Инновационные технологии в театральной деятельности в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

2 Актуальность и перспективность опыта Опираясь на свой профессиональный опыт, могу с уверенностью сказать, игра – основная ступень развития ребенка. Одним из видов игровой деятельности является театрализованная игра. Значение театрализованной игры в развитии ребенка – дошкольника – неоспоримо, именно театрализованная игра помогает сплотить группу объединить детей интересной идеей. Театрализованные игры развивают речь и эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать разыгрываемые события. В процессе сопереживания, как отмечал психолог Теплов, создаются определённые отношения и моральные оценки. Выступая перед зрителями, дети раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера, преодолевают робость и смущения. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребёнка в школе, помогут ему уверенно почувствовать себя среди сверстников. Целевые ориентиры ФГОС ДО, говорят нам о том, что ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности. Театр на тарелочках

3 Предметно-пространственная среда группы Созданная среда предоставляет ребенку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя. В распоряжении детей в театрализованном уголке имеются маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, ширма, различные виды театров. В зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей предметно - пространственная среда в театральном уголке нашей группы постоянно пополняется. Все театральные куклы представленные на слайдах далее, есть в нашей группе. Теневой театр

4 Стендовый театр Театр на фланелеграфе Работу начинала с введения режиссерских игр: театр картинок (на фланелеграфе, магнитный театр). Показывала детям сказки с применением фланелеграфа. Далее, организуя театр картинок, побуждала к ролевой речи, предлагала детям подобрать иллюстрации по тексту. Затем дети, используя фланелеграф, самостоятельно показывали друг другу знакомые сказки. Магнитный театр Стенд-книжка

5 Настольный театр Знакомила детей с разными куклами настольного театра. Подбирала такие литературные произведения, в которых персонажи, поворачиваются, встречаются друг с другом, останавливаются и разговаривают. Работали с детьми над текстом: читали его несколько раз вслух, обдумывали манеру говорить за персонажа, распределив роли, проводили читки, во время которых учились говорить за каждый персонаж, чтобы детям было понятно, какой картинке принадлежат те или иные слова. Текст заучивали наизусть. С самого начала обращала внимание на то, чтобы текст совпадал с движением картинок. Театр матрёшек Цилиндровый театр

6 Верховой театр Театр ложек Пальчиковый театр В работе с пальчиковым театром, театром ложек предлагала детям самостоятельно придумать небольшие истории, происходящие с куклами, чтобы ребёнок сам сочинял диалог, искал выразительные интонации. Помогала только наводящими вопросами, не давала готовых образцов для подражания. В старшей группе познакомили детей с театром бибабо. Рассмотрели куклу, определили характер, учила детей управлять куклой. Готовили декорации. И как итоговое мероприятие показали сказку детям средней группы. Театр бибабо

12 Театральная культура Знакомила детей с основными понятиями и терминологией театрального искусства. Для этого мы посещали театральные представления, ходили на экскурсии в библиотеку, в дом культуры, проводила беседы, смотрели слайд презентации. Благодаря такой работе дети усвоили правила поведения в театре, познакомились с театральными профессиями. Увидели на презентации театр с наружи и внутри, сравнили какой был театр в Древней Греции, и современное устройство театра. Работа костюмера Работа гримёра

14 Праздники Яркие и запоминающиеся впечатления на детей производят праздники и развлечения, проводимые в МАДОУ. Здесь дети могут проявить свою инициативность, участвуя в различных сценках, играх и танцах. Встреча с героями из сказок помогают воспитанникам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ.

15 Таким образом, можно сделать вывод, что развивать творческие способности дошкольников лучше всего именно через театральную деятельность, так как театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка. Она способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы: создаёт условия для социализации ребёнка: помогает осознанию у ребёнка чувства удовлетворения, радости, выявлению скрытых талантов. К тому же для ребёнка театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Театрализованная игра – один из видов игры, в котором дети способны самовыражаться, развивать творческие способности и умение реализовываться. А также в театрализованной игре происходит личностное развитие и воспитание индивидуальности.

Цель нашего проекта максимально раскрыть творческие способности детей и умение использовать их, не только в творческих проявлениях, но и дать возможность ребенку почувствовать себя раскованным, свободным, коммуникативным со сверстниками и взрослыми.

  • развивать у детей желание участвовать в творческих проектах;
  • развивать творческие способности ребенка;
  • развивать интерес к постановке и умение вносить идеи в соответствии с поставленными задачами;
  • пробовать себя на различных ролях, используя навыки театрального мастерства;
  • прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, русским народным и литературным сказкам;
  • развивать личность ребенка, формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры;
  • совершенствовать навыки воплощения в игре определенных переживаний;
  • развивать патриотические чувства, нравственное воспитание (воспитание любви и уважения к своей Родине, ее истории, культуре своего народа);
  • развивать способность у детей воспринимать художественный образ, изображать его;
  • создать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии;
  • улучшить психологическую атмосферу в группе, выйти на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Инновационная идея заключалась в том, что в решении этих задач нам помогали родители, а именно, когда дети не имели достаточно знаний, умений и навыков (в младшем дошкольном возрасте), режиссерами выступали воспитатели, а артистами были родители, а в старшем дошкольном возрасте режиссерами, постановщиками, артистами и декораторами были сами дети.

В этой статье мы хотим поделиться опытом проделанной работы, ее организацией и проведением.

Мы поняли, что нельзя останавливаться и решили более углубленно заняться этой работой и ее исследованием.

Исследовательскую работу мы отразили в графиках.

Уровень развития детей по эстетическому воспитанию

Уровень развития детских способностей и активности в творческих проектах

Сравнительный анализ активного участия родителей в художественно-театрализованных постановках

Перед выбором следующей для себя постановки родители с большей заинтересованностью и активностью подошли к выбору материала. Если в первой постановке использовались костюмы сказочных героев из ателье детского сада, то для этой постановки родители разработали эскизы, осуществили их в костюмы, тщательно и продуманно подбирали атрибуты, делали декорации. Мы остались в роли режиссеров, музыкальных постановщиков и постановщиков световых эффектов. Если первая постановка – попурри двух сказок, то вторая – трех. Если первая постановка – актеры только родители, то во второй были задействованы и их старшие дети.

Родителей было невозможно остановить: они стали самостоятельно ставить спектакли и показывать детям вместо приглашенных театральных трупп; выступали на садовских мероприятиях. Их количество с каждой постановкой увеличивалось: от 5 в младшей группе до 13 к старшему дошкольному возрасту. Увлечены постановками стали и папы, бабушки и дедушки.

– Ребенок стал “режиссером” (идеи досуга высказывали дети, придумывали своих героев, высказывались о музыкальном сопровождении досуга);
– ребенок стал “профессиональным актером” (развились коммуникативные способности, эмоциональность, чувствительность, развивается способность самоконтроля, ребенок овладевает вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя);
– ребенок стал “активным зрителем” (развилась наблюдательность, устойчивое внимание, умение анализировать и умение высказывать свое мнение);
– ребенок стал “декоратором” (научился изображать впечатления на бумаге, у него развились художественно-изобразительными умения, чувство цвета, формы в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом).

А самое главное, дети и родители вышли из детского сада сплоченными, дружными, активными и благодарными нам за проделанную работу.

Таким образом, мы сделали для себя вывод – если проводить углубленную работу по эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей совместно с родителями, они начинают ощущать роль и значение искусства, его доброту и силу, органическое единство искусства и жизни.

Оценить 2050 1

Донецкая Народная Республика

управление образования администрации города Донецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ул. Славина, 5 , г. Донецк, 83057, тел.: 0958767517

Капнулина Наталья Анатольевна

Музыкальный руководитель

Опыт работы музыкального руководителя

Театр – это волшебный мир . Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей…

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

– как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

– как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;

– как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Я в своей работе стараюсь использовать новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей, которые способствуют формированию гармоничной личности. Смысл моей работы заключается в том, чтобы оживить музыкальную деятельность с детьми, дать возможность более красочно и наглядно представить все её направления.

дает возможность существенно обогатить, качественно обновить процесс приобщения к музыкальному искусству;

повышает мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий: происходит развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, чувственного);

усиливается положительная мотивация к обучению воспитанников;

создаётся дополнительный стимул у детей для изучения нового материала, облегчения его восприятия,

активизируется познавательно — речевая деятельность.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации и рекомендации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках.

Научнаяновизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников с помощью инновационных технологий, средствами театрального искусства, средствами музыкотерапии, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий, в обозначении основных направлений организации музыкально - театрального искусства.

Цель: формирование художественно – эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности, определение значения театрального искусства как средства развития музыкальных творческих способностей детей, эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.

Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

Использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;

Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку;

Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности, музыку.

Гармоничное сочетание традиционных средств, с применением инноваций позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.

Инновационная деятельность предполагает четыре взаимосвязанных этапа:

На сегодняшний день в своей практике музыкального воспитания я использую следующие инновационные формы и виды деятельности для развития музыкальности ребёнка.

1 . Коммуникативные игры и танцы.

2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).

3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).

4. Логоритмические упражнения (воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки.)

5. Речевое музицирование, (чтение стихов, речевых пьес на фоне музыкального сопровождения)

6. Игры звуками (элементарные формы музыкальной импровизации, использование в качестве инструментов ЛЕГО кубики)

7. Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл.

Одним из инновационных методов, которые я использую в своей работе, являетсяэвритмия, она способствует оздоровлению и развитию детей. Эвритмия – это уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность. Это искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи. Эвритмия разработана Рудольфом Штейнером и получила широкое распространение в мире. Я нахожусь в стадии изучения этого инновационного для меня метода.

Такие формы работы рождаются постепенно, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи; обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации.

Но, конечно же, особое место занимаютмузыкально-ритмические движения, как вид деятельности, развивающий внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность и эмоциональность, творческое воображение. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка.

Для того, чтобы вызвать у детей потребность в движении нужно движения преподносить им в интересной игровой форме. Для этого я использую занятия на степах, анимационные танцы и флешмобы.

Степаэробика развивает у детей чувство ритма, координацию движений, особую двигательную музыкальность, способствует созданию благоприятного психоэмоционального настроя у ребенка, т.к. все движения выполняются под веселую энергичную музыку.

Анимационные танцы – это набор движений под четкую музыку, выполняемые в среднем ритме, где не нужна особая подготовка. Дети выполняют все по показу взрослого и им это очень нравится. Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми.

Опираясь, на поставленную задачу, меня, как музыкального руководителя , привлекает использование инновационных технологий и в театрализованной деятельности. Природа театральной деятельности многообразна . Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой , ритмом и словом. В процессе театрализованных игр , происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах . Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности. В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используюигротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности , одной из которых в детском саду является театрализация . Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя .

Основной идеей моей работы является приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности , способностям проявлять музыкальное творчество .

В работе по организации театрализованной деятельности я использовала различные формы в том числе и инновационные технологии, такие как музыкотерапия.

Музыкотерапияпредставляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития. Сегодня этот метод активно используется в коррекции эмоциональных отклонений у детей младшего возраста. Они касаются их страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и др. Правильный выбор музыкальной программы – ключевой фактор музыкотерапии. Для того чтобы музыка оказывала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Например, для укрепления и оздоровления дыхательной функции я использую духовые инструменты (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки, и др.), при слабой мелкой моторике пальцев - клавишные инструменты (игрушечное пианино или детский синтезатор), при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы (звуков моря, леса, грозы и др.) Дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением.

На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки : слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений , анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности . В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ . Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях , были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку , глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Занятия провожу в каждой возрастной группе один раз в неделю во вторую половину дня.

Опыт работы показывает , что дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно, способствует раскрытию их творческих проявлений.

Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально- театрализованных занятий . Играет роли в спектаклях, принимает участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Это помогает более рационально использовать время на занятиях, что решает проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Наш коллектив придает большое значение работе с родителями . Участие родителей в театрализованных представлениях , праздниках, развлечениях, флешмобах помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе , объединяя усилия заведующей, методиста, музыкального руководителя , воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку , творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Результативность опыта

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью с использованием инновационных технологий очевидна , так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку , слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

- У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.

- Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

- Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).

- Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

- Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

- У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).

- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

- У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

- У детей появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.

- Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности .

У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего периода.

Из диаграмм видно, что в 2016г вначале работы с детьми по применению инновационных технологий в театрализованной деятельности детей с высоким уровнем музыкально - творческого развития в театрализованной деятельности было 28% , с низким уровнем - 20 % , со средним - 52%. По результатам диагностики в мае 2017г. значительно увеличился результат. Детей с высоким уровнем стало значительно больше - 60 % , со средним - 40% , а с низким уровнем стало всего 0 %. Предполагаемая причина низкого уровня - отсутствие детей по болезни.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу , что система проведенной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной в моей работе с детьми . На протяжении этих двух лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности , получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности . Итак, использование инновационных технологий в музыкальном образовании и воспитании детей позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для меня.

Формула успеха.

Работая 19 лет в дошкольном учреждении музыкальным руководителем, я часто размышляла о том, в чем заключается успех или неудача театрализованной игры, досуга, праздников? Делаю все одинаково, занимаюсь с детьми всех возрастных групп, а результат часто бывает разным. Иногда в тех группах, где усилий затрачено больше, представление не проходило лучше. Рассуждая над этой проблемой, пришла к выводу, который проверила на всех удачных спектаклях: суть успеха заключается во взаимной любви детей и воспитателей, музыкального руководителя и детей, родителей и педагогов. А также взаимопониманием между музыкальным руководителем, воспитателями и родителями.

Если эти составляющие присутствуют на представлении, то взаимная любовь друг к другу выбрасывает в зал мощный поток положительной энергии, которая завораживает зрителей, не оставляет никого равнодушным (конечно, если предварительно проделана огромная работа по обучению детей, развитию детского творчества). Эта положительная энергия завораживает не только зрителей. Но и нас, взрослых, а также наших детей, и они чувствуют себя необыкновенно раскованно, играют с большим подъемом, вдохновением.

Если одно из звеньев расторгнуть, то мощного потока не получается, и театрализованная деятельность становится тусклой, неинтересной. Нет той изюминки, которая может сделать спектакль ярким.

Итак, формула успеха заключается во взаимной любви детей и взрослых, увлеченных любимым делом.

Дети создания удивительные ,они каждый день совершают открытия ,заставляя нас взрослых взглянуть на мир по новому и чтобы их понять нужно стать чуть-чуть ребенком и посмотреть на мир его глазами. Мы с моими ребятами играем каждый день, отгадываем , загадываем различные предметы и я хочу напомнить вам , что все мы родом из детства и немного поиграть)

Мы хотим познакомить или рассказать вам об одном из видов театра, это театр-тантамарески.

Тантамареска может быть как с одной прорезью для лица, так и с несколькими, всё зависит от задумки всей композиции в целом.

Театр тантамарески доставляют детям радость, но их особая заслуга в том, что они помогают разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении народа и с малознакомыми людьми. Дети, спрятавшись за картинками, чувствуют себя легко и раскрепощённо. Им доставляет огромное удовольствие играть роли.

С ними можно побывать в далекой стране или моментально перевоплотиться в сказочного героя. Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, выстраивать диалог, помогает разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении малознакомых людей. Театр тантамарески является для ребенка путеводителем в мир открытий.

С ними можно побывать в далекой стране или моментально перевоплотиться в сказочного героя. Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, выстраивать диалог, помогает разрушить психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении малознакомых людей.(дети спрятавшись за картинки чувствуют себя более раскрепощено ). Театр тантамарески является для ребенка путеводителем в мир открытий.

Во всех детских садах огромное разнообразие видов театров . Сегодня хотим показать, как появился у нас в группе такой вид театра , как театр - свиток , на основе театра тантамарески . Мы с напарницей решили сделать к русской народной сказке "Лиса и заяц".

то, что нам нужно на первом этапе - рулон обоев, карандаш, иллюстрации сказки. Рисуем главные сюжеты сказки, разукрашиваем. " ламинируем" скотчем и всё. можно играть!

2.Изготовлены ширмы из плотного картона. Одна сторона с вырезами, другая сплошная. При оформлении можно разукрасить красками, в нашем случае, ширмы обклеены цветной самоклеющейся пленкой.

Далее подобрали сказочных персонажей и нарисовали на ватмане. Нарисованные персонажи могут быть использованы отдельно от ширм (если это необходимо)

Продумывая способ крепежа, остановились на прищепках, работа с которыми развивает мелкую моторику рук.

Ширмами можно играть как на столе, так и на полу, используя в качестве напольной ширмы для театральных постановок .

Игры можно любые придумать. Например : один ребенок стоит за ширмой , а второй меняет рисунок и предлагает первому отгадать кто он сейчас, задавая наводящие вопросы.

3.Пальчиковые игрушки- тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку. Использовать тантамарески можно при заучивании стишков, потешек , рассказывании сказок,историй собственного сочинения, в театральных играх, играх импровизациях, и даже при поздравлении детей с днем рождения, в непрерывно-образовательной деятельности. Тантамареска в руках ребенка может превратиться во что угодно.

Сейчас я попрошу выйти всех желающих принять участие в мастер –классе. Предлагаю выразить друг другу радость от нашей встречи.

Кроме того что мы используем тантамореску на занятиях и в кружковой

деятельности, она нашла своё применение для поздравления детей с Днём рождения

Но самый большой эффект принесли тантамарески, когда я решила внести

ширму в группы для вновь прибывших детей. Выяснилось, что новенькие дети,

вместе со всеми остальными, спрятавшись за ней, начинают чувствовать себя легко

и раскрепощённо, стеснение и неуверенность исчезают без следа, дети легко

вливаются в коллектив.

Игры для пособия мы подбираем с учётом уровня развития детей и возможности решения программных задач. Использую игры на развитие речи, мимики, пантомимики и мелкой моторики, разучиваем мини-диалоги и стихи, роли к спектаклям.

Результаты внедрения нашей педагогической идеи свидетельствуют, что

подобное игровое пособие действительно можно использовать как средство

всестороннего развития детей. Оно даёт возможность в полной мере реализовать на практике принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

Пособие не только поднимает эмоциональный настрой в обыгрывании персонажей, но и разрушает психологический барьер, за счет снимаемых вкладышей дети чувствуют себя более раскрепощено, защищенными от посторонних взглядов, не испытывают стеснения отрабатывать согласованность слов с действиями.

Инновационная идея пособия заключается итеграции методов и приемов театрально-игровой технологии, взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. С помощью данного пособия проходит взаимопроникновение и взаимосвязь всех областей педагогического процесса.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию ценностного отношения к окружающему миру

-воспитывать культуру поведения в социуме, навыки общения со сверстниками.

Образовательные:

- активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.

-продолжать учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза, жесты, мимика, эмоции, голос)

-учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнёра, использовать в речи разные типы предложений, упражнять детей в согласовании слов в предложении.

-учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей.

Развивающие:

- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.

- развивать доверительные взаимодействия между детьми и взрослым

Для развития самостоятельности детей используются разнообразные приемы:

Выбор детьми роли по желанию.

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей.

Распределение ролей по карточкам.

Проигрывание ролей в парах (благодаря этому приему, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменять друг друга).

Ожидаемый результат:

Дошкольник, обладающий развитыми творческими и речевыми способностями, положительным отношением к театральной культуре.

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Цель: -расширить знания педагогов в вопросах использования в театрализованной деятельности тантамарески.

- создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса;

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами и для них без участия детей;

-лекция с элементами презентации +практическая работа.

Оформление:

- презентация по теме мастер-класса;

1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретически - демонстрационная часть.

3. Практическая часть.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Тема мастер – класса: “Ловкие пальчики” с использованием приема “тантамарески”

Цель:
1. Совершенствование мелкой моторики рук детей раннего возраста через использование разнообразных приемов и методов;
2. Формирование познавательной активности, речевой деятельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
В.А. Сухомлинский

Вопрос развития мелкой моторики рук детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается специалистами в области дошкольного образования.

Мелкая моторика – это выполнение мелких и точных движений кистями и пальчиками рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.
Мелкая моторика влияет на сенсорное развитие детей, помогает обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
Также мелкая моторика развивает все познавательные процессы ребенка: речь, восприятие, внимание, память, воображение
Учитывая важность и актуальность проблемы по данной теме, а также результатов диагностики, решила вести с детьми углубленную работу в данном направлении.
Для этого я решила использовать игры-шнуровки из изолона. Приятный на ощупь, не рвется. Все персонажи разные по цветовой гамме, тем самым вызывают желание у детей играть с ними.
Таким образом, игры - шнуровки способствуют формированию речевой деятельности и развитию мелкой моторики.
Для развития мелкой моторики рук использую пальчиковые игрушки – тантамарески.
Тантамарески – это фигурки животных или сказочных героев с вырезанными в них прорезями для пальчиков рук. Изготовить их можно из изолона, разными по цветовой гамме.
Игры – тантамарески развивают мозг ребенка, познавательную мотивацию, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию и любознательность. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Дети,если играют в пальчиковые тантамарески, то любая игра проходит весело, они представляют себя, например, в роли маленькой мышки или хитрой лисы.
Также для родителей своей группы я проводила мастер – класс по изготовлению пальчиковых – тантамаресок, где родители проявили свои творческие способности и фантазию.
Одним из разновидности тантамарески является картинка с отверстием для лица. Она может быть как сразу для нескольких людей, так и для одного. На ней может быть изображено животное, супергерой, персонаж из фильма или мультфильма. Использование данной тантамарески многогранно: для чтения и составления сказок, использования в театральной деятельности.

Читайте также: