Какие бывают растения и животные невидимые нити
Добавил пользователь Morpheus Обновлено: 19.09.2024
Невидимыми нитями природы называют взаимосвязь живой и неживой природы с непосредственно деятельностью человека, растений и животных.
Есть несколько видов таких нитей:
- неживая и живая природа;
- растения и животные;
- животные и животные;
- человек и окружающая его природа.
Пищевую цепочку леса также можно отнести к невидимой нити. В этом случае каждое отдельное звено связано между собой со стороны питания. Птичка питается червячком. Здесь можно провести соединение и это соединение и будет являться некой невидимой нитью.
Например, наиболее простой невидимой нитью может выступать вот эта цепочка из трех звеньев:
Птица питается букашками разного рода, а вот они в свою очередь поедают листья дерева. Вот и получается такая цепь из трех звеньев.
Составление схемы нитей
Схематично можно составить вот такую систему невидимых нитей. Причем для каждой категории на этой схеме найдется сразу несколько видов растений и животных. Это пример схемы невидимых нитей для весеннего леса: нагревает воздух солнышко, солнце нагревает землю и происходит таяние снега, в результате пробивается трава и пробиваются цветы. На деревьях в это время начинаю распускаться листья, и после появляются насекомые. Насекомых в данном случае привлекают первые цветы, которые они также и опыляют. Питание пыльцой растений делает очередную связь насекомого и растения. Появились насекомые и растения и тут же прилетели птицы, которые уже не волнуются за своё питание, поскольку цепь соединяет их и с растениями и с насекомыми. Животные начинают просыпаться из своей спячки. Ото льда освобождаются реки, и начинается нерест рыбы. Лесные хищники уже могут поймать рыбу. В результате схематично это может выглядеть вот так:
Вот так происходит взаимодействие между живой и неживой природой – это невидимые нити, которые связали всё, и получилось нечто целое. В природе невидимые нити могут быть составлены в результате связей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;
Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.
Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.
Метапредметные
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.
Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.
формулировать собственное мнение и позицию.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Основные виды деятельности обучающихся
- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;
-классифицировать объекты природы по существенным признакам;
-различать объекты неживой и живой природы;
-устанавливать связи м/у живой и неживой природой;
неживой и живой природы, сезонных явлений;
приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;
-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.
Основные понятия
1.неживой и живой природой 2) растениями и животными
3) различными животными 4) природой и человеком
Изучение нового материала
Во-первых, давайте разберёмся с самим понятием невидимых нитей. Вообще невидимые нити присутствуют повсюду, они характеризуют взаимодействия в природе между живой и неживой природой, между животными, между растениями, между растениями и животными, между человеком и животными, между человеком и растениями.
Относительно невидимых нитей в весеннем лесу можно сказать следующее. Трава может являться домом для для животных, едой, укрытием, а также материалом для жилища. Животные же в свою очередь опыляют растения, уничтожают вредоносных для растений насекомых и распрастраняют семена растений.
Осмысление и понимание полученных знаний
1.Определи связи по рисункам.
а) неживой и живой природой
б) растениями и животными
в) различными животными
г) природой и человеком
Загрузить презентацию (488 кБ)
Предмет: окружающий мир.
УМК “Школа России”
Автор учебника: А.А. Плешаков.
Тема урока: Невидимые нити.
Цель урока: развивать общеучебные умения и навыки по теме: “Невидимые нити”.
Задачи урока:
- расширение знаний учащихся о связях между природой и человеком;
- формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их;
- формирование осознания необходимости сохранения живой и неживой природы;
- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся, развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы, формировать умение работать с новой информацией (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку);
- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;
- формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);
- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
- развитие умений оценивать себя и своих одноклассников, формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД);
- формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе;
- воспитание культуры учебного труда;
- развитие интереса к изучению предмета “Окружающий мир”.
Оборудование: анимированный кроссворд (презентация), учебник, демонстрационные картинки и таблицы, карточки с заданиями для групповой работы, сигнальные карточки (красного и зелёного цвета).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь,
и друг другу улыбнитесь.
Берутся за руки, поворачиваются друг к другу, улыбаются.
2. Актуализация знаний
У: - Желаю вам сегодня на уроке открыть новые тайны окружающего мира!
- А для начала давайте повторим материал прошлого урока “Какие бывают животные?”
Решим кроссворд. Презентация
Вопросы зачитывает Алина М.
- Животные, тело которых покрыто шерстью. (Звери)
- Как по-другому называют класс Зверей, которые выкармливают детёнышей молоком? (млекопитающие)
- К какой группе принадлежат змеи, ящерицы, крокодилы? (пресмыкающиеся)
- Водные животные, тело которых покрыто чешуёй? (рыбы)
- Животные, у которых 3 пары ног? (насекомые)
- Животные, тело которых покрыто перьями? (птицы)
- Чем покрыто тело рыб? (чешуя)
- Чем покрыто тело птиц? (перья)
- Чем покрыто тело зверей? (шерсть)
- К особой группе животных относятся лягушки и жабы. Как называется эта группа? (земноводные)
- Полуводное хищное животное, относящееся к классу пресмыкающиеся? (крокодил)
- Животное из класса пресмыкающиеся, которое может отбрасывать свой хвост? (ящерица)
- Где находятся уши у кузнечика? (нога)
Тема урока появилась по горизонтали. Хором тему зачитывают учащиеся.
3. Определение темы и задач урока.
У: - А как вы думаете, что такое невидимые нити?
У: - Мы не можем сейчас определить кто из вас прав.
У: - Давайте дополним предложения, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?
На доске вывешены карточки:
1. Узнаем, что такое . (невидимые нити)
2. Научимся находить . в природе. (невидимые нити)
3. Научимся изображать . с помощью моделей. (невидимые нити)
Все эти задачи дети зачитывают хором.
У: Откройте учебник на с. 64. Прочитайте, какие цели ставит перед нами Муравьишка.
У: - Что вы можете сказать о наших целях урока и целях поставленных Муравьишкой?
Дети сравнивают и видят, что цели, поставленные Муравьишкой, совпадают с теми, которые сформулировали сами.
4. Постановка проблемы.
На доске появляются изображения осины, зайца.
У: - Подумайте, как связаны между собой осина и заяц?
Д:- Заяц питается корой и ветками осины.
У: - Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы?
5. Самостоятельное знакомство с текстом.
Чтение текста на с. 64-65 учебника самостоятельно.
6. Исследовательская работа (работа в парах).
У: - О каких невидимых нитях говорится в тексте?
Д: - О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.
У: – Расставьте порядок событий в тексте.
Человек вырубил кустарники. —> Исчезли птицы, которые гнездились в них. —> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. —> Деревья высохли.
У: - Проверяем 1 пара зачитывает.
С помощью сигнальных кругов красного и зелёного цвета.
У: - Просигнализируйте у кого получилось так же?
У: - Как вы думаете, чем всё закончилось?
Д: - Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.
У: - Кто виноват в этом?
Д: - Человек – лесничий.
У: - Какие связи вы увидели?
Д: - Связь живой и неживой природы, связь человека и животных, связь человека и природы, связь животное и животное.
- Живая и неживая природа
- Животное и животное
- Человек и природа
- Человек и животное
У: - Почему нити называются невидимыми?
Д: - Их нельзя увидеть, но они существуют.
Наши тонкие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела и к цветочкам полетела.
8. Самостоятельная работа.
Ребятам предлагается выполнить тест самостоятельно.
9. Продолжение работы в парах.
У: - Каждой паре дан конверт с текстом по теме “Невидимые нити”, прочитайте текст, ответьте на вопрос о какой связи в природе идёт речь в тексте.
У: - Переверните лист и составьте модель связи, о которой прочитали. А как связь можно в модели изобразить?
Д: - Стрелкой, цепью, нитью и т.д.
Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе.
У: - Вспомните, какие цели мы ставили на сегодняшнем уроке? Все ли цели выполнили?
У: - О каких невидимых нитях мы сегодня говорили?
Приведите примеры “невидимых нитей”
11. Домашнее задание.
У:- Что может сделать человек для того, чтобы “невидимые нити” сохранить? Свой ответ изобразить рисунком.
· читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
· формирование уважительного отношения к иному мнению;
· формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
· формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
· формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).
· формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
· формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
· формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
Ресурсы:
· А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);
· Презентация к уроку;
· инструкция для создания моделей;
· иллюстрации представителей животного и растительного мира; (Приложение 4)
· карточки для создания кластера; (Приложение 2)
· стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;
Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми. Тогда наш урок пройдет успешно. Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира
Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?
Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)
Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было:
чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,
чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду.
Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете
2.Актуализация знаний
А теперь разрешите спор двух школьников.
Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.
Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.
Кто из детей прав
Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю
Для этого вы должны отгадать
Тема урока. Невидимые нити
Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком
Планируемые результаты:
учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;
научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;
читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).
формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).
формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).
формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).
формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).
А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);
Презентация к уроку;
инструкция для создания моделей;
иллюстрации представителей животного и растительного мира; (Приложение 4)
карточки для создания кластера; (Приложение 2)
стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;
Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми. Тогда наш урок пройдет успешно. Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира
Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?
Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)
Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было:
чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,
чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду.
Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете
2.Актуализация знаний
А теперь разрешите спор двух школьников.
Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.
Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.
Кто из детей прав
Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю
Для этого вы должны отгадать загадки
-Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное
-назовите важнейшие признаки этих животных
Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.(бобры)
Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто …(стрекоза)
(тело покрыто шерстью)
Любит мух и комаров
Да имеет громкий зов
Вся зеленая скажу
Дом на речке и в пруду(лягушка)
Что за весенняя черная птица
Любит за плугом ходить и кормиться? Птицы (тело покрыто оперением)
Что за весенняя черная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
С хвостом,а не конь Рыба
С перьями, а не птица
Какой группы у нас не хватает? Пресмыкающиеся
Кто относится к пресмыкающимся?
Кто узнал о каком- либо животном.
а) о бобре г) синицы
Ребята! Внимание! На нашей речке появились бобры!
И мы люди должны не спугнуть их, А создать все условия, чтобы они у нас жили и размножались. И если у вас появиться желание пойти и посмотреть, понаблюдать за жизнью бобров на реке. Обязательно пригласите взрослых и с ними понаблюдайте. И не забудьте, как надо вести себя , чтобы не навредить нашим новым жильцам.
3.Самоопределение к деятельности
(Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.)
– Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.
На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.
– Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)
– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
– Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.
-А что говорит Муравьишка? Прочитаем.
Работа по теме урока
– Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)
МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.
– С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.
3. Открытие нового знания
а) Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.
– О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.
Человек вырубил кустарники. –– Исчезли птицы, которые гнездились в них. –– Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. –– Деревья высохли.
– Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)
Работа в парах.
Какие связи вы увидели?
Примерные ответы: (божьи коровки питаются тлей, если не станет божьих коровок разведется большое количество тли, которая погубит растения )
( пчела собирает с цветов нектар, синица питается гусеницами, если не будет синиц, разведется много гусениц , которые погубят деревья.
А можем, мы люди нарушить эти связи?
Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть до 4000тлей.
Почему нити называют невидимыми?
В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.
Физкультминутка (о лягушке)
Ребята, внимание! Послушайте. Лягушка звенит в колокольчик. Она хочет привлечь к себе внимание. Не секрет, что многие люди не любят лягушек и порой беспощадно их убивают. Давайте подумаем и скажем, а действительно нужны нам лягушки.
Продолжение работы по теме.
Работа в группах. Моделирование
Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания по схеме:
Растение – травоядное животное – хищное животное. Результаты работы обсуждаются всем классом
( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос
1.Докажите, что на Земле нужны мошки?
2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников
3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?
4. Почему ошибкой окажется, если кто - нибудь лишним окажется
Выполнение заданий №1,2 с 24 в рабочей тетради Самостоятельная работа.
Рефлексия. Вывод на с.67,
1.Подведение итога урока.
Ответы на вопросы
( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос
1.Докажите, что на Земле нужны мошки?
2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников
3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?
4. Почему ошибкой окажется, если кто - нибудь лишним окажется
– Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке.
Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.
Читайте также: