Как выбрать электродвигатель аир

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 18.09.2024

Однофазные и трехфазные асинхронные электродвигатели АИР получили широкое распространение в разных отраслях промышленности. Однако сейчас они с успехом заменяются импортными аналогами — надежными, устойчивыми к перегрузкам, малошумными, долговечными и более дешевыми.

Подбор аналога производится по ряду параметров. Ниже мы расскажем, как это сделать.

Фазы питающего напряжения

Прежде всего нужно обратить внимание на количество фаз электросети, в которой будет эксплуатироваться двигатель. В зависимости от этого понадобится однофазный (например, ABLE ML) или трехфазный (SIEMENS 1LE1) агрегат. Отметим, что однофазные двигатели мощностью более 3 кВт встречаются крайне редко.

На заметку: первый признак однофазного двигателя — увеличенная клеммная коробка (борно), в которой находится фазосдвигающий конденсатор. Некоторые модели однофазных приводов можно переделать в трехфазные. А вот переделка трехфазного электродвигателя в однофазный приведет к большим потерям, поэтому при мощностях более 3 кВт подобная операция используется редко.

Мощность двигателя

На следующем шаге подбора обратите внимание на требуемую мощность электродвигателя. К примеру, отечественный агрегат АИР112М2 мощностью 7,5 кВт со скоростью вращения вала 3000 об/мин можно заменить импортной моделью SIEMENS 1LE1002-1CA1.

Мощность электродвигателя выбирается с некоторым запасом, чтобы облегчить приводу условия работы и увеличить его ресурс.

Скорость вращения и количество полюсов

От количества полюсов напрямую зависит скорость вращения двигателя и его момент на валу. Чем больше полюсов, тем меньше скорость, но больше крутящий момент. При одинаковой мощности, но разной скорости вращения размеры двигателей будут существенно отличаться – с ростом скорости увеличиваются габариты. Распространенный округленный ряд частот вращения электродвигателей: 750, 1000, 1500, 3000 об/мин.

При выборе аналога указываются требуемые мощность и частота вращения вала. Например, трехфазный агрегат АИР160S4 (5А160S4) можно заменить двигателем Siemens 1LE1002-1DB4. Оба двигателя четырехполюсные, мощностью 15 кВт со скоростью вращения 1500 об/мин.

Используя преобразователь частоты, можно увеличить или понизить частоту вращения. Однако, при работе двигателя на частотах, значительно отличающихся от номинала, следует учитывать некоторые особенности. Например, на малых частотах падает момент на валу и нужен внешний обдув, а на больших неизбежны большая вибрация и повышенный износ подшипников.

Торможение

Некоторые двигатели АИР оснащаются встроенным тормозом — например, модель АИР100S2Е. Если вы ищете замену именно такому агрегату, подберите импортный аналог, имеющий тормозную систему — к примеру, электродвигатель серии ABLE MSEJ. Как правило, встроенный электромеханический тормоз является нормально заторможенным, и провернуть вал выключенного двигателя с таким тормозом практически невозможно.

Напряжение питания тормоза чаще всего выбирается равным линейному (380 В) или фазному (220 В). При подаче питания на обмотки двигателя в тот же момент растормаживается и тормоз. Питание катушки электромагнита тормоза производится через специальный выпрямитель, который часто расположен непосредственно в клеммной коробке двигателя.

При отсутствии встроенного электромеханического тормоза возможно торможение при помощи постоянного тока, либо встроенной функцией частотного преобразователя. Однако, эти способы имеют существенный недостаток – надежно затормозить вал двигателя можно на время менее минуты, после чего двигатель может начать перегреваться.

Конструкция

Обратите внимание на степень защиты силового агрегата АИР, который нужно заменить импортной моделью. Так, двигатель может эксплуатироваться при высоком уровне влажности и запылённости — а значит, понадобится привод с соответствующей защитой класса IP54 или IP55 (например, из серии Siemens 1LE1). Многие модели с повышенной защитой имеют повышенные требования к охлаждению.

Если необходимо подобрать замену двигателю АИР в малошумном исполнении, обратите внимание на серию ABLE MS, которая отличается минимальным уровнем шума и вибрации при работе. Малошумные электродвигатели отличаются повышенным качеством и точностью исполнения, благодаря чему минимизируются вибрации.

Отдельные модели двигателей АИР выпускаются во взрывозащищённом исполнении — например, те, что входят в серию 4ВР и имеют взрывонепроницаемую оболочку отделения статора. Аналогом этой серии, например, являются силовые агрегаты SIEMENS 1MJ7, в конструкции которых предусмотрена защита от взрыва.

Монтаж

Еще один важный параметр — монтажное исполнение. На рынке доступны устройства во фланцевом исполнении и на лапах, а также агрегаты с комбинированным типом монтажа (комбо), где имеются и лапы, и фланец.

Также необходимо учесть высоту, на которой расположена ось вращения двигателя. К примеру, у агрегата АИР 355 S4 значение этого параметра составляет 355 мм, а значит вместо него можно использовать электродвигатель ABLE Y2 355M, ось вращения вала которого находится на такой же высоте.

В данной статье мы бы хотели рассмотреть все технические аспекты работы трехфазных асинхронных двигателей. Сразу стоит отметить, что для наиболее качественной и бесперебойной работы следует соблюдать все нижеописанные правила. Таким образом, вы предотвратите любые негативные условия, что связаны с незапланированной поломкой или выходом из строя.

Для работы с асинхронными двигателями могут допускаться только люди имеющие специальное разрешение, а главное умения для взаимодействия с электроустановками, которые специально изучали устройство электродвигателей данного вида, эксплуатационную документация, а главное соблюдающие все правила техники безопасности и эксплуатации.

Данная статья по инструкции эксплуатации асинхронных электродвигателей распространяется на модели двигателей АИР с габаритами 56-355.

Мощность / Обороты3000 об/мин1500 об/мин1000 об/мин750 об/мин
0,12 кВт-АИР56А4--
0,18 кВтАИР56А2АИР56В4АИР63А6-
0,25 кВтАИР56В2АИР63А4АИР63В6АИР71В8
0,37 кВтАИР63А2АИР63В4АИР71А6АИР80А8
0,55 кВтАИР63В2АИР71А4АИР71В6АИР80В8
0,75 кВтАИР71А2АИР71В4АИР80А6АИР90LA8
1,1 кВтАИР71В2АИР80А4АИР80В6АИР90LB8
1,5 кВтАИР80А2АИР80В4АИР90L6АИР100L8
2,2 кВтАИР80В2АИР90L4АИР100L6АИР112МА8
3 кВтАИР90L2АИР100S4АИР112МА6АИР112МВ8
4 кВтАИР100S2АИР100L4АИР112МВ6АИР132S8
5,5 кВтАИР100L2АИР112М4АИР132S6АИР132М8
7,5 кВтАИР112М2АИР132S4АИР132М6АИР160S8
11 кВтАИР132М2АИР132М4АИР160S6АИР160М8
15 кВтАИР160S2АИР160S4АИР160М6АИР180М8
18,5 кВтАИР160М2АИР160М4АИР180М6АИР200М8
22 кВтАИР180S2АИР180S4АИР200M6АИР200L8
30 кВтАИР180М2АИР180М4АИР200L6АИР225М8
37 кВтАИР200М2АИР200М4АИР225М6АИР250S8
45 кВтАИР200L2АИР200L4АИР250S6АИР250М8
55 кВтАИР225М2АИР225М4АИР250М6АИР280S8
75 кВтАИР250S2АИР250S4АИР280S6АИР280М8
90 кВтАИР250М2АИР250М4АИР280М6АИР315S8
110 кВтАИР280S2АИР280S4АИР315S6АИР315М8
132 кВтАИР280М2АИР280М4АИР315М6АИР355S8
160 кВтАИР315S2АИР315S4АИР355S6АИР355М8
200 кВтАИР315М2АИР315М4АИР355М6АИР355МВ8
250 кВтАИР355S2АИР355S4АИР355МВ6АИР355MLB8
315 кВтАИР355М2АИР355М4АИР355MLC6АИР355MLC8

Технологические условия работы

Все данные по электродвигателю, а также его технические характеристики указываются на металлической табличке, а также в паспорте модели. Если в табличке или паспорте указаны определенные условия эксплуатации, то ни в коем случае не допускаются нарушения этих предписаний.

  • Температура окружающей среды от -20ºС до +40ºС;
  • Максимальная высота установки двигателя 1000 м над уровнем моря;
  • Номинальная рабочая частота 50 Гц;
  • Подключение двигателя по схеме Δ или Y.

Техническое устройство трехфазного двигателя АИР

Без технической согласованности с поставщиком запрещается совместная работа двигателя с частотным преобразователем.

Содержание пыли в воздухе должно быть не более:

  • 100мг/м3 – степень защиты IP55;
  • 10мг/м3 – степень защиты IP54;
  • 2мг/м3 – степень защиты IP23.

Обозначение двигателя

Обозначение двигателя

Установка двигателя

Действия перед монтажом

В первую очередь следует:

  • Проверить двигатель на предмет внешних повреждений;
  • Проверить на соответствие напряжения и частоты от питающей сети, которые должны соответствовать данным, что указаны в таблице двигателя;
  • Если есть такая необходимость, то снять стопорные пластины ротора. Они могут находиться на стороне рабочего конца вала;
  • Удалите смазку с законсервированных частей двигателя;
  • Ротор должен свободно вращаться от движения руки;
  • Измерьте сопротивление изоляции обмотки статора. В случае, если оно ниже 10 МОм, то двигатель следует просушить;
  • Проверить соответствие нагрузки приводного механизма и мощности выбранного электродвигателя;
  • Динамически отбалансировать с полушпонкой детали привода, которые устанавливаются на вал.

Вариант исполнения двигателей АИР

Монтаж

В первую очередь следует произвести такие действия:

  1. Произвести надежную фиксацию и крепление двигателя. Позаботьтесь о том, чтобы фундамент под двигателем был жестким и большим по площади, для предотвращения образования вибрации;
  2. Необходимо обеспечить свободный приток к двигателю охлаждающего воздуха, а также свободный отвод нагретого воздуха;
  3. Обеспечить соосность и параллельность соединяемых валов. Допустимая несоосность валов не более 0,2 мм;
  4. Если вы используете ременную передачу, то следует обеспечить правильное взаимное расположение валов двигателя и приводимого механизма;
  5. Нагрузку второго конца вала производить только при помощи эластичной муфты;
  6. При насаживании шкива, муфты или шестерни на вал, следует обеспечить упор для торца противоположного конца вала, чтобы возникающие усилия не передавались на подшипники;
  7. Регулирующую аппаратуру для пуска необходимо выбирать в соответствии с мощностью электродвигателя, а также с учетом всех составляющих нагрузки приводимого данным электродвигателем механизма;
  8. Чтобы предотвратить перегрузки двигателя, следует позаботиться об установке теплового реле по номинальному току нагрузки. Но если есть в наличие термодатчик, то следует подключить его.
  9. Те кабельные вводы, которые не используются, должны быть закрыты.

Действия по окончанию установки

Следует провести данные действия, в соответствии с правилами безопасности:

  1. Проверьте схему соединения двигателя, чтобы она совпадала с именной табличкой и схемой представленной на коробке двигателя;
  2. Проверьте надежно ли затянуты контакты соединений, а также крепежные соединения и уплотнения в коробке вывода;
  3. Проверьте исправность заземления;
  4. Произведите пробный пуск двигателя на холостом ходу, чтобы проверить направление вращения, а также исправность механической части. При работе двигателя любой стук, задевания и вибрации должны отсутствовать;
  5. Чтобы поменять направление вращения ротора двигателя, на клеммной панели нужно поменять местами два любых провода питания;
  6. После того, как был произведен пуск на холостом ходу и были устранены все замеченные недостатки, нужно проверить работу двигателя при нагрузке. Главное, чтобы ток при нагрузке не превышал номинальных показателей, приведенных в таблице.

Транспортировка и хранение двигателя

Когда производится транспортировка двигателя, а также его перемещение в зону работы, следует избегать любых наклонов и переворачиваний. Это может повредить механизм.

Хранить двигатель следует только в сухом помещении, при относительно низком уровне запыленности. Также не допускаются резкие перепады температуры, а также любые факторы, что влекут за собой образование росы и конденсата.

Незащищенные поверхности фланцевого соединения должны быть обязательно защищены антикоррозийной смазкой. При подъеме двигателя следует использовать только специальные проушины или рым-болты. Но перед самым подъемом проследите, чтобы на них не было никаких повреждений.

Хранение двигателей АИР

Основные правила безопасности при работе двигателя

Каждый асинхронный двигатель должен работать и обслуживаться при наблюдении квалифицированного персонала, которые обладают нужными знаниями и соблюдают все правила безопасности. При подготовке к работе и техническом обслуживании двигателя следует пользоваться только исправными инструментами и оборудованием.

Температура наружного кожуха двигателя может быть горячей во время работы, но она не должна превышать температуры выше 80…100ºС. Также двигатель следует заземлить.

Когда двигатель уже вошел в эксплуатацию следует производить данные операции:

Производить общее наблюдение за работой двигателя, присматривая за нормальным техническим состоянием;

Проводить профилактические работы и техническое обслуживание не реже одного раза в два месяца;

Если заметны отклонения величин нагрева корпуса, уровня шума, вибрации, а также любые другие неисправности в двигателе, то в этом случае следует провести ремонт оборудования, но не реже одного раза в год;

Если вы хотите использовать электродвигатель вместе с частотным преобразователем, то стоит согласовать это с производителем!

Наиболее распространенные причины выхода электродвигателя из строя

  • Перегрузка в работе;
  • Несоответствие напряжения сети и номинальной частоты;
  • Отсутствие фазы или неполнофазный режим работы;
  • Неправильная установка или неправильное подключение перемычек в коробке выводов.

Монтаж и демонтаж двигателя

Сборка и демонтаж любого двигателя должен осуществляться квалифицированным персоналам, обладающим нужными навыками и техническими инструментами, соблюдая технику безопасности и методы работы.

Если была нарушена целостность электродвигателя без соответствующего одобрения, то поставщик имеет полное право отказать в гарантийном обслуживании.

Подшипники должны быть удалены при помощи съемников и только в случае замены.

Подключение и направление вращения

Направление вращения двигателя должно быть по часовой стрелке, если смотреть со стороны конца вала, когда фазы L1, L2, L3 подключены к клеммам так, как показано на рисунке.

Схема подключения двигателя АИР

Чтобы поменять направление вращения, поменяйте местами подключение любых двух кабелей.

Техническое обслуживание двигателя и общий осмотр

Чтобы двигатель показывал высокую производительность на протяжении длительного времени, следует регулярно проводить данные действия:

  • Проводить наружный осмотр и очищать двигатель от грязи;
  • Проверять надежность заземления и состояния контактов;
  • Измерять сопротивление изоляции обмоток статора;
  • Проверять надежность и исправность крепления двигателей к месту соединения и установки с приводным механизмом;
  • Периодически проверять натяжку болтовых соединений и состояния уплотнения по линии вала;
  • Следить за состоянием подшипников путем постоянного прослушивания необычного шума, измерять вибрацию и температуру подшипников.

Техническое обслуживание двигателя АИР

Смазка двигателя

Для двигателей с закрытыми подшипниками (132 габарит и ниже), смазку на подшипниках не нужно менять за весь срок эксплуатации. Для двигателей с открытым типом подшипников, следует иногда производить пополнение или замену смазки в течение некоторого периода времени, но не реже одного раза в 2 года.

Для смазки и пополнения использовать только консистентные смазки на основе минеральных масел с литиевым загустителем. Старая смазка должна быть удалена, а полости подшипников и крышка тщательно промыты бензином. Далее заполните подшипник смазкой, а оставшуюся часть разместите в полостях подшипниковых крышек до половины объема или до 2/3.

beliit.com

Вчера в 23:19

Вчера в 20:31

Вчера в 17:50

Вчера в 17:10

Вчера в 17:06

Вчера в 17:01

Вчера в 16:03

07 Февраля 2022 года, 14:08

07 Февраля 2022 года, 04:25

06 Февраля 2022 года, 14:29

06 Февраля 2022 года, 00:13

05 Февраля 2022 года, 23:25

04 Февраля 2022 года, 21:31

04 Февраля 2022 года, 17:41

04 Февраля 2022 года, 17:30

Добрый день, подскажите . Директор где-то услышал по поводу обязательной нумерации листов проекта. Помогите, где посмотреть эти нововведение? Украина.

Сегодня с 1.00 по МСК будет выполняться перенос на другой сервер провайдера (2-3 часа). Прошу прощения за неудобства. Пробуем разные варианты.

Технические характеристики, они же паспортные данные электродвигателя — это характеристики которые указываются заводом-изготовителем на шильдочке прикрепляемой к корпусу электродвигателя.

В случае если шильдик с паспортными данными не сохранился характеристики электродвигателя можно определить расчетным путем.

паспортные данные электродвигателя

Шильдик с характеристиками (паспортными данными) электродвигателя:

шильдик с паспортными данными электродвигателя

И так, какую же информацию мы видим на шильдике электродвигателя? Разберем каждый параметр в отдельности:

Сначала указывается тип, марка и заводской номер электродвигателя, на этом мы останавливаться не будем. Далее по пунктам:

Режимы работы электродвигателя таблица

    , в нашем случае IP54 — пылезащищенный корпус с защитой от водяных брызг. Подробнее о том как расшифровывать Коды классов внутренней защиты вы можете прочитать в этой статье.
  1. Класс изоляции обмоток электродвигателя — показывает до каких температур может нагреваться электродвигатель в процессе работы без вреда для изоляции его обмоток.

Всего есть семь классов изоляции по нагревостойкости:

2. Таблица технических характеристик электродвигателей аир

Ниже представлены технические характеристики асинхронных электродвигателей серии АИР, кроме того вы можете самостоятельно произвести расчет характеристик электродвигателя с помощью онлайн калькулятора.

ПРИМЕЧАНИЕ: Пусковой ток электродвигателя рассчитывается путем умножения номинального тока (тока статора) на кратность пускового тока:

Приведенные в таблице данные электродвигателей могут немного отличаться в зависимости от производителя электродвигателя и года выпуска.

Была ли Вам полезна данная статья? Или может быть у Вас остались вопросы? Пишите в комментариях!

Не нашли на сайте статьи на интересующую Вас тему касающуюся электрики? Напишите нам здесь. Мы обязательно Вам ответим.

Читайте так же:

10 комментариев

Нигде не нашел обозначение материала корпуса двигателя (чугун, алюминий).
Как определить? Я ищу движок в алюминиевом корпусе 4 кВт, 3000 об. Как задать в поисковике?

Здравствуйте, Александр! В маркировке двигателя как правило нет сведений о материале корпуса. Эту информацию необходимо уточнять у продавца или на заводе-изготовителе.

Здравствуйте!
Интересует минимальная допустимая частота Гц (3ф 50 гц 55kW к.п.д. 90%)
Как я понимаю, что при маленькой частоте Гц возникает вихревые токи в обмотке, тем самым он начинает греться.

Согласно закону электромагнитной индукции — эдс в замкнутом контуре прямо пропорциональна скорости изменения магнитного потока. Вихревые токи не в обмотке, а в статоре возникают. Поэтому при низкой частоте они будут наоборот меньше, чем при высокой.

В ГОСТ Р 52776— 2007 (МЭК 60034-1— 2004) не нашел чтобы она нормировалась.

В связи с этим ограничение минимальной частоты связано в первую очередь с падением эффективности охлаждения двигателей с самообдувом. Решить эту проблему можно, установив принудительное охлаждение (обдув другим вентилятором или жидкостное, что сложнее).

Нужно найти рекомендации от производителя этого электродвигателя, предназначен ли он вообще к работе с частотными преобразователями. Рекомендации разнятся, но в среднем нижняя частота это 25-30 Гц.

Более точные значения вы можете получить установив термодатчик на корпус, а лучше в статор двигателя и измерять температуру, но для корректного определения допустимых режимов работы, следует производить это при различных температурах окружающей среды и во всем диапазоне рабочих нагрузок.

Поэтому проще сделать дополнительную защиту по температуре, определив в справочнике допустимую температуру обмоток и на 10-20% ниже её сделать уставку на отключение или срабатывание сигнализации.

К тому же вы не правильно задаёте вопрос, мы не знаем ни модель двигателя, ни где и для чего он будет использоваться.

Здравствуйте! У меня китайский двигатель 18,5кВт, 730 об.
По мерил пирометром температуру поверхности, она составила в разных частях от 30 до 80 градусов. Подскажите, пожалуйста, какой предел по нагреваемости такого двигателя…

Здравствуйте, Александр! Данную информацию Вы можете узнать в паспортных данных электродвигателя, температура будет зависеть от класса изоляции по нагревостойкости (смотрите таблицу в статье выше).

Здравствуйте! Меня терзают два вопроса.
1) Потребляемый ток указывается для одной фазы или суммарный? Если по другому — в каждой из трех фаз будет протекать указанный ток или его нужно делить на три, что бы узнать ток фазы и подобрать автомат?
2) Одинаковы ли тяговые усилия на валу у трехфазных и конденсаторных эл. двигателей одинаковой мощности?

Здравствуйте, Алексей!
1) В паспортных данных (на шильдике) двигателя указывается номинальный фазный ток двигателя, т.е. ток протекающий в каждой фазе.
2) Если речь идет про конденсаторный двигатель заводского изготовления, то в сравнении с трехфазным двигателем той же мощности их мощности на валу будут эквивалентны.

Спасибо! И еще практический вопрос. Имеется китайский частотник, выход 3ф. 220в. и конденсаторный (двухфазный) мотор (от советской стиралки). Какая схема подключения предпочтительней, стандартная — 1ф. с кондером или 2ф. без кондера? Если не трудно — то желательно обосновать. Режим работы — переменные нагрузки, временами перегрузки. Обороты требуется регулировать как в — так и в +. В 2-х фазном включении двигатель то же работает, перегрева не заметил. Меня интересует максимальная отдача двигателя, особенно при повышении частоты. На других сайтах имеется информация, что при частотном регулировании, в стандартном включении (с кондером), кондер становится точкой преткновения , что с ним не так? Про реактивное сопротивление в курсе, но ведь при изменении частоты и напряжение требуется менять. И тут, казалось бы, изменение сопротивления конденсатора должно играть на пользу. В чем подвох?

Читайте также: