Из семени при прорастании первым появляется зародышевый корешок который затем превращается в корень

Обновлено: 08.07.2024

2500 лет до н.э. известно всего 500 растений. Растительный мир: Животный мир =2200:1. Биомасса 98% нашей суши состоит из растений. Растение - это царство эукариотических фотоавтотрофных организмов. На нашей планете они играют важную роль и являются продуцентами органических веществ и основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи, как бы запутаны они не были, всегда начинаются с продуцентов-зеленых растений. В этой связи трудно переоценить то колоссальное общепланетарное значение, которое имеют растительные организмы на Земле. Они участвуют в организации всех основных типов сообществ (биомов), при этом характер биома определяется, главным образом, характером растительного компонента. Практически нет на Земле таких местообитаний, где могли бы жить другие эукариоты, но не было бы растений.

Цветковое растение и его строение

Цветковое растение - самая многочисленная и самая распространенная группа на Земле. Из 350 тыс. видов, живущих на земном шаре, 250 тыс. видов составляют цветковые растения. Главным признаком, по которому растения относят к группе цветковых, является цветок. Все цветковые растения состоят из органов, выполняющих различные функции и имеющих строение, соответствующее этим функциям.

Основные органы цветкового растения можно представить схемой:

1.1.Корень.

Корень - один из главных вегетативных органов покрытосеменных растений, а также голосеменных и папоротникообразных. В эволюционном отношении это позднее образование. Он возник позже стебля и листа - в связи с переходом растений к жизни на суше. Он является осевым органом, имеет радиальную симметрию и растет своей верхушкой, которая обычно прикрыта корневым чехликом. У корня нет ни листьев, ни в определенном порядке расположенных почек. Боковые разветвления возникают эндогенно (из внутренних тканей). Корневая система формируется на протяжении всей жизни растительного организма. Отличается от стебля тем, что на корне никогда не образуются листья и способность к ветвлению выражена у него гораздо сильнее.

Развитие корня из зародышевого корешка

Первичный корешок закладывается еще в зародыше семени одновременно с почечкой. При прорастании он первым начинает рост, формируя главный корень. Главный корень обладает способностью ветвится, образуя боковые корни 1, 2 ,3-его и т. д. порядков. В ряде случаев боковые ответвления разрастаются настолько интенсивно, что бывает невозможно, выделить главный корень. Количество корней у одного экземпляра может быть очень большим (сотни, тысячи, а иногда и миллионы).

Различают 3 вида корней:

а) главный - корень, развивающийся из зародышевого корешка семени;
б) придаточные - корни, возникающие на других органах растений ( стебле, листе, цветке). Первичные придаточные корни у злаков закладываются еще в стебельке зародыша семени и развиваются при прорастании семени почти одновременно с главным корнем. Встречаются узловые или стеблевые придаточные корни (образуются из подземных или надземных узлов стебля, корневищ); листовые придаточные корни (образуются при укоренении листьев бегонии, фиалки и др. растений). Мощные придаточные корни, образуемые на нижних узлах, называют воздушными, или опорными.

в) Боковые - корни, образующиеся на главном и придаточных. В результате их дальнейшего ветвления появляются боковые корни более высоких порядков.

Вы знаете, что при прорастании семени прежде всего появляется корешок. В начале роста зародышевый корешок семени чуть заметен. Вскоре он вытягивается и становится большим. Почему это происходит?

Зародышевый корешок семени и корень взрослого растения, как и все другие органы, имеют клеточное строение. Клетки зародышевого корешка поглощают растворенные в воде питательные вещества семени, растут и делятся.

Выполняя задание § 19, вы наблюдали за развитием проростка, на корень которого нанесли тушью метки. Что произошло с метками, нанесенными на корешок проростка? Через сутки вы заметили, что на верхушке, то есть на кончике корня, расстояние между метками увеличилось. Это произошло потому, что здесь расположена зона с постоянно делящимися молодыми клетками. В результате деления этих клеток образуются новые — дочерние — клетки. Дочерние клетки в свою очередь делятся и растут. Так растет маленький корешок и постепенно превращается в большой корень.

Корень растет верхушкой. Убедиться в справедливости такого заключения нетрудно. Если отщипнуть или обрезать кончик корня — его верхушку, рост корня в длину прекратится. У корня с отщипнутым кончиком образуется много боковых корней. Каждый из боковых корней также растет в длину своей верхушкой. Это свойство корня используют при выращивании рассады капусты, помидоров, астр и других: культурных растений, имеющих стержневой корень. Прищипывание кончика стержневого корня у растений во время пересадки прекращает рост корня в длину и вызывает рост боковых корней. Прищипывают корень во время пикировки.

Пикировка — это отщипывание кончика корня и рассаживание молодых растений на большие расстояния с помощью заостренного колышка, напоминающего пику. От названия колышка — пики, пикетки — этот процесс и получил свое название — пикировка. Пикировка рассады вызывает рост боковых корней и их разрастание в верхнем, наиболее плодородном слое почвы.

Разрастаются корневые системы и в ширину. Так, у кукурузы корневая система отходит в стороны от стебля почти на 2 м, а у обыкновенного репчатого лука — на 60—70 см.

Особенно сильно разрастаются корни деревьев. Например, у взрослой яблони они растут в стороны на расстояние до 15 м от ствола растения, а в глубину до 3—4 м. Основная масса корней залегает на глубине 15—18 см от поверхности почвы. Поэтому нельзя выращивать овощи, полевые или какие-нибудь другие культуры под кронами плодовых деревьев.

Общая длина всех корней одного растения тоже достаточно велика. Так, если сложить в одну линию все корни одного растения ржи, то получится нить длиной от Москвы до Ленинграда.

Рис. 32. Схема, показывающая последовательность пикировки растений.

Корневые системы различных растений разрастаются в почве неодинаково. Одни уходят далеко вглубь, другие распространяются вширь на небольшой глубине. Корневые системы растений всегда больше их надземных частей.

Рис. 33. Сравнительная длина корней культурных растений: 1 —картофель; 2—горох; 3— рожь; 4— пшеница; 5 — подсолнечник; 6 — сахарная свекла.

Рис. 33. Сравнительная длина корней культурных растений: 1 —картофель; 2—горох; 3— рожь; 4— пшеница; 5 — подсолнечник; 6 — сахарная свекла.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Вверху: зародыш на срезе семени гинкго двулопастного ( Ginkgo biloba ).
Внизу: зародыши на срезах семян риса (подкрашены синим).

Заро́дыш, или эмбрио́н — в ботанике: зачаток нового спорофита — бесполого (диплоидного) поколения в цикле развития высших растений.

Зародыш характерен как для высших споровых, так и для семенных растений.

Зародыш развивается из зиготы — клетки, образующейся при слиянии двух гамет при половом процессе.

Зародыш в значительной степени состоит из образовательных тканей.

Содержание

Строение зародыша

У семенных растений зародыш являются частью семени и состоит из следующих частей:

  • Заро́дышевый корешо́к — часть, из которой развивается главный корень растения.
  • Гипоко́тиль, или гипокотиле, или заро́дышевый стебелёк, или подсемядо́льное коле́но — часть, находящаяся в зародыше между зародышевым корешком и плюмулой; позднее — часть растения, которая расположена между главным корнем и главным побегом; в анатомическом плане гипокотиль также занимает промежуточное положение между корнем и стеблем. При прорастании семени над поверхностью почвы первым обычно становится виден именно гипокотиль — сначала они имеет форму петельки, а затем, распрямляясь, вытягивает из почвы семядоли и зародышевую почечку.
  • Заро́дышевая по́чечка, или плю́мула — часть, из которой развивается главный побег растения.
  • Семядо́ли, или семенодо́ли, или заро́дышевые ли́стья — первые листья растения, развивающиесяся у зародыша ещё в семени; часто существенным образом отличаются от последующих листьев — и по форме, и по внутреннему строению, а иногда и по функции. У голосеменных растений число семядолей составляет от двух до восемнадцати, причём их число может различаться даже в пределах вида. У однодольных семядоля одна, у двудольных — обычно две (но есть исключения: к примеру, у некоторых видовмагнолии могут быть как две, так и три семядоли, а у дегенерии — или три, или четыре семядоли, но никогда две, что рассматривается как примитивный признак, унаследованный от голосеменных предков [1] ). У некоторых высокоспециализированных однодольных растений семядоля трансформировалась в особый орган, защищающий зародышевую почечку — колео́птиль, который имеет вид колпачка (щитка); при прорастании семени он пробивает почву твёрдой верхушкой. [2]

Имеется немало представителей цветковых растений, у которых зародыш не дифференцирован. В одних случаях такая организация зародыша является признаком примитивности, в других — признаком редуцированности (вторичностой упрощённости). У орхидей, а также у многих паразитических (например, из семейств Заразиховые) и сапрофитных (например, из подсемейства Грушанковые семейства Вересковые) растений зародыш именно редуцирован, но нередко бывает трудно установить, первичный это признак или вторичный. [2]




Число семядолей.
Слева: проросток одного из видов рода Сосна, Pinus halepensis, с восемью семядолями.
В центре: проростки зверобоя продырявленного (Hypericum perforatum), с двумя семядолями.
Справа: проросток одного из видов пальмы вашингтонии, Washingtonia filifera, с одной семядолей.

Примечания

  1. Тахтаджян А. Л. Семейство дегенериевые (Degeneriaceae) // Жизнь растений. В 6-ти т. / под ред. А. Л. Тахтаджяна. — М.: Просвещение, 1980. — Т. 5. Ч. 1. Цветковые растения. — С. 121—125. — 430 с. — 300000 экз.
  2. 12Хржановский В. Г. Курс общей ботаники (цитология, гистология, органография, размножение): Учебник для сельхозвузов. Часть 1. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1982. — С. 314—315. — 384 с. — 55000 экз.

Литература

Ссылки

  • Зародыш — статья из Большой советской энциклопедииПроверено 23 марта 2009 г.
  • Семядоли — статья из Большой советской энциклопедииПроверено 23 марта 2009 г.
  • Подсемядольное колено — статья из Большой советской энциклопедииПроверено 23 марта 2009 г.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Зародышевый корешок" в других словарях:

зародышевый корешок — gemalo šaknelė statusas T sritis augalininkystė apibrėžtis Šaknelė, susidaranti gemale formuojantis sėklai. atitikmenys: angl. rootlet rus. зародышевый корешок … Žemės ūkio augalų selekcijos ir sėklininkystės terminų žodynas

ЗАРОДЫШЕВЫЙ КОРЕШОК — зачаточный корешок, заметный уже в зародыше семени, дающий начало корневой системе растительного организма … Словарь ботанических терминов

зародышевый корешок — часть зародыша семени, из которой развивается главный корень растения … Анатомия и морфология растений

главный зародышевый корешок — Корешок, появляющийся при прорастании семян первым. [ГОСТ 20290 74] Тематики семеноводство Обобщающие термины морфологические признаки семян EN primary root DE Hauptkeimwurzel FR radicule primaire … Справочник технического переводчика

придаточный зародышевый корешок — Корешок, появляющийся при прорастании семян некоторых видов растений после развития главного зародышевого корешка, образующийся выше места его отхождения. [ГОСТ 20290 74] Тематики семеноводство Обобщающие термины морфологические признаки семян EN … Справочник технического переводчика

ЗАЧАТОЧНЫЙ КОРЕШОК — см. зародышевый корешок … Словарь ботанических терминов

ПШЕНИЦА — (Triticum), род одно и двулетних трав семейства злаков, одна из важнейших зерновых культур. Получаемая из зерен мука идет на выпечку белого хлеба и производство других пищевых продуктов; отходы мукомольного производства служат кормом скоту и… … Энциклопедия Кольера

ЦВЕТКОВЫЕ — покрытосеменные (Angiospermae), самый крупный отдел царства растений, характеризующийся специализированными органами размножения, образующими цветок. Цветковые растения известны с юрского периода (примерно 150 млн. лет назад): уже в то время они… … Энциклопедия Кольера

семя — орган размножения и расселения голосеменных и цветковых растений; образуется из семязачатка. Состоит из зародыша, запаса питательных веществ и семенной кожуры (запасные вещества могут откладываться в самом зародыше – в его семядолях) (см. рис.… … Анатомия и морфология растений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии в 6-м классе "Виды корней и типы корневых систем".

Виды корней и типы корневых систем 6 класс Урок 3 Чернецова Н.И. , учитель биологии

Виды корней и типы корневых систем

Чернецова Н.И. , учитель биологии

Рассказ с биологическими ошибками

Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом.

Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений.

Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ.

Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение.

Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы.

Рассказ с биологическими ошибками

Мне нравятся уроки биологии.

Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений.

Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ.

Все семена имеют эндосперм , из которого развивается новое растение .

Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы.

Изучение нового материала. Как вы думаете, почему растение не может жить без корня? Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно? Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана? Этой силой обладают корни.

Изучение нового материала.

Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение.

Корни очень крепкие. Попытайтесь разорвать тонкий корешок.

Нелегко это сделать.

А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь.


Ураганный ветер может вырвать дерево. Однако это случается редко. Не у всех растений есть такие мощные корни. У травянистых растений корни обычно небольшие и неглубоко проникают в почву.

Ураганный ветер может вырвать дерево.

Однако это случается редко.

Не у всех растений есть такие мощные корни.

У травянистых растений корни обычно небольшие и неглубоко проникают в почву.

Функции корня:

  • 1) закрепляет растение в почве;
  • 2) поглощает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества, необходимые для жизни растения;
  • 3) в корне образуются многие органические вещества (витамины, гормоны), нужные
  • растению для нормального роста и развития;
  • 4) выделяет в окружающую среду
  • различные вещества (яблочную кислоту);
  • 5) в корнях могут откладываться запасные питательные вещества;
  • 6) является органом вегетативного
  • размножения.


виды корней главные, придаточные и боковые . При прорастании семени первым развивается зародышевый корешок . Он превра­щается в главный корень . Корни, образующиеся на стеб­лях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными . От главного и придаточных корней отхо­дят боковые корни .

виды корней

Виды корней:

Корневая система — все корни одного растения.

придаточный

Корни растут в глубину.

Корни проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы.

Тянутся вдоль поверхности песков .

Рекорд глубины принадлежит корням вяза — 110 метров. У верблюжьей колючки корни уходят на глубину до 15 метров.

Рекорд глубины принадлежит корням вяза — 110 метров.

У верблюжьей колючки корни уходят на глубину до

Роль корней в жизни растений: закрепляют растение в почве; снабжают его водой и минеральными солями, проникая на большую глубину.

Роль корней в жизни растений:

  • закрепляют растение в почве;
  • снабжают его водой и минеральными солями, проникая на большую глубину.

Типы корневых систем Совокупность всех корней растения составляет его корневую систему . В зависимости от типа входящих в неё корней различают корневые системы стержневого и мочковатого типов. Стержневая корневая система образована главным, боковыми и придаточными корнями . Главный корень хорошо выделяется среди других корней. От главного корня отходят небольшие боковые корни . Такая корневая система характерна для двудольных растений (щавель, морковь, свекла, одуванчик, морковь, подсолнечник). Мочковатая корневая система состоит в основном из придаточных и боковых корней . Главный корень либо быстро отмирает, либо не отличается по размерам от придаточных корней. Такой тип корневой системы характерен однодольных растений – (пшеница, ячмень, лук, чеснок, кукуруза, картофель, подорожник, лютик).

Типы корневых систем

  • Совокупность всех корней растения составляет его корневую систему .
  • В зависимости от типа входящих в неё корней различают корневые системы стержневого и мочковатого типов.
  • Стержневая корневая система образована главным, боковыми и придаточными корнями .Главный корень хорошо выделяется среди других корней. От главного корня отходят небольшие боковые корни . Такая корневая система характерна для двудольных растений (щавель, морковь, свекла, одуванчик, морковь, подсолнечник).
  • Мочковатая корневая системасостоит в основном изпридаточных и боковых корней . Главный корень либо быстро отмирает, либо не отличается по размерам от придаточных корней. Такой тип корневой системы характерен однодольных растений – (пшеница, ячмень, лук, чеснок, кукуруза, картофель, подорожник, лютик).

Стержневая корневая система:

хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие.

Мочковая корневая система :

главный корень незаметен среди других .

Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост.


Закрепление знаний 1. Что появляется первым при прорастании семян: зародышевый корень или побег ? (Сначала зародышевый корень, он быстро растет и закрепляет молодое растение, затем начинает расти зародышевый побег); 2. Как называется корень, появившийся из зародышевого корня? (Главный корень) 3.Что происходит с главным корнем? (Он ветвится и образует сеть корней, которую называют корневой системой)

Закрепление знаний

III. Закрепление знаний

Закончите предложения

Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений.

6. Одуванчик

Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”. Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем Оборудование: плакаты, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами. Ход работы 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются? 2. Прочитайте в учебнике (§ 2 ), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми. 3. Отберите растения со стержневой корневой системой. 4. Отберите растения с мочковатой корневой системой 6. Заполните таблицу. 7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем. 8. Заполните схему (учебник, стр.14) Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы Вывод:

Лабораторная работа. “Типы корневых систем ”.

Цель: изучить строение корневых систем, научиться распознавать типы корневых систем

Оборудование: плакаты, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами.

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Прочитайте в учебнике (§ 2 ), какие корневые системы называются стержневыми, какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой

6. Заполните таблицу.

7. Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

8. Заполните схему (учебник, стр.14)

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

IV. Задание на дом: Изучить § 2 , Вопросы № 1-3 (устно) Выполнить задания в конце параграфа, стр. 15-16.

IV. Задание на дом:

  • Изучить § 2 ,
  • Вопросы № 1-3 (устно)
  • Выполнить задания в конце параграфа, стр. 15-16.


-75%


Урок знакомит с вегетативным органом покрытосеменных растений – корнем. Вы узнаете, что по происхождению корни делятся на две группы: зародышевые и придаточные. О том, что различают два типа корневых систем: стержневая корневая система и мочковатая. В данном уроке приводятся следующие понятия: корень, зародышевые корни, придаточные корни, главный корень, стержневая корневая система, мочковатая корневая система.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Виды корней. Типы корневых систем"

Каждое растение представляет собой сложный организм, живое существо, жизнедеятельность которого неразрывно связана с окружающей средой.

Все покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на репродуктивные, или генеративные, и вегетативные. К репродуктивным, или генеративным, органам относят цветок и плод с семенами. К вегетативным органам ― корень, стебель, лист.

Каждый орган выполняет определенные, свойственные ему функции, и в тоже время все органы в своей деятельности взаимосвязаны и тем самым обеспечивают единство растительного организма.

Перейдем к изучению вегетативных органов растения.

Корень — это осевой, обычно подземный вегетативный орган многих растений, обладающий неограниченным ростом в длину.


Роль корня в жизни растения очень велика:

1. При помощи корней растения укрепляются в почве.

2. Корень всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами и снабжает ими растение.

3. Корень осуществляет синтез некоторых органических соединений.

4. Служит для вегетативного (бесполого) размножения.

5. Корень некоторых растений является местом отложения запасных питательных веществ.

Например, у моркови, редьки, свёклы корнеплод, представляющий собой утолщенный главный корень, специально приспособлен для отложения питательных веществ.

Корень реагирует на факторы окружающей среды (удобрения, влагу, химический состав почвы и др.), поэтому растет неравномерно, часто искривляется и проникает в наиболее благоприятные для его развития слои почвы.

Покрытосеменные растения размножаются с помощью семян, которые образуются после отцветания.

Семена растений способны длительное время не прорастать. Однако через некоторое время, попав в благоприятные для прорастания условия, они дают начало молодому растению. При этом зародыш семени должен быть живым.

Для того чтобы семена проросли, должны быть соблюдены три важных условия: наличие воды, наличие кислорода, определенный температурный режим.

Прорастание семени начинается с активного поглощения воды. Семя набухает, и семенная кожура разрывается. Зародыш тем временем продолжает расти. Первым прорастает зародышевый корешок, который довольно быстро закрепляется в почве.

Далее начинает расти зародышевый стебелек, из которого уже над почвой развиваются семядоли (первые листья зародыша растения) и почечка (будущий надземный побег), в дальнейшем превращающиеся в стебель с листьями.

По происхождению корни делятся на две группы: зародышевые и придаточные. Зародышевые корни — это корни, которые развиваются из зародышевого корешка семени.

Формируются они у разных растений неодинаково.

У большинства двудольных растений (древесных ― береза, дуб, груша и др.; и травянистых ― кукуруза, фасоль, горох и др.) при прорастании семени из корешка зародыша развивается один хорошо выраженный корень, который называется главным.

У представителей однодольных растений (пшеница, ячмень, овес и др.) в зародыше семени заложено несколько зародышевых корешков (от 2 до 5), которые при прорастании семени развиваются почти одновременно, и не всегда среди них можно выделить главный корень.

Часто у растений, кроме главного корня и боковых корней, развиваются придаточные корни, которые образуются не из зародыша и не из корня, а из других органов растения — из стеблей, листьев, корневищ.

Корневище является подземным побегом, имеющим чешуевидные листья, придаточные корни и почки.

Наличие придаточных корней хорошо выражено у кукурузы. Придаточные корни у этого растения образуются в несколько ярусов из узлов стебля, расположенных иногда высоко над землей.

Корни обладают способностью ветвиться. По мере роста главного корня появляются боковые корни.


Различают боковые корни первого порядка, которые в дальнейшем развиваются и образуют корни второго порядка, а из них формируются корни третьего порядка и т. д. Ветвление корня способствует увеличению поглощающей и укрепляющей поверхности корня.

Понаблюдаем за тем, как образуются придаточные корни.

Срежем несколько боковых побегов комнатных растений колеуса и пеларгонии так, чтобы на них осталось по 4―5 листочков. Удалим 2 нижних листа и поместим побеги в стаканы с водой. Через какое-то время мы наблюдаем образование придаточных корней.

После того как длина корней достигнет 1 см, можно посадить побеги в горшки с питательной почвой.

Различают два типа корневых систем: стержневая корневая система и мочковатая.

Стержневая корневая система характеризуется наличием хорошо выраженного главного корня, который образует стержень корневой системы с хорошо развитыми боковыми корнями.

Стержневая корневая система свойственна большинству двудольных растений, например люпину, одуванчику и др. Обычно стержневая корневая система хорошо видна только у молодых, выросших из семян двудольных растений.

Мочковатая коневая система, в отличие от стержневой, не имеет явно выраженного главного корня. У растений с мочковатой корневой системой из зародыша семени формируется несколько почти одинаковых первичных корней, более развитый из них является главным.

При дальнейшем росте растений, кроме зародышевых корней, которые часто совсем отмирают, образуется большое количество придаточных корней. Развиваясь, они создают мочковатую корневую систему.


Сравните строение стержневых и мочковатых корней.

Степень развития корневой системы зависит от условий окружающей среды. На плотных почвах с низким содержанием кислорода корни сосредоточены в поверхностном слое. На рыхлых почвах с достаточным содержанием кислорода корневая система способна проникать на большую глубину.

Например, корень сорняка наших полей — бодяка — проникает на глубину до 6 м.

Площадь, занимаемая корневой системой, может быть значительной (например, у кукурузы корни разрастаются в радиусе 2 м, а у взрослой яблони — до 15 м и более).

Благодаря сильному разветвлению корни имеют огромную всасывающую поверхность.

В процессе жизнедеятельности корни выделяю в почву различные вещества, основной составной частью которых является углекислый газ, а также различные органические кислоты (яблочная, уксусная), сахара и другие вещества.

Выделения корней способствуют растворению содержащихся в почве труднорастворимых веществ и делают их более доступными для растений, а также способствуют развитию в почве микроорганизмов, деятельность которых имеет большое значение в питании растений.

Чтобы усилить развитие дополнительных корней в поверхностных слоях почвы, растения окучивают, подсыпая землю к основанию их стеблей. Это искусственное формирование корневой системы.

Мочковатая корневая система, в отличие от стержневой, не имеет явно выраженного главного корня.

Читайте также: