Какие бывают растения и животные невидимые нити

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Невидимыми нитями природы называют взаимосвязь живой и неживой природы с непосредственно деятельностью человека, растений и животных.

Есть несколько видов таких нитей:

- неживая и живая природа;

- растения и животные;

- животные и животные;

- человек и окружающая его природа.

Пищевую цепочку леса также можно отнести к невидимой нити. В этом случае каждое отдельное звено связано между собой со стороны питания. Птичка питается червячком. Здесь можно провести соединение и это соединение и будет являться некой невидимой нитью.

Например, наиболее простой невидимой нитью может выступать вот эта цепочка из трех звеньев:

Птица питается букашками разного рода, а вот они в свою очередь поедают листья дерева. Вот и получается такая цепь из трех звеньев.

Составление схемы нитей

Схематично можно составить вот такую систему невидимых нитей. Причем для каждой категории на этой схеме найдется сразу несколько видов растений и животных. Это пример схемы невидимых нитей для весеннего леса: нагревает воздух солнышко, солнце нагревает землю и происходит таяние снега, в результате пробивается трава и пробиваются цветы. На деревьях в это время начинаю распускаться листья, и после появляются насекомые. Насекомых в данном случае привлекают первые цветы, которые они также и опыляют. Питание пыльцой растений делает очередную связь насекомого и растения. Появились насекомые и растения и тут же прилетели птицы, которые уже не волнуются за своё питание, поскольку цепь соединяет их и с растениями и с насекомыми. Животные начинают просыпаться из своей спячки. Ото льда освобождаются реки, и начинается нерест рыбы. Лесные хищники уже могут поймать рыбу. В результате схематично это может выглядеть вот так:

Вот так происходит взаимодействие между живой и неживой природой – это невидимые нити, которые связали всё, и получилось нечто целое. В природе невидимые нити могут быть составлены в результате связей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Научатся находить связи в природе, между природой и человеком; изображать полученные связи с помощью моделей.

Получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы.

Метапредметные

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Строить речевое высказывание; проводить сравнение; обобщать т.е. выделять общее на основе существенных признаков.

Строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы.

формулировать собственное мнение и позицию.

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные виды деятельности обучающихся

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

-классифицировать объекты природы по существенным признакам;

-различать объекты неживой и живой природы;

-устанавливать связи м/у живой и неживой природой;

неживой и живой природы, сезонных явлений;

приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

-рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

Основные понятия

1.неживой и живой природой 2) растениями и животными

3) различными животными 4) природой и человеком

Изучение нового материала

Во-первых, давайте разберёмся с самим понятием невидимых нитей. Вообще невидимые нити присутствуют повсюду, они характеризуют взаимодействия в природе между живой и неживой природой, между животными, между растениями, между растениями и животными, между человеком и животными, между человеком и растениями.


Относительно невидимых нитей в весеннем лесу можно сказать следующее. Трава может являться домом для для животных, едой, укрытием, а также материалом для жилища. Животные же в свою очередь опыляют растения, уничтожают вредоносных для растений насекомых и распрастраняют семена растений.


Осмысление и понимание полученных знаний

1.Определи связи по рисункам.

а) неживой и живой природой
б) растениями и животными
в) различными животными
г) природой и человеком

Загрузить презентацию (488 кБ)

Предмет: окружающий мир.

УМК “Школа России”

Автор учебника: А.А. Плешаков.

Тема урока: Невидимые нити.

Цель урока: развивать общеучебные умения и навыки по теме: “Невидимые нити”.

Задачи урока:

- расширение знаний учащихся о связях между природой и человеком;

- формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их;

- формирование осознания необходимости сохранения живой и неживой природы;

- побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся, развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы, формировать умение работать с новой информацией (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку);

- формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

- формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД);

- создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;

- развитие умений оценивать себя и своих одноклассников, формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД);

- формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе;

- воспитание культуры учебного труда;

- развитие интереса к изучению предмета “Окружающий мир”.

Оборудование: анимированный кроссворд (презентация), учебник, демонстрационные картинки и таблицы, карточки с заданиями для групповой работы, сигнальные карточки (красного и зелёного цвета).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь,
и друг другу улыбнитесь.

Берутся за руки, поворачиваются друг к другу, улыбаются.

2. Актуализация знаний

У: - Желаю вам сегодня на уроке открыть новые тайны окружающего мира!

- А для начала давайте повторим материал прошлого урока “Какие бывают животные?”

Решим кроссворд. Презентация

Вопросы зачитывает Алина М.

  1. Животные, тело которых покрыто шерстью. (Звери)
  2. Как по-другому называют класс Зверей, которые выкармливают детёнышей молоком? (млекопитающие)
  3. К какой группе принадлежат змеи, ящерицы, крокодилы? (пресмыкающиеся)
  4. Водные животные, тело которых покрыто чешуёй? (рыбы)
  5. Животные, у которых 3 пары ног? (насекомые)
  6. Животные, тело которых покрыто перьями? (птицы)
  7. Чем покрыто тело рыб? (чешуя)
  8. Чем покрыто тело птиц? (перья)
  9. Чем покрыто тело зверей? (шерсть)
  10. К особой группе животных относятся лягушки и жабы. Как называется эта группа? (земноводные)
  11. Полуводное хищное животное, относящееся к классу пресмыкающиеся? (крокодил)
  12. Животное из класса пресмыкающиеся, которое может отбрасывать свой хвост? (ящерица)
  13. Где находятся уши у кузнечика? (нога)

Тема урока появилась по горизонтали. Хором тему зачитывают учащиеся.

3. Определение темы и задач урока.

У: - А как вы думаете, что такое невидимые нити?

У: - Мы не можем сейчас определить кто из вас прав.

У: - Давайте дополним предложения, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке?

На доске вывешены карточки:

1. Узнаем, что такое . (невидимые нити)

2. Научимся находить . в природе. (невидимые нити)

3. Научимся изображать . с помощью моделей. (невидимые нити)

Все эти задачи дети зачитывают хором.

У: Откройте учебник на с. 64. Прочитайте, какие цели ставит перед нами Муравьишка.

У: - Что вы можете сказать о наших целях урока и целях поставленных Муравьишкой?

Дети сравнивают и видят, что цели, поставленные Муравьишкой, совпадают с теми, которые сформулировали сами.

4. Постановка проблемы.

На доске появляются изображения осины, зайца.

У: - Подумайте, как связаны между собой осина и заяц?

Д:- Заяц питается корой и ветками осины.

У: - Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы?

5. Самостоятельное знакомство с текстом.

Чтение текста на с. 64-65 учебника самостоятельно.

6. Исследовательская работа (работа в парах).

У: - О каких невидимых нитях говорится в тексте?

Д: - О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.

У: – Расставьте порядок событий в тексте.

Человек вырубил кустарники. —> Исчезли птицы, которые гнездились в них. —> Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. —> Деревья высохли.

У: - Проверяем 1 пара зачитывает.

С помощью сигнальных кругов красного и зелёного цвета.

У: - Просигнализируйте у кого получилось так же?

У: - Как вы думаете, чем всё закончилось?

Д: - Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.

У: - Кто виноват в этом?

Д: - Человек – лесничий.

У: - Какие связи вы увидели?

Д: - Связь живой и неживой природы, связь человека и животных, связь человека и природы, связь животное и животное.

  • Живая и неживая природа
  • Животное и животное
  • Человек и природа
  • Человек и животное

У: - Почему нити называются невидимыми?

Д: - Их нельзя увидеть, но они существуют.

Наши тонкие цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась, два – изящно покружилась,
Три – качнулась и присела и к цветочкам полетела.

8. Самостоятельная работа.

Ребятам предлагается выполнить тест самостоятельно.

9. Продолжение работы в парах.

У: - Каждой паре дан конверт с текстом по теме “Невидимые нити”, прочитайте текст, ответьте на вопрос о какой связи в природе идёт речь в тексте.

У: - Переверните лист и составьте модель связи, о которой прочитали. А как связь можно в модели изобразить?

Д: - Стрелкой, цепью, нитью и т.д.

Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель, руководитель группы называет и показывает взаимосвязи в природе.

У: - Вспомните, какие цели мы ставили на сегодняшнем уроке? Все ли цели выполнили?

У: - О каких невидимых нитях мы сегодня говорили?

Приведите примеры “невидимых нитей”

11. Домашнее задание.

У:- Что может сделать человек для того, чтобы “невидимые нити” сохранить? Свой ответ изобразить рисунком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

· читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

· формирование уважительного отношения к иному мнению;

· формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

· формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

· формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

· формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

· формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

· формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

Ресурсы:

· А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);

· Презентация к уроку;

· инструкция для создания моделей;

· иллюстрации представителей животного и растительного мира; (Приложение 4)

· карточки для создания кластера; (Приложение 2)

· стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми. Тогда наш урок пройдет успешно. Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было:

чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,

чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду.

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете

2.Актуализация знаний

А теперь разрешите спор двух школьников.

Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.

Кто из детей прав

Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю

Для этого вы должны отгадать

Тема урока. Невидимые нити

Цель: систематизировать и расширять представления об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком

Планируемые результаты:

учащиеся осознают необходимость сохранения живой и неживой природы;

научатся устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование уважительного отношения к иному мнению;

формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы, готовности следовать нормам природоохранного поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД).

формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса (часть 1);

Презентация к уроку;

инструкция для создания моделей;

иллюстрации представителей животного и растительного мира; (Приложение 4)

карточки для создания кластера; (Приложение 2)

стрелки из цветной бумаги, клей, степлер;

Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми. Тогда наш урок пройдет успешно. Желаю вам сегодня на уроке глубже познать тайны окружающего мира

Посмотрите внимательно, что у меня в руках? Что вам это напоминает?

Ребята, земля это наш с вами дом. Сейчас мы с вами продолжим предложения. (передавая друг другу мяч)

Я хотел чтобы на нашей планете - Земля всегда было:

чисто, красиво, зелено, было огромное множество животных, журчали чистые ручьи,

чтобы все дышали чистым воздухом и пили полезную ключевую воду.

Ребята, а для того, чтобы наши желания сбылись, от кого это зависит, как вы думаете

2.Актуализация знаний


А теперь разрешите спор двух школьников.

Марина говорит: животные – это только дикие звери, галка – это птица, а не животное. Да и бабочка – насекомое. А не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает. Что все. Кто движется. Питается. Растет. Дает потомство, то есть живет. Относится к животным.

Кто из детей прав

Сейчас мы с вами вспомним, какие группы животных населяют нашу землю

Для этого вы должны отгадать загадки

-Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное

-назовите важнейшие признаки этих животных

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.(бобры)

Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто …(стрекоза)

(тело покрыто шерстью)

Любит мух и комаров

Да имеет громкий зов

Вся зеленая скажу

Дом на речке и в пруду(лягушка)

Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? Птицы (тело покрыто оперением)

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

С хвостом,а не конь Рыба

С перьями, а не птица

Какой группы у нас не хватает? Пресмыкающиеся

Кто относится к пресмыкающимся?

Кто узнал о каком- либо животном.

а) о бобре г) синицы

Ребята! Внимание! На нашей речке появились бобры!

И мы люди должны не спугнуть их, А создать все условия, чтобы они у нас жили и размножались. И если у вас появиться желание пойти и посмотреть, понаблюдать за жизнью бобров на реке. Обязательно пригласите взрослых и с ними понаблюдайте. И не забудьте, как надо вести себя , чтобы не навредить нашим новым жильцам.

3.Самоопределение к деятельности

(Полный и верный ответ приветствуется другими учениками апплодисментами. Сформированные группы садятся вместе за стол. На экране появляются изображения осины, зайца, лисы.)

– Подумайте, как связаны между собой осина, заяц и лиса? (Заяц питается корой и ветками осины, а лиса питается зайцем.) Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями осины, зайца, лисы.

– Что произошло бы в природе, если бы исчезли осины? Зайцы? Лисы?
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. (О том, как связаны растения и животные.)

– Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?
– Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.

-А что говорит Муравьишка? Прочитаем.

Работа по теме урока

– Что такое МОДЕЛЬ? (Выслушиваются ответы детей. На слайде появляется толкование слова МОДЕЛЬ из энциклопедического словаря.)

МОДЕЛЬ – любой образ, изображение, схема какого-либо объекта, процесса или явления.

– С помощью чего вы могли бы создать модель? (С помощью стрелок, картинок, клея, степлера.

3. Открытие нового знания

а) Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

– О каких невидимых нитях говорится в тексте? (О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)
– Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)
– Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники. –– Исчезли птицы, которые гнездились в них. –– Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев. –– Деревья высохли.

– Как вы думаете, чем всё закончилось? (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер.)
– Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

Работа в парах.

Какие связи вы увидели?

Примерные ответы: (божьи коровки питаются тлей, если не станет божьих коровок разведется большое количество тли, которая погубит растения )

( пчела собирает с цветов нектар, синица питается гусеницами, если не будет синиц, разведется много гусениц , которые погубят деревья.

А можем, мы люди нарушить эти связи?

Действительно, божья коровка – это отличная помощница человеку в борьбе за урожай Ученые подсчитали, что только один жук за свою жизнь может съесть до 4000тлей.

Почему нити называют невидимыми?

В природе все действительно связано друг с другом, словно нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто эти связи нарушает человек.

Физкультминутка (о лягушке)

Ребята, внимание! Послушайте. Лягушка звенит в колокольчик. Она хочет привлечь к себе внимание. Не секрет, что многие люди не любят лягушек и порой беспощадно их убивают. Давайте подумаем и скажем, а действительно нужны нам лягушки.

Продолжение работы по теме.

Работа в группах. Моделирование

Класс делится на несколько групп, каждая составляет цепь питания по схеме:

Растение – травоядное животное – хищное животное. Результаты работы обсуждаются всем классом

( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?

4. Почему ошибкой окажется, если кто - нибудь лишним окажется

Выполнение заданий №1,2 с 24 в рабочей тетради Самостоятельная работа.

Рефлексия. Вывод на с.67,

1.Подведение итога урока.

Ответы на вопросы

( После прослушивания стихотворений каждая группа отвечает на вопрос

1.Докажите, что на Земле нужны мошки?

2.Докажите, что нельзя обойтись без свирепых хищников

3. Почему без мышки, у кошки не лучшие делишки ?

4. Почему ошибкой окажется, если кто - нибудь лишним окажется

– Спасибо за плодотворную и активную работу на уроке.

Хочется закончить урок следующими пожеланиями: любите, берегите, изучайте и охраняйте родную природу, и любовь эта возвратится к вам.

Читайте также: