К какой богине жители двуречья обращались с просьбой о богатых урожаях и рождении детей

Обновлено: 07.07.2024

Цели: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.

Ход урока

ВАРИАНТ 1

I. Организационный момент

II. Изучение новой темы

План
1) Природные и климатические условия Древнего Двуречья.
2) Занятия жителей Двуречья.
3) Религия и письменность древних жителей Двуречья.

На доске: тема урока.

1. Рассказ учителя.
Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как можно было добраться египтянам до этой реки?

2. Работа по карте (с. 31 Вигасина).
Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.
— Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? (Двуречье или Междуречье.)
— Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат? (Турция, Сирия, Ирак.)
— Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат? (Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.)
— Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат? (Местность делится как бы на две части: на севере — гористая и каменистая, а на юге — совсем ровная и камней там нет.)

3. Работа с историческими документами.

Геродот. История

193. …Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 58.

Вопросы к документу:
— Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Земля очень плодородная.)
— Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам, финиковые пальмы.)
— Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)

Миф о потопе (Вигасин, с. 65)

4. Рассказ учителя.

Разливы Тигра и Евфрата не такие, как разлив Нила, — короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о Всемирном потопе, который погубил почти всех людей.

Земледельцы жили в Двуречье с глубочайшей древности, еще в первобытную эпоху. А государства возникли приблизительно в то же время, что и в долине Нила — более пяти тысяч лет назад.

5. Решение задачи.

Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы — будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.

— Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени? (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.)

6. Рассказ учителя.

Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы и дворцы. А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?

7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Прочитать п. 3 § 13 на с. 64 Вигасина.

8. Беседа по прочитанному.

— Каким богам преклонялись жители Двуречья? (В одном городе богу солнца Шамашу, в другом — богу луны Сину, мудрым считали бога воды За, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях.)
— Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (Жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам.)
— Какую роль играли жрецы в Двуречье? (Они были служителями храмов, могли общаться с богами.)

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Учитель на доске чертит таблицу.

Египет Междуречье

Ученики, защищая преимущества климатических условий Египта и Междуречья, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:
1) разливы рек;
2) плодородие почвы;
3) растительность;
4) строительный материал;
5) письменность и климатические условия.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количеству очков, получает пять.

III. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.
— Что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья?
Ответы:
а) В Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях.
б) Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей.
в) Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.
— В чем различия? (Разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.)

2. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 47 (с. 41).

3. Заполните таблицу.

Условия, благоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье Условия, неблагоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье

IV. Подведение итогов урока

Тесты по истории 5 класс. Тема: "Древнее Двуречье"

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Какие две реки дали название Двуречью?

2. Как древние жители Двуречья называли себя сами?

 вопрос теста Как древние жители Двуречья называли себя сами

3. Какой был основной строительный материал древних жителей Двуречья?

4. Как называется письменностей жителей Двуречья, представлявшая собой вытянутые треугольные значки, наносимые на глиняные таблички?

5. Как в Древнем Двуречье называлась богиня плодородия и любви?

6. В правление какого царя Вавилонское царство достигло наивысшего могущества?

7. В какое время Южное Междуречье было объединено под властью единого царя?

– в конце 2 тыс. до н. э.

– в начале 3 тыс. до н. э.

+ в начале 2 тыс. до н. э.

8. Какие функции в Древнем Двуречье выполняло божество Шамаш?

9. Как в Древнем Двуречье назывался храм-башня в виде ступенчатой пирамиды?

вопрос теста Зиккурат

тест 10. Когда возникли первые города-государства в Южном Двуречье?

– около 8 тыс. лет назад

– 1 тыс. лет назад

– около 3 тыс. лет назад

+ более 5 тыс. лет назад

11. Как звали в Древнем Двуречье бога луны?

12. Какой цвет символизировал в Древнем Двуречье подземное царство (им обычно окрашивали нижний этаж священных храмов-башен)?

13. Как в Древнем Двуречье назывался бог воды?

14. Какое число древние жители Двуречья считали священным, что нашло выражение в современном подсчете времени?

15. Какой город победил в долгой междоусобной войне и подчинил себе все остальные города Древнего Двуречья?

16. Укажите годы правления царя Хаммурапи:

– 1692–1650 гг. до н. э.

– 1700–1670 гг. до н. э.

+ 1792–1750 гг. до н. э.

– 1750–1700 гг. до н. э.

17. Сколько лет, согласно законам Хаммурапи, должен был проработать должник в качестве раба, после чего вновь становился свободным человеком?

18. Какой город был столицей Ассирии в VII веке до н. э.?

19. О подвигах и приключениях какого героя рассказывает самая знаменитая "гляняная книга" жителей Древнего Двуречья?

тест-20. Какая птица, согласно шумерскому мифу, смогла найти землю после всемирного потопа?

21. Каким по счету царем Вавилона был Хаммурапи?

22. Какие знаки высшей судебной власти получает царь Хаммурапи из рук бога Шамаша на найденном археологами черном каменном столбе?

23. Какую часть урожая, согласно законам Хаммурапи, должен был отдать человек, взявший у хозяина участок для выращивания хлеба?

24. Сколько примерно законов включал в себя свод Хаммурапи?

25. При каком ассирийском царе была создана огромная библиотека, включающая в себя более 30 тыс. глиняных табличек?

26. В каком году объединенные войска Мидии и Вавилона захватили Ниневию?

27. В каком веке ученые смогли расшифровать надписи на глиняных табличках жителей Древнего Двуречья?

28. Какой род войск был главной ударной силой шумерской армии?

29. Что использовали в качестве денег жители Древнего Двуречья?

тест_30. Какой бог в Древнем Двуречье почитался в качестве покровителя Вавилона?

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Тематический тест по истории Древнего мира для 5 класса. Тест 14. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Вариант 2.

Список вопросов теста

Вопрос 1

К какой богине жители Двуречья обращались с просьбой о богатых урожаях и рождении детей?

Вопрос 2

К какому году относится начало правления Хаммурапи?

  • 2600 году до н.э.
  • 1792 году до н.э.
  • 1500 году до н.э.
Вопрос 3

Прочитайте небольшой отрывок из мифа:

На огромной территории, отличающейся большим разнообразием природных ландшафтов, между двумя реками — Тигром и Евфратом — в середине IV тыс. до н.э. располагались древнейшие на нашей планете государства: Ассирия, Царство Аккад, Вавилония, Шумер, Элам. Вся эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя реками, то и получила дополнительные названия Междуречье или Двуречье. Евфрат, который шумеры называли Бурану, а аккадцы Буратту, берет свое начало на Армянском нагорье, его бурные воды прорезают малоазиатские горные хребты Тавр и Антитавр, подходят к отрогам Амана и здесь поворачивают на юго-восток. На равнине течение реки замедляется, берега становятся низкими, так что во время ежегодных половодий ее воды широко разливаются. Тигр (по-шумерски Идигна, по-аккадски Идиклат), исток которого берет свое начало в горах Армении на высоте около 1200 м над уровнем моря, пробивается на восток через горы Курдистана, а затем поворачивает на юго-восток. По сравнению с Евфратом, Тигр более бурлив и в два раза полноводнее. Длина Тигра — 1950 км, Евфрата — 2770 км. В нижнем течении Евфрата простирались обширные болота и топи, называвшиеся вавилонянами "Горькой рекой". Через эту область Евфрат несет свои воды в Персидский залив, который для вавилонян был "Нижним морем". Средиземное же море вавилоняне называли "Верхним".

2. Природные условия

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но, так как разливы рек проходили очень бурно, они часто обрушивались на поселения Шумерии и сносили все на своем пути: пастбища, жилища и загоны со скотом. Поэтому жителям приходилось строить насыпь по берегам двух рек — Тигра и Евфрата,чтобы наводнение не сносило посевы сельскохозяйственных культур. Для полива садов с плодородными деревьями и кустарниками рыли каналы, с помощью которых они могли контролировать приток воды. Отличием в природных условиях юга Двуречья от Египта было то, что здесь не было ни лесов, ни гор. Единственным строительным материалом у жителей долины была глина. Дома строили из глиняных кирпичей, которые жители сушили на жарком солнце, так как у них не было достаточно дров для разведения огня. Стены домов делали очень толстыми, дабы уберечь их от разрушения. Например, городские стены делали настолько толстыми, что по ним спокойно могла проехать повозка.

Географическое положение Древнего Двуречья

Географическое положение Древнего Двуречья

3. Религия Двуречья

В центре каждого города возводили башню, на вершине которой находился храм Бога, покровителя города. В одном месте это был бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Также все почитали бога воды Эа, а с просьбами о богатом урожае или рождении ребенка обращались к богине плодородия Иштар. Посредниками между миром богов и духов, как предшественники ученых, которые занимались математикой и другими науками, были жрецы. Именно в их учениях число 60 считалось священным.Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни, где находилось святилище. Оттуда они вели наблюдение за передвижением небесных богов — Солнца и Луны, там же они составляли календарь и по звездам предсказывали судьбы людей.

Репетитор: Васильев Алексей Александрович

Предметы: математика, физика, информатика, экономика, программирование.

Форма обучения

2000 руб / 120 мин - подготовка к ЕГЭ и ГИА для школьников. 3000 руб / 120 мин - индивидуально (базовый уровень). 2000 руб / 120 мин - студенты.

4. Возникновение государств

5. Вавилония

Примерно во II тысячелетии до н.э. Двуречье захватили кочевники-амореи. Они победили Шумеро-Аккадское царство и основали новую династию Ура, которая объединила Двуречье. Одним из опорных пунктов стал Вавилон, имевший хорошее географическое месторасположение. Вавилон превзошел другие города, и по его имени Двуречье стали называть Вавилонией. Пять первых вавилонских царей значительно увеличили территорию владений. С конца XIX века до н.э наступает период Древневавилонского царства (1894-1595 г. до н.э.), который стал особой эпохой в истории Двуречья. Шестой царь Вавилона Хаммурапи превратил Вавилонию в мощное государство-империю, которое состояло из внушительной территории от Персидского залива до Сирии. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад. Будучи верховным правителем государства, царь Хаммурапи составил законы, по которым должны были жить в его государстве. Стела с законами Хаммурапи представляет собой двухметровый столб из черного базальта. В верхней части его лицевой стороны вырезаны две рельефные фигуры, изображающие царя Хаммурапи, стоящего перед богом солнца Шамашем, восседающем на троне. Шамаш, покровитель правосудия, вручает царю судейский жезл и кольцо — знак власти над людьми. Вся остальная поверхность столба с двух сторон покрыта клинописным текстом. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства.

Вавилон -город древней Месопотамии

Вавилон -город древней Месопотамии

Значение законов Хаммурапи выходит далеко за пределы правления самого царя. Они стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно было узнать, как жили древние вавилоняне, и легли в основу вавилонского права на многие столетия. На Вавилон часто нападали горные племена, город подвергался разрушению и, как птица Феникс, воскресал из пепла. После гибели царя Хаммурапи Вавилон потерпел ряд поражений от соседних государств, и в 1945 г. до н.э. Древневавилонское царство пало под давлением хеттов и касситов, которые впоследствии правили Вавилоном около 400 лет.

Наука и образование в Древнем Двуречье

Школа в городах Междуречья

Школа в городах Междуречья

Читайте также: