Известно что лишайник комплексный безтканевый авто гетеротрофный организм

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

ЛИША́ЙНИКИ (Lichenes), сим­био­троф­ные ор­га­низ­мы, пред­став­ляю­щие со­бой со­жи­тель­ст­во гри­ба, во­до­рос­лей и/или циа­но­бак­те­рий; ком­плекс­ная сис­те­ма взаи­мо­дей­ст­вия сим­би­онт­ных парт­нё­ров, раз­вив­шая­ся в про­цес­се ко­эво­лю­ции . Гриб (ми­ко­би­онт – ге­те­ро­троф­ный ком­по­нент Л.) ути­ли­зи­ру­ет (у боль­шин­ст­ва Л.) мёрт­вые клет­ки во­до­рос­ли, по­лу­ча­ет от неё про­дук­ты фо­то­син­те­за, а от циа­но­бак­те­рий ещё и азо­ти­стые со­еди­не­ния, а во­до­рос­ли и циа­но­бак­те­рии (фо­то­би­он­ты – ав­то­троф­ные ком­по­нен­ты Л.) по­лу­ча­ют от гри­ба во­ду и ми­нер. ве­ще­ст­ва. Двой­ст­вен­ная при­ро­да Л. от­кры­та в 1860-х гг. нем. бо­та­ни­ком С. Швен­де­не­ром. До­ка­за­тель­ст­вом та­кой при­ро­ды слу­жат: мор­фо­ло­го-ана­то­мич. строе­ние Л.; от­сут­ст­вие ге­не­тич. свя­зей ме­ж­ду ми­ко­би­он­том и фо­то­био­нтом; воз­мож­ность изо­ли­ров. по­лу­че­ния чис­той куль­ту­ры как ми­ко­би­он­та, так и фо­то­био­нта; ре­син­тез Л. из спор ми­ко­би­он­та и со­от­вет­ст­вую­щей куль­ту­ры фо­то­био­нта на син­те­тич. сре­дах. Еди­но­го мне­ния о по­ло­же­нии Л. в сис­те­ме ор­га­нич. ми­ра нет, од­на­ко боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей рас­смат­ри­ва­ют их в цар­ст­ве гри­бов, от­но­ся к от­де­лам Ascomycota и Basidiomycota. Наи­бо­лее ран­ние на­ход­ки ис­ко­пае­мых Л. от­но­сят­ся ори­ен­ти­ро­воч­но к кон­цу ме­ло­во­го пе­рио­да. Из­вест­но 15–20 тыс. ви­дов Л. Не­ко­то­рые из Л. на­столь­ко ма­лы, что поч­ти не вид­ны не­воо­ру­жён­ным гла­зом, дли­на дру­гих, напр. ус­неи длин­ней­шей ( Usnea longissima ), мо­жет дос­ти­гать 1 м и бо­лее. Рас­тут Л. край­не мед­лен­но (ср. ско­рость рос­та 0,5–10 мм в год); жи­вут, ве­ро­ят­но, дол­го: воз­раст не­ко­то­рых из них (напр., Rhizocarpon geographi­cum ) мо­жет до­сти­гать бо­лее 4000 лет.

Тип урока: комбинированный, практическая работа "Внешнее строение лишайников".

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала
    1. История изучения лишайников
    2. Внутреннее строение лишайников.
    3. Внешнее строение лишайников. Практическая работа "Внешнее строение лишайников".
    4. Размножение лишайников.
    5. Значение лишайников в природе и жизни человека.

    Основные понятия темы: Лишайники, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, слоевище.

    Оборудование: презентация; гербарий "Виды лишайников"; таблица "Лишайники"; образцы лишайников на камнях, веточках и спилах деревьев.

    Ход урока

    Деятельность учителя Деятельность учеников
    1. - С какими живыми организмами мы познакомились на прошлых уроках?

    - А кто из вас вспомнит, как называются те и другие организмы?

    Растения - это автотрофы.

    На сегодняшнем уроке нас ждет необычное путешествие и встреча с интересным ученым. Итак, мы начинаем:

    С помощью волшебных часов времени мы перенесемся с вами в 371-286 года до н.э. в гости к ученому Теофрасту. Слайд 3. Теофраста называли "отцом ботаники" и в его коллекции мы обнаружили два интересных биологических объекта - Уснею и Рочеллу. Слайд 4.

    - Как вы думаете, к какой группе можно отнести эти организмы?

    Вы отчасти правы, т.к. во времена Теофраста их действительно называли то мхами, то водорослями, а иногда именовали "хаосом природы" и "убогой нищетой растительности".

    Карл Линней в 1735 год в своей работе "Система природы" описал 90 видов лишайников и включил их в состав наземных водорослей. Слайд 5.

    Русский ученый А.Н. Бекетов в1860 году предложил назвать эти организмы лишайниками. Слайд 6.

    В 1867 году немецкий ботаник Симон Швендер описал биологию лишайников как "двойных организмов" состоящих из гриба и водоросли. Слайд 7.

    Ученый историк (ученик в роли ученого).

    - Как вы думаете, к какой группе живых организмов можно отнести лишайники? К грибам, к растениям?

    Сейчас лишайники выделены в отдельную группу и их изучением занимается наука лихенология. Слайд 9. Эти живые организмы известны были еще в IV - III в.в. до н.э.. Живут лишайники долго до 80-100 лет. В северных областях можно встретить лишайники, возраст которых около 600 лет. Слайд 10. Растут лишайники медленно, вырастая за год на 1,5 мм. В настоящее время известно около 25 тыс. видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу. Но до сих пор почти каждый год ученые обнаруживают и описывают новые неизвестные виды лишайников.

    Я предлагаю вам ненадолго стать учеными лихенологами.

    И вместе с нашим гостем, ученый лихенолог, детально познакомиться с этими интересными организмами, с их внутренним строением.

    Тело лишайника называется слоевищем или талломом.

    - Скажите, при изучении какой группы живых организмов мы встречали это название? В чем особенности слоевища?

    - Обратите внимание на экран. Слайд 11.

    Мы видим переплетение гиф гриба и клеток водоросли. Самый верхний слой (обратите внимание, образован плотно переплетенными нитями гриба) называется корой.

    - Как вы думаете, какова его функция?

    Верно. Защита от повреждений и высыхания. Следующий слой - водорослевый, где между гифами расположено много клеток водорослей.

    - Как вы думаете, какую роль могут играть водоросли?

    Лишайники являются автогетеротрофными Слайд 12. компонентами биогеоценозов они аккумулируют солнечную энергию, образуя определенную биомассу, и в то же время разлагают органические вещества до минеральных. В результате их жизнедеятельности подготавливается почва для поселения растений.

    Молодцы! Совершенно верно. Центральная часть-это сердцевина, образованная рыхло переплетенными грибными гифами.

    - Ребята, вспомните, какую функцию выполняет сердцевина у дерева?

    Записывают название науки, изучающей лишайники, лихенология.

    Записывают количество видов.

    Ученый лихенолог (ученик в роли ученого)

    У водорослей. Тело водорослей не имеет тканей, не разделено на органы.

    Дают ответ. Защита.

    Дают ответ. Участие в процессе фотосинтеза.

    Слоевище лишайников может быть крайне разнообразным по своей форме, размеру, цвету, строению.

    - Следующим этапом нашего урока станет практическая работа. (Приложение 1).

    - Какие же бывают слоевища у лишайников? Слайд 13.

    Став единым организмом, лишайники выработали свои собственные способы размножения: Слайд 14.

    мельчайшими клубочками, состоящими из нескольких клеток водоросли окруженных гифами гриба;

    просто отламывающимися кусочками слоевища;

    особые выросты, содержащие оба компонента, которые отслаиваются и разносятся ветром и водой;

    гриб и водоросль, входящие в состав лишайника, сохраняют свои способы размножения - спорами и вегетативно.

    Значение лишайников в природе и в жизни человека огромно, это:

    являются первопоселенцами безжизненных пространств (лишайники первыми поселяются в самых бесплодных местах); Слайд 15.

    принимают участие в первичном почвообразовании (отмирая, они образуют перегной, на котором могут жить другие растения);

    разрушители горных пород (выделяя особые кислоты, лишайники медленно разрушают горные породы); Слайд 16.

    пища для диких копытных и человека (лишайник Аспицилия съедобная в виде шаровидных комочков переносится ветром на большие расстояния, а оседая в новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда. В ней говорится о том, что по бесплодной пустыне шли люди истощенные голодом и трудным переходом встретили на земле массу мелких сухих крупинок подгоняемых ветром. Ветер поднимал их к верху, и казалось, что они падают с неба: "Манна! Манна! С неба падает Манна!". Изможденные люди стали есть эти крупинки и, насытившись, обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки и есть этот съедобный лишайник. Серые комочки этого растения ветер перекатывает по пустыням Африки и Малой Азии. Встречается он и в Кыргызстане и Туркмении);

    корм для одомашненных животных (корм для северных оленей, ягель - олений мох); Слайд 17.

    сырье для химической промышленности

    (скалистые берега южной части Атлантического океана и стран Средиземноморья обжиты лишайниками рогеллами. Из него получают лакмус - специальный реактив, который используется в химических лабораториях для определения реакции раствора);

    получение различных природных красителей

    использование в медицине (в Исландии лишайник "исландский мох" растет на сухих местах, которые занимает обычно вереск, или в хвойных лесах. Его заготавливают в большом количестве как сырье для получения превосходной медицинской глюкозы);

    использование в парфюмерной промышленности (стволы дубов часто обживаются лишайником, который известен под названием "дубовый мох", парфюмеры считают его незаменимым в производстве пудр, приготовлении различных косметических экстрактов и настоев);

    использование в пищевой промышленности (в Египте и Турции "дубовый мох" с давних пор употребляется еще для ароматизации хлеба. Некоторые виды лишайников накапливают довольно много крахмала и небольшое количество сахара. Поэтому при переработке из них получают патоку и спирт);

    индикатор загрязнения воздуха (лишайники очень требовательны к чистоте воздуха, не выносят дыма, копоти и особенно сернистых газов промышленных районов (индикаторы), особенно к соединениям серы и свинца).

    - Для закрепления изученной сегодня темы попробуйте выполнить следующие задание: Слайд 18.

    - Что такое симбиоз?

    - Где встречаются лишайники?

    - Какое значение имеют лишайники для биогеоценозов?

    - Почему лишайники считают индикаторами состояния окружающей среды?

    - Какова роль лишайников в образовании почвы?

    - Составьте цепь питания, в которой участвует лишайник.


    Удивительные организмы - эти лишайники. Слайд 19, Слайд 20.

    Выступит ли из волн океана утес, оторвется ли

    Обломок от скалы, обнаружив свежий, невыветренный

    Излом, выламывается ли валун, века пролежавший под Землей, везде на голой бесплодной поверхности

    Первым появляется лишайник, разлагая горную породу

    Превращая её в плодоносную почву. Он забирается

    Далее всех растений на север, выше всех в горы

    Ему нипочем зимняя стужа, летний зной;

    Медленно, но упорно завоёвывает он каждую пядь земли

    И только по его следам, по проторенному пути появляются более сложные формы жизни.

    Развитие управляющих функций мозга ребёнка: полезные советы и упражнения для педагогов

    Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

    Направление работы: биология

    Асанова Эльмаз Эмировна

    учащаяся 9 класса

    Муниципального общеобразовательного учреждения города Джанкоя Республики Крым

    Рудакова Наталья Николаевна

    Место выполнения работы:

    Муниципального общеобразовательного учреждения города Джанкоя Республики Крым

    Руководитель: Рудакова Наталья Николаевна, учитель биологии.

    Объект исследования : лишайники.

    Целью работы является описание основ жизнедеятельности и систематический обзор лишайников произрастающих на территории школы.

    Задачами работы являются:

    • 1. Изучить строение и морфологические формы лишайников по литературным источникам.

    • 2. Выявить видовой состав лишайников на территории школы.

    - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

    - наблюдение (в принципе, наиболее информативный метод исследования).

    Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка литературы, приложения.

    В первом разделе представлена общая характеристика и значение лишайников. Рассматривается биология лишайников, их размножение. Прослеживается экологическое значение лишайников.

    Теоретический анализ, а также результаты проведённого наблюдения позволяют сделать ряд выводов:

    Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.

    РАЗДЕЛ 1. ЛИШАЙНИКИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ

    1.3. Экологическое значение лишайников………………………………………….8

    РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ ПРОИЗРАСТАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ

    2.1. Наблюдение и методика исследования лишайников………………………….9

    2.2. Общая характеристика Ксантории настенной…………………………………10

    Лишайники – это особые организмы, в теле которых объединены водоросли и грибы в новые комплексы симбиотических организмов с новыми морфологическими, физиологическими и экологическими свойствами. Известно более 20 000 видов лишайников.

    В лихеноиндикационных исследованиях в качестве субстрата используются различные деревья. Для оценки загрязнения атмосферы города, районного центра, поселка выбирается вид дерева, который наиболее распространен на исследуемой территории. Например, в качестве субстрата может быть использована липа мелколистная. Город или поселок делят на квадраты, в каждом из которых подсчитывается общее число исследуемых деревьев и деревьев, покрытых лишайником. Для оценки загрязнения атмосферы конкретной магистрали, улицы или парка описывают лишайники, которые растут на деревьях по обеим сторонам улицы или аллеи парка на каждом третьим, пятом или десятом дереве.

    Объект исследования : лишайники.

    Целью работы является описание основ жизнедеятельности и систематический обзор лишайников произрастающих на территории школы.

    Задачами работы являются:

    • 1. Изучить строение и морфологические формы лишайников по литературным источникам.

    2. Выявить видовой состав лишайников на территории школы.

    - изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

    - наблюдение ( в принципе, наиболее информативный метод исследования).

    Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка литературы, приложения.

    РАЗДЕЛ 1. ЛИШАЙНИКИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ

    1.1 .Биология лишайников

    Лишайники - это комплексные симбиотические организмы. Они состоят из двух компонентов - водоросли и гриба. Водоросль производит необходимые для жизни организма углеводы, которые накапливаются в таломе в виде лихенину, а гифы гриба поглощают и задерживают в себе воду, также необходимую для жизни. Талом лишайников образованный переплетенными гифами гриба, между которыми расположены зеленые или синезеленые водоросли. Различают два вида Талом: гомеомерного - более древний и структурно-примитивнее, когда клетки водоросли расположены без всякого порядка или более или менее равномерно по всей толще талом (рис. 1.1 г) гетеромерного - когда водоросли сосредоточенные в одном слое, который называют гонидиальним (рис. 1.1 б). Еще А. С. Фаминцын и А. В. Баранецкий (в 1867 г..) Доказали, что выделенные из лишайника водоросли ничем не отличаются от свободноживущих. С другой стороны, у лишайников проявляются биологические особенности, нехарактерные для их компонентов вне симбиозом. Это проявляется, например, в способности лишайников селиться в таких местах, где не могут жить отдельно ни водоросли, ни грибы. Лишайники поселяются даже на стекле и металлах. Различные формы их можно наблюдать на скалах, поверхности почвы, коре стволов деревьев. Особенно большие территории они занимают в тундре. Талом лишайника содержится не в самом субстрате, а на его поверхности. Лишайники способны выдерживать длительное обезвоживание, во время которого их жизнедеятельность, замедляется.

    По форме Талом различают такие лишайники: нитчатые - таллом имеет вид нитей накипные, или корковые, - таллом в виде корочек на скалах, деревьях, почве; листоватые - таллом в виде листоподобных пластинок, прикрепленных к грунту или деревьев с помощью Ризино, состоящие из пучков гиф; кустистые - таллом имеет вид более или менее разветвленных кустиков, достигающие 12- 15 см высотой.

    Водоросли, образующие лишайник - зеленые или сине-зеленые, грибы - аскомицеты, изредка базидиомицеты.

    Слоевище лишайника состоит из переплетенных нитей грибницы - гиф и расположенных между ними клеток или нитей водорослей. Различают два основных типа микроскопической структуры слоевища: гомеомерного и гетеромерного. Гомеомерного лишайники - клетки водоросли равномерно распределены по всему талом (слоевища), между гифами гриба. Гетеромерного лишайники - выделяется отдельный слой образован клетками водоросли, этот слой называется гонидиальним слоем. Под ним находится сердцевина, которая состоит из рыхло расположенных нитей гриба. Внешними слоями мха является плотно сомкнуты грибные гифы, которые называются корковыми слоями. С помощью грибных нитей, отходящих от нижней коры, лишайник прикрепляется к субстрату, на котором растет. В некоторых лишайников нижняя кора отсутствует и он срастается с субстратом гифами сердцевины.

    По морфологическим признакам различают:

    - Корковые или накипные - в виде тонкой окрашенной корочки, очень плотно возросшей с субстратом. Составляют до 80% всех видов лишайников.

    - листоватые - вид листовидной пластинки, неплотно прикрепленной к субстрату. Края слоевища возвышенные. Верхняя часть сероватая. Нижняя - беловатая.

    - Кустистые - слоевище имеет вид прямостоячей кустика.

    Слоевище разнообразна по форме, размерам, строению и окраске. Цвет слоевища обусловлен наличием пигментов в оболочках гиф и плодовых телах

    лишайников. Различают 5 групп пигментов: зеленые, синие, фиолетовые. Красные и коричневые.

    1.2. Размножение лишайников

    Лишайники размножаются вегетативным , бесполым и половым путём.

    Особи микобионта размножаются всеми способами и в то время, когда фотобионт не размножается или размножается вегетативно. Микобионт может, как и другие грибы, также размножаться половым и собственно бесполым путём. Половые споры в зависимости от того, относится микобионт к сумчатым или базидиальным грибам, называются аско- или базидиоспорами и образуются соответственно в асках (сумках) или базидиях.

    При размножении аскомицетные лишайники образуют плодовые тела , которые можно разделить на две большие группы: апотеции и перитеции:

    · Апотеций представляет собой обычно округлое ложе. На ложе находятся сумки между неспороносными окончаниями гиф, образуя открыто расположенный слой, называемый гимениумом;

    · Перитеций имеет более или менее сферическую, почти закрытую структуру, внутри которой находятся аски , аскоспоры освобождаются через поры в плодовом теле.

    Микобионт может также производить бесполые пикноспоры (пикноконидии), созревающие в пикнидиях — это сферические или грушевидные мешочки, встроенные в ложе плодового тела и представляющие собой специализированные гифы. Пикнидии часто узнаются как черноватые точечки на ложе. Пикноконидии высыпаются и дают начало новому таллому. Пикнидии образуют гифы, которые гаусториями проникают в клетки водорослей. Важную роль в узнавании и селекции фотобионта могут играть лишайниковые вещества и лектины .

    Все споры в размере не более нескольких тысячных долей миллиметра. Они распространяются по воздуху и могут, в случае достижения ими более высоких слоёв атмосферы, перемещаться на больши́е расстояния, а иногда и по всему миру, колонизируя таким образом даже изолированные субстраты.

    Лишайники размножаются и вегетативно, чаще всего просто кусочками талом, иногда специализированными образованиями - соредии и изидии. Соредии - это микроскопические комочки, состоящие из двух или нескольких клеток одноклеточной водоросли, оплетенных гифами гриба (рис. 1.1 ). Они формируются в большом количестве преимущественно в гонидиальному слое в листоватых лишайников, реже - в более глубоких ша pax . Изидии - наросты на поверхности талом. Они также содержат оба компонента лишайника. Соредии и изидии распространяются ветром, водой, животными. Попадая в соответствующие условия, они дают начало новому талом.Соредии образуются внутри слоевища в гонидиальному слое листоватых и кустистых лишайников. Сформированные соредии выталкиваются из слоевища наружу, подхватываются и разносятся ветром. Изидии имеют вид зерен, в отличие от соредий изидии НЕ высыпаются на поверхность слоевища, а вместе с его кусочками отламываются животными и человеком.

    Бесполое и половое размножение бывает только у одного из компонентов лишайника - гриба. Талом лишайника образуется только в том случае, если гифы гриба, выросли с зооспор, встречаются с водорослью, которая соответствует этому виду лишайника. Если же нужных водорослей нет, гифы погибают.

    Размножаются лишайники в основном вегетативно - частями слоевища, которые не являются специализированными "органами" вегетативного размножения. Кроме того, размножение проходит изидии (выростами слоевища), а также соредии (небольшими образованиями, которые состоят из клеток водорослей, оплетенных гифами грибов).

    Половое размножение - образуются половые спороношения в виде плодовых тел. Развитие и созревание их длится 4-10 лет. В плодовом теле развивается женский половой орган - архикарп.

    1.3. Экологическое значение лишайников

    Питание лишайников осуществляется за счет фотосинтеза в клетках водорослей. Синтезированные при этом органические вещества используются грибом. Дыхание, поглощение воды и минеральных солей обеспечивает грибной компонент (микобионта) слоевища лишайника. Активность этих процессов зависит от освещенности, температуры, влажности.

    Растут лишайники на самых субстратах: каменистых породах, почве, коре деревьев, хвои, листьях вечнозеленых растений, мхах, гниющей древесине и других растительных остатках. Они могут поселяться на стекле, коже, железе, тряпках и других предметах, при этом главное условие для их поселения - продолжительность нахождения предмета в неподвижном состоянии. Неприхотливость симбиотических организмов выражается не только в способности выживать на любой поверхности. Они легко переносят температурные колебания, перепады влажности и недостаток освещения.

    Характерная биологическая особенность лишайников - образование так называемых лишайниковых кислот, которые откладываются на поверхности гиф в виде кристаллов, палочек и зернышек.

    Лишайники - растения-пионеры. Как и любое растение, лишайники перерабатывают углекислый газ, выпуская при этом кислород. Этот факт приобретает еще большее значение, если принимать во внимание, что упомянутые растения неплохо себя чувствуют в тех частях мира, где другие попросту не выживают. Также лишайники являются отличными биодатчиками. Они моментально реагируют на загрязнение воздуха. Поэтому ученные, изучая экологическую ситуацию в регионе, первым делом берут на анализ образцы лишайников. К тому же эти растения удерживают внутри себя тяжелые металлы, следовательно, благодаря им можно обнаружить даже незначительные всплески радиации. Разрушают выделениями субстрат, подготавливая условия для роста других растений. Лишайники служат укрытием и пищей для многих беспозвоночных растений. Ими питаются и некоторые крупные позвоночные.

    Лишайники широко использует человек в своей хозяйственной деятельности. Прежде всего это ценный корм для северных оленей. Частично их употребляет в пищу и человек. С лишайников получают спирт, лакмус, краски, и используют как сырье для парфюмерной промышленности, в медицине для изготовления лекарств.

    РАЗДЕЛ 2. ИЗУЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ ПРОИЗРАСТАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ

    2.1. Наблюдение и методика исследования лишайников

    Обследование деревьев по наличию лишайников

    Толщина дерева, см

    2.2. Общая характеристика Ксантории настенной

    Ксантория настенная (лат. Xanthoria parietina) —листоватый лишайник оранжевого или желтого цвета семейства Teloschistaceae, вид рода Ксантория.

    Лишайник – это сложный биологический комплекс, в котором живут и взаимодействуют представители двух разных царств живого мира – гриб и водоросль. Грибная составляющая лишайника именуется микобионтом, растительная (водорослевая) – фикобионтом. Слоевище ксантории образовано гифами гриба из отдела аскомицетов. Фикобионт лишайника представлен зеленой водорослью требуксией. Водоросль в процессе фотосинтеза создает питательные вещества. Часть из них забирает себе гриб. Однако водоросли для жизни тоже нужны некоторые вещества – воздух, вода и минеральные соли. Водой и минеральными солями клетки водорослей обеспечивает гриб, активно впитывая воду из воздуха, вбирая ее с субстрата во время дождя. Он же защищает водоросль от неблагоприятного воздействия среды – от засухи, от мороза. Такое взаимодействие организмов называется симбиоз.

    В центре лишайника можно увидеть округлые тельца, похожие на тарелочки. Это апотеции – плодовые тела, в которых созревают споры. Их развитие занимает несколько лет. Созревшие споры разносит ветер. Спора может прорасти и дать начало новому лишайнику. Но возникший новый гриб должен найти и захватить клетки водоросли – требуксии. Если этого не произойдет, он не выживет.

    Растет ксантория очень медленно. Ее годовой прирост составляет всего около 1 мм. На фотографии не один, а несколько лишайников, у которых смыкаются слоевища. Ксантория разрастается радиально, от центра к периферии, и отдельный лишайник обычно почти округлой формы.
    Живет лишайник ксантория в основном на деревьях. Из деревьев предпочитает лиственные породы – березу, осину, тополь, ольху. На хвойных его можно увидеть редко. Да и то на засохших ветках. Охотно селится на любой мертвой древесине. На валежнике, отмерших ветвях. Также легко заселяет золотянка деревянные заборы, стены домов. Только строение должно быть достаточно старым – чтобы разрастись до заметного размера, лишайнику нужно немалое время. Зная, что в год ксантория вырастает всего на миллиметр, и измерив радиус лишайника, можно примерно определить возраст строения (с ошибкой в 5 – 10 лет).
    Как любой эпифитный лишайник ксантория использует дерево только как субстрат – место прикрепления. Никакого вреда дереву она не наносит, никаких соков из него не высасывает! Да и необходимости в этом не имеет. Лишайник – организм самодостаточный. Воздух, вода, немного минеральных веществ да солнечный свет – вот и все, что необходимо ему для жизни. Все это он добывает для себя самостоятельно.

    Многие лишайники пока изучены крайне недостаточно. Как и прочие, лишайник ксантория производит специфические лишайниковые вещества. Значение лишайника ксантории для человека также не изучено.

    Лишайники — это особые организмы, образованные в результате симбиоза водоросли и гриба, с новыми морфологическими, физиологическими и экологическими свойствами. Известно более 20 тыс. видов лишайников. Характерная биологическая особенность лишайников - образование так называемых лишайниковых кислот, которые откладываются на поверхности гифов в виде кристаллов, палочек, зернышек и тому подобное.

    В связи со значительным распространением лишайники играют важную роль в природе как продуценты биомассы. Селясь на горных породах, они способствуют их выветриванию, а после отмирания образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселяться другие растения. Вот почему их называют "пионерами растительности". Лишайники являются укрытием и пищей для многих беспозвоночных животных. Ими питаются и некоторые позвоночные.

    Лишайники широко использует человек в своей хозяйственной деятельности. Прежде всего они являются ценным кормом для северных оленей (ягель). Некоторые из них использует в пищу человек (цетрария исландская, умбиликария съедобная). В пищу используют также лишайники рода аспицилия, известные под названием "манна небесная". Из лишайников добывают спирт (цетрария исландская, некоторые виды кладоний), лакмус (леканора съедобная, рочела), краски (охролехия, некоторые виды рочел), их используют как сырье для парфюмерной промышленности (еверния сливовая), в медицине для изготовления лекарств (цетрария, леканора, лобария).

    Учитывая медленный рост лишаев, их использование должно быть планомерным, чтобы не нанести непоправимый вред природе.

    Теоретический анализ, а также результаты проведённого наблюдения позволяют сделать ряд выводов:

    Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута.

    2) Корнева И. Д., Шубкина л. с. Хрестоматия по методике преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1977..

    3) Корчагина В. А. Биология: Растения, Бактерии, грибы, лишайники: Учебник. - М.: Просвещение. - 1989. – 256 с.

    4) Максимова В. Н., Груздева Н. в.Межпредметные связи. - М.: Просвещение, 1987.

    5) Матвеева Г. В., Тарабрин А. Д. Ботаника-3-е изд., перераб. и доп. М.: Агропромиздат, 1989. 286 с.

    6) Мороз И. В., Гришко-Богмако Б. К. ботаника с основами экологии: Учеб.пособие. – К.: Высшая школа, 1994. – 259 с.

    7) Поповская Е. М., Яцына Я. П. Методика лабораторных и демонстрационных опытов по ботанике. - К.: Рад. шк., 1965.

    8) Родионова А. С., Барчукова М. В. Ботаника. – Л.: Агропромиздат, 1990 – 302 с.

    9) Розенштейн А. М. Самостоятельные работы учащихся по ботанике. - М.: Просвещение, 1988.

    10) Самостоятельные работы учащихся по биологии / Под ред. Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленской, Е. Т. Бровкина и др. - М.: Просвещение, 1984.

    12) Хржановский В. Г., Пономаренко С. Ф. Ботаника 2-е издание доп. и перераб. – М.: Агропромиздат – 1988. – 382 с.

    13) Яковлев Г. П., Челомбитько В. А. Ботаника-М.: Высш. шк.. – 1990. – 366х примесей

    Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство грибы

    Задание по уровню сложности относится к базовому уровню. Необходимо выбрать 1 правильный ответ. Следует знать основные характеристики Царств.

    Тематика заданий: одно- и многоклеточные организмы, грибы

    Бал: 1

    Сложность задания: ♦ ◊◊

    Примерное время выполнения: 2 мин.

    Разбор типовых вариантов заданий №3 ОГЭ по биологии

    Низшие грибы

    Вариант 3ОБ1

    1. микроскопические плоды
    2. питательные вещества
    3. вода с минеральными солями
    4. микроскопические споры

    Для того чтобы ответить на этот вопрос посмотрите на картинку ниже:

    C:\Users\Ксенья\Desktop\790274576d2c6b4452d6.54020665.jpg

    На гифах гриба находятся спорангии, а в них – споры.

    Вариант 3ОБ2

    Сахар превращается в спирт благодаря жизнедеятельности

    Сахар превращается в спирт благодаря дрожжам. Поэтому, когда делают дрожжевое тесто, обязательно добавляют сахар к дрожжам и ждут какое-то время, пока идет процесс брожения. На дрожжевом брожении также основано виноделие.

    Вариант 3ОБ3

    Пеницилл отличается от мукора тем, что

    1. пеницилл многоклеточный, а мукор одноклеточный гриб
    2. пеницилл образует плесень на продуктах, а мукор нет
    3. пеницилл размножается спорами, а мукор — грибницей
    4. пеницилл — гетеротроф , а мукор — автотроф

    Вариант 3ОБ4

    Какие грибы размножаются почкованием?

    Почкованием размножаются дрожжи, а остальные грибы из списка размножаются спорами.

    C:\Users\Ксенья\Desktop\sporuljacija-u-gribov_14_1.jpg

    Высшие грибы

    Вариант 3ОБ5

    Корни, оплетённые гифами гриба, представляют собой

    Микориза – корни, оплетенные гифами растения. По типу отношений – симбиоз . Так живут, например, сосны и подосиновики. Возможен симбиоз с другими деревьями и грибами.

    C:\Users\Ксенья\Desktop\mycorrhizae-c-e1508344278611.jpg

    Вариант 3ОБ6

    Какие грибы не образуют микоризы с древесными растениями?

    Трутовики отличаются от остальных грибов тем, что они растут не на почве, а непосредственно на самом дереве, истощая его. Микориза – пример симбиоза , а трутовик вредит дереву, он – паразит .

    Вариант 3ОБ7

    Грибы, в отличие от растений,

    1. содержат хитин в оболочках клеток
    2. дышат углекислым газом
    3. растут в течение всей жизни
    4. в клетках имеют ядра

    Грибы содержат в клеточной стенке хитин, что является различием между грибами и растениями.

    Бактерии

    Вариант 3ОБ8

    Сходство жизнедеятельности цианобактерий и цветковых растений проявляется в способности к

    1. образованию семян
    2. автотрофному питанию
    3. двойному оплодотворению
    4. гетеротрофному питанию

    Цианобактерии по-другому называют синезелеными водорослями. И цианобактерии и цветковые растения содержат хлорофилл , а значит, способны фотосинтезировать. Следовательно, они автотрофы.

    Вариант 3ОБ9

    Некоторые бактерии выживают в условиях вечной мерзлоты в виде

    Для того чтобы пережить неблагоприятные условия, бактерия образует внутри себя, в цитоплазме, спору, и в таком состоянии она пережидает плохие условия окружающей среды . Спора одноклеточна и имеет плотную оболочку, что, собственно, помогает выжить организму.

    C:\Users\Ксенья\Desktop\14.jpg

    Вариант 3ОБ10

    Возбудители дифтерии являются

    Дифтерию вызывают паразитические бактерии.

    Вариант 3ОБ11

    Гнилостные бактерии – санитары планеты, ведь именно они разлагают продукты жизнедеятельности всех организмов, а так останки растений и животных. Благодаря этим организмам , неорганика возвращается в почву и круговорот веществ замыкается.

    Вариант 3ОБ12

    У бактериальной клетки отсутствует(-ют)

    Бактерии относятся к прокариотическим организмам, следовательно, у них нет оформленного ядра.

    Лишайники

    Вариант 3ОБ13

    В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник?

    1. Их отношения взаимовыгодны.
    2. Водоросль паразитирует на грибе.
    3. Они конкурируют за свет и воду.
    4. Их отношения нейтральны.

    Гриб и водоросль, образующие лишайник, находятся в отношениях симбиоза, их отношения взаимовыгодны.

    Гриб получает от водоросли питательные вещества, производимые ею в результате фотосинтеза, а сам защищает её от высыхания, , смягчает действие других неблагоприятных факторов.

    Вариант 3ОБ14

    Лишайники не растут в крупных городах потому, что там

    Лишайники крайне чувствительны к качеству условий окружающей их среды. Их можно обнаружить только в чистых местах, далеких от производства и больших дорог.

    Вариант 3ОБ15

    К комплексным организмам относят

    Так как лишайник – симбиоз гриба и водоросли, то именно лишайники – комплексные организмы.

    C:\Users\Ксенья\Desktop\03020401.jpg

    Вариант 3ОБ16

    Ягель (олений мох) по своему строению относится к

    C:\Users\Ксенья\Desktop\YAgel-Cladonia-004.jpg

    Высшие растения

    Вариант 3ОБ17

    Проводящая ткань растений, по клеткам которой осуществляется передвижение органических веществ, состоит из

    Органические вещества перемещаются в лубе по ситовидным трубкам .

    Вариант 3ОБ18

    Волокно как особый вид механической ткани сильно развито в стебле

    Из-за того что лен имеет очень развитую механическую ткань в виде волокон, его используют в текстильной промышленности.


    C:\Users\Ксенья\Desktop\tkan-len-700x445.jpg

    Вариант 3ОБ19

    Прочность и упругость организму растения обеспечивает

    1. проводящая ткань
    2. образовательная ткань
    3. основная ткань
    4. механическая ткань

    За прочность отвечает механическая ткань.

    В клетках основной ткани запасаются и производятся питательные вещества, осуществляется газообмен. Образовательная ткань отвечает за создание новых клеток. Проводящая ткань транспортирует растворенные в воде минеральные вещества.

    Вариант 3ОБ20

    У представителей какого из царств живой природы в строении имеется образовательная ткань?

    Образовательную ткань имеется только у представителей Царства растения, а у бактерий и грибов тканей нет вообще.

    Читайте также: