Как обработать песок в детском саду

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Чтобы полноценно развиваться, дошкольники должны проводить 3-4 часа в день на свежем воздухе. В детских садах для прогулок оборудованы специальные площадки. Разбираемся, как они должны быть обустроены согласно СанПиН и ФГОС и что делать, если эти правила нарушаются.

Как должны быть обустроены детские площадки с точки зрения СанПиН

Пространство. В новых СанПиН не сказано, какого размера должна быть площадка для прогулок в детском саду. Но, во-первых, понятно, ее должно хватать для всех групп. Во-вторых, участки разных групп должны быть отделены друг от друга. В-третьих, на площадке нужно разместить теневой навес, который чаще оборудуют как веранду, песочницы, место для игр и спортивных занятий. В-четвертых, можно ориентироваться на старые СанПиН, по которым на одного ребенка должно было приходиться не меньше 9 кв.м. игровой площадки.

Покрытие должно быть мягким, натуральным или полимерным, без дефектов. Если появляются дефекты, покрытие необходимо менять. Конечно, это не твердый асфальт.

Оборудование. На площадке должны быть навес, песочницы, оборудование для детских игр. Точных требований к оборудованию в документах нет — дошкольные организации сами решают, какое подойдет им лучше. Но все оборудование должно соответствовать ГОСТ и СНиП (строительные нормы и правила). Например, у любого оборудования должны быть закругленные углы, у горок должны быть перила на лестницах и скате.

В песочницах необходимо менять песок раз в год — новый песок нужно проверить в лаборатории на отсутствие паразитов.

Как должны быть обустроены детские площадки с точки зрения ФГОС

В ФГОС дошкольного образования нет точных формулировок насчет детской площадки и прогулок. Но, во-первых, сказано, что для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, в том числе, ролевая. Во-вторых, понятно, что прогулки должны быть устроены так, чтобы помогать детям в социальном, физическом и познавательном развитии.

Можно ознакомиться с рекомендациями, которые публикуют производители детских площадок. На площадках нужно размещать оборудование, которое подойдет для индивидуальных и микрогрупповых игр, а также оставлять совместное пространство для подвижных игр. Для индивидуальных занятий подойдут пружинные качели, которые укрепляют ощущение равновесия и координацию, обычные качели со спинкой и передними перилами, чтобы ребенок не выпал, лазы. Для парных игр и игр в микрогруппах подойдут песочницы, домики, качели-балансиры.

Но, конечно, качество прогулки больше зависит не от оборудования, а от компетенций воспитателя. Если прогулка продумана, поддерживает любознательность детей и желание общаться, то можно обойтись песочницей, веточками и фантазией.

Что делать, если оборудование на детской площадке не соответствуют правилам

Родители могут заметить три проблемы, связанные в детской площадкой:

оборудование не соответствует ГОСТ, то есть небезопасно,

оборудования на площадке мало,

с оборудованием ребятам скучно играть.

Если оборудование не соответствует ГОСТ, например, нет горках нет перил, в песочницах затхлый песок, металлические элементы ржавеют или рассыпаются, площадка заасфальтирована, то нужно обратиться к завхозу или заведующему детским садом. Можно сделать это устно, но лучше написать заявление, в котором вы выскажете свои претензии. Если вас игнорируют, обращайтесь в районный или городской департамент образования.

Если оборудования мало, обращайтесь к заведующей. Возможно, это связано с проблемами с финансированием и вы можете запросить отчеты о хозяйственной деятельности, где увидите, сколько денег тратится на оборудование. Если кажется, что выделяется много, а тратится мало, можно обратиться в прокуратуру и инициировать проверку.

Если кажется, что детям скучно играть с оборудованием, обратитесь к методисту. Он в любом случае принимал участие в закупке оборудования и может дать методические рекомендации воспитателям о том, как лучше организовать игры на площадке.

Техника безопасности на занятиях. Знакомство с песочницей, волшебным песком и правилами поведения с ним. Развитие интереса к играм с песком. Развитие тактильной чувствительности, обучение специальным движениям, формирование желания действовать с различным игровым материалом, развитие игровых умений, творческого мышления, умение различать цвета.

Содержимое публикации

Ритуал приветствия. Круг знакомства.

Знакомство с песком и правилами поведения с песком.

Психолог сообщает детям, что они прибыли в Песочную страну, и рассказывает о правилах поведения в песочнице (с помощью Принцессы Песчинки).

Правила поведения во время игры с песком:

Основной блок.

Психолог начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуете вы?”

Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания ощущений педагога, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. (Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, дети научится передавать свои ощущения и другими словами. Ощущения ребенка могут не совпадать с ощущениями педагога. Важно не навязывать дошкольникам своего мнения).

Пришла пора поздороваться кулачкам — легко или с напряжением малыш сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его из ручки.

Песочек в ответ также хочет поздороваться с детьми. Как? Песочным дождиком! Взрослый набирает в кулак песок и медленно сыплет его на руку малыша. Песочек может поздороваться и с каждым пальчиком отдельно — тогда взрослый сыплет песочек на отдельные пальчики.

Чтобы внести разнообразие, можно предложить ребятам закрыть глаза и положить на песок ладонь с расставленными пальчиками; взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок, закрыв глаза, называет этот палец.

Психолог сообщает детям, что нужно починить паровоз — ведь у него отвалились колеса.

- Колесо какой формы?

- На какую фигуру похоже колесо?

- Колесо круглое, похоже на круг.

- Посмотрите, сколько колес нужно приделать паровозу? Три колеса.

Выложите колеса перед собой и сосчитайте. Один, два, три.

- А колеса одинаковые или разные. Колеса разные.

- Есть колесо большое и есть маленькие. Сколько больших колес? Одно большое колесо. А сколько маленьких колес? Два маленьких колеса.

Приложите колеса к паровозу. А теперь приклейте.

Психолог предлагает детям вспомнить, как они здоровались с песком и теперь так же попрощаться с ним.

Дети прощаются сначала пальцами каждой руки, затем двумя руками вместе.

Ритуал прощания.

Дети садятся за стол и пьют воду с печеньем под классическую музыку, педагог-психолог рассказывает о композиторе.

Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы

Игры в песочнице, на морском или речном берегу, выкапывание колодцев, рытьё каналов и строительство замков. У каждого есть эти воспоминания из детства. Современные детки тоже любят возиться в песке. Им доступно лепить куличики круглый год — с кинетическим песком.

Инновационное оборудование — контейнер с космическим песком

Среди молодых родителей кинетический песок хорошо известен. Однако разработан материал был относительно недавно — в 2013 году. В ДОУ (детские дошкольные учреждения) удивительный песок вошёл пока не повсюду, но всё чаще используется на занятиях воспитателями, коррекционными педагогами и логопедами.

Занятия с кинетическим песком для дошкольников

Сколько увлекательных игр и экспериментов с песком можно придумать для дошкольников!

Кинетическая масса на 98% состоит из кварцевого песка. Синтетические полимеры делают материал пластичнее и приятнее. Песчинки не рассыпаются, а тянутся друг за другом. Простой контакт с кинетическим песком завораживает — детям и взрослым тоже нравится мять пластичный комок в ладони, перебираться пальцами. Материал необычный и манящий, почему его и называют волшебным, космическим.

Папа и дети играют в кинетический песок

Пластичный песок привлекает к занятиям разновозрастную аудиторию

В детском саду резервуары с умным песком рекомендуется использовать для занятий с детьми начиная с ясельного возраста. Контакт с пластичной массой обогащает сенсорное восприятие, расширяет кругозор и активизирует речевую деятельность.

Совет. В ДОУ следует использовать специальные резиновые песочницы или широкие лотки для кинетического песка. Дополнительно соберите игровые наборы: совки, ложки, грабельки, формочки, маленькие фигурки, камешки, ракушки.

Кинетический песок в детском саду

Песочница внутри помещения — реальность для современной детворы

Песочница для младших дошкольников

Предметно-пространственная среда в детском саду способствует развитию ребёнка. Воспитанники младших групп (1,5–4 года) исследуют мир чувственно: первым делом трогают и ощупывают новый предмет, испытывают вещи на прочность, норовят всё попробовать на вкус.

Занятия с кинетическим песком для малышей проходят под наблюдением педагога! Он направляет при необходимости действия ребёнка и пресекает попытки отведать пластичную массу.

Малыш играет с кинетическим песком

Игры с песком для малышей организуются и контролируются взрослыми

Песочные игры в индивидуальной работе с малышами проводятся с разными целями.

    Для облегчения процесса адаптации. Одни детки ходят в садик с полутора лет, другим путёвка достаётся в 3 года — это малыши, которые попадают в незнакомое место. Приёмы песочной терапии снимают эмоциональное напряжение.

Контакт с кинетическим песком

Упражнения с волшебным песком расслабляют детишек

Песок и камешки

Игры с кинетическим песком и камешками развивают мелкую моторику малышей

Игра в куличики

Картотека игр с кинетическим песком для детей 1,5–4 лет

Видео: кинетический песок как материал игрового занятия в младшей группе

Игровое занятие примечательно использованием куклы-посредника для стимулирования интереса у детей. Обратите внимание, работа с кинетическим песком организована в подгрупповой форме: по два ребёнка у двух песочниц. Младшие дошкольники только начинают коммуницировать и сотрудничать друг с другом.

Занятия с песком для средних и старших дошкольников

К пяти годам у ребёнка активно развивается мыслительная деятельность. Это время первых самостоятельных выводов, установки логических связей, попыток анализировать увиденное/услышанное. Упражнения с кинетическим песком в средней и старшей группе сохраняют игровую направленность, но вместе с этим усложняются цели песочных занятий:

  • побуждение к экспериментальной деятельности: опыты с песком, водой, красками, весами;
  • поощрение к творчеству: разыгрывание сценок в песочнице, лепка по замыслу/фантазии;
  • развитие речевых способностей: озвучивание действий, дидактические игры.

Занимаясь с песком, пятилетки закрепляют знания об окружающем мире и получают возможность творить

Кинетический песок является идеальным материалом, который может воплотить любые образы и замыслы

Игры в песочнице, на морском или речном берегу, выкапывание колодцев, рытьё каналов и строительство замков. У каждого есть эти воспоминания из детства. Современные детки тоже любят возиться в песке. Им доступно лепить куличики круглый год — с кинетическим песком.

Инновационное оборудование — контейнер с космическим песком

Среди молодых родителей кинетический песок хорошо известен. Однако разработан материал был относительно недавно — в 2013 году. В ДОУ (детские дошкольные учреждения) удивительный песок вошёл пока не повсюду, но всё чаще используется на занятиях воспитателями, коррекционными педагогами и логопедами.

Занятия с кинетическим песком для дошкольников

Сколько увлекательных игр и экспериментов с песком можно придумать для дошкольников!

Кинетическая масса на 98% состоит из кварцевого песка. Синтетические полимеры делают материал пластичнее и приятнее. Песчинки не рассыпаются, а тянутся друг за другом. Простой контакт с кинетическим песком завораживает — детям и взрослым тоже нравится мять пластичный комок в ладони, перебираться пальцами. Материал необычный и манящий, почему его и называют волшебным, космическим.

Папа и дети играют в кинетический песок

Пластичный песок привлекает к занятиям разновозрастную аудиторию

В детском саду резервуары с умным песком рекомендуется использовать для занятий с детьми начиная с ясельного возраста. Контакт с пластичной массой обогащает сенсорное восприятие, расширяет кругозор и активизирует речевую деятельность.

Совет. В ДОУ следует использовать специальные резиновые песочницы или широкие лотки для кинетического песка. Дополнительно соберите игровые наборы: совки, ложки, грабельки, формочки, маленькие фигурки, камешки, ракушки.

Кинетический песок в детском саду

Песочница внутри помещения — реальность для современной детворы

Песочница для младших дошкольников

Предметно-пространственная среда в детском саду способствует развитию ребёнка. Воспитанники младших групп (1,5–4 года) исследуют мир чувственно: первым делом трогают и ощупывают новый предмет, испытывают вещи на прочность, норовят всё попробовать на вкус.

Занятия с кинетическим песком для малышей проходят под наблюдением педагога! Он направляет при необходимости действия ребёнка и пресекает попытки отведать пластичную массу.

Малыш играет с кинетическим песком

Игры с песком для малышей организуются и контролируются взрослыми

Песочные игры в индивидуальной работе с малышами проводятся с разными целями.

    Для облегчения процесса адаптации. Одни детки ходят в садик с полутора лет, другим путёвка достаётся в 3 года — это малыши, которые попадают в незнакомое место. Приёмы песочной терапии снимают эмоциональное напряжение.

Контакт с кинетическим песком

Упражнения с волшебным песком расслабляют детишек

Песок и камешки

Игры с кинетическим песком и камешками развивают мелкую моторику малышей

Игра в куличики

Картотека игр с кинетическим песком для детей 1,5–4 лет

Видео: кинетический песок как материал игрового занятия в младшей группе

Игровое занятие примечательно использованием куклы-посредника для стимулирования интереса у детей. Обратите внимание, работа с кинетическим песком организована в подгрупповой форме: по два ребёнка у двух песочниц. Младшие дошкольники только начинают коммуницировать и сотрудничать друг с другом.

Занятия с песком для средних и старших дошкольников

К пяти годам у ребёнка активно развивается мыслительная деятельность. Это время первых самостоятельных выводов, установки логических связей, попыток анализировать увиденное/услышанное. Упражнения с кинетическим песком в средней и старшей группе сохраняют игровую направленность, но вместе с этим усложняются цели песочных занятий:

  • побуждение к экспериментальной деятельности: опыты с песком, водой, красками, весами;
  • поощрение к творчеству: разыгрывание сценок в песочнице, лепка по замыслу/фантазии;
  • развитие речевых способностей: озвучивание действий, дидактические игры.

Занимаясь с песком, пятилетки закрепляют знания об окружающем мире и получают возможность творить

Читайте также: