Исстари у русского народа было множество примет которые касались видов на урожай

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. Красотой зимы всегда восхищались поэты и художники.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром,

— посмотрите, как красиво описана в этой загадке зима.

Зима в воображении наших далеких предков представала как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, настоящая хозяйка, знающая толк в своем деле. И одежда у нее была соответствующей: теплый медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор — кика.

Зима повелевала снегами и сугробами, метелями и вьюгами, ветрами и суровыми морозами, она представлялась как суровая повелительница.

Так в теплой избе, у пыхтящего самовара, тихо и просто проходили задушевные беседы, молодежь перенимала опыт родителей, выслушивала советы. Без всяких телевизоров и Интернета перенимала молодежь основы житейской мудрости, усваивала семейные ценности.

Наконец, именно на зиму приходились дорогие сердцу народные праздники: Новый год, Рождество, Крещение, Сретенье, Масленица. С каждым из этих праздников у русского народа связано множество обрядов и примет. Святочными вечерами от души веселилась молодежь, устраивая праздничные колядки и гадания.

Особенно тщательно и усердно готовились к великим православным праздникам. Старинные русские традиции, связанные, например, с приготовлением рождественской кутьи или с освящением воды в ночь Крещения, сохранились и по сей день. К праздникам всегда резали поросенка, нередко деревенские мужики отправлялись в лес на охоту. Добычу — кабана или лося — демонстративно несли на рогатинах, и в деревне воцарялось предпраздничное настроение. Так что зимой веселье в русских деревнях почти не прекращалось.

Открытое занятие

Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

  1. Познакомить детей с историей и традициями на Руси;
  2. Прививать интерес и уважение к народной культуре;
  3. Обогащать словарный запас детей;
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;
  5. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество, самостоятельность.

Ход занятия:

- Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!

-Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. А теперь:

-Проходите поскорее, занимайте все места. Проходите, не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь.

- Сегодня мы с вами будем говорить о традициях и обычаях русского народа.

Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше.
Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?
Например, на Новый год?
Дети: наряжаем елочку, дарим подарки.

-Русский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях – весной сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с песнями.

-Это время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. А чтобы на будущий год Матушка-Земля не обидела своими дарами и дала хороший урожай, в гости приглашали всех соседей и родственников, угощали их на славу и устраивали праздники.

-А как вы думаете, как люди одевались на праздники?

-Нарядно. Одевали самые красивые рубахи и сарафаны

-Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.

Дети: На Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот. А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

- А как вы думаете, где хранилась одежда?

( Дети отвечают – в сундуке)

-Правильно, в сундуке.

Звучит медленная русская народная музыка.

- В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Такие вечера назывались - посиделками.

Рассказ педагога с показом презентации.
Давайте посмотрим, как проходили посиделки в старину.

- Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.

обходится ни в поле, ни дома, ни тем более гуляньях и на праздниках.

- Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.

Традиция – гостеприимство.

Русский народ издавна славен гостеприимством. Все знают и соблюдают эту традицию.

- Это значит гостей принимать.

- встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.

- С какими поговорками о гостеприимстве мы уже познакомились?

Дети: 1. Для дорогого гостя и ворота настежь.
2. Гость доволен – хозяин рад.
3.Гостю щей не жалей – погуще налей.

- Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.

Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?

- Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.

Традиция – хлебосольство.

- В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?

Дети: хлеб и соль.

- Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)

- Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.

Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.

- Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.

Традиция народное гулянье.

- А ну, честной народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!

- Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.

Стол накрывался скатертью, на середину его ставили самовар.

Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками. Затем баранки, бублики, сладости

В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.
По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

(обратить внимание на иллюстрацию).

- В старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки.

Итог занятия.

Дорогие мои, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей.

- Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?
Дети: посиделки.

- Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?
Дети: красное место, красный угол.
- С какими традициями русского народа мы познакомились?

Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.

Вам понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. На этом наше занятие закончено.

Самые точные зимние народные приметы на урожай

Народные приметы на урожай являются результатом многовековых наблюдений за различными природными явлениями, поведением животных и растений. Наши предки умело пользовались этими наблюдениями и могли с точностью предсказывать, какой урожай будет у них в будущем году, когда начинать сев и сбор полевых культур.

Приметы помогали определить и то, насколько богат будет собранный урожай. Все эти суеверия дошли и до нынешнего времени. Ими можно воспользоваться, чтобы подготовиться к будущему сельскохозяйственному году.

Зимние приметы по месяцам

Зима — особое время года, когда начиналась заблаговременная подготовка к земледельческой работе. Люди выходили колядовать, провожали зиму и совершали множество более мелких обрядов — все они были призваны магическим способом повлиять на урожайность земли.

К тому же на каждый зимний месяц у наших предков существовали собственные народные приметы на урожай, связанные с природными явлениями, что помогало определить прогноз на следующий год:

  • Снег выпал 19 декабря — поля и сады богато родят;
  • выпал мокрый снег — к дождливой весне, неурожаю;
  • высокие сугробы намело — будет большой сбор;
  • лед на реке бугристый и неровный — богатый урожай

Год будет урожайным, если в январе:

  • в начале месяца стоят сильные морозы;
  • выпадет очень много снега;
  • деревья покроются инеем;
  • крещенские морозы будут сильнее рождественских;
  • появятся длинные и частые сосульки;
  • часто наблюдается звездное небо

Изобилие хлеба будет, если в феврале:

  • дуют сильные ветра в течение всего месяца;
  • снег колючий;
  • вдруг пойдет дождь.

Если в феврале ни разу не пойдет снег, лето будет засушливым и неурожайным

В первый день зимы ударил крепкий мороз — уродится много хлеба.

Приметы по регионам

В каждом регионе России существуют свои особые суеверия и приметы на хороший урожай. Действуют они только в определенном крае и в других российских областях будут бесполезны:

Регион Приметы
Кубань На Кубани зимы малоснежные, не балуют сугробами. Кубанцы считают, что если снег выпадет обильный и позже, чем обычно, то год будет урожайным. Также жители Кубани заметили, что если на Сретение погода стоит солнечная, лето окажется дождливым, а сборы — скудными
Урал На Урале жители примечают, какая выдалась зима. Если снежная и ветреная, сборы будут обильными, если снега выпало мало — обильных сборов ждать не стоит. На Рождество выпал иней на деревьях — уродятся садовые и огородные культуры. Ранняя весна — хлеба будет мало
Сибирь В холодных регионах страны — в Сибири и на севере — обращают внимание на поведение котов в зимнее время. Если они все время держатся возле тепла и часто умываются — следует ожидать ветреной весны и урожайного лета
Центральная Россия и Московская область Московская область и центральная часть России схожи по своим климатическим условиям, поэтому и приметы здесь одни и те же. В Центральной России определяют урожайность по зимнему русскому празднику святого Николая. Если в этот день выпадет обильный снег, то и земля хорошо родит
Башкирия Жители Башкирии определяют уродит ли земля богато по зимней погоде. Если зима суровая и не балует оттепелями, лето окажется теплым и богатым на хлеб
Чувашия Чувашский народ верит, что если в зимние месяцы часто дует южный ветер, год порадует обилием фруктов и овощей
Татарстан Татарский народ обращает внимание как застывает лед на водоемах. Если слой льда толстый — богатый урожай обеспечен
Ленинградская область В Ленинградской области существует примета на Крещение. Если 19 января небо покрыто облаками — земля родит много хлеба. Безоблачное небо предвещает засуху и неурожайный год

Мудрость, выраженная в многолетних наблюдениях за природой, и сейчас помогает определить, будут ли сборы плодородными и изобильными.


Герои русских народных сказок припадают к земле-матушке дабы набраться силушки богатырской, или спросить у неё совета, а уходя на чужбину, богатырь берёт горстку родной землицы как духовный оберег.

Особое отношение русского народа к родной земле выражается и в земных поклонах, матери и отцу, родному дому и земле родной в знак благодарности и любви.

Клятва землей осталась ныне только в игре, а в былые времена ни один договор или клятва не обходились без обряда с землею, клятвенно доказывая свою правоту ели землю. При делении земли наши прадеды обходили свой участок земли, с комом земли на голове, или на спине, или держали земляной ком за пазухой, как знак собственности.



Несмотря на отчаянную храбрость древнерусских воинов в бою, были вещи, которых они опасались. Среди них — болезни, немощь, смерть.

У русских воинов-казаков было множество примет, предвещающих несчастье. Упадет икона со стены — к смерти; начнут трещать, оседая, стены дома, заскрипит калитка или дверь — опять к смерти; сова заухает — к несчастью, болезни и смерти.

Несмотря на принятие православного христианства в 988 году, в русском народе долгое время сохранялись языческие обычаи и обряды. Воинский казацкий быт сохранил множество языческих суеверий — ночью опасались выходить из дому, поднимать предметы с земли, в горах они опасались вихрей.

Казаки российской императорской армии.

Особая Сила родной земли.

В случае смерти на чужбине родную землю клали вместе с умершим в могилу. Остатки этого древнего ритуала сохранились в народе до наших дней. Вернувшись с чужбину на родину, воины-казаки вставали на колени, целовали родную землю.

После смерти тело казака обмывали и обряжали, хоронили по христианскому обычаю на третий день, гроб казаки несли на руках в христианский храм, где его отпевал православный священник, который потом и провожал его до могилы, а у староверов — покойника на третий день несли прямо на кладбище. По дороге на кладбище и во время похорон у русских казаков-терцев и гребенцев полагалось причитать и плакать. Когда гроб опускали в могилу, собравшиеся родственники и друзья бросали по горсти земли, с пожеланием покойнику Царствия Небесного. Доныне в России соблюдают обычай бросать горсть земли в могилу при прощании с умершим.


Счастьем считалось умереть на своей земле и горем была смерть на чужбине.

И древнерусские воины и сибирские и кубанские воины-казаки верили, что тот, кто похоронен в родной земле, попадёт в рай, поэтому, уходя в военный поход, они всегда брали с собой горсть родной земли. Именно эта горсть родной земли первой падала в могилу воина-казака, и тогда Душа его считалась спасенной и попадала в Рай. Этот древнерусский языческий обычай до сих пор сохранился в русской традиции, родственники привозят на могилу родных, похороненных на чужбине, горсть родной земли.

Поминальный обед устраивали ещё три раза — на третий, девятый и сороковой день — тогда ходили в храм и раздавали вещи умершего с просьбой помолиться о нём. Семья покойного ещё год соблюдала траур по умершему. Награды воина-казака и его вещи, имеющие историческую ценность, часто отдавали на хранение в храмы, так как храмовые молитвы достигали и до умершего хозяина вещей.


Представления о посмертной участи Души русского воина-казака по большей части были схожими, как у кубанских, сибирских, запорожских и других казаков, не зависимо от территории проживания. Русские воины-казаки верили, что душа будет 40 дней проходить воздушные мытарства, ангелы ей помогут восходить в Рай к Богу, а демоны будут искушать и тащить её в ад. Исследователь казачества Малявкин указывал на страх ада, который использовался часто в воспитательных целях: в каждом казачьем дома висели иконы и картины Страшного Суда. Казаки считали, что ад обязательно находится где-то в горах Кавказа. Кубанские казаки считали, что Кавказские горы сотворены самим чёртом — об этом говорили кипящие горячие источники, бьющие из недр земли, как из преисподней.

До принятия христианства в древнерусской языческой традиции вообще не существовало понятия ад, а рай представлялся в виде большого, светлого дома, находящегося где-то на равнине или у подножья гор. Свои знания о бессмертии души, о Рае и аде, о посмертном наказании и награде за добродетели древнерусский христианин получил из Библии, Св. Писания Нового Завета .

Известно, что воина-казака хоронили в полном воинском облачении с оружием, офицеров с эполетами, часто клали в гроб именное и наградное оружие, награды. Верили, что на том свете ангелы узнают казака по одежде и непременно проводят его в рай, а там его по цвету лампас узнают сослуживцы.


Представления о Рае у казаков сохраняло языческие черты — рай они представляли чем-то вроде дружеской, непрекращающейся пирушки, схожей с небесным пиром павших в бою воинов Одина. Этот небесный рай в норвежской мифологии называется Валгалла (Valhalla; Old Norse: Valhöll — Валхолл; СВАРГОЛА, обитель древнеславянского бога СВАРОГА — Бог Солнца, и его сына Сварожича — кузнеца). По преданию, павшие в бою воины Одина будут жить в Раю — Валгалле до Судного Дня — Рагнарека.

В раю павшие в бою воины воскресают, избавляются от ран, и в полном воинском облачении, садятся за общий стол пировать рядом с Одином. На пиру воины пьют бессмертный напиток (=мёд, сома — напиток богов), текущий из сосцов всегда доящихся коз (=олицетворение дождя), и едят мясо вепря ( =вепрь, как олицетворении тучи). Всё, что бывает съедено воинами на пиру за весь день, никогда не умаляется и за ночь опять вырастает.

Истоки этого верования лежат в индийском веровании о корове — общей матери и кормилице всего сущего, рассеченное мясо коровы-кормилицы подавалось на божественных пирах, но каждый раз после съедения мяса коровы грозовые духи вновь создавали священную корову из её снятой кожи. Дождевые облака весной и грозовые тучи вновь собираются и проливают на Землю-матушку благодатный дождь, и земля-кормилица оживает и приносит плоды и богатый урожай. Наши русские сказки упоминают про диво дивное, как оживает убитый медведь или заяц ( = олицетворение грозы).

Корова — главный тотем арийских племён. Арийские кланы продолжают поклоняться корове, вокруг почитания которой будет построено религиозная основа их общества. Не конь, а белая корова у ариев была божественной.

Одно из древнейших верований представляет дождевые облака — быками и дойными коровами Индры, а дождь — молоком, ниспадающим на землю в то время, когда бог-громовник разит их своими молниеносными стрелами. Такое верование должно было опираться на поэтических выражениях языка, уподобивших летнее облако, питающее дождем нивы, — быку, семя которого плодит стада, и корове, молоко которой кормит семью пастуха.

Читайте также: