Как изменится рынок ягод и рынок сахара в случае хорошего урожая ягод

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

На отечественном рынке замороженных овощей, овощных смесей, фруктов и ягод происходят большие перемены. Он стал расти быстрыми темпами. Рост спроса за 4 года составил 55% (данные агентства ROIF Expert). А по данным MegaResearch и того больше — 64%, т.е. в среднем рост на 16% в год. Аналитики считают, что в ближайшие 5 лет спрос на этом рынке увеличится на 50%.

Чем вызвана активность производителей?

Рост производственной активности на данном рынке стал базой процессов импортозамещения. Долгое время в России преобладал импорт. По данным агентства MegaResearch, еще год назад существенно больше половины объема этого рынка покрывалось импортной продукцией.

Ягодная норма и валовый сбор

Практически круглый год мы видим на российских прилавках дорогую голубику, правда, летом она дешевле. Это, главным образом, импорт, а своя только-только начинает набирать обороты, ее доля 0,3%.

В России, в основном, выращивают, собирают и морозят (а также перерабатывают в джемы, пюре, пасты, варенье) смородину — она занимает 33%. Среди других ягод клубника — 20%, малина — 14%.


Но в объеме импорта первое место занимает именно малина (76%), а смородина и ежевика по 6%, клюква — 8%. В структуре экспорта и импорта ягод — вообще существенные различия, это относится практически ко всем их видам. Что касается экспорта, то в 2020 г он вырос в 3,5 раза — до $24,5 млн. (данные Российского экспортного центра). Ягоды из России поступают главным образом на европейский рынок: основными покупателями выступают Литва, Финляндия, Эстония, Латвия, Швеция, Польша, отмечает представитель РЭЦ.

И никакой импорт не покрывает имеющийся дефицит. Зато перед российскими производителями — простор для выращивания ягод, сбора дикоросов. Главное — их быстрая и качественная заморозка.

Немаловажную роль здесь сыграла многолетняя пропаганда давно очевидного фактора, что собранные дары леса (ягоды, грибы) дают большую выгоду, чем его вырубка. Гендиректор Ягодного союза Ирина Козий говорит, что основная причина экспорта именно российской дикорастущей ягоды — отсутствие достаточного количества современных мощностей для их переработки внутри страны. По ее словам, основные объемы отправляются за рубеж в виде несортированной замороженной ягоды, которая частично потом возвращается на внутренний рынок, но в упакованном виде. Например, в качестве начинки для кондитерских изделий или конечной продукции.


Кроме того, внутри страны поставлять в розничные сети дикую ягоду в непереработанном виде практически невозможно, так как срок ее хранения редко превышает одни сутки, объясняет Ирина Козий. Для ритейлеров предпочтительны годами выводимые сорта садовых ягод с длительным сроком хранения.

Дикая ягода в России добывается в регионах, которые ассоциируются у иностранных покупателей как экологически чистые. При этом она высокого качества. Так что переработчики могут дать более высокую цену, чем на внутреннем рынке, считает эксперт.


Все это удалось благодаря технологическим усовершенствованиям выращивания, но посевные площади под ягодники, к сожалению, ежегодно снижаются. Хотя, по предварительной оценке, в ближайшие 5 лет они могут существенно вырасти.

Кстати, не во всех регионах России знают, что за ягода — жимолость. К 2025 г ее производство в нашей стране вырастет почти в семь раз. Такой прогноз озвучил президент Ассоциации производителей жимолости Артем Сорокин. Активная закладка новых плантаций жимолости началась около пяти лет назад. С 2009 г по 2019 г площади под жимолостью выросли со 100 до 800 га. Валовой сбор жимолости без учета личных садовых хозяйств и диких ягод в 2020 г составил около 150 т. При этом, по данным Ассоциации, спрос на ягоду в сетях в этом году превысил предложение. Большое количество ягоды реализуется в замороженном виде. По оценке Ассоциации, к 2025 г можно ожидать кратного увеличения валового сбора жимолости — он достигнет 1 тыс тонн. Стоимость замороженной ягоды будет зависеть от цены глобального рынка.


Рынок овощных замороженных смесей

За январь-сентябрь 2020 г объем поставок замороженных овощных смесей на экспорт показал впечатляющие результаты: он превысил значения за аналогичный период 2019 г на 49,5%. Ключевыми зарубежными покупателями российских смесей стали Казахстан — 50,3% и Украина — 39,7%. Объем рынка замороженных овощных смесей в период 2016-2019 гг вырос в 3,6 раза. Увеличение их производства достигло по итогам 2019 г максимального показателя и превысило 2018 г на 21,2%. Как видим, рост продолжается.

Рост внутреннего производства и благоприятная ценовая конъюнктура сказались на объемах вывезенных за рубеж замороженных овощных смесей. По данным исследования маркетингового агентства ROIF Expert, в 2019 г экспорт увеличился на 87,4% по отношению к аналогичному периоду 2018 г и составил $0,872 млн. А общий тренд импортных поставок в натуральных величинах за период 2016-2019 гг характеризуется их сокращением на 53%.


В западных странах замороженные овощные смеси давно завоевали рынок, чему немало способствовали переселение жителей в большие города, ускорение темпа жизни и стремление к здоровому питанию. В нашей же стране эта тенденция тоже набирает силу, но — за счет российской, а не импортной продукции. Отсюда рост экспорта и снижение импорта.

Кто лидирует среди регионов

Значительный рост показали также Липецкая, Ростовская, Брянская и Кемеровская области, не фигурировавшие ранее. Из лидеров прошлого периода вверху списка регионов-производителей удалось закрепиться только Адыгее. Таким образом, почти 2/3 отечественных поставок рынка замороженных овощей, фруктов и ягод в России сейчас контролируют производители из Центрального федерального округа.

Читайте также: