Какие преимущества дает переход растений к семенному размножению

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 15.09.2024

Вопрос по биологии:

Какие эволюционные преимущества дает переход растений к семенному размножению?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 20.06.2018 02:24
  • Биология
  • remove_red_eye 15958
  • thumb_up 11
Ответы и объяснения 1

Семена более жизнеспособны. благодаря животным, ветру, воде могут переноситься на большие расстояния. есть запас питательных веществ.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Биология.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

В противоположность человеку, растения могут продлевать свой род различными методами. Сведения об их размножении умело используются человечеством для выращивания других организмов. В этом уроке мы рассмотрим способы репродукции растительных организмов и непосредственное применение этих знаний на практике.

План урока:

Виды размножения

Размножение — процесс, в результате которого число определённого организма увеличивается.

У растительных организмов различают следующие способы размножения:

  1. Половое;
  2. Бесполое (спорами и вегетативное).

У гамет есть два вида:

  1. Мужские: подвижные мужские клетки называют сперматозоидами, а неподвижные — спермиями. У спермиев нет жгутиков (присущи покрытосеменным и голосеменным);
  2. Женские: женские клетки именуются яйцеклетками. Обычно яйцеклетки намного крупнее мужских гамет, так как содержат запас питательных веществ. Яйцеклетка состоит из цитоплазмы — ооплазмы — и ядра.

Половые клетки должны слиться друг с другом. Процесс, в итоге которого создаётся единый организм, называется оплодотворение. Единый организм именуется зиготой, из которого далее сформируется новое растение. Свежий растительный организм содержит набор признаков, который ему передали женские и мужские клетки.

Наследственный материал содержится в хромосомах. Гаметы гаплоидны, то есть в них находится одинарный набор хромосом. На схемах такой хромосом отмечается латинской буквой n. Одинарный набор присущ всем гаметофитам и некоторым водорослям (хлорелла) и грибам (мукор).

При слиянии гамет формируется зигота, которая имеет двойной (диплоидный) набор хромосом. При этом родительские признаки перемешиваются, и образуется уникальное растение со своим набором признаков. В этом и состоит биологический смысл: комбинации генов увеличивают генетическое разнообразие потомства, что приводит к появлению новых более приспособленных организмов.

Бесполое размножение. Бесполая репродукция бывает двух видов: вегетативная и размножение спорами.

Вегетативное размножение. В отличие от полового размножения, в вегетативном размножении не участвуют специализированные клетки. Растительный организм развивается из частей вегетативных органов: корня и побега.

Такой способ размножения характерен для всех растений. Наиболее часто вегетативно размножаются покрытосеменные растения из-за большого разнообразия видоизменённых побегов и корней.

В ходе формирования знаний о садоводстве человечество освоило способ вегетативного размножения — увеличение числа растений посредством черенков и отводков. Черенки — это такие части растений, которые способны закрепиться в почве и дать новые корни. Для этого черенок отделяют от материнского растительного организма и сажают в почву. Таким образом можно размножить огромное множество растений, например, жимолость или бузину.

Растительные организмы, которые не способны хорошо укорениться в почве, размножают отводками (крыжовник). При этом способе дочернее растение не отделяют от материнского, а лишь загибают часть побега и присыпают сверху почвой.

Некоторые растения сами выработали органы для вегетативного размножения. Например, землянику легко клонировать самим, благодаря наличию видоизменённого побега — усов.

Размножение усами земляники

Размножение спорами. Не стоит путать споры бактерий и споры растений. Споры бактерий — стадия жизни микроорганизмов, в которой максимально замедлены обменные процессы. Споры нужны бактериям в неблагоприятных условиях для выживания. Бактерии покрываются толстой оболочкой, которая может пережить экстремальные температуры. Споры растительных организмов предназначены для размножения. Оболочка — спородерма — состоит из двух слоёв: экзины и интины. Экзина имеет выросты, которые позволяет цепляться за гладкие части. Таким способом размножаются грибы, водоросли и высшие растения.

В отличие от размножения гаметами, в процессе размножения спорами участвует одна клетка. Споры прорастают на стадии жизненного цикла растения, которая называется спорофит. Специальные органы, которые несут споры, называются спорангии.

Споры бывают подвижные и неподвижные. Подвижные споры — зооспоры — имеют жгутики для передвижения. У неподвижных спор жгутика нет.

Спорофит диплоиден, то есть имеет двойной набор хромосом. На схемах записывают как 2n. Растение, которое сформировалось из споры, полностью повторяет материнский растительный организм, потому что не происходит перемешивания генетических материалов.

Растению удобнее размножаться спорами, нежели гаметами, так как в этом процессе участвует всего одна клетка. Споры отделяются от материнского организма и прорастают там, где образуются благоприятные для прорастания условия.

Для многих растений характерно чередование поколений, то есть какое-то время организм пребывает на стадии спорофита, а какое-то — на стадии гаметофита. Из-за этого растения одного вида могут отличаться не только способом размножения, но и внешним видом. Всё дело в преимуществах поколений.

Преимущества полового размножения:

  • Смешение генетического материала гамет, что приводит к лучшему приспособлению в изменяющихся условиях среды.

Преимущества бесполого размножения:

  • Более высокая вероятность размножения, так как участвует всего одна клетка;
  • При вегетативном размножении развитие растения начинается не с одной клетки, а с нескольких, что уменьшает время появления нового растительного организма.

Чередование поколений папоротника

Поколение растения, которое существует в жизненном цикле дольше, называется доминирующим.

Изменение соотношения между гаметофитом и спорофитом в процессе эволюции

Размножение споровых растений

Споровые растения — растения, для которых характерно споровое размножение.

Споровые растительные организмы бывают:

  1. Низшие: водоросли;
  2. Высшие: мхи, плауны, хвощи, папоротники.
  1. Вегетативное: водоросли размножаются таким способом, когда их части случайно отделяются от материнского организма из-за сильных течений или воздействия животных;
  2. Споровое: споры водорослей бывают подвижные с жгутиками (зооспоры) и неподвижные; внутри материнской клетки формируется множество спор, которые далее выходят наружу в водную среду;
  3. Половое: половая репродукция активизируется лишь при наступлении неблагоприятных условий для приспособления к изменяющимся внешним условиям; гаметы из гаметофита сближаются в водной среде и формируют зиготу, из которой формируется новое растение.

Размножение мхов. У мхов выражено чередование поколений. Доминирующим является поколение гаметофит. У кукушкина льна во влажную погоду сперматозоиды из мужского мха перемещаются к яйцеклетке на женском мхе. Бывшая зигота становится спорофитом — коробочкой на ножке. Там формируются споры, которые затем выбрасываются на землю. Из них вырастают мужские и женские мхи — гаметофиты.

Жизненный цикл мха

Размножение плаунов. В жизненном цикле плаунов уже заметно доминирование спорофита над гаметофитом. На зелёном организме — спорофите — образуются спорангии с множеством спор внутри. Споры формируют гаметофит растений, который у плаунов называется заростком. Там формируются мужские и женские половые части, которые производят гаметы. Они сливаются во влажную погоду, образуя спорофит.

Жизненный цикл плаунов

Размножение хвощей. Далее во всех растениях спорофит будет доминирующим поколением. Репродукция хвощей повторяет размножение плаунов. На спорофите образуются споры, из которых вырастает заросток — гаметофит — с женскими и мужскими гаметами.

Жизненный цикл хвощей

Размножение папоротников. Доминирующим поколением папоротников также является спорофит. Спорофит — растение с листьями, на нижней стороне которых образуются бурые бугорки — спорангии. Споры формируют гаметофит — заросток. На нём формируются мужские и женские клетки. При оплодотворении они создают зиготу, из которой развивается спорофит.

Жизненный цикл папоротников

Таким образом, репродукция низших и высших споровых растений отличается. Для низших споровых растительных организмов характерен выбор между бесполым или половым размножением. Редко встречается и тот, и другой вид репродукции. Для высших споровых растений характерна смена поколений с преобладанием гаметофита (мхи) или с преобладанием спорофита (плауны, хвощи, папоротники).

Размножение семенных растений

Семенные растения также называют голосеменными. Для этих растений характерно семенное размножение. В отличие от споровых растительных организмов, голосеменные размножаются не с помощью спор, а посредством семян. В отличие от покрытосеменных растений, голосеменные не защищают семена специальными образованиями — плодами.

Женские и мужские семена растений можно различить невооруженным глазом: женские семена намного крупнее, так как они несут в себе запас питательных веществ, который заключён в эндосперм. Женское семя состоит из зародыша, эндосперма и плотной семенной кожуры. Мужские семена больше похожи на пыльцу.

Строение семени сосны

Репродукцию голосеменных растений принято рассматривать на примере сосны обыкновенной. Сосна — однодомный растительный организм, то есть на одном растении расположены и женские шишки, и мужские.

  • Женские шишки: красные, сидят на вершине по одной; на чешуях женских шишек развиваются два семязачатка, в которых располагаются яйцеклетки;
  • Мужские шишки: жёлто-зелёные, небольшие, собраны группами; на чешуях мужских шишек развиваются два пыльцевых мешочка, в которых располагается пыльца и пузырьки, заполненные воздухом, для облегчения полёта.

Строение шишки сосны

Пыльца вылетает из мужской шишки и встречается с женской. Это стадия опыления. Чешуи женской шишки соединяются, чтобы пыльцевые зёрна не вылетели обратно. Пыльца становится пыльцевой трубкой, формируя неподвижные безжгутиковые спермии. Они соединяются с яйцеклеткой. Из сформировавшейся зиготы вырастает семя. Шишка одревесневает, открывается, освобождая семена для дальнейшего распространения.

В жизненном цикле голосеменных растений преобладает спорофит. Спорофит — взрослое растение. Оно формируется внутри семян шишек, а затем прорастает при попадании на землю. Гаметофит — шишки.

Жизненный цикл голосеменных растений

Также у семенных растительных организмов редко встречается вегетативная репродукция.

Размножение покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения — вершина эволюции. Для размножения у них выработались специальные органы: цветок и плод. Яркий цветок привлекает насекомых-опылителей, которые облегчают перенос пыльцы между растениями. Плод с околоплодником защищает хрупкие семена от неблагоприятных воздействий.

Мужской и женский гаметофит у покрытосеменных растений сильной отличается:

  1. Мужской . Мужской гаметофит называется пыльцой и располагается на пыльнике тычинки. Представляет собой шарики с двухслойной оболочкой: наружная — неровная и внутренняя — гладкая. Неровности нужны для лучшего закрепления пыльцы. Под оболочками находятся две клетки: вегетативная и генеративная.
  2. Женский . Женский гаметофит именуется зародышевым мешком и располагается в семязачатке пестика. В нём есть входное отверстие для пыльцы — микропиле. Напротив микропиле находится яйцеклетка, а в центре — центральная клетка.

Процесс переноса пыльцы называется опылением. Опыление растений бывает:

  • Самоопыление: пыльца попадает на тычинки того же растительного организма (горох, фасоль); высока вероятность опыление, но мало разнообразие потомства;
  • Перекрёстное опыление: пыльца попадает на тычинки другого растения (кукуруза, арбуз); высоко разнообразие потомства, но мала вероятность опыления.

Посредством насекомых-опылителей (зоофилия) или ветра (анемофилия) пыльца отделяется от тычинки и перелетает на рыльце пестика. Вегетативная клетка удлиняется и становится пыльцевой трубкой. Она вырастает и пробирается к зародышевому мешку. Генеративная клетка делится на 2 неподвижных спермия. Один из них соединяется с яйцеклеткой, образуя зиготу. Второй объединяется с центральной клеткой, формируя в дальнейшем эндосперм. Этот процесс именуется двойным оплодотворением, то есть два спермия сливаются с двумя клетками.

Далее из зиготы развивается зародыш, который окружён эндоспермом с запасом питательных веществ. Постепенно формируется плод.

Вегетативное размножение

Вегетативное размножение происходит с помощью вегетативных органов: корня, побега. В отличие от полового размножения, вегетативная репродукция даёт начало идентичным особям без разнообразия. Это понижает шансы на выживаемость в изменяющихся условиях среды.

В вегетативном размножении участвуют клетки паренхимы — основной ткани. Эти клетки не являются специализированными, поэтому в процессе развития могут дать начало любому органу.

Для вегетативного размножения растительные организмы выработали разнообразные способы:

Цель урока: изучить развитие жизни в мезозойскую эру.

образовательная: рассмотреть преобразования климата в мезозойской эре, выявить основные ароморфозы живых организмов, населявших Землю;

развивающая: формировать умения и навыки само­стоятельной работы, выделять главное, анализировать, сопоставлять;

воспитательная: ответственное отношение к вы­полнению полученных заданий.

Тип урока: Комбинированный урок

Технология обучения:

Технология развивающего обучения.(учебные задачи на поиск и постановку проблемы к определенным условиям, определение принципов и закономерностей. Выработка понятий, разработка определений. Поиск доказательств. Разработка гипотезы, поиск связей и отношений, анализ, учебно-познавательные ситуации, применение информационно-коммуникационных технологий, развитие познавательного потенциала).

Синквейн (синтез сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся, практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу)

Основные этапы урока, время

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Вступительное слово. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на занятии. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Постановка общих целей урока

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Этап проверки домашнего задания

Методы устного и письменного контроля (беседа; рассказ ученика; объяснение; тест)

Создает эмоциональный настрой на положительный результат. Выборочно предлагает дидактические карточки для устного и письменного ответа. Осуществляет индивидуальный выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Даёт комментарии к ответам

Отвечают у доски по карточкам и письменно на местах. Дают определения понятиям.

Выявляют закономерности, анализируют, определяют причины.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения

Карточки см. в приложении

3.Актуализация опорных знаний, формирование мотивации учебной деятельности. (5 мин.)

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (учебная дискуссия)

Готовит учащихся к активному сознательному усвоению нового материала:

t1631635968aa.jpg

Давайте попробуем сформулировать цели урока: Сегодня мы должны

А теперь сформулируем тему нашего урока.

Слушают учителя, формулируют цели и тему урока

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Предполагают, о чем пойдет речь на уроке, пробуют сформулировать тему урока самостоятельно.

4.Этап усвоения новых знаний (15 мин)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала). Репродуктивные объяснительно-иллюстративны, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);

Рассмотрите геохронологическую таблицу.

Какие периоды входят в эру мезозоя?

Сегодня на уроке мы рассмотрим дальнейшее развитие жизни на Земле.

Мезозойская эра включает в себя 3 периода:

Триасовый(40±5 млн. лет);

Юрский(60 млн. лет);

Меловой(70 млн. лет).

В конце палеозоя происходит горообразование, вызвавшее поднятие суши и возникновение Урала, Алтая. Все это привело к дальнейшему усилению засушливости климата, начавшемуся в перми. Площадь суши была значительно большей, чем сейчас. Мезозой справедливо называют эрой пресмыкающихся. Их расцвет, широчайшая дивергенция и вымирание происходят именно в эту эру.

В эту эру продолжалось усложнение организмов, и темпы эволюции возрастали. В течение почти всей эры на суше господствовали голосеменные растения и пресмыкающиеся

Жизнь в триасовый период

В триасе происходит ослабление климатической зональности, сглаживание температурных различий. Начало движения материков.

Вымирают гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Достигают расцвета голосеменные растения.

Возникновение первых костных рыб.

В триасе началась великая война двух сухопутных племён – рептилий и звероподобных

250 млн. лет назад вся суша Земли была объединена в суперконтинент Пангею, располагавшийся в одном полушарии. Климат в это время везде был практически одинаков. Континенты все еще были слиты в единый суперконтинент Пангею, животные, включая амфибий, могли мигрировать на большие расстояния, и животный мир был одинаков по всей суше.

Климат становится все более жарким и засушливым: начинают пересыхать озера и реки, а во внутренних областях – образовываться обширные пустыни.

В мелководных лагунах триасовых морей обитало множество морских рептилий, в число которых входил Askeptosaurus, напоминающий сегодняшних крокодилов, и Placodus, достигавший 2,5 м в длину и питавшийся моллюсками.

Какие преимущества имеют млекопитающие по сравнению с рептилиями?

Что такое ароморфоз?

Можно ли считать эти приобретения ароморфозами? Почему?

Растения, преобладавшие в ландшафтах триасового периода, включали древовидные папоротники, саговник и хвощи, возникшие в палеозойскую эру. 220 млн. лет назад в ландшафте преобладали кустарники с вкраплениями хвойных деревьев, напоминающих современные, и огромных гинкговых растений. Поскольку в данный период времени сокращались площади морей и океанов, и влажный климат сменился на сухой, вымерли гигантские папоротники, древовидные хвощи, плауны. Первыми из растений завоевали сушу голосеменные.

Приведите примеры известных вам голосеменных растений.

Жизнь в юрском периоде

В юрском периоде климат, вначале влажный, в конце – засушливый.

Появление новых групп моллюсков. Вымирают семенные папоротники и появляются первые покрытосеменные растения.

Достигают расцвета насекомые и рептилии. В конце периода появление первоптиц – археоптерикса.

Asteroceras obtusum – один из видов аммонитов, обитавших в морях юрского периода.Юрский бобр

Что можно сказать о многообразии пресмыкающихся?

В чем причины такого многообразия?

Археоптерикс. Считается, что птицы произошли от рептилий – архозавров

Возникновение птиц должно было сопровождаться появле­ нием крупных ароморфозов в строении. Назовите эти ароморфозы.

Каким образом формировались отличительные особенности строения птиц? Приведите примеры.

Жизнь в меловой период

В меловом периоде прохладный климат, увеличение площади Мирового океана и новое поднятие суши.

Идут интенсивные горообразовательные процессы (Альпы, Анды, Гималаи).

Начинается параллельная эволюция цветковых растений и насекомых-опылителей.

Вымирают хищные динозавры и крупные рептилии. В морях вымирают многие формы беспозвоночных и морские ящеры. Наиболее приспособленными оказываются птицы и млекопитающие.

Большое количество разнообразных млекопитающих, потомки которых ассоциируются прежде всего с одним континентом – Австралией. Это сумчатые, самые примитивные из ныне живущих живородящих млекопитающих и однопроходные (клоачные), или яйцекладущие млекопитающие.

При переходе от раннего к среднему меловому периоду появились первые цветковые растения. В это же время продолжалась эволюция огромных травоядных динозавров.

Окаменелый лист магнолии, найденный в породах верхнего мелового периода в Саксонии (Германия).

Появляются первые покрытосеменные (цветковые) растения.

Какие преимущества имеют покрытосеменные растения пи сравнению с голосеменными растениями?

1. Допишите названия периодов палеозойской эры.
1. Кембрий.
2. Ордовик.
3. Силур.
4. Девон.
5. Карбон.
6. Пермь.

2. Впишите недостающие слова.
Первые наземные растения, называемые псилофиты, появились с силурийском периоде палеозойской эры.

3. Дайте краткую морфофизиологическую характеристику первых наземных растений.
Псилофиты занимали промежуточное положение между водорослями и наземными сосудистыми растениями. Они имели слабодифференцированные ткани, способные проводить воду, могли укрепляться в почве, хотя корни у них отсутствовали. Псилофиты существовали только во влажном климате и дали начало более приспособленным наземным растениям.

4. Ответьте, какие эволюционные приобретения возникли у растений при переходе к наземному образу жизни.
Тело наземных растений разделилось на вегетативные органы и ткани, совершенствовалась сосудистая система. Широко распространялись споровые растения.

5. Перечислите основных представителей растительного мира девона.
В периоде девона растения начали покрывать Землю. Широко распространялись плауны, хвощи и папоротники, появлялись первые древовидные формы.

6. Охарактеризуйте эволюционные преимущества, приобретенные растениями благодаря переходу к семенному размножению.
У семенных растений зародыш в семени был защищен от неблагоприятных условий оболочками и обеспечен пищей. Для опыления и размножения уже не требовалась вода, в связи с чем семенные растения все больше расселялись по планете.

7. Назовите основные типы животных, возникших к началу палеозойской эры, и укажите среду их обитания.
Губки, кораллы, иглокожие, моллюски, ракоскорпионы и другие типы животных уже существовали в начале палеозоя.

8. Остатки каких хордовых животных были обнаружены в геологических отложениях, относящихся к палеозойской эре?
В геологических отложениях были найдены остатки животных, имеющих внутренний скелет – бесчелюстных позвоночных, потомками которых являются современные миноги и миксины.

9. Закончите предложение.
У первых хордовых челюстной аппарат развился на базе жаберных дуг. Это были челюсти, усаженные зубами. Жаберная мускулатура преобразовалась в челюстную и подъязычную. (Указать соответствующие структуры.)

10. Известно, что у первых рыб произошло несколько крупных ароморфозов, существенно ускоривших их прогрессивную эволюцию. Перечислите эти ароморфозы и охарактеризуйте их биологическое значение.

9

11. Ответьте на вопросы.
1. Какие животные являлись предками первых наземных позвоночных?
Предками первых наземных позвоночных были кистеперые рыбы.
2. В силу каких особенностей их организации это стало возможным?
Кистеперые рыбы имели мускулистые конечности и легкое, что дало им возможность перейти в наземную среду обитания.
3. В какой период палеозойской эры появились:
а) земноводные
б) рептилии

12. Допишите предложение.
Причиной выхода позвоночных на сушу явились изменения условий внешней среды, которые заключались в поднятии суши, измельчании морей и похолодании климата.

13. Укажите два основных способа приспособления к дефициту растворенного в воде кислорода у рыб. Заполните таблицу.

10

14. Закончите предложение.
Первые наземные позвоночные, жизнедеятельность которых была еще тесно связана с водной средой, носят название стегоцефалы.

15. Ответьте, какая группа организмов и благодаря каким ароморфозам первой полностью утратила зависимость от водной среды и смогла широко распространиться на суше.
Название группы: Рептилии.
Ароморфозы:
А) Внутреннее оплодотворение.
Б) Накопление желтка в яйцеклетке.
В) Ороговение кожи.
Г) Сложное строение почки.
Д) Возникновение грудной клетки и новые тип дыхания.

Особенности семенных растений и их эволюционные преимущества

Теории происхождения семени

Семя развилось путем усложнения мегаспорангиев разноспоровых папоротникообразных, как у Селягинеллы, у которой микроспоры и мегаспоры прорастают в сильно редуцированные заростки.

У семенных растений, которые всегда являются разноспоровыми, заростки становятся еще более редуцированными. Уже у Селягинеллы иногда отмечается, что прорастание женского заростка, оплодотворение и даже первые стадии развития молодого спорофита происходят внутри спорангия в виде зародыша, снабженного запасной питательной тканью, используемой при его прорастании.

Сильно редуцированный мужской заросток семенных растений сведен к образованию главным образом пыльцевой трубки, которая подводит образующиеся внутри неподвижные мужские гаметы непосредственно к женским гаметам, скрытым внутри мегаспорангия.

Особенности семенных растений и их эволюционные преимущества

Основная особенность семенных растений – размножение при помощи семян.
Появление семени определило господство семенных растений. По сравнению со спорой, семя содержит больше запасов питательных веществ, а зародыш внутри семени надежно защищен плотными покровами.

Семена образуются в гораздо меньших количествах, нежели споры.
Сократив число производимых семян (по сравнению со спорами), семенные растения резко повысили их жизнеспособность за счет обезвоженности тканей и наличия защитных покровов.
Семя оптимально приспособлено к распространению, что обеспечивает широкое распространение и существование в разных жизненных формах (деревья, кустарники, полукустарники и тп)

Семенные растения– это разноспоровые организмы. У них формируются микроспоры, дающие начало мужскому гаметофиту, и мегаспоры, дающие начало женскому гаметофиту.
Существует чередование поколений – полового и бесполого
Гаметофит семенных растений формируется и развивается на спорофите.

Анатомическая эволюция голосеменных, мано- и пикноксильная линии эволюции.

Если стебли имеют толстую сердцевину, о слабо развитую и рыхлую вторичную древесину и толстую кору, то такой тип строения стебля называется маноксильным.
Если кора и сердцевина относительно тонкие, а вторичная древесина относительно сильно развитая и компактная, такое строение стебля называется пикноксильным.

Строение и эволюция мегаспорофиллов и мегаспорангиев голосеменных

Мегаспоры образуются в мегаспорангиях, развивающихся на мегаспорофиллах.
Мегаспорофиллы, в свою очередь собраны в стробилы. Срастаясь краями, образуют полость, к внутренней поверхности которой крепятся семязачатки. При созревании семян мегаспорофиллы образуют их вместилище, называемое плодом.
Внутренняя часть семязачатка – нуцеллус (мегаспорангий). Внутри него обособляется одна клетка, которая делится путем митоза. Из образовавшихся четырех гаплоидных клеток три отмирают, а 1 оставшаяся превращается в мегаспору. Мегаспора прорастает внутри мегаспорангия в женский гаметофит (эндосперм) с двумя архегониями.
Мегаспорангий окружен покровом (интегументом), формирующим пыльцевход (микропиле).

Характеристика отдела Ginkgophyta

Теории происхождения семени

Семя развилось путем усложнения мегаспорангиев разноспоровых папоротникообразных, как у Селягинеллы, у которой микроспоры и мегаспоры прорастают в сильно редуцированные заростки.

У семенных растений, которые всегда являются разноспоровыми, заростки становятся еще более редуцированными. Уже у Селягинеллы иногда отмечается, что прорастание женского заростка, оплодотворение и даже первые стадии развития молодого спорофита происходят внутри спорангия в виде зародыша, снабженного запасной питательной тканью, используемой при его прорастании.

Сильно редуцированный мужской заросток семенных растений сведен к образованию главным образом пыльцевой трубки, которая подводит образующиеся внутри неподвижные мужские гаметы непосредственно к женским гаметам, скрытым внутри мегаспорангия.

Особенности семенных растений и их эволюционные преимущества

Основная особенность семенных растений – размножение при помощи семян.
Появление семени определило господство семенных растений. По сравнению со спорой, семя содержит больше запасов питательных веществ, а зародыш внутри семени надежно защищен плотными покровами.

Семена образуются в гораздо меньших количествах, нежели споры.
Сократив число производимых семян (по сравнению со спорами), семенные растения резко повысили их жизнеспособность за счет обезвоженности тканей и наличия защитных покровов.
Семя оптимально приспособлено к распространению, что обеспечивает широкое распространение и существование в разных жизненных формах (деревья, кустарники, полукустарники и тп)

Семенные растения– это разноспоровые организмы. У них формируются микроспоры, дающие начало мужскому гаметофиту, и мегаспоры, дающие начало женскому гаметофиту.
Существует чередование поколений – полового и бесполого
Гаметофит семенных растений формируется и развивается на спорофите.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

f0

f8

Докажите преимущества семенного размножения перед споровым?

Докажите преимущества семенного размножения перед споровым.

f0

f1

В чем отличие оплодотворения от опыления?

В чем отличие оплодотворения от опыления?

В чем заключается основное преимущество размножения растений?

Почему растения, выросшие из семян, иногда отличаются от того растения, с которого были плоды с семенами?

f1

В чем различия способов размножения и развития у папоротниковых и цветковых растений?

В чем различия способов размножения и развития у папоротниковых и цветковых растений?

Какие преимущества размножения цветковых растений?

f9

Когда появились цветковые растения?

Когда появились цветковые растения?

Укажите их эволюционные преимущества.

f2

Охарактеризуйте эволюционные преимущества, приобретенные растениями благодаря переходу к семенному размножению?

Охарактеризуйте эволюционные преимущества, приобретенные растениями благодаря переходу к семенному размножению.

f6

В чем преимущество семенного размножения над размножением с помощью спор?

В чем преимущество семенного размножения над размножением с помощью спор?

Назовите не менее трех признаков.

f2

Какие преимущества размножения семенами по сравнению с размножением спорами?

Какие преимущества размножения семенами по сравнению с размножением спорами.

f5

Какое преимущество имеют семенные растения перед споровыми?

Какое преимущество имеют семенные растения перед споровыми?

f0

f0

Пиноцитоз является функцией клеточной мембраны.

f1

f2

Аккомодация способствует ясному восприятнию предметов расположенных на разном расстоянии.

f3

f4

Листьями деревьев : клен дуб береза рябина тополь ива липа вишня слива груша и другие плодовые деревья.

f5

f6

f7

f8

Историческое старение и естественное вымирание вида.

f9

1. Хлорофилл содержится в : 1. Хлоропластах 2. Тубус – это : 3. Часть микроскопа, в которой помещается окуляр 3. Защитную функцию у растений выполняют : 1. Покровные ткани 4. Образование спор у бактерий – это : 4. Способ выживания в неблагопри..

Читайте также: