Исстари у русского народа было множество примет которые касались видов на урожай
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 19.09.2024
Русская зима с её щедрыми снегопадами и трескучими морозами неслучайно стала одним из символов России. Славяне издавна любили зиму, в народном творчестве ей посвящено множество пословиц и поговорок, загадок и считалок. Красотой зимы всегда восхищались поэты и художники.
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом —
Все покрылось серебром,
— посмотрите, как красиво описана в этой загадке зима.
Зима в воображении наших далеких предков представала как большуха, то есть дородная, видная, сильная женщина, настоящая хозяйка, знающая толк в своем деле. И одежда у нее была соответствующей: теплый медвежий полушубок, сапоги на волчьем меху и нарядный головной убор — кика.
Зима повелевала снегами и сугробами, метелями и вьюгами, ветрами и суровыми морозами, она представлялась как суровая повелительница.
Так в теплой избе, у пыхтящего самовара, тихо и просто проходили задушевные беседы, молодежь перенимала опыт родителей, выслушивала советы. Без всяких телевизоров и Интернета перенимала молодежь основы житейской мудрости, усваивала семейные ценности.
Наконец, именно на зиму приходились дорогие сердцу народные праздники: Новый год, Рождество, Крещение, Сретенье, Масленица. С каждым из этих праздников у русского народа связано множество обрядов и примет. Святочными вечерами от души веселилась молодежь, устраивая праздничные колядки и гадания.
Особенно тщательно и усердно готовились к великим православным праздникам. Старинные русские традиции, связанные, например, с приготовлением рождественской кутьи или с освящением воды в ночь Крещения, сохранились и по сей день. К праздникам всегда резали поросенка, нередко деревенские мужики отправлялись в лес на охоту. Добычу — кабана или лося — демонстративно несли на рогатинах, и в деревне воцарялось предпраздничное настроение. Так что зимой веселье в русских деревнях почти не прекращалось.
Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.
- Познакомить детей с историей и традициями на Руси;
- Прививать интерес и уважение к народной культуре;
- Обогащать словарный запас детей;
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительный настрой на данный вид деятельности;
- Развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество, самостоятельность.
Ход занятия:
- Здравствуйте дети! Здравствуйте гости!
-Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. А теперь:
-Проходите поскорее, занимайте все места. Проходите, не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь.
- Сегодня мы с вами будем говорить о традициях и обычаях русского народа.
Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки. В нашей стране есть много традиций, с некоторыми мы уже знакомились раньше.
Какие традиции вы знаете, которые мы соблюдаем на праздники?
Например, на Новый год?
Дети: наряжаем елочку, дарим подарки.
-Русский народ всегда был и остается самым дружным, трудолюбивым, жизнерадостным и хлебосольным. Много времени и сил люди проводили на полях – весной сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку, свеклу, а осенью убирали весь урожай дружно, с песнями.
-Это время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. А чтобы на будущий год Матушка-Земля не обидела своими дарами и дала хороший урожай, в гости приглашали всех соседей и родственников, угощали их на славу и устраивали праздники.
-А как вы думаете, как люди одевались на праздники?
-Нарядно. Одевали самые красивые рубахи и сарафаны
-Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.
Дети: На Руси мужчины носили штаны и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот. А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.
Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.
- А как вы думаете, где хранилась одежда?
( Дети отвечают – в сундуке)
-Правильно, в сундуке.
Звучит медленная русская народная музыка.
- В старину темными, зимними вечерами собирались люди в большой избе. Такие вечера назывались - посиделками.
Рассказ педагога с показом презентации.
Давайте посмотрим, как проходили посиделки в старину.
- Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали.
обходится ни в поле, ни дома, ни тем более гуляньях и на праздниках.
- Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней.
Традиция – гостеприимство.
Русский народ издавна славен гостеприимством. Все знают и соблюдают эту традицию.
- Это значит гостей принимать.
- встречать, угощать, развлекать, дарить и принимать подарки.
- С какими поговорками о гостеприимстве мы уже познакомились?
Дети: 1. Для дорогого гостя и ворота настежь.
2. Гость доволен – хозяин рад.
3.Гостю щей не жалей – погуще налей.
- Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.
Если заходил запоздалый путник: запоздалый, значит, тот, кто приходил поздно ночью, как его встречали?
- Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.
Традиция – хлебосольство.
- В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?
Дети: хлеб и соль.
- Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)
- Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.
Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
- Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. С хлебом солью встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.
Традиция народное гулянье.
- А ну, честной народ, выходите поиграть,
Выши ножки подразмять!
- Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.
Стол накрывался скатертью, на середину его ставили самовар.
Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками. Затем баранки, бублики, сладости
В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара.
По русской традиции, чай пили в прикуску с кусочками сахара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.
(обратить внимание на иллюстрацию).
- В старину чай готовили из трав. Добавляли в чай плоды шиповника, цветы липы, листья смородины и малины. Летом их собирали, высушивали на печке и сухими убирали в специальные льняные мешочки.
Итог занятия.
Дорогие мои, сегодня мы с вами поговорили о русских народных традициях. Узнали, как на Руси с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей.
- Ребята, как назывались вечера, когда люди собирались все вместе?
Дети: посиделки.
- Как называлось место в русской избе, куда приглашали пройти гостя?
Дети: красное место, красный угол.
- С какими традициями русского народа мы познакомились?
Дети: гостеприимство, хлебосольство, народное гулянье, чаепитие.
Вам понравились наши посиделки? Молодцы, спасибо вам. На этом наше занятие закончено.
Народные приметы на урожай являются результатом многовековых наблюдений за различными природными явлениями, поведением животных и растений. Наши предки умело пользовались этими наблюдениями и могли с точностью предсказывать, какой урожай будет у них в будущем году, когда начинать сев и сбор полевых культур.
Приметы помогали определить и то, насколько богат будет собранный урожай. Все эти суеверия дошли и до нынешнего времени. Ими можно воспользоваться, чтобы подготовиться к будущему сельскохозяйственному году.
Зимние приметы по месяцам
Зима — особое время года, когда начиналась заблаговременная подготовка к земледельческой работе. Люди выходили колядовать, провожали зиму и совершали множество более мелких обрядов — все они были призваны магическим способом повлиять на урожайность земли.
К тому же на каждый зимний месяц у наших предков существовали собственные народные приметы на урожай, связанные с природными явлениями, что помогало определить прогноз на следующий год:
- Снег выпал 19 декабря — поля и сады богато родят;
- выпал мокрый снег — к дождливой весне, неурожаю;
- высокие сугробы намело — будет большой сбор;
- лед на реке бугристый и неровный — богатый урожай
Год будет урожайным, если в январе:
- в начале месяца стоят сильные морозы;
- выпадет очень много снега;
- деревья покроются инеем;
- крещенские морозы будут сильнее рождественских;
- появятся длинные и частые сосульки;
- часто наблюдается звездное небо
Изобилие хлеба будет, если в феврале:
- дуют сильные ветра в течение всего месяца;
- снег колючий;
- вдруг пойдет дождь.
Если в феврале ни разу не пойдет снег, лето будет засушливым и неурожайным
В первый день зимы ударил крепкий мороз — уродится много хлеба.
Приметы по регионам
В каждом регионе России существуют свои особые суеверия и приметы на хороший урожай. Действуют они только в определенном крае и в других российских областях будут бесполезны:
Регион | Приметы |
Кубань | На Кубани зимы малоснежные, не балуют сугробами. Кубанцы считают, что если снег выпадет обильный и позже, чем обычно, то год будет урожайным. Также жители Кубани заметили, что если на Сретение погода стоит солнечная, лето окажется дождливым, а сборы — скудными |
Урал | На Урале жители примечают, какая выдалась зима. Если снежная и ветреная, сборы будут обильными, если снега выпало мало — обильных сборов ждать не стоит. На Рождество выпал иней на деревьях — уродятся садовые и огородные культуры. Ранняя весна — хлеба будет мало |
Сибирь | В холодных регионах страны — в Сибири и на севере — обращают внимание на поведение котов в зимнее время. Если они все время держатся возле тепла и часто умываются — следует ожидать ветреной весны и урожайного лета |
Центральная Россия и Московская область | Московская область и центральная часть России схожи по своим климатическим условиям, поэтому и приметы здесь одни и те же. В Центральной России определяют урожайность по зимнему русскому празднику святого Николая. Если в этот день выпадет обильный снег, то и земля хорошо родит |
Башкирия | Жители Башкирии определяют уродит ли земля богато по зимней погоде. Если зима суровая и не балует оттепелями, лето окажется теплым и богатым на хлеб |
Чувашия | Чувашский народ верит, что если в зимние месяцы часто дует южный ветер, год порадует обилием фруктов и овощей |
Татарстан | Татарский народ обращает внимание как застывает лед на водоемах. Если слой льда толстый — богатый урожай обеспечен |
Ленинградская область | В Ленинградской области существует примета на Крещение. Если 19 января небо покрыто облаками — земля родит много хлеба. Безоблачное небо предвещает засуху и неурожайный год |
Мудрость, выраженная в многолетних наблюдениях за природой, и сейчас помогает определить, будут ли сборы плодородными и изобильными.
Герои русских народных сказок припадают к земле-матушке дабы набраться силушки богатырской, или спросить у неё совета, а уходя на чужбину, богатырь берёт горстку родной землицы как духовный оберег.
Особое отношение русского народа к родной земле выражается и в земных поклонах, матери и отцу, родному дому и земле родной в знак благодарности и любви.
Клятва землей осталась ныне только в игре, а в былые времена ни один договор или клятва не обходились без обряда с землею, клятвенно доказывая свою правоту ели землю. При делении земли наши прадеды обходили свой участок земли, с комом земли на голове, или на спине, или держали земляной ком за пазухой, как знак собственности.
Несмотря на отчаянную храбрость древнерусских воинов в бою, были вещи, которых они опасались. Среди них — болезни, немощь, смерть.
У русских воинов-казаков было множество примет, предвещающих несчастье. Упадет икона со стены — к смерти; начнут трещать, оседая, стены дома, заскрипит калитка или дверь — опять к смерти; сова заухает — к несчастью, болезни и смерти.
Несмотря на принятие православного христианства в 988 году, в русском народе долгое время сохранялись языческие обычаи и обряды. Воинский казацкий быт сохранил множество языческих суеверий — ночью опасались выходить из дому, поднимать предметы с земли, в горах они опасались вихрей.
Казаки российской императорской армии.
Особая Сила родной земли.
В случае смерти на чужбине родную землю клали вместе с умершим в могилу. Остатки этого древнего ритуала сохранились в народе до наших дней. Вернувшись с чужбину на родину, воины-казаки вставали на колени, целовали родную землю.
После смерти тело казака обмывали и обряжали, хоронили по христианскому обычаю на третий день, гроб казаки несли на руках в христианский храм, где его отпевал православный священник, который потом и провожал его до могилы, а у староверов — покойника на третий день несли прямо на кладбище. По дороге на кладбище и во время похорон у русских казаков-терцев и гребенцев полагалось причитать и плакать. Когда гроб опускали в могилу, собравшиеся родственники и друзья бросали по горсти земли, с пожеланием покойнику Царствия Небесного. Доныне в России соблюдают обычай бросать горсть земли в могилу при прощании с умершим.
Счастьем считалось умереть на своей земле и горем была смерть на чужбине.
И древнерусские воины и сибирские и кубанские воины-казаки верили, что тот, кто похоронен в родной земле, попадёт в рай, поэтому, уходя в военный поход, они всегда брали с собой горсть родной земли. Именно эта горсть родной земли первой падала в могилу воина-казака, и тогда Душа его считалась спасенной и попадала в Рай. Этот древнерусский языческий обычай до сих пор сохранился в русской традиции, родственники привозят на могилу родных, похороненных на чужбине, горсть родной земли.
Поминальный обед устраивали ещё три раза — на третий, девятый и сороковой день — тогда ходили в храм и раздавали вещи умершего с просьбой помолиться о нём. Семья покойного ещё год соблюдала траур по умершему. Награды воина-казака и его вещи, имеющие историческую ценность, часто отдавали на хранение в храмы, так как храмовые молитвы достигали и до умершего хозяина вещей.
Представления о посмертной участи Души русского воина-казака по большей части были схожими, как у кубанских, сибирских, запорожских и других казаков, не зависимо от территории проживания. Русские воины-казаки верили, что душа будет 40 дней проходить воздушные мытарства, ангелы ей помогут восходить в Рай к Богу, а демоны будут искушать и тащить её в ад. Исследователь казачества Малявкин указывал на страх ада, который использовался часто в воспитательных целях: в каждом казачьем дома висели иконы и картины Страшного Суда. Казаки считали, что ад обязательно находится где-то в горах Кавказа. Кубанские казаки считали, что Кавказские горы сотворены самим чёртом — об этом говорили кипящие горячие источники, бьющие из недр земли, как из преисподней.
До принятия христианства в древнерусской языческой традиции вообще не существовало понятия ад, а рай представлялся в виде большого, светлого дома, находящегося где-то на равнине или у подножья гор. Свои знания о бессмертии души, о Рае и аде, о посмертном наказании и награде за добродетели древнерусский христианин получил из Библии, Св. Писания Нового Завета .
Известно, что воина-казака хоронили в полном воинском облачении с оружием, офицеров с эполетами, часто клали в гроб именное и наградное оружие, награды. Верили, что на том свете ангелы узнают казака по одежде и непременно проводят его в рай, а там его по цвету лампас узнают сослуживцы.
Представления о Рае у казаков сохраняло языческие черты — рай они представляли чем-то вроде дружеской, непрекращающейся пирушки, схожей с небесным пиром павших в бою воинов Одина. Этот небесный рай в норвежской мифологии называется Валгалла (Valhalla; Old Norse: Valhöll — Валхолл; СВАРГОЛА, обитель древнеславянского бога СВАРОГА — Бог Солнца, и его сына Сварожича — кузнеца). По преданию, павшие в бою воины Одина будут жить в Раю — Валгалле до Судного Дня — Рагнарека.
В раю павшие в бою воины воскресают, избавляются от ран, и в полном воинском облачении, садятся за общий стол пировать рядом с Одином. На пиру воины пьют бессмертный напиток (=мёд, сома — напиток богов), текущий из сосцов всегда доящихся коз (=олицетворение дождя), и едят мясо вепря ( =вепрь, как олицетворении тучи). Всё, что бывает съедено воинами на пиру за весь день, никогда не умаляется и за ночь опять вырастает.
Истоки этого верования лежат в индийском веровании о корове — общей матери и кормилице всего сущего, рассеченное мясо коровы-кормилицы подавалось на божественных пирах, но каждый раз после съедения мяса коровы грозовые духи вновь создавали священную корову из её снятой кожи. Дождевые облака весной и грозовые тучи вновь собираются и проливают на Землю-матушку благодатный дождь, и земля-кормилица оживает и приносит плоды и богатый урожай. Наши русские сказки упоминают про диво дивное, как оживает убитый медведь или заяц ( = олицетворение грозы).
Корова — главный тотем арийских племён. Арийские кланы продолжают поклоняться корове, вокруг почитания которой будет построено религиозная основа их общества. Не конь, а белая корова у ариев была божественной.
Одно из древнейших верований представляет дождевые облака — быками и дойными коровами Индры, а дождь — молоком, ниспадающим на землю в то время, когда бог-громовник разит их своими молниеносными стрелами. Такое верование должно было опираться на поэтических выражениях языка, уподобивших летнее облако, питающее дождем нивы, — быку, семя которого плодит стада, и корове, молоко которой кормит семью пастуха.
Читайте также: