Игровые технологии по развитию речи в детском саду

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Развитие познавательно-речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, трудно выучить наизусть стихотворение, пересказать услышанный рассказ взрослого. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная и необходимая работа.

Всю свою жизнь человек развивает свою речь, обогащает её, совершенствует, овладевает всеми богатствами и разнообразием. Базис речевого общения и использования речи закладывается в детстве, в дошкольном детстве, как наиболее сензитивном периоде речевого развития. Но для успешного и своевременного речевого развития нужны и специальные условия.

Рассмотрим, какие же это условия:

  • Психическое и соматическое здоровье ребёнка.
  • Нормальные умственные способности.
  • Наличие нормальных слуха и зрения.
  • Обладание достаточной психической активностью.
  • Наличие потребности в речевом общении.
  • Полноценное речевое окружение.

Речь, это, прежде всего, социальное явление, средство общения. Затем речь становится средством познавательного развития, планирования действий. Речь, развиваясь, становится разнообразной, образной, обогащённой всё новыми словами и оборотами.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно знать и владеть условиями для речевой деятельности детей.

Помимо речевого общения, благоприятной среды, нужен и соответствующий материал.

Наиболее благоприятное речевое развитие в дошкольном детстве происходит в игре, игровых действиях.

Какие же задачи можно решить в игре?

  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • Владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение словаря;
  • Развитие связной речи;
  • Формирование грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Предпосылки обучения грамоте;
  • Знакомство с книжной культурой;
  • Развитие речевого творчества.

Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для развития речи дошкольника и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Игровые технологии в речевом развитии можно представить следующими разделами:

  • Игры для развития фонематического восприятия;
  • Игры для коррекции звукопроизношения;
  • Игры для развития мелкой моторики;
  • Игры для развития связной речи;
  • Голосовые и логоритмические игры;
  • Игры для профилактики и преодоления нарушений письма и чтения;
  • Игры, направленные на развитие пространственного гнозиса.

Использование игровых технологий на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей. Проявление речи ребёнка наиболее ярко выступает в игре и через игру.

Существует двусторонняя связь между речью и игрой: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи. Игра способствует развитию связной речи самым естественным образом, в игре дети последовательно и связно излагают свои мысли, учатся преодолевать стеснение.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности: двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию: музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию: настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Содержимое публикации

Использование игровых технологий в развитии речи детей

Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у ребенка грамотную и связную речь. С помощью игровых технологий можно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников, активно применяя эти технологии на занятиях по развитию речи и в работе с детьми индивидуально.

Сказкотерапия.Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Работая со сказкой, мы стараемся совершенствовать лексико-грамматические средства языка; развиваем диалогическую и монологическую речь; приобщаем детей к народному фольклору.

Куклотерапия.При игре с куклой формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Также куклотерапия способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса), пополнению словарного запаса, усвоению элементов речевого общения, развитию артикуляционного аппарата.

Мнемотехника.Дети не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок.

Игры со шнуровками.Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость. Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого. В психологии хорошо известно исследование М. В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.

Использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме.

Список используемой литературы

Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.

Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей от 3 до 6 лет) // Обруч. - 2004. - №4. - С.12-14.

Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1990.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66.

Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.

Автор: Ивлева Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Солнышко" с. Ариничево"
Населённый пункт: Кемеровская область, Ленинск - Кузнецкий район с. Ариничево
Наименование материала: ПРОЕКТ
Тема: "Игровые технологии как средство развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование

«Игровые технологии как средство

Ивлева Светлана Викторовна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №1

«Именно в игре ребенок свободно

владеет речью, говорит то,

что думает, а не то, что надо.

В игре нет правильных образцов,

ничто не сковывает ребенка.

Не поучать и, обучать, а играть с ним,

фантазировать, сочинять, придумывать –

Актуальность проблемы.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в

планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с телефона или

диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы

детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации

тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция,

нарушениями речи, с задержкой речевого развития.[2, с.9] А речь, как мы

знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на

грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют

строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало

прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

Цель: Выявить возможности игровых технологий в развитии речи

Объект исследования: процесс формирования речи у детей дошкольного

Предмет исследования: условия для эффективного формирования речи у

детей дошкольного возраста.

Гипотеза: формирование речи дошкольников будет осуществляться более

1. Будет создана развивающая предметно – пространственная

2. Реализация игр и упражнений, направленных на развитие всех сторон речи

строй, связная речь).

3. В образовательный процесс будут вовлечены родители воспитанников.

Научная новизна определяется тем, что процесс формирования у детей

контексте внедрения ФГОС, а именно – как результат интеграции социально

– коммуникативного и познавательного развития.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определенны

следующие задачи:

- изучить технологии развития речи с помощью игры;

- продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря;

- развитие связной речи;

- воспитание звуковой культуре речи;

стремление делиться впечатлениями.

Сроки реализации проекта: 1 год.

родители, дети старшего дошкольного

1. Поисково-теоретический этап.

Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и

речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике

мышления, воображения, памяти и эмоций. Проблемами развития речи детей

дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А.

Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и

существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством

общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или

форма осуществления мышления. [10, с.6]

Использование игровых технологий на всех этапах педагогического

процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую

коммуникативную направленность. Проявления речи ребенка наиболее ярко

выступают в игре и через игру.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны,

р е ч ь развивается и

игра развивается под влиянием развития речи. В игре дети естественным

образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли,

преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

2. Опытно – экспериментальный этап.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной

степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого

окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее

человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество

нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью

органов чувств. В целях развития речи детей среднего дошкольного возраста

использовались игры и занятия, которые включают:

- потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки

звукоподражательные и др.;

- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

- разгадывание простых загадок;

- игры, направленные на развитие мелкой моторики. (Приложение 2).

Все эти игры и занятия способствуют развитию речи у детей.

Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается

детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными

начинает самостоятельно играть в эти игры.

В звукоподражательных играх развивается фонетический слух,

интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с

сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию

работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и

сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают

обозначения и названия.

В педагогическом процессе

использовались тематические наборы

изображением действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках). Дети

не только называли изображенные на картинках предметы и действия, но и

подбирали их по словесной инструкции, развернуто начинали отвечать на

играют важную роль в формирование способности

моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые

ритмической, несложной речью.

3. Заключительно – обобщающий этап.

По результатам констатирующего эксперимента (Приложение 6) сделали

вывод, что формирование речевого развития у детей находился в основном на

низком и среднем

уровне, что подтвердило необходимость исследования

эксперимент, (Приложение 6)

который заключался в разработке игровых

технологий, направленных на речевое развитие детей дошкольного возраста и

апробирование его в работе.

Данные диагностики подтверждают выдвинутую нами ранее гипотезу,

согласно которой, процесс формирования у детей навыков развития речи

грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.

Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 3 - 5 лет. –

Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6

Просвещение, 1988. - 144 с.

возраста. – Пермь: ПГПИ, 1991, – С. 3.

Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Лабиринт, 1999. -

Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый

игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.

дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. - М.:

Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.

Лурия А.Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.

классификации детских игр.

Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996.

Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников:

КНОРУС, 2016. - 112 c.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер,

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаём мир и фантазируем с кругами

Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: АРКТИ,

Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. –

Приложение 1.

И с с л е д о в а н и е

формирования речевого развития у

Наблюдения, беседы, интервью,

целевые прогулки, экскурсии; чтение

- рассказывание без опоры на

2. Введение родителей в проблему и

привлечение к сотрудничеству.

Анкеты, беседы, "круглый стол".

работа с родителями.

о б р а з о в ат е л ь н о го

4. Изучение педагогами литературы

о проблеме формирования речевого

Приложение 2.

План работы.

Виды и формы работы

развитии речи вашего

родителей «Роль семьи в

фонематического слуха у

Беседа о детском саде.

Сюжетно - ролевая игра

День открытых дверей

«Самомассаж и массаж

Беседа «Мой режим дня в

Сюжетно - ролевые игры

Чтение худ. Произведения

Выставка игр и пособий

«Как з а н и м а т ь с я

р е б е н к о м

Беседа «Как ты можешь

«Собери предметы по

Чтение худ. произведения

Русская народная сказка

задай вопрос каждому герою

Виды и формы работы

из русской народной сказки

т в о р ч е с к и х

Дидактическая игра «Закончи

Новогодний праздник «В

р а з в и т и я

Сюжетно - ролевые игры

технологии как средство

р а з в и т и я

О т к р ы т о е

к р а с и в о й

Дидактическая игра «Части

праздник «Мамы разные

г о с т и н а я

« Р а з в и в а е м

Чтение худ. произведения К.И.

Дидактическая игра: «Письмо

Консультация «Если ваш

Виды и формы работы

Сюжетно - ролевые игры

Чтение худож. литературы:

М. Горький " Про Иванушку -

дурачка"; М. Зощенко «Умная

Дидактическая игра «Доскажи

Чтение худож. литературы:

Д. Самойлов «У слонёнка

Приложение 3.

Семинар-практикум для родителей

1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в

домашних условиях.

2. Познакомить с правилами организации артикуляционной и дыхательной

артикуляционной, дыхательной гимнастики.

Ожидаемые результаты: родители познакомились с комплексами основных

артикуляционных и дыхательных игр и упражнений, с игровыми приемам

развития подвижности и координации органов артикуляции.

р а з в и т и ю

артикуляционного аппарата, речевого дыхания, памятка «Рекомендации по

альбомы, тетради, книги.

Сейчас я расскажу о том, как можно научить детей правильно и

артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как

изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности

и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых

звуков - фонем и коррекции звукопроизношения любого происхождения; она

артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка,

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых

для правильного произношения звуков.

отследить положительную динамику развития речи своих детей.

Логопедическое домашнее задание

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении) .

находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,

артикуляционной гимнастики, могут находиться перед настенным зеркалом.

(примерно 9x12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений,

вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может

ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу;

различает ли он правую и левую руки.

2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3. Покажите правильное выполнение упражнения.

движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного

движения к другому.

Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это

делают ваши дети.

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень

интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у

Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был

закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика

есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает зубы). Как называется эта

дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно

открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать

свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и

высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался -

холодно на улице, лето прошло. В домике у Веселого Язычка есть постелька,

где он спит. (Обращаем внимание на то, как спокойно лежит язык). Пока не

будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем

первую. Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так

прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание, что

потолок — это небо). Просим погладить небо языком. На следующий день

Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были

почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась

одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся

сказка о Веселом Язычке.

четверостишье. Родители выполняют упражнения.

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Ходят часики – вот так!

передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно

менять положение языка 4 – 6 раз.

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней

Рот приоткрою я немножко,

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: широко открыть рот — "жарко" закрыть рот — "холодно"

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

На выполнение артикуляционной гимнастики вы потратите в день всего

несколько минут, и это совсем не сложно. Незаметно, день за днем моторика

В соответствии с ФГОС образовательный процесс в детском саду должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности?

Конечно же - это игра. Если игра для ребенка является основным видом деятельности, значит, через игру мы можем развивать, воспитывать и обучать дошкольников.

Важна игра и в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Также федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обращает наше внимание, на то что содержание программы должно охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования, то есть образовательные области.

Речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

На основании этого в целях обеспечения полноценного речевого развития воспитанников я включаю в образовательный процесс игровые технологии.

Игровая педагогическая технология это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Дидактическая игра как вид игровой технологии в ДОУ способствует развитию обозначенных стандартом направлений речевого развития.

Я предлагаю вашему вниманию игры, которые использую в своей работе по развитию речи воспитанников.

Я предлагаю детям передавая мяч, сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече, и ответить на него.

Перебрасывая мяч, задаю детям вопросы, на которые они, поймав мяч, отвечают, после чего возвращают мяч.

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня. )

Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур. )

Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф. )

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье. )

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь. )

Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко. )

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли. )

Как назвать того, кто .

Кто на паровозе ездит? (Машинист.)

Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен.)

Кто песни сочиняет? (Композитор.)

Кто все ломает? (Хулиган.)


Цель: повышать педагогическую компетентность воспитателей дошкольного образования через знакомство с современными технологиями развития речи воспитанников учреждения дошкольного образования.

Задачи:

- расширять знания по использованию современных технологий речевого развития воспитанников учреждения дошкольного образования;

- способствовать внедрению новых технологий в образовательный процесс в учреждении дошкольного образования.

I. Теоретическая часть.

Психолого-педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, которое делает процесс обучения более интересным и занимательным, эффективным.

Дидактические игры:

Театрализованные игры :

Пальчиковые игры. Являются прекрасным средством переключения детей с одного вида деятельности на другой. Заключаются пальчиковые игры в проговаривании стихов с одновременным движением.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5 строка – заключение в форме существительного, которое отражает сущность темы(ассоциация).

Сидела, держала, закаркала.

Или, например, такой:

Крала, говорила, обманула.

Лисица съела сыр.

Сказкотерапия. Сочинение детьми сказок:

  • Салат из сказок (смешивание разных сказок);
  • Что будет если. Сюжет задается воспитателем;
  • Изменение характера персонажей (старая сказка на новый лад);
  • Использование моделей (картинки, геометрические фигуры);
  • Введение в сказку новых атрибутов (волшебные предметы, бытовые приборы);
  • Введение новых героев (как сказочных так и современных);
  • Тематические сказки (цветочные, ягодные, животные и т.д.);

Элементы сказкотерапии многоплановы. Одно из направлений – аналитическое. Суть этого направления сводиться к интерпретации сказок. В основании этого метода содержится идея о том, что из поколения в поколение люди проходили сложные ситуации и выходили их них. Информация об этом зашифрована не только в подтексте сказок но и в сказочных образах. Сказки не только приятно слушать, но и не менее приятно рассказывать. Рассказывание имеет свои особенности. В этом направлении используют следующие формы: групповое рассказывание, рассказывание детям все известной сказки (каждый ребенок по очереди рассказывает маленький кусочек сказки, рассказывание всем известной сказки и придумывание к ней продолжения). Как показывает практика, необходимо начинать с простейших сказок, постепенно переходя к более сложным.

ЛЕГО-технология. Использование ЛЕГО-технологии позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, развитие речи дошкольников, а это одно из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Применение ЛЕГО на занятиях по развитию речи способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи;
  • формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительными; прилагательных с существительным в роде, числе, падеже; использование различных приставок и т.д.);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также к развитию тактильных ощущений(игра с закрытыми глазами на ощупь);
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначениям гласных, твердых и мягких согласных).
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела.

Здоровьезберегающие технологии. Это система мер, направленных на улучшение здоровья воспитанников. Одним из видов здоровьезберегающих технологий является гимнастика. В работе используются следующие виды гимнастики:

  • дыхательная;
  • пальчиковая;
  • гимнастика после сна;
  • игровой массаж.

Мнемотехника. В переводе с греческого это звучит как искусство запоминать. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание и увеличивающее объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Особенности технологии: применение не изображение предметов, а использование символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, а обозначения домашних – дом.

Как любая работа, мнемотехника строиться от простого сложному. Начинать работы следует с простейших мнемоквадратов, затем - мнемодорожки, а после – мнемотаблицы.

Отличительные особенности технологии:

-имеет четкое теоритическое и эксперементальное обоснование;

-приемы запоминания индивидуализированы;

широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

Мнемоквадраты помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащая словарный запас, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная.

Мнемодорожка позволяет понять основную последовательность и связанность текста, помогает удержать его в памяти. Она представляет собой дидактический материал, схему, в которую занесена определенная информация. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связанной речи детей. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явления природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Работа на занятии по мнемотаблице строится из трех этапов:

1.Рассматривание таблица и разбор таблицы, что на ней изображено.

2.Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование ее из абстрактных символов в образы.

3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

  • для обогащения словарного запаса,
  • при обучении составления рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

II. Практическая часть.

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение мнемотехники в работе с детьми.

Задание № 1 Угадайте название сказки по предложенным мнемотаблицам.

Задание № 2 Составить мнемотблицу или мнемосхему по предложенному стихотворению:

Как у бабушки Наташи

Ели вкусную мы кашу,

Каша пшенная,с дымком

С хлебом, с маслом, с молоком

Взяли мы большие ложки

Съели все до самой крошки

У бабушки Наташи!

Задание № 3 Чтение мнемотаблицы. (По предложенной мнемосхеме составить и записать небольшой рассказ-изложение)

Задание № 4. Прочитать по предложенной мнемосхеме загадку.

Задание№ 6. На развитиях по развитию связанной речи, использую синквейн, можно придумать рассказ. Давайте попробуем:

Читайте также: