Инклюзивные технологии в детском саду

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 18.09.2024

Задача инклюзии детей с особенностями развития в социум – приоритетная задача всей системы образования. Решение этой задачи определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры.

Оценить 261 0

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ

Трудно говорить об инклюзии, потому что всегда трудно говорить о вещах само собой разумеющихся. С одной стороны, инклюзия – это воплощение мечты человека о справедливом мире, где ни одна группа людей не изолирована от других, а интересы каждого учтены и уважаемы другими людьми.

Задача инклюзии детей с особенностями развития в социум – приоритетная задача всей системы образования. Решение этой задачи определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры.

Доступность качественного дошкольного образования для всех граждан является одной из основных целей модернизации устройства ДОУ. В процессе модернизации необходимым становится решение следующих задач:

• создание в ДОУ среды без барьеров, которая бы позволяла детям инклюзивной группы быть полноценными участниками современного дошкольного образовательного процесса;

• становление связей сотрудничества и их укрепление между ДОУ и учреждениями социальной сферы.

На сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно инклюзивное образование может дать им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Отличительной особенностью инклюзивного образования является тот факт, что детям инклюзивной группы доступны одинаковые условия для того, чтобы они могли гармонично, на равных с остальными детьми правах, включиться в воспитательно-образовательную систему.

Инклюзивное образование ориентировано на детей:

с задержкой психического развития;

с легкой умственной недостаточностью;

с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы;

с речевыми нарушениями;

детей с нарушениями моторики;

с проблемами развития опорно-двигательного аппарата.

Совместное обучение детей с различными начальными возможностями будет допустимо, если в ДОУ будут созданы особые условия. Так можно выделить несколько главных принципов инклюзии:

ценностная значимость человека не состоит в зависимости от его способностей и достижений;

каждый из представителей человеческого рода от рождения имеет способности к тому, чтобы чувствовать и думать;

у каждого человека от рождения есть право общаться и быть услышанным;

каждый человек нуждается в другом человеке;

только реальные взаимоотношения могут гарантировать реальное полезное и качественное образование;

каждый человек, независимого от своего возраста, испытывает потребность в поддержке другого человека, своего ровесника;

необходимо опираться при обучение на то, что обучающийся может, чем на то, к чему он не способен и что ему не по силам;

все составляющие жизни человека способно усилить разнообразие, наличие возможности выбора.

Однако, среди явных недостатков инклюзивного образования можно выделить следующие моменты:

психологическую несостоятельность общества, неготовность принять человека инклюзивной группы;

отсутствие совершенства в системе социальной поддержки и обеспечения таких людей.

Обучение в инклюзивных ДОУ даёт возможность детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт. Пользу от инклюзивного обучения получают также семьи и, в целом, сообщества.

От практики инклюзивного обучения получают пользу как дети с проблемами в развитии, так и дети, развивающиеся типично.

Для детей с проблемами в развитии:

возможность наблюдать и имитировать навыки общения и модели поведения детей, развивающихся нормально.

увеличение количества социальных взаимодействий помогает детям развить дружеские отношения и положительные социальные социальные взаимоотношения, а также приобрести социальный круг поддержки;

активизация когнитивного развития: широкий спектр параметров от большей сообразительности до улучшения мотивации обучения;

создание базы для независимого эффективного функционирования в обществе в жизни в будущем.

Дети с типичным развитием:

начинают понимать те трудности, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью; это воспитывает у них чуткость в отношении потребностей других людей, учатся лучше принимать различия;

они узнают, что все люди могут преодолеть существенные сложности и добиться успеха;

начинают лучше относиться к людям, которые отличаются от них;

с большей вероятностью примут на себя более значительную социальную ответственность;

в различных жизненных ситуациях дети, обучавшиеся в инклюзивных классах, проявляют больше уверенности в себе.

Необходимые условия инклюзивного образования в ДОУ

В дошкольных учреждениях у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои. Очень важным аспектом в инклюзивном образовании является ее направленность на работу с семьей в целом, с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений. Необходимым является формирование детско-родительских отношений, это обосновано тем, что только при взаимодействии и родителями и близкими людьми возможно гармоничное развитие ребенка. Еще один очень важный момент, положенный в основу деятельности педагогического коллектива – побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения.

Современная система дошкольного образования готова принять в себя только тех, кто отвечает её конкретным требованиям, то есть она направлена, главным образом, на детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, одинаковые для всех. В результате же этого получается так, что дети с особыми воспитательно-образовательными потребностями выпадают из общего процесса. Эту проблему призвано решить инклюзивное образование. Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику при этом не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование таит в себе большие возможности и является носителем новых перспектив для социального развития общества, что является актуальным процессом во всем мире. Развитие инклюзивных подходов в образовании является важной задачей для учителей, специалистов, руководители систем образования и имеет положительные возможности для усовершенствования таких моментов как творческое взаимодействие, профессиональное общение и совместный анализ результатов и достижений. В результате данных совместных действий происходит обмен мнениями, разработка необходимых и оригинальных концепций и идей. Это очень важно для профессионального развития каждого из участников данного процесса.

Общество всегда что-то теряет, если определенная часть населения не может участвовать в жизни местных сообществ. Дети, которые учатся жить и играть в группе, поощряющей разнообразие, становятся более уверенными в себе, независимыми и продуктивными взрослыми; они делятся своими умениями и талантами с другими людьми. Сообщества выигрывают от того, что люди с инвалидностью вносят свой вклад в благосостояние общества.

Список литературы

1. Бурлова Н.Б. Социальная защита детства / Н.Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 10, с. 56-60.

2. Гулидов П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.

4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М.: Просвещение, 2005, – 272 с.

Авторы: Полякова Татьяна Сергеевна, Пашкова Мария Владимировна
Должность: воспитатель, заведующий
Учебное заведение: БДОУ города Омска "Детский сад №358 комбинированного вида"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: презентация
Тема: "Инклюзивное образование в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Предоставьте каждому человеку все те права,

Полякова Татьяна Сергеевна

Специально дошкольное образование

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими

возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он

может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то

новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их

ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как

построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную

направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Актуальность

Одна из важных проблем образования сегодня – развитие новых подходов к образованию лиц с

Основа инклюзивного образования - исключение

любой дискриминации детей, которая обеспечивает

равное отношение ко всем людям, но создает особые

условия для детей, имеющих особые образовательные

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного,

среднего, профессионального и высшего образования

Развитие инклюзивного образования – процесс сложный,

многогранный, затрагивающий, помимо научных и

методологических – социальные и административные

ресурсы и требующий кардинальной перестройки

современной системы образования.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ОВЗ,

тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в

Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и

доказанной эффективностью и результативностью ранней

коррекционно-педагогической помощи “особому” ребенку.

inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю , общим словом -

включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с

ОВЗ в образовательных учреждениях

Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается,

охватывается, или входит в состав, как часть целого ; это активное включение детей,

родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность:

проведение общих мероприятий,

праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ

Инклюзия – это процесс, требующий перестройки на всех

уровнях человеческого функционирования , процесс интеграции

детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой,

этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных

достижений, состояния здоровья, уровня развития, пола, возраста,

принадлежности к той или иной социальной группе социально-

экономического статуса родителей и других различий

Виды инклюзии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Виды инклюзии условно обозначают по уровню включения ребенка в образовательный процесс:

«Временная (точечная)

включается в коллектив

сверстников лишь на

кратковременно в играх

или на прогулке.

включение ребенка в режиме

половины дня или неполной недели,

например, когда ребенок находится

в группе сверстников, осваивая

непосредственно учебный материал

в ходе индивидуальной работы, но

участвует в занятиях по

физической культуре, музыке и др.

вместе с другими детьми

посещение ребенком с ОВЗ

возрастной группы в режиме

полного дня самостоятельно или с

занимается на всех занятиях

совместно со сверстниками. При

этом выбираются задания

различного уровня сложности,

дополнительные игры и

Необходимо понять, что инклюзия –

это не интеграция, это более широкое понятие!

Дети живут вместе в обычной группе детского сада

Специалисты помогают детям.

Обычные группы изменяются.

Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка

Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.

Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить

Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для

социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии

Равные возможности для каждого!

Мир без границ!

Ц ель и задачи инклюзивного ДОУ и процесса

модернизации образования :

Специфические задачи:

квалифицированная коррекция отклонений в

физическом или психическом развитии

интеграция детей с отклонениями в состоянии

здоровья в единое образовательное

психофизическими особенностями развития

организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной

среды, позволяющих детям с ОВЗ

получить современное дошкольное качественное

образование и воспитание,

гармоничное всестороннее развитие личности;

создание возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива

Цели и задачи - система задач трех уровней:

коррекционный

- исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития ;

профилактический

- предупреждение отклонений и трудностей в развитии

Развивающий

- оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития .

перечисленных

эффективность

инклюзивного обучения и коррекционно-развивающих программ.

Техническое оснащение образовательных учреждений;

Разработка специальных учебных курсов для педагогов и воспитанников, направленных на

развитие их взаимодействия с инвалидами;

Необходимые специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации

детей с ОВЗ в ОУ;

Значительная корректировка мировоззренческих инвариантов (универсалий) ее научного

Разработка временных атрибутов этапов развития системы, для чего, опираясь на общую

теорию гармонии систем, необходимо введение категории меры, определяющей «… характер

Меры для решения поставленных задач :

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

выражается в том, что эти дети имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-

волевые проблемы, испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладение

навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная

деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. В тоже время

практика показывает, что проблемы в развитии ребенка с ОВЗ обусловлены не только

биологическими факторами, но и неисполнением главных педагогических закономерностей:

ограничено общение, деформирована система коллективных отношений (прежде всего со

сверстниками), отсутствует или сужена социальная активность

Ребенок с особенностями развития – прежде всего Ребенок !

Немного из истории

Инклюзивное обучение и воспитание – закономерный этап развития системы образования в любой

стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. О проблеме

инклюзивного образования говорить начали давно, но начиная с 1970-х годов, она стала приобретать все

В США инклюзивные ДОУ стали серьезной альтернативой специализированным. По данным

министерства образования в США более 50 % детей дошкольного возраста с ОВЗ воспитываются в

государственных инклюзивных ДОУ. В Швеции и Португалии почти все дети с ОВЗ посещают общие

детские сады. В Венгрии, Франции и Германии действуют специализированные учреждения, и разные

формы инклюзивных ДОУ. Количество детей, посещающих инклюзивные дошкольные учреждения, в разных

регионах каждой из этих стран разное. В Германии около 80 % детей дошкольного возраста с ОВЗ.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том

числе: расширение доступа к образованию (widening participation); мэйнстриминг (mainstreaming) -

предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых

программах; интеграция (integration) - приведение потребностей детей с психическими и физическими

нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной

ДОУ . Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей разделение

различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека

как полноправного участника образовательного процесса; включение,

или инклюзия - реформирование детских садов и школ перепланировка

учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям

всех детей без исключения.

В России начали решать проблему социализации детей с ОВ через создание специальных

реабилитационных центров. Основная особенностью такого центра - только здоровые педагоги

общались с детьми-инвалидами.

Первые инклюзивные ОУ появились в нашей стране на рубеже 1980-1990 годов. В Москве в 1991 году

школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321). Основная особенность в случае инклюзивного

образования - здоровые дети общаются с детьми инвалидами

В 1992 году в России в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному

обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные

конференции В 2001 году участники конференции приняли Концепцию интегрированного образования лиц

с ОВЗ. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы

Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести

эти курсы в планы повышения квалификации педагогов ОУ.

Основные проблемы инклюзивного образования в России

Несовершенная образовательно-организационная система ДОУ, в условиях слабого

нормативно-правового обеспечения, на уровне документов, регламентирующих

финансовое, юридическое обеспечение образовательного процесса

слабое методическое обеспечение

ДОУ не готово самостоятельно оказать им необходимую и организованную

инклюзивное образование требует создания психологически комфортной среды при

попадании ребенка с ОВЗ в новые группы

состояние материально-технической базы, так как развитие инклюзии в ДОУ находится в

прямой зависимости от решения вопросов финансирования пребывания ребенка с

особенностями в ДОУ.

кадровое обеспечение служб комплексного сопровождения детей с ОВЗ;

не разработанность тезаурусного поля инклюзии и вопросов толерантности

недостаточная включенность родителей в коррекционно-реабилитационный процесс

культура в освещении темы о детях с ОВЗ и их инклюзии СМИ и сложившийся

менталитет общественного восприятия;

Педагогического характера:

рассмотрение развития каждого ребенка как

уникального процесса (отказ от сравнивания

детей друг с другом)

активизация когнитивного развития через

коммуникацию и имитацию

Преимущества инклюзивного образования

Социального характера:

развитие самостоятельности через предоставление помощи;

обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и

Психологического характера:

исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности

Медицинского характера:

исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и

Детские сады компенсирующего вида –

дети одной категории, специалисты, специально

организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады комбинированного вида –

дети разных категорий и дети возрастной нормы,

специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи,

Консультативный пункт)

– дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

дети разных категорий и специалисты.

Массовые детские сады, в которых создается инклюзивная дошкольная группа в

режиме полного дня;

Центр игровой поддержки развития (ЦИПР)

Структурные подразделения ДОУ, осуществляющее инклюзивное

образование:

Модель дошкольного инклюзивного

образовательного учреждения

научно-методический совет ДОУ;

педагогический коллектив инклюзивной

родители, Родительский комитет;

ИОМ разрабатывается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и

включал следующие базовые направления:

смена ведущих мотивов деятельности,

развитие эмоционально-делового и предметного общения,

развитие и активизация общих движений,

развитие предметных действий и предметной деятельности,

развитие наглядно-действенного мышления,

интенсивное накопление пассивного словаря,

стимуляция активной речи,

овладение различными навыками в процессе подражания,

становление представлений о себе,

формирование предпосылок к конструктивной

и изобразительной деятельности

закрепление навыков самообслуживания

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка ОВЗ

Содержание работы в инклюзивных группах ДОУ

программами реализуемыми в ДОУ.

компетентностей в различных видах детской деятельности

Обучение в сотрудничестве на основе организации работы в малых смешанных группах;

Индивидуальная программа обучения (ИПО);

Компетентный подход и инклюзивное образование.

Педагоги, варьируют затраченное время в соответствии с усвоением материала и их

способностями, но при этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше

внимания , дают меньший объём заданий и в облегченной форме

Активное вовлечение детей, родителей и специалистов в развитие деятельности ДОУ

Педагогический поиск направлен на те виды коммуникации или творчества, которые будут

интересны и доступны каждому из участников группы.

Педагог лишь создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во

взаимодействии с другими детьми. .

Внимание акцентируется педагога на возможности и сильные стороны ребенка

индивидуальные занятия со специалистами

активные действия в специально организованной среде

- свободная игра в групповом

помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка

совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми

праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Формы инклюзивного образования

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных

формах образования

Беседы и чтение художественной литературы,

моделирование игровых ситуаций, через дидактические игры ,

индивидуальные занятия со специалистами,

активные действия в специально организованной среде (свободная игра в

групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка),

совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми,

проведение режимных моментов воспитательно-образовательного процесса

формирование навыков саморегуляции и самообслуживания

с родителями

тематические родительские собрания и консультации

доступная информация о работе по инклюзии

с педагогами

массовых групп

педсоветы, круглые столы и совместное обсуждение перспективных направлений

посещение педагогами и воспитателями инклюзивной группы

родительские

комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие

занятия, музыкальные занятия,

консультирование родителей специалистами по интересующим вопросам,

обсуждение волнующих родителей проблемы,

информационную и психологическую поддержка.

выходного дня.

являются составляющей всего инклюзивного процесса, важным ритуалом группы и

Аннотация: В связи с изменившимся подходом к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья появляются новые программы, технологии и методики, которые нацелены на всестороннее развитие дошкольников. В данной статье раскрывается сущность музыкально-театрализованной деятельности как синтеза различных видов искусства и театрализованной игры, которая является ведущим видом деятельности дошкольников. Они являются важнейшим средством социальной адаптации детей с ОВЗ.

Бессонова.pdf

Музыкально-ритмические упражнения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (РАС)

Волкова И.В. Муз.-ритмич.упражнения в работе с детьми с ОВЗ (РАС).pdf

Волкова И.В.доклад.pdf

ГУЗОВСКАЯ доклад.pdf

ГУЗОВСКАЯ Презентация Суд-жок.pdf

Осовик. Неверова. Ермакова.pdf

Организация сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ на территории Поволжского образовательного округа

Коблова Галина Алексеевна - Руководитель отдела Службы ранней диагностики, коррекции, развития ребёнка и его семьи г. Новокуйбышевск

Анисимова Людмила Петровна - Кандидат педагогических наук, старший методист Службы ранней диагностики, коррекции, развития ребёнка и его семьи г. Новокуйбышевск

АНИСИМОВА КОБЛОВА.pdf

Кузнецова О.В. Презентация.pdf

Мастер – класс для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Левина .pdf

Игры и игровые приемы в коррекции социально-коммуникативной и речевой деятельности в работе с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста в системе инклюзивного образования

Музулькова Дердиященко презентация.pdf

Аннотация: В практической основе инклюзии лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного воспитанника, соответственно процесс должен быть организован так, что бы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ЗПР. Дети данной категории, не смотря на проблемы в психическом и психологическом состоянии, остаются детьми. Они так же любят играть – хоть и испытывают трудности в формировании мотивационно-целевого компонента игры. Игры, предлагаемые нами детям, воспитывают эмоциональную отзывчивость и сопереживание, развивают социальный и эмоциональный интеллект, формируют основы безопасности в быту, социуме и природе. Преимущество использования предлагаемых нами игр для детей с задержкой психического развития в среде инклюзии – наравне с детьми, занимающихся по общеобразовательной программе, заключается в том, что в этих играх дети сами, добровольно подчиняются определённым правилам, общими для всех, что делает их поведение осмысленным, осознанным, критичным и дает почувствовать себя равными.

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов, дефектологов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер.

Еще одним условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.

Актуальность создания экспериментальной площадки.

Опираясь на прогнозирование, число дошкольников с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения при организации и содержании среды, в которой будут находиться дошкольники.

Краткая аннотация проекта

Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательном дошкольном учреждении по индивидуальной программе обучения, успешной их социализации к школе. Дошкольники получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности, при правильной организации и содержании окружающей их среды. Проект будет реализован через вовлечение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся по средствам создания вокруг дошкольников соответствующей среды и условий.

Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов дошкольного учреждения, в состав которой войдут администрация дошкольного учреждения, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели группы. Всего в проекте будут принимать участие 6 педагогов и 3 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Длительность проекта определяется медицинскими показаниями дошкольников, индивидуальной траекторией обучения. Предложенную нами модель инклюзивного образования можно будет использовать в других дошкольных образовательных учреждениях.

В будущем, это поможет в решении возникшей российской проблеме постепенного повсеместного перехода к инклюзивному образованию, как к более гуманному, адекватному способу интеграции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в школу, а дальнейшем в современное общество.

Актуальность проекта

Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися.

Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организована кружковая работа различной направленности. В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики;

- распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференциях, через стажировки.

Цель и задачи Программы

Целью программы является создание условий для получения образования по полной общеобразовательной, дополнительной с учетом индивидуально- образовательной программы дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья).

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

повышение степени реализации принципов доступности и качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста с особыми нуждами;

разработка и реализация концептуальных основ развития инклюзивного образования в рамках региональной образовательной системы;

организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках включения их в среду общеобразовательного дошкольного учреждения;

создание специальных условий реализации образовательных потребностей дошкольников с ОВЗ (образовательные программы, технологии их реализации, система управления ИО РОС);

организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников дошкольного образовательного учреждения, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими дошкольного образования.

Ресурсное обеспечение проекта

- два здания кирпичных двухэтажных, рассчитанное на 250 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:

- общего образования, включающие игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.

- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;

- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха;

- административно – бытовые (кабинет заведующего, старшего воспитателя, делопроизводителя);

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет в актовом зале.

Санузлы оборудованы закрывающимися кабинками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение.

Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:

учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование – 90 %, среднее специальное – 10%. Из них: С высшей категорией – 30% , с первой категорией – 60 %, соответствуют должности– 10 %. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегия достижения поставленной цели. Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутрисадовского контроля и инициативная группа.

Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год), заседаниях МО воспитателей (два раза в год), заседаниях инициативной группы.

Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и содержат следующие направления деятельности:

1. Повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

2. Материально-техническое и организационное обеспечение;

3. Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

4. Создание в дошкольном общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Дошкольное образовательное учреждение с инклюзивной группой решает следующие задачи:

Создание единой психологически комфортной образовательной среды для дошкольников, имеющих разные стартовые возможности;

Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации дошкольников с особенностями развития на этапе дошкольного воспитания и обучения;

Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

Преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной деятельности;

Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья дошкольников;

Социально-трудовая адаптация дошкольников с особыми образовательными потребностями.

Мероприятия

Исполнители

Внесение изменений в уставы и локальные акты дошкольного учреждения

Внесение изменений в штатное расписание ДОУ

Создание компьютерной базы данных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах. Корректировка базы 3 раза в год

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ДОУ

Создание сетевого взаимодействия ДОУ с ЦВР, разработка планов совместной работы ДОУ, заключение договоров

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития дошкольников, нуждающихся в инклюзивном образовании

Старший воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед

Создание и организация работы творческой

группы по инклюзивному образованию

Администрация, педагогический коллектив

Май- август 2018уч.год

январь- май 2019уч.год

Изучение и обобщение опыта работы воспитателей по системе инклюзивного образования

Проведение заседаний дошкольных методических советов по вопросам организации и реализации инклюзивного образования в ДОУ

Администрация, руководители МО

Организация досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов (кружковая работа)

Анализ годового плана ДОУ с целью корректировки деятельности педагогического коллектива по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детьми-инвалидами.

Администрация, руководители МО, воспитатели

Укрепление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения для реализации программы инклюзивного образования

Разработка и принятие ежегодных планов сетевого взаимодействия с учреждениями и организациями

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Взаимодействие с отделом социальной защиты населения, органами опеки и попечительства с целью сверки списков детей-инвалидов, состоящих на учёте

Администрация, воспитатели, инструктор по физической культуре

Организация работы совета учреждения, родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии.

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

Организация работы по информированию родителей о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования

Организация работы дошкольного психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк) с целью выявления особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания индивидуальной консультативной помощи обучающимся и их родителям

Администрация, педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед, мед. сестра

Участие в конкурсах творчества воспитанников на различных уровнях.

Составление индивидуальных программ сопровождения воспитанников с особенностями психофизического развития.

Педагоги, педагог-психолог, учитель-логопед

Август – сентябрь 2018

Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели

Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий.

Сентябрь 2018 – январь 2019уч.год

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам полугодий с целью диагностики и динамики развития воспитанников. В практической деятельности планируется взаимодействие с дошкольными учреждениями п.г.т.Чишмы и методистами ресурсного центра г. Уфа, а так же со школой №4.

Практическая значимость результатов проекта

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ОВЗ.

3. Общество получит полноценно развитых личностей из числа детей с ОВЗ, максимально социализированных, к дальнейшему обучению в школе.

4. Обучение станет более доступным для дошкольников, испытывающих проблемы в здоровье.

5. Родители смогут быть активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

6. Воспитанники дошкольного учреждения приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Читайте также: