Изучите таблицу моховидные подпишите этапы размножения кукушкина льна

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 19.09.2024

Презентация на тему: " ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ МХИ ЦЕЛИ УРОКА: 1.Ознакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности мхов, их многообразием и значением. 2. Научиться их сравнивать." — Транскрипт:

1 ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ ОТДЕЛ МХИ ЦЕЛИ УРОКА: 1.Ознакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности мхов, их многообразием и значением. 2. Научиться их сравнивать и различать на рисунках.

2 Царство растения Подцарство Низшие растения (не имеют органов и тканей) Подцарство Высшие растения (имеют органы и ткани) Водоросли СеменныеСпоровые Зеленые Бурые Красные Мохообразные Папоротникообразные (хвощи, плауны, папоротники) Голосеменные Покрытосеменные

4 ВЫХОД РАСТЕНИЙ НА СУШУ ПЕРВЫЕ НАЗЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ – ПСИЛОФИТЫ (РИНИОФИТЫ)

6 ПРИЗНАКИ ПСИЛОФИТОВ: 1) Есть стебли. 2)Отсутствуют корни 3) Имеют ткани: покровные, проводящие и механические 4)Воду и соли получают с помощью ризоидов. ПЕРВЫЕ НАЗЕМНЫЕ РАСТЕНИЯ – ПСИЛОФИТЫ (РИНИОФИТЫ)

7 МХИ ЛИСТОСТЕБЕЛЬНЫЕПЕЧЕНОЧНЫЕ (низшие мхи) Кукушкин лен Сфагнум Маршанция

9 Отдел Мхи Признаки мхов: 1.Есть стебли и листья, нет корней. 2.Вместо корней у большинства есть ризоиды. 3.У низших видов - тело слоевище. 4.Обитают во влажных местах (вода нужна для размножения). 5. Размножение спорами и гаметами. 6. В цикле развития преобладает половое поколение-гаметофит – САМО РАСТЕНИЕ 7.Представители: листостебельные - кукушкин лен, сфагнум (болотный мох); печеночные - маршанция, риччия и др.

10 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3. ТЕМА: Изучение внешнего строения мха ЦЕЛЬ: изучить особенности строения кукушкина льна и сфагнума. Материалы: гербарии и рисунки кукушкина льна и сфагнума. Ход работы: 1.Рассмотреть мхи по гербарию и рисункам и описать внешнее строение кукушкина льна и сфагнума по плану: 1. КУКУШКИН ЛЕН: А)высота растения- Б) стебель - В) листья- Г) ризоиды- Д)коробочка со спорами- 2. Нарисовать и подписать мхи. Выводы:….

11 Кукушкин лен Стебель не ветвящийся Листья узкие, темно-зеленые, Имеются ризоиды, Различают мужские и женские растения. На верхушке женских растений развивается коробочка со спорами на длинной ножке.

12 Сфагнум Стебель ветвящийся. Листья узкие, светло- зеленые, ризоиды отсутствуют, растение однодомное. Листья и стебли образованы живыми и мертвыми клетками. Мертвые клетки имеют отверстия, поры и способны накапливать и удерживать большое количество воды (в раз больше своего веса). Содержит вещество – сфагнол, обладающее бактерицидным действием.

16 Домашнее задание 1.Изучить тему, выучить признаки мхов. 2.Подготовить устные ответы на вопросы. 3.Нарисовать и подписать части кукушкина льна и сфагнума. 4.Сделать выводы по лабораторной работе.(почему эти два растения относят к мхам?)

17 Размножение мхов. Значение мхов

20 Значение мхов в природе: 1.Пища для животных. 2.Роль в почвообразовании и в регуляции водного баланса суши. 3.Приводят к заболачиванию и закисанию почвы 4.Отложения мхов образуют торф. Значение мхов в жизни человека: 1.Получают метиловый спирт, воск, парафин, краски, и т.д. 2.Из торфа делают бумагу и картон, используют как топливо, удобрение, подстилку. 3.Отложения торфяных болот используют в грязелечении.

Издали мхи напоминают ковёр или мех зеленоватого, красного или бурого цвета. Вблизи можно увидеть, что ворсинки ковра — это стебельки с листочками. Листочки мхов состоят обычно из одного слоя клеток. Стебли мхов выносят листья к свету. У многих мхов на стеблях есть тонкие выросты — ризоиды, которыми они цепляются за грунт.

Зелёный мох кукушкин лён — небольшое растение, обычно не более 20 см. У кукушкина льна стебли буровато-зелёные, неветвящиеся, густо покрыты узкими листьями.

Мхи растут густыми дернинками. Дождевая вода помогает попасть сперматозоидам на верхушки женских растений. Проникают к яйцеклеткам, происходит оплодотворение, и образуется зигота. На следующий год из зиготы развивается коробочка со спорами. Спора попадает на влажную почву и прорастает, образуя тонкую зелёную нить. Нить ветвится; на ней появляются почки, из которых вырастают побеги мха.

Что делаем. Рассмотрите растение зелёный мох кукушкин лён.

Найдите: стебель и листья, ризоиды, (тонкие бурые выросты), ножку и коробочку (на верхушке стебля).


Рассмотреть лист под микроскопом и зарисовать в тетради.


Определить форму стебля (ветвистая, неветвистая).


Определить мужское это, или женское растение.

Что делать дальше. Снять препаровальной иглой колпачок и рассмотреть коробочку с крышечкой. Изучить строение.


Под лупой рассмотреть продольный разрез коробочки с крышечкой и внутри найти споры. Рассмотреть споры под лупой.



Приготовить к отчёту: рисунок внешнего вида с надписями частей растения (стебель, листья, ножка, коробочка, покрытая колпачком). Указать пол данной особи.


of your page -->
ГДЗ Биология 7 класс Пасечник Суматохин Калинова

1. Что такое ризоиды?
2. Почему водоросли относят к низшим растениям?
3. Что такое спора?

1. Ризо́иды — нитевидные образования из одной или нескольких однорядных клеток; служат для прикрепления к субстрату и поглощения из него воды и питательных веществ. Имеются у мхов, лишайников, некоторых водорослей и грибов.
2. К низшим растениям относят водоросли, так как они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.
3. Споры растений — микроскопические зачатки некоторых растений, имеющие разное происхождение, служащие для их размножения и (или) сохранения при неблагоприятных условиях.


Споры – это клетки, необходимые для размножения мхов.

Сходства:
1. Могут осуществлять фотосинтез
2. Они неподвижны
3. Всасывают орг. вещества
4. В клетках присутствуют пластиды
Различия:
1. Водоросли живут только в водной среде, а мхи во влажной
2. У мхов преобладает гаметофит, а у водорослей спорофит
2. У мхов есть стебли и листья, а у водорослей - нет
3. У водорослей нет корней, а тело мхов представлено слоевищем
В жизненном цикле гаплоидный гаметофит преобладает над диплоидным спорофитом, поэтому мхи относят к растениям

1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
2. Каково строение кукушкина льна?
3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
4. Чем мох отличается от водоросли?
5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека’

В сухих степях и полупустынях на поверхности почвы растут некоторые виды мхов. Когда и при каких условиях возможно их половое размножение?

Так как это более сухой климат чем у нас, а для размножения мхов нужна влага, то размножение возможно в сезон дождей в темное время суток или рано утром (когда прохладнее). Они как и все высшие споровые размножаются спорами. Распространяются в основном во влажных местах. Как и водоросли являются фототрофами-синтезируют органические вещества из солнечного света.

Мхи - отдел высших растений, преимущественно многолетних. Отличается регрессивным развитием спорофита, в жизненном цикле мхов доминирует (преобладает) гаметофит. Мхи изучает бриология (от греч. bryon - мох, и logos - слово) - наука о мхах.

Эволюционно мхи представляют тупиковую (слепую) ветвь развития растений, во многом близки к водорослям. Для размножения большинству мхов нужна вода, так как мужские половые клетки могут добраться до женских только с ее помощью. Мы рассмотрим этот отдел на примере кукушкина льна, который относится к подклассу Зеленые мхи.

Интересный факт - устьица у мхов отсутствуют, вместо них имеются поры без замыкающих клеток. У моховидных отсутствуют настоящие стебли и листья, которые мы привыкли видеть у остальных высших растений, нет корней и специализированных проводящих тканей. Механические ткани развиты слабо, так что по совокупности причин рост в высоту для мхов оказывается затруднительным (ограниченным).

Кукушкин лен

Строение кукушкина льна

Кукушкин лен относится к двудомным растениям. Стебель у него прямостоячий, это один из наиболее высокорослых мхов, достигающих в высоту 50 см и более. Отсутствие корней компенсируют нитевидные выросты - ризоиды, которые обеспечивают прикрепление растения к субстрату, всасывают воду и растворенные в ней минеральные вещества (в отличие от ризоидов у водорослей, где ни о какой функции всасывания нет и речи!).

Проясним термин "двудомные", указанный вначале. Он означает, что женские (архегонии) и мужские (антеридии) половые органы развиваются на разных растениях. На женском гаметофите расположен архегоний, имеющий бутыльчатую форму, на мужском гаметофите развиваются антеридии. Антеридии окружают характерные крупные листья желто-бурого цвета, по которым всегда можно отличить мужской гаметофит от женского: на женском подобные листья отсутствуют.

Спорофит (бесполое поколение) у мхов располагается прямо на гаметофите, представлен коробочкой на ноже, в которой образуются споры. Коробочка способствует распространению спор на большее расстояние. Спора - возникающая в результате митоза или мейоза (в этом случае - мейоспора) клетка грибов и растений, служащая для размножения и распространения растений и грибов, способная развиться во взрослую особь.

Кукушкин лен

Стебелек вместе с коробочкой называется спорогон. Коробочка состоит из урночки и крышечки, сверху прикрыта колпачком. Внутри урночки находится центральный стержень - колонка, к которой крепится спорангий со спорами. Кверху колонка расширяется и образует эпифрагму, затягивающее устье коробочки. Коробочка имеет перистом - специальное отверстие для рассеивания спор.

В сухую погоду, когда споры созревают, колпачок, а за ним и крышечка, отпадают. Тонкий стебелек спорогона раскачивается от ветра, споры высыпаются.

Строение коробочки мха

Жизненный цикл мхов

При созревании яйцеклетки (n) в архегонии (n) образуется узкий слизистый канал, по которому сперматозоид (n) может достичь яйцеклетки, которая неподвижна. Сперматозоиды образуются в другом месте - антеридиях, на мужском гаметофите, (n), и, чтобы добраться до архегониев, им обязательно нужна вода. Именно поэтому мхи обитают во влажной среде, где условия для размножения наиболее благоприятные.

Сперматозоид обладает хемотаксисом к слизи в канале архегония. Хемотаксис - движение организма под влиянием химических веществ.

В период обильных дождей сперматозоид достигает яйцеклетки в архегонии (на женском гаметофите), гаметы сливаются, и образуется зигота (2n). В дальнейшем из зиготы прорастает спорофит, имеющий вид коробочки на ножке. Отметим, что спорофит, по сути "паразитирует" на гаметофите (n), от которого зависит полностью. В коробочке спорофита из материнских клеток (2n) образуются споры (n) путем мейоза. Высыпаясь из коробочки, спора попадает в почву, где прорастает в протонему. Протонема - нитчатое образование, ранняя стадия развития гаметофита - листостебельного растения (n).

На женских гаметофитах развиваются архегонии, на мужских - антеридии, в которых образуются гаметы. Цикл замыкается. Хотелось бы еще один раз подчеркнуть: спорофит у мхов редуцирован, низведен до уровня полностью зависимого придатка гаметофита, растущего прямо на гаметофите и питающегося за счет него. Гаметофит доминирует в жизненном цикле и представлен зеленым листостебельным растением.

Теперь попробуйте самостоятельно назвать все стадии жизненного цикла мха на картинке ниже, почувствуйте себя истинным бриологом ;)

Жизненный цикл мхов

Значение мхов

В целом хозяйственное значение мхов для человека небольшое. Они не пригодны в качестве корма для домашних животных. Мох сфагнум с давних пор применяется как перевязочный материал, военные врачи применяли его в экстренных случаях, когда заканчивались вата, йод. Сфагнум обладает антисептическими свойствами: уничтожает микроорганизмы или задерживает их размножение, а также выраженной гигроскопичностью - способностью поглощать, впитывать большие количества воды, крови и других жидкостей.

Разрастание мхов вызывает переувлажнение почвы и впоследствии - заболачивание территории. Особо отметим роль мхов, как торфообразователей. Торф - горючее полезное ископаемое, образованное не полностью разложившимися остатками растений в условии болот. Его используют для производства теплоизолирующих материалов, применяют в качестве топлива. И, конечно же, мхи - звено в цепи питания (продуценты - производители органических веществ).

Жизненный цикл мхов

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Читайте также: