Художественная обработка кожи как вид декоративно прикладного искусства

Обновлено: 07.07.2024

Новизна программы заключается в том, что обучающиеся имеют возможность через образовательный процесс сформировать творческую личность, способную жить в изменяющихся социально-экономических условиях реальной действительности.
Цель программы:
Создание оптимальных условий для формирования и самореализации творческой личности ребенка и формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по обработке кожи и самостоятельной практической деятельности.
Задачи
Образовательные:
• Освоить основы технологии обработки кожи
• Изучить специальную терминологию
• Научить использовать инструменты для обработки кожи
• Научить познавать и использовать красоту и свойства кожи для создания художественных образов и предметов быта
• Дать сведения о разнообразии натурального сырья и различать натуральные и искусственные материалы
• Изучить технику безопасности обработки кожи
• Дать обучающимся первоначальные навыки проектирования изделий и
• эффективного использования кожевенных материалов
• Научить пользоваться необходимыми инструментами, приспособлениями
Метапредметные:
• Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность.
• Развивать креативное мышление и творческое воображение.
• Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях и планировать последовательность необходимых операций (алгоритм действий)
• Развивать устойчивый интерес к творческой деятельности.
• Развивать интеллектуальные, организаторские, коммуникативные способности.
• Развивать навыки самостоятельной и коллективной творческой деятельности.
• Способствовать формированию умения представлять результат собственной творческой деятельности.
• Способствовать профессиональной ориентации обучающихся для возможного продолжения учебы и последующей работы на предприятиях по специальностям, связанным с проектированием и изготовлением изделий из кожи.
Личностные:
• Формировать нравственные качества личности ребенка (терпимость, ответственность, патриотизм, активная жизненная позиция.
• Формировать адекватную самооценку, уверенность в себе.
• Формировать у обучающихся стремления к получению качественного законченного результата.
• Формировать навыки общения, способность к адаптации в быстро изменяющейся среде.
• Воспитывать внимание, трудолюбие, бережливость, аккуратность, терпение.
• Активизировать творческий поиск воспитанников.
• Прививать любовь к Родине, к народным промыслам, к истории государства.
• Способствовать воспитанию уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
• Воспитывать чувство ответственности за результаты творческой деятельности.

Поставленные цели и задачи реализуются через:
1. Знакомство с декоративно - прикладным искусством.
2. Знакомство с терминологией и технологиями изготовления изделий из кожи.
3. Знакомство с инструментами и соблюдением техники безопасности, правилами личной гигиены.
4. Основы моделирования, проектирования.
5. Современные тенденции декоративно - прикладного искусства.
6. Основы построения композиции.

Отличительные особенности программы
Программа составлена с учётом требований САН ПИН от 04.07.2014 г. № 41, методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242).
Программа содержит установку на познание многообразия мира материалов для творческой деятельности, дает возможность освоить методы проектирования изделий и способы обработки кожи, а также осознать свои возможности. Данная образовательная программа разработана для активной практической деятельности и позволяет реализовать творческий потенциал обучающихся. Особенностью данной программы является нацеленность на конечный результат.
В программе применяется конвергентный подход: предполагается реализация межпредметных связей с изо, геометрией, физикой, химией, информатикой и технологией.
Обучение по программе предполагает участие в мастер-классах, играх, конкурсах и выставках различного уровня в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.
При разработке данной программы учитывался принцип разноуровневости. Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, среднюю сложность предлагаемого для освоения содержания материала.
Уровень дополнительной образовательной программы – стартовый.
Программа предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, среднюю сложность предлагаемого для освоения содержания материала.
Программа составлена по принципу постепенного расширения и существенного углубления знаний, развития умений и навыков детей, более глубокого усвоения материала путем последовательного прохождения по темам с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
При реализации программы применяется дифференцированный подход. В процессе работы в зависимости от степени подготовленности детей, их интересов и пожеланий, а также условий работы и наличия необходимых материалов.

Этапы: начальная диагностика, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Формы аттестации:
1.Тестовые, задания (устный опрос, тестирование, карточки).
2. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований, презентация.
3. Анкетирование
4. Наблюдение.
5. Технологические пробы
6. Индивидуальные карточки с заданиями различного типа.
7. Групповая оценка работ.
8. Тематические кроссворды.
9. Творческий проект (выпускная работа)
10. Самооценка обучающихся своих знаний и умений
11. Участие в конкурсах, выставках, фестивалях, мастер-классах, открытых занятиях.
Критерии оценки:
• Высокий уровень – более 70 % содержания программы
• Средний уровень -50-70 % освоения содержания программы
• Минимальный уровень - менее 50 % освоения содержания программы
Формы отслеживания образовательных результатов:
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через контроль качества выполненных работ, анкетирование, тестирование (результативность усвоения теоретического материала), наблюдения педагога, участие обучающихся в выставках, конкурсах, фестивалях, мастер-классах, массовых мероприятиях, изготовление и защиту творческих работ.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Данная программа реализуется в разновозрастной группе с учетом дифференцированного подхода и вариативности.
Способы фиксации результатов:
• журнал
• протоколы
• грамоты и дипломы
• фотосессии из жизни коллектива в процессе творческой деятельности
• книга отзывов
• стенд объединения
• статьи в прессе о жизни творческого коллектива
• репортажи на телевидении
• группа в социальных сетях
• сайт образовательного учреждения
• персональный сайт педагога дополнительного образования

Инструкции по технике безопасности
• Инструкция по правилам безопасности для обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному, художественно-эстетическому творчеству.
• Инструкция по электробезопасности для обучающихся.
• Инструкция по технике безопасности на рабочем месте для обучающихся.
• Инструкция по технике безопасности при работе с колющим инструментом (шило, иглы)
• Инструкция по технике безопасности при работе с режущим инструментом (ножи, стамески)
• Инструкция по технике безопасности при работе с электроприборами (электроплитка, электровыжигатель)
• Инструкция по технике безопасности при работе со свечой и открытым огнем.
Методы обучения:
• Традиционные (словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные).
• Методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности обучающихся: рассказ, объяснение, беседа.
• Метод иллюстрации демонстрации при устном изложении изучаемого материала (вербальные методы).
• Активные методы обучения деятельностного типа (форма взаимодействия обучающихся и педагога, при котором педагог и обучающиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и обучающиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия)
• Методы и приемы эвристического характера (организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.
• Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: повседневное наблюдение за работой обучающихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный).
Дидактические материалы :
• Таблицы с иллюстрациями правила ПДД.
• Наглядные пособия, отражающие последовательность выполнения работ.
• Пособие по темам уроков выполняются педагогом при необходимости из кожи.
• Фотографии, альбомы с рисунками; с эскизами
• Технологические карты по изготовлению изделий
• Образцы изделий
• Раздаточный материал: карточки с тестами; опрос-карты; анкеты; карточки с играми; технологические карты по изготовлению изделий и др.

Кожа - один из самых древних материалов, с которыми научился работать человек. Первые кожаные изделия были сугубо утилитарными. Еще неандертальцы использовали выскобленные шкуры животных в качестве примитивной одежды и обуви.

К сожалению, кожа - не самый долговечный материал, поэтому археологических доказательств изделий из обработанной кожи до нашей эры считанные единицы. Например, кожаный башмак со шнуровкой, обнаруженный в Армении - его возраст около 5500 лет, а в Лейпциге археологи нашли кожаную сумку, декорированную множеством зубов.

Со временем кожаные и меховые изделия начинали приобретать имиджевое значение - уже в средние века они были отличительной особенностью знати и дворянства. С появлением и развитием письменности кожу стали использовать и для изготовления книг.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Средневековая обувь

Люди выбирают кожу за эстетичность, прочность, эластичность, разнообразие фактур и способов обработки.

Основные этапы создания кожи

Чтобы шкура животного превратилась в привычную нам кожу, из которой можно создать долговечное изделие, она должна пройти длинный процесс обработки: подготовительный этап, дубление, додубливание и отделка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовка кожи

На подготовительном этапе со шкуры удаляется грязь, кровь, шерсть. Затем она вымачивается в щелочном растворе - химические процессы приводят к тому, что кожа становится мягче. Потом ее очищают механическим способом (мездрят). После этого толстую шкуру могут разделить послойно на две части - кожу и спилок. Процесс называется двоение. И на последнем этапе из кожи с помощью кислоты удаляют излишки щелочи.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Подготовительный этап

Основная задача дубления - сохранить от гниения волокна коллагена, из которого состоит кожа, при этом сохранить ее эластичность и повысить упругость и термоустойчивость. Это достигается с помощью дубильных веществ - они связываются с коллагеном и придают коже новые свойства. Дубление проводят в больших вращающихся барабанах. В конце кожу отжимают, пропуская через войлочные колодки.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Барабаны для дубления

Дубление бывает альдегидное, жировое, растительное и комбинированное - в зависимости от химического состава, который используют при обработке. Каждый вид дубления придает коже набор уникальных свойств.

В процессе додубливания кожу обрабатывают слабым раствором щелочи, окрашивают, жируют и разбивают (разминают).

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Додубливание кожи

Отделка - финишный этап обработки, поверхность кожи шлифуется, на нее наносятся пигменты и лаковое покрытие.



Виды кожи в зависимости от способа обработки

Не каждый вид кожи проходит все четыре этапа обработки - все зависит от итогового предназначения кожи.

Сырая кожа (голец, сырье) - материал, который прошел только подготовительный этап. Это мягкая на первых порах кожа, которая после высыхания становится твердой и прочной. В старину она использовалась для изготовления брони, обуви, предметов обихода и украшений. В настоящее время используется очень редко - в частности из нее делают мембраны для некоторых музыкальных инструментов, изготовленных ручным способом.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сырая кожа

Сыромятная кожа после подготовительного этапа тщательно разминается руками и с помощью деревянных приспособлений, затем обрабатывается кислыми квасцами и жируется. Сейчас сыромять применяют при изготовлении ортопедических приспособлений, для изготовления седел и упряжи - в случаях, когда требуется толстая мягкая кожа прочная на разрыв. Сыромятная кожа плохо переносит воздействие влаги и жары, ее нужно периодически обрабатывать жировыми составами.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Сыромятная кожа

Дубленая кожа занимает первое место по популярности в кожевенном производстве. Она прочная, долговечная по сравнению с предыдущими видами, устойчива к влаге и воздействию солнечного света.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Дубленая кожа

Инструменты для работы с кожей

Для профессиональной работы с кожей необходим внушительный набор инструментов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Инструменты

Рейсфедер нужен для точной разметки швов, отверстий и мест расположения фурнитуры.

Роликовый маркер намечает отверстия для ручной прошивки. Шаг между зубьями определяет длину стежка.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Роликовый маркер

Циркуль шорный поможет в разметке деталей для раскроя.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Циркуль шорный

Канавкорез (грувер) - позволяет сделать специальную канавку для шва. Тогда нитка будет расположена ниже поверхности кожи и не перетрется при использовании.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Канавкорез

Нож со сменными лезвиями для раскроя кожи. Бывают роликовые, прямые, в форме полумесяца (шерфовальные) ножи. Последний кроме кроя используется для утончения кожи в месте предполагаемого сгиба.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Нож для раскроя

Рубанок для кожи пригодится для шерфования больших поверхностей там, где ножом работать будет неудобно.

Поворотный нож - используется для вырезания узора на коже (тиснения).

С помощью фигурных ножниц на крае кожи можно сформировать рисунок зигзага или волн.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Фигурные ножницы

Пробойник предназначен для формирования отверстий в коже. Они могут быть круглые или фигурные. Для создания отверстий под шов используются строчные (шаговые или вилочные) пробойники, с различным количество зубьев.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пробойники

Игла - удобнее всего в работе специальная игла для кожи с острием трехгранной формы. Такие иглы бывают как для ручной работы, так и для швейной машинки. Если вы будете шить кожу на обычной швейной машинке, вам понадобится тефлоновая лапка или лапка, на подошве которой находится небольшой ролик, чтобы кожа не застревала.

Шилом можно пробивать небольшие отверстия либо распускать неудачный шов.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шило для кожи

Штамп - используется в технике тиснения по коже для создания рельефного отпечатка.

Кардина - приспособление, похожее на стилус, наконечники к ней могут быть разных форм - также используется при тиснении. С ее помощью можно моделировать скошенные или заглубленные контуры.

Молоток для тиснения понадобится при работе со штампами, им отбиваются проклеенные участки, нужен он также и для работы с пробойниками.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Молоток для тиснения

С помощью сликера (полировщик, гладилка) шлифуется торец кожи. Сликер бывает ручной, либо в виде насадки на дрель.

Шнурорез предназначен для нарезания шнуров - он позволяет создавать длинные полозки из сравнительно небольших фрагментов кожи, поскольку нарезка выполняется по спирали.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Шнурорез

Минимальный набор для начинающих - нож для кожи, пробойник, молоток и игла, а для разметки можно воспользоваться линейкой. Когда вы определитесь, какие техники вам ближе, можно будет расширить набор инструментов.

Техники работы с кожей

Существует огромное количество приемов для художественной обработки кожи, их можно использовать по отдельности или комбинировать - в зависимости от вашей задумки и назначения изделия.

Тиснение позволяет создавать рельефное изображение с помощью штампов и кардин. Существует холодное и горячее тиснение. Для работы в этой технике рекомендуется использовать кожу растительного дубления - полученный на ней узор сохранится долгое время, тогда как штамп, сделанных на коже хромового дубления может со временем утратить четкие контуры.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Тиснение

Перфорация. С помощью отверстий различной формы и размера на коже можно создавать оригинальные узоры. Для перфорации понадобятся пробойники - при использовании шила вы не сможете сделать ровное отверстие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Перфорация

Плетение. Из кожаных полосок можно сплести браслет, шнурок для подвески или пояс. А если комбинировать с перфорацией - получится сумка или кошелек. Нарезать кожу на полоски можно вручную, с помощью шнурореза или купить готовый шнур. В последнем случае вы можете выбрать шнур нужного цвета.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Плетение

Пирография. Рисунок выполняется с помощью электрического выжигателя или нагретого штампа. В производственных условиях используют выжигание лазером - он позволяет добиться большей точности и детализации. Есть и портативные лазерные граверы, которые можно использовать дома, но это дорогое удовольствие.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Пирография

Гравировка. Эта техника годится только для толстой кожи - на нее наносят рисунок с помощью резака, затем прорезь расширяют и наполняют ее краской, чаще всего акриловой.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Гравировка

Аппликация. Кусочки кожи приклеивают, либо пришивают к основе, собирая из них рисунок. Фрагменты могут располагаться внахлест или плотно стыковаться краями. Вариант со стыковкой называется интарсия.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Аппликация

Вторая жизнь кожи

Кожа - благородный материал, его зачастую используют повторно. Для начинающих это самый удачный вариант - он позволяет практиковаться без лишних денежных затрат. Материалом может послужить голенище от износившихся сапог, старая кожаная куртка или жилетка, порвавшийся ремень, потрепанный портфель или любое другое кожаное изделие, на котором остались неповрежденные фрагменты. Что из них можно сделать?

Браслет - ремешок для часов или модный аксессуар. Можно выполнить как в технике плетения, предварительно нарезав тонких полосок из куртки, так и цельный - проложив ткань между двумя полосками кожи, чтобы изделие не растянулось. Вам понадобится купить только маленькую пряжку и по желанию декоративные заклепки или люверсы для украшения.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет
На фото изображено - Работа с кожей, рис. Браслет

Кошелек, чехол для телефона, ключей или футляр для очков. Самый простой вариант можно сделать из двух деталей. Если они будут одинаковые, то в качестве застежки лучше использовать молнию, но если вам не хочется возиться с вшиванием молнии, сделайте одну деталь больше, тогда изделие будет застегиваться внахлест, и для фиксации можно поставить магнитную застежку или кнопку.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Кожаный чехол

Домашние тапки. На подошву лучше использовать более плотную кожу - от портфеля или голенища, а на верхнюю часть сложенную вдвое тонкую - от старой кожаной одежды. Детали можно сшить на машинке, но красивее будет пробить по контуру деталей отверстия и обвязать вручную декоративным кожаным шнуром.

На фото изображено - Работа с кожей, рис. Домашние тапки

Если на коже видны следы ее использования, в зависимости от их выраженности полученное изделие можно обработать воском-реставратором или так называемой жидкой кожей.

Вы можете сплести ремень, смастерить оригинальную заколку или брошь, закладку или шикарную обложку для книги, обтянуть пуговицы на одежде - все зависит от того сколько времени вы готовы посвятить новому увлечению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественная обработка кожи имела большое распространение в народных промыслах мира. Это ремесло рождало на свет все новые и новые произведения, как мистические амулеты и сувениры, так и бытовые приспособления и одежду. По народным промыслам кожаные изделия подразделяются на эстонские, латвийские, литовские, казахские, татарские и прочие

Народные промыслы изделий из кожи

Художественная обработка кожи имела большое распространение в народных промыслах мира. Это ремесло рождало на свет все новые и новые произведения, как мистические амулеты и сувениры, так и бытовые приспособления и одежду. По народным промыслам кожаные изделия подразделяются на эстонские, латвийские, литовские, казахские, татарские и прочие. [1, c.184]

Мы не ставим своей задачей рассмотреть все изделия из кожи разных народов. Остановимся на наиболее типичных и оригинальных.

Эстонские изделия

Одно из ведущих мест по выпуску художественных изделий из кожи союзными республиками принадлежит республикам Прибалтики. Промысел художественной обработки кожи на территории Эстонии возник в глубокой древности.

Издавна носили эстонцы, литовцы и латыши кожаные пояса, жилеты и туфли, расшитые цветными нитками. Эти изделия и сейчас являются принадлежностью национального костюма.

Основной материал для изготовления художественных изделий на предприятиях Эстонии — кожи растительного, комбинированного и хромового дубления: опоек, выросток, велюр, лайка и другие; для подкладки — шевро, шеврет.

Техника обработки кожи — тиснение, гравировка, резьба, обжиг, батик и сочетание штамповки с батиком. Изделия украшают росписью красками, оплеткой сложным плетением краев изделий, металлом, вышивкой, аппликацией, используется также золочение и механическая штамповка с помощью клише с последующей ручной расцветкой рисунка. [7, c.235]

Отличительной особенностью эстонских кожаных изделий является цветовая гамма — она теплая, в ней преобладают кремовые, коричневые и красные тона. Но основной отличительной чертой является орнамент. Он в большинстве случаев геометрический. Но применяются и растительный, сюжетно-тематический, национальный орнаменты, а также комбинация геометрического и растительного орнаментов. В последние десятилетия на художественных изделиях из кожи появились изображения птиц, человеческих фигур и различных этнографических предметов — деревянных кружек, резных пряслиц и пр. [7, c.241]

Ассортимент изделий широк и составляет главным образом предметы сувенирного характера и подарочного ассортимента: разные блокноты и настольные блоки, телефонные книжки, закладки для книг, кисеты для табака, портсигары, сигаретницы, фотоальбомы, сувенирные куклы. Из предметов утилитарного назначения выпускаются коробки для фотокарточек, украшений, футляры для магнитофонных лент, обложки разного назначения (для книг, почетных грамот, водительских прав, проездных билетов, комсомольских и партийных билетов), футляры (для очков, ключей), подвески, бирки для чемоданов и пр.

Латвийские изделия

Для художественной обработки кожи мастерами объединения используются натуральные кожи: юфть, свиная и велюр. Отличительной чертой латвийских изделий является техника изготовления и декорирования — они используют в основном тиснение и раскраску.

В ассортименте латвийских изделий из кожи всевозможные обложки (для книг, паспортов, водительских прав, проездных билетов, адресов), футляры (для карт, ключей, очков), различные коробки (для карандашей, украшений), блокноты (для писем, конвертов), кошельки, бумажники, ремни, закладки для книг, копилки и другие предметы утилитарного назначения и сувенирного характера. [7, c.321]

Литовские изделия

Литовцы славились искусством художественной обработки кожи с давних времен. Следуя традиции старинных переплетчиков, современные мастера изготовляют альбомы, записные книжки, переплеты для книг, обложки для торжественных поздравлений, ларцы и шкатулки для туалетных принадлежностей, разнообразные кошельки, в том числе шейные кошельки-украшения, сумки, ремни и др. Орнамент литовских кожаных изделий — виды городов, архитектурных памятников, жанровые картинки, что является главной их особенностью. [7, c.343]

Киргизские изделия

Казахские изделия

Сувениры и художественные изделия из кожи в Казахской ССР производят Алма-Атинская и Чимкентская кожгалантерейные фабрики.

В качестве основного материала казахские мастера используют главным образом юфть. Техника изготовления изделий — выжигание. Для украшения часто применяют металлы и пластмассу. Кроме кошельков, портмоне, деловых и адресных папок, футляров для очков, ремешков для часов и кожаных поясов, декорированных камнями и накладками из металла, выпускаются оригинальные сувениры из кожи: самоварчики, пиалы, сундучки и другие изделия сувенирного и подарочного характера. [7, c.360]

Татарские изделия

С древнейших времен на территории Татарии существует тачальное производство. В XIX—XX вв. центром сапожного промысла становится Казань.

В советское время (1930) в Татарской автономной республике организуется артель. Сейчас над выпуском художественных изделий из кожи в Татарии трудятся мастера Арской фабрики национальной обуви, находящейся в деревне Клачи, и Казанской кожгалантерейной фабрики. [7, c.365]

Основным материалом для производства художественных изделий из кожи служат хромовые кожи и сафьян. Из вспомогательных материалов используются шелковые, золотые или серебряные нити. Изделия украшают кожаной мозаикой. Процесс изготовления изделий включает следующие операции: вырезка разноцветных кусков кожи, их сшивка, окантовка ручным тамбурным швом (цепочка, звенья которой заходят одно в другое) или цветной строчкой. Орнамент татарских национальных изделий из кож растительный.

Ассортимент Арской фабрики стабилен — национальная обувь (дорожные туфли и сапоги). Казанская кож-галантерейная фабрика вырабатывает сумки разнообразных форм (большей частью круглые), портмоне круглой формы, деловые папки с надписями и изображениями. Декорируются сумки и портмоне кожаной оплеткой. [7, c.370]

Изделия народов Крайнего Севера и Дальнего Востока

Художественная обработка изделий из кожи и меха занимает особое место в декоративно-прикладном искусстве чукчей и эскимосов. Она тесно связана с их бытом и известна с давних времен. И сегодня почти в каждом чукотском поселке живут мастерицы, владеющие многими приемами художественной обработки кожи и меха. [7, c.371]

В 1972 г. при костерезной мастерской в Уэлене было организовано отделение по художественной обработке меха и кожи, где и в наши дни трудятся искусные мастера.

Основным сырьем служат шкуры оленя, нерпы, моржа, лахтаки, собаки, песца, россомахи и других животных, которые в зависимости от возраста животного, сезона (когда была снята шкура), способа обработки имеют разные названия и идут на изготовление определенных видов изделий. Кроме шкур используются сухожильные нитки, выработанные из спинных и ножных сухожилий (жил) оленя, а также хлопчатобумажные нитки разных цветов, фарфоровый и стеклянный бисер, стеклярус (разновидность бисера). [7, c.376]

Для работы мастера используют доски (необходимы для выкрашивания вещей, для размягчения и выделки шкур), скорняжные ножи для нанесения мелких порезок на коже, ножницы; иглы, наперстки и пр. Изготовляют изделия вручную.

Изделия из кожи украшают продернутым ремешком, рельефным декоративным швом, росписью, вышивкой оленьим волосом, цветными нитками, аппликацией. Меховые изделия выполняют в технике мозаики, аппликации.

Ассортимент изделий из кожи и меха включает: тапочки, сапоги, перчатки, рукавицы, женские сумки, кухлянки (глухие двойные меховые рубашки с капюшоном типа мехового пальто), коврики, диванные подушки, головные уборы (капоры и др.), мячи и пр. [7, c.381]

Корякские изделия

Художественная обработка меха на Камчатке связана с домашними ремеслами, издавна бытовавшими в суровых климатических условиях Севера. [7, c.390]

Материалом для выработки изделий служат в основном шкуры оленя. Техника изготовления — мозаика. В меховой мозаике применяются разнообразные узоры: ромбы или квадраты из полос темного и светлого меха, сшитые между собой в шахматном порядке, кружочки (одинарные и двойные), зигзагообразные белые полосы, вшитые в темный фон меха. Иногда в меховые темные геометрические детали вставляются охристо-коричневые или черные детали из кожи.

В ассортимент входят: кухлянки, стаканники (вид верхней одежды, похожий на кухлянку, но без капюшона и боковых вставных клиньев), конайты (мужские зимние и летние штаны), женские и детские двойные комбинезоны, торбаса (традиционная корякская обувь), малахай (мужская шапка), рукавицы. Особое место в ассортименте занимают коврики. [7, c.390]

Отличительная черта корякской одежды — широкая меховая полоса, пришитая к подолу и служащая предмет-том особого украшения. Декорирование меховых изделий часто строится на чередовании темных и светлых шкур. Любимым материалом для меховой одежды у коряков является шкура пятнистого оленя, где используется естественный узор, иногда пестрая шкура комбинируется с одноцветной. Для орнамента характерно совмещение разновеликих фигур, одинаковых по форме. В узорах меховых ковриков сочетается традиционный геометрический орнамент с изображением животных и людей.

Некоторые изделия (например, торбаса, головные уборы, сумки) коряки украшают бисером, применяя технику нашивания. Для этого вначале подбирают бисер по цвету и размерам и определяют цветовой порядок его нашивания. Затем, нанизав бисер на иглу с нитью, нить с бисером укладывают на основу, направляя ее по контуру узора. Другой иглой с ниткой закрепляют нить с бисером продольным стежком. Далее полоску кожи или сукна с нашитым бисером вшивают между кусками основного материала.

Якутские изделия

Как и все народы Севера,якуты широко использовали мех и кожу, и прежде всего для шитья одежды. Повседневная одежда отделывалась меховой мозаикой, ровдужными вставками и бахромой, праздничная — серебряными украшениями. [7, c.398]

В ассортимент якутских изделий входят: парка (зимняя одежда без воротника с полами встык), соккуй (глухая одежда с капюшоном), торбаса и традиционный чепрак. Сегодня чепрак не играет той важной роли в хозяйстве, которую он играл до XX в., а является предметом декоративно-прикладного искусства и используется обычно как декоративное панно. Изготовляют чепраки с традиционным орнаментом из цветной ткани, нашитой на контрастный по цвету фон (аппликация), и слегка украшают бисером. [7, c.401]

Эвенкийские и таймырские изделия

Огромную территорию Якутии сегодня населяют не только якуты, но и эвенки,юкагиры и другие народности. Долгано-ненецкий национальный округ славится как край талантливых мастеров по художественной обработке одежды. Известен он главным образом ремеслами эвенков. [7, c.405]

На старинной одежде и бытовых предметах народов Крайнего Севера обязательно встречается бисер. Вырабатывали эвенки и изделия из ровдуги (одежду, сумки), украшали их росписью и вышивкой подшейным волосом оленя или полоской бисера по контуру росписи, что подчеркивало силуэт. Очень распространены были разнообразные сумки (сумки-мешки, сумки для патронов) из оленьих шкур, кумаланы, ковры из оленьих шкур. [7, c.409]

Основным материалом для современной эвенкийской одежды служит шкура северного оленя — серо-коричневого цвета, белого с темным, реже — белого цвета. Применяется также кожа лося, лахатки и как вспомогательный материал — каучук, микропора. Для отделки используется белая шкура оленя и белый камус. Эвенки придают белому цвету большое значение. С ним связаны сказки и предания. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Техника исполнения и декора — меховая мозаика, вышивка бисером. [7, c.415]

В ассортименте изделий: торбаса (унты), коврики, шубы. В производстве торбасов сегодня мастера допускают большие отклонения от традиционной национальной основы. Они подшиваются лосевой или лахтачьей кожей, ставятся на кожаную, каучуковую или микропористую подошву. Шубы шьют модных силуэтов.

Традиционная национальная одежда эвенков отличается изяществом. [7, c.421]

Ненецкие изделия

Производство художественных изделий из меха и кожи у ненцев связано с кочевым хозяйством. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда, изготовляемая ненцами, в художественном отношении совершенствовалась веками. [7, c.431]

Материалом для производства художественных изделий из кожи, меха и сегодня служат шкурки бобра, оленя, белки, лисицы. Отличительная особенность меховой одежды ненцев — монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоническое сочетание оттенков меха и отделочных материалов — сукна или ровдуги. В ее отделке нет бисера, украшений. Орнамент ненецких изделий имеет четкое построение, состоит из немногих элементов, крупных по отношению к изделию.

Таким образом, мы убедились, что художественная обработка кожи была широко распространена. Из кожи изготавливали одежду, сосуды, обереги, украшения и многое другое. Но у каждого народа была своя техника изготовления, свои секреты этого ремесла. Они были уникальны и неповторимы, что давало яркое представление о тех или иных народах.

Виды кожи в художественной обработке

Художественная обработка кожи появилась еще в каменном веке. Еще первобытные люди пытались украсить свои одежды из шкур другие предметы: ремни, сумки, пояса. В трудах Пифагора ученые нашли упоминание о таблицах, вытесненных при помощи интарсии, которые египетские жрецы применяли в своих обрядах.

В настоящее время существует множество приемов обработки кожи. Иногда их используют по отдельности, иногда сочетают, это зависит от замысла художника.

Существует несколько способов теснения. При производстве в промышленных масштабах для штамповки используются пресс-формы. При художественной обработке используются чеканы и наборные штампы. Еще один способ тиснения – наполнение, выполняют с использованием вырезанных из картона элементов рельефа, которые подкладывают под слой увлажненной юфти, а затем обжимают по контуру. После высыхания кожа твердеет, но рельефный декор остается. Так же широко применяется горячее тиснение, когда используются разогретые штампы.

Перфорация, так же эту технику называют высечка — один из самых древних приемов. Эта техника сводится к пробиванию отверстий различных размеров в виде орнамента при помощи специальных инструментов пробойников.

Эта техника позволяет соединять несколько полосок кожи разными способами. Плетение часто используется для оплетки краев изделий.

Так же этот вид художественной обработки называют выжигание. Считается что сначала это был побочный эффект от термотиснения, но со временем пирография стала самостоятельным декоративно-прикладным искусством. Многие художественные и выразительные возможности современного выжига стали возможны после изобретения пирографа.

Гравировка или резьба выполняется только при работе с очень тяжелой плотной кожей. Сначала на поверхность предварительно размоченной кожи наносят рисунок при помощи резака, затем специальными инструментами: дорожником или штихелем прорези расширяются и заполняются акриловой краской. После высыхания рисунка сохраняется его четкость и толщина линий.

Способ интарсии представляет собой своеобразную мозаику из кожи, которые вклеиваются стык в стык. Ее выполняют на деревянной или текстильной основе, от этого зависят используемые сорта кож. Для работы на текстиле используется тонкая кожа, при интарсии на доске — тяжелая.

ИНТЕРЕСНО ПРОЧИТАТЬ

При раскопках египетских гробниц, относящихся к пятому веку до н.э., археологами были обнаружены наскальные рисунки, отображающие процесс выделки шкур. То есть, процесс изготовления изделий из кожи животных берет свое начало с истоков развития .

Кожу начали выделывать еще первобытные люди. Естественно сначала это были примитивные технологии по изготовлению чисто утилитарных вещей. Но с развитием ремесла появились мастера, которые творчески подходили к работе и решили украшать свои изделия. .

Так же как и любая другая деятельность, обработка кожи требует наличия специальных инструментов, которые можно или купить или изготовить самостоятельно. Некоторые из необходимых предметов можно найти практически в каждом доме, например круглое .

Стекло

Стекло является материалом, который находит весьма разнообразное и широкое применение, начиная от мельчайших безделушек и заканчивая витражными окнами соборов, мебель, посуда, предметы быта, драгоценная утварь и дешевые банки. Разнообразие изделий из стекла .

Интересное

Оригами

Для работы с бумагой не надо искать сверх оригинальные инструменты. Многие принадлежности и инструменты для работы с бумагой у вас находятся под рукой, поэтому покупать что-нибудь особенное не нужно. Главное побольше импровизировать, руководствуясь .

Читайте также: