Какие растения изображены на рисунках соедини стрелками рисунки и названия

Обновлено: 07.07.2024

1) Опишите водоём по фотографии.

На фотографии мы видим пресноводный водоём. Вода в нём стоячая. Это может быть небольшое озеро или пруд. На поверхности плавают различные водные растения, некоторые из которых цветут крупными белыми цветами.

А также видим стебли стоящих в воде растений, а значит глубина здесь небольшая.

2) Рассмотрите в гербарии растения пресного водоёма. Определите их с помощью атласа-определителя.

В гербарии мы видим несколько растений, обычных для водоёма.

Это кувшинка и похожая на неё кубышка. Только цветы кувшинки белого цвета, а у кубышки — жёлтого.

Ещё одно растение пресного водоёма — стрелолист. Его листья похожи на наконечники стрел, отсюда его название.

На берегах водоёма мы можем встретить камыш, рогоз или тростник. Они образуют густые высокие заросли. У рогоза на макушке стебля находится большой коричневый початок, а верхушка камыша украшена колосками.

3) По рисунку на с. 180 — 181 познакомьтесь с живыми организмами пресных вод. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.

В пресных водах обитают самые разные виды животных.

Бобры строят свои плотины. По воде ходят белые цапли, выискивая тонким и длинным клювом лягушек и мелкую рыбёшку. Плавают утки.

В воде живут рыбы, например, карась или щука. По дну ползают раки.

Много в пресных водоёмах насекомых. Это жуки — плавунцы, клопы — водомерки. Есть земноводные — лягушки. Можно встретить моллюсков — катушку, прудовика, двустворчатые раковины.

4) С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в пресных водах.

Пример экологических связей в пресных водах для 4 класса

Живые организмы пресного водоёма образуют природное сообщество, в котором можно найти много экологически связей.

Жизнь такого сообщества была бы невозможна без водных растений. Они служат пищей для животных, насыщают воду кислородом, делая её пригодной для дыхания рыб, становятся домом и убежищем для мелких живых организмов.

Для жизни растений нужны вода, солнце, воздух и почва. Но некоторые растения не прикрепляются к почве. Они получают нужные им вещества прямо из воды.

Растениями питаются как рыбы, так и насекомые, а раки поглощают отмершие останки живых организмов и тем самым очищают воду.

Есть в пресных водоёмах и хищники — щука, цапля, жуки — плавунцы и клопы — водомерки.

5) Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.

Пример модели цепи питания пресноводного сообщества для 4 класса

Типичные модели питания пресного водоёма:

  • Ряска — Карась — Щука — Останки — Рак.
  • Водоросли — Головастик — Карп.
  • Ряска — Личинка комара — Водомерка — Лягушка — Цапля.

Модель питания пресноводного сообщества

6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.

Характеристика сообщества пресного водоёма для 4 класса

  1. Пресноводное сообщество: Пруд.
  2. Живые организмы сообщества:
  3. Растения: ряска, кувшинка, рогоз, камыш, водоросли.
  4. Животные: карась, окунь, щука, лягушка, утка, клоп — водомерка, прудовик, двустворчатые моллюски.
  5. Экологические связи: Вода, воздух, солнце и почва даёт жизнь растениям. Растения служат пищей для рыб, насекомых, моллюсков, птиц. Растения служат домом для мелких животных. Мелкие животные служат пищей для рыб и хищных насекомых. Отмершие останки перерабатываются микроорганизмами, становятся минеральными солями.
  6. Значение для человека: место рыбалки, отдыха, общения с прекрасным, запас пресной воды.
  7. Влияние человека: негативное. Вылавливается рыба, уничтожаются животные, рвутся растения. Пруды загрязняются мусором и нефтепродуктами.
  8. Охрана сообщества: необходимо очищать воду, не допускать её загрязнения. Беречь обитателей пруда, соблюдать правила экологической безопасности. Зимой нужно пробивать отверстия во льду, чтобы вода насыщалась кислородом.

Обсудим!

1) Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?

О жизни в воде говорят названия: клоп — водомерка, жук — плавунец, речной рак, прудовик, водоросли.

2) Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?

У кувшинок и кубышек есть широкие листья, которые легко плавают на воде, и длинный корень, крепящийся на дне. Ряска настолько маленькая, что легко плавает на воде. Камыш и Рогоз имеют длинные стебли, которые поднимают их цветы на большую высоту над водой.

У рыб есть плавники, хвост, чешуя, которые позволяют им плавать. Они могут дышать кислородом, растворенным в воде.

У цапли тонкие и длинные ноги, благодаря которым она может ходить вдоль берега. А также длинный клюв, которым цапля может вытаскивать пищу из воды.

У уток перепонки на лапах, что позволяет им плавать.

У бобров широкий хвост лопатой, тоже приспособленный для плавания.

3) Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?

Лягушки питаются комарами. Если лягушки исчезнут, то комаров разведётся очень много.

Цапли питаются лягушками. Если исчезнут лягушки, цаплям придётся покинуть водоём в поисках пропитания.

Лягушки могут исчезнуть, если водоём высохнет. Если икру лягушек будут поедать другие животные, уничтожать человек. Если человек будет уничтожать лягушек, например, как источник пищи.

Проверь себя

1) Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?

Такое сообщество составляют: водные растения, водоросли, млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, моллюски, ракообразные.

2) Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?

В охране нуждаются кувшинка, кубышка, раки, стрекозы, лягушки, двустворчатые моллюски, ондатры и бобры.

3) В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?

Школьники могут помогать спасать молодь рыб после весеннего половодья. Молодь остаётся в лужах после спада воды и гибнет, если её не перенести в водоём.

Можно вместе со взрослыми делать лунки во льду, чтобы зимой подводные обитатели не задохнулись от недостатка кислорода.

1) В тёплое время года проведите наблюдения у реки, озёра или пруда. Воспользуйтесь атласом-определителем. Возможно, вам удастся послушать лягушачьи концерты, увидеть, как поднимается к поверхности воды для дыхания жук — плавунец, как бегает по воде клоп — водомерка, как цапля высматривает свою добычу. Эти наблюдения подарят вам немало новых открытий и ярких впечатлений.

Наверное, каждый видел, как по поверхности водоёма бегают клопы — водомерки. Они скользят по воде на широко расставленных лапках, перемещаются рывками, очень быстры.

Я видела, как мальчишки кидали в клопов камни, чтобы убить их. Но так делать нельзя, ведь клопы — водомерки очень полезные животные для водоёма. Они поедают личинок комаров, но и сами служат пищей для рыб.

Бобры — удивительные и очень милые трудолюбивые животные. Они относятся к грызунам и считаются лучшими строителями среди животных.

Живут бобры в хатках или норах, вход в которые обязательно должен быть расположен под водой. Поэтому, чтобы поднять уровень водоёма, бобры строят плотины, запружая стволами деревьев русла лесных ручьёв.

Вода в ручье поднимается, и от этого выигрывают и бобры, и лес. В таких бобровых водохранилищах поселяется рыба, поднимается уровень почвенных вод, а значит лучше расти деревьям.

А бобры даже зимой легко находят себе пищу под слоем льда, ведь вода перед плотиной не замерзает.

Ещё бобры строят каналы, то есть проводят орошение леса, доставляя воду к корням деревьев, удалённых от водоёма.

В этой главе мне показалось очень интересным то, что оказывается бобры, добывая себе пищу и строя дома, приносят пользу окружающей природе, своему сообществу. Это пример экологических связей в пресноводном сообществе.

Мне не приходилось сталкиваться с подобными случаями, хотя я видела на берегах водоёмов пустые раковины моллюсков. Я не знаю, вытаскивали их специально или нет, но моллюски очень важны для водоёма.

Они, как и раки служат санитарами, очищая воду. Если моллюски исчезнут, то вода станет грязной, и из неё уйдут раки.

4) К каким последствиям может привести неумеренное осушение болот?

Осушение болот может привести к исчезновению многих видов животных и растений, к обмелению рек, к эрозии почвы.

На следующем уроке

Вспомни, на какие отрасли делят сельское хозяйство. Какие культурные растения выращивают в вашем крае?

Сельское хозяйство делят на животноводство и растениеводство.

В моём крае выращивают рожь, пшеницу, картофель, кукурузу, огурцы, томаты, и многие другие культурные растения.

1. На каждом из этих рисунков папа Серёжи и Нади изобразил представителей одной из групп растений. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.

ГДЗ Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь Плешаков - 1 часть страница 39, 40, 41

1. Водоросли. 2. Мхи. 3. Папоротники. 4. Хвойные. 5. Цветковые.

Расскажи по рисункам о разнообразии растений.

По рисунку, мы видим, что растения разнообразны. Некоторые, такие как кувшинки и водоросли, предпочитают водную среду. Однако большинство растений растут на земле, пуская свои корни в почву. Размножаются растения семенами и спорами. У некоторых растений вместо листьев, острые колючки. В природе встречаются растения самых разных цветов и оттенков, полезные и вредные, большие и маленькие.

2. Выполните задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.

1) Запишите задание на классификацию растений для своих одноклассников.
У каким группам растений относится: кедр, хвощ, Морская капуста (ламинария), ромашка, сфагнум?

Кедр — хвойные
Хвощ — папоротники
Морская капуста — водоросли
Ромашка — цветковые
Сфагнум — мхи

2) Посчитайте растения на рисунке учебника (с. 75) и запишите результаты.

Посчитайте растения и запишите результаты.


Одуванчик лекарственный — 2
Подорожник большой — 2
Клевер красный — 3
Всего растений — 7 (2+2+3)
Всего видов растений — 3 (одуванчик, подорожник, клевер)

3) Используя информацию из текста учебника, закончите заполнение таблицы.
Разнообразие растений

Разнообразие растений.

Проанализируйте заполненную таблицу. Какая группа растений наиболее богата видами? — Цветковая группа . В какой группе меньше всего видов? — В хвойные группе . Перечислите группы растений: в порядке увеличения числа видов — Хвойные, папоротники, мхи, водоросли, цветковые ; в порядке уменьшения числа видов — Цветковые, водоросли, мхи, папоротники, хвойные .

4) Запишите названия растений, которые вы определили:
а) в классе — алоэ, фиалка, бегония, катарантус розовый.
б) в других помещениях школы — Гардения Августа, фикус, гардения жасминовидная
в) возле школы — ель, пихта, сосна.

3. Мама Серёжи и Нади в ботаническом саду сделала фотографии разных видов растений. Постарайся узнать растения по фотографиям. Подпиши названия. Можешь воспользоваться словами для справок.

Подпиши названия.

Пролеска сибирская, Нивяник обыкновенный, Шиповник майский.
Бересклет европейский, Лиственница Кемпфера, Кипрей узколистный.

4. По заданию учебника определи названия нескольких растений родного края. Запиши их названия.

Комнатные растения у меня дома: драцена, алоэ, фиалка, молочай.
Растения у меня во дворе: вишня, тополь, астры, сирень.

Читайте также: