Грядки нет чего нет грядок а тетрадки нет тетрадок

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Хочу рассказать об использовании стихотворных упражнений по орфографии, накопленных нами в практической работе с детьми. Что собой представляют подобные упражнения?

Условно их можно разделить на две группы. Первая группа — это так называемые запоминалки. Например:

Имена, фамилии, Начинает буква
клички, города важные слова:
все с заглавной буквы Иванова Анна,
пишутся всегда. Шуя и Москва.

Назначение таких упражнений предельно просто. Они служат для выделения орфограммы и запоминания ее правописания в стихотворной форме. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное требование — не подменять ими правила учебника. К тому же предназначены они для пропедевтической работы и заучиваются детьми еще в букварный период, одновременно с накапливанием опыта чтения по “Букварю” (в данном случае) имен людей, кличек животных, названий городов.

Вторая группа — рифмованные упражнения, которые используются нами для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной форме. Приведу одно из заданий такого типа, направленное на накопление зрительного восприятия орфограммы в именах и фамилиях людей, названиях городов:

Почему же мы с тобой
пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина,
Иванов, Петров, Орлов,
Ленинград, Москва, Ковров?

Методика проведения подобных упражнений (как первой, так и второй группы) несложная, однако имеет ряд специфических особенностей. Основная — многократное использование рифмованных текстов на разных этапах обучения: в I, во II и даже в III классе, IV классе причем работу с рифмованными упражнениями целесообразно начинать как можно раньше. Рассмотрим возможности применения подобных упражнений и варианты заданий к ним на материале орфограммы жи и ши. Так, на уроке обучения грамоте после знакомства с сочетаниями жи и ши дети вместе с учителем читают стишок-запоминалку:

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи;
кружи, дружи, служи, спеши —
запомни слоги жи и ши.

Жи и ши, жи и ши
с буквой и всегда пиши:
мыши, ёжики, моржи,
лыжи, лужи, камыши.

В дальнейшем при работе с другими страницами “Букваря” или на уроках письма дети не раз читают текст запоминалок с плаката, оформленного учителем и периодически вывешиваемого им перед классом. Иногда эти незамысловатые рифмовки включаются как элементы речевой гимнастики в начале или в конце урока обучения грамоте:

Лыжи, мыши и ужи,
шины, ёжики, чижи,
жи да ши, жи да ши —
с буквой и всегда пиши.

На уроках письма в этот период дети пишут диктант, предварительно легко заучив две стихотворные строчки, либо списывают с печатного или письменного текста:

Мыши, ёжики, чижи —
только с и всегда пиши.

Более сложные рифмовки, предназначенные для работы во II и III классе, тоже могут найти место на уроках обучения грамоте. Их удобно читать со средствами обратной сигнализации. К примеру, на доске печатается текст с пропущенными сочетаниями жи и ши. Дети вместе с учителем хором декламируют рифмованные строчки и показывают карточку с нужным сочетанием:

Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи,
шиповник, шины, камыши,
машины и карандаши,
кружить, служить, дружить и жить,
спешить, смешить, шипеть и шить.
Все сочетанья жи и ши
ты только с буквой и пиши!

При кажущейся простоте ясно выступает дидактическая ценность подобных упражнений. Чтение текста с пропущенным слогом (а при повторном выполнении данного упражнения дети читают его без помощи учителя) всегда очень полезно для формирования навыка чтения, поскольку тренирует ученика в антиципации — угадывании или предвосхищении читаемого слова. К тому же стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивает интерес к настоящей поэзии. Работа, одновременно ориентированная на формирование навыка чтения и письма, полезна для развития орфографической зоркости и культуры речи в целом. Кроме того, такие упражнения способствуют выработке самоконтроля, положительного отношения к учению, Чередование работы по текстам “Букваря” с тренировочными рифмованными заданиями не противоречит принципам организации учебного процесса в этот период: авторы “Букваря” не случайно побуждают педагогов использовать на уроке разнообразный дидактический материал в занимательной форме. Систематическое же применение подобных упражнений с первых уроков чтения и письма дает возможность учителю ориентироваться на завтрашний день младшего школьника, на устранение возможных орфографических трудностей, преодоление которых является задачей последующего обучения.

  • полное или частичное списывание с карточки или с доски вставкой пропущенных сочетаний жи и ши;
  • письмо по памяти с опорой на схемы, регулирующие постепенное нарастание трудности задания. По нашей рифмовке возможны такие варианты схем:
. жи, . жи, . жи, . жи, . . . .
жи. . ши и_. жи, . . и .
. жи, . жи, . жи, . ши — . . . . —
запомни слоги жи и ши. . . жи и ши
  • зрительные, зрительно-слуховые или слуховые предупредительные диктанты обучающего характера;
  • выборочное письмо на основе диктовки, списывания или письма по памяти;
  • составление словосочетаний и предложений с одним из орфографических трудных лов рифмовки по выбору учащихся.

Как правило, эта работа совпадает с периодом формирования навыка по написанию данной орфограммы, поэтому предложенные выше упражнения разнообразят виды работы на уроке, чередуются с заданиями учебника, способствуют овладению прочными знаниями.

  • поставить имена существительные в единственном числе, определив род понаблюдать за особенностями существительных, оканчивающихся на шипящие;
  • выписать в один столбик существительные, в другой — глаголы;
  • поставить глаголы, данные в четверостишии, в неопределенную форму;
  • придумать с этими же глаголами предложения, поставив их в 3-м лице единственного числа;
  • подобрать пословицы с данными глаголами и т. д.

Таким образом, из приведенных примеров видно, что возможности варьирования и усложнения заданий таким, казалось бы, простым упражнением практически безграничны. Однако естественно и справедливо встают вопросы: как часто можно использовать одно и то же упражнение в практике работы? Стоит ли один и тот же материал давать детям на разных этапах обучения? Отвечая на первый вопрос, мы можем руководствоваться общим положением методики о том, что для прочности навыков правописания трудные в орфографическом смысле слова должны включаться в работу учащихся на уроке не менее восьми раз. Пользуясь этой рекомендацией, мы рассредоточили свой дидактический материал во времени, неоднократно возвращались к нему, изменяя задания по мере совершенствования навыка. Что касается ответа на второй вопрос, то, по нашим наблюдениям, неоднократное возвращение к уже знакомым упражнениям, особенно на разных этапах обучения, вызвало у детей положительную реакцию. Им всегда нравилась встреча с ними, а прочное усвоение орфограмм в запоминалках и рифмованных заданиях, как правило, непроизвольно переносилось ими на незнакомые слова, регулируемые тем же орфографическим правилом правописания.

С какими орфограммами мы работали подобным образом? Почти со всеми, включенными в программу начальной школы. Перспективная работа сама по себе всегда дает хорошие результаты, а продуманная с точки зрения формы и облеченная в стихотворные запоминалки и упражнения только усиливает обучающий эффект.

Показав возможный диапазон заданий, а также последовательность работы с одной из орфограмм (жи и ши), приведу дидактический материал для отработки некоторых других правил правописания:

Имена, фамилии людей, клички животных

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
и Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте —
Имя буквой выделяйте.

Кошка — Маришка,
Котёнок — Тишка,
Щенок — Дружок,
Цыплёнок — Пушок,
Корова — Бурёнка,
Коза — Найдёнка,
Поросёнок — Хрюша
и бычок — Гаврюша.

Все их клички до одной пишут с буквы прописной!

Кошка — Пушинка,
Собака — Смешинка,
Петух — Крикун,
Козёл —- Бодун,
Воробей — Тишка,
Поросёнок — Гришка.
Красотка-синичка,
как напишешь клички?

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу

Ча и ща, ча и ща —
роща, чаща и свеча,
пища, туча, саранча —
с буквой а и ща и ча.

Пища, чаща, роща, куча,
саранча, кочан и туча,
дача, гуща и свеча —
все слова на ча и ща.

Сочетанья ща и ча
в словах пища и свеча,
куча, гуща, каланча,
туча, роща, саранча,
чаща, дача и печать —
нужно с буквой а писать.

Щука, чум, ищу, молчу —
я слова учу, учу.
Чу да щу, чу да щу —
я пятерку получу.

Не стучу, не пищу,
не ворчу и не кричу,
а учу да учу
все слова на щу и чу:
чум, чудак, чулок, чурбан,
щука, чудо и чулан.

Я грамотно писать хочу,
слова на чу и щу учу:
чулок, и чудо, и чугун,
чудак, и щука, и ворчун,
чумазый, чучело, чурбан,
чудесный, чувство и чулан,
кричу, ворчу, ищу, тащу —
я с у пишу и чу, и щу

Правописание чн и чк

Козочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой чк! чк! чк!
Кочка, почка, звёздочка.
Ёлочка и белочка,
тучка, щучка, стрелочка,
бочка, почка, спичка,
речка, ручка, птичка,
шуточка, минуточка,
дочка, прибауточка,
булочка и строчка,
свечка, печка, точка!

Речка, ночка, строчка,
точка, кочка, дочка,
срочный, булочный, ночной,
точный, шуточный, речной.
Знаем мы наверняка,
где чн, а где чк.

Мягкий знак (ь) — показатель мягкости

Мягкий знак, мягкий знак —
без него нельзя никак!
Без него не написать
тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо “шесть” получим шест,
вместо “есть” напишем ест,
станут пенками “пеньки”,
уголками — “угольки”, “банька” в банку превратится.
Вот что может получиться,
если будем забывать
мягкий знак в словах писать.

День, динь, сон, тень,
сыр, сок, лось, лень,
нос, нёс, рыть, ныть,
кон, конь, шум, шить.
Подчеркни, в каких словах
не напишешь мягкий знак.

Разделительный мягкий знак (ь)

Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
перед я, ю, и, е, ё.

Воробьи, жильё, ручьи,
листья, крылья, стулья, чьи,
колья, перья и семья,
вьюга, осенью, друзья.

При, изучении разделительного мягкого знака (ь) в букварный период вторую строчку следует читать так: “Я в словах стою, друзья”.

Разделительный твердый знак (ъ)

Было “сели”,
стало “съели”,
догадаться вы сумели,
нечему случилось так?
Кто виновник?
— Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.

Безударный хитрый гласный:
слышим: мы его прекрасно”
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
гласный ставь под ударенье,
чтоб развеять все сомненья!

Сосна, вода, дела, трава —
проверить надо все слова.
Безударный гласный —
стоп!
Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте —
Удареньем проверяйте:
сосны, воды, травы, дело,
а теперь пишите смело.

Село, гнездо, сосна, весна —
одна из гласных не ясна.
Не верь таким словам на слух,
коль есть в них безударный звук.
Ты в них число лишь измени,
подскажут гласную они:
сёла, гнёзда, вёсны
и, конечно, сосны.

Гряда, цена, скала, весна,
коза, стрела, стена, сосна,
места, земля, столяр, сова —
проверить надо все слова.
Ты будь внимательным, мой друг:
в словах есть безударный звук,
поставь его под ударенье,
потом пиши стихотворенье.

Страна, земля, стрела, сосна,
гряда, игла, звезда, весна,
роса, зерно, следы, листок,
кормушка, озеро, цветок.
Диктанту нашему конец,
кто не ошибся — молодец!

Для письма по памяти

Р. чной, л. сной, г. ристый,
М. рской, р. дной, л. систый.
Проверь слова, да не сп. ши,
красиво, грамотно сп. ши.

Парные звонкие и глухие согласные

Если слышишь парный звук,
будь внимательным, мой друг,
парный сразу проверяй,
слово смело изменяй:
“зуб” — на “зубы”, “лёд” — на “льды” —
будешь грамотным и ты.

— Где растёт морковь?

— Буквы пишут где?

— Одеваем в холод?

Звук согласный проверяй,
рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? — Нет грядок.
А тетрадка? — Нет тетрадок.
Зубки! Изменили — зубы.
Шубки! Проверяем — шубы.
Ждем снежинок и салазок
И побольше чудных сказок.
Обед, завод, медведь, кровать,
отряд, народ, этаж, тетрадь,
нож, стриж, снег, гараж,
лошадь, пруд, труд, шалаш.

Рыбка, грядка, кружка, гладко,
травка, сетка и тетрадка,
крышка, лапка, лодка, ласка,
книжка, ложка, утка, сказка.

Ложка, лодка, рыбка, грядка
шутка, утка и тетрадка,
книжка, крышка и рубашка,
травка, сетка, промокашка.

Дружки, снежки, рожки, прыжки,
сапожки, рожки, пирожки,
лужки, флажки и ложки,
кружки и поварёшки.
(Найди лишнее слово.)

Мышка, кошка, глазки, лапки,
дружба, книжки и тетрадки,
шубка, шапка и сапожки,
и берёзка, и серёжки.

(Составь предложение со словами каждой строчки.)

Естественно, что не все из приведенных выше рифмовок обязательно читались детьми в период обучения грамоте. Основная часть упражнений проводилась на уроках русского языка или использовалась нами на уроках чтения в качестве тренировочных упражнений по совершенствованию навыков чтения. С этой целью давались следующие задания, прочитать так, как написано (орфографически); прочитать так, как говорим (орфоэпически); прочитать быстро (текст предъявляется для чтения на ограниченное время) и назвать слова, которые запомнили, подобрав к ним проверочные, и т.д. Диапазон подобных заданий широк и разнообразен.

В одном же мы убедились точно: использование подобных рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебников, другими дидактическими материалами способствует более успешному овладению детьми орфографическими навыками.

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные - с согласными. Буквы А - Я, У – Ю, Ы – И, Э – Е, О – Ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С.

Причём буквы Б, В, Г, Д, Ж, З звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие буквы.

А вот П, Ф, К, Т, Ш, С были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие буквы робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Щ, Ъ, Ь.

Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнёром. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

Не излишество ли это?

Нет, ни в коем случае, ведь они, помимо всего прочего, ещё и помогают различать слова по смыслу: шар – жар, кол – гол, пыль – быль, удочка – уточка и т.д.

Эти буквы – двойняшки нужно хорошо выучить, так как с ними ещё будет много хлопот. В алфавите они заняли целых два этажа.

А хлопоты заключаются в том, что звонкие на конце оглушаются и нужно догадаться ( с помощью проверочного слова), какую букву следует писать. Нужно изменить слово так, чтобы согласный слышался ясно:

дуб – дубы, бровь – брови, глаз – глаза и т.д.

3. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

Б - П

Шубка, шапка, сугроб, грибки, столб, ястреб, гриб, робкий, дуб, рыбка, крепкий, тулуп, клубки, клуб, клоп, дубки, губка, суп, рябчик, озноб, топкое, зябко, зуб, хрупкий, скорлупка, ошибка, лапка, царапки, репка, серп, хлеб, зубки, прорубь, щепка, улыбка, лоб, липка, лепка, клуб, герб, скрип, голубь, охапка, голубка, пробка.

В – Ф

Пуговка, травка, сливки, коровка, булавка, ловкий, здоров, поливка, плутовка, телеграф, поплавки, лавка, много дров, шкаф, готов, жираф, морковка, любовь, кофта, головка, канавка, клюв, обувь, рукав, чернослив, деревце, красив, вежлив.

Г – К

Снег, лёгкие, луг, лук, мягкий, когти, овраг, враг, круг, берег, пирог, сапог, ночлег, флаг, творог, язык, хирург, друг, плуг, кок, бок, звук, бог, вокруг, танк, продрог, стог, столб, юг, кулак, визг, утюг, четверг, рыбак, далёк, широк, глубок, высок, котёнок, волчонок, галчонок, земляк, червяк, синяк, ельник, ледник, моряк, дубняк, пустяк, вестник, путник, спутник, работник, шутник.

Д – Т

Грядки, зарядка, тетрадка, заплатка, незабудка, сладкий, грудка, труд, год, брат, лодка, поход, палатка, шёрстка, верблюд, детки, лебёдки, объедки, пароход, подъезд, загадка, старость, походка, изгородь, гладкий, лошадка, город, площадка, детский сад, остатки, брод, запад, град, свет, гладь, вид, редкий, дождь, крот, рядком, кроватка, клёст, дрозд, газетчик, лётчик, кот, код, платки, завод, нефть, въезд, мост, отряд, народ, кровать, утка, съезд, закладка, огород, портрет, в порядке, медком, ветка, невод, проводка, короткий. прятки, шаткий, медведь, початки, блюдце, посадка, закладка, Медведко, пакет, нитки, чуткие, молотьба, ходьба, пулемётчик, находка, чистка, монетка, ветхая, ягодка, жидкий, бородка, городки.

Ж – Ш

Ножки, ложки, чашки, кружки, ёж, дорожка, тележка, рожь, дружки, плюш, страж, пейзаж, подушка, кашка, пирожки, хорош, пригож, снежки, глушь, брошка, дрожь, ладошка, корешки, букашки, уж, прыжки, мешки, флажки, ландыш, серёжки, сыроежки, мишка, чертёж, мышка, варежка, подружка, репортаж, пичужка, клюшка, окрошка, морж, сапожки, у петушка, орешки, пташка, шишка, лягушка, снежки, лукошки, чиж, рубашка, экипаж, книжка, рожки, пляж, багаж, ромашка, гармошка, стружка, ушки, гребешком, коврижка, карандаш, гараж, ёрш, тишь, душ, камыш, мошка, манеж, тишь, хрюшка, опушка, пробежка, картошка, бумажка, лаваш, игрушки, поварёшка, братишка, макушка, избушка, детишки, зайчишка, трусишка, пёрышки, промокашка, кумушка, зёрнышки, бабушка, старушка, крылышки, кормушка, петрушка, бедняжка, полюшко, рыбёшка, матушка, веснушки, детушки, волюшка, малышка, мордашка, зимушка, малыш, лепёшка.

З – С

Резкий, низкий, Барбос, мороз, вяз, паровоз, сенокос, берёзка, слёзки, повозка, узкий, вкус, арбуз, груз, парус, замёрз, изморось, изморозь, проказник, ужас, сказка, Денис, витязь, связь, рысь, грызть, интерес, глаз, повис, вниз, срез, повязка, блузка, близкий, подсказка, колхоз, указка, замазка, лесть, лезть, мазь, вырезка, полюс, колос, карась, надпись, пастух, Русь, просьба, покраска, нос, скользкий, пастбище, редиска, нести, ползти, салазки, резьба, вести, развязка, навес, поднос, соска, киска, миска, исчез, дольки, голос, грузчик, переписчик, вязкий.

4. Найди парные согласные в пословицах.

Мёд есть – в улей лезть.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лесть.

Хвост голове не указка.

Хлеб - всему голова.

Хлеб - батюшка, вода – матушка.

Мал золотник да дорог.

По Сеньке и шапка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок – год хорош.

Бабка с кашкой, а дед с ложкой.

Слаще всех плодов – плод честного труда.

Свой глаз – алмаз.

Дороже алмаза свои два глаза.

Не шубка греет, а хлеб.

5. К данным существительным подберите существительные с суффиксом –очк-.

Ла…ка - _________, блу…ка - _____________,

тетра…ка - ___________, вере…ка - ____________,

про…ка - ____________, ре…ка - ______________.

6.К данным прилагательным подберите прилагательные-антонимы.

Густой - ________________, высокий - __________________,

Далёкий ________________, горький - ___________________.

7.Подберите к предложениям подходящие по смыслу слова существительные со звонкими и глухими согласными в середине слова.

Метель заметает __________________________________________.

Ученики класса делали для книг _____________________________.

8. Вставь пропущенную согласную в слово, запиши проверочное слово.

_________________ - оши…ка, _________________ - варе…ка,

__________________ - бума…ка, __________________ - ни…ка,

__________________ - бесе…ка, ___________________ - скри…ка,

__________________ - ска…ка, ___________________ - селё…ка,

__________________про…ба, ___________________ - лягу…ка.

9. Составьте предложение со словами каждой строчки.

Мышка, кошка, глазки, лапки.

Дружба, книжки и тетрадки,

Шубка, шапка и сапожки,

И берёзка, и серёжки.

10. Вставьте пропущенные буквы.

Сне…ки, пры…ки, фла…ки, кры…ки, оре…ки.

11. Подберите нужные слова.

Как называется избушка, где живёт сторож?

Украшение в ушах.

Твёрдая застёжка на поясе.

Часть стола или стула.

12. Превращение слов.

Измените одну букву в словах. Подберите к каждому проверочное и запишите.

Лес – (лев), бог – (дог), сказка – (указка), ложка – (лодка), репка – (щепка), круг – (друг), хлеб – (хлев), клёв – (клюв), шлюпка – (шляпка).

Каждое новое слово должно начинаться с буквы, на которую

оканчивается предыдущее, а заканчиваться парной звонкой или глухой

Холод - …(дед – дог – газ – зуб – брод - …).

Автобус – (след – друг – год – дрозд – долг – град - …)

Мороз – (зуб – багаж – жук – куб - …)

14. Подчеркните в словах согласную, произношение которой расходится с

Флаг, отряд, дом, холод, линейка, лёд, мел, поход, мороз, стол, цветок,

суп, книга, стакан.

15. Подчеркните в словах парные звонкие и глухие согласные.

Молот - молод, серп-герб, воз-нос, пруд-прут, рот- род, плот-плод,

мороз - вырос, зуб-суп.

16. Допишите согласные.

Сугро…, заво…, эта…, моро…, рука… .

17. Подчеркните в словах звонкие и глухие согласные, припиши к ним

Тетрадь- тетради, книжка-книжечка,

18. Подчеркните в словах звонкие согласные.

Автомобиль, дубки, ягодка, ножка, знамя, метро, топор, море, суббота,

19. К данным словам из первого столбика подберите по смыслу слова из

второго столбика. Составьте с ними предложения.

20. Подчеркните в словах глухие согласные.

Сирень, топор, мебель, хлеб, ошибка, горох, цирк, народ, книжка, часы, линейка, овца.

21.Вставьте пропущенные слова с парными согласными.

Ученик сделал в диктанте три ____________.

В аквариуме живут золотые _____________.

К лесу вела узкая ___________.

Сторож живёт в ____________.

У берега реки стояла ветхая _________.

В берлогу зале… бурый _____________.

22. Подчеркните в словах парные глухие и звонкие согласные в середине

Кошка – ложка, игрушка-дорожка,

23. Запишите глаголы в прошедшем времени.

Слезет - ___________, озябнет - ______________,

замёрзнет - ________, исчезнет - _____________,

приползёт -________, отгрызёт -______________.

24. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие согласные, а

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чаще идёт.

Мёртвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несёт. (И.Бунин)

Какие слова путает Андрей? Понятны ли будут в его записи предложения?

В классе пишут под диктовку:

Лишь Андрей выводит ловко:

Ну, скажите, почему?

Игроки владеют басом,

А певец завидным пасом,

По реке плывут плоды,

А в саду растут плоты.

В школе не везёт ему?

26. Найдите все орфограммы и объясните их правописание.

За деревней – луг,

А на грядке – лук.

А по речке – плот,

А на груше – плод.

27. Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева.

Ещё земли печален вид, Ещё природа не проснулась,

А уж весною воздух дышит, Но сквозь редеющего сна

И мёртвый в поле стебель колышет, Весну услышала она

И елей ветви шевелит. И ей невольно улыбнулась.

1) Посчитайте, сколько в каждой строчке глухих согласных.

3) Подумайте, как связано содержание этих строк с количеством глухих согласных звуков?

28. Представьте, что вы у себя на кухне. Ух, сколько здесь разных

предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к

названному слову подбираете проверочное.

Вот эти слова: чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-

29. Поднимите нужную карточку (В-Ф, З-С, Д-Т).

Аист делает заря…ку - Пеликан ныряет ло…ко.

То вприпрыжку, то вприся…ку, Вот что значит трениро…ка!

Осьмино… надел перча…ки, Рак зале… на самокат,

А тюлень удрал с площа…ки. Все вперё…, а он – наза… .

30. Напишите слова: де…, пру…, клее…, ры…ка, ёр… . Составьте текст по

этим опорным словам. Попробуйте призвать на помощь контролёра –

гласного и определить правильное написание. Какие слова вы проверяли

изменением слова, а к какому подбирали родственное слово?

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

Пришел из школы ученик
И запер в ящик свой дневник.

- Где твой дневник? - спросила мать.
Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,
Увидев надпись: "Очень плохо".

Узнав, что сын такой лентяй,
Отец воскликнул: - Шалопай!

Чем заслужил ты единицу?
- Я получил ее за птицу.

В естествознании я слаб:
Назвал я птицей баобаб.

- За это, - мать сказала строго, -
И единицы слишком много!

- У нас отметки меньше нет! -
Промолвил мальчик ей в ответ.

- За что вторая единица? -
Спросила старшая сестрица.

- Вторую, если не совру,
Я получил за кенгуру.

Я написал в своей тетрадке,
Что кенгуру растут на грядке.

Отец воскликнул: - Крокодил,
За что ты третью получил?!

- Я думал, что гипотенуза -
Река Советского Союза.

- Ну, а четвертая за что? -
Ответил юноша: - За то,

Что мы с Егоровым Пахомом
Назвали зебру насекомым.

- А пятая? - спросила мать,
Раскрыв измятую тетрадь.

- Задачу задали у нас.
Ее решал я целый час,

И вышло у меня в ответе:
Два землекопа и две трети.

- Ну, а шестая, наконец? -
Спросил рассерженный отец.

- Учитель задал мне вопрос:
Где расположен Канин Нос?

А я не знал, который Канин,
И указал на свой и Ванин.

- Ты очень скверный ученик, -
Вздохнув, сказала мать. -
Возьми ужасный свой дневник
И отправляйся спать!

Ленивый сын поплелся прочь,
Улегся на покой.
И захрапел. И в ту же ночь
Увидел сон такой.

Жужжали зебры на кустах
В июльскую жару.
Цвели, качаясь на хвостах,
Живые кенгуру.

В сыром тропическом лесу
Ловил ужей и жаб
На длинном Ванином Носу
Крылатый баобаб.

А где-то меж звериных троп,
Среди густой травы,
Лежал несчастный землекоп
Без ног, без головы.

На это зрелище смотреть
Никто не мог без слез.

- Кто от него отрезал треть? -
Послышался вопрос.

- От нас разбойник не уйдет.
Найдем его следы! -
Угрюмо хрюкнул бегемот
И вылез из воды.

Вскочил с постели ученик
В шестом часу утра.
Пред ним лежал его дневник
На стуле, как вчера.

Нравится!

Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
Ответ: Молоко
81

Нравится!

Нога в земле,
Голова в воздухе,
Туловище в воде.
Ответ: Камыш
35

Нравится!

Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой…
Ответ: Велосипед
42

Нравится!

Это зелье ты не тронь:
Жжётся больно,
Как огонь.
Ответ: Крапива
61

Нравится!

Где бывает:
Человек стоит,
Лестница прыгает?
Ответ: Метро
33

Нравится!

Лежит ковёр большой, большой,
А не ступить на него ногой.
Ответ: Заря
239

Нравится!

Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приучает,
А на нос садится.
Ответ: Муха
283

Нравится!

Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их.
Ответ: Лыжи
65

Нравится!

Еду-еду — следу нет,
Режу-режу — крови нету.
Ответ: Лодка
59

Нравится!

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят…
Ответ: Черепаха
83

Нравится!

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус, как сахар, сладкая.
Ответ: Морковь
68

Нравится!

Летит огненная стрела.
Никто её не поймает:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица.
Ответ: Молния
176

Нравится!

Если ей работы дашь —
Зря трудился карандаш.
Ответ: Резинка
40

Нравится!

Мы на них стоим и пляшем.
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут.
Подскажи, как их зовут?
Ответ: Ноги
67

Нравится!

Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеётся тоже.
Ответ: Зеркало
99

Нравится!

Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу на них — сломаю,
Всё сначала начинаю.
Ответ: Кубики
13

Нравится!

С края на край
Режет чёрный каравай,
Бездорожье не преграда,
Нет дороги — и не надо:
Сам себе кладёт под ноги
Две широкие дороги.
Ответ: Трактор
69

Нравится!

Нахмурился, насупился,
В слёзы ударится —
Ничего не останется.
Ответ: Туча
150

Нравится!

Раскинут ковёр,
Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни гороху собрать.
Ответ: Небо и звёзды
114

Нравится!

Хвост пушистою дугой —
Вам знаком зверёк такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле,
Чтобы зимою жить в тепле.
Ответ: Белка
95

Нравится!

К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я её сын родной,
А родился — весной.
Ответ: Ручей
168

Нравится!

Он пушистый, серебристый,
Белый, белый,
Чистый, чистый,
Ватой наземь лёг.
Ответ: Снег
191

Нравится!

По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда
Из мешков течёт вода.
Ответ: Тучи
124

Нравится!

Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо.
Ответ: Оса
267

Нравится!

Из-под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает.
Ответ: Подснежник
349

Нравится!

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
Ответ: Подсолнух
85

Нравится!

Подходила — грохотала,
Стрелы на землю метала.
Нам казалось, шла с бедой,
Оказалось — шла с водой.
Подошла и пролилась,
Вдоволь пашня напилась.
Ответ: Туча
139

Нравится!

Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетой фабрики —
Из далёкой Африки.
Ответ: Апельсин
232

Нравится!

Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
Ответ: Собака
434

Нравится!

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Ответ: Кролик
464

Нравится!

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я…
Ответ: Капуста
97

Нравится!

Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупе —
Берегите, детки, зубки!
Ответ: Орехи
30

Нравится!

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.
Ответ: Бабочка
258

Нравится!

Отгадай, что за вещица, —
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке —
На листах твоей тетрадки.
Ответ: Ручка
71

Нравится!

Богатырь идёт железный.
Но работник он полезный.
Тащит плуги за собой,
Разговор ведёт с весной.
Ответ: Трактор
56

Нравится!

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Ответ: Сердце
149

Нравится!

Посмотрите, посмотрите —
Тонет в речке и в корыте!
Почему ж оно всегда
Только там, где есть вода?
Ответ: Мыло
41

Нравится!

Приползла во двор змея,
Чёрная и длинная,
Снег водою поливала,
На работе не зевала.
Поработала денёк —
Во дворе открыт каток.
Ответ: Шланг
15

Нравится!

Что за чудо, что за ящик?
Сам — певец и сам — рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
Ответ: Телевизор
196

Нравится!

В лесу у пня
Суетня, беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
Ответ: Муравьи
191

Нравится!

Ростом разные подружки,
Но похожи другу на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Ответ: Матрёшки
48

Нравится!

Бочку за бочкой
Тянут в мешочке.
Ответ: Лото
50

Нравится!

Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнет перинки —
Над миром пушинки.
Ответ: Зима
173

Нравится!

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живёт.
Ответ: Холодильник
81

Нравится!

В голубой станице
Девицы круглолица.
Ночью ей не спится —
В зеркало глядится.
Ответ: Луна
140

Нравится!

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке.
Ответ: Снежинка
106

Нравится!

Дышит, растёт,
А ходить не может.
Ответ: Растение
55

Нравится!

Расколи его —
Будет зёрнышко.
Посади его —
Будет солнышко.
Ответ: Подсолнух
78

Нравится!

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Ответ: Малина
53

Нравится!

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
Ответ: Облака
251

Читайте также: