Какие абиотические и биотические факторы способствуют опылению растений

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Урок разработала: Соколова Валентина Алексеевна – учитель химии-биологи МОУ Ченцевская СШ

Предмет (направленность): биология.

Возраст детей: 9 класс.

Тема: Экологические факторы.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Продолжительность: 45 минут

Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:

2.Умеют составлять кластеры (карты понятий).

Методы обучения: проблемные; частично-поисковые.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Используемые образовательные технологии: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий), технологии формирующего оценивания (инструмент: самооценка, кластер, критериальное оценивание, взаимооценка, рефлексия).

-учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи , развивать воображение учащихся;

-развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

-формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

-прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле.

-умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовительный-

Учитель проверяет работу оборудования, приветствует учеников. Учащиеся настраиваются на урок.

Мотивационно-целевой этап

Краткое вводное слово.

Обыкновенная белка прячется от врагов и непогоды в дуплах деревьев. Однако дупло как элемент среды обитания незначительно влияет на протекание процессов жизнедеятельности. А вот без воды, пищи, кислорода организм белки не может обойтись. Они для неё жизненно необходимы. О чём идёт речь?

Тема, над которой мы будем работать сегодня, экологические фактор. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Виктора Гюго, потому что для достижения целей нам понадобятся не только знания, но и способность мыслить, ваше воображение

Исходя из темы, сформулируйте цель урока.

Для реализации поставленной цели нам необходимо вспомнить

термины, которыми мы будем оперировать при изучении данной темы:

Ученики делают предположения

Вариант ответа:

Факторы природы, экологические факторы….

Ученики самостоятельно формулируют цель (пишут в листке обратной связи).

Предполагаемые варианты:

узнать о…, познакомить учащихся с экологическими факторами, расширить знания учащихся об экологических факторах…

Ученики работают с заданием на Листе обратной связи.

По истечении указанного времени осуществляется проверка выполнения данного задания.

Изучение нового материала (постановка проблемы)-20мин

лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения.

ЭКОЛОГИЯ: ойкос — дом, логос — наука, учение.

Вывод. Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между живыми организмами и средой, в которой они обитают. (Запись в тетрадях.)

Учитель: Набор условий среды и ресурсов, необходимых для выживания и размножения, называется экологической нишей. (Подтверждение примерами.)

— Биологи говорят: место, где обитает зверь, — его адрес, а профессия, или лучше сказать — специальность, — его экологическая ниша.

Крот — землекоп, червяков достает.

Климатические условия, укрытия, пища, состав соседей — все это вместе и составляет экологическую нишу.

Всегда найдутся различия в потребностях даже у похожих животных. Хорек и колонок похожи, но один по земле бегает, а другой по деревьям лазает — вот и не мешают друг другу.

Клесты делятся на еловиков и сосновиков — каждый свои шишки любит. А вот воробей семенами кормится, мошками и червяками. В этом случае мы говорим, что у воробья — широкая экологическая ниша, а у клестов — узкая. Или, например, у песчаной гадюки ниша тоже узкая. Она может жить только в теплых странах, а гадюка обыкновенная — везде, даже на Таймыре.

(Рассказ сопровождается показом тех видов животных, о которых идет речь.) Компоненты среды, которые оказывают воздействие на организм, называют факторами среды, или экологическими факторами.

Разные организмы по-разному реагируют на эти факторы. Но сначала о факторах.

Различают три группы экологических факторов:

Идеальный вариант показан на доске.

Ученики выполняют задание:

Абиотические факторы – это элементы неживой природы, воздействующие на живые организмы.

Биотические факторы – это все виды влияния на организмы со стороны других живых организмов.

Антропогенные факторы – это все формы человеческой деятельности, которые оказывают воздействие на живую природу

Пользуются доп. литературой?

-Названы правильно 3 группы факторов-1балл

- Указана связь – 1 балл

-Приведены примеры -1балл

-Правильно распределены термины-1балл

-Эстетичность оформления -1балл

Закрепление изученного материала-10мин.

Выполнение разноуровневого тестового задания

Ученики отвечают на вопросы.

Самопроверка по критериям.

Критерии указаны в работе на листочках

Завершить наш сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением.
Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом, цепями питания,
Воздухом, солнцем, водой…
В чащобах, и в грядках, и в небе,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесье!
Его потревожить страшись!
Беречь и родство, и соседство,
И дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.

Известно, что в природе все взаимосвязано, и исчезновение одного вида может привести к исчезновению других. О воздействии и взаимодействии экологич. факторов друг на друга, об адаптации организмов и приспособленности к этим воздействиям, мы поговорим на след уроке. Нам предстоит выполнить ряд л.р. Обращаю внимание на них тетрадь-практикум

Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание.

Кем Вы себя считаете в биологии?

Если доктором наук – выполняете (решаете) экологические задачи:

"Абиотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие абиотические факторы способствуют опылению растений?

Чем можно объяснить, что деревья, растущие вблизи уличных фонарей, сбрасывают листья обычно позже, чем деревья, растущие на неосвещенных улицах?

"Биотические": В половом размножении цветковых растений большое значение имеют процессы опыления и оплодотворения. Какие биотические факторы способствуют опылению растений?

Инжир, завезенный в Калифорнию, долгое время не плодоносил, хотя условия были благоприятными. Каковы причины описанного факта?

В чем справедливость утверждения Фабра, что животных нельзя делить на полезных и вредных?

"Антропогенные": географ и путешественник Гумбольд считал, что "человеку предшествуют леса, а сопровождают его пустыни". Как вы понимаете это высказывание?

Учащиеся записывают домашнее задание по выбору.

Во время просмотра фильма рефлексия.

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и степень понимания изученного материала.

Ученики заполняют оценочный-рефлексивный лист

Понятен ли смысл терминов,

используемых на уроке?

Понятен ли принцип

Понятна ли характеристика

различных видов мутаций,

Важен ли лично для вас

Часть I . (тест с одним правильным ответом)

1. Что не будет являться абиотическим фактором среды:

А) сезонное изменение окраски зайца – беляка

Б) распространение плодов калины, рябины и дуба

В) осеннее изменение окраски листьев у листопадных растений

Г) осенний листопад

2. Как называются организмы, у которых из-за относительно низкого уровня обмена веществ, главным источником разогрева является внешнее тепло – температура среды и солнечный свет?
а) холоднокровные б) теплокровные в) Все организмы Г) нет правильного ответа

3. Какая наука изучает влияния абиотических, биотических и антропогенных факторов на организм животного?

а) ботаника б) зоология в) экология г) биология

4. Экологическая ниша – это

а) ареал обитания данного вида;

б) совокупность всех факторов, которая требуется для существования вида;

в) наличие необходимой пищи;

г) отсутствие конкуренции с другими видами.

Часть II .

1. Определите номера изображений

А- абиотические факторы:

Б – антропогенные факторы:

1.

2.

2. Установите соответствие между характеристикой среды и её фактором.

1) постоянство газового состава атмосферы;

2) изменение толщины озонового экрана;

3) изменение влажности воздуха;

4) изменение численности консументов;

5) изменение численности продуцентов;

6) увеличение численности паразитов.

3. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте .

1. Все экологические факторы, действующие на организмы подразделяются на абиотические, биологические и антропогенные.

2. Биотические факторы – это температурные, климатические условия, влажность, освещенность.

3. Антропогенные факторы – влияние человека и продуктов его деятельности на среду.

4. Фактор, значение которого в данный момент находится на пределах выносливости и в наибольшей степени отклоняется от оптимального значения, называют ограничивающим.

5. Мутуализм – форма взаимоотрицательных взаимодействий между организмами.

Часть III

Определить вид экологического фактора, отраженный в данном тексте. Привести доказательства (подчеркните), подтверждающие вашу версию.

Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощенной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки — тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.

Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, — фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление и даже радость, — на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых.

День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и — был доволен.

Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом, вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.

Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова

На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ледорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.

Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полуден — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солнце и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.

Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, оголенной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.

Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер.

На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.

Мы приехали на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже.

Экологические факторы среды делятся на три категории:

1. Факторы неживой природы (абиотические).

2. Факторы живой природы (биотические).

3. Факторы человеческие (антропогенные).

Абиотические факторы (доступны для объективного измерения, могут быть описаны количественно).

1. Климатические: влажность, атмосферное давление, освещенность, сила и скорость движения ветров, уровень ионизации воздуха, температура.

1) По отношению к температуре среды организмы бывают эвритермными — переносящими значительные температурные колебания (например, обитатели тайги);

2) стенотермными (жители теплых тропических лесов) — им нужна строго определенная температура без перепадов.

2. Географические: широта, длительность дня и ночи, характер рельефа местности.

3. Гидрологические — определяются физико-химическими показателями воды. Сюда относят температуру, содержание микроэлементов, солей, газов (прежде всего, кислорода и углекислого газа), а также направление течений, уровень волнения и проч. Для рыб, морских млекопитающих и мелких водных организмов эти факторы являются наиболее важными.

4. Эдафические — описывают физико-химические свойства почвы: структуру, состав, влажность. Эти факторы являются определяющими как для наземных обитателей, так и для живущих в почве, а также для растительного мира.

5. К абиотическим факторам относятся также физические поля (магнитное, электромагнитное, гравитационное) и ионизирующее излучение.

Биотические факторы

Непосредственные или косвенные влияния на организм других организмов, его соседей (или нахлебников), живущих в той же среде. Сюда относятся и организованные в виде пищевой цепи отношения продуцентов — консументов — редуцентов, и взаимодействия паразита и хозяина, и комменсализм, то есть формы совместной жизни двух или нескольких организмов.

Антропогенные (антропические) факторы

Формы деятельности человека, которые способны менять природу, являющуюся средой обитания для множества организмов, или напрямую воздействовать на их жизнь. Антропогенные факторы вынесены в отдельную группу, так как сегодня судьба ландшафтов, вод, воздушной среды, растительного и животного мира планеты оказалась в руках (довольно неумелых) человека.



Все без исключения организмы на нашей планете живут в тесном контакте со своей средой обитания. Они не только меняются под её воздействием, но и сами оказывают воздействие на окружающий их мир. Важные для жизни организма компоненты окружающей среды, с которыми он неизбежно сталкивается, называются экологическими факторами. В свою очередь, они включают биотические, абиотические и антропогенные факторы.

Абиотические факторы

Абиотические факторы — факторы неживой природы, которые прямо или воздействуют на организм. Они отличаются большим многообразием ввиду различных комбинаций рельефа, климатических и геологических условий.

Абиотические факторы условно делят на две большие группы:

Из всех видов абиотических факторов наибольшее влияние на жизнь организмов оказывают климатические факторы: свет, температура, влажность, давление, солёность, минеральный состав, движения воздушных и водных масс. К самым важным из них относятся:

  • Солнечный свет. Важнейший источник энергии для всего живого на Земле. При помощи фотосинтеза автотрофные организмы преобразовывают энергию солнечного света в энергию химических связей, тем самым обеспечивая себе питание. Кроме того, солнечный свет служит мощным регулятором образа жизни, поведения и физиологических процессов, происходящих в живых организмах.
  • Температура. Подавляющее большинство организмов способны поддерживать жизнь и размножаться в температурном диапазоне от –50 до +50 °С. Однако существуют организмы, которые могут спокойно существовать при экстремально высоких или низких температурах. Температура существенно влияет на темпы развития и физиологическую активность живых существ.

Биотические факторы

Биотическими факторами называют всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга. По своему воздействию на организмы они не менее сильны, чем абиотические факторы, и также отличаются большим разнообразием.

Взаимоотношения между живыми организмами различны: некоторые бывают полезными, другие — вредными. По способу влияния на организм биотические факторы бывают двух типов:

  • Антагонистические — отрицательно влияющие на живой организм. Например, паразитизм, хищничество, конкуренция.
  • Симбиотические — положительно влияющие на живой организм. Например, мутуализм и комменсализм.

Живой мир чрезвычайно разнообразен и, в зависимости от того, какие представители этого мира оказывают воздействие на другие организмы, различают следующие виды биотических факторов:

  • фитогенные (влияние растений);
  • микогенные (влияние грибов);
  • зоогенные (влияние животных);
  • микробиогенные (влияние микроорганизмов).

Все живые организмы делятся на автотрофов (растения, водоросли, цианобактерии) и гетеротрофов (животные, грибы, бактерии). Автотрофы служат источником пищи для гетеротрофов, образуя тем самым пищевую цепь. Все компоненты биосистемы прочно связаны друг с другом: они обмениваются веществами, энергией, формируя круговорот веществ и энергии в природе.

Антропогенные факторы

Антропогенные факторы — совокупность форм деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания, или непосредственно влияют на живые организмы.

Из самого определения напрашивается вывод, что в подавляющем большинстве воздействие человека на окружающий мир носит негативный характер. И даже созидательные меры (заповедники, национальные парки) проводятся только для того, чтобы устранить пагубное воздействие на природу.

Яркими примерами антропогенных факторов служат:

В результате воздействия человека меняются рельеф и состав земной поверхности, химический состав атмосферы, исчезают целые экосистемы. Все это может привести к необратимым изменениям на планете, глобальной экологической катастрофе.

Об экологических факторах, биотических, абиотических и антропогенных, можно кратко рассказать в докладе на уроке биологии в 11 классе.

Что мы узнали?

Абиотические факторы связаны с влиянием неживой природы. Биотические факторы представляют собой влияние живой природы, а антропогенные — связаны с человеческой деятельностью. Все эти факторы называются экологическими. Все живые организмы испытывают внешнее влияние окружающего мира и сами оказывают воздействие на него.

Организмы существуют не изолировано, а в тех или иных средах обитания. Как с окружающей природой, так и друг с другом живые существа взаимосвязаны. Организмы не только изменяются под воздействием природных факторов, но и сами изменяют окружающий мир. Среда обитания изменяет организм, формирует совокупность его признаков, обеспечивает жизнедеятельность в определенных условиях.

Среда обитания — окружающая природа, в которой проживают организмы:

  1. водная,
  2. наземно-воздушная,
  3. почвенная,
  4. организменная.

Некоторые организмы обитают только в одной среде (морской окунь живет исключительно в водной стихии). Другие живут в двух средах одновременно, как растения, которые закрепляются корнями в почвенном субстрате, а наземной частью прорастают в воздушную среду.

Есть и такие представители растительного мира, которые освоили сразу три среды, например прибрежная растительность, которая обитает в почве, воде и воздухе. Паразитические организмы избрали в качестве среды обитания другой живой организм.

Разнообразие живых и неживых организмов, взаимодействующих между собой, обменивающихся веществами, называется экосистемой. Приспособленность видов к условиям существования происходит непрерывно.

Анатомические приспособления представляют собой формирование конечностей, органов, систем, которые помогают приобрести свойства, полезные в той или иной среде обитания.

Физиологические изменения происходят внутри организма, или осуществляются как ответ на внешние природные факторы, с целью улучшения выживаемости вида или отдельной особи.

Биологический прогресс — результат успеха в борьбе за существование, показатель приспособленности вида. Его признаки: высокая численность, широкий ареал и увеличение числа систематических групп.

Наземно-воздушная среда обитания

Расселяясь на суше, животные и растения постепенно приспосабливались к наземно-воздушной среде обитания. У растений появилась механическая и проводящая ткань, хорошо развитая корневая система.

  1. Возможность растений размножаться половым путем, без помощи капельножидкой влаги, появилась не сразу. Мхи, плауны, хвощи, папоротники нуждаются в наличии воды для слияния половых клеток. Только с появлением двойного оплодотворения у покрытосеменных растений стало возможно завоевание растительными организмами засушливых регионов планеты.
  2. Животные тоже не сразу приспособились к размножению в засушливых условиях. Организмы не только изменяются под воздействием природных факторов, но и сами изменяют окружающий мир. Амфибии откладывают икринки в воду, без наличия влаги их размножение невозможно. Только с появлением такого важнейшего эволюционного ароморфоза как яйцо, стало возможным размножение животных вдали от водоемов.
  3. В процессе эволюции развитие организмов шло постепенно, с поэтапными приспособлениями в условиях колебания температур, присущей наземно-воздушной среде жизни. Со временем возникли теплокровные и хладнокровные виды, птицы, паукообразные, многочисленные насекомые.

Воздушная среда характеризуется значительным количеством кислорода, энергии Солнца, но в ней зачастую не хватает влаги. Поэтому, обитатели засушливых мест имеют специальные приспособления для добычи, запасания и экономной траты драгоценной влаги. Разнообразие этой среды представлено разнообразием жизни в ней.

Водная среда обитания

Температурные колебания в воде незначительные. Температура здесь меняется меньше, а кислорода, растворенного в воде, зачастую бывает недостаточно.

Обитатели водоемов используют для дыхания растворенный в воде кислород, при помощи жабр они извлекают его из воды. Некоторые представители водной фауны имеют дыхательную трубку, воздухозаборники, пузырь.

Тело у водных организмов имеет обтекаемую, иногда сплюснутую с боков форму.

Приспособленность помогает выжить организмам в тех условиях, в которых она сформировалась под влиянием движущих сил эволюции.

Водные организмы, входящие в состав планктона, имеют пониженную удельную плотность. Они свободно парят в водяной толще и сопротивляются давлению воды.

Формирование окраски водных организмов продиктовано распределением света и тени под водой.

Почвенная среда обитания

На первый взгляд может показаться, что в почве обитает меньше организмов, чем в других средах. Но это не так, почва кишит живыми существами. Здесь живет огромное количество дробянок, одноклеточных организмов, нематод и кольчатых червей, насекомых, моллюсков.

Из крупных представителей почвенной среды самые распространенные и многочисленные – кроты и слепыши. Слепыш —представитель травоядных, достигает длины тела 35 см. Крот — хищник, питается в основном личинками насекомых и дождевыми червями. Размеры его тела вдвое меньше, чем у слепыша.

Живой организм как среда обитания

Паразиты в качестве среды обитания используют живые организмы. В ходе эволюции паразиты приспособились к жизни в организме хозяина. У них редуцирована пищеварительная система, органы чувств, ведут неподвижный или малоподвижный образ жизни. Половая система развита хорошо, распространено явление гермафродитизма.

Экологические факторы

Среда обитания – это то место, где живет организм. Все живое имеет взаимосвязи между собой и с природой в целом. Организмам нужен свет, вода, тепло. Наличие этих факторов превращает окружающее пространство в среду жизни. Объединенные этими факторами в единый поток, организмы, представляют собой живую, саморегулируемую систему.

Экологические факторы – это те условия, что оказывают влияние на жизнедеятельность организмов на протяжении онтогенеза.

Экологические факторы

Жизнь существ находится в зависимости от изменяющихся факторов, к которым растения и животные приспосабливаются постоянно.

Животные заселили все среды: наземно-воздушную, почвенную, водную.

Без воды, воздуха, света невозможно существование живого. Так, вода является веществом, обеспечивающим протекание таких процессов жизнедеятельности, как перенос питательных веществ в живых организмах.

Свет нужен растениям для синтеза органических веществ из неорганических. Автотрофы способны синтезировать органику при наличии солнечного света, воды и хлорофилла. Такие организмы называют продуцентами, они стоят в самом начале пищевой цепи.

Без воды не возможно протекание процессов внутри организмов. Кислород животные и растения получают из воздуха, он необходим для дыхания, окислительных процессов. Углекислый газ также содержится в атмосферном воздухе, без него невозможен фотосинтез, в результате которого образуются органические вещества в зеленых растениях.

  • К абиотическим факторам относятся свет, температура, влага, атмосферное давление, движение воздушных масс, соленость воды.
  • Биотические факторы проявляются с совместным проживанием на одной территории различных видов, во влиянии организмов друг на друга.
  • Антропогенные факторы представляют собой воздействия хозяйственной деятельности людей на природу, которые в последние столетия по глобальности воздействия приближаются к геологическому воздействию.

Недостаток одного экологического фактора нельзя компенсировать обилием другого.

Живые организмы подстраиваются под факторы окружающей среды, многие животные перемещаются в поисках благоприятных условий. Именно поэтому животные ограничены в росте, активней реагируют на изменения окружающей среды.

Абиотические факторы

Окружающая природа постоянно влияет на организм, формирует, усовершенствует его. Все, без исключения, организмы адаптируются к воздействию различных факторов в ходе естественного отбора в процессе эволюции.

Абиотические факторы – это факторы неживой природы. Самые важные из них - освещенность, температура, влажность.

Факторы неживой природы:

  1. климатические (свет, температура, осадки),
  2. грунтовые,
  3. рельефные.

Распространение организмов определяется взаимодействием этих факторов на определенных территориях.

  • Расселение живых организмов по Земле, их жизнедеятельность, взаимосвязи обусловлены совокупностью условий окружающей среды. На животных и растения влияет влажность, освещенность, наличие ветров, несущих влагу, рельеф местности.
  • Без доступа света не происходит фотосинтез у растений, невозможно восприятие визуальной информации у животных. Солнечное излучение различного спектра имеет большое значение для жизнедеятельности организмов.
  • Тепло – основополагающий фактор распределения животных и растений по земному шару. Изменение температурного режима на протяжении годового цикла, обуславливает сезонные явления в жизни организмов.

Вода регулирует распределение численности особей, как по всему земному шару, так и в рамках ареалов обитания. Она жизненно необходима для протекания обменных процессов, для терморегуляции, транспорта веществ. Кроме того, для множества видов вода – это стихия жизни.

Биотические факторы

Биотические факторы – это факторы живой природы, влияющие на жизнедеятельность организмов. Их влияние выражено во взаимодействии одних организмов с другими.

Растения и животные существуют не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Микроскопические организмы, грибы, бактерии выделяют вещества, оказывающие влияние на соседей.

Один из примеров влияния растений друг на друга – аллелопатия, явление угнетения одного растения другим.

Взаимоотношения между представителями разных таксономических единиц, различны: некоторые бывают полезными, другие вредными.

Pfhfpb[f

Растение паразит – заразиха. Паразитирует на подсолнечнике.

Живые компоненты экосистем представлены автотрофами и гетеротрофами.

Автотрофные организмы не нуждаются в органической пище, они сами синтезируют ее при наличии солнечного света, воды и хлорофилла. Их называют продуцентами.

Гетеротрофные организмы нуждаются в органической пище. Они потребляют вещества, синтезированные зелеными растениями, водорослями.

В каждой экосистеме присутствуют и редуценты, разрушающие органические вещества. Их задача – переработка, расщепление отмерших останков растений и животных. Все компоненты биосистемы связаны друг с другом, обмениваются веществами, энергией, формируя круговорот веществ и энергии в природе.

Типы питания живых организмов

Существование экосистем предполагает обмен энергетическими потоками, первым звеном в котором, являются автотрофные организмы, продуцирующие органику.

Солнечная энергия является лимитирующим фактором всей этой системы. Климатические факторы выступают в роли регуляторов в системе преобразования веществ и энергии. К этим факторам следует отнести температуру среды обитания, влажность, давление, освещенность, перемещение масс воздуха. Объединенные этими факторами в единый поток, организмы, представляют собой живую устойчивую систему.

Антропогенный фактор

Воздействие человечества на природу является мощным фактором, изменяющим экосистемы. Хозяйственная деятельность людей до неузнаваемости меняет среду обитания множества видов, приводит к сокращению численности популяций, а иногда к исчезновению отдельных видов.

  • За последнее столетие количество людей на планете резко возросло, увеличилось промышленное производство, выработка энергии. Это привело к тому, что влияние человечества на природу в целом и на отдельные биосистемы возросло (производится вырубка лесных массивов, осушаются реки и озера, выкашиваются прибрежные участки).
  • Воздействие человека на биосистемы может быть прямым (интродукция диких видов растений, разведение животных в неволе) и непрямым (осушение болотистых участков ведет к снижению численности видов прибрежных растений и животных).
  • Результат влияния человека на экосистемы может быть как позитивным (создание искусственных насаждений), так и негативным (истощение, засоление почвы).
  • Отрицательное антропологическое действие на живые организмы оказывают вредные выбросы промышленных предприятий, выхлопные газы транспорта, отходы производств различных отраслей промышленности, накопление в грунтах тяжелых металлов, засоление почвы.
  • Люди, расселяя сельскохозяйственные растения и животных, способствуют одновременному расселению паразитов и вредителей. Благодаря участию людей, в стабильные биосистемы попадают пришлые организмы с других материков, вытесняющие, угнетающие районированные виды.
  • Нельзя не сказать и о позитивном опыте сохранения, разумного использования и возрождения экосистем. Оживают пересохшие болота и реки, поднимаются насажденные хвойные и лиственные леса, восстанавливается численность редких животных.
  • Стремительное увеличение народонаселения и рост производства привело к тому, что воздействие человеческой деятельности на природу стало сопоставимо с геологическими факторами.
  • Неразумное природопользование обусловило глубочайшее нарушение природного равновесия, напряженное отношение между человечеством и природой.
  • Потребительское отношение к природным ресурсам уничтожает живое на планете. Доказательством этого является возникновение озоновых дыр, парникового эффекта, кислотных дождей, эпифитотий и эпидемий.
  • В настоящее время крайне важна охрана экосистем, отдельных таксономических единиц.

Биологическое разнообразие, как следствие продолжительной эволюции растительного и животного мира, одна из основных причин его устойчивости и стабильного развития. Оскудение экосистем, снижение количества отдельных особей и популяций могут непоправимо изменить систему биотических и абиотических взаимосвязей, которые определяют разнообразие жизни.

Приспособления организмов для жизни в различных условиях

Адаптационные приспособления определяют особенности химического состава, внешнего вида, строения, обеспечивающие выживание, развитие и размножение видов в тех или иных условиях. Приспосабливаться к изменяющимся условиям среды обитания могут все живые существа.

  • Адаптации организмов к абиотическим факторам проявляются в изменении строения, функций, поведенческих реакций животных того или иного вида. Такие приспособления дают возможность выжить в определенных условиях. Приспособиться к условиям окружающей среды может любой живой организм.
  • Адаптации появляются под влиянием экологического воздействия, и могут проявляться в изменении химического состава, строения, жизненных функций, поведенческих реакций.
  • Растения произрастают в различных условиях освещения: от интенсивно освещенных пустынь, степных зон до пещер и подводных впадин. Представители флоры, произрастающие в условиях повышенной инсоляции, имеют толстые, жесткие листовые пластинки, способные располагаться под углом к потоку солнечного света, имеют большое количество устьиц.

Значение приспособлений

У растений, развивающихся в условиях дефицита освещения, приспособления имеют противоположный характер.

  • Водные растения отличаются хорошо развитой воздухоносной тканью, имеют много межклеточного пространства, небольшое количество устьиц, недоразвитые корни.
  • Представители флоры, произрастающие в засушливых регионах, приспособились запасать воду в подземных образованиях – луковицах, клубнях. Кактусы, молочаи накапливают жидкость в утолщенных надземных частях. Некоторые растения, для уменьшения испарения, имеют узкие листья, например, ковыль.
  • Изменение длины светового дня является сигналом для множества биоритмов. Приспособление животных к фактору освещения проявляется в фототаксисе, образовании витамина D, черно-белом и цветовом зрении, ночном и дневном образе жизни, использовании ультрафиолетовых лучей для ориентации.
  • Адаптации животных, связанные с фактором температуры, могут проявляться в появлении теплоизолирующих покровов, жировых отложений, накоплении в крови веществ, предотвращающих образование кристалликов льда.

Приспособление к жизни в условиях дефицита воды проявляется в накоплении жировой ткани, которая при расщеплении высвобождает молекулы воды. Появление плотных покровов, предотвращающих испарение влаги с поверхности тела – особенность живых организмов, адаптировавшихся к условиям сухого климата.

Таким образом, адаптации к биотическим факторам чаще всего проявляются в изменении химического состава, строения и поведенческих реакций живых организмов. Окружающая среда наносит отпечаток на внешний вид и строение, который проявляется в адаптациях, способствующих выживанию видов. Представители различных таксономических единиц, проживающих в одинаковых условиях, формируют сходные приспособления.

В этом уроке вы познакомитесь с экологией - наукой о живых существах и их взаимодействии с окружающей средой.

Мы подробно рассмотрим основные экологические факторы и их влияние на растения, а также расскажем, как растения приспосабливаются к недостатку или избытку тепла, света и влаги.

Также вы узнаете об основных экологических группах растений.

Воздействие абиотических факторов на растения

К абиотическим относятся факторы неживой природы, оказывающие влияние на рост и развитие растений.

Важнейшие абиотические факторы:

  • освещенность
  • температура
  • влажность
  • почвенный состав

Абиотические и экологические факторы влияющие на рост растений

Свет - первостепенный экологический фактор, от которого зависит возможность растений фотосинтезировать, а значит, расти и развиваться.

Количество света, которое попадает на листья растений, зависит от:

  • широты местности
  • времени года
  • времени суток
  • наличия облачности
  • засоренности атмосферы
  • топологического расположения (равнина или склон)

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Растения выработали приспособления к тому, чтобы поглощать больше света за счет мозаичного расположения листьев, даже в пределах одного растения.

Посмотрите на пример листовой мозаики у растений:

листовая мозаика у растений

Одно и то же растение в разных условиях может выглядеть совершенно по-разному.

Например, у сосны, выросшей в лесу, длинный гладкий ствол и лишь небольшая облиственная крона на самом верху, тогда как у того же растения, выросшего на открытой местности, обычно короткий толстый ствол и пышная крона.

Ранние весенние травянистые растения используют период, пока на затеняющих их деревьях развивается листва, для накопления запаса питательных веществ, и в течение всего последующего сезона экономно его расходуют.

Растения по-разному приспособлены к колебаниям температуры окружающей среды.

Основной лимитирующий фактор развития растений в зоне умеренного климата - температура почвы.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!


Относительно высокие температуры вызывают усиленное развитие растений, в то же время многие подснежники отлично растут и цветут в условиях низких температур. Температуры ниже 0°C, как правило, вызывают необратимые изменения в клетках растений, приводящие к их гибели или отмиранию надземной части. Тем не менее морозоустойчивые растения способны полностью восстанавливаться после кратковременных заморозков и продолжать рост.

А подснежники способны цвести при низкой температуре и даже занесенные снегом!

подснежники

Вода нужна растениям для обеспечения обмена веществ и протекания процесса фотосинтеза.

В разных регионах выпадает неодинаковое количество осадков.

В результате растения вырабатывают различные приспособления к обеспечению себя достаточным количеством воды:

  • развитая корневая система
  • накопление запасов воды в корневищах, луковицах и надземных органах
  • толстая кутикула, редукция и видоизменение листьев и т. д.

Толстые листья и корневища кактусов содержат запас влаги, делая возможным его рост в пустыне:

кактус

Кислотность почвы - еще один важный фактор, регулирующий возможность развития растений определенных видов.

Читайте также: