Как отличить суффикс ва от суффиксов ова ева ыва ива
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 19.09.2024
совет( ую ) ? советовать, советовал, советовавший ;
гор( юю ) ? горевать, горевал, горевавший
совет-уй-у – совет-ова-ть, совет-ова-л.
проповедовать – проповедовал (проповед ую ), исповедовать – исповедовал (исповед ую ), заведовать – заведовал (завед ую ),
разведывать – разведывал (развед-ыва-ю), отведывать – отведывал (отвед-ыва-ю), проведывать – проведывать (провед-ыва-ю), выведывать -выведывал (вывед-ыва-ю),
т.к. суффикс -ыва- сохраняется.
задел ываю ? заделывать, заделывал;
наста иваю ? настаивать, настаивал
об ве -вАть ? об ве -ять, об ви -вАть ? об ви -ть, за л и -вАть ? за ли -ть, преодо ле -вАть ? преодо ле -ть;
проведывать (провед ываю ), но проповедовать (проповед ую ), исповедовать (исповед ую ); разведывать (развед ываю ), отведывать (отвед ываю ), наведываться (навед ываю сь), выведывать (вывед ываю ); заведовать (завед ую ).
увещевАть (ударный суффикс -ева-) и усОвещивать ( безударный суффикс -ива-)
об ве -вАть(что делать?) ?об ве -ять(что сделать?), об ви -вАть?об ви -ть, за л и -вАть?за ли -ть, преодо ле -вАть?преодо ле -ть;
Искл.: застр е вать (но застр я ть),
затм е вать(затм и ть), продл е вать (продл и ть), растл е вать (растл и ть) – ударный суффикс -ева-; намер е ва ться, увещевать
выкорчёвывать, затушёвывать
- Пишется в глаголах, образованных от имен существительных:
- непереходные глаголы: леденЕть (от лед; становиться как лед), окаменЕть (от камень) ;
- переходные глаголы: леденИть (от лед; делать ледяным, покрывать льдом) – вместо второго Е пишется И.
обес-кровить врага, обез-лесить территорию
больной обес-кровел, территория обез-лесела
- Нулевой суффикс
- Формообразующий суффикс
- Пишется в глаголах
- прошедшего времени глаголов изъявительного наклонения мужского рода ед.числа: вез-л-а вёз?, сох-л(а) – сох? ;
- условного наклонения мужского рода ед.числа: вёз? бы , сох? бы ;
- повелительного наклонения: делай?(), вынь?(), сядь ?().
Обид е л – обид е ть,
кле и л – кле и ть, ла я л – ла я тьумывал()ся, умывая-сь
писа -ть
лежа -л(а) – лежа -ть, пас -л-а – пас -ти
В глаголах с суффиксом -ыва (-ива) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и, напр.: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать.
Глаголы с суффиксом -ыва (-ива) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом -ова (-ева). Глаголы этих двух типов по разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю) (при отсутствии -ое , -ев), напр.: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать; у глаголов же на -ывать (-ивать) форма 1 го лица оканчивается на -ываю (-иваю) (с сохранением -ые, -ив), напр.: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать.
Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Учитель русского языка Макарова Оксана Александровна
МБОУ Собинского района СОШ № 4 г. Собинки
Конспект открытого урока на тему
Организационный момент
- Доброе утро! Сегодня на уроке мы продолжаем изучать глагол. А на уроке нам приходится записывать, рассказывать, доказывать, докладывать. Что объединяет слова, которые я сейчас назвала с точки зрения РЯ? (глаголы) А что обозначает глагол?(Действие)
Вот и выполните сейчас действия: запишите кл.работа и сделайте следующее задание.
Объяснение нового материала. Постановка проблемы.
- Вставьте пропущенные буквы. (Слайд 1).
- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме? (выбор гласной буквы в суффиксах -ыва-, -ива-, -ова-, -ева- )
ДОКЛАД ? ВАТЬ
КОМАНД ? ВАТЬ
НАСТА ? ВАТЬ
Самостоятельное формулирование темы и цели урока.
Правописание гласных в суффиксах глаголов(Слайд 2).
- Какова цель нашего урока? ( цель нашего урока– познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)
Постараемся сами сформулировать правило, для этого прочитаем сказку.
Чтение сказки вслух с продолжением.
Грамматическая сказка
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам.
Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
- Какой нам урок дает эта сказка? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов.
- Как бы вы назвали эту сказку? Какой признак легче запомнить? А какой признак выведет нас на правило? (круглые суфф. – стремятся убежать, с палочкой суфф. – преданные; ова,ева – меняются на –у,-ю: -ыва,-ива – постоянны).
- Дополним свои впечатления от сказки и проведем лингвистическое наблюдение.
1) Определите форму глаголов. (Слайд 3)
2) Сравните, на какие гласные оканчиваются формы 1 л. ед.ч. (-ую, -иваю,-ываю)
3) Как это связано с правописанием суффиксов в инфинитиве? Соотнесите формы глаголов с правописанием гласных в суффиксах.
Запись на доске: инф. – 1л. ед.ч. инф. – 1л. ед.ч.
инф. – 1л. ед.ч. инф. – 1л. ед.ч.
сделайте вывод, когда в суффиксах пишутся ы-и, а когда – о-е?
ноч ева ть – ноч у ю развеш ива ть – развеш ива ю
бесед ова ть – бесед у ю рассчит ыва ть – рассчит ыва ю
3. Работа с алгоритмом
- Какие действия необходимо выполнить, чтобы правильно выбрать суффикс.
Из предложенных распечатанных элементов составим на доске алгоритм.
Работа на доске и в тетрадях. ( Необходимы напечатанные элементы алгоритма, магниты)
Какое действие мы делаем во-первых?
Что делаем дальше? (Смотрим, на что оканч-ся форма 1 л.) Какие 2 варианта возможны?
Если форма 1 л. ед.ч. оканч-ся на –ую,-юю, то какие суффиксы будут писаться в инфинитиве? А если – на –иваю, -ываю?
Составление инструкции для применения правила.
- Отступите 1 строчку от алгоритма, мы ее заполним позже .
- Применяем алгоритм к уже выполненному заданию (Возвращаемся к 1 слайду). Проверьте, правильно ли вы записали глаголы. Поняли ли вы алгоритм? Давайте проверим работу Гриши на доске. Гриша комментирует правописание суффиксов на оценку.
- Кто сейчас осознанно исправил ошибку? Я вас поздравляю!
4. Закрепление изученного материала.
Применяя алгоритм, закрепим правило. Упр. 580 (выполняем устно, поднимают карточки с необходимым суффиксом, 1 человек проговаривает алгоритм) + 2 морфем. разбора на доске по желанию.
А как объясняет фразеологический словарь? Кто желает поработать со словарем?
Работа с текстом.
Узна ва ли, показ ыва ли, завид ова л, рис ова ть, распут ыва ть, попроб ова л, почувств ова л.
Исследование.
Не во всех глаголах есть изученный суффикс. С каким суффиксом мы можем спутать изучаемые морфемы? (с суфф. –ва- ). Ребята, чтобы суффиксы –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-) отличать от других суффиксов, проведём исследование.
- Прочтите данные глаголы. Почему они разделены на 2 колонки?
устрА ива ть сви вА ть
опАзд ыва ть запоте вА ть
рассмАтр ива ть сда вА ть
- Выделите суффиксы в глаголах левой колонки. Назовите их.
- Какой же суффикс во всех глаголах правой колонки?
- Поставьте ударение во всех словах.
- Какую закономерность вы отметили? (суффиксы –ыва-, -ива - -безударные, а суффикс -ва- - ударный.)
- Кто сделает вывод: как отличать суффикс –ва- от суффиксов –ыва-(-ива-), -ова-(-ева-)?
Дополним наш алгоритм. Не спутай с суффиксом – ва-! Он всегда ударный.
Подведение итогов.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Какая же была у нас цель?
Достигли ли мы этой цели? … Какие задания вам помогли ее достичь?
РефлЕксия деятельности
- Перед каждым из вас лежит бабочка.
На левом крылышке напишите 2 прилагательных, какими вам запомнились суфф. –ыва-, ива-. На правом – 2 прилаг., какими вам запомнились суфф. –ова-, -ева-. Если возникнут затруднения, можете обратиться к сказке.
Выставление отметок за работу на уроке.
- Кого вы бы отметили на уроке? Ребята, я добавлю, что устно хорошо работали… Всем спасибо!
Одно из тех правил, которое в 11 классе ученики уже не помнят. Презентация с анимацией поможет и вспомнить это "неудобное" правило и потренироваться в правописании глагольных суффиксов.
Правописание суффиксов глагола
Суффиксы инфинитива
ДАВАЙТЕ ПОНАБЛЮДАЕМ!
УЖЕ ДОГАДАЛИСЬ?
ВНИМАНИЕ, ПРАВИЛО!
- 1. У глаголов в форме инфинитива и прошедшего времени пишется суффикс – ЫВА -//- ИВА -, если в 1-м лице единственного числа глагол оканчивается на – ЫВАЮ //- ИВАЮ :
Доказ ыва ть, доказ ыва л – (я что делаю?)
доказ ываю
Оцен ива ть, оцен ива л – (я что делаю?)
ВНИМАНИЕ, ПРАВИЛО!
- 2. У глаголов в форме инфинитива и прошедшего времени пишется суффикс –ОВА-//-ЕВА-, если в 1-м лице единственного числа глагол оканчивается на –УЮ//-ЮЮ:
Проектир ова ть, проектир ова л – (я что
делаю?) проектир ую
Коч ева ть, коч ева л – (я что делаю?) коч ую
А можно и так!
В 1-м лице ед. ч. настоящего или будущего времени суффиксы
-ОВА- (-ЕВА-) выпадают
А можно и так!
- В 1-м лице ед. ч. настоящего или будущего времени суффиксы
-ЫВА- (-ИВА-) сохраняется
(я) разгляд ыва ю
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
ПОТРЕНИРУЕМСЯ!
А ТЕПЕРЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО!
Запишите в тетрадь в столбик следующие слова:
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Если обнаружили ошибку, исправьте ее и запишите рядом проверочное слово
Рассе ива ть – рассе ива ю
Навед ыва ться - навед ыва юсь
Застег ива я - застег ива ю
Подмиг ива ющий - подмиг ива ю
Застра ива л - застра ива ю
Завед ова ла - заведую
Скле ива вшего - скле ива ю
Наста ива л - наста ива ю
НО НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО!
Глаголы с суффиксами -ова- – -ева- и -ыва- – -ива- надо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва- : например:
запевать – запеть; заливать – залить;
задавать – задать .
Перед суффиксом -ва- пишется та же гласная, которая имеется в корне глагола без суффикса -ва-.
Обратите внимание : гласная перед суффиксом -ва- в этих случаях является частью корня
Запомните эти слова, так как ошибки связаны в основном с ними.
Отказ…вал обрад…вался уклад…вали команд…вал завед…вать угад…вал отвед…вали задум…ваясь затм…вать
преслед…вать проповед…вал застр…вать увер…вать совет…вала продл…вать досад…вать завид…вать выбрас…ваться
праздн…вали намер…ваться расход…вать обмаз…вать потреб…вав одол…вать истл…вать обур…вал
Отказ ы вал обрад о вался уклад ы вали команд о вал завед о вать угад ы вал отвед ы вали задум ы ваясь затм е вать
преслед о вать проповед о вал застр е вать увер о вать совет о вала продл е вать досад о вать завид о вать выбрас ы ваться
праздн о вали намер е ваться расход о вать обмаз ы вать потреб о вав одол е вать истл е вать обур е вал
Читайте также: