Как сделать краску из лишайника

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Мы привыкли к изобилию тканей разнообразных цветов и оттенков и зачастую даже не задумываемся, каким образом тот или иной был получен – просто выбираем понравившийся. Ещё совсем недавно наши предки использовали растения в качестве красителей, те, что росли в зоне досягаемости. Это и экологично и наполнено живой энергией. И труд этот был кропотливым, ручным. А сейчас ткани красят химическими красителями на больших заводах машинным способом. Потом микроскопические химические компоненты через одежду, которую мы носим, через бельё, на котором спим, попадают и в наше тело, сначала на его поверхность, а следом и внутрь. Незаметно лишая нас здоровья и сил.

Сейчас, когда здравомыслие берёт верх над жаждой дешевезны, разнообразия и обладания как можно большим количеством вещей, мы всё чаще склоняемся к использованию только натуральных веществ для любых домашних целей. И травы-красители являются для нас в этом большими помощниками.

Древнее искусство окрашивания тканей природными способами возрождается в наши дни. А если при этом ещё применяются травы выращенные заботливой рукой в собственном саду, то одежда, которую мы носим, наполняется бОльшим смыслом и обережной силой.

Богатство природных красителей

Велики возможности растительного царства. Что же именно использовали для крашения русичи? Каким способом красили и какие цвета получали?

Красильными считаются растения, которые накапливают в различных органах (корнях, стеблях, листьях, цветках, древесине, коре) и тканях красящие вещества – пигменты. Некоторые культуры раньше использовали в промышленных масштабах, специально выращивая для этого.

В современных условиях, для потребностей одной семьи, достаточно всего лишь 3-10 растений, которые можно удачно вписать в дачный цветник или создать из них живую изгородь.


Жёлтый и коричневый

Задумав получить солнечную окраску, наши предки могли использовать более двух десятков растений. Некоторые из них применялись целиком: это безсмертник, вереск, манжетка, пупавка, череда. А в роду дроков, кустарников и полукустарников семейства бобовых, так и вовсе есть вид, который прямо так и называется – красильный.
С этой же целью применялись цветы и листья золотарника (именуемого также золотой розгой), прыгуна (тоже имеющего второе название – недотрога), трава серпухи. Только цветы брались, если речь шла о ястребинке зонтичной и, как ни странно, луговом васильке, а ещё лядвенце рогатом. Кстати, в ход шли листья берёзы и чернотала (или верболоза).

О корневой системе растений рачительные хозяева тоже не забывали: здесь полезными оказывались щавель, ирис (он получил очень ласковое прозвание – касатик). А у орешника и дикой яблони в красительных целях брали кору.

Иногда определённые части растений выбирались с учётом материала, который нужно было окрасить. Так, листья и стебли плауна (он же баранец), а также цветы сурепицы брались в расчёт при работе с шерстью, а купальницу применяли только для холста.

Восковник, невысокий кустарник с большими листьями, распространен на севере России, имеет несколько разновидностей, известных под именем восковой ягоды, воскового вереска и т.д.; на плодах имеется восковой слой. Восковник имеет много красящего вещества, дающего ярко-жёлтый цвет. Как отмечают специалисты, краситель из этого растения отличаются очень высокой устойчивостью к выцветанию.

Толокнянка — медвежий виноград, по виду напоминает бруснику, ягоды мучнистые, растёт на песчаных местах и в сосновых лесах, собирать нужно после появления ягод. Дает жёлтый цвет.

Крушина — волчьи ягоды, красящее вещество находится в коре. Произрастает на всей территории России, имеет много местных названий: корушатник, медвежина, крушина колючая, слабительная, окостер, проскурина и др. Кора некоторых видов крушины в свежем виде даёт жёлтую окраску, а в сухом — коричневую.

Василёк угластый — листья красят шёлк и шерсть.

Василистник — листья красят шерсть.

Золототысячник — трава красит шерсть.

Одноягодник — красит полотно.

Полынь — трава красит в соломенный и палевый цвет, с квасцами — в лимонный цвет.

Подмаренник — цветы с прибавлением квасцов красят в тёмно-жёлтый цвет.

Барбарис — кустарник. Красящее вещество получается из коры, корней и древесины.

Желтинник — на Украине называют скомпия, красящее вещество в листьях и молодых ветвях, собирают в августе, сушат, толкут и мелют.

Лишайники, торчовка, дубовая лапка — растут почти повсюду, на земле и камнях. Лишайник, растущий на камнях, даёт особенно прочную коричневую окраску.

Ольха чёрная — распространена в умеренной полосе России, красящее вещество в листьях, молодых ветвях и коре.

Сухая кора крушины — даёт коричневую окраску.

Кора сливяного дерева — даёт коричневую окраску.

Трава серпуха — красит льняные и шёлковые ткани.

Щавель конский — корень его, выкопанный осенью, даёт коричневый цвет.

Оранжевый и красный

Голубой, синий и зелёный

Голубизну полотну придавали с помощью коры ясеня, а если требовалось окрасить шерсть, цветы василька или гречавки. Птичья гречиха (в народе зовётся травкой-муравкой) способна окрашивать материал в синий цвет, при этом растение используется целиком, как и вайда. Этот самый вайда применялся в качестве красителя шерстяных материалов и весьма ценился в кустарном производстве ковров.

Ягоды черники использовались для окрашивания льна в голубой цвет, а шерсти – в синий.

Кстати, только что упомянутая вайда-крутик применялась и для получения зелёного цвета. Впрочем, наряду с другими растениями.

Плаун ликоподий — травянистое растение; красящее вещество в стебле растения.

Вайда (синило, синиль, фарбовник) — растёт в умеренной полосе России, красящее вещество содержится в листьях.

Гречиха — дикорастущая на берегах Каспийского моря. Красящее вещество в листьях, густого синего цвета (индиго).

Гераний лесной — красящее вещество в цветах.

Ежевика — ягоды красят в тёмно-синий цвет.

Черника — ягоды красят шерсть, смоченную квасцами (1:10), в фиолетовый цвет.

Шалфей луговой — трава красит в тёмно-синий цвет.

Бузина — используют не спелые ягоды, как для красной краски, а листья бузины, которые дают хороший зелёный цвет.

Хвощ болотный, железник, беличий хвост — растёт повсюду; красящее вещество в стебле, даёт зелёный цвет.

Щавель — растёт почти повсюду; красящее вещество в листьях.

Можжевельник — растёт почти повсюду; красящее вещество в ягодах.

Рута и цветок синего касатика — сок из них, смешанный вместе, даёт прочный зелёный цвет.

Бирючина — ягоды окрашивают шерсть в тёмно-зелёный цвет.

Черёмуха — внутренняя кора окрашивает в зелёный цвет.

Тополь — внутренняя кора красит пряжу в зелёный цвет, пряжа должна быть предварительно смочена железным купоросом (1:10).

Чёрный

Для того чтобы добиться чёрного тона материала, использовались несколько растений. В их числе ягоды и корни воронца (воронка), коры таволги вязолистной, листьев и стеблей подбела, листьев толокнянки (по-другому – медвежьих ушек) и сока травы с забавным названием зюзик блестящий. У него целый ряд народных названий: водяная шандра, волчья нога (или лапа), дикий маточник, конопель лесной, крапива болотная, крапчатка, сердечная трава, чистец).


В качестве пищевых красителей применяют отвар шелухи лука, соки свеклы, моркови, зелёных культур (петрушки, укропа); сок ягод черноплодной рябины, черники. Интересно, что в качестве красителей используют не только высшие растения, но и грибы.

В своём травяном садике вы можете создать уголок трав-красителей. Их можно выращивать среди других культур или размещаться отдельно.

Общие правила сбора и заготовки красильных растений

  • для заготовки цветков, соцветий – в период от бутонизации до конца цветения;
  • для заготовки корней и корневищ – выкапывают поздно осенью или рано весной;
  • для заготовки травы или надземной части – растения срезают сектором (или небольшим серпом) свежими, не увядшими: вечером – до появления росы, утром – после её схода;
  • убирают только в сухую погоду или после того, как растения обсохнут от дождя;
  • сбор сырья проводят (согласно убираемой части растения): цветки – почти распустившиеся, но не завядшие; листья и стебли – в основном перед распусканием цветков; плоды – в момент зрелости; корни – весной или осенью;
  • собранные растения укладывают как можно рыхлее или подвешивают;
  • при использовании свежевыжатого сока его делают сразу же после заготовки сырья.

Этапы растительного крашения ткани

Собранные растения необходимо измельчить, залить водой и прокипятить.

Прокипятив раствор, его лучше всего оставить остывать на всю ночь вместе с растениями, так они настоятся и отдадут все свои красящие вещества. На следующий день необходимо вынуть все части растений из воды. Теперь водный раствор красителя необходимо упарить, для более интенсивной окраски и процедить.

Ткань перед окрашиванием необходимо выстирать и высушить.


Ткань варить после точки кипения в течении часа. Потом остудить в растворе не вынимая ткань, чем дольше её продержать, тем больше она прокрасится. После этого остудить раствор и прополоскать ткань в проточной воде несколько раз. В последнее полоскание добавить 2 ст. л. уксуса столового или эссенции 1 ст. л. Уксус закрепит краситель.

Высушить ткань и насладиться результатом.


Важные правила окрашивания ткани натуральными средствами

Перед тем как приступить к процессу окрашивания ткани и одежды, давайте разберёмся в нюансах.

Самое важное: прежде, чем красить ткань целиком, поэкспериментируйте на маленьком кусочке ткани, пройдя все технологические процессы.

Помещение домашней красильни должно быть хорошо проветриваемым.

Учтите наличие аллергии на растения, которые решитесь использовать в качестве красителя. Некоторые растения могут быть ядовитыми. Используйте перчатки, чтобы не получить ожог, или яркие пятна краски.

Как видите, красить ткань в домашних условиях не слишком лёгкое занятие. Здесь нужно быть предельно аккуратным в подборе красителей, закрепителей и потратить много времени, чтобы получить нужный результат.

Красить ткань, как и писать картины – всё в руках художника. Смешение красок, время выдержки, различная обработка ткани перед крашением, даёт совершенно разные результаты при использовании одинаковых компонентов.


В заключении хотелось бы ещё привести список трав-красителей из статья В.П.Левашевой "Добывание и использование вспомогательных производственных материалов", опубликованной в сборнике серии "Труды Государственного Исторического музея" "Очерки по истории руской деревни X-XIIIвв.", М., 1959 стр.94-104

Наименование растения – Источник красителя – Цвет краски:

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Природные краски, получаемые из растений, принято называть растительными красками. Использование растительных красителей началось за 3 000 лет до н.э. Люди применяли краски, украшая свое тело, оружие, одежду и жилище. Первоначально использовались ярко окрашенные соки лепестков цветов, позже листья, стебли, корни и плоды деревьев, а еще позднее – специально приготовленные из растений красители.

Так, уже в Древнем Египте использовали краску синего цвета, изготавливаемую из растения рода индиго (Indigofera).

Растения рода индиго (Indigofera)

Растения рода индиго (Indigofera)

В древности индиго был широко распространен в Китае, Индии и Персии. Из Индии красители импортировали в Грецию. При этом в Европе и в России индиго получали из растения вида Isatis tinctoria.

Индиго, с помощью которого окрашивали ткани, наделяя их ярким и насыщенным цветом, что придавало ему огромную ценность.

В 10 веке до н. э. финикийцы изготавливали пурпурный краситель из улиток-багрянок (murex brandalis), который в течение нескольких веков являлся самым ценным красителем. Ведь для получения одного грамма пурпура требовалось обработать 10 тысяч улиток.

Улитка-багрянка

Улитка-багрянка

Интересен тот факт, что в Древнем Риме за ношения одежды пурпурного цвета простолюдином его могли обезглавить.

Краски на растительной основе, используемые в древности

Рассмотрим растительные краски, которые получали в разных уголках нашего земного шара в древности.

    В Персии красный краситель — получали из корней марены.

      красный краситель получали из цветка сафлора;

    • синий краситель получали из растений мелколепестника.
    • Желтый краситель из корневища крушины или же лапчатки.

    Процесс получения краски растительного происхождения

    Для получения растительных красок, как правило, предварительно их размельчали, а затем кипятили в воде. Следующим шагом, раствор выпаривают для достижения нужной консистенции. А затем для окрашивания тканей (льна, шерсти) помещали их в горячую воду с полученным раствором. Для прочности добавляли соду или другие вещества.

    Природные красители растительного происхождения используют не только для окраски тканей, но также и для приготовления напитков, кремов, карамели.

    Одним из недостатков природных красок из растительного сырья является то, что они не хранятся долго, и именно по этой причине они не нашли широкого применения в промышленности. На смену растительным – пришли синтетические краски, которые широко используются в пищевой и других сферах народного хозяйства.

    Кроме растений в качестве сырья для получения природных красок использовали цветную глину и растертые в порошок минералы, но это материал другой статьи.


    Следить за комментариями к теме

    Продолжая практику публикаций о натуральных красителях, хочу поделится интересной для красильщиков информацией, которую сама проверить не могу, но поделится не жалко ))).

    Окраска одежды всегда играла очень важную роль для общества. Особое значение цвет одежды приобретал там, где необходимо было отличить одни группы людей от других, например, в военном деле и в одежде отдельных племен, например, шотландских кланов.

    Важную роль в крашении материалов древности, средних веков, и даже недавнего прошлого, занимали лишайники.

    1. Немного истории военной моды.

    Р. Севард пишет, что до знаменитого шотландского восстания 1745 года, после которого особенно стали популярны шотландские юбочки, узоры которых обозначали принадлежность к определенному клану, окраска шотландской одежды зависела в основном от той краски, которую можно было отыскать поблизости. И лишайники, использовавшиеся для получения краски, имели большое значение. Лишайниковая краска дает наиболее ценные цвета в шотландской одежде, такие как желто-коричневые и красно-пурпурные оттенки. Полный же спектр оттенков можно получить, смешивая одни цвета с другими. Так, смешивая желтую лишайниковую краску с синим индиго, получали зеленый цвет.

    (Мне лично было интересно отметить, что трудозатраты вообще не принимались во внимание, и лишайники оценивались только по степени доспупности, и красоте получаемых окрашенных вещей.)

    Фактически единственным способом, по которому шотландцы, поддерживавшие принца Чарли Красивого, могли отличаться от тех, кто поддерживал короля Георга, была окраска их шотландских шапочек, боннетов. Первые носили белые кокарды, вторые — красные и желтые кресты. Солдат, потерявший в сражении шляпу, рисковал быть атакованным с обеих сторон.

    2. Коричневый из Parmelia omphalodes.

    Лишайники, использовавшиеся для получения коричневой краски, были листоватыми видами, принадлежащими к роду Пармелия (Parmelia) и их было легко собирать с камней во влажную осеннюю погоду. Такая лишайниковая краска никогда не производилась в больших промышленных масштабах, а только отдельными фермерами в небольшом количестве. Наиболее часто используемым видом была Пармелия пупковидная (Parmelia omphalodes)


    (на фото Parmelia omphalodes+мох Гедвигия реснитчатая -Hedwigia ciliata)

    Пармелия Пупковидная встречается на Алтае, на Байкале. В других регионах России.

    Рецепт: Лишайники высушивали и запасали в мешках. Шерсть, которую окрашивали, сначала хорошенько мыли в горячем растворе соды и мыла, а затем отполаскивали в проточной воде, которая в Шотландии торфяная и кислая. После этого большой чан наполняли чередующимися слоями лишайников и шерсти, взяты ми в пропорции один к одному. Затем котел заливали торфяной водой и варили до получения требуемого оттенка.

    Окраска получалась очень прочная и не выцветала. Кроме того, лишайниковая краска при дает шерсти приятный запах и отпугивает моль, которая не любит вкус лишайниковых веществ.

    Современные исследования показали, что окраска является результатом реакции между свободными аминогруппами в шерсти и альдегидными группами лишайниковых кислот. Обычно эти группы бесцветны в лишайниках, но при кипячении дают окрашенный продукт. Таким образом, нет прямой связи между цветом лишайников и той окраской, которую они дают при кипячении с шерстью. После этого шерсть расчесывают и ткут. Затем готовую шерсть вальцуют, чтобы шерстяные волокна частично свалялись и удалилась грязь.

    Наиболее известный шотландский твид — харрисовый твид, который производят на гэльско-говорящих Внешних Гебридах. Настоящий твид всегда окрашивают растительной краской. Коричневую, желто коричневую и красную краску получают из лишайников; зеленоватую — из ирисов и вереска; синюю — из импортировавшегося индиго. Коричневая краска из лишайников популярна и сегодня, так как придает твиду мягкость и аромат.

    3. Об Имитации цвета.

    Пурпурный цвет был весьма уважаем в древности и средневековье. Королевский пурпур в древности получали из моллюсков и ценился он очень дорого. Плутарх в “Жизнеописаниях” упоминает, что македонская армия, заняв очередной восточный город, в царских кладовых обнаружила штуки пурпурной материи, окрашенных пурпуром, сваренным на меду. Гай Плиний Старший в своей “Естественной истории” пишет, что “пурпур лучшего качества делают в Азии — в Тире, в Африке — на Менинксе (остров у побережья Африки в Малом Сирте) и на гетульском берегу Океана (ныне — побережье южного Марокко), а также в Европе — в Лаконии. Перед этим пурпуром расчищают путь ликторские розги с секирой (ликторы — члены свиты высших римских сановников — несли пучки розг (fasces) с секирой (axis) — символом власти, расчищая путь в толпе). Пурпур — символ благородного происхождения, он — знак отличия сенатора от всадника; в пурпурном убранстве консулы приносят жертвы богам. Памятуя об этом мы должны извинить порой граничащее с безрассудством стремление к пурпуру, а также невероятно высокие цены на краситель, который исходно имеет отвратительный запах и зеленоватый оттенок, как у рассерженного моря.” Он также пишет, что “пурпур известен в Риме с самых древних времен, но у Ромула им была окрашена лишь трабея (парадная одежда царей и высших сановников — белый плащ с продольными пурпурными полосами). С большой степенью вероятности можно считать, что Тулл Гостилий (третий римский царь 672-640 гг. до н.э.) был первым царем, надевшим после завоевания этрусков претексту (белая тога с пурпурной каймой по краям) и лактиклавию” (окаймленная широкой пурпурной полосой туника). Корнелий Непот, умерший при Августе, писал: “Лиловый пурпур, стоивший сотню динариев за фунт, был в моде в пору моей юности, а несколько позже он уступил место тарентскому (Тарент — город в Южной Италии, ныне Таранто) красному пурпуру. Затем наступило время тирского пурпура — dibapha, — который стоил больше тысячи динариев за фунт. Публий Лентул Спинтер, будучи курульным эдилом, первым окрасил свою тогу тирским пурпуром, за что навлек на себя всеобщее неодобрение, ибо, как пишет Непот, — такую краску можно было встретить на покрывале любого триклиния”. Спинтер был эдилом, когда консулом был Цицерон.

    Название dibapha в те времена давали “дважды маканым” материям, стоившим тогда огромные деньги, а метод двойной повторной окраски используется и поныне для изготовления лучших пурпурных тканей.” Поэтому всегда старались найти более дешевый заменитель.

    4. Пурпурный из Roccella tinctoria

    Лишайники были одним из источников получения пурпурной краски, и эта краска была даже более привлекательна, чем знаменитый тирский пурпур, получаемый из моллюсков. Гай Плиний Старший пишет, что пурпур начали смешивать с красителями сухопутного происхождения: материю, окрашенную кермесом, перекрашивали пурпуром, чтобы получить hisginum (греческая краска растительного происхождения). Лишайниковый пурпур был известен древним египтянам, финикийцам, грекам, римлянам. Его получали из лишайника Рочеллы красильной (Roccella tinctoria), растущего на прибрежных средиземноморских скалах.



    Лишайниковый пурпур называют орхилом.

    Единственным неудобством орхила является его низкая светостойкость : на ярком солнце он постепенно становится коричневатым ( Относится только к покраскам из Рочеллы красильной ) . Однако в сочетании с другими, более стойкими красными красками, орхил дает вполне стойкий цвет. Лишайниковая краска придает шерсти и шелку блеск, яркость и мягкость, в то время как другие краски, получаемые с протравой, дают противоположный эффект. Умелое сочетание лишайниковой и протравной краски может дать стойкое окрашивание и мягкую текстуру ткани.

    После падения Римской империи искусство окраски с помощью лишайников в Западной Европе было утеряно на протяжении нескольких веков. Этому способствовало вторжение арабов, которые считали мочевину, необходимую в производстве краски, нечистой. И только в 15 веке флорентийский купец Федериго возродил этот процесс после поездок на греческие острова. Он вернулся во Флоренцию и основал производство краски, сохраняя секрет в течение нескольких лет.

    Один из наиболее ранних рецептов приготовления краски таков:

    Рецепт: взять1 фунточень чистой Рочеллы красильной (Roccella tinctoria DC.) и смочить его небольшим количеством мочи, добавить по2 унциихлорида аммония, нитрата калия и карбоната кальция. Хорошенько истолочь и перемешать их, оставить на 12 дней, перемешивая дважды в день. Затем держать растения постоянно влажными, добавить немного мочи и оставить на 8 дней, продолжая помешивать. Затем добавить1,5 фунтуглекислого калия, хорошо перемешать и1,5 пинтыстарой мочи. Оставить на 8 дней, перемешивая как обычно, затем добавить такое же количество мочи. После 5 или 6 дней краска готова к употреблению.

    Позднее мочу заменили раствором аммиака в воде.

    Орхил в основном использовали для окраски ткани, однако его применяли и для окраски спирта в термометрах, а также бумаги и древесины.

    5. Красный из Ochrolechia tartarea.

    Красную краску получают из лишайника Охролехии виннокаменной (Ochrolechia tartarea).


    В Англии промышленное производство красной краски было основано Георгом Гордоном, медником из Бэнфшайра, в 1758 году в Эдинбурге. Позднее эдинбургская фирма обанкротилась и в 1778 году производство было перенесено в Глазго под руководство Георга МакИнтоша. Для защиты секретов производства нанимали рабочих, говорящих по-гэльски, а вокруг фабрики, занимавшей площадь17 акров, возвели высокую стену. Ежегодно использовали 250 тонн лишайников, которые собирали специальными ножами со скал сельские жители. Им платили 3 шиллинга 2 пенса за22 фунталишайников, так что сборщик мог заработать3 фунтастерлингов и 10 шиллингов в неделю. Когда шотландские источники поступления лишайников истощились, их стали импортировать из Швеции, Норвегии, Канарских островов и Мальты. Фабрика в Глазго просуществовала до 1852 года, однако небольшое количество краски производилось до не давнего времени.

    Рецепт, к сожалению, не приводится.

    Решила поделится информацией ради развития красильного процесса в России, но в ближайшее время проверить рецепты не смогу.

    Поэтому удачи храбрым и упорным!

    / Пы.Сы. Лишайники будут так же хорошо красить шелк по рецептам для шерсти, но , скорее всего, хлопок и лен будут красить хуже.

    Особую известность лишайники приобрели в последнее время, ко-
    гда их стали использовать в качестве хороших биоиндикаторов за-
    грязнения. То, что лишайники реагируют на загрязнение воздуха, бы-
    ло замечено еще в XIX веке. Видовой состав лишайников в индустри-
    альных и окраинных районах различается настолько сильно, что уче-
    ные стали выделять лишайниковые зоны. Подолжение уношу в блог.

    Обратите внимание,что лишайники крайне медленно растут, не более 0,5 см. в год. Поэтому относитесь к ним бережно.

    Задание: Попробуйте получить краску из лишайников. Найдите разные виды лишайников (они встречаются чаще всего на стенах старых домов, на камнях). Чтобы получить краску используйте план исследования. 1.Отделите его от субстрата и измельчите. 2.Измельченный лишайник положите в колбу с раствором пищевой соды. 3.Понаблюдайте некоторое время (3-5 мин.) и вы увидите, что раствор приобретает различную окраску. 4.Профильтруйте его и попробуйте окрасить бумагу или ткань. 5.Результаты запишите и оформите данную работу.

    Похожие презентации

    Декорирование стен при помощи красок уже не так актуально, как было раньше. Теперь украсить свой дом хочется необычными способами. И такой вариант есть – рисунки на стенах мхом, как на фото в этой статье. Самое удивительное, что для создания подобных композиций не потребуется приобретать дорогих материалов или искать в продаже редкие составляющие – все необходимое доступно и есть практически в каждом доме.


    Что потребуется

    Для того, чтобы создавать рисунки мхом на стенах, понадобится прежде всего, сам мох. Его можно найти в лесопарковых городских зонах или же специально съездить в лес за ним. В целом, найти мох не слишком сложно. Стоит лишь иметь в виду такой факт: собранные с деревьев лишайники будут лучше расти именно на деревянных поверхностях, а для бетонных оснований лучше взять растение с почвы. Помимо основного ингредиента потребуется:

    • Гидрогель, предназначенный для растений. Он продается в любом садоводческом магазине и представляет собой небольшие шарики, которые впитывая воду увеличиваются в размерах в десятки раз.
    • Обычный кефир. Он будет питательной базой для растения.
    • Немного теплой воды для замачивания лишайника.

    Имея все это под рукой, можно создать смесь, которая станет основой нашего будущего рисунка.

    Применение мха

    Произрастает мох во многих лесах с разных климатических зонах, его можно найти в лесополосе, иногда даже в парке. Чтобы сохранить мох в домашних условиях, нужно следовать некоторым правилам:

    Мох будет хорошо расти в субстрате, где был в природе. Например, если вы взяли мох с дерева, и дома его нужно поместить в необработанное дерево.

    При сборе мха нужно брать и субстрат. Если взяли растение из почвы, то надо снять 3-5 см слоя. Землю с этого места также необходимо взять с собой, и добавить ее для роста мха.

    Если правильно переместить растение в те же условия, выращивание мха не доставит особых хлопот. Он любит влажную среду и обязательно кислую – это необходимые условия для роста растения.

    Этими свойствами обладают кисломолочные продукты (кефир, можно простоквашу или любой йогурт).

    Натуральный декор – стабилизированный мох, но его необходимо обработать специализированными средствами. Растение сохранит свои свойства, мох словно консервируется.

    Рецепт смеси

    Чтобы создавать картины из мха не стенах, нужно сначала приготовить специальною смесь, которая станет основой рисунка. Сделать это, можно при помощи обычного блендера или другого приспособления для перемешивания и измельчения. Начать следует с замачивания мха. Его предварительно тщательно отмывают от всех загрязнений, комочков земли и возможных обитателей типа мошек и жуков.

    Дальше нужно разобраться, как сделать сам состав для того, чтобы создавать рисунки мхом на стенах. Это несложно, но, в каждом случае пропорции компонентов будут индивидуальны.


    Сначала вы получите просто темные контуры будущей картины. Естественно мох не прорастет немедленно, Поэтому, придется подождать от двух до четырех недель, пока споры не прорастут окончательно. После этого изображение будет оставаться зеленым очень долго, если правильно за ним ухаживать – это не сложно.

    Стабилизированный мох в интерьере

    Для пола, на тех его участках, где ходят – мох не годится. Ходить по нему очень приятно, но он таких нагрузок долго не выдержит и покрытие придет в негодность. Для уголков и фрагментами – мох применяют и горизонтально.

    Вертикальное озеленение стабилизированным мхом на удивление долговечно и вариантов дизайна очень много.


    Рисование

    Тщательно очистите поверхность, на которую будет наноситься рисунок. С помощью трафарета или от руки нарисуйте контуры будущего изображения. Окуните кисть в готовую массу и рисуйте – сложность картины зависит только от ваших художественных талантов и фантазии. Если подобрать несколько разных по цвету лишайников, то можно не просто создавать контурные композиции, но и разнообразить их оттенками.


    Важно: если вам потребуется убрать созданную картину со стены, то на ней могут остаться следы от композиции. Дело в том, что лишайник прорастает вглубь поверхности, закрепляясь на ней. После снятия растительной композиции нужно обработать место любым составом, предотвращающим развитие плесени. От следов полностью избавиться может и не получиться. Поэтому, перед тем, как начинать рисовать мхом на стенах, тщательно подберите место для размещения композиций такого плана.

    Композиции из мха с помощью флорариумов

    Если очень хочется использовать композиции из настоящего мха в интерьере, – в них можно поддерживать атмосферу, подходящую для мхов. Сейчас в продаже есть емкости такого плана разных размеров и форм, в том числе настенные, очень крупные и плоские. Несколько таких флорариумов – и у вас почти живая стена из мха.

    Оставьте Ваш отзыв

    Мох в интерьере – отделочный материал, горсть изюма в данном интерьере и загадка для людей, имеющих рациональное мышление. Зачем это нужно, да кто придумал такую глупость – зеленый мох по стенкам развешивать? Дело вкуса и восприятия, но… если мох стабилизируют, значит – это кому-нибудь нужно. Стабилизация мха, если очень простыми словами, это вытягивание из него воды и насыщение специальными растворами с глицериновыми или солевыми составами.












    Так как в этом случае будет использоваться натуральный природный материал, то за созданной композицией придется ухаживать. Ее необходимо опрыскивать водой каждые три — четыре дня. Сделать это, проще всего при помощи обычного пульверизатора. Другого ухода мох не требует. Единственное, что необходимо учесть, это плохая переносимость подобными растениями яркого солнца и жары. Поэтому, для декора лучше выбрать затененное место.


    Как применять стабилизированный мох в интерьере

    По большому счету, область применения стабилизированного мха не такая уж и большая и в большинстве случаев сводится к декорированию помещений – это горизонтальное и вертикальное озеленение. Не поймите неправильно, но пол в чистом виде этим материалом не застилают – ходить по нему можно, но недолго, так как он не приспособлен к таким нагрузкам. При горизонтальном озеленении его применяют в качестве декора для некоторых интерьерных элементов – например, его используют для декорирования живых уголков.

    Фитостены из стабилизированного мха фото

    Если говорить о вертикальном озеленении, то здесь его область применения значительно шире – на стенах данный материал меньше подвержен силовым воздействиям и служит очень долго. В частности, с помощью стабилизированного мха создают следующие декоративные элементы.

    Стена из стабилизированного мха отнюдь не является единственным решением для использования материала данного типа – зачастую с его помощью озеленяют и другие предметы интерьера. К примеру, абажур торшера, дверной проем – в общем, все что угодно, лишь бы это все не подвергалось физическим воздействиям. По большому счету, если хорошенько все продумать, посредством стабилизированного мха можно украсить даже полотна .

    Озеленение дома стабилизированными мхами

    Можно купить специальные мхи для вертикального озеленения в интерьере (стен, панно, картин, пр.) – некоторые фирмы продают их плитками (модулями). Это, прежде всего:

    • мох лесной (не из наших лесов);
    • мох островной;
    • мох шаровидный.

    Выглядят они очень свежо, но назвать их живыми в полном смысле слова, было бы неправильно. Это стабилизированные растения, в которых сок с помощью особой технологии заменен специальной жидкостью. Сверху растения также покрыты определенным составом. Поэтому специалисты не рекомендуют устройство стен, если в семье есть маленькие дети или животные, которые могут попробовать красивые растения на вкус.

    Мхи в таких стенах не нужно поливать и удобрять, они не боятся высокой температуры, в них не селятся насекомые и не развиваются колонии бактерий. Аллергические реакции стабилизированные растения не провоцируют. Пыль, конечно, собирают, но ее просто удалить мягкой щеткой.

    Все мхи для вертикального озеленения дома окрашивают, так как стабилизация меняет их окрас. Современные красители способны вернуть таким растениям визуальную естественность. Зеленые мхи в вертикальных стенах используются чаще всего, но они не обязательны. Интересные композиции получаются с мхами, окрашенными в различные цвета, даже очень яркие – красные, бордовые, желтые, голубые, пр. В природе мхов такого цвета может не быть, но, например, в настенном панно они смотрятся оригинально.

    Идеи использования мха

    Дизайнеры предлагают оригинальные решения применения мха в интерьере:

    Фитостена – готовая панель из МДФ, на которую нанесен стабилизирующий мох. Можно создать самому нанести краску (рецепт выше), и вырастить настоящий мох.

    Настенные надписи, фигурки животных, геометрические фигурки, полоски из мха. Для этого плотного ватмана (картона) вырезать буквы, нанести клей ПВА, затем мох с собственной почвой. По рецепту сделать краску, ее наносят на клей, чтобы лучше закрепить на стене и пр.

    Мох в качестве декора можно наклеить на любую подходящую поверхность: шкафчик, заднюю часть спинки стула или дивана или тумбочку.

    Натуральные живые коврики из мха. Нужен готовый небольшой мягкий коврик, подойдет кусок плотной материи. На поверхность нанести живой мох с его почвой или приготовленную краску по рецепту, зафиксировать клеем ПВА.

    Композиции и декор из мха – это оригинальные панно, рамочки для фото и др. Если приклеить мох к подносу, получится имитация зеленой полянки.

    Для украшения помещения натуральный живой мох в интерьере (или имитация) – креативный подход к декору, примените фантазия для полного преображения.

    Лесной мох для зеленых комнатных композиций

    Мхи, собранные в наших лесах и на наших участках, можно использовать для создания растительной композиции в горшочке или декоративного садика. Часто мох подсаживают в вазоны к крупным растениям. Не следует только использовать в этих случаях мох с гниющей древесины.

    На некоторых погибших деревьях, при условии высокой влажности, определенные виды мхов разрастаются очень буйно, но при пересаживании в грунт они не приживаются (или долго не растут) – им нужна гнилостная среда. Сажайте мох в горшок вместе с комом земли, с которым его откопали, так он лучше адаптируется.

    Если мох в горшечной композиции прижился, увлажнять грунт в нем придется часто, так что подсаживать его можно только к влаголюбивым растениям. Часто с использованием мха делают композиции, в которых главными растениями выступают суккуленты.

    Озеленение дома луизианским мхом

    Моховая краска

    Натуральная краска из мха может быть изготовлена самостоятельно дома.

    Рецепт более быстрого роста мха:

    • здоровое растение мха;
    • кефир – 0,5 стакана;
    • сахар – 2 ст. л.

    Если нет живого мха, его можно имитировать губкой. Для этого понадобятся клей (ПВА), свежие акриловые зеленые краски и большие ножницы.

    Обычную губку нарезать помельче, хорошо перемешать. Потом добавить свежий клей, а готовую массу нанести на поверхность.

    Для большего объема, можно выкрасить губку в зеленый цвет с разными вкраплениями салатного, мятного, лаймового и других оттенков зеленого спектра.

    Читайте также: