Игровые технологии в работе логопеда в детском саду по фгос

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

(3 слайд) Утверждение о том, что игра - это ведущая деятельность дошкольника известна всем.

(4 слайд) На сегодняшний день достаточно большое количество детей, нуждается в логопедической помощи. Для детей с речевыми нарушениями характерна повышенная утомляемость, неустойчивое внимание, сниженная познавательная активность. Игровые формы обучения с детьми, имеющими речевые нарушения, приобретают важное значение, так как именно в игре возрастает интерес, возникают положительные эмоции у детей и познавательная активность. Проведение логопедической работы с дошкольниками через игру не вызывает сомнений.

(5 слайд) Использование на коррекционных занятиях игровых приемов необходимо в еще большей степени, чем в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дошкольник с речевыми нарушениями, как правило, не всегда замечает дефектное произношение, и соответственно не стремится самостоятельно от него избавится.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков длительный и однообразный. Необходимо не один раз проделать одни и те же артикуляционные упражнения, повторить бесконечное количество раз один и тот же звук, слова, предложения. Не всегда это дается ребенку легко, и как правило, если возникают трудности у ребенка пропадает желание и интерес к занятиям.

(6 слайд) И вот здесь, большую помощь в работе с детьми, могут обеспечить игровые технологии. В педагогике под игровыми технологиями понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом.

Основная цель использования игровых технологий на логопедических занятиях - повышение мотивации к занятиям, развитие любознательности и как результат - увеличение результативности коррекционно-развивающей работы.

В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем ее основные направления. Буду рада, если Вы будете дополнять перечень игр и игровых упражнений.

Коррекционное обучение осуществляется поэтапно и игры, и игровые упражнения используются в соответствии с выделенным направлением, этапами и задачами осуществляемой работы.

На первом этапе ведется работа по укреплению мышц артикуляционного аппарата, а также формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.

(7 слайд) Артикуляционная гимнастика не всегда легко дается детям, требует усидчивости и терпения. Но если добавить к упражнениям игровую ситуацию и познакомить детей с Веселым Язычком, у ребят появляется интерес, а наглядное и стихотворное сопровождение упражнений позволяет провести данный вид работы совсем не скучным. Также в своей практике я активно пользуюсь интернет – ресурсами, где артикуляционная гимнастика проходит особо ярко. Можно проводить артикуляционную гимнастику под музыку, подобрав простые мелодии к каждому упражнению.

Пособие представляет собой сказочный теремок, изготовленный на листе ватмана, который разделен на 5 ячеек (этажей). К теремку также идет набор карточек - символов (окошек), на которых изображены:

- положение артикуляционного аппарата (губ, языка, зубов);

- тактильные признаки (воздушная струя, голос);

- буквы согласных звуков.

(14 слайд) Эффективны упражнения с использованием графических навыков: ребенок рисует и проговаривает закрепляемый звук.

Детям также нравится пропевать закрепляемый звук под простую мелодию, используя при этом детский микрофон.

Хочется отметить, что активное применение компьютера значительно экономит силы и время при подготовке к занятиям, так как многие задания можно подготовить заранее и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям.

Таким образом, необходимость применения игровых технологий на логопедических занятиях способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и позволяют ускорить преодоление речевых расстройств.

В современной коррекционной педагогике появляется много новых идей, терминов, направлений: “оригинальная методика обучения правильной речи”, “современные подходы к обучению чтению”, “педагогическая технология” и т.п. Смысл каждого направления заключается в том, что можно выразить простой формулировкой – “хорошая методика”. Каждое направление является открытием современного варианта ранее известного. Если новое – хорошо забытое старое, то, может быть стоит пользоваться старыми терминами, известными методиками? Хорошо забытое старое возрождается только при появлении нового. Два варианта – старый и новый – в своих деталях обязательно будут отличаться. В трудах классиков коррекционной педагогики я нахожу массу мудрых мыслей, которые актуальны сегодня в работе с детьми с нарушениями речи. Но эти мысли стали понятными после того, когда к ним пришла самостоятельно. Благодаря современному пониманию “новой проблемы” открывается мудрость веков в решении проблемы.

Наука о понимании – герменевтика – констатирует, что в книгах можно найти пищу для размышления над уже знакомыми, доступными для понимания проблемами или подтверждение правильности своих решений. Но не сами решения! Социо-игровая педагогика – педагогический стиль, особый подход, название которого перекликается с его внутренней сущностью. Мы привыкли считать, что работа будет спориться при условии хорошего настроения. При социо-игровом подходе оказывается наоборот: условием хорошего настроения становится именно сама работа. Формулировка “социо-игровая педагогика” станет формулировкой собственной, содержательной, если логопед примет и усвоит идею не через подражание, а через собственное открытие-понимание этого подхода к коррекции речевых нарушений. Только тогда социо-игровой стиль в коррекционно-развивающей работе логопеда будет личностным.

В практической деятельности коррекционная педагогика всегда индивидуальна. Социо-игровой стиль из абстрактной идеи станет реальной коррекционно-педагогической технологией, если большинство логопедов найдут свой собственный вариант применения этих подходов.

Особенности социо-игрового подхода в коррекции речевых нарушений

Несколько лет назад я прочитала книгу Е.Е.Шулешко, А.П.Ершовой, В.М.Булатова “Социо-игровые подходы к педагогике”, мне посчастливилось принять участие в практических семинарских занятия Е.Е.Шулешко. Имея опыт работы в должности воспитателя, методиста детского сада, я, как учитель-логопед, определила для себя особенности социо-игрового подхода, применимые в коррекционной работе:

Особая психологическая атмосфера: практический путь коррекции и развития детей с нарушениями речи лежит в выражении личности в образе самостоятельно избранного действующего лица.

Особые “живые” занятия: занятия, на которых участники имеют возможность “проживать” и интеллектуально, эмоционально реагировать на происходящие события.

Таким образом, переосмыслив свои взгляды на коррекционную работу, я выделила для себя основные принципы социо-игрового подхода.

Принципы социо-игрового подхода в работе логопеда

Принцип игры-жизни микрогруппы: организация коррекционно-развивающего занятия как игры-жизни между микрогруппами (малыми социумами 3-6 детей с нарушениями речи) и одновременно в каждой из микрогрупп, деление детей на группы является приёмом, возвышенным до принципа (именно в подгрупповой работе таятся корни успеха коррекционной работы)

Принцип изменения роли логопеда: изменение судейской (оценивающей) роли логопеда-судьи и переход на роль логопеда-советчика, оценка успеха-неудачи, отработанная собственными усилиями, точнее и полезнее для развития ребёнка, чем оценка “хорошо-плохо” со стороны логопеда.

Принцип решения коррекционно-развивающих задач: интегрированность – взаимосвязанный, гармоничный, целостный процесс (решение коррекционных, воспитательных, образовательных, развивающих задач логопедом; специалистами, родителями), коррекционные занятия как естественная жизнь детей с использованием накопленного личного опыта и определённых знаний, детей увлекает сама возможность проявлять инициативу и применять свой опыт на занятиях.

Принцип полифонии: в логопедии – “голос” ребёнка с речевой патологией самоценен и значим для общего “звучания”, для решения поставленных логопедом задач в совместной деятельности.

Первостепенное значение для “живого” проведения коррекционных занятий имеет позиция

Социо-игровые задания-упражнения для детей с нарушениями речи

С использованием навыка ориентировки в пространстве
Название Правила проведения
“Что

по словам, по слогам, шёпотом, быстро, медленно, с разной интонацией

Представленный ниже конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с дислалией демонстрирует возможность использования социо-игровых приёмов в коррекции звукопроизносительной стороны речи.

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в старшей группе

Тема: автоматизация звука [ Ц]

Цель: закрепление правильного произношения звука [ Ц] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи: Воспитывать умение анализировать звукопроизношение других детей, находить и исправлять ошибки собственного неправильного произношения. Учить техническим средствам речи (интонационная выразительность). Развивать навыки звуко-слогового анализа. Закреплять навык работы в подгруппе (парами, тройками, всей подгруппой).

Структурные элементы занятия Социо-игровые приёмы Инструментарий
Организационный момент “Эхо”: логопед (или выбранный ребёнок) воспроизводит несложный ритмический рисунок, по сигналу (по взгляду или др.) дети повторяют ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)
Мотивация, тема занятия. “Разрезная картинка”: сюжетная картинка со звуком [ Ц] (цыплёнок Цыпа) – дети собирают картинку, угадывают тему занятия: научим цыплёнка правильно произносить звук [ Ц] . Картинный материал
Изолированное произношение звука [Ц] “Волшебная палочка”: дети выполняют задание по очереди друг за другом (артикуляционная гимнастика, артикуляционный уклад, правильное произношение звука) “Волшебная палочка” – предмет по выбору детей (мяч, карандаш, игрушка и др.)
Автоматизация произношения звука [Ц] в слогах “Эхо” (с мячом): проговаривание слоговых цепочек. Говорящий (логопед, ребёнок) произносит – играющие “эхом” повторяют, точно так же, как было произнесено автором (интонационная выразительность: тихо-громко, грустно-радостно). Деление на пары по считалке “Цыпа, Цыпа, не сердись, Лучше в пару становись: 1-2-3 – пару бери”
Автоматизация произношения звука [ Ц] в словах, фразах “Слова со звуком [ Ц] ”: игра начинается со слов “Я вижу…”. Дети называют слова на заданный звук. Задание выполняется в микрогруппах. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя. Деление на группы по выбору детей (по росту, по цвету глаз, по росту, по желанию, по именам и т.п.). Картинки со словами на звук [ Ц] (в начале, в середине, в конце слова)
Звуковой анализ Слова из предыдущей игры: дети проводят звуковой анализ самостоятельно, потом проверяют выполнение друг у друга (ходят в гости), слоговой анализ (деление слов на слоги) проводится всей подгруппой Карточки-слова, фишки для звукового анализа
Рефлексия Анализ: как учили цыплёнка Цыпу правильно произносить звук [ Ц] ? (индивидуально, парами, микрогруппой). Цыплёнок благодарит детей - силуэтное изображение цыплёнка: соединить точки по порядку. Карточки с силуэтным изображением Цыпы

Хочется отметить, что ситуации сотрудничества создаются логопедом на коррекционном

Автор: Гринь Анна Борисовна

Населенный пункт: г. Рязань

Развитие ребенка неразрывно связано с речью. Грамотная чистая речь – одно из условий познания ребенком окружающего мира, совершенствование его интеллектуального развития, психических процессов, личностных качеств.

В последние годы произошло усложнение дефектов речи: изменились количество и структура дефектов их характер, глубина. Если ранее были нарушены один или два звука, то сейчас - несколько групп. Усложнились и дефекты в самой структуре. Практически, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений. Кроме того дети логопаты имеют психологические особенности, а также проявления повышенной раздражительности, возбудимости, апатичности, заторможенности, негативизма, психической истощаемости и пр.

Непрерывная образовательная деятельность в ДОУ реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию. При этом педагог использует разнообразные формы и методы работ, выбор которых осуществляет самостоятельно в зависимости от решения конкретных образовательных задач, от уровня развития детей, с учетом их возраста и особенностей. Но сложно научить ребенка тому, что не вызывает у него интереса. Трудно найти ребенка, который не любит играть. Именно игровые методы работы с детьми являются универсальными, через которые осуществляются процессы обучения и развития и прекрасно вписываются в концепцию, заданную ФГОС ДО.

В ходе игры учитель-логопед контролирует процесс, предоставляя детям максимальную свободу в подборе и выполнении условий игры, используя при объяснении инструкции эмоциональную, захватывающую интонацию.

В коррекции звукопроизношения дидактические игры решают задачи подготовки артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука, нормализуют звукопроизношение. Сегодня в логопедической практике известно множество разнообразных игр по коррекции звукопроизношения, но необходимость проведения большого количества подгрупповых и индивидуальных НОД с дошкольниками с разными речевыми возможностями и психологическими особенностями требует постоянного поиска новых игровых приемов, модификации общеизвестных игр, использования нетрадиционных вариантов игр по исправлению дефектных звуков.

Приведу несколько примеров модифицированных и авторских игр, направленных на развитие и совершенствование произносительной стороны речи. Их можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.


Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры. Логопед выкладывает на столе карточки-символы артикуляционных упражнений, выполнены в форме частей гусеницы. Дети берут карточку, говорят название упражнения и выполняют его и собирают гусеницу.

Материал для игры: кубик с кармашками для карточек-символов, карточки-символы артикуляционных упражнений, , игровой кубик.

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры. Дети бросают вначале кубик, на гранях которого закреплены символы артикуляционных упражнений, а затем бросают второй кубик и определяют количество повторений упражнения.


Материал для игры: Шесть гласных звуков - шесть объемных моделей Звукариков: положение губ - указывают на схематичную артикуляцию; цвет одежды - красный, обозначает, что это гласный звук; полуоткрытый рот говорит о свободном выдохе воздуха - ведь гласные звуки легко поются.

Цель: уточнение правильной артикуляции гласных звуков, развитие навыков голосоподачи, пропевания звуков, развитие фонематических процессов, включая в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный на материале гласных звуков, формирование навыков простейшего анализа и синтеза. Приведу пример нескольких игр:

Ход игры: Выставляется Звукарик. Ребёнок, глядя на Звукарика и в зеркало, придаёт губам форму гласного звука, а затем поёт этот звук. Логопед рукой показывает длительность звука, громкость звука; повышение-понижение звука.

Ход игры: Педагог или дети выставляет двух (трех) Звукариков. Задача детей пропеть звуки поочередно; В процессе игры Звукариков меняют местами. После пропевания звуков, проводится простейший звуковой анализ слияний.


Материал для игры: цветные дорожки с фишками и кармашками для слогов, фигурки из киндер-сюрприза.

Цель: автоматизация звуков на материале слогов, развивать фонематический слух, мелкую моторику.

Ход игры: Логопед выставляет дорожку с отрабатываемым слогом. Ребенок называет слог в кармашке и шагает фигурками (или пальчиками) по фишкам.

Цель: автоматизация звуков на материале слов, фраз, развитие зрительного восприятия, закреплять знание обобщающих понятий, развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие

В ходе игры можно предложить ребенку: определить место заданного звука в словах; придумать предложение с названием любой картинки; разделить слово на слоги и посчитать их количество; выделить живое и неживое; назвать слова ласково.


Цель: автоматизация звуков на материале слов, фраз развитие зрительного восприятия, закреплять знание обобщающих понятий, развивать фонематический слух, мелкую моторику, зрительное восприятие.

Вариант 1 (настольный)

Материал для игры: предметные картинки со звуком, требующим автоматизации, картинки детей на подставках .

На подгрупповых занятиях можно предложить детям встать в круг на ковре. Перед ними логопед выкладывает предметы и игрушки с автоматизируемым звуком и дает дошкольникам карточки с изображением детей. Далее игра продолжается аналогично описанной выше. Когда все предложения составлены, дети хлопают в ладоши, передвигаются по кругу и далее составляют предложения уже со следующим предметом. Таким образом, ребенок многократно проговаривает трудный звук во фразе.

В ходе игры логопед может решать и задачи развития лексико-грамматической, интонационно-выразительной стороны речи и другие.


Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах.

Материал для игры: бумажная сумка с кармашками, предметы, предметные картинки.

Проведение занятий в игровой форме позволяет активизировать учебный процесс, способствует максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения. Дети быстрее включаются в работу, раскрепощаются, улучшается их эмоциональное и психическое состояние. В игре происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу. Таким образом, в процессе дидактических игр на логопедических занятиях у детей не только совершенствуется звукопроизношение, но и увеличивается словарный запас, развивается слуховое внимание и фонематический слух, раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с различными дефектами речи. Все это побуждает дошкольную образовательную систему находить и внедрять наиболее продуктивные методики обучения данной категории детей. Комплексный подход с использованием традиционных и нетрадиционных методик увеличивает познавательную активность. Внедрение средств ИКТ повышает эффективность логопедической работы в целом.

Использование игровых технологий в ДОУ позволяет создать наиболее оптимальные условия для коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими нарушение речи. Визуализация основных компонентов устной речи активизирует работу моторного, слухового и зрительного анализатора. В Федеральной государственной программе указано, что результатом реализации требований учебной программы должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.

Ведущие принципы ФГОС в работе учителя-логопеда

  • Создание прогрессивной развивающей образовательной среды;
  • Внедрение развивающих интерактивных комплексов с целью комфортного обучения.

Хорошая и слаженная речь – это неотъемлемое условие всестороннего развития дошкольников. Она позволяет выражать свои мысли, строить коммуникативные связи и реализовывать свой творческий потенциал. Наиболее продуктивным средством коррекции речи являются игровые технологии. Они способствуют гармоничному формированию у ребенка психических процессов и интеллектуальных возможностей.


Игровые технологии в работе логопеда

  • Мультимедийные презентации. Интерактивные комплексы с коррекционно-логопедической направленностью сочетают в себе динамику, звук и изображения, что позволяет ребенку самостоятельно или вместе с педагогом выполнять практические задания. При этом использование средств ИКТ помогает удержать внимание малыша и облегчить процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов;
  • Флеш-игры. Программное обеспечение, поставляемое в комплекте с интерактивным оборудованием, помогает создать собственные игровые упражнения под конкретные цели. В компьютерных игровых заданиях можно использовать продукты творческой деятельности детей — пластилиновые фигурки, коллажи, рисунки. Внедрение в занятия личностно-значимых элементов позволит повысить их интерес;
  • Конкурсы, викторины, соревнования. В этом случае необходимо создать в команде доброжелательную атмосферу, чтобы дети поддерживали друг друга, и в каждой группе чувствовалось единство. Дети очень легко вовлекаются в учебный процесс, который протекает в игровой форме, а небольшие соревнования между командами развивают мыслительные операции, содействуют совершенствованию речи и психических процессов.


Преимущества использования интерактивных комплексов

  • Позволяют поддерживать внимание ребенка на всех этапах учебной программы;
  • Помогают сократить время, которое требуется для коррекции речевых навыков;
  • Содействуют наиболее быстрому устранению речевых дефектов;
  • Повышают эффективность логопедической работы, снижают утомляемость детей;
  • Позволяют сделать программу обучения достаточно простой и продуктивной.

Педагоги и воспитатели отмечают, что через игровые технологии логопеду намного легче решить образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Современные интерактивные устройства содействуют развитию грамматического строя речи, расширяют и активизируют словарный запас, улучшают психические процессы, помогают воспитать инициативность и ответственность.

Использование средств ИКТ на логопедических занятиях позволит повысить эффективность учителя и поможет активизироваться педагогические процессы.

Игровые технологии в работе логопеда с детьми с ОНР

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

1. дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

2. воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

3. в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

4. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

1. Развитие мелкой моторики мышц кистей;

2. Развитие координационных способностей;

3. Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;

4. Развитие устной речи;

5. Формирование четкости артикуляции;

6. Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

Игры на развитие речевого слуха

Слова могут звучать громко и тихо.

"Слова могут звучать быстро и медленно”.

Цель данной игры развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Игры на развитие фонематического слуха

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц

Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова.

Найди и назови нужное слово.

Логопед предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

Кто лучше слушает?

Логопед вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

Назови первый звук в слове.

Назови последний звук в слове.

Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.

Подумай, не торопись.

Логопед предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м

Игры для формирования правильного звукопроизношения

Педагог произносит чистоговорку, ребенок добавляет последнее слово

Педагог бросает мяч ребенку, произносит слово с выделением звука Ш, ребенок произносит слово так же , выделяя звук голосом.

Описание игры. Дети –жуки сидят в своих домиках на стульях и говорят:

Я жук, я жук. Я тут живу, Жужжу, жужжу: Ж-Ж-Ж-Ж

Сюжетные картинки укладывают в коробку изображением вниз. Ребенок осторожно бросает пуговицу в коробку и открывает ту картинку, на которую упала пуговица. По этой картинке он составляет предложение. За правильный ответ засчитывается очко. Победителем считается тот, у кого к концу игры очков будет больше

Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, дети учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение. Обычно дидактические игры максимально оречевляются, т.е. проговаривает свои действия.

Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью.

Игры-драматизации , сюжетно-ролевые игры должны проходить под руководством педагога (воспитателя, логопеда, дефектолога или психолога), должны быть тщательно продуманы и подготовлены.

Игры на развитие общей и мелкой моторики, по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию.Для детей с общим недоразвитием речи немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и мелкой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых. Формирование движений происходит при участии речи. Точное выполнение общих движений человека подготавливает совершенствование артикуляционных движений органов артикуляции: движений губ, языка, нижней челюсти. Как правило, дети с ОНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.

Игры на развитие логического мышления

Игры на развитие внимания

Театральные игры.

Участвуя в них, дети познают мир, становятся участниками многих событий, познают себя в этом мире. Исходя из особенностей развития этих детей, все театральные игры строятся на материале сказок. Тематика их может быть разнообразной: сказки, игрушки, сценки из жизни. Исходя из особенностей развития этих детей, все театральные игры строятся на материале сказок. Тематика их может быть разнообразной: сказки, игрушки, сценки из жизни животных и т. д. В этих играх есть сюжетный вымысел и ролевые действия, где одна из ведущих ролей принадлежит логопеду. В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать речь других и свою собственную (развивается слуховое внимание), если используется музыкальное сопровождение, подстраиваются под ритм, темп (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи), дети имитируют движения героев,

развивается координированность движений, дети запоминают и воспроизводят тексты инсценировок (обогащается пассивный и активный словарь).

Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – это один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Роль педагога в любой игре – это создание условий для нее, оказание помощи, опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.

Таким образом, необходимо отметить, что перед педагогами групп для детей с ОНР и логопедами, работающими с такими детьми, сегодня стоят две основные задачи в коррекционной работе:

1. При выборе игр педагогам необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.

2. Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются, Они требуют от педагоговспециально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Игровые технологии для развития мелкой моторики

в рамках логопедических занятий.

6. Игровые технологии для развития общей моторики в рамках логопедических занятий. На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения. А также на занятиях уделяется большое внимание развитию пространственного восприятия, освоение которого проходит в движении.

Читайте также: