Изучи два описания последовательности развития травянистых растений

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

1. Какие биологические особенности капусты надо учитывать при ее выращивании?

1) Капуста холодостойкая, влаголюбивая, светолюбивая.
2) Имеет высокие требования к плодородию почвы.
3) Капуста – двулетнее растение.

2. Как изменится транспирация у подсолнечника в жаркий ветреный день по сравнению с прохладным безветренным днем, если влаги в почве достаточно?

1) в жаркий день транспирация усиливается, так как чем выше температура, тем интенсивнее испарение;
2) ветер усиливает транспирацию, так как препятствует скоплению паров воды у поверхности листа

3. За счет каких морфологических и физиологических особенностей многолетним травянистым растениям средней полосы России удается выживать при низких температурах зимой? Ответ обоснуйте.

1) зимовка в виде подземных органов (луковица, корневище и др.);
2) сохранение почек возобновления под землёй (на уровне земли);
3) избавление растения от излишков воды в период наступления холодов;
4) в клетках зимующих органов накапливаются углеводы (сахара), предотвращающие замерзание воды

4. Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

1) Корневая система растений глубоко проникает в почву, достигая до грунтовых вод, или широко располагается в поверхностном слое почвы для максимального запасания в период дождей.
2) Вода может запасаться в листьях или стеблях.
3) Листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.
4) Растения могут переживать засуху в виде подземных побегов (луковиц, корневищ, клубней).

5. В хлоропластах зерна крахмала мелкие, а в лейкопластах крупные. Объясните этот факт, исходя из функций этих органелл. В каких вегетативных органах растения находится наибольшее количество лейкопластов (приведите примеры)? Как в этих органах появляется крахмал?

1) основная функция хлоропластов – фотосинтез;
2) крахмал, синтезированный в хлоропластах, выводится в другие органы (не хранится), поэтому зерна крахмала мелкие;
3) основные функции лейкопластов – накопление и хранение крахмала, поэтому зерна в них крупные;
4) лейкопластов много в корнях;
5) лейкопластов много в видоизмененных побегах (клубнях, луковицах и т.д.);
6) крахмал синтезируется из глюкозы;
7) глюкоза транспортируется по ситовидным трубкам (лубу) от фотосинтезирующих клеток (листьев)

6. К каким последствиям может привести внесение в почву избытка минеральных удобрений?

7. По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, за счет какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев?

1) годичные кольца – прирост древесины стебля за один вегетационный период (за сезон, год);
2) кольца образуются благодаря делению клеток образовательной ткани (камбия, меристемы);
3) весной образуются крупные клетки (сосуды);
4) осенью образуются мелкие клетки (сосуды);
5) в экваториальной зоне не выражены времена года

8. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково. Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;
2) изменение уровня воды связано с процессами поглощения и испарения воды растением;
3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды – поглощение и транспорт воды



9. Рассмотрите предложенную схему классификации вегетативных органов цветкового растения. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.



10. Какие клетки листа растения обозначены на рисунке цифрой 1, какие функции они выполняют? В какой ткани листа располагаются эти клетки и чем они отличаются от других клеток этой ткани?

1. Цифрой 1 обозначены замыкающие клетки устьиц.
2. Они регулируют интенсивность испарения воды и газообмена.
3. Они располагаются в эпидермисе (кожице листа).
4. Они отличаются от других клеток эпидермиса тем, что имеют хлоропласты.



11. Какие типы корневых систем изображены на рисунках А и Б? Как называются органы, обозначенные на рисунках цифрами 1 и 2? Что они собой представляют? Каковы их функции?

1. На рисунке А изображена стержневая корневая система, на рисунке Б - мочковатая.
2. Цифрой 1 обозначены корнеплоды. Они являются утолщением главного корня и нижней части стебля. Функция - запасание веществ.
3. Цифрой 2 обозначены корневые клубни. Они являются утолщением корней. Функция - запасание веществ.

12. Поясните, почему при выращивании гороха посевного его высевают на полях совместно с овсом.

1) У гороха посевного в стебле плохо развита механическая ткань.
2) Своими видоизмененными листьями (усиками) горох цепляется за прямостоячие стебли злаковых растений и тем самым выносит листья к свету.

13. Укажите не менее 4 приспособлений в строении водных растений к обитанию в водоемах.

1) широкая листовая пластинка;
2) тонкий эпидермис;
3) большое количество устьиц на верхней стороне листа;
4) слабо развитые корни
5) хорошо развита аэренхима (ткань, проводящая воздух)

14. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми и безвкусными. Как объяснить это явление?

1) При долгом хранении разрушается межклеточное вещество. Связь между клетками нарушается и яблоки становятся рыхлыми.
2) Сахара окисляются при дыхании, поэтому сладкость плодов уменьшается.

15. Почему с освоением наземно-воздушной среды у растений развились органы и ткани? Ответ поясните.

1) В водной среде каждой клетке водоросли доступны все необходиме ей ресурсы (вода, углекислый газ, свет). В наземно-воздушной среде у подземной части растения нет света, а у надземной – воды и минеральных солей. Необходимость ими обмениваться привела к возникновению проводящих тканей.
2) Вода более плотная, поэтому она удерживает водоросль, в наземно-воздушной среде для поддержания устойчивости понадобилась механическая ткань.
3) В наземно-воздушной среде количество воды, доступной для растения, ограничено, поэтому понадобилась покровная ткань, чтобы не испарять воду.
4) Корни развились для поглощения воды и удержания растения в почве, листья – для фотосинтеза, стебли – для проведения и механического удержания.

4 – Наружные сухие листья образованы мертвыми клетками
6 – От донца отходят придаточные корни
7 – С помощью луковицы происходит бесполое (вегетативное) размножение

17. Соцветие подсолнуха – корзинка – постоянно обращено к солнцу. Объясните, какой растительный механизм обеспечивает этот поворот.

1) растительные гормоны вызывают увеличение размера клеток, находящихся в тени (вследствие повышения тургора в них);
2) разница в размере клеток изгибает стебель, подставляя соцветие солнцу.

18. Зачем рыхлят почву при выращивании растений?

1) в целях улучшения газообмена в почве и усиления дыхания корней
2) в целях сохранения влаги в почве

19. Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.

1) семена мака и моркови мелкие, содержат небольшой запас питательных веществ; если их посеять глубоко, то развившиеся из них проростки не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных веществ;
2) семена кукурузы и бобов крупные, содержат достаточное количество питательных веществ для появления проростков на поверхности почвы

2 – донце – видоизмененный стебель;
6 – из почек луковицы развиваются цветоносные побеги;
7 – луковица – это видоизмененный (укороченный) подземный побег



21. Какой видоизмененный побег изображен на рисунке? Назовите его части, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4, и функции, которые они выполняют.

1) Луковица
2) 1 – сочный чешуевидный лист, в котором запасаются вода и питательные вещества.
3) 2 – почки, обеспечивающие рост побега.
4) 3 – донце, видоизмененный укороченный стебель, обеспечивает транспортную функцию, перемещая от корней к листьям воду и минеральные вещества, а обратно – органические вещества.
5) 4 – придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ из почвы.



22. Рассмотрите рисунок и определите, какой тип листьев представлен на рисунке. Какие структуры обозначены цифрами 1, 2, 3, 4? Какую функцию выполняет структура под цифрой 1?

1) На рисунке изображен простой лист, так как у него одна листовая пластинка, черешковый лист, так как имеет черешок.
2) 1 – листовая пластинка, 2 – черешок, 3 – прилистники, 4 – основание листа.
3) Фотосинтез и транспирация (испарение воды).

23. Какие биологические особенности подсолнечника нужно учитывать при его выращивании?

1) Подсолнечник является светолюбивым и теплолюбивым растением.
2) Подсолнечник – крупное растение, нуждающееся в плодородных почвах с обилием минеральных веществ.

24. Докажите, что корневище растения является видоизмененным побегом. Приведите не менее трех доказательств.

1) На верхушке корневища имеется верхушечная почка, обеспечивающая рост побега в длину.
2) От корневища отходят придаточные корни.
3) Корневище имеет узлы, в которых находятся рудименты листьев и почек.
4) Внутреннее строение корневища сходно с анатомическим строением стебля.

25. Для улучшения роста растений (картофеля, томатов, капусты) и увеличения их продуктивности производится агротехнический прием – окучивание. Объясните, каким образом окучивание оказывает благоприятное влияние на рост и развитие растений.

1) При окучивании увеличивается рост придаточных корней, за счет этого улучшается минеральное питание растений, что стимулирует рост растений.
2) В процессе окучивания происходит рыхление почвы и уничтожение сорняков.
3) У картофеля присыпание почвы к стеблю увеличивает количество столонов, на которых образуются клубни.

26. Прежде чем засеять поле или засадить огород, почву вспахивают или перекапывают. Какое значение имеет вспашка и копка для жизни культурных растений?

1) Копка и вспашка уничтожают большинство сорняков, разрушая их корневые системы. Уничтожая сорняки, человек избавляет культурные растения от конкуренции с сорняками за воду, свет и минеральные вещества.
2) Копка и вспашка перемешивают почву и равномерно распределяют в ней перегной, поэтому корни культурных растений могут располагаться глубже.
3) Копка и вспашка разрыхляют почву и делают ее легко проницаемой для воздуха и воды.

27. Какие условия необходимы для прорастания семян? Дайте обоснованный ответ.

1) вода – необходима для растворения питательных веществ и протекания химических реакций в семени;
2) тепло (температура) – активизирует работу ферментов и реакции обмена;
3) кислород – нужен для дыхания, реакций окисления органических веществ с выделением энергии, необходимой для прорастания

28. Какие процессы обеспечивают транспорт минеральных веществ в растениях?

1) Минеральные вещества, растворенные в воде, передвигаются по ксилеме за счет корневого давления и транспирации.
2) Корневое давление возникает за счет того, что концентрация солей в клетках корня выше, чем в почве, и вода заходит в корень за счет осмоса.
3) Транспирация – испарение воды с поверхности листьев (на место испарившейся воды присасывается новая).

29. Почему для получения хорошего урожая густые всходы моркови и свеклы надо прореживать? Ответ поясните.

1) эти растения образуют корнеплоды, формирование которых требует значительного объема почвы;
2) прореживание растений ослабляет конкуренцию, способствует развитию корнеплода и приводит к повышению урожая

30. Для размножения белокочанной капусты высаживают в почву кочерыги (видоизмененные стебли) с сохраненными верхушечными почками и корневой системой. Объясните, с какой целью и почему используют такой способ размножения.

1) капусту высаживают таким образом для получения семян;
2) капуста – двулетнее растение, цветет и плодоносит на второй год;
3) в первый год жизни образуются только вегетативные органы (кочан)

31. При выращивании овощных культур в средней полосе России одни растения (свекла, морковь и др.) высеивают семенами ранней весной, а другие растения (томаты, баклажаны и др.) высаживают рассадой при наступлении устойчивого тепла. Объясните почему.

1) морковь и свекла – холодостойкие культуры (развиваются при низких температурах);
2) их семена прорастают ранней весной и могут дать урожай за вегетационный период;
3) томаты и баклажаны – теплолюбивые растения (развиваются при высоких температурах);
4) их высаживают рассадой, т.к. при высеивании семян после наступления тепла они не успеют дать урожай за вегетационный период



32. Какие структуры листа обозначены на рисунке цифрами 1, 2 и 3? Какими тканями они образованы и какие функции они выполняют?

1) 1 - кожица (эпидерма) – покровная ткань; функции – защитная, газообмен, испарение воды (транспирация);
2) 2 – мякоть (мезофилл) листа – фотосинтезирующая (основная) ткань; функция – фотосинтез;
3) 3 – сосудисто-волокнистый (проводящий) пучок (жилка): сосуды, ситовидные трубки и механические волокна; функции – транспорт органических и минеральных веществ, воды и опорная

Изображение Ответ

Ялюблю сладкое, меня называют сладкоежка. но есть проблема я люблю сидеть за компьютером и веду малоподвижный образ жизни. однажды к нам в гости заглянула соседкаи принесла вкусный тортик. я уже настроился выпить чаю с большим куском торта, как мама сказала: "не пора ли тебе посмотреть на себя в зеркало со стороны? " я даже сначала не понял, что мама хотела этим сказать. но она продолжила: " мне кажется, что за последний год ты набрал из-за сидячего образа жизни несколько лишних килограммов." вот тут, мне стало, как-то обидно, и я даже подумал, что маме жалко дать мне торт. но потом я действительно посмотрел на себя " со стороны" и понял, что к хорошим результатам, такой образ жизни не . встал из-за компьютера и решил заняться спортом. я начал заниматься плаваньем под руководством тренера. сейчас я понял, насколько мама была права, а по плаванью получил свой первый разряд.

Ответ

На протяжении xvi - первой половины xvii в. численность населения европы постоянно росла. прежде всего это касается xvi века, в течение которого население европейских стран увеличилось с 69 млн до 95-100 млн человек. средняя плотность населения в европе увеличилась до 30-35 человек на 1 кв. км, что составляло примерно треть от современного уровня. рост численности населения было особенно заметным после ужасных времен эпидемии чумы ("черной смерти"), которая опустошила европу в xiv в. в первой половине xvii в. темпы роста уменьшились, и в середине века населения европейских стран составляло 110-115 млн человек. причины увеличения численности населения состояли в росте рождаемости, улучшении условий жизни, изменениях в рационе питания европейцев. средняя продолжительность жизни человека составляла 30-35 лет, что не исключало наличия людей, достигали преклонного возраста. большинство мужчин умирала в возрасте 40-60, женщин - 20-40 лет. прежнему большой оставалась смертность новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. связано это было с отсутствием медицинской во время родов, пренебрежением элементарных правил гигиены. больниц в современном понимании просто не существовало, были лишь приюты для неизлечимо больных, калек и престарелых. ужасные санитарные условия, особенно в городах, способствовали распространению болезней и эпидемий. в xvi - первой половине xvii в. отдельные районы европы неоднократно поражала эпидемия чумы. под время вспышки чумы в 1629-1631 гг, охватившего почти все средиземноморье, умерло более половины городского населения. земли чума опустошала в 1624-1630, 1634-1639 гг и в конце тридцатилетней войны. потери населения в этих странах составляли 60-75%. значительными были людские потери также от эпидемий оспы, холеры, тифа. население европы не только от эпидемий, но и от голода в неурожайные годы, , военных опустошения. особенно ощутимыми были потери от войн, связанные с началом использования огнестрельного оружия и массовым убийством мирного населения, стало обычной практикой ведения военных действий. во время восстания в нидерландах против испанского господства герцог альба, возглавлявший карательную экспедицию, извещал короля филиппа vi: "если я захвачу алькмаар, то ни существо не останется живой. каждую горло будет перерезано ножом ". огромными были потери во время гражданских войн во франции и первой общеевропейской тридцатилетней войны. по приблизительным подсчетам, только в xvii в. европа потеряла в войнах 3 млн человек. эпидемии, голод и войны были главными факторами, которые ограничивали рост населения, влияли на движение народонаселения и повседневная жизнь человека в xvi - первой половине xvii в

rost-rasteniya

Рост и развитие растения обеспечивается за счет деления клеток. Изменение массы, размера и объема проростка семени можно наблюдать при его прорастании.

Рост растений. Вспомните строение клеток и тип тканей верхушечной почки и зоны деления корня. Как вы помните, там расположена образовательная ткань. Благодаря непрерывному делению ее клеток происходит рост корней и побегов. Рост растений связан с размножением — увеличением количества клеток и с перераспределением веществ, входящих в состав растения. На свету благодаря фотосинтезу рост зеленых растений обычно приводит к увеличению массы тела, так как накопление органических веществ преобладает над расходом их на дыхание. В темноте рост зеленых растений происходит благодаря имеющимся органическим веществам при одновременной трате их на процесс дыхания.

Рост стеблей злаков и других однодольных растений происходит преимущественно в междоузлиях. Их образовательная ткань расположена в основаниях листьев (узлах), поэтому рост стебля можно сравнить с тем, как раздвигается подзорная труба (вставочный рост) (рис.1).

вставочный-рост

Рис.1 Вставочный рост стебля злаковых растений

Если ежедневно в одно и то же время длину стебля фасоли измерять линейкой с миллиметровыми делениями, то можно заметить изменения на протяжении всего жизненного цикла растения. Сначала рост стебля идет медленно, затем ускоряется, достигает максимума, а затем замедляется и совершенно прекращается. Наблюдения показывают, что и все растения растут подобным же образом. Молодое дерево вначале растет медленно, затем рост его ускоряется, достигает максимума, затем замедляется и прекращается, Но даже у старых деревьев образуются новые веточки и каждую весну распускаются и растут новые листья.

Человек может регулировать рост растения в нужном ему направлении. Например, можно остановить рост стебля в длину, удалив верхушечную почку. Такой способ называется прищипыванием (выщипыванием) (рис.2). Дерево станет сильнее ветвиться.

Рис.2 Метод прищипывания (удаление верхушки стебля)

Можно удалить кончик корня (пикировка), это стимулирует сильное развитие боковых корней (рис.3). В результате улучшится питание растения и увеличится его продуктивность. При окучивании (присыпании земли к стеблю) растений из-за притока дополнительного кислорода также улучшается рост и стимулируется развитие придаточных корней. При обрезании молодых стеблей у яблони, малины, огурцов рост в высоту приостанавливается и начинается развитие боковых стеблей. В связи с этим весной в парках и во дворах производится обрезка деревьев и кустов, таким способом регулируют их рост.

пикировка-корня

Рис. 3 Пикировка корня

На рост растений влияют различные условия: количество влаги в почве и воздухе, наличие минеральных веществ, состав воздуха, свет, температура. У растений, которые произрастают во влажной почве, стебли и листья более сочные, чем у растений, которые растут на сухой почве. В полутемных и темных местах длина растений увеличивается быстрее, чем на свету. Например, побеги картофеля при хранении в темноте могут вырасти до нескольких метров. Свет уменьшает рост растения в длину. Когда вы наблюдали за ростом семени, вы могли заметить, что этот процесс связан с температурой. Для многих растений самая благоприятная температура 25-30°С. Более высокая температура замедляет рост. Многие весенние растения (подснежник, безвременник) вырастают сразу же после таяния снега. У разных растений устойчивость к холоду и жаре разная.


Рост растений также зависит от минеральных солей, поступающих из корневой системы. Если нет хоть одного нужного вещества, рост растения останавливается.

Для роста также нужен кислород, так как рост напрямую связан с затратами энергии. Зная необходимые условия для роста растений, нужно вовремя поливать, обеспечивать питательными веществами, обрабатывать почву, охранять от вредителей.

Используя эти знания, можно получать хороший урожай культурных растений.

Развитие растений. Качественные изменения в жизни и строении живых организмов называется его развитием. В ходе развития формируются новые свойства, органы.

Развитие организма начинается с появления зародыша. Первый этап в развитии растений называется зародышевый. Он охватывает время от начала формирования зародыша до момента прорастания семян. В этот момент главными факторами, влияющими на прорастание растений, являются температура и влажность. При низкой температуре семена не прорастают. Так же не способны прорастать и сухие семена.

Второй этап в развитии растений — молодость. Он длится от момента прорастания семени до первого цветения. В этот период жизни растение активно растет, значительно увеличивая свою зеленую массу. Оно ветвится, образует новые молодые побеги (веточки) и листья, растет в высоту (рис. 4).

развитие растения

Рис.4 Развитие растения

Как только растение приступило к цветению, начинается третий этап — зрелость. В этот период растение обязательно образует плоды с семенами. Большинство многолетних древесных растений в период зрелости, так же как и в период молодости, продолжают активно увеличивать свой рост. А однолетние растения тратят питательные вещества в основном на формирование плодов и семян, поэтому в период зрелости они растут незначительно или вообще прекращают рост.

Четвертый и последний период в жизни растительного организма — старость. В это время почти полностью прекращается рост растения, его цветение и плодоношение. Растение переходит в пассивное состояние и постепенно отмирает.

Растения являются целостными организмами. Все процессы в них взаимосвязаны и зависят как от самого растения (однолетнее или многолетнее), так и от условий окружающей среды.


Рост растения обеспечивает размножение клеток образовательной ткани. Рост в высоту — конус нарастания или верхушечная почка, рост в глубину — зона деления корня; рост деревьев в толщину — клетки камбия; рост в высоту у злаков — образовательняя ткань в основаниях междоузлий. Качественные изменения в жизни и строении живых организмов называется его развитием. Развитие имеет свои этапы: первый — зародышевый; второй — молодость (до полового размножения); третий — зрелость; четвертый и последний — старость. По срокам жизни растения подразделяются на однолетние (редис, пшеница, фасоль), двулетние (свекла, морковь, капуста) и многолетние (дуб, яблоня, виноград, смородина).

Изображение Ответ

Ялюблю сладкое, меня называют сладкоежка. но есть проблема я люблю сидеть за компьютером и веду малоподвижный образ жизни. однажды к нам в гости заглянула соседкаи принесла вкусный тортик. я уже настроился выпить чаю с большим куском торта, как мама сказала: "не пора ли тебе посмотреть на себя в зеркало со стороны? " я даже сначала не понял, что мама хотела этим сказать. но она продолжила: " мне кажется, что за последний год ты набрал из-за сидячего образа жизни несколько лишних килограммов." вот тут, мне стало, как-то обидно, и я даже подумал, что маме жалко дать мне торт. но потом я действительно посмотрел на себя " со стороны" и понял, что к хорошим результатам, такой образ жизни не . встал из-за компьютера и решил заняться спортом. я начал заниматься плаваньем под руководством тренера. сейчас я понял, насколько мама была права, а по плаванью получил свой первый разряд.

Ответ

На протяжении xvi - первой половины xvii в. численность населения европы постоянно росла. прежде всего это касается xvi века, в течение которого население европейских стран увеличилось с 69 млн до 95-100 млн человек. средняя плотность населения в европе увеличилась до 30-35 человек на 1 кв. км, что составляло примерно треть от современного уровня. рост численности населения было особенно заметным после ужасных времен эпидемии чумы ("черной смерти"), которая опустошила европу в xiv в. в первой половине xvii в. темпы роста уменьшились, и в середине века населения европейских стран составляло 110-115 млн человек. причины увеличения численности населения состояли в росте рождаемости, улучшении условий жизни, изменениях в рационе питания европейцев. средняя продолжительность жизни человека составляла 30-35 лет, что не исключало наличия людей, достигали преклонного возраста. большинство мужчин умирала в возрасте 40-60, женщин - 20-40 лет. прежнему большой оставалась смертность новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. связано это было с отсутствием медицинской во время родов, пренебрежением элементарных правил гигиены. больниц в современном понимании просто не существовало, были лишь приюты для неизлечимо больных, калек и престарелых. ужасные санитарные условия, особенно в городах, способствовали распространению болезней и эпидемий. в xvi - первой половине xvii в. отдельные районы европы неоднократно поражала эпидемия чумы. под время вспышки чумы в 1629-1631 гг, охватившего почти все средиземноморье, умерло более половины городского населения. земли чума опустошала в 1624-1630, 1634-1639 гг и в конце тридцатилетней войны. потери населения в этих странах составляли 60-75%. значительными были людские потери также от эпидемий оспы, холеры, тифа. население европы не только от эпидемий, но и от голода в неурожайные годы, , военных опустошения. особенно ощутимыми были потери от войн, связанные с началом использования огнестрельного оружия и массовым убийством мирного населения, стало обычной практикой ведения военных действий. во время восстания в нидерландах против испанского господства герцог альба, возглавлявший карательную экспедицию, извещал короля филиппа vi: "если я захвачу алькмаар, то ни существо не останется живой. каждую горло будет перерезано ножом ". огромными были потери во время гражданских войн во франции и первой общеевропейской тридцатилетней войны. по приблизительным подсчетам, только в xvii в. европа потеряла в войнах 3 млн человек. эпидемии, голод и войны были главными факторами, которые ограничивали рост населения, влияли на движение народонаселения и повседневная жизнь человека в xvi - первой половине xvii в

Читайте также: