Какие бывают сады название

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 18.09.2024

Основные стили садово-паркового искусства

В настоящее время выделяют следующие стили садово-паркового искусства:

1. Регулярный стиль

Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:

  • Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
  • Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.
  • Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
  • Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
  • Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.
  • Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
  • В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.

Теперь, зная основные принципы создания регулярного сада, давайте рассмотрим, в каком случае актуально использование этого стиля сегодня. Использование регулярной планировки сада уместно в том случае, если загородная резиденция предназначена для приема гостей, которых необходимо поразить изысканностью, вкусом и достатком. Однако необходимо учесть, что создание сада в регулярном стиле требует относительно больших пространств и непрерывной работы профессионального садовника.

2. Пейзажный стиль


В начале XVIII века в Англии зародился пейзажный стиль садово-паркового искусства. Возникновение пейзажного стиля, подобно возникновению регулярного стиля, являлось отражением идей, господствовавших в обществе XVIII века.

Эти настроения состоятельных людей Англии нашли свое воплощение в создании частных садов нового типа, которые в дальнейшем стали именоваться пейзажными.

Хрестоматийный пример такого стиля – знаменитые сады в местечке Стоу (Stowe, Buckingham). Их создатель – Чарльз Бриджман (Charles Bridgeman), а впоследствии – другой известный мастер – Уильям Кент (William Kent).

Считается, что знакомство с пейзажными парками Китая способствовало окончательному формированию пейзажного стиля в Европе. Однако знакомство европейцев с культурой Китая началось еще в XIII веке и связано с именем Марко Поло, что не помешало развитию регулярного стиля. К тому же в пейзажных парках XVIII века идеи китайского садоводства мало использовались. Как дань моде в парках строились беседки, пагоды, мостики, павильоны в китайском стиле, т.е. воспринималась только внешняя сторона восточного садового искусства. Восприятие европейцами философских идей востока, основанных на глубоком символизме, лаконичности и кажущейся простоте, становится возможным гораздо позднее, к началу XX века, что нашло отражение в современной архитектуре и ландшафтном искусстве.

Видимо, возникновение пейзажных парков в Европе произошло бы и без знакомства с традициями Востока, в силу исторического развития общества.

Можно выделить следующие характерные признаки пейзажных садов:

  • Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов – подражание природному ландшафту.
  • Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.
  • Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.
  • Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену живописных пейзажей. Нет точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно.
  • Первостепенное значение имеют композиции из деревьев и кустарников, сочетание цвета и фактуры листьев, распределение света и тени в саду. Используются в основном породы деревьев и кустарников, растущие в данной местности.
  • Садовые цветы высаживаются около дома, в саду же отдается предпочтение полевым и лесным многолетникам.
  • Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).

Пейзажный стиль чаще всего используется ландшафтными архитекторами при планировке современных загородных усадеб. Однако желание поместить на небольшой территории как можно большее количество модных декоративных элементов (китайские домики и фонарики в сочетании с альпийскими горками и скульптурами в стиле псевдо-барокко), родных березок и экзотических растений приводит к тому, что повторяются ошибки начала XVIII века, когда неопытные архитекторы стремились использовать все новинки садового искусства.

Создание парка в пейзажном стиле требует тонкого вкуса, чувства меры, хорошего знания родной природы и стремления к самосовершенствованию.

Садово-парковое искусство стран Востока

В отличие от европейских садов, в которых нашли отражение социальное устройство общества, идеи и настроения правящей элиты, в садах Востока, в первую очередь, проявляется религиозное и философское восприятие мира. В соответствии с господствовавшей в той или иной стране религией, создавались строгие каноны планировки садов, которые были неизменны столетиями. В садах на ограниченном участке пространства создавалась модель мира. Глубокий символизм, характерный для садов Востока, являлся способом передачи знаний от поколения к поколению.

3. Мусульманские сады


Все в этих садах располагает к неге и томлению – тихо журчащие фонтаны, легкие струи воды, искрящиеся на солнце, благоухающие цветы, поющие птицы в золотых клетках, прекрасные наложницы, собранные со всех краев света… Человек, попадая в такой сад, чувствует себя как в раю. Сады в мусульманских странах, действительно, ассоциировались с раем. И, несмотря, на всё их разнообразие, устройство садов строго регламентировалось законами ислама.

В Испании, находившейся в течение семи веков (с VIII по XIV век) под влиянием арабов, на основе мусульманских канонов сформировался новый тип сада, который позднее стал называться мавританским . Относительно небольшие по площади внутренние дворики (патио) представляли собой своеобразные комнаты на открытом воздухе. Часто обрамлением такого сада служили галереи, увитые виноградом или плетистыми розами. Подобно мусульманским, в мавританских садах главным украшением сада становилась вода, заключенная в самые разные формы. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. Большое количество цветов и пряных трав являлось особенностью мавританских садов. Широко использовалось декоративное мощение свободных от посадок пространств, что придавало садам особое изящество и изысканность.

Ярким примером мавританских садов могут служить сады Альгамры и Генералифа, расположенные в Гранаде и построенные между 1350 и 1500 годами

4. Пейзажные сады Китая


Китайские исследователи считают, что история садов Китая насчитывает более трех тысячелетий. Это вполне вероятно, ведь начиная с середины II тысячелетия до н. э. в Китае было развито строительство пышных дворцов, храмов и гробниц, вокруг которых могли устраиваться первые сады. У древних китайцев был распространен культ Неба, умерших предков и духов природы. Считалось, что стихийные бедствия (засуха, наводнение, голод, болезни) являлись отражением безнравственных поступков человека и плохого устройства государства.

Поклонение силам природы было свойственно большинству древних религий. Однако лишь в Китае основой гармоничного общества являлось подчинение законам вселенной. Изучение этих законов, их систематизация позднее были сформулированы как законы Фэн-шуй, популярность которых в современном мире очень высока.

Начиная с V века до н.э. ведущей религией Китая становится конфуцианство, задачей которого является построение гармоничного общества с помощью добродетельного человека. Добродетельный человек, по Конфуцию, это благородный рыцарь, обладающий высокими моральными качествами и чувством долга, готовый на все во имя истины, почитающий мудрость старших, в основе любого поступка которого лежит гуманность. Добродетельный человек должен жить в гармонии с законами вселенной, которые и определяют нормы нравственности.

Параллельно с конфуцианством в Китае возникает даосизм, в основе которого лежит интуитивное познание бытия. Учение даосов призывало слиться с природой, избегать всего искусственного. Уход от мира к природе связывался у даосов с возможностью обретения долгих лет жизни и даже бессмертия.

Именно даосы выделили и обоготворили пять основных природных элементов: металл, дерево, воду, огонь и землю; под влиянием буддийской философии, пришедшей из Индии, разработали идею инь-ян, сводившуюся к противопоставлению и постоянному благотворному взаимодействию мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний.

Независимо от того, какое учение преобладало в тот или иной исторический период в Китае, единым для них являлось осознание человека как части вселенной. Абсолютизация красоты природы, подчинение ее законам, легли в основу пейзажного стиля садоводства, развившегося в Китае.

Сады в Древнем Китае традиционно устраивались при императорских дворцах, гробницах и храмах . Свободная планировка этих садов сочетается со строго симметричными композициями зданий. Здания вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. Главная задача создателя парка заключалась в нахождении исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывался бы самый красивый пейзаж. Менее значительные композиции группировались вокруг главной и были ей подчинены. Наиболее выразительные элементы ландшафта отмечались характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый).

Кроме того, существовали также сады естественных пейзажей (здесь человек не вмешивался в природу, а любовался ее красотой), сады ученых (сады, созданные для прогулок ученых и философов и призванные настраивать их мысли на спокойный и возвышенный лад) и домашние сады (небольшие садики около частных домов, окруженные сплошной стеной из камня или бамбука).

По эмоциональному воздействию на человека выделялись следующие типы садов: смеющийся, угрожающий и идиллический. Смеющийся сад должен быть в полном контрасте с угрожающим, в котором главную роль играли нависшие скалы, изломанные причудливые деревья, как бы сраженные бурей. Идиллический тип пейзажа подчеркивался достаточно большим водоемом с островом, на котором размещался рыбачий домик или беседка.

Знакомство с великой культурой Китая повлияло на развитие пейзажного стиля садоводства в Европе и легло в основу идеологии создания японских садов.

5. Японские сады


Традиционной религией Японии был синтоизм, в основе которого лежит культ божеств природы и предков. Камни и горы были в центре пантеона древних японцев, чему способствовал ландшафт этой страны. В садах многих монастырей хранились священные камни, а символом Японии стала священная гора Фудзи.

Расширение внешних контактов с другими странами привело к тому, что начиная с III века н.э. в Японии появилось большое количество мигрантов из Китая и Кореи. Начиная с VI века китайское влияние на островах стало ощущаться сильнее. Сначала это влияние шло вместе с буддизмом, распространившимся в Японии из Китая через Корею и впитавшим в себя многое из традиционной китайской культуры. Чуть позже, когда возникла необходимость в устройстве сильного централизованного государства, широко изучались и использовались идеи конфуцианства. Словом, японцы быстрыми темпами преодолевали свое отставание от великого соседа, заимствуя много нового из разных областей жизни.

С приходом и расширением влияния дзен-буддизма (духовный рост личности через созерцание) и конфуцианства (сильное централизованное государство под руководством благородных людей), японцы не отреклись от религии своих предков – синто (одухотворенность природы). До середины XX века государственной религией Японии считался синтоизм. Такое слияние культур дало сильный толчок развитию древнеяпонской литературы, мифологии, искусства, в том числе и садово-паркового.

В Японии парки сначала устраивались по подобию китайских парков с их искусственными холмами, павильонами и типичной пейзажной трактовкой всей композиции. Однако постепенно, переняв основные идеи, японцы создали свое направление развития садово-паркового искусства и сформулировали целый ряд теоретических правил.

Вот лишь некоторые символы, используемые в японских садах, которые помогают подготовленному человеку познать душу этого места и сердце его владельца:

  • мост через воду – восходящее или заходящее солнце,
  • изогнутая черепица – облака,
  • пагода – храм,
  • дракон – вода,
  • золотые карпы в водоеме – дети дракона,
  • бамбук – стойкость, терпение,
  • сосна – долголетие,
  • лотос – мудрость (символ Будды),
  • сакура – стойкость, духовная красота,
  • камелия – осторожность…

Японский сад проектировался так, чтобы смена красивых пейзажей шла постепенно и непрерывно по мере продвижения человека по саду. Основа любого японского сада – камни и вода, что диктуется идеей инь-ян, одной из центральных в буддизме. Камни символизируют мужское (светлое, активное начало) ян, вода – женское (темное, тягучее, пассивное) инь. Выбор и расположение растений также подчинялось определенным закономерностям. Так дуб, символизирующий силу, находился в центре и подчеркивал главную композицию, клён краснолистный – на западе, чтобы солнце на заходе освещало его листья.

Сначала появился холмистый сад. Он имел достаточно большую площадь и состоял из пяти холмов, один из которых был центральный и символизировал гору Фудзияма. Обязательным условием этого сада является наличие десяти главных камней и водоема с несколькими островами. Холмистый сад был пейзажным и воспроизводил ландшафт той или иной местности.

Следующим этапом развития японских садов является плоский или каменистый сад . Отражая символику дзен-буддизма, он создавался для созерцания и достижения состояния просветления. В каменистых садах вода отсутствует, её имитирует галька, мелкий белый гравий или песок, на котором с помощью бамбуковых грабель производят узоры, изображающие волны. Гармоничное расположение камней разного размера создает картины глади воды или морского прибоя, неспешно журчащего ручья или бурного водопада, а каменные мостики дополняют эту иллюзию.

Почему же именно восточная философия устройства садов приобретает все большее влияние? Почему стали столь популярны садики в китайском и японском стиле, и многие архитекторы, разрабатывая свои проекты, используют идеи лаконичности и символизма, лежащие в основе планировки восточных садов? Возможно, это лишь дань моде, как это было в Европе XVIII века. Однако более важной причиной может быть общее усиление интереса к восточной культуре, к восточным философским и духовным системам. Европейский человек, с его культом индивидуальности, вглядываясь в красоту природы, пытался разглядеть в ней себя, найти оправдание своей жизни. Человек же, воспитанный в восточных традициях, пытается духовно дорасти до восприятия природы, познать её душу. Восточные сады не поддаются быстрому и легкому пониманию. Мы всматриваемся в них с неотступным ощущением, что могли бы видеть и понимать больше…

В заключение необходимо отметить, что рассказывая о наиболее известных стилях садово-паркового искусства и пытаясь понять причины их возникновения, мы намеренно исключили из рассмотрения целый ряд менее известных и переходных стилей, таких как античный, итальянский террасный, монастырский и др., которые оказали несомненное влияние на формирование основных стилей, но не считаются определяющими в истории развития садово-паркового искусства.

ландшафтный дизайн сад

Разработка ландшафта проекта участка – это не только озеленение земельной площади травами, цветами и плодовыми деревьями. Это настоящее искусство заполнения ограниченной территории растительностью, искусственными водоёмами, камнями, малыми архитектурными элементами. Оно органично сочетает такие сферы деятельности, как проектирование садового участка, растениеводство, строительство, архитектура при непосредственном влиянии культурного наследия и даже философского миропонимания.

ландшафтный дизайн сад

Владелец участка, прежде чем приступить к его оформлению палисадника своими руками, должен определиться, каким бы он хотел видеть свой сад. Достаточно иметь общее представление, чтобы разбить его на части и каждой зоне выделить конкретные элементы ландшафтного дизайна. Разобравшись в этих вопросах, можно приступать к созданию уютной и красивой атмосферы, которая объединит прямоугольные формы урбанизации и элементы ландшафтного пейзажа в единый ансамбль.

Виды садов

Разведением садов занимаются не только для сбора плодов и ягод. Их выращивают, чтобы создать своими руками уголок природы, воплотившего идеи и замыслы владельца. К тому же такой ботанический мир – это замечательное место отдыха.

Садоводы различают следующие виды садов в ландшафтном дизайне:

Коллекционный сад, судя по названию, собран владельцем из любимых видов растительного мира: ягодных кустарников, цветочных растений, фруктовых деревьев. Есть даже любители собирать частные коллекции больших камней. Привлекательно смотрится ассортимент роз, фиалок, но вершиной искусства является подбор тропических орхидей. В средних широтах для их выращивания строят ботанический цветник, потому что они очень требовательны к окружающей среде.

Особое место в оформительском искусстве занимает ландшафтный дизайн сада камней. Он воплотил в себя японский стиль. Место для каждого малого и большого валуна следует хорошо продумать: они должны казаться разбросанными хаотично, но по три в группе, сообразно буддийской триаде. Фоном для них может быть белый морской песок. В целом архитектура оформления предельно проста.

пруд ландшафтный дизайн

Сельский – это современный классический вариант садов, в которых растут деревья, приносящие плоды, плодовый кустарник, цветы, а на грядках огорода обилие овощей и пряностей. Планировка свободная, без каких-либо правил и требований. Есть два их варианта: русский и кантри, которые практически мало чем различаются. В Ландшафтный дизайн русского сада часто включают плетёный забор, а во дворе завоевателей Дикого Запада ставят крытую телегу и вешают седло ковбоя.

беседка ландшафтный дизайн

Травяной сад: название говорит о его содержании: вся площадь садового участка засевается пахучими травами или цветами, запах которых разносится по всей округе. Цветочные растения могут иметь различный оттенок: белый, красный, жёлтый, голубой. Чтобы наслаждаться их красотой и ароматом, следует построить беседку на дачном участке.

А разнообразить дизайн территории поможет грядка огорода, пора кустиков или камней, садовая дорожка из гальки или битого кирпича. Белым садом ландшафтного дизайна называют такой, который наполняют белоснежные цветы. Он должен быть монохромным, одноцветным, кроме малого добавления цвета зелёных листьев. Подобрать растения для него поможет ботанический атлас.

Оформленный в такой тональности японский садовый участок, обитатели островного государства называют лунным.

Белый цвет успокаивает, освежает, создаёт праздничное настроение. Он успешно осветляет затемнённые уголки садов, создаёт иллюзорное расширение малого пространства. Можно даже подобрать деревья с бледно-зелёными листьями, имеющими серебристо-белый оттенок. Садовая мебель, а также архитектура малых форм дизайна должна быть такого же цвета.

садовая мебель ландшафтный дизайн

Вернуться к оглавлению

Принципы разработки

Ландшафтный дизайн и архитектура сада разрабатываются с соблюдением следующих принципов:

планировка сада

  1. Завершённость композиции. Она создаётся равномерным размещением в ландшафтном пространстве дизайнерских элементов с такими характеристиками, как архитектура строений, цвет, размер, текстура.
  2. Симметричность. Оформление территории должно подчёркивать симметричное расположение всех объектов относительно визуального центра, которым может выступать современный жилой дом.
  3. Простота и равновесие. В ландшафте садов не место сложным деталям, которые своими размерами или цветом нарушают ландшафтный баланс элементов дизайна и не вписываются в общий ансамбль пейзажа. Эта задача легко решается добавлением камней как предметов декора.
  4. Последовательность переходов.

На основе рассмотренных принципов разрабатывается ландшафтный дизайн ботанического сада. Хотя там в некоторой мере замкнутом пространстве обязательно соблюдение некоторых требований и норм. Это касается в первую очередь оборудования коммуникаций и оформление освещения территории.

Последовательность разработки

Владелец участка может сам разработать ландшафтный дизайн сада, чтобы воплотить в нём свои идеи и предпочтения. Воплощение их своими руками осуществимо примерно в такой последовательности:

3D ландшафтный проект

  • анализ участка;
  • выбор стиля оформления; ;
  • создание разбивочного ландшафтного чертежа со строениями, насаждениями, дорожками и другими компонентами;
  • подготовка проекта дизайна малых объектов архитектуры: беседок, пергол, мостиков, ступенек, перил;
  • компоновка, размещение ландшафтных модулей – уже имеющихся готовых композиций сада;
  • составление схем ландшафтного освещения, подсветки садовых дорожек и автополива садовой растительности и грядок огорода;
  • 3D визуализация готового ландшафтного проекта.

Анализ участка

Прежде чем разрабатывать ландшафтный дизайн участка сада, следует проанализировать всё, что имеется. Рассмотреть, какова архитектура построек и как их вписать в общий пейзаж наилучшим образом. Это необходимо также для того, чтобы определить, какие элементы ландшафта оставить неизменным, а какие следует изменить или убрать совсем.

Если есть естественный пруд на даче, обнесённый соснами, его, конечно же, удалять не следует. Достаточно обустроить его своими руками так, чтобы он не был в запустении и вписывался в современный ансамбль. На берегу не лишней будет пара больших камней и беседка с мостиком, где приятно отдыхать, наслаждаясь запахом хвойного леса.

Для разработки ландшафтного проекта очень важным фактором является имеющийся рельеф местности. Площадь малого склона можно использовать для обустройства альпинария, каскадных клумб.

рельефa местности

На склонах великолепно смотрятся панорамные арабески из трав и цветов, изображающие различные виды орнаментальных композиций, или животных, насекомых, птиц.

сад ландшафтный дизайн

Перед воплощением собственных идей не помешает анализ таких факторов, как определение розы ветров, время погружения отдельных участков в тень. Это надо знать при выборе растений: не все любят тень и тихие уголки. При быстро просыхающей на солнце почве огорода потребуется частый полив растительности.

Немаловажным фактором является анализ грунта участка с целью выявления его кислотности и содержания химических элементов. Состав земли может не подойти для будущей растительности. Если указанного исследования не провести, то не сразу становится ясной причина, почему некоторые виды зелёных насаждений не могут прижиться в новом саду.

Стили

Проекты ландшафтного дизайна сада разрабатываются в соответствии с избранным жанром. Сегодня популярны следующие стили ландшафтного дизайна:

Итальянский стиль дизайна считается в Европе одним из древних. Ландшафт состоит из зелёных насаждений и малого дворика, обнесённого высокой глухой стеной или живой изгородью. Владельцы и гости проводят всё свободное время в саду ландшафтного дизайна. Вокруг садовая мебель из поддонов, цветы и скульптуры, которыми украшается архитектура патио.

Самый распространённый и простой русский, а наиболее сложный японский стиль. Не менее привлекательно английское направление оформления садов. В нём доминируют природные мотивы без заметного вмешательства человека, кроме газона, который всегда аккуратно подстрижен.

Стили, зародившиеся во Франции, имеют свою особенность: постоянный акцент на подчинённости природы человеку.

французский стиль ландшафт

Композиции дизайна строго симметричные, плотная крона деревьев и кустарников всегда пострижена.
Симметрия подчёркивается расположением огорода, дорожек, клумб и цветников. Её соблюдает архитектура малых объектов.

пасторальные мотивы ландшафтный дизайн

Сегодня в моде стили, которые вызывают ностальгию по тем временам, когда на земле преобладала тихая сельская жизнь. К ним относятся такие направления ландшафтного оформления, как кантри, напоминающего время завоевания американского Дикого Запада, а также русский деревенский жанр. Оба не требует больших денежных и трудовых затрат, а зелёным насаждениям не нужна стрижка. Оба замечательно смотрится при оформлении малого кусочка земли с использованием пасторальных мотивов.

Широкое распространение получили экзотические стили. Для некоторых из них присущи яркие краски, необычные формы и причудливые сочетания, характерные для садов Южной Америки и Африканского континента. Воспроизвести их своими руками в широтах Евразии довольно сложно.

Экзотическим является и японский стиль. В отличие от других, он простой и в то же время загадочный, излучает покой и внутреннюю гармонию. Для него важен вкус, чувство меры. Ландшафтный дизайн японского сада не допускает симметричное расположение компонентов декора. Каждый его элемент, будь то дерево, группа камней или маленький водоём, несёт смысловую философскую нагрузку.

Компоненты ландшафтного дизайна

Они многообразны, при рассмотрении их лучше объединять в группы:

  • здания; ;
  • зелёные насаждения;
  • архитектурные формы дизайна.

Здания

На территории участка всегда находятся одно или многоэтажные постройки, архитектура которых и предназначение самое разное. В центре дизайнерского проекта должен находиться жилой дом, к которому примыкает планировка сада и огорода. Он разрабатывается так, чтобы строгие неестественные линии строений гармонировали с хаотичной средой растительного мира. Если корпус здания белый, то такой нейтральный цвет проще вписать в общий колорит пейзажа.

Композиционное сочетание зданий на садовом участке определяет пространственный вид ландшафта, контрастность света и тени.

здание ландшафтный дизайн

Это следует учитывать не только при разбивке огорода, но при дизайнерском оформлении маленького участка. В солнце нуждается любой плодовый сад в ландшафтном дизайне.

Газоны

Виды газонов, которые используются для разработки ландшафта садов:

мавританский луговой газон

  1. Английский газон, который называют ещё партерным. Уход за ним несложный: удобрение почвы, стрижка, полив. На нём, как правило, не размещают кустов, деревьев, камней и клумб. Это главный, а по масштабам самый большой объект оформления сада ландшафтного дизайна. Поэтому он обычно находится в центре дизайнерской композиции.
  2. Мавританский или луговой газон. Для него используются злаковые многолетние травы с добавлением малого количества семян дикорастущих цветов местного региона. Весной, летом и осенью они создают цветущий луг, которому практически не требуется постоянный уход. Стрижку его производят крайне редко. А растения подбираются такие, у которых различные периоды цветения. Празднично, нарядно смотрятся уголки сада ландшафтного дизайна, где имеются покрытия указанного стиля.
  3. Обычный садово-парковый газон. Его стригут очень редко. Первоначально он напоминает кусочек огорода. Но через некоторое время его растительность становится очень густой, а уже после первой стрижки он похож на партерное газонное покрытие, способное украсить различные типы садов в ландшафтном дизайне.
  4. Спортивный газон. Его главное качество – повышенная устойчивость к вытаптыванию. Для этого используются злаки, обладающие подобающими свойствами. Он не так декоративен, как партерный или мавританский, но стоит дороже. Используется для обустройства стадионов с футбольными полями, теннисных кортов и детских площадок.

Зелёные насаждения

Значительным фактором, влияющим на проектирование ландшафтного дизайна сада, является климат. От него зависит важнейший компонент ландшафта – зелёная растительность. Выбирают её для садового участка в зависимости от формы, цветовой гаммы, особенностей ухода. Правда, некоторые владельцы желают видеть у себя дома ботанический уголок с экзотическими растениями и строят для этого тепличные помещения.

Чтобы в зимнюю пору садовый участок не казался пустым и заброшенным, словно территория огорода, подбирают вечнозелёные растения.

зеленые насаждения

В средней полосе зимой и летом зеленеют в основном сосново-еловые деревья. Поэтому ландшафтный дизайн частных садов разрабатывается с учётом этого обстоятельства. Зелёную растительность образует ботанический набор растений. Общим фоном для них являются газонные покрытия, подчёркивающие конкретные стили садов в ландшафтном дизайне.

Например, английский газон: строгая ровная поверхность из подстриженных злаковых трав, мавританский — имеет различные асимметричные цветники с яркими цветами. Русский оформительский жанр изобилует набором трав и деревьев, а японский может обойтись без них.

высокие кусты

Плодовый кустарник стричь нельзя, а вот декоративный забор из кустарника ботанический стрижкой можно превратить в различные фигуры: шар, куб или животное. Высокие кусты для садов используются в качестве ландшафтного фона или зелёной изгороди из ели для участка.

Стрижкой из них можно своими руками создавать оригинальные композиции дизайна.

Водные сооружения

Вода всегда притягивает внимание, независимо от того, она находится в динамичном или статичном состоянии. Лучший сад в ландшафтном дизайне тот, который имеет водные сооружения. Виды их следующие:

  • ручьи;
  • родники;
  • водопады; ;
  • естественные и искусственные пруды.

Ландшафтный дизайн маленьких садов значительно оживляется, если ботанический мир растений дополняется каким-либо водным сооружением.

пруд в саду

Даже родники, ручьи, каскады можно устроить искусственно, не говоря уже о фонтанах и водоёмах. Главное правило при их создании своими руками – избегать симметрии, чтобы всё выглядело естественно, как в живой природе.

Некоторые любители в своём саду устанавливают уличные садовые аквариумы, типы которых практически не отличаются от обычных аквариумных ёмкостей. У них могут быть все стенки стеклянными, но достаточно и одной. Своими руками создать его довольно сложно. В условиях средней полосы, где зимы бывают суровыми, на зиму всех рыбок вместе с травой переселяют в тёплые помещения.

Архитектурные формы

Это малые вспомогательные архитектурные сооружения, получившие в дизайне название МАФ. В их состав входят следующие декоративные элементы сада:

  • скульптуры;
  • обелиски;
  • мебель в саду;
  • лестницы;
  • мостики;
  • ограды; ;
  • декоративные фонари.

Все эти элементы дизайна подбираются так, чтобы они подчёркивали стилистическую общность оформления. Если создаётся белый вариант садовой территории, то все малые формы архитектуры красят в такой же цвет. Японский ландшафт может обойтись без компонентов МАФ. А русский стиль с их использованием дизайнеры стали применять в своей практике сравнительно недавно. Цветовая гамма МАФ является немаловажным фактором.

фонари ландшафтный дизайн


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: льдистый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «сад»

Синонимы к слову «сад»

Предложения со словом «сад»

  • Дети с низкой адаптивностью могут привыкать к новому очень долго. Так, ребёнок может ходить в детский сад больше года, так и не привыкнув к нему окончательно.
  • Лунная ночь. Площадка в большом барском саду, окруженная старыми липами; на площадке скамейки и столики ясеневые, на чугунных ножках; на сцену выходит терраса большого дома, у террасы рабатки с цветами и вьющимися растениями. На террасу из дома стеклянная дверь и несколько окон; в доме полное освещение.

Значение слова «сад»

САД , -а, предл. о са́де, в саду́, мн. сады́, м. Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами, обычно с проложенными дорожками. Фруктовый сад. Закладка садов. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «сад»

  • Мангалочный дворик,
    Как дым твой горек
    И как твой тополь высок…
    Шехерезада
    Идет из сада…
    Так вот какой, Восток!

Дополнительно

Значение слова «сад»

САД , -а, предл. о са́де, в саду́, мн. сады́, м. Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами, обычно с проложенными дорожками. Фруктовый сад. Закладка садов.

Предложения со словом «сад»

Дети с низкой адаптивностью могут привыкать к новому очень долго. Так, ребёнок может ходить в детский сад больше года, так и не привыкнув к нему окончательно.

У зимних садов большой площади выявляются угловые зоны, ветровая нагрузка на которые увеличивается в 1,5–2 раза.

Но вот некоторые раввины считают, что это было… самое обычное дерево, ничем с виду не отличающееся от других деревьев райского сада.

Садово-парковое искусство родилось далеко не сегодня и даже не одну тысячу лет назад, оно уходит корнями в глубокую древность. Сад – это зеркало, которое отражает самые прекрасные черты души отдельной нации, отражает ее культуру, быт, мироощущение. Некоторые стили уходят, не оставляя после себя значимых следов, другие же, напротив, становятся эталонами для всех последующих поколений.

От того, какой способ планировки выбирает человек, какое оборудование он использует и какие растения сажает, зависит конкретный стиль. Не менее важно и то, каким является участок для сада и то, к какому архитектурному стилю относится жилой дом. Стиль зависит не только от культуры каждой отдельной местности, но также и от индивидуальных предпочтений хозяина сада.

Стиль в ландшафтном дизайне - это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования и колористики сада.

Водоем в Версальском парке

История развития садового и паркового строительства

Во времена расцвета шумерской цивилизации люди сажали деревья вдоль каналов для орошения. Целью посадки деревьев вдоль канала было снижение испарений воды. Но совсем скоро цели вавилонян и ассирийцев вышли за рамки чисто утилитарных. Именно эти народы принесли в наш мир висячие сады и лесопарки.

Первые упоминания о садах

История висячих садов – это история любви царя Навуходоносора, который создал их для своей жены родом из Индии, в которых она бы находила утешение от своей тоски по дому. Шло время, эпохи сменяли друг друга, но знаменитое творение вавилонского царя продолжало пленять воображение своей красотой. Восхищённые арабы создавали сады подобного типа в Испании.

Уже тогда люди научились не просто использовать готовые природные образцы, но также и создавать новые сорта растений - уже тогда они знали, как прививать деревья. Например, известный историк древней Греции, Геродот писал о великолепной розе царя Мидаса с шестнадцатью лепестками.

Древние греки стремились к гармонии, античная космология учила, что во вселенной царит порядок, в красоте тела ценилась гармоничное сложение. Точно такой же взгляд преобладал и по отношению к садам – в них царила симметрия. Фонтаны, вазы, колонны и скульптуры украшали площади парков и садовые аллеи. Именно древнегреческая культура заложила основы паркового искусства.

Что касается посадки растений, то чаще всего использовались пихты, пальмы, дубы, кипарисы, чинары и оливковые деревья. Ими украшали сады, они росли в парках и подчёркивали красоту храмовых или жилых сооружений.

Сады Древнего Рима

Наибольших высот в парково-садовом искусстве достиг древний Рим. Римляне завоёвывали не только народы, но также их культуру. Расширяя своё территориальное пространство, Рим расширял свой культурный кругозор. Римляне использовали самые выдающиеся достижения греков, египтян и многих других цивилизаций, и в этом мультикультурном котле родилась уникальная римская парковая и садовая культура.

Садово-парковое искусство древних римлян является одним из богатейших за всю историю. Правильные геометрические сады и парки стали образцом для потомков, стали настоящим сокровищем всей мировой культуры.

Японский садовый стиль в ландшафтном дизайне

Садово-парковая культура средних веков

С наступлением Средних веков в Европе главным очагом и це нтром культуры, образования и цивилизации стали монастыри. Неудивительно в связи с этим, что главным образом именно они играли центральную роль в создании и декорировании садов и парков. В пределах монастырских стен начинался новый мир, в котором цвели сады. Монахи сохранили опыт всех предшествующих культур и соединили его с современными знаниями. Всё это использовалось в процессе возделывания растений, выращивания лекарств и обработки огородов. Изменилось мироощущение, появилось уникальное восприятие природы, центральным элементом которого являлся сад Эдема. Работа в саду приносила очищение души, так как во время работы монахи созерцали земной образ небесного рая. В те времена появился райский двор - особое четырёхугольное пространство в стенах монастыря, которое замыкает амбит с крытой аркадой. Прототип такого сада – римский перистиль. В центре сада обычно стоял колодец, резервуар или иной источник чистой воды.

Если в том или ином монастыре занимались разведением рыбы (чтобы было, чем питаться во время поста), то в центре располагался целый бассейн. К источнику вели четыре геометрически правильных дорожки. Кусты и невысокие деревья сажались крайне редко. Грядки, чаще всего, служили источником разнообразных целебных трав или цветов для украшения храма. Цветам придавали символический смысл. Белая лилия – непорочность Девы Марии, белая роза – сама Мария, красная роза – кровь Христа и т.д.

Сады средневековой Европы делились по функциям:

1) Гербариум – сад, где росли лечебные цветы или травы;

2) Гардинум – кухонный огород, где росли фрукты и овощи;

3) Виридариум – сад для отдыха и развлечений;

В своём рескрипте 1812 года, император Карл Великий указал, какие цветы должны быть посажены в его садах. Там был подробный список, в котором было указано около 60 видов декоративных растений и цветов. По всем европейским монастырям распространялись копии этого списка. Но не одним только монастырям было известно искусство создания парков и садов. Дворцы и даже многие городские постройки нередко имели свои персональные садовые участки. Памятники средневековой литературы, а также песни бардов, менестрелей и трубадуров донесли до нас не только захватывающие сюжеты, но также описание внешнего вида садов, которые принадлежали знати. О садах эпохи поздней Готики рассказывают многие книжные миниатюры и иллюстрации.

Пейзажные парки тоже появились в средневековье, о чём свидетельствуют многие изображения на картинах того времени. В качестве скамеек использовалась не очень высокая стенка, обычно её покрывали дёрном. В центре сада располагался водный источник (как правило, это был фонтанчик, колодец или бассейн). Кроме того, люди нередко ели там, поэтому в центре находился ещё пищевой столик.

Деревья и кусты нередко стригли, бывало и так, что выстригали целые садовые лабиринты, ведущие в центр. Образцом для форм лабиринта служили узоры на полах готических соборов. Более богатые владельцы могли позволить себе также разведение животных в садах. Там часто можно было видеть павлинов, сухарей, фазанов, глухарей и скворцов.

Стилистика садов в России

Садовое строительство в России ведет свое начало со времен глубокой древности. Ещё в одиннадцатом веке в Киеве появились первые сады, а первый образцовый сад на Руси появился уже двенадцатом веке во Владимире. Его создал Андрей Боголюбский. Потом сады стали активно создаваться в Суздале, Муроме и многих других русских городах. Как и во всей Европе, на Руси до шестнадцатого века основным местом создания садов были монастыри.

Особенно был известен Макарьевский сад, Глебков, Гальятевский, а также сад, который был создан митрополитом Алексием. В шестнадцатом веке стали появляться дворцовые сады. Самые известные из них были построены в стенах Кремля, а также на Москве-реке, вдоль реки Яузы и на Воронцовом поле.

Начало правления Петра Великого ознаменовало собой новый этап в российском садово-парковом искусстве. В Петрограде появились первые ботанические сады, в 1706 они появились и в Москве, где был создан "Аптекарский огород", существующий до сих пор как филиал ботанического сада Московского университета. Под влиянием пейзажного стиля изменился облик русских парков конца XVIII – начала XIX столетия. Стали появляться новые парки, а старые были перестроены по канонам этого стиля.

Русские мастера позаимствовали все самые передовые достижения итальянского и французского садово-паркового искусства и перенесли их на русскую почву. Российские сады и парки гармонично вписываются в русские пейзажи, что особенно заметно в композиции Петергофских парков, а также в Павловском парке. Именно это время ознаменовалось расцветом российской садово-парковой культуры.

Среди самых известных парков следует назвать царскосельские, ораниенбаумовские парки, Петергоф, Летний сад, парк Царицыно, Кусково и Архангельское. Российские парки по праву входят в сокровищницу мирового садово-паркового искусства наряду с выдающимися садами и парками Франции, Италии и Великобритании.

Русский загородный сад с липовыми аллеями, дубовыми рощами, зарослями сирени и шиповника, лесной таволги и пестротой цветущих лужаек был естественным продолжением окрестных лесов, но одновременно и продуманным доходным хозяйством, в котором были и пасека, и домашний скот и птица, каскады прудов с рыбными садками, огороды с овощами и теплицами, плодовые посадки. Красота и польза соединялись в поэтический образ сада, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга.

Читайте также: