Как хозяйственная деятельность человека влияет на растения приведи 3 примера

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Урок проводится по учебнику Пасечника В.В. "Биология: Многообразие покрытосеменных растений".

ВложениеРазмер
Конспект урока. 25.6 КБ
Презентация к уроку. 500.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе.

Тема: Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Задачи: сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с некоторыми лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу своей местности; развивать внимание, навыки участия в дискуссии, активность и самостоятельность учащихся.

- предметные: показать влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;

- метапредметные: формировать умения анализировать, сравнивать;

- личностные: эколого-краеведческое воспитание.

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания.

1. Что называют растительным сообществом?

2. Какие растительные сообщества вы знаете?

3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?

4. Что такое растительность?

5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?

6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?

7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?

8. Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?

9. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.

Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы одноклассников, при необходимости исправляют их и дополняют.

3. Актуализация знаний

Сейчас Вам необходимо в группах вспомнить какую роль играют растения в жизни человека . На работу Вам отводится 3 минуты. СЛАЙД 1

  • Продукты питания
  • Производство лекарств, химических соединений
  • Полезные ископаемые (торф, нефть, каменный уголь )
  • Производство бумаги
  • Строительный материал
  • Эстетическое значение (украшение комнат, улиц и т.д. )
  • Обогащение воздуха кислородом

Роль растений в жизни человека очень велика, с каждым годом все больше возрастает. Вообще, жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их.

Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. И не только потому, что растения важны в жизни человека, но и потому, что растения являются важной и неотъемлемой частью природы, любого природного сообщества.

Но, чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что на него воздействует, что ему угрожает.

Итак, сформулируйте тему урока и его цели. СЛАЙД 2

Работают в паре, вспоминая роль растений для человека.

Формулируют тему и цели урока.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем.

4. Изучение нового материала.

И сейчас вы, работая самостоятельно, вспомните и запишите в один столбик положительное влияние человека на растения, а в другой – отрицательное. СЛАЙД 3

На работу отводится 5 минут.

Положительное влияние человека на растения

Отрицательное влияние человека на растения

Создает высокоурожайные сорта культурных растений.

В связи с развитием промышленного производства, транспорта происходит загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, водоемов). Многие растения очень чувствительны к промышленным загрязнителям.

Совершенствуются технологии выращивания растений.

Сокращается количество пахотных земель (из-за увеличения площадей, занятых под строительство )

Осушает и орошает земли, повышает плодородие почв.

Неправильное освоение степей приводит к ветровой и водной эрозии (разрушению верхнего плодородного слоя почвы ).

Выращивает растения в теплицах, парниках.

Орошение пустынь приводит к засолению почв.

Разводит растения в ботанических садах и парках.

Обеднение растительного покрова за счет неконтролируемого сбора лекарственных и декоративных растений.

Создает полезащитные полосы (борьба с эрозией ).

Массовое посещение людьми лесов, лугов приводит к уплотнению почвы, а это затрудняет появление всходов.

Большое количество лесных пожаров происходит по вине человека.

Таким образом, все отрицательное воздействие человека на растения можно представить в виде двух форм: СЛАЙД 4

(сбор, вырубка растений) (загрязнение среды обитания)

Причем, как прямое, так и косвенное воздействие очень опасны для растений, для природы в целом. Загрязняя окружающую среду, мы наносим не меньший урон природе…..так, например, (СЛАЙД 5) бумага до полного разложения будет лежать 2 года,

консервная банка – 90 лет,

полиэтиленовый пакет – 200 лет,

для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет.

В последнее время негативное воздействие на природу, и в том числе на растительный мир со стороны человека все больше возрастает, и как никогда становится актуальным стихотворение Светланы Островой СЛАЙД 6

Как это страшно – умирание рода,

Всех поголовно, всех до одного

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего

И поползёт проказа запустенья

И пересохнут ниточки воды

И падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.

И сколько тут корысти ни ищи ты,

Какой ты отговоркой ни владей,

Земля защиты, требует защиты,

Она спасенья просит у людей.

Человек издавна осознавал важность сложившейся проблемы, и законодательно старался ограничить негативное воздействие на растительный и животный мир. При Ярославе Мудром (11 век) появились правила, регламентирующие охоту, а при Петре 1 изданы указы об охране лесов и водоемов. Однако в 20 веке человек словно забывает о том, что надо оберегать природу, и отношение к природе становится не рациональным, а потребительским. И только в конце 20 – начале 21 века достаточно остро встает вопрос об охране природы и сохранении биологического разнообразия.

Подумайте, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране, ваши варианты запишите к себе в таблицу . СЛАЙД 7 На работу отводится 3 минуты.

  • Создаются заповедники
  • Создаются заказники
  • Создаются ботанические сады
  • Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах )
  • Создание Государственного комитета по охране природы
  • Создание Красной книги

Ребята, а в чем отличие заказника от заповедника. СЛАЙД 9

ЗАКАЗНИК – природная территория, которая временно охраняет о пределенные виды растений и животных . Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым объектам.

ЗАПОВЕДНИК - участок территории суши со всеми находящимися в их пределах природными объектами ( редкие и ценные виды животных и растений ). Территория заповедника исключается из всех видов хозяйственного использования.

Читайте также: