Какие процессы могут лечь в основу описания воспитывающей среды в детском саду

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

1. Введение.2. Требования к организации предметно-развивающей среды.3. Требования к содержанию развивающей среды.4. Компоненты развивающей среды.5. Основные принципы построения развивающей среды.6. Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования.7. Материальная база должна включать следующие разделы.8. Литература.

Педагогические коллективы ДОУ многие годы уделяют большое внимание организации и содержанию предметной среде, окружающей ребенка в группе.

Требования сегодняшнего времени к концепции развивающей предметной среды поставили перед дошкольными педагогами новые проблемы.

Во-первых, качественно изменился статус дошкольных учреждений, которые теперь являются исполнителями запросов родителей. Четко прослеживается тенденция ориентации родителей на воспитательно-образовательные возможности детского сада и его материальную базу.

Во-вторых, сейчас часто в дошкольных учреждениях можно увидеть насыщенную предметную среду, которую, однако, нельзя назвать развивающей. Причина этого явления следующая: до сих пор практическим работникам не предложены общие требования к организации предметно-развивающей среды и ее содержанию, ориентированному на возраст детей, их индивидуальные возможности.

Работу надо начать с того, что проанализировать свою работу, что первоочередная наша задача – познакомить воспитателей с возрастными портретами ребенка, от знания которых, в принципе, зависит общий уровень их профессиональной грамотности и ориентации в педагогической работе с детьми; изучить вместе с ними возрастные потребности, особенности и интересы детей; узнать, в каких возрастах и какие психологические новообразования появляются и как они развиваются, и т.д. Вторая наша задача – попытка определить общие требования к организации и содержанию предметно-развивающей среды.

I.Требования к организации предметно-развивающей среды:

1.В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

а) для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной и др.), которые размещаются в центрах (зонах), содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;

б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

2.Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:

- быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);

- отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.

Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки (сказочного города шутов, мастеров, цирка и пр.);

- расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

- отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изобразительной деятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны, важно организовывать так, чтобы самим расположение предметно-развивающей среде определялось положение тела ребенка, и он мог располагаться в ней, сидя на стульях, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени и пр., на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр.);

- оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

1.Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:

а) программным требованиям, задачам воспитания и обучения:

б) возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка (воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в центре конструктивной деятельности ручного труда в большей мере будет предлагать специально подготовленные материалы, которые не только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому достижению результата, и в первую очередь будет использовать готовые объемные формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские прямоугольники, квадраты, круги и т.д., различные силуэты животных – собачек, лошадок и пр., предметов – корзиночек, домов);

2.В предметно-развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания и пр. Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие внимание, память и т. д.

3.Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно–развивающей среде и: - на пройденный программный материал (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху); - на индивидуальные возможности детей (я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо); - обеспечение зоны ближайшего развития (это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую) – неисчерпаемую информативность (я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь новое и интересное).

Первые результаты вселяют надежду на успешность в решении этого вопроса.

Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд, требующий больших усилий и времени.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Сековец и др.

Таким образом, можно выделить несколько компонентов развивающей среды:

1. Социальный компонент.

На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями

Преобладающее позитивное настроение;

Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

2. Пространственно-предметный компонент

Среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;

Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

3. Психодидактический компонент

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития В.А. Ясвин «Образовательная среда от моделирования к проектированию, М. , 1997). Позже на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского были сформулированы принципы построения предметно-пространственной среды.

Итак, среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Для того чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция получила дальнейшее развитие – коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы построения предметно-развивающей среды с учетом психолого-педагогических требований.

В целом, все программы в дошкольном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:

Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

Эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Создание условий для развития личности;

Приобщении детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды.

Основные принципы построения развивающей среды

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии

Использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности

это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды

Использование больших модульных наборов,

центров песка и воды,

инструментов для уборки,

3. Принцип стабильности – динамичности

ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности:

Использование сборно-разборной мебели,

емкостей для хранения игрушек,

мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)

Использование игрового спортивного оборудования,

игровых столов сложной конфигурации,

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования-

реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка,

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов

эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика,

элементов образного декора.

реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами

Создание специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе:

Содержать предметы и материалы известные детям,

предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого,

совсем незнакомые предметы и материалы.

В процессе эксперимента были получены данные, показывающие, что умело организованная окружающая среда более чем на 50:% снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, снимает синдром тревожности в отсутствии близкого взрослого,

Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников.

У них возникает интерес к детскому саду, желание быть вместе со сверстниками

Разработка предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава групп, должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:

психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.);

количественного соотношения мальчиков и девочек (например 50:50; 90:10);

социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

окружающей социальной практики (город, поселок, село).

Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:

Таким образом, оснащение каждого образовательного учреждения должно формироваться следующим образом:

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка), целостную, многофункциональную среду;

Материалы должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности;

Начиная с 4-х лет необходимо учитывать полоролевую идентификацию;

Предметная среда должна включать материалы, обеспечивающие каждый из этих видов деятельности.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.

Основные критерии отбора игровых материалов и оборудования

В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

провоцировать ребенка на агрессивное действие;

вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);

провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень);

открытость (возможность придумывать новые задания);

полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);

разнообразие по уровню сложности;

возможность применения группой детей;

использование различных фактур;

Материальная база должна включать следующие разделы:

I. Оборудование помещений для создания развивающей среды

II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:

оборудование для развития общих движений;

игровые средства для развития мелкой моторики;

игровые средства для развития сенсорного восприятия;

игровые средства для развития мышления;

игровые средства для развития речи и языка;

игровые средства для ознакомления с окружающим миром;

игровые средства для социально-эмоционального развития;

игровые средства и материалы для творческого развития;

игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.

И, наконец, предметная среда не должна быть самоцелью, было бы утопией думать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. Развивающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста.

Читайте также: