Хранения игрушек в детском саду

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Деятельность детских дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) невозможно представить без наличия в них игрушек, спортивного инвентаря, уличных игровых площадок и прочей подобной атрибутики. Какие требования предъявляются к этим объектам нефинансовых активов и как их следует учитывать, рассмотрим в данной статье.

Требования к материальному обеспечению ДОУ

Деятельность ДОУ организуется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС № 1155). В нем представлены обязательные требования к дошкольному образованию, в том числе к материально-техническим и финансовым условиям его реализации, а также к развивающей предметно-пространственной среде (п. 3.1 ФГОС № 1155).

Требования к развивающей предметно-пространственной среде заключаются в том, что данная среда призвана обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории, прилегающей к нему или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы. Материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста должны соответствовать их возрастным особенностям, способствовать охране и укреплению их здоровья, учитывать особенности и коррекцию недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспе­чивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (п. 3.3.2 ФГОС № 1155).

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспе­чивать (п. 3.3.3ФГОС № 1155):

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

При этом образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой учреждения).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
  • наличие в ДОУ полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  • наличие в ДОУ различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

Согласно п. 3.3.5 ФГОС № 1155 образовательная организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (включая расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы.

Поскольку все требования предъявляются в рамках ФГОС, учреждение для их исполнения вправе рассчитывать на финансирование за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Однако далеко не все субъекты РФ могут обеспечивать в полной мере такое финансирование, а значит, учреждения должны уже самостоятельно изыскивать средства и способы для исполнения данных требований.

Приведем классификацию игрушек в зависимости от видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной (Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03‑51‑46ин/14-03).

Для игровой деятельности необходимы:

  • пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;
  • настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению, – разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
  • материалы для простейшего экспериментирования – металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т. д.

К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др. Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:

  • мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс – для развития быстроты двигательных реакций;
  • набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. – для развития координации и ловкости;
  • различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) – для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
  • эспандеры, гимнастические палки и др. – для формирования правильной осанки ребенка.

Бухгалтерский учет игрушек

На каком счете учитывать игрушки. Прежде чем перейти к описанию вариантов поступления игрового инвентаря в учреждение, рассмотрим вопрос отнесения его к тому или иному виду нефинансовых активов.

В соответствии с п. 38 Инструкции № 157н [1] материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, принимаются к учету в качестве основных средств.

Пунктом 99 Инструкции № 157н установлено, что к материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также целый ряд материальных ценностей, поименованных далее. В этом перечне нет игрушек и игрового инвентаря, но это не значит, что они не могут быть учтены в составе материальных запасов.

Окончательное решение о том, к какому виду нефинансовых активов отнести те или иные игрушки и инвентарь, должна принять комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. Исходя из приведенных определений рассматриваемые нами объекты могут быть отнесены как к основным средствам, так и к материальным запасам.

На каких же аналитических счетах следует учитывать игрушки, принимаемые к учету в качестве основных средств и материалов?

Поступление игрового инвентаря в ДОУ. Способов поступления игрушек в ДОУ несколько:

  • приобретение за плату;
  • поступление от учредителя;
  • поступление от организаций и физических лиц в качестве благотворительных взносов и пожертвований.

Рассмотрим, какими бухгалтерскими записями отражается поступление игрового инвентаря в учреждение в соответствии с Инструкцией № 183н [3] .

Аналитический учет игрушек – основных средств стоимостью более 3 000 руб. ведется в разрезе материально ответственных лиц на инвентарных карточках, открытых на соответствующие объекты (группу объектов).

Напомним, какое имущество считается амортизируемым. Согласно п. 92 Инструкции № 157н на игрушки стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. при выдаче их в эксплуатацию будет начисляться 100% амортизация. На игрушки дороже 40 000 руб. амортизация будет начисляться в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой нормы.

Списание пришедших в негодность игрушек и инвентаря. Пришедшие в негодность игрушки и инвентарь подлежат списанию с балансового и забалансового учета, если они там числились. Если они являлись объектами основных средств, то при их списании должны соблюдаться положения Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 о порядке списания движимого и недвижимого имущества учреждения.

Согласно п. 34 Инструкции № 157н выбытие основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов. При этом составляется оправдательный документ (первичный (сводный) учетный документ) – акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104) (в соответствии с Приказом № 52н). Данный документ служит основанием для отражения в учете операций по выбытию основных средств.

Основанием для отражения в учете выбытия игрушек и инвентаря стоимостью от 3 000 до 40 000 руб. будет являться акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143).

Решение о списании игрушек – материальных запасов также принимается комиссией по поступлению и выбытию активов. Ею составляется акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), на основании которого в бухгалтерском учете производятся соответствующие бухгалтерские записи.

Ох уж этот беспорядок — как организовать хранение детских игрушек правильно?

Наверное, ребенок и мог бы обойтись парой машинок и одним плюшевым медведем. Но на деле игрушек оказывается очень много — их дарят родственники и с удовольствием покупают родители, так что очень скоро детская комната рискует пропасть под завалами конструкторов, зайцев и роботов.



Сундук для хранения личных вещей и игрушек

НАЧИНАЕМ ПРАВИЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ — ПЛАНИРОВАНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

• Ребенку в возрасте 1 года все игрушки будет выдавать мама. Если же организовывается игровое пространство, то все оно помещается в пределах манежа или развивающего коврика. Достаточно будет одной коробки, в которой легко ориентироваться родителям.

• С 5 до 10 лет увеличивается количество разновидностей игрушек — это будут не просто машинки, но гоночный трек и парковка, не просто куколки, а целый игровой домик. Все мозаики, наборы для творчества, плюшевые игрушки должны быть тщательно рассортированы.


Шкаф с открытыми полками и корзинами для игрушек


Яркий детский комодик с выдвижными ящиками


Разные ящики и коробки для детских игрушек


Можно хранить детские игрушки в отдельном шкафу, в ящиках под кроватью, в плетеных коробках или коробках из-под обуви. В этом плане для детской даже лучше отдельные коробки, чем шкаф — ведь пространство в комнате ограничено.

Но выбирать можно и любую нестандартную идею только не забывайте, что она должна быть удобна для ребенка в первую очередь.

17 ИНТЕРЕСНЫХ ИДЕЙ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ИГРУШЕК

Вы можете выбрать для детской комнаты один из следующих способов хранения:




Кровать-чердак — многофункциональная корпусная мебель, в которой объединены кровать, стол, шкаф и стеллажи/полки. Для хранения игрушек можно использовать шкаф или лестницу, если она представляет собой модули-ступеньки с крышками или в виде выдвижных ящиков.




Стол с надстройкой в виде полок — оптимальное решение для дошкольников. Их письменный стол будет окружен открытыми полками, на которых можно чередовать корзины с конструктором, мягкие игрушки и книги.

Сундук — прекрасный выбор для комнаты, где живет грозный пират или прекрасная принцесса. Выглядит такое решение невероятно колоритно и замечательно вписывается в тематический интерьер.




Мягкий пуфик, в котором откидывается верхняя часть. Вместительной такую конструкцию не назовешь, но несколько мягких игрушек поселится внутри пуфика без проблем.



Деревянные ящики — вдоль стен или под столом. Их можно приобрести или сделать самим, только стоит ошкурить и окрасить, чтобы малыш не занозил руку.

И неплохо бы дополнить такие ящики надежными колесиками — тогда они смогут сопровождать ребенка по всей игровой площади.



Открытые стеллажи. Для них стоит предусмотреть корзины, коробки или пластиковые емкости, а не надеяться на то, что конструктор вперемешку с кубиками прекрасно уживется на открытых полках.

Совет. Используйте коробки из-под обуви, прозрачные пластиковые контейнеры или корзины с плетеными ручками. Только не забывайте, что их нужно маркировать — надписью или картинкой. Также неплохо, если коробки будут разных цветов — это весьма освежит интерьер.





Корзины на шкафу. Оптимальный вариант в том случае, если в вашей детской невысокий шкаф или комод. Не забывайте, что такие емкости могут стать одним из значимых интерьерных украшений, а декорировать их вы сможете вместе с ребенком (аппликациями, трафаретной росписью, объемными фигурками из картона).


Кармашки на стене — из полиэтилена или ткани. Конечно, для всех без исключения игрушек такой способ хранения не подойдет, зато превосходно впишется в уголок для творчества. Сюда легко сложить ножницы, фломастеры, краски и даже пупсиков и машинки.


Стеллажи со ступеньками, созданные специально для малышей. В них нижние полки как бы выдвинуты вперед, что позволят ребенку дотянуться до верха. Но не забывайте, что все эти ячейки и полочки должны быть надежно прикреплены к стене.



Корзины или ящики, прикрепленные непосредственно к стене. Они могут быть пластиковыми или металлическими, с тонкими прутьями или в виде сетки. Их размещают в соответствии с ростом ребенка и используют для любых не слишком мелких игровых элементов.

Комод — практичное решение для детей постарше, которые не опрокинут на себя ящики и не просунут пальцы в закрывающийся сегмент. Но выбирайте устойчивую мебель, и лучше всего из ЛДСП или дерева, но не из пластика.



Пластиковый детский комод для игрушек

Тканевые корзины — как напольные, так и подвесные. Считается хорошим дополнительным решением для тех, кому есть куда убрать редко используемые игрушки. Но назвать слишком прочными такие приспособления нельзя, хоть они и выполнены из износостойкой ткани.





Если у вас большинство машинок — с металлическим днищем, то для их хранения можно закрепить на стену рейлинг с магнитной полосой.



Полезное видео:

Читайте также: