Грот руины в александровском саду описание

Обновлено: 08.07.2024

Итальянский грот (Грот "Руины", павильон-руина "Грот") – декоративный памятник в Москве в Александровском саду у фундамента Средней Арсенальной башни Московского Кремля.
В 1820-1823 годах у Кремлёвских стен устраивали мемориальный парк - Александровский сад. Грот построили в память о варварских разрушениях 1812 года в городе Москве. Архитектором сооружения в 1821 году выступил Осип Бове.
Памятник получил название – "Руины", потому что при постройке строители использовали обломки зданий, которые разрушили варвары-французы. Это мемориальное сооружение выступило символом возрождения Москвы после пожаров 1812 года.
Грот врубили в больверк (бастион) - искусственный холм, который насыпали в своё время для укрепления обороны Кремля. В 19 веке над гротом существовал павильон, где в праздничные дни играли оркестры.
Грот "Руины" представляет собой искусственную пещеру, с каменным сводом и четырьмя белыми дорическими колоннами. Пещера создана в виде полукруглой арки, сложенной из красного кирпича и чёрных гранитных камней, а в стенах вложены фрагменты оставшихся после разрушенных пожаром московских построек. Над гротом стоят две гордые львиные фигуры странного значения.

Итальянский грот в Александровском саду

Внешний облик грота

Полукруглая арка из красного кирпича под завалами из обломков и камней обрамляет ворота из белого мрамора с четырьмя проходами. Конструкция соответствует тенденциями того времени в садово-парковой архитектуре и визуально делит монотонную линию Кремлевской стены. Невысокие колонны выглядят, тем не менее, так будто большая их часть ушла под землю под тяжестью обломков.

Внутренние стены грота декорированы барельефами и скульптурными фигурами мифических водяных лошадей, на которых ездили нереиды. Даже обломки, использованные в качестве строительного материала, обладают исторической ценностью. На них несложно заметить элементы отделки, характерные для находящегося неподалеку здания Арсенала.

У грота двоякая смысловая нагрузка: с одной стороны, он служит мемориалом павшим в войне с Наполеоном, а с другой – является стильным украшением Александровского сада. В XIX в. это место в Москве пользовалось популярностью у горожан; под сводами грота по выходным играл царский духовой оркестр.

Археологические находки

В очередной реставрации, проходившей в 2004 г., принимали участие археологи. Особых открытий не ожидалось, т. к. по историческим данным, на этом берегу реки Неглинной никогда не было человеческих поселений. Результаты раскопок опровергли эту версию: здесь были найдены предметы домашней утвари XV-XVII вв.

Ежедневно к гроту приходят люди, желающие соприкоснуться с историческим прошлым Москвы и сфотографироваться на фоне ее красивой достопримечательности.

Итальянский грот в Александровском саду

Итальянский грот в Александровском саду

Итальянский грот в Александровском саду

Итальянский грот в Александровском саду

Итальянский грот в Александровском саду

Адрес: Александровский сад, Москва, Россия.

Похожие публикации:


Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича.


Памятник Юрию Долгорукому
Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С. Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному ди.


Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят.


Театральная площадь
Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. .

Вообще находки из грунтовой засыпки оснований Грота (а они заглублены на 5-6 м) дали немало пищи для размышлений. Например, есть среди находок человеческие останки (несколько костей и черепов) и ритуальный поливной сосудик XV в. Такие глиняные чашечки с остатками елея помещали в гроб после отпевания умершего. Значит, грунт для Грота частично взяли с какого-то старого и уже заброшенного городского кладбища.

В земле найдены также куски железных шлаков и отходы косторезного ремесла. Последние - это остатки пуговичного производства XVI-XVII вв. Для таких поделок использовали, как правило, длинные кости крупного рогатого скота. Их разрезали пополам (отсекая эпифизы), а из образовавшихся пластин вырезали круглые заготовки разного диаметра. В слое обнаружено несколько десятков использованных пластин с отверстиями и опиленных эпифизов. Видимо, какую-то часть грунта взяли в пределах городской территории, где жили и работали косторезы-пуговичники и кузнецы.

Отходы пуговичного производства, существовавшего в Москве в XVI-XVII вв.
Вверху слева - отсеченный эпифиз кости крупного рогатого скота

Очень интересно одно наблюдение: в изученных археологами отложениях за Гротом нет обломков цветных изразцов, столь часто и массово встречающихся в слоях XVII-XVIII вв. в центральных районах Москвы, где в то время активно строили каменные здания с керамическими элементами декора стен и с изразцовыми печами.

Грот Александровского сада - необычный памятник садово-парковой архитектуры. В одном издании по истории Москвы отмечен его “романтически-руинный характер”. Проект этого памятника разрабатывал известный архитектор О.И.Бове. Строили Грот в 1820-1823 гг. После войны 1812 г. руин в Москве действительно хватало. Пострадали тогда и постройки московского Кремля, в частности здание Арсенала, и поэтому в кладку стен Грота попали детали его архитектурного декора.

К началу 21-го столетия нижние части стен Грота заросли землей, и было удивительно наблюдать при их расчистке, как появляются на свет все новые и новые каменные детали, украшавшие когда-то кремлевские постройки. В 1820-е годы в кладку попало огромное белокаменное ядро! Его диаметр достигал 60 см - такие ядра использовали для метательных машин при осадах средневековых городов в эпоху, когда артиллерии не было или она только зарождалась (XIV-XV вв.). Известняк (из Мячковского месторождения в Подмосковье) шел тогда не только на сооружение первых московских каменных храмов и крепости, но и в военное дело. Кстати, по данным геологического бурения, пласты известняка залегают и в толще самого Боровицкого холма вдоль Москвы-реки на глубине 13-17 м.

Сегодня реставрационные работы на Гроте в Александровском саду почти завершены. Его белокаменные части и детали очищены от многолетней копоти и “творчества” современных вандалов, скреплены пострадавшие от времени кладки из туфа и несущие конструкции памятника. Скоро займут свое место и величественные фигуры львов, которым тоже досталось от любителей оставлять автографы. А археологам еще предстоит детально изучить находки, сделанные летом 2004 г. - они наверняка пополнят наши знания о прошлом столицы России.

Памятник победы над Наполеоном и одновременно памятник возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года. Грот был построен по проекту архитектора Осипа Бове в 1820—1823 годах.

Комментарии


Если обратить внимание, то можно заметить, что посетители заняты странным делом: в щели между камнями одни засовывают монетки, другие их оттуда выковыривают. Интересно, зачем?

Читайте также: