Какие растения запрещены на собственной территории организации дошкольного образования

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Дабы гарантировать каждому ребенку надлежащие условия ухода и воспитания, а также обеспечения личной безопасности во время пребывания в дошкольных образовательных учреждениях, были разработаны универсальные правила, обязательные к соблюдению каждым детским садом. Такие требования в 2022 году устанавливаются санитарно-эпидемиологическими институтами и оформляются в документ, именуемый СанПиН.

Что такое СанПиН?

Данный свод нормативов представляет собой список основных требований, которые распространяются на все частные и государственные учреждения, принимающие участие в воспитании и образовании детей. То есть в данную группу организаций относятся не только детские садики, но и дошкольные развивающие центры, художественные кружки и другие.

Действие СанПиН в 2022 году не распространяется на домашние сады, которые организовываются родителями самостоятельно и формируются в многоэтажных домах и жилых комплексах.

Кроме того, в тексте документа содержатся рекомендации, в соблюдении которых необходимости нет. Но они помогают улучшить микроклимат в группах, а также повысить эффективность обучающего процесса в детских садах.

Последние нововведения в СанПиН для детских садов

Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПиН поддается постоянным изменениям.

ДоПосле
Запрет на проветривание помещений в присутствии детейРазрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищиУвеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровойУвеличение предельных показателей
ВАЖНО

Кроме того, к 2022 году были внесены правки в СанПиН для детских садов касательно используемой мебели. Теперь у каждого малыша должен быть личный набор основных мебельных принадлежностей. И не желательно использование двухъярусных кроватей.

Нормы питания в 2022 году

Каждый продукт, который будет подан на стол воспитанникам детского сада, обязательно должен иметь разрешительный документ, удостоверяющий качество и безопасность пищи в соответствии СанПиН в 2022 году. Кроме того, отдельную категорию нормативов составляют правила хранения ингредиентов и порядок их приготовления.

Формирование меню блюд происходит на основании главных потребностей детского организма, необходимых для надлежащего физиологического развития. Что имеет непосредственное отношение к возрасту малышей.

Некоторые отличия предусмотрены для воспитанников, которые находятся на комбинированном вскармливании, то есть с совмещением грудного и дополнительного питания.

Нет единых требований к оформлению меню по СанПиН для детских садов в 2022 году, поскольку необходимость потребления различных продуктов связана с особенностями каждого региона. Но распорядок приема пищи основывается на расписании дня в садике. При круглосуточном нахождении в дошкольном образовательном учреждении предусмотрено:

  • два завтрака;
  • обед;
  • полудник;
  • 2 ужина.

Если время нахождения в саду не больше 8 часов, то обязательно должно быть четыре приема пищи. И обязательно соблюдение временных интервалов, которые едва ли могут превышать 4 часа.

Технологические карты блюд в детских садах

Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2022 году возлагаются такие обязанности:

  • выбор надежного поставщика;
  • соблюдение правил доставки;
  • контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
  • выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
  • следование рецептурам приготовления блюд.

Каждая готовая единица меню должна иметь технологическую карту. Это документ, отображающий основные сведенья о процессе приготовления пищи, а также её пищевой ценности.

Отчет должен содержать следующую информацию:

  • наименование блюда;
  • номер рецепта, который использовался в приготовлении;
  • источник, где был взят рецепт;
  • вес и перечень исходящих продуктов;
  • окончательная масса готового блюда;
  • количество углеводов, калорий, жиров, белков и витамина С в одной порции.

Такие документы систематизируются и предоставляются в качестве отчета санитарно-эпидемиологической службе.

Требование к территории садика

В СанПиН 2022 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:

  • расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
  • отсутствие промышленных предприятий поблизости;
  • уровень шума не должен превышать норму;
  • измерение загрязнения атмосферного воздуха;
  • возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.

В регионах на Крайнем Севере дополнительно требуется оснащение участка защитой от ветра и снега.

Одно из самых важных условий проектирования двора детского садика по СанПиН 2022 года – это достаточное количество зеленых насаждений. Так, минимально допустимый уровень деревьев и кустарников на территории составляет пятую часть от всей площади участка, что не задействована под застройку.

Как правило, такие насаждения используются для разделения игровых площадок или размещаются по периметру дворика вдоль забора, наличие которого также обязательно. Категорически запрещено высаживать на территории плодоносящие или ядовитые растения.

Кроме того, в 2022 году по СанПиН существуют отдельные требования к оформлению игровых площадок детских садов. К основным из них относятся:

  • обязательное наличие физкультурных секций для занятий спортом;
  • наличие минимальной площади, которая рассчитывается исходя из минимальных 7 кв.м. на одного малыша группы;
  • покрытие таких зон должно быть травянистым;
  • обязательно наличие навесов для защиты малышей от осадков и солнца;
  • важно оборудовать дополнительную зону для хранения детских колясок, санок, лыж и другого транспорта с защитой от дождя и снега.

Что касается чистоты, то в зимний период необходима уборка снега на участках. Летом при жаркой погоде должен осуществляться полив растительности минимум дважды в сутки. Санитарная уборка участка проводится утром и вечером (до прихода и после ухода воспитанников соответственно).

Распорядок дня и время работы воспитателя

Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.

Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:

  • непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
  • желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
  • не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
  • время уличных прогулок желательно делить на два периода;
  • в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
  • продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.

В 2022 году СанПиН дополнительно фиксируются максимально допустимые сроки проведения учебных занятий для деток, которые зависят от возраста малышей. Обязателен расчет, как общего дневного образовательного времени, так и единоразовой непрерывной деятельности.

Сколько детей по СанПиН может быть в группе?

Большинство принятых нормативов основываются на возрасте малышей и принято различать две категории дошкольников:

  • не достигшие трехлетнего возраста;
  • после трех лет.

Также, в 2022 году во внимание принимаются личные физические и интеллектуальные способности малышей. Именно от таких характеристик и зависит граничное допустимое число дошкольников в одной группе детского сада.

КатегорииНаивысшие допустимые наполненности групп
До 3 летПосле 3
При тяжелых нарушениях речи610
С серьезными нарушениями слуха66
Слабослышащие68
Слепые66
Существенные нарушения зрения68
Слабое недоумство610
Умственная отсталость больших тяжестей8
Аутизм5
Нарушение опорно-двигательной системы68
При других нарушениях здоровья1015
Здоровые детки10 (не больше трех из которых имеют проблемы со здоровьем)10, 15 или 17 в зависимости от заболевания и степени его тяжести

В таблице представлены сведенья только о комбинированных группах и компенсирующих (деятельность которых связана с воспитанием малышей с психическими или физическими расстройствами). Что касается групп только со здоровыми малышами, то их численность зависит от размеров помещений и возможностей организации эффективного процесса обучения.

Температурный режим

Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.

По СанПиН проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:

  • минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
  • заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
  • одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.

Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПиН в 2022 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:

Допускается небольшое отклонение от фиксированных нормативов, но только в сторону уменьшения показателей. Превышение максимально допустимых цифр – строго запрещено.

Развитие детей

Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПиН в 2022 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:

  • зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
  • физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
  • ролевые игры в группах, требующие активного участия;
  • плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
  • обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
  • физкультминутки (включают несколько простых упражнения).

Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:

  • знакомство с цифрами и буквами;
  • художественные занятия;
  • музыка и хореография;
  • лепка из пластилина;
  • изготовление поделок из естественных материалов;
  • развитие логики и памяти.

От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.

Список моющих и дезинфицирующих средств

Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2022 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.

Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:

  • для мытья полов;
  • при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
  • во время мытья окон;
  • в случаях стирки белья и игрушек.

Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.

Для дезинфекции помещений применяются бактерицидные лампы. Дополнительным уровнем защиты является проглаживание горячим утюгом.

За соблюдение установленных норм и использование только одобренных препаратов, в первую очередь, в 2022 году отвечает администрация учреждения. Поскольку и закупка этой продукции происходит исключительно через локальные отделы образования.

К сведению

Причины интенсивного обновления

Размещение дошкольных образовательных организаций

Оборудование и содержание территорий детских садов

Устранен запрет на размещение игровых площадок на крыше здания дошкольного учреждения. Современные технические и архитектурные возможности позволяют организовать безопасную для здоровья прогулку и на крыше, однако тем самым мы формируем у ребенка представление о крыше как о подходящем месте для игры на воздухе. И не исключено, что со временем ребенок будет предпринимать попытки без присмотра взрослых поиграть в столь опасном месте, совершенно не предназначенном для такой цели. Примеров, в т. ч. и с трагическим концом, предостаточно. Остается только сожалеть, что в стране с поистине бескрайными просторами, пригодными для прогулок с детьми, обсуждается эта проблема. Вместе с тем необходимо заметить, что ни в технических регламентах, ни в каких-либо строительных нормах и правилах нет никакой информации по этому вопросу.

В п. 3.1 уточняется, что площадь озеленения территории детского сада в районах Крайнего Севера, а также в городах в условиях плотной городской застройки может быть снижена до 20 % площади, свободной от застройки. К списку ранее запрещенных для посадки на территории детского сада растений (ядовитые и колючие деревья и кустарники) добавлены и плодоносящие деревья. Из документа изъято и разрешение на организацию огорода, ягодника, фруктового сада, чтобы исключить возможность употребления детьми фруктов и ягод, не отвечающих гигиеническим требованиям безопасности.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 жесткие требования относительно размеров групповой площадки превращены в рекомендательные . В условиях плотной городской застройки с учетом режима организации прогулок разрешено использование совмещенных групповых площадок, а в детских садах с присмотром и уходом за детьми, продолжительность работы которых составляет более 5 часов в день, необходимо предусматривать оборудованные места для прогулок детей и занятий физкультурой.

В 2 раза сокращен нормируемый размер теневого навеса на групповой площадке. Теперь его определяют из расчета не менее 1 м² на одного ребенка, а для групп численностью до 15 человек площадь теневого навеса должна составлять не менее 20 м² вместо прежних 30 м².

Здание, помещение, оборудование детского сада и их содержание

Достаточно много изменений внесено в требования к зданию, помещениям, оборудованию. В частности, не регламентируется вместимость детского сада в зависимости от типа здания, в котором он размещен. Допускается возводить и трехэтажные объекты для дошкольных образовательных организаций, при этом место строительства значения не имеет.

Сохранено требование к объемно-планировочным решениям, которые должны обеспечивать условия для соблюдения принципа групповой изоляции. Вместе с тем при размещении детского сада в образовательных организациях, в зданиях социально-культурного назначения, пристроенных к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, допускается оборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы.

СанПиН 2.4.1.3049-13 указывают, что высота помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена, а не регламентируют их конкретными нормами. Теперь это требование выглядит более корректным, ведь высота помещения — важный, но не единственный способ обеспечения в нем благоприятной воздушной среды.

Требования к размерам площадей групповой ячейки и помещений медицинского назначения, наличие постирочной перешли в разряд рекомендуемых. Для вновь строящихся зданий площадь групповых и спален необходимо принимать из расчета норматива площади на одного ребенка (с учетом мебели и ее расстановки) и из расчета кратности воздухообмена. Унифицированы требования к размещению групп кратковременного пребывания детей вне зависимости от длительности их работы.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 отсутствуют требования по уходу за живым уголком, а также запрет на организацию проката и обмена игр, игрушек и другого инвентаря.

Внутренняя отделка и оборудование помещений детских садов

В определенной мере упрощены, а следовательно, стали более выполнимы требования к оборудованию помещений и его размещению. Теперь в дошкольных учреждениях необязательно предусматривать отдельное помещение для грудного кормления детей, достаточно оборудовать столом и стулом место в раздевальной для детей младенческого и раннего возраста. Исключены требования к расстановке детских столов в групповой, организации живых уголков и комнат природы. Новый документ не определяет условия показа диафильмов, поскольку сегодня в практике работы детских садов они почти не используются.

Обратите внимание!

Отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация в детских садах

Произошли изменения и в разделе, посвященном вопросам организации воздушно-теплового режима в детских садах. Например, если в прежней редакции температурные нормы для основных помещений были представлены диапазоном значений, в новом документе указана только нижняя граница. Поддержание необходимой температуры воздуха в детских садах разных климатических зон нашей страны — задача непростая. Однако регламентация только минимальных значений создает риск перегрева помещений, что неблагоприятно влияет на здоровье и самочувствие детей. Полагаем, что диапазон оптимальных значений температуры воздуха в помещениях детских садов следовало бы оставить хотя бы в качестве рекомендуемого.

Одно из новых требований СанПиН 2.4.1.3049-13 касается функционирования вентиляционных систем. Теперь не реже 1 раза в год, кроме ревизии и очистки, нужно осуществлять контроль за эффективностью их работы.

Примечателен тот факт, что из текста санитарных правил исчезло упоминание о печном отоплении в дошкольных учреждениях . И хотя прямого запрета на его использование документ не содержит, возможно, отсутствие упоминания послужит стимулом к тому, чтобы российские детские сады в скором времени полностью отказались от печного отопления.

В числе требований к водоснабжению и канализации зданий дошкольных учреждений появился запрет на использование для технологических, хозяйственно-бытовых целей горячей воды из системы отопления. Не требуется обязательное наличие централизованного водоснабжения и канализации в здании детских садов. Скорее всего, это обусловлено тем, что в тексте раздела обсуждаются вопросы организации водоснабжения и канализации в учреждениях, размещенных в неканализованных районах и районах, в которых отсутствует централизованное водоснабжение. То есть в данном случае описываются необходимые условия, а не способы их достижения. СанПин 2.4.1.3049-13 не регламентируют показатели температуры воды, подаваемой к умывальникам и душам в случае отсутствия централизованного водоснабжения, не требуют обязательного наличия резервных источников горячего водоснабжения в помещениях пищеблока, буфетных, медицинского назначения и туалетных на период проведения профилактических работ в котельных и инженерных сетях горячего водоснабжения.

Прием детей, режим дня и организация учебно-воспитательного процесса

СанПиН 2.4.1.3049-13 упрощают требования к приему детей в дошкольные организации. Согласно прежней редакции ежедневный утренний прием проводят воспитатели, во время которого опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, медицинский работник осуществляет прием в ясельных группах, при подозрении на заболевание — и в дошкольных. Новый документ предлагает иной вариант проведения этой процедуры. Прием осуществляют воспитатели и (или) медицинские работники, опрашивают родителей о состоянии здоровья детей и при наличии показаний (катаральные явления, явления интоксикации) проводят ребенку термометрию. Дети, заболевшие в течение дня, до прихода родителей или госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей находятся в помещениях медицинского блока. СанПиН 2.4.1.2660-10 требовали размещения заболевших в изоляторе. Нововведение обусловлено тем, что далеко не во всех дошкольных учреждениях в составе медицинского блока есть изолятор.

Это важно! Согласно п. 12.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 после перенесенного заболевания или отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), а не 3, как было ранее, детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 требования к режиму дня в группах кратковременного пребывания детей включены в пункт, регламентирующий организацию и продолжительность сна. При режиме пребывания детей в дошкольных организациях до 5 часов организуется однократный прием пищи. Если продолжительность работы группы превышает 5 часов, необходима организация приема пищи с интервалом 3–4 часа и дневной сон.

СанПиН 2.4.1.3049-13 не регламентируют организацию занятий в разновозрастных группах, просмотр телепередач, использование компьютерной техники, организацию каникул и проведение занятий по дополнительному образованию.

Дошкольные образовательные организации и группы для детей с ограниченными возможностями

Требования, определяющие состав и площадь помещений для детей с ограниченными возможностями, переведены в разряд рекомендуемых, округлены значения ряда показателей [5] . Площадь туалетной приведена не в расчете на одного ребенка, а указана конкретная величина — 12 м² в группах для детей младенческого и раннего возраста и 16 м² для дошкольных групп.

Изменения коснулись требований к помещениям медицинского назначения в дошкольных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья. СанПиН 2.4.1.2660-10 настаивали на расширенном составе таких помещений, поскольку они необходимы для проведения оздоровительно-профилактических мероприятий и осуществления лечебной и коррекционно-восстановительной работы. Причем это требование никак не конкретизировалось. Новая формулировка, на наш взгляд, более точна и выполнима: согласно п. 10.16 в помещениях медицинского блока дошкольных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии) должны быть созданы условия для организации лечебной и коррекционно-восстановительной работы.

Аналогичной коррекции подверглись и требования к устройству бассейна для слепых и слабовидящих детей. Достаточно подробное описание устройства бассейна в СанПиН 2.4.1.2660-10 лишь с большой натяжкой можно отнести к разряду санитарно-эпидемиологических требований.

Сокращены и упрощены гигиенические требования к организации световой среды для детей с нарушениями зрения. Помещения для слепых и слабовидящих детей по-прежнему должны иметь только южную и восточную ориентацию по сторонам горизонта, однако уровень естественной освещенности в предназначенных для занятий помещениях в новом документе не регламентируется. Сохранены требования к уровню искусственной освещенности в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах для слепых и слабовидящих детей. Он должен быть не менее 600–800 лк. В игровых и учебных комнатах для детей, страдающих светобоязнью, вместо прежних не более 500 лк определен уровень искусственной освещенности не более 300 лк. Из п. 10.14 изъяты положение, требующее, чтобы каждое рабочее место для слепых и слабовидящих детей было оборудовано светильниками местного освещения, а также требования к самим светильникам (наличие жесткого крепления к поверхности стола и гибкого кронштейна, позволяющего менять угол наклона и высоту источника света). Эти регламенты можно рассматривать как избыточные, поскольку выполнение норматива освещенности может быть обеспечено различными способами.

В заключение — о требованиях к соблюдению санитарных правил . В СанПиН 2.4.1.3049-13 из сферы ответственности руководителя дошкольной организации исключены следующие позиции:

  • организация производственного и лабораторного контроля;
  • обеспечение условий труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами и нормативами;
  • наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

Внесение таких изменений, на наш взгляд, продиктовано следующим. Порядок проведения производственного контроля в настоящее время уточняется и, скорее всего, будет определяться отдельным документом. Обеспечение условий труда работников в соответствии с действующим санитарным законодательством не является предметом нормирования рассматриваемого СанПиН. Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи — вопрос, находящийся в компетенции Минздрава, а не Роспотребнадзора.

[1] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (в ред. от 20.12.2010).

[2] Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164.

Трудно представить себе дом без растений. Комнатные растения — любимое живое украшение интерьера, в том числе в больницах, детских садах и школах. И самое безопасное, если уметь выбирать растения.


Хлорофитум необходим в любом помещении!

Ядовитые растения могут вызвать у человека расстройство желудка, отёк гортани, острую сердечную недостаточность и даже слепоту. Особенно опасно держать такие растения в домах с маленькими детьми, а также питомцами. Несомненно, ядовитых растений не должно быть ни в одном детском учреждении!

А нужны ли тогда вообще растения в саду и школе? Да, обязательно!


Нефролепис прекрасно подходит для любых помещений.

Учёными доказано, что в комнате с растениями количество вредных микроорганизмов уменьшается в 2 и более раз. Воздух в помещениях действительно становится чище, дети меньше болеют. Растения для помещений с детьми лучше выбирать самые неприхотливые, чтобы за ними смогли ухаживать и малыши. Кроме того, растения развивают у детей понимание природы и любовь к ней.

Существует список растений, не рекомендуемых для выращивания в школах и дошкольных учреждениях. Подробнее читайте ниже.

А сначала посмотрим на растения, которые стоит держать в помещении, и это будет безопасно и полезно.

Разрешены для детских учреждений комнатные растения:

Безопасные комнатные растения, которые можно (и нужно) ставить в детские сады и больницы:


  • Бегония (ярко выражены и очень декоративны цветы, стебель и листья, можно изучать мир растений), кроме бегонии вечноцветущей, у которой все части растения опасны
  • Гибискус
  • Алоэ без колючек
  • Каланхоэ, толстянка (крассула) (крупные листья, подходят для протирания)
  • Традесканция
  • Узамбарская фиалка (сенполия)
  • Хлорофитум (поглощает углекислый газ, идеален для помещений с большим количеством людей)
  • Глоксинии
  • Нефролепис (папоротник)
  • Щучий хвост (сансевьерия)

Помните, что по санпину растения (любые) запретили в школах ставить на подоконники (чтобы не загораживать свет) и на мебель (чтобы горшки не упали). Можно ставить растения на специальных подставках.

Запрещены для детских учреждений комнатные растения:

Не допускается размещать в помещении детского сада растения, содержащие ядовитый сок, а также разновидности с колючками или ягодами.

Если сказать кратко, то под запретом все молочайные растения, луковичные амариллисовые, все растения с колючками (кактусы).

  • Агава (опасен сок, вызывает контактные дерматиты при частом соприкосновении)
  • Аглаонема (опасна ядовитым клеточным соком и ягодами, сок может вызывать отёк и болезненность слизистой рта и горла, а при контакте с глазами — конъюнктивит и изменения роговицы)
  • Азалия (листья и стебли содержат алкалоилы, симптомы интоксикации при разжёвывании — обильное слюнотечение, выделения из носа, слезотечение, тошнота и рвота, угнетение центральной нервной системы, спутанное сознание, кома и судороги)
  • Алоэ, некоторые виды (алоэ полосатое и алоэ устрашающее вызывают кишечное и маточное кровотечения, выкидыш)
  • Алоказия (опасны все части растения, раздражение слизистых оболочек)
  • Антуриум (сок содержит вредные кристаллы оксалата кальция, которые при контакте с кожей вызывают раздражение, и сильный яд, вызывающий воспаление слизистых оболочек с разрушением тканей, приём внутрь может спровоцировать аритмию, а попадание в глаза — конъюнктивит)
  • Амариллис (луковицы амариллиса богаты алкалоидом ликорином, стимулирующим рвотный центр, при этом луковицу растения дети легко могут принять за репчатый лук; симптомы отравления: рвота, депрессия, диарея, боли в животе, судороги, слюноотделение, потеря аппетита, тремор конечностей, явления паралича, воспаление желудка и кишечника)
  • Аспарагус (опасны ягоды, раздражение слизистых оболочек)
  • Бересклет японский (опасны все части растения: тошнота, кровавый понос, судороги, паралич)
  • Герань (пеларгония) (может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла)
  • Гортензия (все части растения содержат колхицин и сходные ядовитые алкалоиды, вызывает раздражение кожи; отравление возможно, если съесть луковицу, но её сложно спутать с репчатым луком)
  • Диффенбахия (в соке стеблей содержатся острые кристаллы оксалата кальция, которые вызывают сильное жжение во рту и горле при попадании сока, возникают боли в животе, сильная жажда, головная боль, рвота, диарея, симптомы начинают проявляться через 5-8 часов; растение также может вызвать временный паралич голосовых связок, а при попадании сока на кожу могут возникнуть отёки и волдыри, как при ожоге, при попадании в глаза — сильный конъюнктивит, при проглатывании возможны ожоги гортани и пищевода)
  • Кротон (ядовит сок)
  • Лилии (аромат может вызывать головную боль)
  • Молочай кипарисовый (содержит очень ядовитый млечный сок, при попадании внутрь возникают тошнота, рвота, диарея, боли в животе, может развиться сердечная недостаточность, сок вызывает жжение и волдыри на коже, а при попадании в глаза — временную слепоту)
  • Монстера (опасны все части растения)
  • Олеандр (аромат может вызывать головную боль)
  • Паслён (опасны все части растения, особенно ягоды)
  • Пахиподеум (содержит вещества, оказывающие воздействие на сердечную деятельность при проглатывании частей растения внутрь: возникает рвота, диарея, в тяжёлых случаях — судороги, остановка дыхания)
  • Спатифиллум (ядовит сок)
  • Фикус (ядовит млечный сок)
  • Филодендрон (опасны все части растения; сок является сильным ядом, вызывающим воспаление всех слизистых оболочек с разрушением ткани, образованием кровянистых выделений, приводит к сильному расстройству желудка)
  • Цикламен (он же альпийская фиалка; содержащиеся в листьях и цветках токсичные вещества могут вызывать тошноту, головную боль и диарею)
  • Юкка


Фиалка.
Цитрусовые растения, в целом, безвредны, но могут вызывать фотоконтактный дерматит.

Список опасных растений

Существую и другие растения, о содержании которых дома нужно хорошо задуматься. Из этого списка растения для школы и детского сада выбирать не следует. Они опасны для здоровья.

Acalypha hispida (акалифа щетинистоволосистая): опасен млечный сок.

Adenium obesum (адениум тучный): опасен млечный сок.

Ageratum houstonianum (агератум, или долгоцветка): опасны все части растения.

Allamanda cathartica (алламанда слабительная): опасны все части растения.


Begonia Semperflorens Olympia Red.

Asparagus (аспарагус): опасны ягоды.

Aucuba japonica (аукуба японская): опасны ягоды.

Begonia Semperflorens, гибрид (бегония вечноцветущая, гибриды): опасны все части растения.

Browallia (броваллия): опасны все части растения.

Brunfelsia (брунфельсия): опасны все части растения.

Buxus sempervirens (самшит): опасны листья.

Capsicum annuum (перец стручковый): опасны все части растения.


Carissa macrocarpa (карисса крупноплодная): опасны все части растения, исключая плоды.

Cassia (кассия): опасны все части растения.

Catharanthus roseus (катарантус розовый): опасны все части растения.

Cestrum (цеструм): опасны все части растения.

Clivia miniata (кливия киноварная): опасны все части растения, более всего ядовиты плоды.

Codiaeum variegatum (кодиеум пестрый): опасен млечный сок.


Colchicum autumnale (безвременник осенний): опасны все части растения.

Convallaria majalis (ландыш майский): опасны ягоды.

Cysas revoluta (цикас поникающий): опасны все части растения.

Cytisus (ракитник): опасны все части растения.

Datura (дурман): опасны все части растения.

Dipladenia (дипладения, или мандевила): опасны все части растения.

Gloriosa superba (глориоза роскошная): опасны клубни растения.


Haemanthus (гемантус): опасны луковицы.

Hedera helix (плющ вечнозеленый): опасны ягоды и листья растения.

Heliotropium arborescens (гелиотроп древовидный): опасны все части растения.

Hoya (хойя): опасны все части растения.

Hyachinthus orientalis (гиацинт восточный): опасны луковицы.


Iris (ирис): опасны все части растения.

Jatropha podagrica (ятрофа подагрическая): опасны все части растения.

Lantana (лантана): опасны все части растения.

Lathyrus odoratus (горошек душистый): опасны семена.

Lonicera (жимолость): опасны ягоды.

Myrtus communis (мирт обыкновенный): опасны листья, вызывают тошноту, головную боль

Narcissus (нарцисс): опасны луковицы.

Petunia (петуния): опасны все части растения.


Primula obconica (примула обратноконическая): вызывает аллергию, не ядовита, но у многих может вызвать раздражение кожи.

Ricinus communis (клещевина обыкновенная): опасны семена растения.

Senecio bicolor (цинерария, крестовник): опасны все части растения.

Trachelospermum jasminoides (трахелоспермум жасминовидный): опасен млечный сок. 53. Tulipa (тюльпан): опасны луковицы.

Детские сады и ясли, как правило, располагают непосредственно у жилья на внутриквартальных территориях. Участок должен быть хорошо освещен, сухой, с естественным стоком дождевых и талых вод. В типовых проектах зданий детских учреждений зеленым насаждениям отводят важную роль в создании своеобразного архитектурного ансамбля.

Для защиты участка от ветра, шума, пыли по периметру создают живую изгородь из рядовых посадок деревьев и кустарников, увеличивают ширину полосы со стороны проездов. Площадки для занятий детей различных возрастных групп изолируют друг от друга с помощью естественных зеленых стен. Свободно размещенные взрослые деревья должны создавать затененные на протяжении всего дня части площадок, но при этом не затенять здание детсада-яслей, огород, бассейн. Деревья сажают не ближе 5 м от зданий, 2 м от подземных коммуникаций и 10 м от края дорожек. В южных районах количество деревьев, используемых для затенения, увеличивают, а от рядовых посадок кустарников отказываются, так как они вызывают застой воздуха.

На групповых площадках детей младшего возраста устанавливают беседки, навесы, манежи, шведские стенки, создают уголок живой природы. Ребятам постарше (3—7 лет) устанавливают качели, устраивают огород, плодово-ягодный сад, сооружают плескательный бассейн. На физкультурной площадке размещают оборудование для лазания, прыжков, подвижных игр. Легко трансформирующиеся малые архитектурные формы располагают на газоне.

деревья высотой более 20 м — липы мелколистная и крупнолистная, клен остролистный, ясень обыкновенный, вяз обыкновенный, береза бородавчатая, дуб красный, каштан конский, лиственница сибирская, ели колючая и обыкновенная; высотой 10—20 м— ива белая, туя западная;

кустарники высотой 5—8 м — сирень обыкновенная, привитая и венгерская, клен гиннала, вяз кустовой; высотой до 2,5 м — чубушник, спирея калинолистная, акация желтая; высотой 1—2 м — можжевельник сибирский, вишня песчаная, смородина черная и альпийская.

При озеленении территорий любых детских учреждений следует обязательно использовать хвойные деревья и кустарники, так как именно им отводится главная роль зимой.

Надо полностью отказаться от применения растений ядовитых, с шипами, с колючками, с несъедобными плодами.

Растения не должны: содержать в корнях, стеблях, листьях, цветках и плодах ядовитых веществ; выделять в воздух большого количества фитонцитов, эфирных масел, вызывающих отравление и поражение различных органов; вызывать аллергических заболеваний.

В проекте генплана яслей-сада, разработанного для г. Горького (архит. Л. М. Ушакова), площадь участка равна 8300 м2 и принята из расчета 30 м2 на одно место. Для детей ясельного и младшего дошкольного возраста предусмотрены групповые площадки, дифференцированные по площади в зависимости от возраста детей: от 1 года до 2 лет — 100 м2, от 2 до 3 лет — 150 м2, от 3 до 4 лет— 180 м2. Групповые площадки младших ясельных групп приближены к зданию и имеют с ним непосредственную связь через навесы, которые предназначены для дневного сна и игр детей на свежем воздухе. Групповые площадки для детей дошкольного возраста (4 до 7 лет) заменены на тематические и специализированные по видам деятельности детей, размер площадок по 220 м2. Размещение и планировка предусматривает возможность их объединения в игровое пространство для проведения праздников, спортивных развлечений и соревнований. Для данного участка принят следующий набор площадок для детей дошкольного возраста:

1. В таблице ассортимента приведены основные породы деревьев и кустарни¬ков, которые можно применять при озеленении школьных участков в г. Москве.

На тематических и специализированных площадках предусмотрено создание различных по композиции навесов, при которых обязательны кладовые для хранения игрушек, мебели, конструкторов и инвентаря.

Зона зеленых насаждений включает: огород-ягодник, живую изгородь, групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, вертикальное озеленение здания и теневых навесов, декоративные растения, цветники и газоны, а также газонное покрытие игровых площадок. Площадь озеленения участка принята из расчета 17 м2 на одно место, но не менее 40 % его общей площади.

При проектировании участка яслей-сада учитывались его конфигурация и существующие перепады рельефа, которые определили размещение площадок и их планировочную организацию. Для разнообразия пространственной среды игровых площадок предусматривалось создание микрорельефа из грунта, вынутого при разработке котлована.

Для детей школьного возраста большую роль в познании природы и ее законов играет школьный участок, который представляет собой не только территорию для отдыха и игр, но и является продолжением учебного класса, естественной природной лабораторией, местом трудового воспитания учащихся.

Вся территория распределена на зоны: входная, учебно-опытная, отдыха (продленный день)—50 %; спортивная—35 %; хозяйственный двор, проезды — 15%.

Спортивная и хозяйственная зоны изолируются с помощью живой изгороди из деревьев и кустарников. Физкультурно-спортивные площадки целесообразно заглубить, а на откосах установить трибуны.

Перед фасадом здания размещают площадку для проведения торжественных линеек. Площадки для отдыха учеников младших классов создают недалеко от здания в виде газонов с размещенными на нем живописными группами высоких деревьев. Для отдыха старшеклассников оборудуют мощеные участки. Швы между штучными бетонными плитками или камнем заполняют землей и высевают траву. На таких площадках создают декоративные бассейны и устанавливают садовую скульптуру.

В плодовом саду школьники под руководством преподавателей выращивают растения, проводят опыты, ведут фенологические наблюдения. Недалеко от сада и хозяйственного двора размещают теплицу или парник.

К зданию школы, расположенному в глубине участка, может вести аллея деревьев. При размещении школы непосредственно на границе участка основная роль в ее оформлении отводится цветам.

В озелененную территорию школы на 30 классов (авторы В. Машинский, Т. Гичко, О. Селяха, А. Гольтрафа) входят учебно-опытная зона с плодовым садом (площадью 1450 м2), зона отдыха (продленный день) и защитные посадки вокруг школы и спортивной зоны. Каждая зона отделяется от других зон полосой посадок деревьев и кустарников шириной 3— 5 м. Чтобы деревья и кустарники не затеняли здание школы, их высаживают не ближе 10 м, а кустарники — 5м от стен школы. Расстояние от деревьев до кустарников не менее 0,75 м. Защитная полоса из деревьев и кустарников по периметру участка имеет ширину со стороны улиц и транспортных проездов 4—6 м, а на остальных участках — не менее 1,5 м. Для инсоляции плодового сада в течение всего дня декоративные деревья не высаживают ближе чем в 12 м от плодовых насаждений.

На рисунке показан пример использования небольшого оврага на Территории школьного участка. Его склоны с кустарником, скальными растениями среди камней создают изолированный своеобразный микроклимат. Площадку для юных географов размещают на самой высокой точке в уединенном месте, изолировав ее деревьями и кустарниками.

Школьный центр в Кронах (Германия) рассчитан на 3000 учащихся и включает гимназию, реальное училище, среднюю школу, а также специальную школу для детей с физическими недостатками или отстающих в умственном развитии. В школьный центр включены дополнительные сооружения, предназначенные для активного отдыха населения ближайших жилых районов.

Детский музыкальный театр в Москве разместился в природном окружении. В композицию его плана заложено фойе, раскрытое через витражи в парк. В нем создан открытый дворик с небольшим амфитеатром для зрителей, где проводятся театрализованные представления на воздухе. Со стороны главных подходов посетителей встречают витрины, фрагменты декораций, малые архитектурные формы. У проспекта Вернадского размещена альпийская горка с водоемом, затем система площадок с бассейнами, фонтанами, скульптурой. В глубине парка создан павильон для игр и выставок, небольшой зеленый театр, в котором звучит музыка и идут представления.

Музыкальный театр стал составной частью большой детской зеленой зоны, протянувшейся от городского Дворца пионеров до цирка.

Озеленение участков детских учреждений должно создавать обстановку, способствующую отдыху детей, в непринужденной форме давать информацию, помогающую прививать трудолюбие, бережное и рациональное отношение к природе.

Подборка наиболее важных документов по запросу Требования к частным детским садам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Требования к частным детским садам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 55.24 "Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений" Градостроительного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов) Суд удовлетворил требования истца к главному государственному инспектору городского округа по использованию и охране земель - начальнику межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ об оспаривании предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства РФ. По мнению должностного лица надзорного органа, на земельном участке, принадлежащем административному истцу, расположен частный детский сад, что не соответствует разрешенному виду использования земельного участка - "размещение индивидуального жилого дома". Суд указал, что в соответствии с ч. 1 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением). Согласно ст. 23 ФЗ "Об образовании в РФ" присмотр и уход за детьми является факультативным признаком образовательной деятельности дошкольной образовательной организации и при отсутствии реализации истцом образовательных программ отнести его к образовательной организации по смыслу положений закона нельзя. В рассматриваемом случае истцом в принадлежащем ему жилом доме, находящемся на земельном участке с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, осуществляется предпринимательская деятельность по присмотру и уходу за детьми без реализации каких-либо образовательных программ. Таким образом, спорный земельный участок используется истцом непосредственно в соответствии с видом его разрешенного использования, то есть для целей размещения объектов индивидуального жилищного строительства.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Требования к частным детским садам

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: Как открыть частный детский сад?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Этап 2. Подобрать помещение для размещения частного детского сада.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Частные детские сады - споры с ними властей
(Демидова И.)
("Жилищное право", 2020, N 3) Из обзора судебной практики можно выделить многочисленные иски прокуратуры и Роспотребнадзора к руководителям (владельцам) частных детских садов в связи с нарушением ими Санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилого фонда и Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

Читайте также: