Как правильно сделать маршрутный лист для школьника

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Моему ребёнку сама классный руководитель готовила такой лист (как и всем остальным ученикам класса). Просто распечатана из интернета карта района, куда попадают дом и школа. Далее цветным карандашом отмечен маршрут, по которому ребёнок идёт в школу и обратно.

модератор выбрал этот ответ лучшим

Мне сразу на ум приходят три варианта, рассмотрю их по очереди, начиная с самого простого:

  • заходим на Яндекс Карты, открываем свой город, определяем нужный участок, распечатываем. Пунктирной линией прорисовываем маршрут.
  • рисуем маршрут самостоятельно (можно в качестве шаблона использовать ту же карту Яндекса). Именно свои рисунки принимали у нас в школе раньше, не знаю, как сейчас. Но факт: пока ребенок будет выполнять задание самостоятельно, он действительно поймет, как доходить до школы и обратно.
  • можно скачать специальную прогу на базе Майкрософт — Визио называется (скачать можно здесь). Конечно, дело это весьма хлопотное, но в итоге получится действительно настоящий проект.


Чтобы сделать такой лист, можно зайти на сайт с подробной картой нашего города. Находим свой район, увеличиваем масштаб, делаем скриншот и распечатываем, а потом на бумаге обозначаем наиболее правильный маршрут.

Мы взяли карту в Интернете, нашли школу, а также наш дом, увеличили до нужных размеров, красной линией провели дорогу, как мы в школу идем, а затем распечатали на цветном принтере. У нас такая карта должна у каждого в дневнике лежать, зачем, непонятно.

А я зашла на карты города, спутниковый снимок, нашла свой дом, и школу, отметила на ней дорогу, где ходит мой сын, сфотографировала на телефон и теперь нужно идти в салон, где мне распечатают этот лист на небольшой бумаге.

Нужно купить карту города в магазине и вырезать кусок, где помещаются ваш дои и школа. Ну и дальше нужно лишь провести линию между домами. Также можно нарисовать все карандашом на листке бумаги самим и тоже провести линию.

Сделать это очень просто. Нужно найти карту вашего города, увеличить чтобы на одном листе помещались и школа и дом. Затем просто провести ручкой тот путь, по которому каждый день ребенок ходит в школу.

Я тоже нашла карту своей местности на maps google и по ней все срисовала.

Сейчас сделать маршрутный лист вашему школьнику можно совершенно просто и быстро. для этого от вас потребуется перейти на просторы интернета, отыскать карту вашего города, а далее уже найти на карте вашу область, затем увеличив отыскать вашу улицу и школу. Всё теперь делайте скриншот, распечатывайте и на полученном изображении ярким фломастером или ручкой проводите маршрут от дома до школы.

Когда будете идти в школу, возьмите с собой блокнотик. Отмечайте на нем все дома, которые видите по сторонам, а также повороты и улицы, которые вы проходите. Потом придите в школу, или уже когда придете домой, зарисуйте более точно дома, чтобы было видно какой из них больше, а какой меньше. Постарайтесь сделать так, чтобы маршрут выглядел как настоящий план.

Здесь возможны два варианта:

первый вариант — нарисовать такую карту самостоятельно. Но это при условии, что вы хорошо рисуете.

второй вариант — скачать карту из интернета и нарисовать маршрут. Карту можно скачать, например, на Google map.

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Рисунок мой маршрут в школу – Как нарисовать маршрут от дома до школы?" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.


Рисунок безопасный путь от дома до школы

Дорога от дома до школы может проходить через проезжую часть. Поэтому важно, чтобы маршрут был максимально безопасным. Пусть ребенок нарисует план от дома до пункта назначения и обратно, и тогда вам будет спокойней за его судьбу.


Маршрутный лист ученицы 1 класса.


Безопасный пусть от дома до школы.


Мой безопасный путь в школу.


План.


Детский рисунок безопасной дороги от детского сада до дома.


Маршрут от дома к детскому саду.


Безопасный путь домой.


Простой рисунок карандашом.


Дорога в садик.


Моя безопасная дорога.


Картинка красками.


Работа мальчика 7 лет.


Картинка фломастерами.


Моя улица и безопасный маршрут от дома до школы.


Как нарисовать?


Схема. Дом-школа-дом.

Как нарисовать маршрут от дома до школы?


Для безопасности передвижения ребенка на пути от дома до школы и обратно, родителям нужно знать, как нарисовать этот маршрут на бумаге в качестве наглядного пособия. В некоторых учебных заведениях это официальное требование к каждому ученику, и вкладывается начерченный план в портфолио школьника.

Давайте рассмотрим простой вариант, как сделать маршрут от дома до школы. Сначала его чертят родители, а после прорабатывают на местности с ребенком. В старших классах школьник делает уже это сам.

Мастер-класс: как начертить маршрут от дома до школы

Для этой несложной работы нам понадобятся: лист бумаги формата А4, линейка, простой и цветные карандаши:

    На листе бумаги делаем рамку чуть меньше чем сам листок, отступив от края примерно полтора сантиметра. Двумя линиями выделяем дороги – длинную основную и короткую примыкающую. Прямоугольниками обозначаем жилые дома района, один из которых – дом в котором живет сам школьник.







Как видим, изобразить маршрут от дома до школы достаточно просто. Пройдя с такой картой в руках по указанному маршруту, ребенку будет проще запомнить опасные участки.



Рисуем схему безопасного маршрута от дома до школы

Одним из самых распространенных заданий, которое может получить школьник начальных классов, является схема безопасного маршрута от дома до школы. Это легкое задание иногда может поставить в тупик родителей. Есть ли какие-то требования и как сделать эту схему правильно?

Подготовка к рисованию маршрутного листа от дома до школы

Чтобы начать рисовать маршрут, следует хорошо подготовиться к этой работе:

  • Подготовьте реальную карту. Вы можете проложить маршрут с помощью гугл-карты, увеличить масштаб и распечатать;


  • Возьмите несколько чистых листов. Не всегда рисование маршрута от дома до школы обходится одним листом, иногда нужен черновик. Для домашнего задания в школу можно использовать тетрадный лист или обычный А4. Если же вы рисуете схему для домашнего пользования, то лучше изобразить маршрут на ватмане.

  • Поточите простые и цветные карандаши. Рекомендуется рисовать именно карандашами, так как с помощью них очень легко прорисовывать мелкие детали.

Как нарисовать маршрут от дома до школы

Если вы распечатали карту с интернета, то задание выполнить очень легко. Первое, что стоит сделать, – начертить самую главную или большую улицу.

Нанесите на нее какие-то важные объекты, которые ваш ребенок помнит. На ней есть торговый центр, в котором ребенок часто покупает себе игрушки, дом лучшего друга или, может быть, там расположен его детский сад? Зафиксируйте и подпишите это место.

Если вы рисуете не схематическую карту от дома до школы, то стоит выделить проезжую часть и тротуар отдельно. Нарисуйте светофор и переход, по которому ребенок переходит эту дорогу.

Образец схемы маршрута от дома до школы

Для тех, кто ездит на автобусе или метро, можно отметить безопасный путь до остановки, написать ее название, указать номер автобуса на самой остановке или нарисовать его. Кроме того, желательно подписать количество остановок, которое проезжает ребенок. Дальнейший путь должен начинаться от конечной остановки до школы.

Как правильно оформить заявление об отсутствии ребенка в школе?
Если существует необходимость пропуска ребенком занятий в школе, оформляется заявление об его отсутствии. Как правило, родители недооценивают важность подачи заявления и допускают неточности в…

Безопасный маршрут от дома до школы

  • В том случае, если у ребенка есть несколько вариантов пути в школу, стоит выбрать максимально безопасный. Не стоит выбирать путь, где есть сильное автомобильное движение или же темные безлюдные улицы;
  • Перед тем, как ребенок начнет самостоятельно ходить в школу, убедитесь, что ребенок усвоил правила дорожного движения (зеленый сигнал светофора, с какой стороны обходить общественный транспорт и другие). Схема маршрута от дома до школы должна отражать все опасности, которые могут возникнуть на пути ребенка. Это могут быть резкие повороты, выезд машин с предприятия, часто сломанный светофор, улица с интенсивным движением, какие-либо ограничения обзора и т. д.;
  • Используйте условные обозначения. Вы можете взять те, которые школьник уже знает, или придумать свои. Лучше, если ребенок самостоятельно определит и нарисует эти значки. Так ему будет легче запомнить, какой смысл они несут. Внизу, под вашей картой, расположите значки с пояснением, что они означают.

Полезные советы

Обязательно по завершению вашего рисунка пройдите маршрут с ребенком прямо по этой карте. Если пока такая прогулка невозможна, сделайте человечков из бумаги и сыграйте с малышом в ролевую игру.

Рисуя схему маршрута от дома до школы, помните, что это прежде всего подсказка для вашего ребенка, которая обеспечит его безопасность, а уже потом — кажущееся рутинным домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале описывается комплексное средство формирования оценочной самостоятельности младшего школьника, как составляющей умения учиться. Представлена модель использования Маршрутного листа на уроке в начальной школе и предложены варианты инструментов для двух типов урока: урока открытия новых знаний и урока рефлексии.

Маршрутный лист как комплексное средство формирования оценочной самостоятельности младшего школьника

ФГОС ставит новые цели, определяет новые задачи, задает новые ориентиры образования.

Это новое относится, прежде всего, к достижению метапредметных результатов, где ключевое умение – умение учиться, проявлять учебную самостоятельность.

В чем это выражается? Ученик способен самостоятельно добывать знания, контролировать процесс и результат деятельности, сотрудничать с другими участниками образовательного процесса.

Показателем сформированности этого умения, становятся УУД.

Формируя познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД, мы способствуем формированию и личностных универсальных учебных действий – основы умения учиться.

Анализируя структуру учебной деятельности, можно заметить, что любой самостоятельный новый шаг в ней сопровождается обдумыванием (рефлексией) того, что и как происходит, почему именно так, а не иначе. Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему, тем скорее и успешнее он научится учиться.

Т.е. важно научить детей самостоятельно оценивать процесс и результат учебной работы. Важно сформировать оценочную самостоятельность как составляющую умения учиться.

Этого можно добиться, используя технологию формирующего оценивания.

Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ребенок сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.

Существует множество разных инструментов для реализации технологии формирующего оценивания: это оценочные шкалы, критериальные или балльные таблицы, оценочные листы. Все они используются нами на разных этапах урока, но не позволяют в комплексе формировать оценочную самостоятельность. В технологии деятельностного метода ребенок должен выступить субъектом контроля и оценки собственных знаний и действий в продолжение всего урока.

Этапы урока ТДМ:

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение

учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового

знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

3) Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

согласовывают тему урока,

строят план достижения цели;

определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

5) Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8) Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9) Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Это универсальный инструмент, который можно использовать на разных типах урока. В ТДМ выделяют четыре типа урока в зависимости от их целей:

1. Урок открытия нового знания.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Предметная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Предметная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Предметная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Предметная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Мы выбрали два наиболее распространенных типа урока в начальной школе – урок ОНЗ и урок коммуникативно-рефлексивной направленности, и разработали инструменты для этих уроков.


1. Этап актуализации (объединяет 2 шага учебной деятельности: учащиеся повторяют и обобщают знания, которые могут понадобиться на уроке)

2. Этап пробного действия (объединяет еще 2 шага: предъявление нового задания и пробное действие по его выполнению)

3. Этап фиксации затруднения.

4. Определение причины затруднения.

6. Планирование деятельности по открытию нового знания.

7. Действие по плану.

8. Обобщение способа действия (с проговариванием во внешней речи)

9. Применение нового знания.

10. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Выстраивается план урока понятный младшему школьнику. И опираясь на этот план, дети могут определить, на каком этапе урока они находятся, и что им делать дальше.

Вводить картинки-символы тоже можно постепенно, по мере знакомства с шагами учебной деятельности: сначала 6 шагов первого этапа, потом 6 шагов второго этапа, затем можно объединить все 12 шагов, когда ребята научатся быстро работать с инструментом.

В чем уникальность средства?

Ценность Маршрутного листа в его комплексности. Во-первых, это организующее средство: в течение всего урока дети удерживают основную задачу, по модели Маршрутного листа они могут восстановить свои действия.

Во-вторых, Маршрутный лист позволяет давать содержательную оценку, потому что, оценивая деятельность, ученик опирается на критерии. Причем критерии должны обсуждаться вместе с детьми и быть понятны ученикам. Работая с Маршрутным листом, ребенок может оценивать, как процесс, так и результат учебной работы.

В-третьих, предлагаемое нами средство работает на всех участников образовательных отношений. Для учителя Маршрутный лист может стать средством диагностики метапредметных умений и позволит организовать коррекцию с целью развития у школьников действий оценки и самооценки на критериальной основе. Родители могут оценить успешность своего ребенка, его продвижение в учебной деятельности.





Благодаря такому инструменту ученик становится субъектом оценочной деятельности. Если ребенок освоил этот инструмент, то он может легко применять его не только в учебной деятельности, но и при решении любой жизненно важной задачи.

Эффективность применения Маршрутного листа еще и в том, что он позволяет организовать учебное сотрудничество: учителя с учеником, ученика с родителем, ученика с учеником.

Помимо школы дети ходят в гости к друзьям, родственникам или в магазин. И постоянно сопровождать ребенка иногда не получается.

Можно провожать ребенка в школу и встречать его каждый день. Но у многих родителей такой возможности нет. Лучший вариант, на мой взгляд, — подготовить ребенка к сложным ситуациям заранее. Я расскажу, что происходит чаще всего и на что обращать внимание.

Что такое безопасная дорога

Абсолютно безопасной дороги не существует. Даже если нарисовать для каждого школьника карту безопасной дороги в дневнике, проблему это не решит. На любой дороге есть опасные и безопасные участки.

Опасные — те, где мало людей или их вообще нет. Еще там мало света и много укрытий. Это может быть любое место, куда случайно свернувший с дороги человек не будет виден окружающим. К ним относятся:

  1. Любые зеленые насаждения, в которых человек может спрятаться.
  2. Заброшенные здания, гаражи, ларьки.
  3. Места на дороге с канализационными люками и теплокамерами.
  4. Пивные, летние кафе и любое другое место, где продаются спиртные напитки.
  5. Нерегулируемые пешеходные переходы.
  6. Любая улица, на которой в темное время не горят фонари.
  7. Улицы, где проводятся митинги, шествия или любые массовые акции.

Безопасные места — это те, где светло, негде спрятаться, не вызвав подозрений, и всегда есть взрослые, которые готовы помочь.

  1. Подразделения полиции. Сотрудники полиции обязаны помочь ребенку — это есть в их должностных обязанностях.
  2. Офисы банков. Даже если банк закрыт — он все равно под охраной, а вход оборудован видеонаблюдением.
  3. Отдельно стоящие банкоматы. Даже если банкомат вмурован в стену здания — в нем есть видеокамера и сигнализация. Включить сигнализацию не получится — аварийной кнопки там нет. Основная задача — остаться перед банкоматом, тогда охрана, возможно, увидит, что происходит, и вызовет полицию.
  4. Крупные торговые центры — в них тоже есть камеры и охрана, к которой можно обратиться в случае проблем.
  5. Любые учреждения и мелкие торговые точки. В некоторых из них тоже есть системы видеонаблюдения — но не во всех. И не во всех работники устроены легально — найти потом такого продавца, чтобы привлечь в качестве свидетеля, бывает сложно. Но ребенок и его родители должны знать — лучше обратиться за помощью в любую торговую точку, чем бежать в пустое и безлюдное место.

Все, что вы хотели знать о детях и деньгах — в нашей рассылке дважды в неделю вместе с остальными материалами о деньгах

Как правильно выбрать маршрут до школы и обратно

Пока ребенок находится в школе, за его жизнь и здоровье отвечает школа. А пока он до школы не добрался, ответственность за него несут родители. Им и выбирать дорогу в школу.

Выбрать лучше так: пройти вместе с ребенком — желательно в то время, когда ребенок будет уходить в школу и возвращаться из нее. И оцените все варианты по следующим критериям:

  1. Время на дорогу. Оно должно быть разумным. Выбирать длинный обходной путь не стоит: у ребенка всегда будет соблазн срезать.
  2. Освещенность, особенно в темное время суток. Чем больше освещенных мест — тем лучше. Но ситуация иногда меняется. Фонари могут перегореть. Если заметили это — жалуйтесь в городскую администрацию и требуйте замены ламп. Чтобы не выяснять, какая именно служба этим занимается — пишите письмо на имя главы администрации. В письме указывайте, что на конкретном участке не работают фонари, что создает угрозу жизни и здоровью детей.
  3. Есть ли по дороге видеокамеры — потенциальные преступники боятся видеонаблюдения. По записям жертва и свидетель могут потом опознать человека.
  4. Офисы банков и торговых точек. Туда можно обратиться за помощью.

Маршрутов должно быть несколько. Для светлого времени суток, для темного и еще один — запасной. Если на основном маршруте большое скопление людей с лозунгами и транспарантами, произошло крупное ДТП или ведутся земляные работы — лучше иметь в запасе еще один, по которому и пойдет ребенок. Так вам будет спокойнее.

Оставьте возможность выбора маршрута ребенку. Но вы должны всегда точно знать, как он будет перемещаться до школы и обратно. Но всегда спрашивайте, почему дорога будет именно такой. Так ребенок будет считать, что он сам выбрал дорогу до школы. И родителям будет спокойнее.

А еще дорога в школу должна проходить в соответствии с дорожными знаками и разметкой.

Вы вместе с ребенком можете нарисовать самые удобные для себя маршруты на онлайн-картах . Такие сервисы есть у Гугла и у Яндекса.

Образец маршрутного листа от дома до школы для школьника с двумя примерами дороги в школу. Красным обозначен маршрут, который предложила сама интерактивная карта. Он короче, но проходит мимо ломбарда, дорогу приходится переходить в месте, где нет пешеходного перехода. Зеленым обозначен маршрут безопаснее — он проходит мимо отделения почтовой связи, возле которого есть пешеходный переход

Что делать, если обращается посторонний

В первую очередь ребенок должен четко знать — посторонние дядя или тетя хорошими быть не могут. Человек может хорошо выглядеть, держать в руках игрушки или тяжелую сумку либо гулять с домашними животными — но это не значит, что ему можно доверять.

Любой посторонний человек, независимо от того, как он выглядит и что делает — ребенку не друг.

Ребенок должен четко знать, что можно и что нельзя.

  1. Кричать. Это нужно делать, если посторонний старается прикоснуться или предлагает с ним пойти или что-то передать другому человеку.
  2. Бежать — в сторону любого безопасного места. Делать это надо, если попытались ударить, схватить или заставить куда-то идти.
  3. Звонить — родителям или любым родственникам.
  4. Просить о помощи людей в форме, тех, кто работает в банках, торговых центрах, иногда в магазинах.
  5. Рассказать родителям обо всем, что делают взрослые, — о любой попытке постороннего человека заговорить, предложить, показать, рассказать.
  6. Все бросить. Школьная сумка, одежда, телефон, часы — все это неважно. Безопасность — важнее.

Ребенок должен знать: за то, что закричал, убежал, все рассказал, бросил или обратился за помощью, никто и никогда ругать и наказывать не будет. А если сообщить о таких ситуациях родителям как можно быстрее, за это даже похвалят.

Что делать нельзя:

Как ребенку все это запомнить

Просто рассказывать все это — бесполезно. Это нужно повторять в форме игры. Допустим, представлять сложные ситуации по дороге, а ребенок может рассказывать, что он будет делать.

Что ребенку делать при нападении

Тут совет будет только один: при нападении всегда нужно кричать и убегать.

Но ребенок должен четко знать, куда бежать. Нормальная реакция — это спрятаться. Но прятаться нужно в безопасных местах. Например, густые заросли кустарника, с точки зрения ребенка, могут служить хорошим укрытием. Но на самом деле это не так. А вот открытое место, например автобусная остановка или обочина дороги, по которой движется поток автотранспорта, для преступника менее привлекательны.

Запомнить ребенку проще всего тоже в результате практической тренировки. Когда идете с ним по дороге в школу, можно спрашивать, куда он побежит, если что-то случится.

Как собрать ребенка в школу

В школьной сумке у многих детей лежит стандартный набор — учебники, тетради и карандаши с ручками.

Если есть возможность, лучше выбрать рюкзак, а не обычную сумку. В экстренной ситуации сумка будет мешать бежать, а бросить ее ребенку морально тяжело. А в ситуации, когда преступник хватает сзади за рюкзак, его легче сбросить.

Еще одно преимущество рюкзака — обе руки ребенка свободны. Можно спокойно достать из кармана телефон для звонка или ключи, чтобы открыть дверь.

У правильного рюкзака с точки зрения безопасности на лямках не должно быть грудных стяжек. Они хороши для туристов или для военных, но на школьном рюкзаке они будут мешать его быстрому сбросу.

А еще у рюкзака должна быть легкая матерчатая ручка для переноски. Сейчас есть модели, где ручку усиливают металлическим тросиком или прочной стропой. Но в экстренной ситуации злоумышленнику будет проще удержать ребенка именно за прочную ручку.

Здесь ручка сверху усилена прочным тросом. Это хорошо для взрослых — трос не порвется под весом груза. Но для ребенка я рюкзак с такой ручкой выбирать не рекомендую — пусть лучше оторвется ручка от рюкзака, но преступник при этом не сможет удержать ребенка

А вот за такой рюкзак ребенка удержать сложно. У него широко разнесенные лямки — его легко сбросить в случае опасности. Ручка матерчатая. Нет ремней и петель снаружи, за которые могут ухватиться посторонние

Ручка для переноски — из мягкого материала. На рюкзаке — яркие картинки, которые привлекут внимание окружающих. Яркая одежда — тоже важный элемент безопасности

Еще я рекомендую добавить к учебникам и тетрадям несколько вещей.

Светоотражающие нашивки на одежду. Для пешеходов они обязательны вне населенных пунктов. Но я рекомендую их носить еще и в целях безопасности. Такие нашивки издалека видны в темное время. Свет, отраженный от них, в некоторых случаях может привлечь внимание прохожих.

Яркая одежда. Ребенка в яркой шапочке даже на детской площадке издалека видно. И на проезжей части он более заметен водителям. А еще яркие элементы в детской одежде лучше запоминаются окружающим. Это может быть цветной принт на сумке или рюкзаке, куртка из цветной ткани, или даже просто яркий большой бант на голове у девочки. Главное — выделить ребенка из толпы.

Телефон. Средства связи — это давно уже способ обеспечить безопасность себе и близким. Главное — следите, чтобы батарея телефона была всегда заряжена, а баланс симкарты был положительный.

Лучше, если симкарта оформлена на одного из родителей, а не на троюродную тетю, которая живет далеко. В случае экстренной ситуации для проверки детализации звонков сотрудникам полиции потребуется судебное решение. Владелец же карты может заказать такую детализацию, если покажет паспорт. На мой взгляд, удобно, если у нескольких номеров общий баланс. В таком случае ребенок никогда не останется без связи, поскольку закончились деньги. А детализацию его разговоров можно посмотреть со смартфона родителей.

GPS-трекер . Есть очень удобные модели таких трекеров в форме наручных часов. Такие часы могут служить заменой телефону. В них вставляется симкарта и можно звонить.

А еще на таких часах есть кнопка SOS. Если на нее нажать, отправляется смс с просьбой о помощи. Если ребенок или посторонний снимет эти часы — родители тоже получат уведомление.

Фонарик. Если вечером в пешеходной зоне вдруг выключится освещение, ребенок сможет освещать себе дорогу. А еще он сможет осветить темный подъезд или лифт. Если увидит посторонних, прячущихся в темноте, — убежать.

Научите ребенка правильно пользоваться фонариком — если он увидел, что в подъезде темно, нужно сначала включить фонарик и только потом заходить. Если есть посторонний — светить ему в лицо. Так человек не сможет сразу понять, идет ребенок один или в сопровождении взрослых.

Я рекомендую фонарики небольшого размера со светодиодом вместо лампы накаливания. Лучше всего для детей подходят модели с клипсой — специальной скобой сбоку, которой их цепляют за край кармана внутри рюкзака или портфеля.

Все, что может удостоверить личность ребенка. По закону первый паспорт человек получает в 14 лет, а носить свидетельство о рождении с собой необязательно.

Но я рекомендую научить ребенка не выходить на улицу без документа с фотографией. И не страшно, что такой документ законом не предусмотрен. Даже если родители сами сделают его — приклеив фотографию к листку бумаги, написав полные данные ребенка и телефоны родителей и родственников.

А в некоторых школах для учеников предусмотрены бейджики с фотографиями. Если ребенок окажется без сознания или в состоянии стресса не сможет вспомнить или рассказать свои данные — такая бумага с фотографией и телефонами родителей сильно упростит жизнь и врачам, и правоохранителям, а в конечном счете — и самим родителям.

Чему не нужно учить ребенка

В сети есть много советов, которые не учитывают современных реалий. Я советую подойти к ним критически, и не учить ребенка тому, что ему не поможет в реальности. Вот некоторые из них.

Придумать слово-пароль . Например, если ребенок произносит его по телефону, это будет означать, что он в опасности. В реальной ситуации не нужно играть в шпионов. Если ребенок смог позвонить — лучше пусть расскажет все как есть. А если не может — пусть просто кричит. Вспоминать в критической ситуации тайные слова — не самая лучшая идея.

Носить с собой свисток. Раньше свисток был обязательным атрибутом. С его помощью даже милиция подавала сигналы об опасности. Но потом появились радиостанции. Свисток в арсенале полиции остался, но пользуются им редко. В крупных городах обычный крик привлечет гораздо больше внимания, чем свист.

По той же причине я не рекомендую давать ребенку различные карманные сирены. Сейчас такая сирена установлена в каждой автосигнализации. Когда она сработает — это скорее будет раздражать, чем вызывать желание пойти и выяснить источник шума.

Разбивать витрины магазинов в критической ситуации. Совет бесполезен и для детей, и для взрослых. Сейчас стекла в витринах оклеивают специальной пленкой — ударом руки или сумки их не разбить. Если стекло пленкой не оклеено — можно пораниться осколками. А еще не всегда можно сразу найти подходящего размера камень на тротуаре, чтобы такое стекло разбить.

Читайте также: