К идиоадаптации относят двойное оплодотворение цветковых отсутствие пищеварительной системы

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

Лабораторная работа №2

Тема: "Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных"

Цели: изучить умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение ;

Оборудование: учебник

1. Дайте сравнительную характеристику биологического прогресса и биологического регресса. Заполните таблицу:

Изменение интенсивности размножения

Изменение размера ареала

Изменение интенсивности конкуренции с родственными организмами

Изменение интенсивности давления отбора

Изменение числа подчиненных систематических групп

2. Подчеркните основные свойства ароморфозов.

А) Ароморфозы (повышают, понижают) структурно-функциональную организацию организмов.

Б)Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды.

В) Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды.

Г) Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов.

Д) Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования.

Е) Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции.

Ж) Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп.

4. Эволюция шла по пути постепенного повышения уровня их организма. Выпишите в таблицу название таксонов растений, которые появились в результате ароморфоза. Раскройте значение каждого ароморфоза

1.Появление покровной, механической и проводящей тканей

2.Появление стебля и листьев

3. Появление корня и листа

4. Возникновение семян

5. Возникновение цветка и плода

5. Впишите в таблицу название таксонов (типов, классов), раскройте значение ароморфозов

1. Появление костяной челюсти

2. Появление хорды

3. Возникновение лёгочного дыхания

4. Появление пятипалой конечности

5. Появление в яйце защитной оболочки

6. Появление роговых покровов

7. Внутреннее оплодотворение

8. Возникновение четырехкамерного сердца, теплокровность

9. Появление перьев

10.Появление волосяного покрова, выкармливание детёнышей молоком

6.Впишите ароморфозы, обуславливающие появление групп животных в таблицу:

А – возникновение хорды

В – появление двухсторонней симметрии

Г – возникновение расчленённых конечностей

Д – появление трахеи

Е – появление хитинового покрова

Ж – расчленение тела на сегменты

Главные направления эволюции

Выбрать один ответ

1. Эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации –

А) идиоадаптация Б) дегенерация

В) биологический прогресс Г) ароморфозы

2. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?

А) экологическое разнообразие Б) забота о потомстве

В) широкий ареал Г) высокая численность

3. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:

А) появление спор Б) образование семян

В) образование плода Г) видоизменение листьев

4. Ароморфоз, обеспечивающий выход растений на сушу, - появление:

А) корневой системы Б) полового размножения

В) дифференцированных тканей Г) семян

5. Важнейший ароморфоз, обеспечивший выход насекомых на сушу, - это появление

А) кровеносной системы Б) покровительственной окраски

В) трахеи Г) одной пары усиков

6. Пример идиоадаптации

А) Видоизменение листьев в колючки у кактуса

Б) появление цветка и плода у покрытосеменных

В) появление семени у голосеменных

Г) формирование проводящей ткани у мхов

Выбрать три ответа

7. К ароморфозам относят:

А) возникновение хорды у животных

Б) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных

В) наличие у коров четырёхкамерного желудка

Г) появление зеленой окраски покровов у кузнечиков

Д) возникновение полового размножения

8. Главными ароморфозами протерозойской эры являются:

А) выход растений на сушу

Б) появление первых насекомых

В) появление систем органов

Д) двусторонняя симметрия тела

Установить соответствие

9. 1) ароморфоз; 2) общая дегенерация

А) исчезновение ряда органов

Б) крупные эволюционные изменения

В) упрощение организации

Г) общий подъём организации

Д) приводит к образованию новых крупных таксонов

Е) переход к паразитическому или сидячему образу жизни

10. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны, объясните:

1) Ароморфоз представляет собой крупные масштабные изменения, которые ведут к общему подъёму организации. 2) Ароморфозы дают преимущества в борьбе за существование. 3) К ароморфозам животных можно отнести формирование разнообразных конечностей у млекопитающих. 4) К ароморфозам растений можно отнести формирование приспособлений к опылению ветром. 5) Ароморфоз – это морфофизиологический регресс.

1. Установите последовательность действия движущих сил эволюции.

1) борьба за существование

2) размножение особей с полезными изменениями

3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

5) формирование приспособленности к среде обитания

Появляются мутации, идет борьба за существование, лучшие признаки остаются, передаются по наследству, и возникают новые приспособления к среде обитания.

2. Установите правильную последовательность возникновения адаптаций к условиям окружающей среды в случае появления в популяции рецессивных мутаций. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение адаптации у вида

2) передача признака и его длительное распространение в поколениях

3) фенотипическое проявление признака

4) естественный отбор признака

5) скрещивание особей, обладающих данной мутацией

6) возникновение у нескольких особей мутации

3. Последовательность возникновения адаптаций к условиям окружающей среды в случае появления в популяции рецессивных мутаций: возникновение у нескольких особей мутации → скрещивание особей, обладающих данной мутацией → фенотипическое проявление признака → естественный отбор признака → передача признака и его длительное распространение в поколениях → возникновение адаптации у вида.

4. Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы.

1) образование диффузной нервной системы

2) развитие коры мозга

3) возникновение переднего мозга

4) стволовая нервная система

5) узловая нервная система

Под цифрами 1 — Кишечнополостные; 4 — Плоские черви; 5 — Кольчатые черви; 3 — Хордовые (Класс Рыбы); 2 — у земноводных кора представлена древней и зачатком старой коры, у пресмыкающихся хорошо развиты древняя и старая кора и появляется зачаток новой коры. Наибольшего развития новая кора достигает у млекопитающих.

5. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных.

1) возникновение лёгких

2) образование головного и спинного мозга

3) образование хорды

4) возникновение четырёхкамерного сердца

Образование хорды (ланцетник) → образование головного и спинного мозга (рыбы) → возникновение лёгких (земноводные) → возникновение четырёхкамерного сердца (птицы и млекопитающие).

6. Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных.

1) возникновение двусторонней симметрии тела

2) появление многоклеточности

3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином

4) расчленение тела на множество сегментов

Появление многоклеточности → возникновение двусторонней симметрии тела → расчленение тела на множество сегментов → возникновение членистых конечностей, покрытых хитином.

7. Установите последовательность формирования ароморфозов у животных в процессе эволюции.

1) появление тканей

2) возникновение полового размножения

3) образование хорды

4) формирование пятипалых конечностей

Последовательность: возникновение полового размножения, появление тканей, образование хорды, формирование пятипалых конечностей. Прокомментируем подробнее 2) возникновение полового размножения. Многие простейшие имеют не одну, а несколько форм размножения, которые могут закономерно чередоваться друг с другом. В результате получается сложный цикл развития, отдельные части которого могут протекать в разных условиях среды.

Конъюгация. Две инфузории прикладываются друг к другу брюшными сторонами и остаются в таком положении некоторое время (туфельки при комнатной температуре в течение 12 ч). При этом макронуклеус растворяется в цитоплазме, а микронуклеус неоднократно делится. Часть ядер, образовавшихся при делении, разрушается, и в каждой инфузории оказывается по два ядра. Одно остается на месте, а другое перемещается из одной конъюгирующей инфузории в другую и сливается с ее неподвижным ядром. В результате образуется сложное ядро. Это и есть не что иное, как процесс оплодотворения, после которого конъюганты расходятся. В дальнейшем сложное ядро делится, и часть продуктов этого деления путем преобразований превращается в макронуклеус, другие образуют микронуклеус.

Процесс конъюгации не сопровождается делением клетки, т. е. размножения инфузорий в полном смысле этого слова не происходит. Обновляется лишь их ядерный аппарат. Благодаря этому, как и всегда при половом размножении, увеличивается разнообразие наследственных свойств организма и повышается его жизнеспособность.

Копуляция. Встречается среди жгутиковых (Flagellata) и споровиков (Sporozoa). Суть его заключается в слиянии ядер и цитоплазмы двух различных организмов — отцовского и материнского. Развивающаяся молодая особь получает половину наследственных свойств от одного организма, половину от другого и обладает более разнообразной наследственной изменчивостью. Это повышает возможности животного приспосабливаться к условиям окружающей среды.

8. Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность важ­ней­ших аро­мор­фо­зов у растений.

2) об­ра­зо­ва­ние семян

3) по­яв­ле­ние ве­ге­та­тив­ных органов

4) воз­ник­но­ве­ние цвет­ка и плода

5) воз­ник­но­ве­ние многоклеточности

Важ­ней­шие аро­мор­фо­зы у рас­те­ний: фо­то­син­тез (синезеленые водоросли) — воз­ник­но­ве­ние мно­го­кле­точ­но­сти (нитчатые водоросли)— по­яв­ле­ние ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов (мхи, папоротниковидые) — об­ра­зо­ва­ние семян (семенные папоротники, голосеменные) — воз­ник­но­ве­ние цвет­ка и плода (покрытосеменные).

9. Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение многоклеточности

2) появление корней и корневищ

3) развитие тканей

4) образование семени

5) возникновение фотосинтеза

6) возникновение двойного оплодотворения

1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.

Тест по теме

1.Укажите пример проявления идиоадаптаций у растений.

1) возникновение семени у голосеменных

2) возникновение плода у цветковых

3) возникновение нектарников для привлечения насекомых

4) появление фотосинтеза

2 Какое изменение не относится к ароморфозу?

1) живорождение у млекопитающих

2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов

3) превращение конечностей китов в ласты

4) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих

3 Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб.

3) биологический прогресс

4) биологический регресс

4 Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптаций.

1) царство Животные

3) класс Млекопитающие

5 Примером аpомоpфоза является развитие

1) второго круга кровообращения у земноводных

2) плавательных перепонок у лягушек

3) маскирующей окраски у тритонов

4) предостерегающей окраски у жерлянок

6 Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных.

1) двухкамерное сердце рыб

2) развитие детеныша в матке млекопитающих

3) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся

4) легочное дыхание у земноводных

7 Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам? Выберите три верных ответа из шести

1) наличие семян у голосеменных растений

2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания

3) появление у плодов одуванчика парашютиков

4) выделение душистым табаком пахучих веществ

5) двойное оплодотворение у цветковых растений

6) появление у растений механических тканей

8 Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям? Выберите три верных ответа из шести

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

9 Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса, который иллюстрирует это направление.

ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

А) лёгочное дыхание у земноводных

Б) семена у голосеменных растений

В) длинная шея у жирафа

Г) корни-прицепки у плюща

Д) усики у гороха

Е) половое размножение у растений

10. Установите соответствие между признаком и направлением эволюции

А) исчезновение некоторых органов
у животных, ведущих сидячий образ жизни

Б) длинные тычиночные нити у цветков ржи

В) утрата органов пищеварения у цепней

Г) редукция нервной системы у рака-паразита саккулины

Д) созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника

Е) предостерегающая окраска у божьей коровки

11. Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса.

ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

А) возникновение приспособлений у придонных рыб к среде обитания

Б) появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся

В) живорождение и вскармливание потомства молоком у млекопитающих

Г) появление нервной системы сетчатого типа у кишечнополостных

Д) формирование многообразных видов клювов у вьюрков

Е) преобразование передних конечностей в ласты у китообразных

Тест по теме: Главные направления эволюции Вариант 2

1 К появлению каких систематических групп приводят изменения в организации видов животных и растений путем идиоадаптаций?

2 Важнейшие ароморфозы, обеспечившие выход древних земноводных на сушу, – появление

1) парных плавников и жаберного дыхания

2) чешуи и слизи на поверхности тела

3) объемной грудной клетки

4) пятипалой конечности и легочного дыхания

3 Какой ароморфоз позволил пресмыкающимся перейти к размножению на суше?

1) сухая кожа с роговыми чешуями

2) конечности рычажного строения

3) защитные оболочки яйца

4) перегородка между желудочками сердца

4 Отсутствие органов чувств у паразитических плоских червей по сравнению со свободноживущими – результат их развития по пути

5 Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

1) биологическом прогрессе

2) развитии по пути дегенерации

3) биологическом регрессе

4) развитии по пути ароморфоза

6 К ароморфным изменениям у предков земноводных относят появление

2) легочного дыхания

3) обтекаемой формы тела

4) покровительственной окраски

7 Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям? Выберите три верных ответа из шести

1)наличие воскового налета на листьях клюквы

2)яркая сочная мякоть у плодов черники

3)наличие млечных желёз у млекопитающих

4)появление полной перегородки в сердце у птиц

5)уплощенная форма тела у скатов

6)двойное оплодотворение у покрытосеменных растений

8 Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию? Выберите три верных ответа из шести

1) сокращение числа пальцев до двух у страусов

2) упрощение нервной системы у ленточных червей

3) превращение корней у растения повилики в присоски

4) развитие детенышей млекопитающих в мышечном органе — матке

5) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски

6) отсутствие конечностей у змей

9 Установите соответствие между признаком и направлением эволюции

органического мира, которое иллюстрирует этот пример.

А) исчезновение некоторых органов
у животных, ведущих сидячий образ жизни

Б) длинные тычиночные нити у цветков ржи

В) утрата органов пищеварения у цепней

Г) редукция нервной системы у рака-паразита саккулины

Д) созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника

Е) предостерегающая окраска у божьей коровки

10 Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется этим примером.

А) плавательные перепонки между пальцами у утки-кряквы

Б) развитие волосяного опушения на нижней стороне листа мать-и-мачехи

В) молочные железы у млекопитающих

Г) мягкий короткий шерстный покров у крота

Д) два круга кровообращения у земноводных

Е) дифференциация слоевища растений на лист, стебель, корень

11 Установите соответствие: Признаки биологического прогресса и регресса

А) Биологический прогресс Б) Биологический регресс

1) Ослабление эволюционного процесса

2) Расширение ареала

3) Активизация процесса видообразования

4) Сокращение ареала

5) Активное размножение, ведущее к увеличению численности особей

6) Уменьшение численности

Тест по теме: Главные направления эволюции Вариант 3

1. Установите соответствие: Признаки биологического прогресса и регресса

А) Биологический прогресс Б) Биологический регресс

1) Ослабление эволюционного процесса

2) Расширение ареала

3) Активизация процесса видообразования

4) Сокращение ареала

5) Активное размножение, ведущее к увеличению численности особей

6) Уменьшение численности

2. Установите соответствие: Признаки и Направления эволюции

А) Органы, возникшие путем дивергенции Б) Органы, возникшие путем конвергенции

1) Усики гороха и листья росянки

2) Глаза человека и глаза осьминога

3) Иглы барбариса и иглы кактуса

4) Корневище ландыша и донце репчатого лука

5) Конечности медведки и конечностикрота

6) Крылья бабочки и крылья орла

3. Характерные черты строения плоских червей, относящиеся к ароморфозу, идиоадаптации и дегенерации Признаки Главные направления

А) Ароморфоз Б) Идиоадаптация В) Дегенерация

1) Наличие крючьев или присосок

2) Формирование трех зародышевых листков

3) Органы выделения протонефридиального типа

4) Упрощение строения нервной системы

5) Утрата некоторых органов чувств

4.Основные направления эволюции Признаки Направления

А) Ароморфоз Б) Идиоадаптация В) Дегенерация

1) Упрощение организации и снижение функциональной активности ряда органов

2) Характерен для оседлых и паразитических форм

3) Приводит к образованию мелких систематических групп

4) Совершенствование организмов достигается путем частных изменений в строении и функции

5) Затрагивает все уровни организации организма

6) Ведет к образованию новых крупных систематических групп

5. Гомологичные и аналогичные органы. Признаки Органы

А) Гомологичные органы Б) Аналогичные органы

1) Выполняют сходные функции

2) Органы, развивающиеся из одних и тех

3) Органы, развивающиеся из различных зародышевых зачатков

4) Сходство в строении основано на происхождении

5) Могут выполнять разные функции

6) Сходство в строении основано на приспособлении к одинаковым условиям среды

6.Признаки биологического прогресса и регресса. Признаки направления

А) Биологический прогресс Б) Биологический регресс

1) Численность популяции возрастает

2) Ареал обитания вида сокращается

3) Рождаемость в популяциях превышает смертность

4) Высокая интенсивность эволюционных процессов

5) В популяциях число половозрелых особей не превышает число неполовозрелых

6) Низкая интенсивность эволюционных процессов

7.Основные направления макроэволюции Признаки Направления

А) Ароморфоз Б ) Идиоадаптация В) Дегенерация

1) Появление полной перегородки в сердце у птиц

2) Лопатообразный хвост у бобра

3) Переход от свободно плавающей личинки к прикрепленному образу жизни у асцидий

4) Повилика, растущая на хмеле

5) Образование цветка

6) Способность шмелей опылять цветки клевера

8. Гомологичные и аналогичные органы Признаки Органы
А) Гомологичные органы Б) Аналогичные органы

Тест по теме

1.Укажите пример проявления идиоадаптаций у растений.

1) возникновение семени у голосеменных

2) возникновение плода у цветковых

3) возникновение нектарников для привлечения насекомых

4) появление фотосинтеза

2 Какое изменение не относится к ароморфозу?

1) живорождение у млекопитающих

2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов

3) превращение конечностей китов в ласты

4) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих

3 Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб.

3) биологический прогресс

4) биологический регресс

4 Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптаций.

1) царство Животные

3) класс Млекопитающие

5 Примером аpомоpфоза является развитие

1) второго круга кровообращения у земноводных

2) плавательных перепонок у лягушек

3) маскирующей окраски у тритонов

4) предостерегающей окраски у жерлянок

6 Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных.

1) двухкамерное сердце рыб

2) развитие детеныша в матке млекопитающих

3) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся

4) легочное дыхание у земноводных

7 Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам? Выберите три верных ответа из шести

1) наличие семян у голосеменных растений

2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания

3) появление у плодов одуванчика парашютиков

4) выделение душистым табаком пахучих веществ

5) двойное оплодотворение у цветковых растений

6) появление у растений механических тканей

8 Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям? Выберите три верных ответа из шести

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

9 Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса, который иллюстрирует это направление.

ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

А) лёгочное дыхание у земноводных

Б) семена у голосеменных растений

В) длинная шея у жирафа

Г) корни-прицепки у плюща

Д) усики у гороха

Е) половое размножение у растений

10. Установите соответствие между признаком и направлением эволюции

А) исчезновение некоторых органов
у животных, ведущих сидячий образ жизни

Б) длинные тычиночные нити у цветков ржи

В) утрата органов пищеварения у цепней

Г) редукция нервной системы у рака-паразита саккулины

Д) созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника

Е) предостерегающая окраска у божьей коровки

11. Установите соответствие между примером и путём достижения биологического прогресса.

ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

А) возникновение приспособлений у придонных рыб к среде обитания

Б) появление зародышевых оболочек в яйце у пресмыкающихся

В) живорождение и вскармливание потомства молоком у млекопитающих

Г) появление нервной системы сетчатого типа у кишечнополостных

Д) формирование многообразных видов клювов у вьюрков

Е) преобразование передних конечностей в ласты у китообразных

Тест по теме: Главные направления эволюции Вариант 2

1 К появлению каких систематических групп приводят изменения в организации видов животных и растений путем идиоадаптаций?

2 Важнейшие ароморфозы, обеспечившие выход древних земноводных на сушу, – появление

1) парных плавников и жаберного дыхания

2) чешуи и слизи на поверхности тела

3) объемной грудной клетки

4) пятипалой конечности и легочного дыхания

3 Какой ароморфоз позволил пресмыкающимся перейти к размножению на суше?

1) сухая кожа с роговыми чешуями

2) конечности рычажного строения

3) защитные оболочки яйца

4) перегородка между желудочками сердца

4 Отсутствие органов чувств у паразитических плоских червей по сравнению со свободноживущими – результат их развития по пути

5 Увеличение численности вида в природе свидетельствует о его

1) биологическом прогрессе

2) развитии по пути дегенерации

3) биологическом регрессе

4) развитии по пути ароморфоза

6 К ароморфным изменениям у предков земноводных относят появление

2) легочного дыхания

3) обтекаемой формы тела

4) покровительственной окраски

7 Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям? Выберите три верных ответа из шести

1)наличие воскового налета на листьях клюквы

2)яркая сочная мякоть у плодов черники

3)наличие млечных желёз у млекопитающих

4)появление полной перегородки в сердце у птиц

5)уплощенная форма тела у скатов

6)двойное оплодотворение у покрытосеменных растений

8 Какие из перечисленных примеров иллюстрируют общую дегенерацию? Выберите три верных ответа из шести

1) сокращение числа пальцев до двух у страусов

2) упрощение нервной системы у ленточных червей

3) превращение корней у растения повилики в присоски

4) развитие детенышей млекопитающих в мышечном органе — матке

5) редукция околоцветника, листьев, сосудистой системы у ряски

6) отсутствие конечностей у змей

9 Установите соответствие между признаком и направлением эволюции

органического мира, которое иллюстрирует этот пример.

А) исчезновение некоторых органов
у животных, ведущих сидячий образ жизни

Б) длинные тычиночные нити у цветков ржи

В) утрата органов пищеварения у цепней

Г) редукция нервной системы у рака-паразита саккулины

Д) созревание большого количества пыльцы в цветках шиповника

Е) предостерегающая окраска у божьей коровки

10 Установите соответствие между примером и направлением эволюции органического мира, которое иллюстрируется этим примером.

А) плавательные перепонки между пальцами у утки-кряквы

Б) развитие волосяного опушения на нижней стороне листа мать-и-мачехи

В) молочные железы у млекопитающих

Г) мягкий короткий шерстный покров у крота

Д) два круга кровообращения у земноводных

Е) дифференциация слоевища растений на лист, стебель, корень

11 Установите соответствие: Признаки биологического прогресса и регресса

А) Биологический прогресс Б) Биологический регресс

1) Ослабление эволюционного процесса

2) Расширение ареала

3) Активизация процесса видообразования

4) Сокращение ареала

5) Активное размножение, ведущее к увеличению численности особей

6) Уменьшение численности

Тест по теме: Главные направления эволюции Вариант 3

1. Установите соответствие: Признаки биологического прогресса и регресса

А) Биологический прогресс Б) Биологический регресс

1) Ослабление эволюционного процесса

2) Расширение ареала

3) Активизация процесса видообразования

4) Сокращение ареала

5) Активное размножение, ведущее к увеличению численности особей

6) Уменьшение численности

2. Установите соответствие: Признаки и Направления эволюции

А) Органы, возникшие путем дивергенции Б) Органы, возникшие путем конвергенции

1) Усики гороха и листья росянки

2) Глаза человека и глаза осьминога

3) Иглы барбариса и иглы кактуса

4) Корневище ландыша и донце репчатого лука

5) Конечности медведки и конечностикрота

6) Крылья бабочки и крылья орла

3. Характерные черты строения плоских червей, относящиеся к ароморфозу, идиоадаптации и дегенерации Признаки Главные направления

А) Ароморфоз Б) Идиоадаптация В) Дегенерация

1) Наличие крючьев или присосок

2) Формирование трех зародышевых листков

3) Органы выделения протонефридиального типа

4) Упрощение строения нервной системы

5) Утрата некоторых органов чувств

4.Основные направления эволюции Признаки Направления

А) Ароморфоз Б) Идиоадаптация В) Дегенерация

1) Упрощение организации и снижение функциональной активности ряда органов

2) Характерен для оседлых и паразитических форм

3) Приводит к образованию мелких систематических групп

4) Совершенствование организмов достигается путем частных изменений в строении и функции

5) Затрагивает все уровни организации организма

6) Ведет к образованию новых крупных систематических групп

5. Гомологичные и аналогичные органы. Признаки Органы

А) Гомологичные органы Б) Аналогичные органы

1) Выполняют сходные функции

2) Органы, развивающиеся из одних и тех

3) Органы, развивающиеся из различных зародышевых зачатков

4) Сходство в строении основано на происхождении

5) Могут выполнять разные функции

6) Сходство в строении основано на приспособлении к одинаковым условиям среды

6.Признаки биологического прогресса и регресса. Признаки направления

А) Биологический прогресс Б) Биологический регресс

1) Численность популяции возрастает

2) Ареал обитания вида сокращается

3) Рождаемость в популяциях превышает смертность

4) Высокая интенсивность эволюционных процессов

5) В популяциях число половозрелых особей не превышает число неполовозрелых

6) Низкая интенсивность эволюционных процессов

7.Основные направления макроэволюции Признаки Направления

А) Ароморфоз Б ) Идиоадаптация В) Дегенерация

1) Появление полной перегородки в сердце у птиц

2) Лопатообразный хвост у бобра

3) Переход от свободно плавающей личинки к прикрепленному образу жизни у асцидий

4) Повилика, растущая на хмеле

5) Образование цветка

6) Способность шмелей опылять цветки клевера

8. Гомологичные и аналогичные органы Признаки Органы
А) Гомологичные органы Б) Аналогичные органы

Суть двойного оплодотворения у цветковых растений заключается в том, что в нём участвуют два спермия. Один из них оплодотворяет яйцеклетку, и образуется зигота. Второй спермий сливается с центральной клеткой, из которой развивается запасающая ткань (эндосперм).

5 (31).jpg

Мужской гаметофит (пыльцевое зерно) образуется в пыльцевых камерах пыльников тычинки из микроспоры. Пыльцевое зерно состоит из двух гаплоидных клеток: вегетативной и генеративной, покрытых оболочкой.

Образование женского гаметофита (зародышевого мешка) происходит в завязи пестика в семязачатке из мегаспоры. В состав зародышевого мешка входит семь клеток: гаплоидная яйцеклетка, центральная диплоидная клетка и пять вспомогательных гаплоидных клеток.

При попадании пыльцевого зерна на рыльце пестика начинается деление вегетативной клетки и образуется пыльцевая трубка. Пыльцевая трубка прорастает через столбик пестика и проникает в семязачаток через пыльцевход.

Генеративная клетка пыльцевого зерна делится и образует два спермия. По пыльцевой трубке спермии проникают в семязачаток. Один спермий сливается с яйцеклеткой и образует диплоидную зиготу. Второй спермий сливается с центральной клеткой и образует триплоидную клетку.

Зигота делится, и развивается в зародыш нового растения. Из триплоидной клетки формируется эндосперм. Стенки семязачатка становятся семенной кожурой. Таким образом, семязачаток становится семенем.

Читайте также: