Изо человек на сборе урожая

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 18.09.2024

Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели по содержанию:

  • способствовать расширению кругозора учащихся о традициях и новаторстве в искусстве 20 века.
  • формирование у учащихся представления о теме сельского труда в произведениях художников 20 века: З.Серебряковой, Н.Гончаровой, А.Пластова и др.
  • формировать умения и навыки в работе с эскизом, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса. Развивать умение описать и анализировать художественные произведения.
  • воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;

Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Форма урока: комбинированный

Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.

ФОПД: индивидуальная, групповая, практическая.

Задание: Композиция на темы “Уборка хлеба”, “Поле” - зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде, отражающей крестьянский труд.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонки.

Материалы: карандаш, бумага, акварель или гуашь – по выбору учащихся.

Зрительный ряд: Презентация “Тема труда в искусстве 20 века”, репродукции картин. Иллюстрации женских, мужских фигур в народной одежде.

Музыкальный ряд: Народные мелодии.

Литературный ряд: Стихи Майкова, Брюсова. Русские народные пословицы

  1. Оргмомент
  2. Экспозиция (начало действия).
  3. Завязка (разработка и постановка проблемы).
  4. Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
  5. Физкультминутка
  6. Развязка (практическая деятельность учащихся).
  7. Эпилог (афиширование продукта деятельности).
  8. Рефлексия (повторение и обобщение).
  9. Последействие (домашнее задание).

Экспозиция. Вступительное слово учителя[3]

Из курса 5 класса вы помните, как решена в картинах художников 20-го века Б.М.Кустодиева и Е.В.Честнякова тема осеннего народного праздника после сбора урожая. Художники раскрыли в них лучшие черты русского человека: собранность – стремление жить, трудиться и отдыхать всем миром.

Основной продукт питания хлеб (Божий дар) наделен особым почетом у крестьян. Согласно русскому обычаю гостеприимства, хлебом солью встречали жениха и невесту, “чтобы дом их был полная чаша да деток побольше народилось”. Различная хлебная выпечка – непременный атрибут народных календарных праздников. Традиционно участвуя в обрядах, хлеб как бы являл собой благополучие дома – его счастливую долю.

Завязка. Формулировка темы урока.

- Давайте попробуем назвать тему нашего урока

Какова тема нашего сегодняшнего урока?

Называет тему урока - Тема труда в искусстве 20 века

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством русских художников 20 века, которые в своих произведениях большое внимание уделяли крестьянскому труду.

Кульминация. Новая тема. Вступительное слово учителя [3]

Настраивает учащихся на выполнение основного задания.

- Ни в одну эпоху искусство не было зеркалом, бесстрастно фиксирующим действительность или мысли художника; оно всегда впитывало в себя основные тенденции времени и предлагало миру картину, которая могла совпадать с миром только в конечном счете. Главным в искусстве всегда была не столько сама изображаемая действительность, сколько то, как она изображена, как относится к ней художник, к каким выводам он приходит сам и хочет привести других. И если искусство классики выработало некоторые каноны в изображении мира, которыми талантливый художник пользовался талантливо, а бездарный — бездарно, то XX век стал веком новаторства, обновления форм, методов, самих способов отражения мира. Это новаторство во многом связано с главными проблемами времени, часто вырастает из них, из понимания места человека в бушующем мире.
Слайд 3

Диалог об искусстве[1]. (рисунок 3)

Как вы думаете, почему говорили в народе “Хлеб всему голова”?

Созвучны ли жанровые картины и натюрморты художников народной мудрости: “Хлеб на столе: и стол – престол, а хлеба ни куска: и стол - доска”?

- С особым чувством почтения изображают художники крестьян во время полевых работ, подмечая малейшие детали в их облике и действиях. Среди различных сельских работ жатва традиционно считалась наиболее важным праздником в народном календаре. А участники её рядились в лучшее платье с ритуальным орнаментом.

Правдиво с чувством большого уважения к сельским труженикам написали свои полотна:

Слайд 5, 6 (параллельно с демонстрацией картин читается стихотворение)

Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)

Пахнет сеном над лугами.
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Там — сухое убирают:
Мужички его кругом
На воз вилами кидают.
Воз растёт, растёт, как дом.

В ожиданье конь убогий
Точно вкопанный стоит.
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит.

Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.

Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем.

В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи.

В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Расцвет в творчестве художницы происходит в 1914—1917 годах. Зинаида Серебрякова создала серию картин, посвященных русской деревне, крестьянскому труду и русской природе - “Крестьяне”, “Спящая крестьянка”, “Жатва”.

В картине “Беление холста” раскрылся яркий талант Серебряковой как художника-монументалиста.

Гончарова Наталья Сергеевна

Гончарова обращалась в своих работах к крестьянской и религиозной темам (“КРЕСТЬЯНЕ”; “УБОРКА ХЛЕБА”, 1907, ГРМ; “РЫБНАЯ ЛОВЛЯ”, 1908, ГТГ; “КРЕСТЬЯНЕ, СОБИРАЮЩИЕ ЯБЛОКИ”, 1911, ГТГ. Очевидно, в этих произведениях сказались долгое общение с крестьянами в детстве, проникновение в образы народного сознания.

Диалог об искусстве[1]

Созвучны ли жанровые картины художников народной мудрости: “Землю красит солнце, а человека — труд. Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью”?

- Вслушайтесь в эти строки великого поэта В.Брюсова

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: “труд”!

.

Но когда заря смеётся,
Встретив позднюю звезду, —
Что за радость в душу льётся
Всех, кто бодро встал к труду!

И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!
Автор: В.Брюсов

- Образы русских женщин, сельских тружеников пронизаны особым лиризмом и поэтичностью. Торжество многокрасочной жизни художники видят в трудовом порыве по уборке урожая. В движении, сложенном и подчиненном единому ритму действий, ощутима ловкость, молодость, дружная работа. Все это восхищает художников, как и солнечный день, красота спелой ржи, воздух пропитанный пылью и зноем.

  • В какой момент жатвы изобразили своих героев художники? Почему в работах отечественных мастеров чаще представлены молодые крестьянки?
  • Можно ли охарактеризовать фигуры на картине З.Е.Серебряковой как выражение грации, свободы и непринужденности? Как одеты крестьянки?

Физкультминутка. Слайд 12-14 (приложение)

  • Что в рассматриваемых картинах выступает сюжетно – композиционным центром? Какое место он занимает на плоскости (расположен в геометрическом центре, смещен влево, вправо. )? Как поясняет замысел художника?
  • Какой выбран горизонт (высокий, низкий, или он отсутствует)? Почему художник выбрал такой уровень?
  • Как действие развертывается на картинной плоскости (равномерно или сосредотачивается на переднем плане)?
  • Где изображены и как фигуры людей на картине?

Развязка. Практическая работа

- Давайте и мы сегодня попробуем окунуться в мир крестьянского труда и попытаемся создать композицию на тему “Уборка хлеба”, “Поле” - выполним зарисовки женских и мужских фигур в традиционной одежде, отражающей крестьянский труд.

Выполнение композиции в цвете (гуашь или акварель) (рисунок 16 Серебрякова)

  • Легкими обобщенными линиями наметь силуэт фигуры.
  • Уточни основные пропорции фигуры взрослого человека.
  • Нарисуй главные элементы, из которых состоит народная одежда.
  • Выдели цветом характерные особенности костюма

Эпилог. Итог урока.

Посмотрите, какая красивая композиция у нас получилась

– Понравился ли вам наш сегодняшний разговор?

– Какой этап урока вам больше всего понравился?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Наш урок подошел к концу.

Афиширование продукта деятельности, выставление оценок.

Д,З подготовить доклад - Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).

Цели : ознакомить с произведением изобразительного искусства; развивать умение сравнивать цвет и форму натуры с выполняемым рисунком; закреплять значения труда в жизни человека.

Оборудование :

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся .

2. Проверка готовности к уроку.

3. Подготовка красок к работе.

II. Постановка темы урока.

III. Вводная беседа.

Слово учител я. Закончилось лето, и вы вместе с родителями, бабушками и дедушками убираете осенний урожай.

 Расскажите о своих впечатлениях от наблюдений за уборкой осеннего урожая в саду и огороде.

 Какими осенними работами заняты колхозники и горожане?

В это время у земледельца много дел. Он убирает все засеянное и посаженное весной, запасает еду, готовит поля под будущий урожай. Осенью идет уборка урожая. Его убирают машинами – комбайнами. Осенью также убирают картофель и овощи: капусту, морковь, свеклу. После уборки урожая вносят удобрения на поля, а затем поля вспахивают. Зимой вспаханная почва быстро промерзает, и в ней погибает часть семян сорняков, вредные насекомые и их личинки, спрятавшиеся в почву на зиму. На некоторые вспаханные поля уже осенью высевают семена ржи и пшеницы. На огородах сеют морковь, петрушку, укроп.

В садах, парках, скверах высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью или специальной краской.

Осенью и в городах, и в селах люди заготавливают топливо на зиму, утепляют квартиры, закладывают на хранение фрукты и овощи. Земледельцы потрудились на славу. Вся страна благодарит своих кормильцев, без которых не могла бы расти и богатеть наша Родина. Послушайте такие стихи:

СЛАВА МИРУ НА ЗЕМЛЕ!

С хрусткой корочкой витой;

Словно солнцем налитой!

Он пожаловал – пришел.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе, –

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, –

Кто хлеб растил, –

В счастливый час!

Сергей Погореловский

 А какие литературные произведения, посвященные трудовым достижениям русских людей на полях нашей Родины, вы знаете?

Послушайте стихотворения, которые я приготовила к уроку.

Хороши у нас арбузы

В эту осень на бахчах,

Ходит сторож седоусый

С одностволкой на плечах.

Оглядит арбузы зорко

И вернется к шалашу,

Хрустнет дымчатая корка –

Сок струится по ножу.

У меня есть огород,

Все, ребята, там растет.

Вот подсолнух золотой

Чуть качает головой.

Огурцы растут на грядке,

Возле них горошек сладкий,

И чеснок, и кабачок,

И демьянки, и лучок.

Ну, а лучше всех арбуз –

Удивительный на вкус.

До чего ж вкусны и сладки,

Их старательно ращу.

Всех ребят я угощу.

Л. Чернышова

IV. Анализ произведений изобразительного искусства.

 Что вы видите на этой картине?

Огромная скирда еще не обмолоченного хлеба свидетельствует об обильном урожае, которого добились колхозники своим самоотверженным трудом. Люди работают у молотилок, веялок, насыпают тяжелые мешки, грузят их на машины. Им, скромным труженикам, подлинным героям, Яблонская уделила главное внимание. Художница с искренней любовью и большой жизненной убедительностью показала людей труда.

Хорошо передан ритм бодрого, радостного, дружного труда колхозников. Особенно ярко это выражено в образе молодой, красивой, жизнерадостной колхозницы. Ее смуглое разрумянившееся лицо с живыми умными глазами озарено приветливой, чуть задорной улыбкой. Ноги ее утопают в золотистом зерне; красивым, сильным жестом она засучивает рукав. Как по смыслу, так и по конструкции картины она главная героиня. К ее крепкой фигуре сходятся все линии композиции, все персонажи подчинены ей: и колхозница, завязывающая мешок с зерном, и фигуры женщин на дальнем плане.

 Отгадайте, какие овощи и фрукты мы сегодня будем рисовать.

Лежит Егор под межой,

Накрыт зеленой фатой.

Верно, это огурец.

 Какова у огурца форма?

При этом помните, что огурец имеет не просто овальную форму. У него очень вытянутые пропорции.

 А какова цветовая окраска огурца?

 Что это такое? (Морковь.)

В середине сладко.

 Что это такое? (Слива.)

V. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах.

– Внимательно посмотрите, как я выполню рисунок этих фруктов и овощей (см. Приложение).

1. Работу веду от начала и до конца сразу краской – акварелью. Намечаю место каждого из предметов таким образом, чтобы между фруктами и овощами промежуток оказался меньше, чем поле вокруг них. Сразу же не просто определяю, где будет нарисован тот или иной предмет, но и выполняю вторую задачу – определяю форму, на которую он похож. Яблоко похоже на круг, грушу можно вписать в треугольник. Огурец и морковь похожи на вытянутые овалы. Только надо учесть, что у моркови один конец более широкий.

2. Тщательно определяю форму каждого из изображаемых предметов, при этом уточняю пропорции каждого фрукта и овоща.

3. Каждый из фруктов и овощей по контуру прорисовываю более насыщенным цветом. Для яблока этот цвет будет красным, для груши и огурца – темно-зеленым, для моркови – коричневым.

4. Для перехода от этих темных цветов возьмем другие оттенки. Этими цветами заливаем всю поверхность предметов, оставляем лишь белыми, нетронутыми небольшие участки в верхней части слева.

 Что это за поверхности?

Верно, это блики – самые освещенные места на предмете, куда солнечные лучи лучше всего попадают.

Около красного цвета у яблока проложим оранжево-красный цвет, грушу зальем зелено-желтым, а огурец – зеленым цветом. Для моркови возьмем чистый оранжевый цвет.

Теперь ведем работу еще более тонкими оттенками. Главная задача – выполнить наброски как можно ближе по цвету к натуральным. Рисунок закончен.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Перед вами сложные задачи:

1) за ограниченное время необходимо грамотно расположить четыре предмета;

2) определить их пропорции и форму;

3) найти те цвета на палитре, которые соответствуют фруктам и овощам в натуре.

VII. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учител ь. А сейчас перед вами лучшие работы ваших одноклассников. Эти работы отличаются декоративностью и оригинальностью.

Читайте также: