Изобретение плуга привело к увеличению урожаев

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Основные понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, знать, вождь, раб.

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя, постановка проблемного вопроса

На прошлом уроке мы с вами мысленно перенеслись на воображаемой машине времени на десять тысяч лет назад и оказались в поселке первобытных земледельцев и скотоводов. (Слайд 1). Как назывался коллектив людей, живущих в этом поселке? (Родовая община). Что называется родовой общиной?

Прошло примерно 3 тысячи лет. Мы вновь оказались в этом поселке. (Слайд 1). Что изменилось? (Появилось несколько домов вместо одного, пашня поделена на участки.)

Как вы думаете, кто живет в домах? (Отдельные семьи). Община теперь состоит из отдельных семей и называется соседской.

Почему пашня поделена на участки неодинаковой величины? (В общине существует неравенство.)

Давайте решим историческую задачу.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

(Вывод: в соседской общине выделилась знать).

Тема сегодняшнего урока: Появление неравенства и знати. (Слайд 2).

Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать? (Слайд 3).

На этот вопрос мы должны найти ответ на сегодняшнем уроке.

Давайте вспомним, чем занимались люди, жившие в родовой общине около 10 тысяч лет назад. (Земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, изготовлением глиняной посуды, одежды из ткани). (Слайд 4).

  1. Из какого занятия возникло земледелие?
  2. Из какого занятия возникло скотоводство?
  3. Назовите три главных орудия труда древнейших земледельцев.
  4. Как появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей?

Покажите молча, жестами:

Как первобытные земледельцы вскапывали землю?
Как убирали урожай?
Как вырубали деревья?

Отвечаем молча, кивком головы, на следующие вопросы:

  1. Первым животным, прирученным человеком, была лошадь.
  2. Первым животным, прирученным человеком, была собака.
  3. Муку получали, растирая зерна на плоских камнях (зернотерках).
  4. Ткачество изобрели мужчины.

Расскажите, как древнейшие земледельцы обрабатывали землю?

(Вырубали деревья каменным топором, выжигали кустарники, выкорчевывали пни, рыхлили землю деревянными мотыгами. Затем бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом.)

Вывод: обработка земли была делом нелегким и требовала усилий всего рода.

IV. Изучение нового материала

  1. Развитие ремесел.
  2. Изобретение плуга.
  3. Появление соседской общины.
  4. Выделение знати.

Шли столетия, развивались ремесла.

Что такое ремесло? (Ремесло – это изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.) (Слайд 5).

Рассказ ученицы о развитии ремесел и появлении обработки металлов. (Слайды 6, 7).

Сравните два топора. (Слайд 8).

В чем преимущество металлических орудий труда перед каменными? (Лезвие медного топора острее каменного, им срубали дерево в три раза быстрее. Кроме того, медный топор тяжелее каменного, поэтому глубже проникает в древесину. Медное лезвие, если оно затупилось или испортилось, можно пустить в переплавку, каменный наконечник топора, если он был поврежден, выбрасывается. Однако медь не вытеснила полностью каменные орудия труда, так как медь мягкий металл и редко встречается в природе).

Далее рассказ учителя об изобретении плуга. (Слайд 9).

Задание: сравните мотыгу и плуг. Каким орудием труда легче было обрабатывать землю? Ученые провели опыт и установили, что с помощью плуга и лошади можно было разрыхлить участок земли в 50 раз быстрее.

Сделайте вывод: что дало человеку изобретение плуга и появление медных орудий труда?

Ученики высказывают свое мнение, затем вывод зачитывается по учебнику. (Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях).

Работа с учебником. Читаем п.3 параграфа 5.

Задание: сравните родовую и соседскую общину.

Что значит сравнить? Это значит найти общие черты и различия. Вначале найдем различия. (Слайд 10).

Родовая община Соседская община
Родичи
Сообща жили
Сообща трудились
Общее имущество (орудия труда, скот, урожай).
Земля в общей собственности.
Равенство.
Соседи
Жили семьями
Трудились семьями
Имущество принадлежало отдельной семье (орудия труда, скот, урожай).
Семья владеет своим наделом земли.
Неравенство.

Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим?

Совместные работы (например, выкопать пруд), защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река. (Слайд 11).

Мы уже выяснили, что в соседской общине появилось неравенство. Что такое неравенство? Неравенство – это появление богатых и бедных людей.

Могло ли неравенство появиться в родовой общине?

Рассказ учителя о появлении неравенства и знати. (Слайды 12, 13, 14).

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать?

улучшились орудия труда > стало легче обрабатывать землю > обильнее стали урожаи > появились излишки > на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство, выделилась знать. (Слайд 15).

Давайте подведем итог. Что мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Сегодня на уроке мы узнали о том, что человек научился обрабатывать металл, придумал плуг. Появление новых орудий труда привело к тому, что каждая семья могла самостоятельно обрабатывать землю. На смену родовой общине приходит соседская. В соседской общине появляется неравенство и выделяется знать (вожди и старейшины).

Мы научились сравнивать родовую и соседскую общину, устанавливать причины исторических событий.

VI. Домашнее задание

Подведение итога урока, оценка работы отдельных учеников и класса в целом, выставление отметок.


Пытливый человеческий ум из века в век генерировал идеи, воплощая их в конкретные предметы. С каждой научно-технической революцией мир вещей менялся до неузнаваемости. То, что казалось невозможным и фантастичным, вдруг становилось реальностью и частью быта. Колесо, бумага, спички, весло и лодка, граммофон, микроволновая печь, автомобиль, телевидение, космический корабль и искусственные спутники, фотоаппарат и фотография – история великих изобретений от первых примитивных орудий труда до современных компьютерных технологий.

Оглавление

  • Предисловие. Изобрести колесо
  • Рубило
  • Огонь
  • Рукоятка
  • Лук и стрелы
  • Весло и лодка
  • Колесо и гончарный круг
  • Парус и парусное судно
  • Компас
  • Тачка. Повозка
  • Рычаг. Блок. Простые механизмы
  • Обжиг глины. Печь для обжига. Керамика
  • Мотыга. Плуг. Земледелие
  • Обработка камня

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 100 великих изобретений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Мотыга. Плуг. Земледелие

Одним из основных видов деятельности первобытного человека было собирательство, то есть собирание пригодных в пищу семян, орехов, фруктов, корней, личинок, яиц и другого. Собирательством, как правило, занимались женщины, поскольку мужчины в основном охотились.

Основным орудием при сборе съестного была толстая палка-копалка. Один конец палки заострялся и обжигался на огне для прочности. Собственно, палку-копалку можно смело назвать первым сельскохозяйственным орудием труда. Ею можно было рыхлить землю, копать ямки для высаживания растений или извлекать из земли съедобные корни и клубни.

Наряду с копалкой использовалась палка с поперечным сучком, которая была более удобной для копания земли.

В древней Японии аналог палки-копалки называли кунаем, форма которого была похожа на наконечник копья или кинжал. Сперва кунай был сельскохозяйственным орудием, а позже превратился в оружие.

Со временем на смену палке-копалке пришли более специализированные инструменты для копания и рыхления.

Путь от простого собирания съедобных растений и плодов до сознательного возделывания земли и выращивания культурных растений был долгим и непростым. С земледелием в истории человечества началась новая эра, люди стали сознательно производить то, что можно было употреблять в пищу. Жизнь человека теперь зависела не столько от капризов природы, сколько от результатов собственного труда.

Когда люди приступили к культурному возделыванию растений, главным сельскохозяйственным орудием стала мотыга. Изображения людей, держащих в руках приспособления, похожие на мотыгу, можно увидеть на стенах египетских пирамид, на античных фресках, японских гравюрах и в средневековых манускриптах. Древние шумеры считали, что столь замечательный инструмент даровало человеку верховное божество Энлиль. Мотыга изображена на гербах некоторых стран, таких как Ангола, Мозамбик, Танзания, Зимбабве. В Чон-Кемине (Киргизия) даже установили памятник кетменю.

Делали мотыгу очень просто: к заостренной палке прикрепляли рабочую часть. Длинная рукоять-рычаг умножала силу, прилагаемую человеком, облегчала прополку и рыхление земли. Со временем появилась кирка-мотыга с двусторонней рабочей частью: с одной стороны — мотыга, а с другой — кирка.

Кирка и кирка-мотыга — до сих пор являются инструментами строителей и шахтеров: они приспособлены для работы с каменистым и очень плотным грунтом.

Мотыга и сейчас остается распространенным сельскохозяйственным инструментом. В разных местностях ее также называют тяпкой, полольником, цапкой, сапкой, полотиком, кувой, кетменем.

Со временем человек начал осваивать земли, поросшие травами, в которых было много корней. Для земледелия подобные почвы были крайне неблагоприятными, приходилось тратить много труда и времени для подготовки почвы. Появилась острая необходимость в таком орудии труда, которое не только вскапывало бы землю, но и подрезало пласты дерна снизу. Таким универсальным орудием стал плуг.

Для обработки земли с помощью такого плуга требовалась слаженная работа двух человек — один тащил плуг, другой его направлял. Чтобы облегчить труд, люди стали впрягать в плуг животных, в основном быков. Это значительно ускорило обработку земли. Сначала плуг привязывали к рогам животных, но позже изобрели ярмо и упряжь (еще одно важное приспособление, которое указывает на то, что человек изобретает только то, что необходимо).

Первые плуги делали из цельного куска дерева твердых пород, позже лемех стали укреплять металлом. В I в. н. э. плуг уже имел колесо, нож и отвальные доски. Благодаря колесу плуг входил в землю на нужную глубину, а нож срезал дерн. Изобретение отвала стало огромным шагом вперед. Раньше плуг только рыхлил землю, а с помощью отвала стал еще и переворачивать подрезанный дерн так, что сорная трава оказывалась под землей. Такой плуг использовали до конца Средневековья. Неудивительно, что древние люди считали плуг даром богов.

Население уже имело опыт употребления в пищу дикорастущих злаков, поэтому старались селиться в оазисах, обеспеченных водой. Люди понемногу пытались имитировать естественные травостои и пробовали высевать семена злаков на увлажненных участках. Наблюдая за естественным циклом размножения животных, сосредоточившихся у источников воды, люди проводили первые эксперименты по их одомашниванию.

Примерно 10 тыс. лет назад закончился ледниковый период, климат стал более теплым и влажным. Это повлекло за собой увеличение вегетационного периода, что, в свою очередь, создало благоприятные условия для развития земледелия. Благодаря массовому росту растений увеличилось количество пастбищ для скота. Такими были естественные предпосылки для развития домашнего хозяйства.

Тысячелетиями древние люди возделывали землю мотыгой. Но мотыгой удавалось обработать слишком мало земли, и урожай не мог прокормить земледельцев. Приходилось подкармливаться охотой и кочевать со скотом. Изобретение плуга изменило жизнь людей — плугом человек возделывал в 20 раз больше земли, чем мотыгой. Обширные поля стали давать урожай достаточный, чтобы жить возле них оседло, питаясь плодами земли.

Шумеры с плугом. Оттиск печати. 2500 г. до н.э.

Бороздовое орудие

Зерно нельзя просто бросить на землю — оно прорастёт, только если попадёт в рыхлую почву, через которую пробьются его нежные ростки и корешки. Рыхлением, перекапыванием почвы также уничтожались сорняки, мешающие росту культурных растений. Люди заметили, что взрыхлить верхний слой почвы проще волочением заостренной палки. Так наряду с мотыгой появилось бороздовое орудие — палка с острым суком, направленным вниз, которую волочили, вспахивая землю. Эта палка была предшественником плужного дышла, а сук на ней был прообразом лемеха (сошника).

Египтянин за плугом. Роспись II тыс. до н.э.

Давить и волочить

Вспахать и засеять

За плугом шёл сеяльщик, разбрасывая семена на свежераспаханную почву. После сева на поле выгоняли баранов, чтобы стадо втоптало семена в почву. Присыпанные землёй семена не выгорали на солнце, их не склёвывали птицы, и они лучше прорастали. Шумеры придумали, как равномерно высеивать семена в борозду - около 1500 г. до н.э. они соединили плуг с сеялкой. Вероятно, у лемеха крепили семяпровод - длинную коническую банку с маленьким отверстием на узком конце. Засыпанные в банку зёрна по одному высыпались из отверстия точно в борозду.

Плуг с полозом

Ассирийцы снабдили свои плуги сеялкой с несколькими семяпроводами. Но эти изобретения не получили распространения ни в Египте, ни в Греции, ни в Риме. Сеялку забыли на многие века, и в Европе сеялки появились лишь в XVI в. Считается, что их заимствовали из Китая. Китайцы, придумавшие свой плуг в I тыс. до н. э., во II в. до н. э. изобрели удобную сеялку с двумя семяпроводами.

Плуг против мотыги

В Шумере в плуг впрягали быков (волов), прикрепив к дышлу ярмо. Быков шумеры приручили в VI тыс. до н. э., вероятно, тогда же появились и первые плуги. Но несовершенные плуги не могли вытеснить мотыгу. Об этом говорит шумерская поэма, написанная на глиняной табличке в IV тыс. до н. э.: в споре плуга и мотыги шумерский бог Энлиль присудил первенство мотыге. Но Энлиль ошибся — плуг усовершенствовался и ко II тыс. до н. э. вытеснил мотыгу.

Шумерский пахарь

Полоз по земле ползёт

Египтяне снабдили лемех плуга широкой подошвой — полозом. Полоз шёл параллельно земле и подрезал верхний слой почвы, перерубая корни сорняков. Он неглубоко вспахивал землю и годился лишь для мягких плодородных почв. Плугом с полозом пользовались и древние греки, делая полоз из твёрдого дуба. Позднее полоз оковывали бронзой или железом.

Развитие идеи

Римский колёсный плуг

Однако управлять плугом с отвалом оказалось трудно, борозды получались неровными и разной глубины. И людей выручило. колесо. Поставив плуг на передок с двумя колёсами, пахарь добился устойчивости - плуг больше не вилял из стороны в сторону. Колёса удерживали отвал на определённом уровне, не давая ему врезаться в почву глубже, чем нужно. Римский колёсный плуг I в. до н. э. так легко управлялся, что пахать им мог даже подросток. Принцип колёсных плугов не менялся веками, совершенствовался только отвал, и добавлялись дополнительные лемехи.

Земледелие всегда было и есть важнейшим источником пропитания человечества. Поначалу обработку земли производили с помощью простейших ручных орудий. Но через какое-то время увеличилась потребность в количестве пищи, а для этого нужно было обрабатывать гораздо больше территории. Тогда и был придуман плуг, который стал очень значимым устройством в истории земледелия.

История изобретения плуга

Когда человек взялся за освоение сельского хозяйства, появилась потребность в специальных приспособлениях для обработки почвы. Сначала взрыхляли землю с помощью прочной палки с заостренным наконечником. Затем придумали ручную мотыгу, которую делали из крепкого дерева. Когда люди научились обрабатывать железо, мотыги были усовершенствованы надежным наконечником из металла. Это повысило продуктивность работы и долговечность инструмента, но все же, обработка больших сельскохозяйственных угодий требовала иного подхода.

На сегодняшний день отсутствует информации о человеке, который изобрел и сделал первый плуг. Первые зарисовки таких орудий можно увидеть в письменных материалах Древнего Египта и Вавилона, которые относятся ко 2-му тысячелетию до н. э. К тому же были найдены наскальные рисунки плуга на севере нынешней Италии. Не исключено, что первое такое орудие могло появиться в 5 тысячелетии до н. э. В то время впервые приручили волов, а они являются хорошей тяговой силой.

Особенности конструкции первого плуга

Первый плуг обладал простейшей и нехитрой конструкцией. Он состоял из рамы, дышла и установленного на них деревянного сошника – острый наконечник, который подрезает пласт земли, делая борозды. В такую конструкцию и запрягались тяговые животные, которые тащили ее по земле, взрыхляя поверхность почвы. Чаще всего дышло и сошник изготавливали из одной цельной части дерева.

В Древнем Риме произвели улучшение плуга, установив на него отвал – приспособление для отбрасывания земли в сторону. За счет этого сорняк и трава уходили глубже в грунт, а плодородный слой почвы оказывался на поверхности. Такой усовершенствованный плуг стал незаменимым устройством для вспахивания сырого грунта. В дальнейшем придумали еще одно улучшение – маленькие колеса для передней части конструкции. Данная хитрость позволила контролировать глубину вспахивания земли.

Сейчас землю обрабатывают плугами, которые мало чем похожи на первые подобного рода устройства. Но все же основной принцип работы остался нетронутым. Только вместо домашних тяговых животных используются сельскохозяйственные тракторы. Эта мощная техника может долго тянуть одновременно несколько железных плугов, которые соединяются в блоки.

Читайте также: