Изучение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах под микроскопом и их описание

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Рассматриваем предложенные препараты при малом увеличении микроскопа. При малом увеличении микроскопа мы можем увидеть оболочку и цитоплазму клеток исследуемых объектов. Также, если присмотреться немного внимательнее, то в некоторых клетках можно разглядеть вакуоли.

Рассматриваем препараты при большом увеличении микроскопа. Так мы видим клетки намного четче. Ярче выглядит тёмная полоска, окружающая клетку – оболочка, которая держит ее форму. Формы клеток разнообразны – от округлых, то продолговатых многоугольных. Внутри клетки можно увидеть вещество – цитоплазму, в которой располагаются ядро, вакуоль с клеточным соком (отличается по цвету от цитоплазмы). Между клетками можно разглядеть поры. Также у клетки есть пластиды, которые в зависимости от исследуемого объекта (мякоть гриба, тонкая кожица лука или листа одуванчика) имеют свой оттенок (желтый, зеленый, красный, черный, синий и т.д.).

Зарисовываем несколько клеток каждого препарата. Отмечаем клеточную мембрану, цитоплазму и ядро:

Вывод: Все живые организмы состоят из клеток. При этом клеточная структура каждого отдельного организма хоть и схожая, но все-таки имеет некоторые отличия. Например, в составе всех клеток есть ядро, клеточная стенка, цитоплазма, аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть. Отличаются клетки по форме, по размеру. Также в растительных клетках можно увидеть хлоропласты, тогда как у животных их нет. В растительных клетках выделяют только одну центральную вакуоль, занимающую до 90% всего объема клетки, а у животных – может быть одна или сразу несколько вакуолей.

Вам может понравиться Все решебники

ГДЗ Сахаров 10 класс

ГДЗ Enjoy English 9 класс

ГДЗ Кузовлев 8 класс

ГДЗ Кузнецова 9 класс

ГДЗ Мерзляк 9 класс

ГДЗ Мякишев 10 класс

Главная задача сайта: помогать школьникам и родителям в решении домашнего задания. Кроме того, весь материал совершенствуется, добавляются новые сборники решений.

- совершенствование умений учащихся работать со световым микроскопом, готовить и рассматривать временные микропрепараты; выявлять основные компоненты клеток, сравнивать растительную, животную и грибную клетки;

- освещение историко-научного материала (отдельных этапов развития цитологии и формирования клеточной теории).

Метапредметные:

- освещение историко-научного материала (отдельных этапов развития цитологии и формирования клеточной теории) с акцентом на социальную историю науки: выявление взаимосвязи и взаимовлияния развития науки и общества; демонстрация мировоззренческой ценности научного знания, роли научных знаний в изменении взглядов на природу и общество; показ личностных качеств ученых-цитологов, особенности их стиля научной деятельности;

- развитие умений обнаружения проблемы о принципиально-специфических характеристиках клеток растений, животных и бактерий, постановки проблемного вопроса при работе с текстом;

- развитие рефлексивной активности учащихся на основе анализа хода решения проблемы и выяснения специфики и значения профессиональной деятельности ученых-естествоиспытателей.

Для организации деятельности учащихся по выполнению лабораторной работы целесообразно подразделить их на группы (малые группы состоят из 3-5 человек). Каждой группе учащихся выдается рабочий лист (инструктивные карточки) с изложением проблемной информации, обучающего текста, с заданием и алгоритмом выполнения практической части. Рассмотрим и прокомментируем предлагаемые для обсуждения проблемные ситуации:

Пример № 1 (см. карточку 1)

Голландский естествоиспытатель Антони ван Левенгук (1632-1723) увлекался рассматриванием через отшлифованные им линзы капелек речной воды, бродящего вина, слюны, крови и т.д. Богатая фантазия и усидчивость помогли Левенгуку в изучении микроскопического мира. Он открыл неизвестный до него мир мельчайших живых существ (инфузории, одноклеточные водоросли, бактерии) и отнес их к животным (анималькули). Как вы думаете, прав ли был знаменитый естествоиспытатель?

Комментарий к работе над текстом (для учителя)

Проблема в данном примере заключается в ошибочном отнесении А. Левенгуком всех подвижных микроорганизмов к царству животных. Ученый считал, что подвижность присуща только животным организмам. Тем не менее, растения (например, представители подкласса растительных жгутиконосцев) и бактерии также могут обладать этим важнейшим свойством живого.

Пример № 2 (см. карточку 2)

Имя человека, который одним из первых увидел клетку, – Роберт Гук (1635-1703). Английский ученый (член Лондонского Королевского общества с 1663 г.) был изобретателем и конструктором самых разнообразных приборов, в том числе и микроскопа улучшенной конструкции. Однажды он заинтересовался строением обыкновенной бутылочной пробки. Рассматривая тонкий срез пробки, сделанный острым ножом, Роберт Гук был поражен ее сложной структурой. Он увидел красивый узор из массы ячеек, напоминающих пчелиные соты. Теперь мы знаем, что Гук увидел под микроскопом мертвые клетки пробки, от которых осталась лишь клеточная стенка. Именно она придает растительной клетке постоянную форму. Клеточная стенка есть у грибов и бактерий. А вот у животных ее нет. Значит, клетки животных не могут иметь постоянной формы?

Комментарий к работе над текстом (для учителя)

Противоречие заключается в нарушении логики рассуждения: клетки растений, грибов, бактерий имеют клеточную стенку, которая придает им постоянную форму. Отсюда, однако, не следует, что клетки, лишенные клеточной стенки (например, у животных организмов), не имеют постоянной формы. Постоянную форму клетке могут придавать другие клеточные структуры. Например, прочный внутренний каркас клетки (цитоскелет) образуют три сложные системы нитей: микрофиламентов, микротрубочек и промежуточных филаментов.

Кроме того, у многих одноклеточных животных наружный слой эктоплазмы уплотняется и образует пелликулу, в результате чего тело простейшего теряет способность к изменению формы. Наконец, придавать постоянную форму клетке может специальная хитинизированная органическая оболочка, также выделенная цитоплазмой.

Пример № 3 (см. карточку 3)

Комментарий к работе над текстом (для учителя)

Ученый ошибался, считая носителем жизни клеточную стенку, а не содержимое клетки. По-видимому, свое заключение он сделал, наблюдая неизменные свойства клеточной стенки, тогда как содержимое клетки изменялось. Поэтому в качестве основного носителя жизненных свойств для Гука стала клеточная стенка, способная сохранять свою структуру и свойства, а значит, структуру и свойства всей клетки.

Пример № 4 (см. карточку 4)

Знаменитому немецкому ученому, одному из авторов клеточной теории Теодору Шванну (1810-1882) принадлежат два утверждения:

В чем здесь заключается проблема?

Комментарий к работе над текстом (для учителя)

Проблема заключается во взаимоисключающих утверждениях, которые сделал один и тот же ученый. Неверным является первое положение. Вскоре после выхода книги Т. Шванна данное положение будет очень сильно изменено, особенно в отношении клеточной оболочки. Шванн считал оболочку клетки наиболее ее важным компонентом, с которой связаны, как он называл, метаболические силы, определяющие ее жизнеспособность. Тем не менее, он первым из ученых выдвинул постулат о том, что присутствие ядра является признаком клетки.

Дело в том, что Шванн (вслед за М. Шлейденом) считал, что ядро нужно только для рождения клетки. После оно может исчезнуть, так как не принимает участия в ее жизнедеятельности.

Изложение проблемной ситуации заканчивается следующими вопросами и заданиями:

- Как вы думаете, прав ли был знаменитый естествоиспытатель?

- В чем здесь заключается проблема и как бы вы сформулировали проблемный вопрос?

- Как бы вы проверили истинность собственного суждения?

Далее учитель сообщает, что для компетентного ответа на проблемный вопрос учащимся предлагается следующие средства и приемы (методы) исследования:

1. Приготовление и знакомство с препаратом грибных клеток:

а) нанесите на предметное стекло каплю подкрашенной воды;

б) осторожно на кончике препаровальной иглы перенесите мицелий гриба на предметное стекло в каплю воды и расправьте нити;

в) накройте объект покровным стеклом;

г) поместите препарат на предметный столик микроскопа и рассмотрите его сначала при малом, а затем при большом увеличении.

Ответьте на вопросы: а) какое строение имеют клетки мицелия; б) какие клеточные структуры вы наблюдали; в) в чем сходство и отличие наблюдаемых объектов с общим планом строения клетки.

2. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов одноклеточных животных и растительных организмов:

а) рассмотрите микропрепарат одноклеточного организма (амебы, инфузории, эвглены);

б) определите черты сходства и различия данного одноклеточного организма с общим планом строения клетки;

в) рассмотрите микропрепарат одноклеточного растительного организма (хламидомонада, хлорелла);

г) определите черты сходства и различия данного организма с общим планом строения клетки.

при проведении лабораторной работы необходимо: Давать определение понятию цитология. Называть положения современной клеточной теории.
Описать клетки как объект изучения цитологии. Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира.
также после работы для учащихся необходимо провести итог урока, им предлагается самостоятельно проверить правильность написания работы, а также повторить изученный материал.


Оценить 9704 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

спасибо, за интересный конспект . задания для детей очень познавательны . мне есть чему у вас поучит. Подробнее.

отличный материал, четко объясняющий родителям о важности в развитии связной речи детей, особенно мл. Подробнее.

Очень интересная подборка стихов о весне! Понятные строчки о пробуждении природы, об изменениях, про. Подробнее.

Браво автору! Все содержание проекта изложить в стихотворной форме- очень похвально! Сам материал бе. Подробнее.

Полезный мастер-класс! А такое насекомое, как БОЖЬЯ КОРОВКА, очень любимо и знакомо с самого детства. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: