Как мхи переживают неблагоприятные условия

Обновлено: 04.07.2024

Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

размножение мхов 1.avi

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.doc

Цели: объяснить учащимся особенности организации моховидных, показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции.

Задачи:

познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов, практическим значением мха сфагнума;

сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.

Вид урока: виртуальное путешествие по лесам и болотам с использованием презентации и видеофильма.

Подготовка к уроку, оборудование:

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

условия жизни мхов;

о том, что мхи – высшие растения;

признаки, свойственные высшим растениям;

особенности строения зеленого мха кукушкина льна;

размножение кукушкина льна;

особенности строения белого мха сфагнума;

значение мхов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

различать зеленые и белые мхи;

называть черты отличия между высшими и низшими растениями.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Подготовка учеников к уроку, объявление целей и задач занятия (Слайды 2-3).

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с Вами урок посвящен удивительным растениям – мхам. Это особая группа уникальных растений, мало похожая на другие. В чем же уникальность этих растений? Вы хотите знать? (Да!)

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие (поход) в лес и на болота. Не боитесь? (Нет!)

Что бы развеять все предрассудки, мы с вами попытаемся разобраться в особенностях организации этих уникальных растений болот – моховидных.

Царство растений разнообразно и каждое растение занимает свою нишу в природе (Слайд 4) .

Меж клюквы и морошки,

Жилец лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Это стихотворение посвящено одному из видов мхов – мху сфагнуму.

Хотя мхи и могут показаться нежными и слабыми, в действительности они весьма выносливы. Различные виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в тропиках и в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитает влажные тенистые места и умеренный климат. В лесах они часто образуют толстые мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Одни виды мхов растут только на кислых почвах, другие — только на щелочных. А третьи обитают лишь по соседству с месторождениями меди и могут указывать залежи медных руд.

Еще один вид — светящийся мох — растет только в пещерах, в углублениях под корнями деревьев и в других таких же, плохо освещенных местах. У него имеются особые клетки, напоминающие крохотные линзы. Слабый свет, который они могут уловить, фокусируется на хлоропластах, осуществляющих фотосинтез. В полумраке этот мох как бы светится золотисто-зеленым светом, но это не его собственный, а лишь отраженный свет.

Действительно ли мхи растут только на северной стороне деревьев?
Герои народных легенд, заблудившись в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса, указывающего на север. В самом деле, мох обычно лучше растет на северной стороне древесных стволов, поскольку она, как правило, более тенистая и влажная. Однако рост его зависит и от других факторов, например от присутствия по соседству других деревьев, так что, вообще говоря, мох можно обнаружить с любой стороны дерева. Поэтому, хотя растущий на деревьях мох часто действительно указывает верное направление, его отнюдь нельзя считать вполне надежным компасом

Сфагнум может расти под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почва заболачивается. На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.

Стебли сфагнума ежегодно нарастают вверх приблизительно на 2-3 см. В то же время нижние участки стебля постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при малом доступе кислорода и превращаются в сфагновый торф. Сфагнум может разрастаться и на поверхности воды. На зарастающих глубоких водоёмах при участии сфагнума появляются сплавины, или зыбуны.

Сфагновые болота называются верховыми, т.к. получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег); торфяной слой в таких болотах может достигать 6-8 м.

(Слайд 5). В основном болота сосредоточены в лесной зоне северного полушария, а также во влажных экваториальных районах Африки и Южной Америки. Общая площадь болот в мире – 351 млн га. На территории нашей страны сосредоточено около 3/4 мировых болот. Основной фон растительности верховых болот составляют сфагновые мхи.

Васюганские болота — одни из самых больших болот в мире, расположены в Западной Сибири , в междуречье Оби и Иртыша , на территории Васюганской равнины , находящейся большей частью в пределах Томской области .

(Слайд 6) В мире насчитывается 25 тысяч видов мохообразных, из них около 17 тысяч видов листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов. По количеству видов среди высших растений мхи занимают второе место после цветковых (покрытосеменных). Моховидные произошли 360 млн лет назад от первых наземных растений - псилофитов, потомков прибрежных водорослей.

(Слайд 7) Это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры от 1 мм до нескольких см; они имеют стебель, листья, корней нет. Обитают во влажных местах.

IV. Характеристика основных групп моховидных растений

В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии.

Предлагаю записать это понятие в тетрадь, а в учебнике найти и назвать представителей моховидных растений.

Различают печеночные и листостебельные мхи.

Печеночные мхи (Слайд 8).

К печеночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или упрощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Пластинка этого мха прикрепляется к почве ризоидами.

Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвленного слоевища.

У каких изученных растениях тело имеет таллом или слоевище? (У водорослей).

На что это указывает? (На родственную связь между водорослями и мхами).

Листостебельные мхи.

К листостебельным мхам относят кукушкин лен (Слайд 9)

Мох кукушкин лен имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.

К листостебельным мхам относят и мох сфагнум (Слайд 10) .

На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума.

Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый. Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку. Все ветви густо покрыты мелкими листьями. Нет ризоидов, нижний конец стебля, погруженный в воду, постепенно отмирает.

(Слайд 11) Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды.

V. Размножение мхов. Чередование поколений у мхов

Просмотр видеофильма (1 мин).

(Слайд 12) У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.

Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения (антеридии и архегонии). После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит- коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают в гаметофит.

Зеленым мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.

VI. Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека

Значение сфагновых мхов в природе

Слайд 13 Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода, старинные лодки, останки животных. Таким образом, наши болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох. На болотах ведётся добыча торфа, который широко используется как топливо.

Применение мох нашёл и во время Великой Отечественной войны. Мох сфагнум использовался при дефиците перевязочного материала, в партизанских отрядах, в населённых пунктах, находящихся на оккупированной территории. Сфагнум как хороший теплоизоляционный материал широко применяли в партизанских отрядах для утепления землянок, под пластами сфагнума хранили запасы овощей, картофеля .

В наше время, когда человек наконец понял необходимость поддержания разнообразия окружающей нас природы, то, что нужно сохранять и изучать не только экзотические виды, но и обычные, мхи также попали в число охраняемых объектов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2) развивающие – продолжить формирование навыков работы с микроскопами, формирование УУД – самостоятельная постановка целей и задач урока, анализ, обобщение, сравнение, составление таблиц, работа с учебниками, работа в парах, самоанализ и самооценка;

3) воспитывающие – продолжить воспитание в детях любви к родной природе, экологической грамотности и интереса к исследовательской деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные: знать строение и жизнедеятельность мхов значение в природе и жизни человека

Уметь: выполнять лабораторную работу под руководством учителя, делать выводы, работать с рисунками, схемами, раздаточным материалом.

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, применять правила делового сотрудничества.

Метапредметные: умение ставить цели, достигать цели с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – практикум

Формы работы: фронтальная, индивидуально-групповая в парах, лабораторный практикум.

Использованные технологии: технология проблемного диалога, ИКТ, технология деятельностного подхода, элементы исследования.

Методы: объяснительно - иллюстративный, работа с текстом учебника, работа с тетрадью, информации с интернет (Интернет – ресурсы), исследовательский, проблемный

Оборудования: а) компьютер, экран, лабораторное оборудование, раздаточный гербарный материал, коллекция торфа, таблицы, УМК Н. И.Сонина

б) распечатка инструктивной карточки лабораторной работы (приложение № 1), листы самооценки – рефлексия (приложение 2), распечатка теста (приложение №3)

Межпредметные связи: окружающий мир, география, экология, медицина.

Основные ресурсы: УМК Н. И.Сонина, учебный диск.

1.Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! А теперь пожелаем друг другу успеха, хорошей активной работы. Я хотела бы видеть вас в конце урока в таком же хорошем настроении, как и сейчас.

2. Актуализация знаний:

Постановка темы урока – создание проблемной ситуации:

Отгадайте загадку: 1) Мягок, а не пух, зелен – а не трава. (если не отгадают - другая загадка)

2) Я болотное растение, конопатят мною стены

3) Была зеленой травкой, выросла добавка:

с коробочкой – крошкой, да с бурой ножкой

А на елке – палочка, а на палке – галочка

Галка – невеличка, как зернышко – пшеничка.

Да, конечно, мох. Значит, сегодня, мы будем говорить о чем?

Правильно, конечно же о мхах.

Что же мы должны узнать сегодня на уроке.

Формулируем задачи урока: должны предложить ученики - изучить строение, жизнедеятельность, распространение, многообразие, значение

1. Узнать местообитания мхов. Где растут?

2. Познакомиться с разнообразием мхов

4. Выяснить, какие бывают мхи? (многообразие)

5. Выяснить значение в природе и жизни человека?

3. Изучение нового материала.

1) Давайте прослушаем информацию по учебному диску. Слушаем внимательно. Как всегда значение цифр записываем.

Среди высших растений Моховидные – это обособленная и тупиковая ветвь развития. Моховидные произошли около 350 млн. лет назад от первых наземных растений – псилофитов – потомков прибрежных водорослей.

Моховидные – это многолетние растения, обычно низкорослые, от мм до нескольких см. Некоторые группы мхов, например, печеночники, имеют стелющееся вегетативное тело – таллом, у других тело расчленено и зеленовато - коричневый стебель густо покрыт узкими зелеными листьями. Корней у мхов нет.

Они приспособлены к обитанию во влажных местах. Отдел моховидных включают три группы: из которых наиболее распространены представители класса листостебельных или настоящих мхов. К ним относятся зеленые мхи – кукушкин лен и белые мхи – сфагнум.

2) Сравним то, что прослушали с текстом учебника. Работа с текстом учебника стр. 73, обсуждение. В какой природной зоне не бывает мхов? (В пустынях) Почему? (Они любят воду, а корней у них нет) Почему среди мхов нет деревьев? (Нет хорошо развитых сосудов).

Подумайте! какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению с водорослями? (в отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, за исключением ряда видов примитивных печёночных мхов, у которых тело представлено слоевищем). Настоящих корней у мхов нет, их заменяют ризоиды, которыми они укрепляются в почве и всасывают воду.

В конце 18 века немецкий ученый ботаник И. Гендвич заложил основы науки о мхах – бриологию.

3) Работа с гербарием - внимательно рассмотрите гербарный материал

Кукушкин лён. Почему он так называется? (У льна такие же тонкие вытянутые стебли и листья, а коробочка мха похожа на сидящую, на ветке кукушку).

В партизанских отрядах во время ВОВ военные медики применяли его вместо ваты при проведении хирургических операции. Он впитывает огромное количество крови, гноя. Сфагнум является источником образования торфа. Сфагнум ежегодно верхней частью побега нарастает на

3-5 см. В нижней части побег также ежегодно отмирает, но не перегнивает. Благодаря этому свойству сфагнум образует со временем мощные залежи торфа и накопления воды. Торфяные болота занимают у нас в стране свыше 150 миллионов гектаров — больше, чем в любой другой стране мира. Торф - топливо, также используют его как удобрение, из него получают химические продукты: смолу, воск и другие

Еще какие мхи встречаются?

Моршанция: она относится к печеночным мхам. Маршанция растет во влажных местах, не занятых травой. У нее стелющееся листовидное слоевище, ризоидами прикрепленное к почве. В слоевище наблюдается разделение ткани на основную (в нижней части тела) и фотосинтезирующую (в верхней части тела) У листостебельных мхов хорошо видны стебли и мелкие зеленые листья, т.е. побеги. Есть ризоиды, которые поглощают воду из почвы и закрепляют растения Тело представлена пластинкой – талломом - уплощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень.

Риччия – её разводят в аквариумах. Тело риччии состоит из вильчато разветвленного слоевища. У каких растений тело имеется еще таллом? (водорослей). На что это указывает? (на родственную связь между водорослями и мхами).

4) Строение мха: лабораторная работа – исследование: (выполняем работу по инструкции, работа в парах, используем таблицу и учебник)

1. Рассмотрите внешнее строение мха – кукушкин лен и торфяного мха – сфагнум невооруженным глазом и при помощи лупы. Найдите у них стебель, листья. На нижней части стебля кукушкиного льна небольшие выросты – ризоиды. Есть ли ризоиды у сфагнума?

2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев растений. Сравните размеры листьев. Рассмотрите один лист при помощи лупы. Одни клетки у сфагнума зеленые, поскольку их цитоплазма содержит хлоропласты. Зеленые клетки узкие. Они соединены друг с другом концами и образуют сплошную сеть. В этих клетках происходит фотосинтез, они же проводят из листьев к стеблю органические вещества. Другие, более крупные клетки находятся между зелеными клетками. Они прозрачные, мертвые, так как их цитоплазма разрушена, а сохранились только оболочки, в которых появляются отверстия.

Снаружи стебли также покрыты прозрачными мертвыми клетками. Мертвые клетки листьев и стеблей сфагнума способны поглощать воду и долго ее удерживать, постепенно отдавая живым клеткам. Благодаря этому сфагнум поглощает очень много воды (в 20—25 раз больше своей массы).
3. Рассмотрите верхушки стеблей, найдите женские и мужские особи растений. Как вы их определите?

4. На женском растении найдите и рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на её строение. Каково биологическое значение расположения коробочки на высоте? Почему так называется кукушкин лен?

5. Сделайте вывод о строении и размножении зеленого мха – кукушкин лён и белого мха – сфагнум.

Мхи или мохообразные – высшие споровые растения. Они имеют общие черты с водорослями, но устроены сложнее.

Общая характеристика

Мхи можно наблюдать в сырых местах, например, на болотистых почвах, корнях и стволах деревьев, иногда — на крышах домов, влажных камнях, кирпичах и т.п. Есть мхи, обитающие в водоёмах.


Замшелые камни у водопада

У мхов, в отличие от водорослей, можно выделить стебель и листья, хотя у некоторых видов (например, печёночных мхов) нет отдельных органов и тело представляет из себя слоевище, как у водорослей. В основном тело мхов состоит из фотосинтезирующей ткани.

У мхов нет корней. Их роль выполняют ризоиды. Как и у водорослей, они служат для прикрепления к почве или другой поверхности.

Размножаются мхи бесполым путём (при помощи спор), вегетативным (участками слоевища и стебля) и половым (при помощи гамет).

Обычно мохообразные – многолетние растения, похожие на траву высотой от 1 мм до 30 см. Некоторые виды водных мхов могут достигать 50 см в длину.

Как думаете, почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?

У мха нет развитой проводящей ткани и нет корней. Это значит, что мхи не могут передавать воду и питательные вещества от одних органов растения другим. Это ограничивает возможный размер растения. Кроме того, без корней, надёжно удерживающих растение в почве, те побеги мха, которые вырастают больше, быстро погибают от ветра и холода.

На этом видео показано, как мох впитывает влагу из воздуха. Мхи очень выносливы: они могут расти прямо на камнях, переносить засуху и оживать в благоприятных условиях буквально за считанные минуты.

Печёночные мхи

Печёночные мхи – мелкие и неприхотливые растения. Их можно встретить в любом уголке Земли, особенно хорошо им в влажных тропических лесах. Своё название они получили из-за того, что когда-то использовались лекарями для лечения заболеваний печени.

Тела печёночных мхов представляют собой слоевище неправильной формы; у некоторых можно выделить стебель и листья. У многих печёночников есть ризоиды.

Один из распространённых представителей печёночных мхов – маршанция. Маршанцию можно встретить даже в Антарктиде. В наших краях её нередко можно увидеть там, где нет никаких других растений – на стенах и крышах, в сырых и плохо освещённых местах.


Печёночный мох

Ещё одна из самых известных представителей печёночных мхов – риччия. Этот вид часто встречается в аквариумах, и его легко перепутать с водорослью. Тело риччии состоит из вильчато разветвлённого слоевища. Если ей хватает света, она разрастается у поверхности воды, образуя плотные подушки. Ризоидов у неё при этом нет, но если уровень воды понизится (как бывает в природных водоёмах), она способна их образовать.

Печёночные мхи могут размножаться как вегетативным путём (отростками), так и половым, так и спорами. На рисунке 1 показано строение печёночного мха. Как видите, у него, помимо слоевища и ризоидов, есть спорофит — орган, в котором вызревают споры. Спорофит состоит из ножки и коробочки, его строение мы подробнее рассмотрим немного позже.

ОсобенностиПредставители
Печёночный мохНебольшое тело, представлено слоевищем или стеблем с листьями.
Возможны ризоиды.
маршанция
риччия

На видео показано в ускоренном режиме разрастание слоевища печёночного мха.

Листостебельные мхи. Строение и размножение кукушкина льна

Скорее всего, вам случалось видеть кукушкин лён. Он растёт на заболоченных почвах, можно его встретить и на влажной земле лесов или рощ. По виду он напоминает маленькие ростки льна. Обычно он растёт густым ковром. В высоту стебельки могут достигать до 30 см.


Кукушкин лён

Каково строение кукушкина льна?

Но точнее будет сказать, что строение растения отличается в зависимости от поколения. Половое поколение называется гаметофит. На верхушках гаметофитов находятся половые органы мужского и женского типа. В мужских органах, развиваются подвижные половые клетки, гаметы, также называемые сперматозоиды.

У женских растений половые органы выглядят иначе (хотя без сильного увеличения это сложно понять). Они содержат женские половые клетки, яйцеклетки.

Для оплодотворения мху необходима вода. Для этого хватает росы или дождя. Капельки воды падают на верхушки мха, и половые клетки разных растений смешиваются. Происходит оплодотворение.

Рассмотрите коробочку со спорами на рисунке 3. В коробочках развиваются споры. Коробочка кукушкина льна накрыта специальным колпачком. Когда споры созревают, колпачок отпадает, и они высыпаются.

Так как кукушкин лён является многолетним растением, он растёт густо, сплошным ковром. Другим растениям, оказавшимся по соседству, не достаёт ни места, ни питательных веществ, так что кукушкин лён часто их вытесняет.

Рассмотрите рисунок и мысленно подпишите, что обозначено на рисунке цифрами.

2. Женское растение

3. Коробочка в колпачке

4. Ножка спорофита

Ещё один интересный представитель листостебельных мхов – сфагнум.

Листостебельный мох сфагнум


Сфагнум

Сфагнум обладает сильно ветвящимся стеблем, а вот ризоидов у него нет. У большинства видов сфагнума и стебель, и веточки покрыты маленькими листочками. Листья расположены мутовчатым способом – то есть из каждого узла вырастает по несколько листочков. Под микроскопом можно рассмотреть, что каждый лист состоит из одного слоя клеток. Эти клетки могут быть двух различных типов: узкие зелёные и крупные прозрачные.

Рассмотрите лист под микроскопом на рисунке 4. В узких зелёных клетках содержатся хлоропласты. Эти клетки расположены вплотную друг к другу и образуют нечто вроде сеточки, покрывающей лист. В этих клетках протекает фотосинтез, образуются органические вещества, которые затем поступают в стебель.

Между этими зелёными клетками видны крупные клетки. Они прозрачные – в них осталась только оболочка с порами. Цитоплазма этих клеток разрушена, и через отверстия клетки заполняются воздухом или водой. Из них состоит до двух третей листа. Такие же прозрачные клетки с отмершей цитоплазмой покрывают стебли сфагнума.

Примечательно то, что сфагнум выделяет фенол – вещество, подавляющее развитие бактерий. По мере того, как сфагнум растёт, его нижняя часть постепенно отмирает. Отмершая часть оказывается у поверхности земли. Бактерий, способствующих размножению, там нет, а доступ воздуха ограничен молодыми листочками. Таким образом, отмерший сфагнум не гниёт, а превращается в торф.

Торф – очень интересная субстанция. В торфяной толще низкое содержание кислорода и мало бактерий. Это приводит к тому, что остатки древесных стволов и корней, останки погибших животных и даже пыльца сохраняются в торфе на долгие годы, иногда – на тысячелетия. В торфе иногда находят старинное оружие, лодки, тела людей, погибших в болоте столетия назад.

Как и кукушкин лён, сфагнум размножается спорами. Маленькие коробочки, в которых вызревают споры, располагаются на верхушках ветвей. На одном побеге сфагнума может быть несколько спорофитов на коротких ножках.

ОсобенностиПредставители
Листостебельные мхиТело представлено стеблем с листьями, возможны ризоиды.
После оплодотворения споры развиваются в спорофитах.
кукушкин лён
сфагнум

Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

Мхи, на первый взгляд, не приносят пользы ни человеку, ни природе. Они затрудняют доступ воздуха к почве, в избытке удерживают воду, что ведёт к заболачиванию и закислению почв. Подобная почва неблагоприятна для большинства растений. Кроме того, мох конкурирует с другими растениями за воду и минеральные вещества, и многие растения неспособны выдержать эту конкуренцию.


Мох и росток хвойного дерева

Мох даёт укрытие для многих мелких живых существ – червей, насекомых, моллюсков. Водяной мох укрывает в своих зарослях икринки и мальков, улиток и прочих водных животных. Некоторые виды мха могут служить пищей для животных.

Также, как и другие растения, мох осуществляет фотосинтез, выделяя кислород в атмосферу и в воду.


Мох на коре дерева

Листостебельные мхи, особенно виды сфагнума, образуют торф, который люди используют как сырьё, удобрение и топливо.

Из торфа производят пластмассы, смолу, карболовую кислоту, древесный спирт, теплоизоляцию и другие материалы.

В прошедшие века люди находили для мха и другие способы использования. Например, при строительстве домов мхом закрывали щели между брёвнами. Это не только защищало от сквозняков, но и предотвращало гниение брёвен. Воздух, удерживаемый разветлёнными стебельками и веточками мха, помогал сохранить тепло.

Также мох использовался в лечении ран. Он хорошо впитывает и содержит антибактериальные вещества, поэтому в годы войн его иногда использовали для перевязок. Кроме того, из торфа и из некоторых видов мха изготавливают лекарственные средства.

Мох — важная часть природы. И хотя мохообразные малы и незаметны, они выполняют в природе свою уникальную роль.

Как выращивать мох

Каждый из нас слышал о таком растении, как мох. Он считается по праву самым древних растениям на Земле. Как и любое другое растение он имеет свои виды и классификацию. Давайте вместе узнаем, какие существуют виды мха и для чего сегодня их используют.

Как изучают мох?

Разновидности мха

Изучением разновидностей мхов, в том числе декоративных, занимается специальная наука. Называется она бриология. С помощью этой науки были исследованы и открыты многие, когда-то неведомые виды растений. Также постепенно человечество узнало особенности роста зелёного мха и других типов. В отличие от других растений, на протяжении всей истории Земли это растение не видоизменялись. В большинстве случае нам известна его лесная разновидность. Иногда его ошибочно путают с лишайниками. Поэтому чтобы впредь избегать такой путаницы, необходимо ближе познакомиться с этими растениями. Для начала познакомимся с так называемой общей характеристикой.

Общая характеристика растения

Выращивание мха

Под мхами часто подразумевают низкорослые растения. В отличие от других растений на нашей планете, у них полностью отсутствует корневая система. Однако это вовсе не мешает зелёным мхам существовать и расти. Корневую систему у них заменяют ризоиды. Ризоидами, в свою очередь, называют выросты эпидермы. Ризоиды позволяют мхам присоединяться к субстрату. Через субстрат растение получает воду.

Вода для этого растения жизненно необходима. В получаемой воде содержатся полезные минеральные вещества. Эти зелёные растения отлично умеют переживать окружающие неблагоприятные условия в природе. При наличии угнетающих условий растение просто впадает в анабиоз. В подобном состоянии зелёные мхи успешно могут прожить десятки лет. Анабиоз сам по себе способствует прекращению функционирования жизненных процессов.

Сами растения за время своего существования научилось приспосабливаться к высоким и низким температурам. В то же время оно остро нуждается во влаге. По этой причине мхи обитают во влажных местах. Их можно встретить в разных уголках нашей планеты. Существуют сады мхов. Единственная среда, в которой не растёт он это моря и засоленные почвы. Нередко его называют растением олиготрофом. Он встречается на самой разнообразной почве. Однако процесс роста очень медленный и это, пожалуй, один из главных его недостатков. Животные не питаются этими растениями. Животный мир не представляет опасности для этих декоративных растений. Поэтому их садят везде, в том числе и в садах.

Основные виды

Как ухаживать за мхом

В наше время известны целые виды мхов. Каждый вид имеет свои характерные особенности. Обратим внимание на несколько видов:

  • Рождественский. Название лесного мха определила форма его листочков. У него все листочки имеют форму ёлочных иголок. Рождественский мох медленно растёт. Он может благополучно расти лишь при соблюдении особых условий. Температура для успешного роста не должна превышать 22 градуса. Внешне же этот вид выглядит очень красиво. И все благодаря его иголочным листочкам, которые растут слоями и образовывают превосходные композиции;
  • Папоротниковый. Листья этого вида похожи на листья папоротника. Поэтому папоротник нередко путают со мхом. Папоротниковый довольно густой. Ему лучше расти в тени. Как правило, папоротниковый вид небольшого роста. Можно использовать для посадки в саду;
  • Ричия. Один из самых распространённых видов, который известен во всём мире. Ричия имеют форму клубочка. У этого вида полностью отсутствует корень и стебельки. Корень, листочки и стебелёк в этом случае заменяют слои из веточек. Мох ричия успешно растут при соблюдении всех условиях. Например, он нуждается в хорошем освящении и в водной среде. Интенсивность освящения оказывает влияние не только на процесс роста, но и на окрас. Под воздействием освящения цвет ричия, может, существенно меться. Стандартный оттенок — ярко-зелёный;
  • Гипновый мох. Растёт на камне, стволах деревьев, на земле и на ветках. Гипновый вид остро нуждается в тени. Хотя и способен стойко выдержать солнечные нападки. Отлично подходит для сооружения разнообразных садовых дорожек и газонов, расположенных в саду или вокруг дома;
  • Ключевой. Как и ричия, ключевой мох известен широкому кругу людей и распространён практически по всему миру. Исключением является Австралия. Цветовой окрас ключевого вида полностью зависит от мощности освящения. Он может быть красным, а может иметь темно-зелёный цвет. Кроме, освящения на цвет оказывает значительное влияние состав грунта, в котором он пребывает. Сам декоративный мох состоит из стебельков, на которых присутствует немало листочков. Ключевой тип не требует сверхъестественных условий содержания;
  • Торфяной. Такой вид чаще всего встречается на болотах. Именно болота его главная среда обитания. Торфяные мхи богаты разными цветовыми оттенками. Оттенки бывают красного или зелёного цвета. Его нередко используют для поддержания необходимого уровня влажности земли в цветочных горшках. В некоторых случаях им украшают садовые водоёмы возле дома;
  • Лептодикциум береговой. Ещё один вид мха с очень интересным названием. Его название происходит стебельков. Внешний вид весьма оригинален. Те же стебли расположены далеко друг от друга. Их вертикальное направление придаёт растению настоящей воздушности, которая не оставит никого равнодушным. Береговой вид очень трудно спутать с другим видом этих растений. Береговые считаются неприхотливыми растениями в отношении ухода. Приемлемая температура для него не более 28 градусов. Он хорошо себя чувствует в воде, например, в водоёме возле сада;
  • Плакучий. Такое название этот вид получил вследствие формы строения своих веток. Ветки похожи на плакучую иву. Высота такого мха не более 50 см. Плакучий вид родом из Китая. Позже он был завезён в Европу. Средой обитания растения могут стать как коряги, так и различные камешки неподалёку от дачного сада. Оптимальная температура для нормальной жизнедеятельности не должна превышать 28 градусов;
  • Дикранум. Этот вид предпочитает расти на бетонных стенах и камнях. Сегодня насчитывается несколько видов моха дикранума. Все виды отличаются между собой оттенками, а также формой листьев. Дикранум невысокий. Высота его — 4 см;
  • Яванский. Один из самых известных видов. Яванские растения считаются самыми неприхотливыми в вопросе ухода. В большинстве случаев их используют в аквариумисте. Яванский мох не нуждается в определённом температурном режиме. Он прекрасно себя чувствует как в тёмных, так и в светлых водоёмах. Его стебельки переплетены между собой. Во время роста стебли тянутся вниз;
  • Политрихум обыкновенный. Этот вид используется в самых разнообразных областях нашей жизни. Он хорошо зарекомендовал себя как в медицине, так и в сфере оформления сада. Привычные места обитания — болота и лесная местность;

Все перечисленные моха виды используются в разных областях и сферах деятельности. Некоторые люди решаются самостоятельно выращивать мох дома. Давайте узнаем, как это делать и к каким советам стоит прислушаться.

Особенности самостоятельного выращивания мха

Мох на камнях

Выращивание мха в домашних условиях дело нетрудное, однако требующее определённых навыков и знаний. Также под рукой должны быть некоторые инструменты. Для успешного выращивания понадобится:

  • прозрачная ёмкость (такой ёмкостью может стать круглая ваза или круглая чаща);
  • блендер;
  • вода, пахта или молоко.

Процесс выращивания в домашних условиях состоит из нескольких этапов. Перед выращиванием не мешало бы ознакомиться с нижеприведенными советами:

  1. Перед посадкой следует очистить выбранное место от грязи мусора и листьев.
  2. Заготавливая растение для посадки, помните, что местность для выращивания должна соответствовать прежней среде обитания моха. Например, растение, взятое с деревьев, приживётся исключительно на дереве. Например, в саду. На земле его выращивать бесполезно.
  3. Место высаживания должно не только быть похожим, но и находится в тени. Беспрерывное воздействие солнца просто его высушит.
  4. Среда для выращивания должна быть влажной и кислой.

А теперь воспроизведём порядок выращивая.

Этапы посадки и выращивания

Как мох садовый вырастить в саду

Для посадки в первую очередь понадобится сам мох. Его можно добыть в лесу, в магазине или во дворе. В качестве материала для посадки может выступать любой вид, растущий в вашей местности. Взятое растение может быть как высушенным, так и живым. Далее приступают к приготовлению к высаживанию:

  • два стакана воды вместе с двумя стаканами молока заливают в блендер;
  • сверху молока и воды кладут мох;
  • Все ингредиенты хорошенько взбивают. Полученная смесь должна напоминать молочный коктейль.

Эту смесь можно наносить на деревья, ограждения или даже фундамент.

Посадку желательно производить в дождливую погоду. Этот совет особенно актуален во время посадки на землю. Растение требуется аккуратно выложить на землю (вдавливать запрещено), а затем пропитайте специальной питательной средой. Такую среду изготавливают из забродившего кефира и нефильтрованного пива. Когда земля пропитается кислой средой, накройте растение плёнкой. В этих условиях, то есть под плёнкой, оно должно находиться до тех пор, пока не пристанет к земле.

Помимо земли и деревьев, мох высаживают на камнях.

Как вырастить мох на камне? Для высадки на камне потребуется создать специальную пастообразную смесь. Два стакана йогурта перемешать со стаканом измельчённого растения. Полученную смесь наносят на камни руками или используя кисти. Поверхность камня для посадки должна быть шершавой. Далее камни поливаются водой и засыпаются землёй.

Как ухаживать за растениями?

Как вырастить мох на камне

Уход за посажёными растениями подразумевает слежение за процессом его роста. Они нуждаются в ежедневном поливе. Поливать их следует хотя бы раз в день на протяжении трёх недель. При этом следите за их состоянием после полива. Если растение начало желтеть, значит, поливать нужно не раз в день, а два, а то и три раза. Также не забывайте поддерживать влажный воздух под плёнкой. Для этого опрыскивайте растения водой. Влажная среда – идеальное условие для благополучного роста посажёных растений, в том числе и для садовых.

Читайте также: