Гербарный экземпляр покрытосеменного растения

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

Семейства двудольных
1 . Используя рисунки § 51, выделите основные особенности растений семейства крестоцветных (розоцветных, паслёновых, сложноцветных, мотыльковых).
2 . Пользуясь гербарными экземплярами, опишите 2 — 3 растения семейства крестоцветных (розоцветных, паслёновых, сложноцветных, мотыльковых). При описании придерживайтесь следующего плана:
1 ) Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы.
2 ) Отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.
3 ) Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение. Определите тип соцветия.
4 ) Отметьте особенности строения чашечки и венчика; число и расположение тычинок; особенности строения пестика, число пестиков в цветке.
5 ) Изучите строение плода. Отметьте особенности строения. Определите тип плода.
6 ) Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение. На основании каких признаков вы это определили?

Решение

Особенность Растения семейства Крестоцветные
Семя По размеру маленькое, продолговатой или округлой формы.
Соцветие​ Кисть
Цветок и его части Цветок состоит из крестообразно распложённых лепестков, чашечки из 4 чашелистиков, 6 тычинок ( 2 длинные и 4 короткие) и 1 пестика.
Плод Стручок или стручочек (ширина в 2 − 3 раза меньше длины)

Гербарный лист с засушенным растением и семенным пакетом. Основные семейства цветковых растений. Необходимое оборудование для сбора растений и составления гербария. Морфологический гербарий, показывающий, насколько различной может быть форма соцветий.

Рубрика Биология и естествознание
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 18.10.2012
Размер файла 1,0 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Изготовление гербария

Ни словесные описания, ни рисунки, ни ботанические определители не могут дать такого полного представления о растительном мире, как непосредственное изучение его. Но если сорвать растение и принести его в комнату, оно быстро завянет. А ведь растение можно сохранить надолго. Для этого нужно его засушить, положив между листами бумаги. У любителей ботаники скапливается целая коллекция таких засушенных растений. Чтобы коллекция сохранилась дольше и чтобы ею удобно было пользоваться, она должна быть хорошо и правильно оформлена, снабжена этикетками. Называется такая коллекция гербарием.

Свыше 200 лет ученые, путешественники и ботаники, изучавшие растительный покров нашей страны, собирали гербарии. Эти гербарии бережно хранятся в различных ботанических научных учреждениях, крупнейшее из которых в нашей стране - Ботанический институт Академии наук СССР в Ленинграде. Там сосредоточен самый полный гербарий флоры Советского Союза (свыше 5 млн. гербарных листов). В гербарии Московского университета 700 тыс. гербарных листов. Во многих городах и краеведческих музеях есть гербарии местной флоры, собранные любителями - ботаниками и краеведами. В высших и средних учебных заведениях гербарий используется в качестве наглядного пособия на уроках ботаники. Составляют эти гербарии обычно учащиеся.

Многим кажется, что сбор растений и составление гербария - дело очень простое. Оно действительно несложно. Однако, чтобы коллекция имела научную либо учебную ценность, необходимо соблюдать ряд правил. Прежде всего, надо правильно собрать растения, записать условия их обитания и место нахождения; затем определить растения, т.е. найти их научные наименования; наконец, следует умело высушить и изготовить из растений гербарные экземпляры. Для всего этого необходимо пособие для определения растений и несложное оборудование, которое каждый может сделать сам.

Морфологический гербарий, показывающий, насколько различной может быть форма соцветий

гербарий оборудование растение соцветие

Высушиваются растения в ботаническом прессе. Он представляет собой две деревянные рамки одинакового размера (30х45 см или 35х50 см, т.е. немного больше гербарного листа), на которые натянуты металлические сетки. Для затягивания пресса используется крепкий шнур или два ремня. Пресс можно сделать также из двух листов фанеры, просверлив в них множество отверстий для вентиляции. Если по углам фанерных листов прорезать щели и продеть в них тесьму, то получится комбинированная папка-пресс, пригодная и для сбора, и для сушки растений.

Растения для гербария собирают только в сухую, ясную погоду. Растения, смоченные дождем или росой, долго сохнут и могут испортиться. Это условие относится и к растениям, которые засушиваются в песке (см. ниже).

Слева направо: ботаническая копалка и совок, экскурсионная папка из картона или фанеры для сбора растений, пресс для сушки растений (размеры даны в сантиметрах).

Не каждое растение годится для гербария. Отбирать следует экземпляры вполне развитые, без каких-либо повреждений, с распустившимися цветками и по возможности с плодами, хотя бы и незрелыми (без плодов некоторые растения очень трудно определить). У деревьев и кустарников срезают ветки с листьями, чтобы можно было видеть не только форму, но и расположение листьев. Для гербария нужны их цветки и плоды, а у хвойных - шишки. Двудомные растения должны быть представлены в гербарии мужскими и женскими экземплярами, а однодомные - экземплярами с пестичными и тычиночными цветками. От крупных травянистых растений, не умещающихся целиком на гербарном листе, берут такие части, по которым можно легко составить представление о целом растении.

Для гербаризации рекомендуется брать не менее трех экземпляров каждого ботанического вида. Из них один предназначается для препарирования (разделения на части) при определении, второй - для монтировки на гербарный лист, третий - запасной.

Сушка на ватных матрасиках применяется к тем растениям, которые при более медленной сушке чернеют, например к растениям из семейства орхидных, некоторым ивам и т.п. Голубая и синяя окраска венчиков, например, у колокольчиков и василька синего лучше сохраняется, если при закладке этих растений в пресс подложить под соцветия тонкие ватные подушечки.

Растение можно считать высохшим и пригодным для монтировки, если, поднятое за корневую шейку, оно не сгибается и сохраняет приобретенную в прессе форму. На одном гербарном листе монтируется только один вид - в одном или нескольких экземплярах. Укладывается растение на гербарный лист так, чтобы части его не выступали за края, и прикрепляется в разных местах узкими (3-4 мм шириной) полосками бумаги. Клей наносится на концы полоски и углы этикетки. Толстые части растений, например корневища, можно прикрепить к листу нитками. Чтобы нитки не были видны, их окрашивают акварелью или тушью в зеленый цвет. Приклеивать растения к бумаге нельзя. Пакетик либо капсула с плодами или семенами приклеивается к левому нижнему углу гербарного листа. Правый нижний угол листа отводится для этикетки, переписанной начисто чернилами, а лучше всего тушью. Семенной пакетик и этикетка приклеиваются немного отступя от краев листа.

При засушивании в прессе растение теряет свою объемную форму, естественное расположение его частей в пространстве нарушается. Поэтому, если нужно при засушке сохранить объемность растения или цветка, прибегают к другому способу - засушивают его в песке. Для этого нужен мелкий, ровный речной песок. Он должен быть совершенно чистым, свободным от примеси глины и органических остатков. Это достигается промыванием песка в воде до полного исчезновения мути. Затем песок высушивают и прокаливают на горячей плите в железных противнях, пока не прекращается выделение дымка и запаха. Приготовленный таким способом песок хранят в закрытом сосуде.

Основные семейства цветковых растений: лютиковые: 1 - ветреница дубравная, а - цветок, б - плоды; 2 - купальница европейская; 3 - живокость полевая, а - цветок в разрезе. Мотыльковые: 4 - клевер луговой, а - цветок, б - часть корня; 5 - чина луговая. Зонтичные: 6 - морковь посевная, а - цветок, б - плод. Крестоцветные: 7 - капуста огородная, а - плод-стручок; 8 - ярутка полевая, а - плод. Розоцветные: 9 - шиповник коричневый, а - ложный плод; 10 - груша обыкновенная, а - цветок в разрезе

Сложноцветные: 11 - астра многолетняя; 12 - василек синий, а - корзинка, б - воронковидный цветок; 13 - пижма обыкновенная; 14 - цикорий обыкновенный, а - корень. Лилейные: 15 - ландыш майский, а - плоды, б - часть корневища; 16 - гусиный лук желтый. Губоцветные: 17 - шалфей луговой; 18 - мята перечная. Пасленовые: 19 - картофель, а - цветок, б - плод в разрезе. Злаковые: 20 - тимофеевка (султан); 21 - рожь посевная (колос); 22 - кукуруза, о - початок; 23 - мятлик однолетний, а - цветок

Растения, высушенные в песке, в особенности цветки, становятся очень хрупкими, и извлекать их из песка нужно очень осторожно. Нельзя высыпать песок из конуса через край - растение или цветок можно поломать. Лучше выпускать песок тонкой струйкой из отверстия, сделанного шилом или гвоздем в низу конуса. Высушенные растения надо хранить в закрытых коробочках или под стеклянным колпаком в темноте. На свету они быстро выгорают.

При высыхании растение теряет свой естественный цвет. Прежде всего, выцветает красная и синяя окраска цветков, дольше сохраняется желтая. При многолетнем хранении изменяется цвет листьев и стеблей. Из зеленого он становится коричневато-бурым. Как быть в таком случае? На помощь приходят акварельные краски. Надо подобрать соответствующий тон и тонкой кисточкой окрасить лепестки и зеленые части сухого растения, восстановить естественный цвет. Если краска не пристает к воскообразному налету, которым иногда покрыта поверхность растений, то на нее предварительно наносят кисточкой тонкий слой разогретого желатина.

Зачем нужен гербарий?

Гербарий при его создании решает следующие задачи:

хранит справочный материал;

предоставляет образцы для определения сравнительным методом;

служит эталоном правильных научных названий.

В зависимости от задач и возможностей, а также характера проводимой работы можно выделить гербарии общие, региональные, локальные, специальные. Общие гербарии могут быть очень крупными. Самый большой гербарий нашей страны и один из крупнейших в мире хранится в Ботаническом институте им. В.Л. Комарова в С.-Петербурге. Он насчитывает более 5 млн. листов растений, встречающихся на территории всей России и сопредельных стран. Гербарий К. Линнея и ботанического сада Кью в Лондоне насчитывает 6,5 млн. образцов.

Но есть и небольшие гербарии, изучающие флору какого-то региона, области. Каждое высшее учебное заведение, где готовят специалистов-биологов, экологов и т.п. обычно имеет свои гербарные коллекции, соответствующие тем или иным требованиям. Учебные гербарии относятся к специальным гербариям. Они могут располагаться не только в вузах, но и в школах, колледжах. Такие коллекции должны содержать образцы для иллюстрации морфологических структур растений, представителей экономически важных и культурных растений, выращиваемых в данной местности, образцы для иллюстрации признаков основных семейств и родов.

Для сбора растений и составления гербария необходимо следующее оборудование:

1. Гербарная папка для переноса собранных растений и запаса бумаги, состоящая из двух листов плотного картона или фанеры размером 45x35 см с двумя продернутыми в разрезы тесемками для затягивания. Последнее время вошел в практику сбор растений для гербария в большие пакеты. Это позволяет донести их до базы более свежими, что облегчает последующую закладку в пресс.

2. Запас бумаги для засушивания растений, по возможности не проклеенной, пористой (фильтровальной, газетной).

3. Инструменты для выкапывания и срезания растений.

5. Гербарный пресс, состоящий из двух металлических или деревянных рамок, затянутых сеткой.

При сборе растений для гербария необходимо соблюдать ряд правил:

1. Растения для гербария собирают в сухую погоду, т.к. после дождя или росы растения плохо сохнут и могут почернеть.

2. Для гербария берут здоровые, неповрежденные растения, со всеми надземными и подземными органами. Это связано с особенностями определения растений по морфологическим признакам.

3. Травянистые растения, превышающие размер папки, перегибают 2-3 раза. От очень крупных растений берут верхнюю часть с цветками и листьями, среднюю с листьями и нижнюю с прикорневыми листьями. С деревьев и кустарников срезают побег с листьями, цветками и плодами (если они есть).

4. В рубашку укладывают растения одного вида. Крупных растений берут 1-2 экземпляра, мелких - до 10 и более (чтобы лист заполнить).

5. Растения выкапывают, освобождают от почвы. Толстые стебли, корневища и корни разрезают пополам вдоль.

6. Для размещения растения папку надо положить на ровную поверхность.

8. В рубашку с растением вкладывается черновая этикетка, на которой указываются:

1. название растения (если растение неизвестно, то ему можно присвоить номер или дать условное имя);

2. место, где растение собрано (область, район, ближайший населенный пункт);

3. место обитания растения (луг, лес, степь и т.п.);

5. кем растение собрано и определено;

6. в каких сообществах и как часто данный вид встречается.

Необходимо знать, какие виды принадлежат к числу охраняемых и без особой необходимости их не выкапывать. С такими растениями знакомятся на месте их произрастания.

Кроме того, ежегодно повторяющийся в одной местности массовый сбор растений влечет за собой сокращение их численности и может нанести существенный вред состоянию местной флоры. Для того, чтобы избежать этого, можно собирать часть многолетних растений без подземных частей, срезая лишь надземные побеги.

Как высушить растения?

Собранные растения необходимо заложить для сушки в гербарный пресс. Для этого их вынимают из папки вместе с листом, на котором они размещены (рубашкой), и переносят в пресс, перекладывая дополнительными листами бумаги - прокладками. При этом растения хорошо расправляют, чтобы отдельные части не налегали друг на друга. Если это невозможно, между налегающими органами прокладывают бумагу.

Растения не должны выступать за пределы бумаги. Вместе с растением обязательно должна находиться этикетка.

Для ускорения сушки очень сочных растений (например, орхидей), их обваривают кипятком, не погружая в воду цветки. У луковичных растений разрезают вдоль луковицу, которую также обваривают.

Стопку, состоящую из гербарных рубашек (листов с растениями) и прокладок, размещают между половинами пресса и плотно его затягивают. В один пресс можно поместить до 50 листов с растениями.

Пресс сушат на солнце, обязательно занося его на ночь в помещение. Влажные прокладки заменяют сухими ежедневно (для водных растений - 2 раза в день).

Правильно высушенное растение становится хрупким, его листья и цветки не провисают. Приложенное к губам, оно не вызывает ощущения холода.

Как правильно монтировать гербарий?

Растение, смонтированное на гербарном листе, должно давать возможность при его изучении составить истинное представление о его морфологии. В связи с этим при оформлении гербария необходимо придерживаться ряда правил и требований:

1. Высушенные в ботанических прессах растения монтируют на гербарном листе из тонкого белого картона или плотной белой бумаги размером 42х28 см (формат А3). На одном гербарном листе помещают один или несколько (в случае небольших размеров) экземпляров растений одного вида.

2. В правом нижнем углу гербарного листа приклеивают этикетку. Ее размер обычно 10х8 см. Записи на этикетке ведутся черными чернилами, разборчивым почерком. Информация на нее переносится с черновой этикетки. Гербарий без этикетки не имеет никакой ценности!

3. Для монтажа отбирают наиболее удачные экземпляры, с цветками и плодами, не имеющие поражённых органов (в случае, если это не гербарий повреждений).

4. Растение размещают на листе так, чтобы подземные органы были направлены вниз. Если экземпляр имеет большие размеры, его можно надломить в нескольких местах и в таком виде закрепить.

5. Растения пришивают белыми или зелёными нитками. Сначала закрепляют подземные органы, затем стебель, черешки листьев, ось соцветия, цветоножки.

6. С нижней стороны гербарного листа не должно быть широких стежков, узелки плотно завязывают с лицевой стороны на растении.

При монтировке гербария используют клей ПВА или крахмальный клейстер.

Чернила для заполнения этикеток должны быть водостойкими.

Не рекомендуется в качестве соломки использовать скотч или пластырь, т.к. со временем они приводят к порче гербарного образца.

Как хранить гербарий?

Засушенные растения очень гигроскопичны и от сырости быстро портятся. Гербарные образцы следует хранить в сухом светлом и проветриваемом помещении, располагая папки с ними в плотно закрывающиеся шкафы. Подбор гербарных листов в папках может быть тематическим (гербарий культурных растений, гербарий сорных растений и т.п.) или систематическим. Систематический гербарий семейств размещают в алфавитном порядке или в соответствии с какой-либо из принятых таксономических систем.

По мере увеличения коллекции необходимо вести каталог, где отмечать всю информацию о собираемых растениях. Каталог может быть как на бумаге, так и в электронной форме.

Часто гербарии страдают от насекомых. Для борьбы с ними существует много способов: протравливание коллекций различными инсектицидами, глубокое замораживание, нагревание и др. Все они требуют некоторой подготовки и определенных условий.

Подобные документы

Гербарий как коллекция специально собранных засушенных растений, предназначенных для научной обработки и его преимущества. Морфологический гербарий для изучения разнообразия форм и видоизменений органов у растений. Приспособления для сбора растений.

реферат [28,1 K], добавлен 21.10.2009

Общая характеристика соцветий, их типы, классификация, эволюционная морфология; тычиночные, пестичные и обоеполые цветки. Ботаническая характеристика, распространение, время цветения и применение соцветий. Методика сбора, гербаризации и хранения растений.

практическая работа [7,8 M], добавлен 03.12.2014

Создание тематического гербария "Злаки". Этапы оформления результатов исследований в лесу. Коллекция листьев, поврежденных насекомыми. Наблюдения за обитателями водоема. Подготовка проведения экскурсии на тему "Особенности строения придорожных растений".

отчет по практике [77,4 K], добавлен 13.06.2010

Опыление как способ размножения покрытосеменных растений. Автогамия обоеполых цветков. Формы и способы осуществления аллогамии. Морфологические адаптации цветковых растений к перекрестному опылению: ветром, водой, птицами, насекомыми и летучими мышами.

курсовая работа [334,8 K], добавлен 21.01.2015

Понятие жизненной формы в отношении растений, роль внешней среды в ее становлении. Габитус групп растений, возникающий в результате роста и развития в определенных условиях. Отличительные черты дерева, кустарника, цветковых и травянистых растений.

реферат [18,9 K], добавлен 07.02.2010

Основные понятия, связанные с анатомо-морфологическим строением главных представителей растений семейства лилейные. Семейство однодольных растений, многолетних трав или кустарников. Основные рода семейства лилейные, их распространение и экология.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 05.11.2014

Классификация масличных плодов и семян по морфологическим признакам. Особенности размножения цветковых растений. Типы соцветий у масличных растений. Причины разнокачественности плодов семян. Структурные элементы клеток масличных растений, ткани семян.

При сборе растений в гербарий следует соблюдать общепринятые правила: каждое растение берут целиком, включая верхнюю часть корневой системы; если растение слишком крупное, то в гербарий закладывают его отдельные характерные части. По возможности в гербарий должны попасть и цветы, и семена (плоды) или хотя бы что-то одно.

Собранные растения сохраняют под условными названиями до полного их определения. Если можно надеяться определить некоторые растения самим с помощью определителя или агронома, то вместо гербария можно принести на базу образцы в букете, поместив его в полиэтиленовый пакет, чтобы растения не слишком завяли.

Растения и растительные остатки могут быть собраны и для других целей. Так, на опорных точках могут браться образцы для сопряженных геохимических анализов, могут понадобиться спилы и керны деревьев для дендрохронологических исследований. Для таких сборов необходимо ознакомиться со специальными методиками.

Почвенные образцы, как правило, собирают в значительном количестве. При крупномасштабных исследованиях, ориентированных на оценку сельскохозяйственных земель, количество образцов, подлежащих различным видам анализов, определяется инструкцией почвенной съемки. В других случаях образцы могут быть собраны в ином объеме, предусмотренном программой работ. Часть образцов берется только для повторного просмотра на базе (смотровые образцы). Они могут иметь произвольные размеры и упаковку, сокращенную документацию. Образцы же, предназначенные для анализов, должны быть весьма тщательно документированы, высушены и упакованы.

Почвенные образцы берут из каждого генетического горизонта, но не реже, чем через 50 см. В случае большой мощности горизонта из него берут два-три образца. Образец вырезают ножом, а если почва рыхлая, то его насыпают в специальные мешочки или заворачивают в крафтовую бумагу. По вертикали образец не должен быть более 10 см. Исключение делается только для пахотного горизонта, который берется на всю его мощность. В бланке записывают номер образца и глубину от поверхности его верхней и нижней границы, например: 1) 0 - 22; 2) 25 - 30; 3) 35 - 45 и т.д. Размеры (вес) образца зависят от того, для каких анализов он предназначен. Если это генетические образцы, которые будут подвергнуты довольно полному анализу, то их размеры должны быть не менее 1 дм 3 . Если же это массовые агрохимические образцы, взятые на гумус, кислотность, азот, фосфор, калий из одного или двух верхних горизонтов, то их объем может быть в два раза меньшим.

В этикетке записывают название экспедиции, номер точки, мощность горизонта и глубину взятия образца (в виде дроби), дату, фамилию собравшего. Этикетку заполняют простым карандашом, свертывают внутрь написанным и кладут так, чтобы она минимально пострадала при перевозке. Если образец упаковывают в бумагу (обычно в крафтовую), то этикетку заворачивают в угол листа или закладывают иначе, но так, чтобы она не соприкасалась непосредственно с образцом. В мешочках этого избежать не удается.

Геологические сборы тоже должны иметь определенную цель. Образцы могут брать для уточнения (или определения) состава, генезиса, возраста пород, для сопряженных геохимических анализов. Часть сборов может иметь временный характер (для повторного просмотра). Образцы для анализов тщательно документируют и упаковывают.

Археологические или единичные интересные фаунистические находки также следует документировать и транспортировать на место камеральных работ для передачи заинтересованным организациям и лицам. Если же шурф попал на древнюю стоянку или захоронение, то раскопку вести нельзя, а нужно сообщить о находке археологам.

Палеогеографические образцы собирают в том случае, если обследуемое обнажение или разрез представляют особый интерес для установления стратиграфии отложений и палеогеографии четвертичного периода (ископаемые торфяники, озерные отложения). Здесь своя методика взятия образцов, с которой надо ознакомиться. Основное же правило состоит в том, чтобы брать в качестве образца как можно более тонкий слой породы (чтобы не захватить в один образец разновозрастные горизонты). Очень велика также требовательность к чистоте образца (для упаковки используют пергамент или кальку). Большая частота взятия образцов по обнажению — также необходимое условие их полноценности. Размеры образцов могут быть очень небольшими.

Образцы воды берут для сопряженных геохимических анализов либо просто для характеристики вод территории. Нередко пользуются стеклянными бутылками объемом 0,5 л. На каждой точке обычно берут 2 л, т.е. четыре бутылки. Тщательно вымытые бутылки в последний раз ополаскивают водой из того источника, откуда будет взята проба, заливают доверху и закрывают резиновой соской. К горлышку привязывают этикетку. Транспортируют бутылки в обычных деревянных или металлических ящиках с ячейками. В последнее время стали широко применять полиэтиленовые канистры и фляги. Для некоторых видов анализов требуется особая консервация воды, а иногда и больший объем проб.

Образцы для сопряженных геохимических анализов (почв, пород, растений, вод) берут, как правило, не на одной точке, а на нескольких, по катене — от элювиальных фаций до супераквальных.

Образцы почв, в отличие от описанного выше способа, применяемого в ландшафтном профилировании и картографировании, для ландшафтно-геохимических анализов берут не из средней части генетического горизонта, а по всей его мощности. Рекомендуется бороздчатый способ, при котором каждый образец выскребается или вырезается ножом от верхней границы горизонта до нижней. Чем меньше мощность горизонта, тем шире и глубже должна быть борозда, чтобы общая масса образца достигала 0,5 кг. При очень малой мощности горизонта борозды вообще не получается, приходится выбирать почву ножом по всей ширине лицевой стенки, строго следя за тем, чтобы не захватить лишнего материала из смежных горизонтов.

От образца, предназначенного для различных видов анализов (механического, минералогического, валового химического и др.), отбирают среднюю пробу в 50 г для спектрального полуколичественного анализа. Отдельно отбирают новообразования, по возможности в таком количестве, чтобы можно было сделать шлифы для изучения минералогического состава, а также произвести валовой и спектральный анализы.

Если в программе работ предусмотрен микроморфологический анализ, то для него берут образцы с ненарушенной структурой. Это должны быть микромонолиты, помещенные в маленькие коробочки. После просушки образца свободное пространство в коробочке закладывают ватой или бумагой для сохранения структуры почвы при транспортировке.

Для каждого почвенного горизонта рекомендуется определить объемный вес и полевую влажность почвы. Знание объемного веса необходимо при последующих пересчетах данных химических анализов из весовых процентов в объемные и для получения величин общего объема отдельных элементов в ярусах природного комплекса. Определение объемного веса и полевой влажности позволяет также рассчитать соотношение твердой, жидкой и газообразной фаз в профиле изучаемой фации.

Образцы растений берут таким образом, чтобы сухая масса составляла не менее 300 г. Наиболее сложен отбор проб древесной растительности. Необходимо отдельно отбирать листья или хвою, тонкие ветви до 1 см в диаметре, более толстые ветви, кору на высоте около 1 м от земли, корни (отдельно тонкие - до 1 см в диаметре и толстые), шишки, желуди, сережки, образцы древесины ствола. Последние берут из модельных деревьев. Из каждого отрезка ствола отпиливают для анализов пластинку толщиной 1 — 2 см, массой 1,5 — 2 кг. Она же служит для выявления процесса роста дерева (по годовым кольцам). Образцы кустарников берут по тому же принципу, что и древесных пород.

Для определения аналитических данных смешанного травяного покрова можно использовать укосы пробных площадок. Помимо этого представляет интерес взятие проб отдельных видов растений, особенно доминантов. Из более редких растений предпочтение отдается тем, у которых развита глубокая корневая система. При этом у кустарничков и полукустарничков с одревесневшими стеблями стебли берут отдельно от листьев.

Корни лучше собирать после срезания надземной массы растений. Их осторожно подкапывают и вытаскивают, несколько раз (по мере сушки) отряхивают от земли, чистят мягкой щеткой, но не моют, чтобы избежать выщелачивания части веществ. Толстые и тонкие корни, как отмечалось, берут отдельно. Все образцы этикетируют, сушат, затем измельчают ножницами или руками.

Пробы воды берут из шурфа, а также из родника, ручья, реки, озера, расположенных в нижней части изучаемой катены.

Донные отложения и образцы водных растенийживотных) отбирают после комплексного описания водоема (с профильной зарисовкой). Их быстро просушивают, чтобы остановить микробиологические процессы, могущие повлиять на результаты анализов.

Фотографии, сделанные в поле, могут служить дополнительным документальным фактическим материалом. Основное требование при этом - точная привязка и датировка кадров (где и когда сделан снимок). Эти сведения обычно записывают в дневнике вместе с замечаниями о содержании кадра.

Возможности получения точной документальной информации с помощью фотографий непрерывно возрастают вместе с развитием техники фотографирования (различные системы фотоаппаратов, широкоугольные объективы, телеобъективы, насадочные кольца для макросъемок, цветная фотография, приспособления для получения моментального фотоизображения и т.д.). Применяются также кино- и видеосъемка.

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Отдел цветковые растения. Признаки цветковых растений и их классификация

Цели: обобщить и углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, о классифика­ции растений; расширить знания о разнообразии цветковых расте­ний, показать их господствующее положение в растительном по­крове Земли и установить связи этого положения с особенностями строения и размножения покрытосеменных растений; познако­мить с признаками растений классов однодольные и двудольные; сформировать понятие о семействах покрытосеменных растений; обосновать необходимость бережного отношения к растениям и охраны цветковых растений.

Ключевые слова и понятия: семенные, голосеменные растения, покрытосеменные (цветковые) растения; цветок, плод, семя; од­нодольные, двудольные растения; семейства: крестоцветные, розо­цветные, пасленовые, сложноцветные, бобовые, лилейные, злаки.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Покрытосеменные произошли, по мнению большинства уче­ных, от древних голосеменных растений. Считается, что первые покрытосеменные были небольшими вечнозелеными деревцами с крупными одиночными цветками, напоминающими шишки голосеменных.


Какая общая черта характерна для голосеменных и для по­крытосеменных растений? (Эти растения размножаются при помощи семян.)

Считается, что покрытосеменные — самая молодая группа цар­ства растений, тем не менее самая многочисленная. В нее входит около 250 000 видов.

По палеонтологическим данным покрытосеменные растения появились в юрский период мезозойской эры, расцвет их пришел­ся на меловой период мезозойской эры. (Учитель демонстрирует соответствующие периоды на геохронологической шкале.) По­крытосеменные растения распространены на всех континентах, во всех климатических зонах Земли — от Арктики до тропиков и экваториальных лесов. Они приспособились к жизни в воде, в умеренном климате и в пустынях.

Приведите примеры покрытосеменных растений, обитаю­щих в воде. (Элодея, кувшинки.)

Приведите примеры покрытосеменных растений, обитаю­щих в умеренном климате. (Береза, ветреница, лютик.)

Приведите примеры покрытосеменных растений — обита­телей пустынь. (Саксаул, верблюжья колючка.)

Такого широкого распространения покрытосеменные достиг­ли благодаря высокой приспособляемости к различным условиям окружающей среды, вследствие чего их вид стал необычайно раз­нообразен. Среди покрытосеменных встречаются растения всех жизненных форм.

Вспомните, какие жизненные формы растений вы знаете. (Деревья, кустарники, кустарнички и травы.)

Приведите примеры покрытосеменных растений, относя­щихся к каждой из жизненных форм. (Деревья: липа, береза, тополь; кустарники: малина, лещина, сирень; кустарнички: черника, брусника; травы: лапчатка, ветреница, земляника.)


Продолжительность жизни покрытосеменных растений может быть различной. Встречаются как однолетние и двулетние, так и многолетние растения.

Приведите примеры. (Ответы учащихся.)

Но в чем же состоит принципиальное отличие покрытосе­менных растений от представителей других систематиче­ских групп? Почему их выделили в особый отдел? (Семена этих растений развиваются внутри плода.)

Покрытосеменные растения также называют цветковыми.

О какой особенности этих растений это говорит? (Эти ра­стения образуют цветки.)

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 43; учебник В.В. Пасечника § 46), выпишите признаки, характерные для растений отдела покрытосеменные.

(На выполнение работы учащимся дается около 3—5 мин. После ученики меняются тетрадями и проверяют работу соседа.)

Признаки покрытосеменных растений

Семязачатки находятся в завязи пестика.

Образование плодов и семян.

Наличие специфического органа, улавливающего пыльцу (рыльце пестика).

Наличие особой образовательной ткани — эндосперма.

Наличие развитой проводящей ткани (настоящих сосудов).

Продолжение рассказа учителя с элементами беседы

Отдел покрытосеменные растения разделяют на два класса. Какие? (Класс однодольные и класс двудольные.)


Какой главный признак, по которому растения относят к тому или иному классу? (Количество семядолей в семе­ни. У двудольных растений семя состоит из двух семядолей, а у однодольных — из одной.)

Считается, что двудольные — более древняя группа растений. Однодольные растения как самостоятельная группа обособились от двудольных на достаточно ранней ступени эволюции (в пред- меловом периоде). Отделившись как самостоятельная ветвь, од­нодольные развивались независимо от двудольных. Вероятно, по причине древности двудольных значительно больше однодоль­ных растений. Двудольных насчитывается свыше 200 000 видов, тогда как однодольных лишь 64 000.

Вспомните, по каким признакам, кроме количества семя­долей в семени, двудольные растения отличаются от од­нодольных. (По жилкованию листьев, характеру корневой системы, строению цветка.)

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 43; учебник В.В. Пасечника § 46), заполните таблицу.

Сравнительная характеристика растений класса однодольные и класса двудольные

Коли­чество семядолей в семени

Зародыш состоит из одной семядоли (щитка), приле­гающей к эндосперму

Зародыш обычно состоит из двух семядолей

Листья простые, обычно цельнокрайние, бесчерешковые. Жилкование дуговое или параллельное

Листья простые и сложные. Жилкование сетчатое (пе­ристое, пальчатое). Обычно черешок выражен

Обычно мочковатая. Глав­ный корень рано отмирает

Обычно стержневая, глав­ный корень хорошо развит. У некоторых травянистых форм корневая система мочковатая

Число частей цветка обыч­но кратно 3

Число частей цветка обыч­но кратно 4 или 5

Травянистый, не способен к вторичному утолщению. Нет камбия, нет четко диф­ференцированной коры и древесины

Травянистый или де­ревянистый. Способен к вторичному утолщению. Имеется камбий. Кора и древесина обычно четко выражены

Строение проводя­щих тка­ней

Проводящие пучки закры­тые. На поперечном разрезе стебля они расположены как бы беспорядочно

Проводящие пучки откры­тые. На поперечном разрезе стебля они расположены по кругу или в виде цилин­дра

(На выполнение работы отводится около 5 мин. После чего учитель берет на проверку тетради у 2—3 учеников, а еще 2—3 от­вечают устно у доски.)

Цветковые растения

Классы цветковых растений

Ботаника. Цветковые. Двудольные

Ботаника. Цветковые. Класс Однодольные

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Читайте также: