещения (по электронной почте, лично в МФЦ или местной администрации);

— заключение по обследованию технического состояния объекта, которое подтвердит, что дом надежен и безопасен (с точки зрения наладки внутренних коммуникаций, строительных конструкций, пожарной безопасности, санитарии и гигиены). Документ выдается специалистами-инженерами, выполняющими работы по обследованию объектов недвижимости (ИП или юрлицо). Инженер должен состоять в саморегулируемой организации по инженерным изысканиям;

— нотариальное согласие третьих лиц (если дом обременен правами третьих лиц) на признание садового дома жилым.

Этап 2. Ожидание решения уполномоченного органа местного самоуправления

По результатам рассмотрения заявления и пакета документов уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о признании или об отказе в признании садового дома жилым. Это процесс занимает не более 45 календарных дней со дня подачи заявления.

Этап 3. Внесение изменений в Росреестр

Если уполномоченный орган местного самоуправления принял решение о признании садового дома жилым, он направляет свое решение заявителю и в Росреестр для внесения соответствующих изменений в сведения о садовом доме.

Гражданин также вправе самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением о внесении соответствующих изменений.

Человеку могут отказать в переводе садового дома в жилой. Для этого есть ряд оснований: неполный пакет документов, с заявлением о признании садового дома жилым обратился не собственник объекта. Виды разрешенного использования земельного участка не предусматривают размещения на нем жилого дома. Так, например, земельный участок должен быть для садоводства, а не огородным. На последнем могут размещаться только хозяйственные постройки.

Решение об отказе в признании садового дома жилым выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. При отказе заявитель либо просто представляет дополнительные документы, либо может обжаловать решение в суде.

Читайте также: